Программа Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения пед - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции - страница №1/1


Программа
Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов».
Разработчик программы Кожухарь Галина Сократовна, канд. психол. наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППИ.
Теоретическую и методологическую основу программы составили современные положения конфликтологии и психологии конфликта, разработки зарубежных и отечественных авторов по проблеме толерантности, фундаментальные положения технологий группового тренинга, теории личностно-ориентированного образования, учебной деятельности, синтетического контекстного обучения, акмеологический подход к развитию личности.

Цель тренинга – создание условий для становления и развития толерантной позиции учителя в межличностных отношениях как важнейшей детерминанты конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Программа тренинга предназначена для работников системы образования и, прежде всего, для учителей начальной и средней школы.

Основные методы, использованные в программе: групповая дискуссия, ситуационно-ролевые игры, психогимнастика.

Продолжительность тренинга составляет три дня по восемь часов. Всего двадцать четыре (24) часа. Содержание программы рассчитано на динамичную работу группы. При слабой динамике количество упражнений может быть сокращено.

Количество участников – 12-15 человек.

Структура программы включает следующие блоки.

Первый блок называется «Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения». Его цель – осознание участниками сути педагогических конфликтов, их функций, видов, а также собственных стратегий поведения в них, оптимизация стратегий поведения, расширение поведенческого репертуара в разрешении конфликтов, повышение гибкости реагирования.

Второй блок – «Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов» - знакомит членов группы с современными техниками, приемами, способами оптимизации общения как профилактики конфликтов и их урегулированию по конструктивному типу.

Третий блок, под названием «Толерантная позиция в конструктивном разрешении педагогических конфликтов», направлен на осознание, становление и развитие толерантной позиции учителя как основы конструктивного разрешения конфликтов.

Каждая смысловая часть программы тренинга реализуется по следующей схеме. Во-первых, осознание участниками своих реальных психологических особенностей как первичное самоопределение. Во-вторых, перспективное моделирование – создание идеального образа личности и процесса взаимодействия в конфликте. В-третьих, рефлексия – анализ и осознание актуального и потенциального, реального и идеального. В-четвертых, самоопределение - осознанный выбор измененной психологической реальности.

Применение конфликтных ситуаций как базовых при моделировании процессов взаимодействия в целостной тренинговой программе предполагает опору на некоторые принципы. Ведущий группы обеспечивает фасилитацию процесса группового взаимодействия с целью осознания и формулировки участниками этих принципов. С точки зрения влияния на развитие личности в конфликтной ситуации, наиболее важными из них представляются следующие.

1. Конфликт следует рассматривать и анализировать в рамках более широких отношений - в контексте педагогического общения и учебной деятельности.

2. Педагог принимает и несет ответственность за исход и последствия разрешения конфликтной ситуации для его участников.

3. В конфликте «учитель - ученик» приоритетны потребности и интересы учащихся, связанные с их личностным развитием.

4. Следует учитывать равноценность внутренних позиций участников конфликта при их статусной неравнозначности, если рассматривается конфликтная ситуация «ученик - учитель».

5. Продуктивным для разрешения конфликта является соотнесение ситуационных характеристик с психологическими особенностями личности его участников как внешних условий, выявляющих и обостряющих внутренние противоречия.

6. Существенная детерминанта саморазвития педагога – его самоопределение в процессе общения и взаимодействия, а также направленность на проявление и развитие компетентности в общении и в разрешении конфликтов как совокупности качеств, необходимых зрелому профессионалу.

7. Принцип поиска «базового противоречия» - предполагает анализ проблемного поля сходных ситуаций и выявления исходного противоречия, которое может являться источником различных, на первый взгляд, проблемных ситуаций.

8. Толерантная позиция учителя в разрешении педагогических конфликтов является основой их конструктивного разрешения.

В качестве базовых категорий, обеспечивающих осознание механизмов поведения в конфликте, выделены «эмоции/переживания» и «потребности/интересы». Конструирование тренинга направлено на реализацию единства содержательной и процессуальной составляющих процесса активного обучения, что должно способствовать развитию совокупности компонентов психологической готовности к эффективному разрешению педагогических конфликтов: межличностного, инструментального и гностического.

Итак, структура программы тренинга включает три блока:

1. «Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения».

2. «Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов».

3. «Толерантная позиция в конструктивном разрешении педагогических конфликтов».
Содержание программы тренинга

Блок 1. (Первый день).

«Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения».
1. Целеполагание и знакомство. Ведущий рассказывает о цели тренинга и его структуре, решаются организационные моменты, оглашаются принципы участия в социально-психологическом тренинге (активности, исследовательской позиции, объективации поведения, партнерского общения). Учителя представляются и осуществляют первичное самоопределение, сформулировав свои ожидания и цели участия в тренинге.

2. Упражнение 1. Знакомство. Цель – знакомство через осознание проявлений личностных особенностей в конфликте. Использование выявленных особенностей как индивидуальных мотиваторов саморазвития в контексте тренинга. Ход упражнения. Группа делится по парам. В паре каждый по очереди называет два качества, которые ему помогают успешно разрешать педагогические конфликты и два качества, которые рассматриваются им как препятствующие конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Затем все участники каждой пары представляют своего партнера, называя те качества, которые он перечислил (вначале помогающие, затем – мешающие). Обсуждение направлено на осознание своих индивидуальных особенностей, выявление типичных для группы качеств, выступающих как групповой ресурс конструктивного решения конфликтов и качеств, с которыми связана потребность изменения, саморазвития, самосовершенствования. 1

3. Упражнение 2. Цель – выявление и осознание основных функций конфликта. Инструкция участникам: «Пожалуйста, приведите по две-три ассоциации, которые первыми приходят вам на память, когда вы слышите слово конфликт». Ход упражнения: члены группы называют ассоциации и записывают их на листе ватмана или на доске. Затем все приведенные примеры классифицируются на основании тех признаков, которые смогут выделить участники. Обсуждение. Ведущий группы просит учителей выделить общую характеристику, которая могла бы находиться в основе всех ассоциаций (например, таких как ссора, драка, разногласие, напряжение, развитие и др.), а также назвать те группы, на которые расклассифицировали примеры. В результате групповой дискуссии формулируются некоторые выводы. Например: 1). В основе любого конфликта находится противоречие, которое должно достичь определенной степени обострения. 2). Главная функция конфликта заключается в разрешении противоречия. 3). На обыденном уровне сознания конфликт ассоциируется с негативными характеристиками, в которых проявляется его деструктивная функция. 4). Конфликт способен выполнять конструктивную функцию развития, личностного роста его участников.

4. Упражнение 3. Цель – знакомство с классификациями педагогических конфликтов. Ход упражнения. Учителям дается задание вспомнить наиболее значимую конфликтную или проблемную ситуацию, произошедшую за последние две недели. Затем каждый по кругу рассказывает коротко свою историю. Ведущий просит выделить признаки, по которым услышанные рассказы можно было бы объединить в группы. Обсуждение. В групповой дискуссии рассматриваются разные основания для типологий педагогических конфликтов (конфликты деятельности, мотивационные, дидактические, поведенческие, межличностных отношений и др.). Приведенные примеры соотносятся с классической типологией школьных конфликтов: «учитель –ученик», «учитель – родитель», «учитель – учитель», «учитель – администратор», «ученик – ученик». Обсуждаются общие и специфические причины их возникновения.

5. Психогимнастика. Упражнение 4. Цель – поддержание и восстановление работоспособности. Ход упражнения. Участники становятся в круг. Первый начинает какое-либо движение. Второй повторяет движение предыдущего человека и добавляет свое движение, и так далее. Последний участник группы должен повторить все движения и завершить демонстрацией своего образца поведения. Обсуждение. По окончании упражнения можно задать вопрос о том, какое настроение было у членов группы, какие возникли трудности, как они преодолевались индивидуально, какова была общегрупповая реакция на трудности отдельных участников, от каких факторов зависит согласованность групповой работы и сплоченность.

6. Информация от ведущего группы о проблеме толерантности, ее актуальности в современных социокультурных условиях и, в частности, в системе личностно-ориентированного образования. Участники знакомятся с предварительным определением данного понятия и его границами.

7. Упражнение 5. Цель – осознание стратегии поведения, выбираемой спонтанно в игровой ситуации конфликтного взаимодействия. Инструкция: «Пожалуйста, выберите себе пару и встаньте рядом, держась за руки, лицом ко мне (ведущему). Предлагаю вам короткую игру, условия которой следующие. По моей команде «начали» вы приступаете к игре. За один удар рукой по своему бедру участник зарабатывает один доллар. Руки размыкать нельзя, разговаривать запрещено, игра невербальная. По команде «стоп» вы заканчиваете игру». Если учителя задают дополнительные вопросы, инструкция повторяется еще раз в той же формулировке с добавлением, что можно действовать на основании собственного понимания. Ход упражнения. Участники играют в течение 4-5 минут, в то время как ведущий внимательно наблюдает и фиксирует все варианты поведения в заданной ситуации. Обсуждение: после окончания игры каждая пара делится теми переживаниями, чувствами, которыми сопровождалось выполнение задания, а также мыслями, возникшими в данном процессе и по окончании действия. Ведущий задает вопросы о том, проявил ли кто-то из игроков толерантность, возможна ли она в ходе данной игры, и если да, на основании каких признаков это можно подтвердить. После высказываний всех членов группы тренер просит запомнить сказанное с целью включения данного материала в дальнейшее обсуждение.

8. Психодиагностика стратегий поведения в конфликте по тесту К. Томаса (см. Прил. 1). Цель – выявление и осознание индивидуального и группового профиля стратегий поведения в конфликте. Ход диагностики: после инструкции члены группы заполняют бланки ответов, затем по ключу подсчитывают результаты.

9. Информация от ведущего (Прил.2). Цель – теоретическое знакомство с некоторыми положениями, раскрывающими особенности конфликта, классификацией стратегий поведения в конфликте и их психологическими характеристиками.

10. Психологическая интерпретация результатов диагностики и соотнесение их с выводами по игре (Упр. 2). Обсуждение. 1. Известные теперь членам группы стратегии поведения в конфликте соотносятся с теми реакциями, которые они продемонстрировали в игре (как правило, это либо соперничество, либо компромисс; реже встречаются избегание и приспособление). Ведущий задает вопрос о том, как бы в этой игре выглядело сотрудничество, и участники разрабатывают три рекомендации, способствующие достижению сотрудничества в образовательном процессе: 1) выявление интересов всех сторон, 2) выработка общей цели совместной деятельности, 3) отбор адекватных средств и способов достижения цели. 2. Как индивидуальный профиль каждого участника тренинга, так и групповая тенденция реагирования в конфликте, анализируется с точки зрения вероятности проявления разных стратегий поведения, и возможных результатов реализации основных функций обучения и воспитания. Формулируется вывод о том, что при внедрении личностно-ориентированного обучения в иерархии стратегий поведения в конфликте у учителей должны доминировать сотрудничество и компромисс при умении гибко использовать все типы поведения. 3. Рассматриваются особенности реагирования в ситуации дефицита времени и устойчивые личностные особенности предпочтения той или иной стратегии поведения в конфликте. Чаще члены группы приходят к выводу, что в экстремальной ситуации они соперничают или избегают. Устойчивые тенденции варьируют от группы к группе и анализируются либо как потенциальный ресурс (если сотрудничество и компромисс не попадают в средний или высокий уровень выраженности), либо как актуализированные возможности конструктивного решения конфликта. Проявления каждого типа поведения соотносятся с толерантной/интолерантной позицией в разрешении конфликтов.

11. Завершение групповой работы. Цель - подведение итогов за день. Получение обратной связи от группы. Ход завершающего упражнения. Учителям предлагается по очереди по кругу выбросить на пальцах в системе баллов от 1 до 10 балл, отражающий: а) их эмоциональную удовлетворенность от проведенного дня, б) полезность информации и опыта с точки зрения возможностей практического применения в педагогической деятельности. Прощание до следующего дня.


Блок 2 (Второй день).

«Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов».
12. Целеполагание и самоопределение на день. Цель – мотивация участников, повышение уровня осознания в процессе групповой работы. Ход обсуждения. Ведущий сообщает основную цель и задачи, которые он собирается реализовать в течение дня. Учителя сообщают о своих ожиданиях, пожеланиях и целях, связанных с предстоящим тренингом.

13. Упражнение 6. Цель - создание атмосферы непринужденности, работоспособности, сокращение дистанции. Инструкция. Станьте, пожалуйста, на свободное пространство. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, используя свой собственный способ невербального приветствия. Поздоровавшись с одним человеком, вы, встречаясь со следующим, применяете приветствие, которое продемонстрировал ваш предыдущий партнер. Если какая-либо пара использует одинаковые приветствия, для последующих участников надо придумать новый способ. Ход упражнения. Учителя приветствуют друг друга в течение 5-7 минут. Обсуждение может затрагивать следующие вопросы: как чувствовали себя учителя, какие из приветствий особенно запомнились и понравились, почему, какие факторы влияют на установление контакта и желание или нежелание его поддержать, как это связано с толерантной позиции личности.

14. Упражнение 7. «Картография конфликта» (1). Цель – обучение технике изменений образа конфликта как основы его конструктивного разрешения. Инструкция: 1. Выразите проблему, которая связана с вашей педагогической деятельностью одной фразой (В чем проблема?) 2. Выявите и назовите, тех, кто вовлечен в конфликт (главных участников). 3. Как вы думаете, каковы их подлинные потребности (нужды). Перечислите основные потребности всех участников, в том числе и ваши. 4. Как вы думаете, каковы подлинные опасения вашего партнера и ваши собственные? Перечислите их. Ход упражнения. Участники вспоминают конфликтную ситуацию и основную проблему, связанную с ней. Затем каждый индивидуально заполняет схему «картография конфликта» (Прил. 3). Далее группа делится по парам или тройкам, где проводится анализ эффективности разрешения конфликта с помощью данной техники. Обсуждение. В общем круге рассматриваются влияние осознания потребностей и опасений партнера и своих собственных на изменение образа конфликта в позитивную сторону как основы для его решения. Делаются выводы о различном содержании образа себя, партнера и ситуации. Переход от схематичного и упрощенного образа другого человека к приближенному к реальности психологическому содержанию является одним из существенных моментов работы с образом конфликта.

15. Упражнение 8. «Мой враг – мой друг» (2). Цель: объективация представлений о себе и о партнере в конфликте, видение не только негативных, но и позитивных характеристик оппонента. Инструкция: «Представьте конфликтную ситуацию, которая произошла или могла бы произойти у вас в школе. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две половины вертикальной чертой. В левой части листа запишите особенности оппонента, которые, по Вашему мнению, способствовали появлению и развитию конфликта. В правой части продолжите список положительными качествами, которые могут явиться продолжением его отрицательных особенностей. Обсуждение. Учителя анализируют в начале в тройках, а затем в группе, отрицательные качества и их позитивное продолжение, выявляют, как изменение понимания функций качеств влияет на восприятие конфликта и возможности его разрешения. В групповой дискуссии обсуждаются возможности применения данного способа работы с конфликтом и его ограничения. (Прил.4).

16. Упражнение 9. «Открытое предъявление чувств» (в упражнении использована схема М. Розенберга). Цель: приобретение умений и навыков открыто, корректно предъявлять любые чувства, как позитивные, так и негативные. Инструкция: разделитесь по парам и вспомните конфликтную ситуацию из сферы педагогического общения. Восстановите чувства, которые вы в ней пережили. Опишите партнеру вашу реальную реакцию в ситуации и попробуйте отреагировать, выразив отрыто чувства по следующей схеме.

Схема искреннего выражения чувств:


  1. Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.).

  2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).

  3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»).

  4. Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»).

В обсуждении концентрируется внимание на ответной реакции, которая спонтанно проявляется у партнера по общению в первом случае и при искреннем выражении чувств по предложенной схеме. Формулируется вывод о возможностях открытого предъявления чувств с целью установления глубоких отношений взаимопонимания и для профилактики конфликтов. (Пример искреннего выражения чувств по схеме см. Прил. 5).

17. Упражнение 10. Цель – обучение конструктивному разрешению конфликта по определенной схеме его анализа. Ход упражнения. Члены группы вспоминают значимые конфликтные ситуации и выбирают одну из них (или ведущий дает собственную заготовку). Затем все участники делятся на группы по количеству оппонентов. Каждая подгруппа описывает конфликт из позиции той стороны, которую они представляют по следующей схеме:



1. формулировка проблемы;

2. выявление интересов;

3. возможные решения;

  1. альтернативы;

  2. разрешение (исход) конфликта.

Далее подгруппы в общем круге представляют свои наработки. Обсуждение: рассматриваются вопросы, связанные с расширением контекста понимания проблемы, изменением образа оппонента и конфликта в целом, расширением возможностей конструктивного исхода конфликта по общей стратегии «выиграть – выиграть», в отличие от стратегии «победить – проиграть». Результаты обсуждения и сформулированные выводы соотносятся с характеристиками толерантной установки и позиции, приводятся примеры возможных проявлений толерантности при разрешении конфликта по данной схеме.

18. Ситуационно-ролевая игра. Цель – закрепление знаний и практических умений разрешения конфликта по рассмотренной схеме анализа. Ход игры: желающие разыграть ролевую игру демонстрируют протекание конфликта, проанализированного в предыдущем задании с учетом данных, выявленных по схеме анализа конфликта. Наблюдатели отслеживают вербальные и невербальные элементы поведения участников игры, которые способствуют конструктивному разрешению конфликта, либо препятствуют ему, фиксируют целенаправленное применение схемы анализа и информации, полученной на ее основе. Обсуждение. Участники игры выражают чувства и описывают их динамику в соответствии с разворачиванием конфликта. Наблюдатели дают обратную связь игрокам об эффективности примененных ими приемов, способов, схем и т.п. Анализируются проявления всеми участниками толерантной позиции в общении и разрешении конфликта: игроками в процессе ситуационно-ролевой игры, наблюдатели в процессе обсуждения.

19. Групповая дискуссия на тему «Толерантная позиция в разрешении конфликтов». Цель – обобщение теоретических знаний и практического опыта конструктивного разрешения конфликтов на основе толерантной позиции по отношению к оппонентам и самому конфликту. Обсуждение предполагает раскрытие следующих вопросов: субъективного переживания собственной позиции как толерантной, объективных характеристик проявления данной позиции во внешних поведенческих признаках, влияния толерантной позиции и соответствующей установки на динамику конфликтных взаимоотношений и исход конфликта.

20. Упражнение 11 (заключительное). Цель – эмоционально-рациональная интеграция опыта конструктивного разрешения конфликта на основе толерантной позиции. Инструкция: сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого он в руках, будет называть имя человека, которому он хочет передать этот мяч и произносить слова: « для меня толерантная позиция это …, а для тебя?» и так далее. У каждого из нас мяч может оказаться в руках несколько раз. Ход упражнения: члены группы становятся в круг. Мяч в руках у ведущего. Он начинает первым и заканчивает упражнение после нескольких повторений определения толерантной позиции. Прощание до следующего дня.


Блок 3. (Третий день).

«Толерантная позиция в конструктивном разрешении

педагогических конфликтов».
21. Целеполагание и самоопределение на день. Цель – мотивация участников, повышение уровня осознания. Ход обсуждения. Ведущий сообщает основную цель работы и план на день. Учителя сообщают о своих ожиданиях, пожеланиях и целях, связанных с последним днем тренинга.

22. Психогимнастика. Упражнение 12. Разминка. Цель – создание позитивной эмоциональной атмосферы, осознание роли толерантной/интолерантной установки к людям на выбор стратегии поведения. Инструкция: Станьте в круг и крепко возьмитесь за руки. Один из участников остается вне круга. Его задача – попасть в общий круг. Ход упражнения. Игра повторяется 3-4 раза в зависимости от динамики. Разные члены группы демонстрируют свои способы попадания в круг. Обсуждение. Учителя делятся пережитыми в ходе игры чувствами. Затем анализируются стратегии поведения, избранные игроками, проникающими в круг. Рассматривается вопрос о причинах, от которых зависит выбор борьбы и силового проникновения, «уговаривающей» стратегии или других типов поведения.

23. Ситуационно-ролевая игра «Социальная агрессия».2 Цель – исследование влияния толерантной позиции на исход ситуации направленной социальной агрессии. Ход игры. Распределяются роли: один учитель изображает директора школы, 3 или 4 человека (в зависимости от количества участников группы) – учителя, которые выходят за дверь помещения, в котором проходит тренинг. Директору и учителям даются разные инструкции. Инструкция директору: Учителя будет входить по одному, по очереди и спрашивать вас: «Вызывали?». Вы отвечаете «Да». На следующий вопрос к вам «Сесть можно?» - вы отвечаете «Нет» и далее говорите «На вас пришла жалоба. Вы плохо работаете». После этих слов вы будете вести себя в зависимости от реакции партнера по общению - так, как вам захочется, то есть спонтанно. Инструкция учителям: Вы по очереди входите в аудиторию и произносите одни и те же слова. «Здравствуйте. Вызывали?» после того, как директор вам ответит, вы спрашиваете: «Сесть можно?». Получив от него ответ, вы можете действовать спонтанно, так, как вам захочется или вы посчитаете нужным. Инструкция наблюдателям: ваша главная задача - отслеживать вербальные и невербальные проявления участников игры, которые сглаживают или усиливают социальную агрессию. Постарайтесь проанализировать, что в поведении участников способствовало конструктивному исходу конфликта и нейтрализации агрессии, что – приводило к эскалации конфликта и росту взаимной агрессии. Обсуждение. В процессе обсуждения рассматриваются вопросы, раскрывающие особенности стратегий, примененных учителями, их влияние на исход конфликта: его конструктивное разрешение или эскалацию и рост взаимной агрессии. Анализируются вербальные и невербальные компоненты, в которых проявлялась толерантная либо интолерантная позиция, формулируются выводы о взаимосвязи особенностей выбранных участниками ролевой игры стратегиями и позитивным исходом, ростом социальной агрессии или переходом конфликта в латентную стадию протекания. 3

24. Психогимнастика. Упражнение 13. «Перетягивание каната». Цель – снятие эмоционального напряжения, повышение работоспособности, осознание установок, потребностей и целей в заданной извне ситуации противоборства. Инструкция: разделитесь по парам, представьте, что вы держите в руках воображаемый канат и играете в игру «перетягивание каната». По команде «начали» вы приступите к игре и закончите ее только после моей команды «стоп». Ход упражнения. Группа делится на пары и по команде ведущего играет в течение 5 – 7 минут. Обсуждение. Анализируются применяемые стратегии, трудности, связанные с той или иной избранной ролью (например, «победитель», «проигравший», «поддавшийся» и др.), влияние на выбранную стратегию установок, сформировавшихся в ходе тренинга или полученной информации.

25. Упражнение 14. Цель – обобщение отношений, которые связаны с позитивным и негативным разрешением конфликта. Ход упражнения. Вся группа делится на две подгруппы. В первой подгруппе каждый участник вспоминает реальную ситуацию, когда, по его мнению, ему удалось положительно разрешить конфликтную ситуацию. Все реальные ситуации обсуждаются, и от группы вырабатывается набор отношений к партнеру по конфликту, которые проявлялись в процессе его протекания. Вторая подгруппа на основе анализа реальных ситуаций конфликта вырабатывает набор отношений, характерных для неудачно разрешившегося конфликта. Обсуждение. В групповой дискуссии анализируются особенности межличностных отношений, которые взаимосвязаны с противостоянием или согласованностью в ситуациях взаимодействия. Качества и отношения, обеспечивающие согласованность рассматриваются как основа сотрудничества. Результатом групповой дискуссии становится разработка модели отношений, составляющих ядро толерантной позиции в разрешении конфликта (Прил. 6).

26. Упражнение 15. Цель – обобщение приобретенных знаний и практического опыта конструктивного разрешения конфликтов на основе толерантной позиции. Ход упражнения. Участники делятся на две подгруппы по выбору. Первая подгруппа работает над созданием психологического портрета личности, характеризующейся толерантной позицией и способной конструктивно разрешать конфликты. Вторая подгруппа разрабатывает модель личности с интолерантной позицией, которая провоцирует и усиливает конфликты. В групповой дискуссии обсуждаются разработанные психологические портреты личностей двух типов, анализируются, содержание портретов дополняется и уточняется, выделяются наиболее важные характеристики и их иерархия в структуре личности. Содержание и структура психологических портретов личности с толерантной и интолерантной позицией фиксируется на листах ватмана.

27. Упражнение 16. Ситуационно-ролевые игры. Цель – закрепление практического опыта конструктивного разрешения конфликтов на основе толерантной позиции. Ход упражнения. Учителя выбирают несколько эмоционально значимых педагогических конфликтов разных видов. Например, «учитель – ученик», «учитель – родитель», «учитель – администрация». Затем желающие разыгрывают ситуацию два раза: вначале так, как она происходила реально или по спонтанному сценарию, затем – с целью ее конструктивного разрешения на основе приобретенного в ходе тренинга опыта. В случае деструктивного развития конфликта в кульминационные моменты участники меняются ролями. При исходе, не удовлетворяющем наблюдателей, следующие пары разыгрывают ролевую ситуацию до тех пор, пока группу не удовлетворит конструктивное разрешение конфликтной ситуации. Обсуждение. В групповой дискуссии анализируются эффективные и неэффективные стратегии, способы и приемы работы с конфликтом. Выявляются наиболее типичные ошибки и возможности их устранения.

28. Групповая дискуссия на тему «Толерантная позиция в конструктивном разрешении педагогических конфликтов». Цель – подведение итогов тренинга. В процессе групповой дискуссии обсуждаются следующие примерные вопросы. «Какие способности, связанные с конструктивным разрешением педагогических конфликтов были развиты или приобретены в результате участия в тренинге?» «Как изменились представления о толерантной позиции, ее роли в решении конфликтов?» «В связи с какими фактами вы переживали положительные эмоции и чувства в процессе работы?» «Какие ситуации и события вызвали отрицательные переживания?» «Как вы предполагаете вести себя в дальнейшей жизни при встрече с конфликтной ситуацией?» Постановка обсуждаемых тем может исходить от участников и их потребностей.

29. Заключительное упражнение. Цель – прощание с группой и завершение работы. Инструкция: «Предлагаю вам на прощание встать в круг и по очереди произнести одно слово и невербально продемонстрировать отношение, которые вы хотели бы подарить каждому участнику тренинга и группе в целом, чтобы мы взяли подарок с собой, в жизнь. Дарящий делает шаг вперед, в круг вручает свой подарок. После того, как он делает шаг назад, вся группа шагает к центру и повторяет его дар (слово и невербально показанное отношение), чтобы запомнить и унести с собой. Ход упражнения: важно, чтобы в этом упражнении приняли участие все члены группы, и оно проводилось без объяснений и комментариев.
ЛИТЕРАТУРА4

1. Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992. – 116 с.

2. Самоукина Н.В. Антистрессовая программа для банковских работников.// «Прикладная психология». ПВ, 1997. С. 42-63.

3. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: «Речь», 2000. – 256 с.


Приложение 1.

Тест К. Томаса «Стратегии поведения

в конфликтных ситуациях».
Инструкция: “Сейчас Вам будут предъявлены 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Выберите из каждой пары суждение, которые Вы считаете соответствующим вашему собственному поведению и обведите его кружком на бланке ответов. Если Вы затрудняетесь сделать выбор, попробуйте вначале ответить для себя на вопросы: “Как я обычно веду себя? Как бы я, скорее всего, повел себя?”. Благодарим за участие".5

Вопросник.

  1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

  1. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по моему.

  1. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. а) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на свое.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

  1. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы обеих сторон.

  1. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим

заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих стратегий взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Интерпретация результатов.

На первом этапе осуществляется количественный подсчет баллов по каждому типу поведения. Максимально возможный балл – 12. Второй этап предполагает качественный анализ соотношения баллов по каждому типу поведения. Дается анализ содержания каждой стратегии поведения по ее основным характеристикам и рассматривается их соотношение. С этой целью используется описание стратегий взаимодействия (см. Прил.2). Для анализа строится график, на котором по вертикали откладываются баллы (от 0 до 12), а по горизонтали – пять стратегий поведения в конфликте.



  1. Соперничество - число баллов

  2. Сотрудничество - число баллов

  3. Компромисс - число баллов

  4. Игбегание - число баллов

  5. Приспособление - число баллов



Ключ

N

1.

2.

3.

4.

5.

1










А

Б

2




Б

А







3

А










Б

4







А




Б

5




А




Б




6

Б







А




7







Б

А




8

А

Б










9

Б







А




10

А




Б







11




А







Б

12







Б

А




13

Б




А







14

Б

А










15










Б

А

16

Б










А

17

А







Б




18







Б




А

19




А




Б




20




А

Б







21




Б







А

22

Б




А







23




А




Б




24







Б




А

25

А










Б

26




Б

А







27










А

Б

28

А

Б










29







А

Б




30




Б







А







Приложение 2.
Перечислим некоторые особенности конфликтов. Во-первых, они неизбежны как во внутренней жизни человека, так и в его многообразной жизнедеятельности, избегание конфликтов только усугубляет их. Во-вторых, конфликты в принципе являются разрешимыми и могут быть решены без применения насилия, конструктивно. В-третьих, конфликты способны оказывать позитивное, созидательное влияние на развитие личности, организации, могут углублять и укреплять отношения, быть творческими и полезными.

Психологические особенности каждой стратегии поведения в конфликте можно описать на основании обозначений системы координат и дополнительных пространств, образовавшихся в результате проведения горизонтального и вертикального сечения через центральную точку координатного пространства (Схема 1).6


Схема 1.
Направленность на

свои интересы, 1. 2.

на результат активные

действия


3.



пассивные

действия

4. 5.
0 Направленность на

индивидуальные совместные интересы другого, действия действия на взаимоотношения




1. Соперничество. Для данной стратегии поведения в конфликте характерна ориентация на удовлетворение своих интересов и на получение индивидуального результата. При этом игнорируются как потребности и интересы партнера, так и взаимоотношения с ним, что проявляется в открытом противоборстве. Соперничество связано с демонстрацией напористости, настойчивости, целенаправленности, умением настоять на своем и отстоять собственную позицию. Это активные и индивидуальные действия, которые еще называют борьбой.

2. Сотрудничество. Сотрудничество можно определить как максимизацию выигрыша. Только при реализации этой стратегии возможно максимально полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Достигается желаемый результат при создании благоприятных взаимоотношений. Это активные и совместные действия, равноправные, паритетные отношения.

3. Компромисс. При компромиссе участники конфликта удовлетворяют свои потребности и интересы только наполовину, что позволяет минимизировать проигрыш, в отличие от сотрудничества, направленного на максимизацию выигрыша. Компромисс сочетает в себе направленность на результат и на отношения, активность/пассивность действий и индивидуальность/ совместность, что демонстрирует его центральное положение на пересечении системы координат.

4. Избегание. Такую стратегию поведения часто называют уход, что подчеркивает невозможность удовлетворения интересов ни одного из участников взаимодействия в связи с данной ситуацией, отказ, как от достижения результата, так и от взаимоотношений. Это пассивные, индивидуальные действия, которые позволят удовлетворять иные потребности и интересы, вне контекста конфликтной ситуации.

5. Приспособление. Выбор этой стратегии поведения в конфликте позволяет другому человеку полностью удовлетворить свои потребности и достичь результата, но при этом, хотя приспособившийся субъект не удовлетворяет непосредственные интересы в конфликте, он имеет замещающий результат в виде благоприятных, добрых взаимоотношений. Таким образом, данная стратегия характеризуется совместными, но пассивными действиями. Часто она имеет еще одно название – уступка.
Приложение 3.

«Картография конфликта».


1.

2.

1. 3.

2.

3. 3.
1.

2.

3.








1. Кто участник конфликта.

2. Потребности участника конфликта.

3

Проблема
. Опасения
участника конфликта.





Приложение 4


Качества оппонента, повлиявшие на возникновение конфликта.

Положительные качества, которые могут помочь в разрешении конфликта как продолжение отрицательных характеристик.

1. Отсутствие достаточного профессионально опыта.

1. Стремление экспериментировать.

2. Резкость в общении.

2. Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.

3. Поспешность в принятии решения.

3. Способность действовать в экстремальной ситуации, при дефиците времени и информации.

4. Враждебность.

4. Умение отстоять свою позицию.

5. и так далее

5. и так далее


Приложение 5.
Пример произнесения фразы искреннего выражения чувств по схеме:

«Когда я вижу, что ты в течение часа смотришь телевизор, я чувствую беспокойство, потому что не хочу, чтобы меня вызвали в школу. Пожалуйста, расскажи задание на завтра, скажи, что ты уже сделал, а что еще не успел?" Преимущество искреннего выражения чувств в предложенном варианте заключается в том, что данная фраза корректна, ее содержание не обидно для партнера по общению, оно не порождает раздражение, агрессию. Такое предъявление чувств является началом диалога и совместной деятельности, это возможность установить контакт на основе взаимопонимания. Особенностью произнесения фразы по схеме является соблюдение строго соответствия между наблюдаемым, Вашими чувствами, потребностью и пожеланием. При этом пожелание должно быть очень конкретно и связано с ситуацией «Здесь и сейчас».


Приложение 6.
Таблица отношений противостояния и согласованности.


Противостояние

Установка

(точки выбора)

Согласованность

Осуждение

Готовность

Принятие

Отрицание


Прощение

Признание

Недоверие

Намерение


Доверие

Неуважение

Ответственность

Уважение

Замкнутость


Осознание

Участие

Не эффективное общение




Эффективное общение (нормальное)

Установочные характеристики с позитивной направленностью (положительной валентностью) представляют собой толерантную позицию, обеспечивающую движение к согласованности и сотрудничеству, конструктивное разрешение конфликта. Установочные характеристики с отрицательной валентностью порождают противостояние, соперничество и способствуют развитию конфликта по деструктивному типу.





1 В ходе тренинга важно, чтобы ведущий при проявлении этих качеств участниками, обращал на это внимание, что позволило бы осознать тенденцию к стереотипному реагированию или работе над собой, само изменению.

2 Модификация варианта игры из тренинга М.М. Кашапова .

3 Если учителя демонстрируют сходные стратегии, после обсуждения ведущий просит наблюдателей продемонстрировать их варианты поведения в данной ситуации.

4 Все упражнения адаптированы в соответствии с целью и задачами тренинга. В качестве источника использовался опыт участия автора в ежегодных международных конференциях по разрешению конфликтов в г. Санкт-Петербурге.

5 Участникам исследования раздаются бланки для ответов, которые с точностью повторяют ключ для подсчета баллов, только без указания названий стратегий поведения в конфликте.

6 Обозначения в данной системе координат представляют авторскую интеграцию параметров стратегий поведения из теорий К. Томаса, Б. Мутон и С. Блейк и другими.