Программа развития на период 2009 2012 гг - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа воспитательной работы 1 201.54kb.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за... 1 206.84kb.
Цель Создание условий для разностороннего развития личности, социально... 1 257.75kb.
Программа стратегического развития гооу нпо «Мурманский индустриальный... 6 1964.62kb.
В. Т. Гречаная 2012г. План санитарно-просветительной работы для учащихся... 1 80.3kb.
Фонд «Центр стратегических разработок – регион» 23 3648.45kb.
2011г основная образовательная программа начального общего образования 7 2563.61kb.
Готовимся к родам Уильям и Марта Сирс 23 4773.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 14 5226.1kb.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного... 1 224.63kb.
Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 г. N 86-зс "Об утверждении... 6 2347.9kb.
Изучить проблему загрязнения окружающей среды человеком 1 145.6kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа развития на период 2009 2012 гг - страница №1/14




Федеральное агентство по образованию

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Муниципальное образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска»


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на период 2009 - 2012 гг.


«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МИКРОРАЙОНА ПРИ ШКОЛЕ С ПОЛНЫМ И ПОЛНОЦЕННЫМ ДНЕМ»

представлена на Республиканский конкурс среди общеобразовательных учреждений

(соискание гранта в номинации – «Лучшая школа города»)


Авторы-разработчики:

1. Шнайдер И.Д., директор

2. Дерр М.А., зам. директора по ВР

3 Фёдорова Т.В. зам. директора по УВР

4. Мусинов П.А., к.пед.н., доцент,

научный руководитель и консультант

Программа обсуждена, одобрена и принята

на педагогическом совете учреждения



Протокол № 3 от «24» декабря 2008 года.

г. Горно-Алтайск

2009 год.

СОДЕРЖАНИЕ





































































ДОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ СОКРАЩЕНИЯ


Аббревиатура

Полное наименование






























































ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


п/п

Понятие

(категория)

Определение


1.

Автономность ОУ

Один из основных принципов государственной образовательной политики РФ, связанный с децентрализацией управления в сфере образования и означающий существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенций и ответственности ОУ.

2.

Агент изменений (внешний и внутренний)

Субъект инновационной деятельности, решающий существенные задачи развития ОУ. Позиция внешнего агента изменений (консультанта) заключается в диагностике школьной системы и выявления возможностей изменения в ответ на потребности внешней и внутренней среды. Позиция внутреннего агента изменений состоит в трансляции возможностей изменений ОУ и поддержки этих изменений.

3.

Адаптация ОУ к внешней среде

Необходимое условие успешного выживания, функционирования и развития ОУ. Для успешной и активной адаптации необходим, прежде всего, учет таких свойств среды, как стабильность/нестабильность, скорость изменений, предсказуемость/непредсказуемость изменений, уровень сложности, уровень взаимосвязанности.

4.

Анализ и оценка достижения и конкурентных преимуществ ОУ

Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Логически предшествует наиболее важной составляющей анализа, нацеленного на развитие ОУ – анализа проблем и причин. Способствует лучшей фиксации и осознанию разработчиками программы развития пути, пройденного ОУ, наиболее важных сильных сторон ее опыта и традиций, тех аспектов деятельности, в которых ОУ накопила особенно высокую компетентность и добилась успехов, больших по сравнению с другими ОУ (конкурентных преимуществ).

5.

Анализ состояния и прогноза тенденций изменения внешней среды ОУ

Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Значимость ее связана с пониманием ОУ как открытой, социально-ориентированной системы.

6.

Анализ состояния и прогнозирования тенденций изменения социального заказа ОУ

Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Значимость для развития ОУ огромна – от реализации данной функции и входящих в ее состав задач ОУ зависит общая социальная ориентация деятельности ОУ, уточнение миссии, определение моделей выпускников, выбор стратегии и основных направлений развития и т.п.

7.

Аура ОУ

Метафорический термин, используемый для обобщенной, интегральной характеристики состояния ОУ, способного оказывать значимое положительное или негативное влияние на участников образовательного процесса, их настроение, физическое и психическое состояние, их деятельность и поведение.

8.

Внешняя

среда ОУ



Совокупность социальных и природных факторов, действие которых значимо для создания, выживания, функционирования и развития ОУ как открытой, социально-ориентированной и социально ответственной системы. Она определяет направленность ОУ, создает для этой деятельности благоприятные возможности, ограничения и угрозы.

9.

Возможности

1) как характеристика ОУ, его подсистем, систем управления, т.е. внутренние, собственности. Все, что ОУ может сделать, осуществить, превратить в действительность.

2) как характеристика ситуационного фона, окружения по отношению к деятельности ОУ, т.е. внешние. Характеристика ситуаций во внутренней и внешней среде ОУ, рассматриваемых в контексте и с точки зрения их ожидаемого положительного влияния на решение некоторых актуальных (прежде всего, стратегических) задач и проблем ОУ.



10.

Возможности и ограничения

Пара взаимосвязанных понятий, отражающих в своей совокупности собственные возможности, общий потенциал системы. В контексте данного понятия возможности понимаются как позитивные, имеющиеся в наличии составляющие такого потенциала, а ограничения – как то, что система по тем или иным причинам делать не может.

11.

Возможности и опасности, угрозы

Пара взаимосвязанных понятий, отражающих в своей совокупности ситуационные возможности, т.е. возможности внешней среды, которые благоприятны или неблагоприятны для ОУ. При этом под возможностями понимаются, как правило, благоприятные позитивные возможности, а нежелательные для ОУ возможности именуются опасностями, угрозами.

12.

Возможности и требования

Пара взаимосвязанных понятий, используемых при отображении любых процессов детерминации жизнедеятельности ОУ. ОУ сталкивается с множеством внешних и внутренних требований, выступающих как следствие определенных ценностей, ожиданий, потребностей, интересов. Без выявления этих требований невозможно определить, что и как должно быть сделано, нельзя дать оценку текущей деятельности, нельзя выявить и возможности ОУ, так как нельзя говорить о возможностях вообще, можно и нужно говорить о возможностях по отношению к конкретным требованиям.

13.

Вызовы и

ответы


Словосочетание, используемое для характеристики поведения ОУ во взаимоотношениях с окружающей средой. В качестве вызовов рассматриваются любые явления и изменения внешней или внутренней среды ОУ, порождающие новые требования к нему и системе управления, требующие от нее адекватного реагирования, действия – ответ на вызов.

14.

Дескриптивные (описательные) модели в образовании и управлении

Модели, используемые для описания существующего положения дел. Иногда к таким моделям относят и модели, выполняющие также функции объяснения имеющихся ситуаций. Значение таких моделей для науки и практики связано с тем, что они требуют разработки и представления понятийного аппарата, т.е. интеллектуальных средств познания сложных систем, служат основой для описания педагогического и управленческого опыта.

15.

Диагностика

Распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза поведения, а также принятия решения о возможностях воздействия на это поведение.

16.

Диагностические методы

Способы, приемы сбора и анализа диагностической информации: наблюдение, эксперимент, опрос-интервью, тесты при корректном применении в адекватных ситуациях, дающие максимальную эффективность.

17.

Достижения ОУ

Положительные, успешные результаты жизнедеятельности ОУ и его подсистем – образовательной, инновационной, обеспечивающей, управленческой, школьного сообщества.

18.

Задачи программы развития ОУ

Важнейшие инвариантные требования к целевым комплексным программам развития ОУ. Главными являются:

- определить и описать место ОУ в системе социальных связей и взаимодействий и выявить достигнутый уровнеь жизнедеятельности ОУ (решение предполагает анализ состояния и прогнозирование тенденций изменений внешней среды и социального заказа адресуемого ОУ и их соотнесение с возможностями получения ресурсов извне, анализ и оценку достижений ОУ и его актуальных проблем и находит свое отражение в информационной справке о ОУ и аналитико-прогностическом обосновании программы);

- определить и описать образ желаемого будущего состояния ОУ, ее структуру и функционирование (решение отражается в концептуальном и детализированном проектах будущего ОУ, в концепции будущего состояния ОУ);

- определить и описать стратегию и тактику перехода (перевода) ОУ из существующего – в новое, желаемое состояние, разработать конкретный план такого перехода (решение отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние»).



19.

Заказ (социальный заказ) на образование

Понятие, традиционно служащее для выражения совокупных социальных требований общества к системе образования. Определяется культурными и образовательными потребностями, интересами и ожиданиями заказчиков на образование и поэтому может носить внутренне противоречивый характер.

20.

Заказчики на образование

Совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей и выразителей образовательных и культурных потребностей, в разных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования.

21.

Заказчики ОУ

Составляющая заказчиков на образование и одна из главных групп контрагентов ОУ; все группы и отдельные лица, предъявляющие свои образовательные и культурные потребности конкретному ОУ.

22.

Зонирование ОУ

Аспект организационного проектирования и структурирования внутренней среды ОУ, проявляющийся в делении ее на совокупность различных относительно самостоятельных функциональных зон, имеющих специфическое назначение, а также соответствующее ему место, оформление, оборудование и т.п.

23.

Измерение в образовании

Выявление количественных характеристик изучаемых явлений. В основе практически всех диагностических методов, применяемых в образовании, лежат процедуры измерения. Представляет собой применение определенного измеряющего средства для определения количественных характеристик явления (объекта), это приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами.

24.

Информационная справка об ОУ

Необходимая составная часть программы развития ОУ. Призвана выполнить важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к внешним экспертам. Мыслится как информационный и информативный, а не аналитический. Разработчики программы развития, собирая материал для информационной справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития ОУ, а внешние эксперты, читая ее, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем ОУ.

От информационной справки требуется краткое изложение важнейшей объективной информации об ОУ:

- наименование и статус ОУ сегодня (для ОУ, меняющих наименование, номер, статус, следует отметить важнейшие из этих изменений и их даты);

- краткая вводная характеристика социального окружения ОУ и характера его влияния на ОУ и образовательный процесс в нем, а также места ОУ в социуме, в территориальной образовательной системе;

- краткая вводная характеристика важнейших (с т.з. разработчиков программы и интересов развития ОУ) этапов истории ОУ;

- важнейшие объемные показатели ОУ (количество обучающихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий);

- характеристика контингента обучающихся;

- характеристика педагогического персонала ОУ (общее количество педагогов, соотношение основных педагогов и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по ЕТС, наличие учителей, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в школе профессоров и преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);

- характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процесса;

- характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса;

- характеристика состояния школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, аудиторного фонда;

- характеристика наличия и состояния учебно-материальной базы ОУ;

- характеристика нормативно-правового и документационного обеспечения работы ОУ;

- краткая характеристика действующей системы управления ОУ;

- основные результаты образовательного процесса (в динамике за ряд лет);

- основные результаты инновационных процессов, ОЭР работы в ОУ.

По ходу изложения информационной справки следует использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.


25.

Клиенто-ориентированные

системы


Обобщенная неформальная характеристика социальных систем, сознательно ориентирующих себя на удовлетворение потребностей различных клиентов.

26.

Конкуренты ОУ

Одна из групп контрагентов ОУ; ОУ, оказывающие сходные с рассматриваемым ОУ образовательные услуги, объективно и/или осознанно находящиеся с ним в отношениях конкуренции на рынке образовательных услуг.

27.

Концепция

  1. определенный способ понимания, трактовки каких-то явлений, основная т.з., руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;

2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность (при высоком уровне целостности и связанности – система) взглядов, представлений, идей.

28.

Концепция желаемого будущего состояния ОУ

  1. образ, модель, совокупность (система) идей, представлений о желаемом (потребном) будущем состоянии конкретного ОУ, т.е. фактически – развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление о цели – ожидаемом результате развития ОУ;

2) текст, излагающий эти представления, - необходимая составная часть программы развития ОУ.

29.

Концепция развития ОУ

  1. образ, модель, совокупность (система) идей, представлений о процессе развития конкретного ОУ как процессе его перехода (перевода) в желаемое состояние;

2) составная часть программы развития ОУ, следующая по логике за концепцией желаемого будущего состояния ОУ. Разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа состояния ОУ и образа будущего ОУ и зависит от их содержания и качества.

30.

Модель

выпускника ОУ



Важнейший стратегический ориентир жизнедеятельности ОУ, общая основа для постановки конкретных образовательных целей, совокупность идеальных представлений субъектов образовательного процесса о требуемом, необходимом характере и уровне качества (результатов) образования в ОУ.

31.

Мониторинг

Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, специально организованное наблюдение за чем-либо. Очень популярен в контексте проблем управления.

32.

Мотивация

  1. содержательное наполнение мотивационной сферы личности; совокупность (система) внутренних побуждений, наиболее важных и характерных для данной личности мотивов деятельности и поведения.

  2. совокупность (система) конкретных мотивов, побуждающих субъект к осуществлению конкретных действий в той или иной ситуации;

3) вид управленческого действия, аналог управленческого действия «руководство».

33.

Научно-методический совет в ОУ

Коллективный профессиональный орган, объединяющих субъектов, стремящихся осуществлять преобразования в ОУ на научной основе, руководствуясь определенными научными положениями, подходами, идеями.

34.

Научный консультант ОУ

Название должности, вводимой в последние годы в некоторых ОУ (как правило, ОУ с повышенным уровнем образования, ведущих большой объем исследовательской, инновационной, экспериментальной работы и имеющие внебюджетные источники финансирования). В роли научных консультантов обычно выступают высококвалифицированные, имеющие ученые степени и звания научные работники или преподаватели вузов и ИПК.

35.

Образовательные услуги

Комплекс услуг, оказываемых ОУ и связанных с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии. Основные параметры образовательных услуг: широта профиля, глубина специализации, фундаментальность подготовки, качество, уровень цены, условия оплаты, длительность времени по оказанию услуг, объем (перечень) сопутствующих услуг.

36.

Описание опыта управления

Процесс выявления и фиксации (в форме текста, с использованием графических моделей, иллюстраций) значимых характеристик практики управления. Может соответствовать реализации описательной функции науки в целом и конкретного научного исследования (которая предшествует объяснительной, предсказательной и проектно-конструктивной функции или комплекса функций, например, описание+объяснение+нормативные рекомендации).

37.

Поставщики ресурсов для ОУ

Одна из групп контрагентов ОУ; лица и организации, обладающие ресурсами, необходимыми для выживания, функционирования и развития ОУ и могущие предоставить эти ресурсы в ОУ на безвозмедной (возмездной) основе.

38.

Потребность в обновлении ОУ

Состояние ОУ, выражающее противоречие между объективно необходимыми свойствами и параметрами ее жизнедеятельности и теми реальными свойствами и параметрами, которые наличествуют актуально в тот или иной момент. Определяется с одной стороны, требованиями ее внешней и внутренней среды, а с другой стороны, возможностями ОУ удовлетворить эти требования.

39.

Программа развития ОУ (целевая комплексная программа развития ОУ)

Важнейший стратегический документ ОУ, переходящего (перешедшего) в инновационный режим функционирования и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Обязательно содержит: аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение целей в установленные сроки, определенности и последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п. Способствует преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.п.

Программа развития является организационной основой политики школы. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования ОУ и механизмы ее реализации. Основные цели и задачи Программы соответствуют Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. и региональной политике в области образования.

Программа отражает тенденции развития образовательного пространства ОУ, анализирует проблемы и формулирует цели и задачи работы педагогического и ученического коллективов,  определяет векторы изменений и преобразований, выявляет ресурсные возможности развития.

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода, предполагающий единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;

- вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ОУ;

- включение в решение задач всех субъектов образовательного пространства и социально-культурного пространства ОУ;

- индивидуализации (выбор каждым участником образовательного процесса оптимальных средств саморазвития);

- научности (отбор достижений педагогической теории и практики).

Развитие образовательной системы ОУ в данный период предполагает переход ОУ из состояния функционирования в режим развития.



40.

Результативность

Один из важнейших показателей успеха ОУ или его отдельных подсистем и процессов. Определяется как соотношение между реально достигнутым и требуемым (ожидаемым, стандартным, необходимым, желаемым, обязательным) результатом деятельности.

41.

Система ценностей ОУ. Философия ОУ

Важнейшее стратегическое духовное основание жизнедеятельности современного ОУ. Система ценностей или философия ОУ должна представлять собой продуманный, выстраданный данным сообществом субъектов комплекс ответов на такие вопросы, как, например: что есть человек и в чем смысл его жизни? Каковы пути нормального развития человеческой личности? Какие условия необходимы для эффективного становления и развития личности? Какую роль в этом должна играть система образования? За что ОУ должно, (и за что не должно) нести ответственность? На каких принципах должна быть построена такое ОУ, которое способно дать хорошее, качественное образование и создать благоприятную среду для развития обучающихся? Какие требования такое ОУ предъявляет к взрослым членам сообщества: педагогам, администраторам, другим сотрудникам? и др.

42.

Управление тенденциями

Стратегия управления предполагающая:

1) соотнесение ценностей и целей ОУ с реальными прогрессивными тенденциями развития культуры и образования;

2) отслеживание и прогнозирование (а затем поддержку и регулирование) прежде всего реальных, естественных тенденций развития ОУ и внутришкольных процессов;

3) стратегический характер мышления, отсутствие спешки и стремление поддерживать все и всякие новшества;

4) отказ от искусственного (не поддерживаемого реальными тенденциями) насаждения любых новаций и т.п.


43.

Успехообразующие факторы

Факторы успеха – внутренние и внешние, объективные и субъективные, спонтанные и управляемые факторы, детерминирующие, обусловливающие, определяющие достижение успеха.

44.

Формирующий (созидательный) эксперимент

Наиболее важный вид эксперимента, в ходе которого на основе предварительно проведенных теоретических и эмпирических исследований и сформулированных гипотез, сознательно моделируются, проектируются и создаются новые образовательные процессы и системы, приводящие к заранее предсказанным и принципиально новым значимым результатам.

45.

Функции управления развитием, инновационными процессами в ОУ

Конкретные функции системы управления ОУ, реализация которых ориентирована на эффективное управленческое обеспечение и сопровождение развития ОУ. А именно:

- стратегический анализ состояния и прогнозирования тенденций изменения значения внешней среды ОУ;

- стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к ОУ;

- мониторинг изменений в социальном окружении ОУ, в образовательной политике, в территориальной образовательной системе;

- системный анализ и оценка достижений ОУ, образовательного процесса, имеющегося у ОУ передового опыта, конкурентных преимуществ;

- системный проблемно-ориентировочный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;

- организация ценностного самопределения школьного сообщества, ориентация в системе ценностей;

- организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;

- инициирование «кризисной компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной модели поведения;

- организация выработки новой миссии ОУ;

- организация разработки образов (моделей) выпускников ОУ;

- организация выработки и задавания нормативов качества образования в ОУ;

- планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития ОУ;

- организация разработки концепции будущего состояния ОУ;

- организация разработки стратегии перехода к новому состоянию ОУ;

- выработка курса инновационной образовательной политики ОУ;

- организация проектирования основных направлений обновления ОУ и достигаемых рубежей по каждому направлению;

- планирование инновационной деятельности в ОУ;

- планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития ОУ;

- планирование, организация, руководство и контроль НИР в ОУ;

- организация разработки нового учебного плана ОУ;

- организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами ОУ;

- организация разработки нового программно-методического обеспечения;

- экспертиза нового программно-методического обеспечения;

- разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;

- организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;

- координация отдельных инновационных проектов;

- инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;

- организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в ОУ;

- организация изучения и обобщения опыта инноваций в ОУ;

- организация установления и использования внешней среды в интересах развития инновационных процессов в ОУ;

- руководство инновационной деятельностью в ОУ;

- стимулирование участия педагогов, детей, родителей в развитии ОУ;

- организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;

- организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;

- анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;

- проектирование обновлений образовательной среды ОУ;

- поддержка процессов интеграции в школьном сообществе.



46.

Целеполагание

Компонент человеческой, в частности – педагогической и управленческой деятельности, обеспечивающий принятие решений о целях предстоящей деятельности и ее субъектов.

47.

Целеуказание

Действие уполномоченного субъекта управления по постановке перед подчиненными сотрудниками конкретных целей работы в конкретной ситуации.

48.

Эксперимент

Метод научного исследования, в рамках которого в специально контролируемых и управляемых условиях осуществляется планомерное изучение явлений, проверяются гипотезы о связях и взаимосвязях между ними.

49.

Экспертное заключение

Основной документ, подготавливаемый по результатам экспертизы. Основными компонентами являются: констатирующая часть (информация об объекте, характеристику представленных материалов); аналитико-оценочную (анализ и оценка положительных аспектов и нерешенных проблем); и нормативно-рекомендательную (формулируются предложения, рекомендации).

50.

Элиминация

Прием интеллектуальной деятельности, при котором происходит мысленное удаление, изъятие какого-либо элемента рассматриваемой системы и оцениваются возможности позитивного или негативного последствия его отсуствия в этой системе.

Примечание: Понятия и категории, включенные в данное сопровождение, нашли свою интерпретацию в отдельных статьях ФЗ «Об образовании», а также в Словаре-справочнике руководителя образовательного учреждения «Управление школой». [Текст] Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. Изд-во: Педагогическое общество России, М., 2005. 320 с.
Из истории школы.

Школа №13 – одна из старейших школ г.Горно-Алтайска. В октябре 2007 года мы отметили ее 70-летний юбилей. История школы, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями. В ней учились и учатся вот уже несколько поколений учащихся, которыми мы гордимся.

Одной из традиций школы является то, что ее выпускники, окончив учебные заведения, вновь возвращаются сюда, но уже учителями. Сегодня в школе № 13 работают 13- учителей-выпускников.

Всего с 1956 по 2007 год школа №13 выпустила 1985 учащихся. За свою 70-летнюю историю из стен школы вышли замечательные выпускники. Среди них 8 окончили школу с золотой медалью и 38 с серебряной. Получили специальность учителя 164 человека, врачей-102, журналистов – 21, инженеров с различными специальностями- 63, конструктор- модельер- 15, конструктор самолетов- 1, дизайнер -10, экономистов -42.

Среди выпускников школы есть доктора и кандидаты наук, отличники народного образования, многие награждены орденами и медалями.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Актуальность Программы развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска» (далее – Школа) обусловлена объективной необходимостью перехода ее из состояния функционирования в режим развития. Данная необходимость продиктована изменившимся общественным заказом на качество и содержание общего и дополнительного образования, повышением требований к уровню воспитанности, духовной, нравственной и нравственно-правовой культуры обучающихся. В этой связи, школа перестает быть только образовательным учреждением: ее миссия значительно расширяется. Являясь, по сути, единственным образовательным учреждением в микрорайоне и, обладая значительными и необходимыми для этого ресурсами, она способна претендовать на статус образовательного и социокультурного центра микрорайона на базе школы полного и полноценного дня.

Состоятельность Программы развития обеспечена нахождением ее в контексте проводимых в системе отечественного образования преобразований, связанных с модернизацией образования и дальнейшей профилизацией обучения, развитием перспективных проектно-модульных и программно-целевых образовательных технологий, тенденций повышения качества образования, усиления автономности и общественного характера управления современным образованием, сущность которых сводится к следующему.

Сегодня общее образование призвано быть современным и интеллектуальным, а главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития личности при эффективном сочетании и использовании современных и перспективных образовательных технологий.

Актуальным в современном общем образовании признается дальнейшая активизация и вовлеченность обучающихся в исследовательские и творческие проекты, спортивные мероприятия, способствующие самовыражению личности, разностороннему раскрытию способностей, проявлению своего «Я» в различных сферах деятельности.

Важная задача - усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Необходимыми аспектами деятельности школы должны стать профилактика правонарушений, детской преступности и иных асоциальных явлений, создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями.

Обеспечение качественного образования во многом зависит от учителя, обладающего современными образовательными технологиями, профессионально значимыми способностями, позволяющими на высоком научном и предметно-методическом уровнях осуществлять образовательный процесс, готового к непрерывному профессиональному образованию, в т.ч. через самообразование и новую систему аттестации учителей и руководителей.

Усиление связи и взаимодействия с родительской общественностью, видение в ней активного субъекта образовательного процесса, воспитательного ресурса, заказчика и партнера на рынке образовательных услуг.

Изменение школьной инфраструктуры и облика школ по форме и содержанию: зданий, помещений, учебно-материальной базы, информационного и учебно-методического обеспечения в свете последних достижений науки и техники. Поэтапный переход их в новые организационно-правовые формы деятельности и др.

Основные направления обновления общей школы находят свое отражение в разрабатываемой новой редакции ФЗ «Об образовании».

В этой связи, Программа развития нашей Школы представляет собой комплексный ориентир, двигаясь к которому, мы намерены во многом изменить представление о Школе как об образовательном и социокультурном центре нашего микрорайона. Мы уверены, что стоим на верном пути изменений и развития, которые обусловлены рядом объективных и субъективных факторов. Мы хотим видеть нашу Школу как место, где будут с интересом учиться, разносторонне развиваться и с удовольствие отдыхать не только обучающиеся, но и взрослые.

В процессе реализации Программы развития нами создается и апробируется модель образовательной системы «Образовательный и социокультурный центр микрорайона на базе школы полного и полноценного дня»» (далее – Школа–Центр), основной целью которой является содействие развитию индивидуальности обучающихся посредством формирования благоприятной макро- и микро- соцокультурной среды для их самоактуализации, саморазвития и самовыражения, использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического и общественного взаимодействия.



Указанная модель образовательной системы предполагает реализацию нескольких проектов: «Школа как образовательный и социокультурный центр микрорайона» и «Школа полного и полноценного дня». Важными структурными компонентами Программы развития Школы являются подпрограммы: «Управление качеством образования», «Развитие общественного управления Школой», «Здоровье», «Патриот».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования Школы–Центра микрорайона.

Предполагаемые действия:

  • определить понятия «Образовательный и социокультурный центр микрорайона» и «Школа полного и полноценного дня». Дать интерпретацию составляющих понятий.

  • выявить образовательные и культурно обусловленные ресурсы партнеров;

  • разработать и заключить договора с учреждениями (организациями), изъявившими желание участвовать в работе Школы–Центра;

  • создать координационный совет как коллегиальный орган управления жизнедеятельностью Школы–Центра;

  • разработать и реализовать программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства микрорайона;

  • разработать и реализовать воспитательные программы в рамках проекта «Школа ХХI века» по двум актуальным направлениям: «Здоровье» и «Патриот».

2. Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива Школы индивидуально-ориентированные формы, методы и приёмы работы с обучающимися.

Предполагаемые действия:

  • создание условий для становления человека-гражданина, интегрированного в современное общество;

  • через систему «Школа–Центр» дать возможность выбора обучающимися социальных и личностных способов самореализации и саморазвития;

  • обновление содержания образования путём введения новых предметов, интегрированного обучения, профилизации и технологизации обучения;

  • изменить управление Школой, через внедрение технологий мониторинга качества образования, смоделировать систему управления качеством образования в Школе.

  • образование осуществлять на принципах демократизации и гуманизма, личностно-ориентированного подхода, субъектности, творчества и успехов, доверия и поддержки.

3. Предоставить каждому обучающемуся, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.

Предполагаемые действия:

  • организация мониторинга потребностей семьи по развитию ребёнка;

  • организация мониторинга способностей, потребностей и интересов обучающихся;

  • разработка образовательных программ, в которых будут учтены образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей);

  • создание кружков, секций, клубов, разновозрастных объединений на базе Школы и социальных партнеров;

  • расширение культурно-образовательного пространства развития обучающихся посредством организации дополнительного образования обучающихся на основе современных компьютерных технологий, совместно-раздельных мероприятий, экскурсионных поездок и туристических походов;

  • разработка цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей обучающихся, на презентацию их личностных достижений.

Данная Программа развития Школы является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ее корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с ходом результатами ее реализации, на основе решений Совета Школы.

Контроль за выполнением Программы осуществляет администрация и Совет Школы.



следующая страница >>