Программа повышения квалификации «эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа повышения квалификации 1 566.36kb.
Программы повышения квалификации 1 14.13kb.
Программа курса повышения квалификации «Применение платформы adobe... 1 265.6kb.
Программа профессионального развития курсов повышения квалификации... 1 397.85kb.
Резолюция собрания профсоюзного актива Свердловской областной организации... 1 21.08kb.
В образовательном учреждении на основе эргономических методов организации... 1 50.19kb.
Программа повышения квалификации 1 156.4kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 16 3803.4kb.
Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении 1 88.7kb.
Образовательная программа для детей 3-7 лет ку «Детский дом 24 3727.32kb.
Учебная эвакуация это одно из очень важных, ответственных и сложных... 4 1466.5kb.
Контрольная работа №4 по темам «Выделение. Покровы кожи. Размножение... 1 122.77kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа повышения квалификации «эффективные методы организации воспитательной деятельности - страница №1/1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Анадырь 2011 г.



Составитель: Панарультына Н. М., методист по вопросам регионоведения отдела этнопедагогических этнопедагогических технологий государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»

Рецензенты:



Горченко С. А., начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Департамента образования, культуры и информационной политики Чукотского АО, кандидат социологических наук.

Леонова В. Г., заместитель директора по вопросам методического сопровождения ОУ Чукотского (надмуниципального) округа государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»

Песчанская Л. Я., консультант отдела дополнительного образования и воспитательной работы Департамента образования, культуры и информационной политики Чукотского АО, кандидат социологических наук.

Утверждена Ученым советом ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Протокол № 02-05/01 от 28.01.2011 г.

Программа курсов предназначена для повышения квалификационного уровня педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе учреждений образования всех типов. Целью курсов является формирование у слушателей знаний в области теории и методики моделирования и построения эффективной воспитательной деятельности в образовательном учреждении в современных условиях.

© ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования

и повышения квалификации», 2011


Пояснительная записка

Эффективность воспитательного процесса находится сегодня в прямой зависимости от умений каждого педагога-практика определять актуальные для конкретного образовательного учреждения, детских групп и определённого временного отрезка задачи воспитания, прогнозировать результаты развития личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в последовательности, ведущей к желательным результатам, разрабатывать содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные воспитательные ценности, отбирать педагогические технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, создавать условия для реализации воспитательных программ.

Рассмотрение воспитательного процесса через призму формирования социокультурного опыта детей и подростков позволяет увидеть сущность воспитания в педагогическом сопровождении школьника в процессе освоения им окружающего мира. Создание условий для формирования у детей позитивного опыта по взаимодействию с социоприродной средой рассматривается в качестве основной задачи воспитания, так как опыт выступает базовой категорией в процессе формирования личностной позиции ребёнка, его ценностных ориентаций.

Возросший интерес педагогов к использованию системного подхода в управлении учебно-воспитательным процессом, получение положительных результатов в опытно-экспериментальной работе обусловили необходимость повышения квалификации педагогических кадров. Необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике обучения и воспитания детей представляется очевидной.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствуют целенаправленному и эффективному развитию учащихся и воспитанников. Системный подход способствует оптимальному использованию кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.

При построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личностей учащегося, учителя, родителя, а это, несомненно, содействует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений в школе и за её пределами.

Программа курсов предусматривает изучение спецкурса по теме «Теория и технология моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения», цель которого заключается в формировании у слушателей потребности и умения системно анализировать, моделировать и строить практику воспитания детей. У участников спецкурса должно сформироваться отчётливое представление о возможностях и условиях применения системного подхода в познании и преобразовании педагогической практики.

В рамках учебной программы курсов будет освещена тема профилактики отклонений поведения и развития в рамках воспитательной работы, которая должна строиться с учетом возраста обучающихся (воспитанников) и особенностей среды социализации. Речь будет идти о ранней профилактике отклонений поведения и развития как направление воспитательной работы с детьми подростками и молодежью разных возрастов и их окружением. Специфика данного этапа предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование детского коллектива, родительского коллектива и на организацию взаимодействия семей с детьми и педагогов.

Профилактика отклонений поведения и развития в подростковом возрасте через воспитательную работу, с учетом специфики данного сензитивного периода, должна опираться на коллективную творческую деятельность, освоение различных социальных ролей диапазона «ведомый-ведущий», освоение навыков рефлексии, формирование ответственности за свои поступки и за микроколлектив, членом которого является подросток. С учетом того, что ведущей деятельностью на данном этапе является учеба, получение знаний, умение работать с информацией, в спектре воспитательных мероприятий должны преобладать проекты исследовательского характера. Обязательными должны быть также волонтерские, социальные проекты, позволяющие воспитывать альтруизм в противовес эгоизму как одной из самых сложных подростковых проблем.

Работа с молодежью предусматривает активное вовлечение данной категории воспитанников в социальную практику: адаптацию к взрослой жизни, становление молодого человека как специалиста, поддержку молодых семей, молодых родителей. Среди наиболее перспективных направлений – включение в процесс создания и деятельности молодежных общественных организаций, гражданского общества в целом, участие в реализации инновационных, социальных, предпринимательских, культурных проектов. Это является наиболее эффективным способом первичной профилактики отклонений поведения и развития молодежи. Работа с молодежью группы риска, с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации предусматривает больший объем индивидуализации, большую адресность, но преследует те же цели и решает аналогичные задачи (несколько иными методами).

Программа курсов продиктована логикой ознакомления с наиболее важными аспектами воспитания, которые основываются на изучении:


  • представлений о подходах и принципах моделирования и построения эффективной воспитательной деятельности;

  • технологии моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения;

В рамках курсовой программы, направленной на изучение эффективных методов организации воспитательной деятельности, слушатели должны уметь:

  • выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;

  • диагностировать развитие учащихся, детского и педагогического коллективов;

  • организовать жизнедеятельность детей и взрослых, в рамках своих должностных обязанностей, максимально благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребёнка, педагога и родителя;

  • интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;

  • создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;

  • осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и т.д.

Программа курсов предназначена для повышения квалификационного уровня специалистов всех муниципальных учреждений, преподавателей начального профессионального образования, среднего профессионального образования, оказания организационно-методической помощи по воспитательной работе.

Учебный курс по теме «Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» ставит своей целью формирование у слушателей знаний в области теории и методики моделирования и построения эффективной воспитательной деятельности в образовательном учреждении в современных условиях.



Основные задачи:

  • Ознакомление с современными тенденциями в образовательной отрасли региона и перспективами российского образования;

  • Ознакомление с вариативными формами аттестации педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений всех типов;

  • Ознакомление с методами и приёмами создания положительного образа культуры коренного населения региона в учебно-воспитательном процессе в условиях полиэтничности;

  • Формирование навыков и умений по разработке и организации творческой учебно-воспитательной деятельности;

  • Формирование навыков работы по профилактике отклонений в поведении и развитии, экстремизма, употребления психоактивных веществ, алкогольной зависимости среди детей и подростков, насилия в семье и школе;

  • Формирование у педагогов навыков моделирования и построения воспитательной системы;

  • Обучение практическим навыкам работы по формированию электронных и печатных дидактических и учебно-методических материалов;

  • Овладение технологией создания школьного информационного пространства как средства воспитания.

Программа состоит из лекций и практических занятий, объединенных в блоки: общетеоретический, общеметодический, специально-профессиональный, информационно-технологический. Темы лекций раскрывают внутреннюю логику курса и взаимно дополняют друг друга.

Общетеоретический блок учебной программы посвящён вопросам развития образования на федеральном и региональном уровнях. Общеметодический блок раскроет темы, которыми должен владеть каждый педагог: совершенствование культуры речи, формирование культуры здорового образа жизни детей, профилактика употребления психоактивных веществ и алкогольных напитков, профилактика насилия в семье и школе и др. Специально-профессиональный блок направлен на изучение основных тем, касающихся воспитательной работы. Задача информационно-технологического блока - знакомство с операционной системой СПО Linux и пакетом офисных программ Open Office. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет, наряду с традиционными методами, приемами и способами, использовать моделирование технических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на уроках наглядных образов, способствуют творческому развитию мышления учащихся.

Курсы будут проходить в очной форме, с отрывом от работы слушателей.

Программа рассчитана на 72 часа, из них 42 часа отводится на практическую работу, 30 - на изучение теории.

Программа предусматривает проведение входного контроля (анкетирования) для выявления уровня осведомлённости слушателей курсов в рамках предложенной тематики. Обязательным является итоговый контроль, который будет проводиться в различных формах (анкетирование, разработка мероприятий, концепции воспитания, создание компьютерных презентаций, зачет в устной форме, защита проектов и т.д.).



Текущий контроль качества обученности слушателей осуществляется в устной и письменной формах: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование научно-методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.

Итоговый контроль зачет: разработка и представление воспитательного мероприятия, разработка концепции воспитания образовательного учреждения, итоговое тестирование по курсу «Применение пакета свободного программного обеспечения».

Лекционный материал разработан на основе, закона «Об образовании» и других нормативных документов и законодательных актов и распоряжений Правительства Российской Федерации, Минобразования РФ и Минобрнауки России.

Учебный план

курсов повышения квалификации по теме:

«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Цель: формирование у слушателей знаний в области теории и методики моделирования и построения эффективной воспитательной деятельности в образовательном учреждении в современных условиях.

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, заместители директоров по воспитательной работе учреждений образования всех типов.

Объем программы: 72 часа, 9 дней

Форма обучения: очная.

Режим работы: 8 часов в день.




Наименование разделов


Всего часов


Лекции


Практ. занят.


Формы контроля

1.

Общетеоретический: «Современные тенденции и перспективы российского образования»

8

8







2.

Общеметодический:

«Организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов»

14

12

2




3.

Специально-профессиональный:

«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении»

42

10

32




4.

Информационно-технологический:

«Знакомство с основными офисными приложениями СПО Линукс»

8

2

6




Всего:

72

30

42



5.


Индивидуально-диагностическая деятельность

18

10




8

Итого:

90

40

42

8

Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации по теме:

«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении»



п/п




Наименование разделов


Всего часов


Лекции


Практ. занятия


Формы контр.

I

Общетеоретический блок: «Современные тенденции и перспективы российского образования»

8

8







1.1

Тенденции развития систем образования.

2

2







1.2

Перспективы развития образовательной отрасли в Чукотском АО

2

2







1.3

Основные направления обновления содержания и технологий обучения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Чукотского автономного округа

2

2







1.4

Изучение требований к качеству образования со стороны социальных партнёров-заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др.)

2

2







II

Общеметодический блок: «Организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов»

14

12

2




2.1

Вариативные формы аттестации педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений всех типов

2

2







2.2

Совершенствование культуры речи как компонент повышения профессионализма педагога.

2




2




2.3

Эффективность воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по профилактике экстремизма

2

2







2.4

Формирование культуры здорового образа жизни детей. Профилактика употребления психоактивных веществ.

2

2







2.5

Потребление алкогольных напитков в современный период (методы профилактики алкогольной зависимости). Как уберечь ребенка от знакомства с алкоголем.

2

2







2.6

Проблема насилия в отношении детей. Понятие ненасилия. Профилактика насилия в семье и школе

2

2







2.7

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как новая технология в этнокультурном образовании.

2

2







III.

Специально-профессиональный блок:

«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении»

42

10

32




3.1

Современные подходы и концепции воспитания

2

2







3.2

Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

2




2




3.3

«Школа педагогического мастерства» - деловая игра

2




2




3.4

Технология создания школьного информационного пространства как средства воспитания.

4

2

2




3.5

Воспитательный потенциал духовно-культурных традиций народов Севера

4




4




3.6

Воспитательная работа с детьми, подростками и молодежью по профилактике отклонений поведения и развития

6

2

4




3.7

Эффективные формы и методы внеклассной воспитательной работы

4




4




3.8

Методика и технология подготовки, организации и проведения классного часа

8

2

6




3.9

Алгоритм разработки и организации творческой учебно-воспитательной деятельности

2




2

зачёт




Спецкурс: Теория и технология моделирования и построения воспитательной системы

8

2

6




3.10

Методологические подходы и принципы моделирования и построения воспитательной системы

2

2







3.11

Технология моделирования и построения системы воспитания учащихся

2




2




3.12

Практика разработки концепции воспитательной системы и программы её построения (деловая игра)

2




2




3.13

Защита концепции воспитания

2




2

зачёт

IV.

Информационно-технологический блок: «Знакомство с основными офисными приложениями СПО Линукс»

8

2

6




4.1.

Знакомство с операционной системой СПО Linux и пакетом офисных программ Open Office

2

2







4.2.

Программное обеспечение для создания и редактирования текстов Openoffice.org Writer

2




2




4.3.

Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц Openoffice.org Calc

2




2




4.4.

Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций Openoffice.org Impress

2




2

Зачёт (тест)




Всего:

72

32

40




V.

Индивидуально-диагностическая деятельность

18

10




8

5.1

Зачёт

8







8

5.2

Консультации

10

10










Итого:

90

40

42

8


Содержание основных разделов курса


«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Раздел I. Общетеоретический блок

«Современные тенденции и перспективы российского образования»

(8 часов)
Тема 1.1. Тенденции развития систем образования (2 часа – лекция)

Состояние российского образования. Цели и основные задачи модернизации образования. Нормативно-правовые основы государственной образовательной политики. Концепция развития содержания образования. Приоритетные задачи образовательной политики государства. Кадровая политика. Требования к структуре и содержанию образования. Государственный образовательный стандарт. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.


Тема 1.2. Перспективы развития образовательной отрасли в Чукотском АО (2 часа – лекция)

Президентские инициативы. Реализация приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы в системе образования Чукотского АО. Информационное сопровождение приоритетных национальных проектов. Инновационные процессы в образовательной практике округа.

Современные подходы и концепции воспитания в региональных целевых программах: «Молодежь Чукотки на 2008-2010 годы» (подпрограмма «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях ЧАО»), «Развитие физической культуры и спорта в Чукотском автономном округе» на 2008-2010 годы», «Дети - будущее Чукотки на 2007-2010 годы» (подпрограмма «Одаренные дети»).
Тема 1.3. Основные направления обновления содержания и технологий обучения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Чукотского автономного округа (2 часа – лекция)

Современные подходы к развивающему и развивающемуся постдипломному образованию взрослых.

Характеристика основных направлений обновления содержания и технологий обучения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Чукотского автономного округа:

- внедрение и реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации,

- внедрение и реализация технологий дистанционного обучения в различных форматах (на опосредованном (e-mail), непосредственном (онлайн) и глобальном (Интернет) уровнях).
Тема 1.4. Изучение требований к качеству образования со стороны социальных партнёров-заказчиков образовательных услуг (учащихся, родителей, государства, системы профобразования, работодателей и др.)

(2 часа – лекция)

Ключевые понятия и их определения: государственный «заказ», гражданский «заказ», персональный образовательный «заказ», отбор источников информации, первичные данные, вторичные данные, сбор первичных данных, сбор вторичных данных, внутренние источники, анкета, выборка, способы связи с аудиторией, сбор информации, анализ собранной информации.


Раздел II. Общеметодический блок

«Организационно-методическое обеспечение профессиональной

деятельности педагогов» (14 часов)
Тема 2.1. Вариативные формы аттестации педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений всех типов (2 часа - лекция)

Общие положения. Организация и сроки проведения аттестации. Аттестационная комиссия, реализация решений аттестационной комиссии. О вариативных формах и процедурах аттестации. Порядок и требования прохождения аттестации. Вариативные формы прохождения аттестации. Современные подходы к содержанию и оформлению методических материалов аттестующихся работников.

Разработка и оформление учебно-методической документации к процедуре аттестации педагогических работников сферы дополнительного образования, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений всех типов.
Тема 2.2. Совершенствование культуры речи как компонент повышения профессионализма учителя (2 часа – практическое занятие)

Культура речи в аспекте развития профессиональной культуры учителя. Актуализация нормативного, коммуникативного и этического компонентов культуры речи (практический аспект).

Речь – показатель культуры человека. О причинах нестабильности языковых норм. Канцеляризмы и речевые штампы. Практическое задание (орфоэпическая разминка).
Тема 2.3. Эффективность воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по профилактике экстремизма (2 часа - лекция)

Эффективные методы воспитательной деятельности системы образования в целом и отдельных учреждений в частности по определению склонности выпускников и воспитанников к экстремизму. Профилактика экстремизма как одно из важнейших направлений воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. Работа по профилактике экстремизма с разными возрастными категориями и в разных условиях. Необходимость ранней профилактики экстремизма. Комплексность воздействия на коллектив и личность.


Тема 2.4. Формирование культуры здорового образа жизни детей. Предупреждение употребления психоактивных веществ (2 часа - лекция)

Формирование слагаемых здорового образа жизни. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей разного возраста. Формирование культуры здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии, условия воспитания привычек здорового образа жизни. Специфика формирования слагаемых здорового образа жизни. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Современные аспекты первичной профилактики алкоголизма и наркотизма. Направления профилактики алкоголизма и наркотизма. Семья как фактор первичной и вторичной профилактики наркомании.
Тема 2.5. Потребление алкогольных напитков в современный период (методы профилактики алкогольной зависимости) (2 часа - лекция)

Современное состояние и тенденции алкоголизации детей, подростков и молодежи в России, взаимосвязь потребления наркотических средств и других психоактивных веществ.

Основные понятия темы:

• дезалкоголизмия;

• метод самоотрезвления;

• метод аппаратурной дезалкоголизмии;

• метод гортоновической дезалкоголизмии;

• принцип сингулизма;

• восприимчивость доброго;

• принцип оптимализма;

• метод самоизбавления от алкоголизма;

• методы дезакоголизма.

Как уберечь ребенка от знакомства с алкоголем:

- почему нужна профилактика раннего знакомства детей с одурманивающими веществами;

- возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю;

- биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск знакомства с алкоголем.


Тема 2.6. Проблема насилия в отношении детей. Понятие ненасилия. Профилактика насилия в семье и школе (2 часа - лекция)

Понятие семейного (домашнего) насилия: виды, формы, последствия, оценка факторов риска. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. Причины возникновения насилия. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия. Основные направления работы по профилактике насилия в семье. Понятие ненасилия, его принципы.

Влияние СМИ на детей и подростков. Роль медиаобразования в профилактике насилия. Безопасность ребенка в Интернете: рекомендации родителям и педагогам. Основные направления работы по профилактике насилия в школьной среде.
Тема 2.7. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как новая технология в этнокультурном образовании (2 часа - лекция)

Учебно-исследовательская деятельность – новая педагогическая технология, действующая в личностно-ориентированной педагогической парадигме. Приобщение к культурным ценностям через участие в историко-патриотической деятельности. Формирование мировоззрения в процессе совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов по изучению традиций коренных народов Чукотки.

Организационная основа коллективной деятельности. Этапы проведения учебно-исследовательской деятельности: экспедиция, аудиторная работа, постэкспедиционный период. Классификация творческих работ учащихся. Практические аспекты разработки и реализации исследовательско-познавательных игр. Критерии оценивания творческих работ учащихся.

Вопросы и задания:


  1. Назовите функции исследовательской деятельности школьников в сельском образовательном учреждении с этнокультурным компонентом.

  2. Определите тематику исследовательских работ школьников, связанных с этноязыковым или этнокультурным направлениями.

  3. Охарактеризуйте этапы проведения совместного учебного исследования школьников и взрослых по одной из представленных тем этноязыкового направления.

  4. Перечислите навыки, формированию которых способствует учебно-исследовательская деятельность школьников.

  5. Разработайте план учебного исследования школьников по этнокультуроведческой теме.


Раздел III. Специально-профессиональный блок

«Эффективные методы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» (42 часа)
Тема 3.1. Современные подходы и концепции воспитания учащихся (2 часа - лекция)

Понятие «воспитание». Основные воспитательные задачи современного времени. Основополагающие идеи гуманистической системы воспитания. Принципы создания воспитывающей среды. Методологические подходы к построению воспитательной деятельности. Основные категории теории воспитания: понятийно-терминологическая игра. Деятельностный подход в работе по воспитанию учащихся. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности. Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка. Синергетический подход как современная методологическая ориентация.

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка. Современные концепции воспитания учащихся: Концепция системного построения процесса воспитания; Концепция формирования образа жизни, достойной Человека; Концепция воспитания ребёнка как человека культуры; Концепция педагогический поддержки ребёнка и процесса его развития; Концепция воспитания на основе потребностей человека; Концепция воспитания как основа педагогического компонента социализации личности; Концепция самовоспитания школьника.

Нормативное поле дополнительного образования.


Тема 3.2. Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса (2 часа – практическое занятие)

Технологическая карта подготовки воспитательного мероприятия. Сценарии мероприятий спортивного направления, дискотеки, обрядового праздника - обсуждение. Обучающее воспитание. Работа над индивидуальной методической темой. Самообразование педагога. Рекомендации по сбору и первичной обработке информации о собственном опыте воспитательной деятельности. Технология самообобщения и описания педагогического опыта.

Алгоритм описания принципов, методов, приемов, средств, форм, используемых в воспитательной системе педагогического работника. Показатели и критерии эффективности воспитательной деятельности и качества ее результатов.

Номенклатура дел учебно-воспитательной деятельности. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Примерная классификация программ учреждений дополнительного образования детей. Ориентирование целей и задач программы на прогнозируемые результаты. Понятия: актуальность программы, ступени развития ребёнка, методическое обеспечение программы. Правила оформления списка используемой литературы.

Виды и типы занятий. Типология методов. Целеполагание. Планы занятий. Требования к составлению плана занятий – обсуждение. Требования к проведению учебного занятия – комментирование. Самоанализ занятия.

Технологическая карта подготовки воспитательного мероприятия. План выступления по обмену опытом в «Школе профессионального мастерства».


Тема 3.3. Школа педагогического мастерства – деловая игра (2 часа - практическое занятие)

Публичная защита педагогических программ: принципы планирования, система планирования, приоритетные направления деятельности, актуальность реализуемой программы, цели на предполагаемые результаты, описать формы и режим занятий, представить систему контроля знаний, умений и навыков. Презентация программ.

Публичный мастер-класс педагогов со зрительской аудиторией «Введение в образовательную программу». Оценивание: общей культуры, эрудиции, создание психологического комфорта, соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность. Достижение поставленной цели. Соблюдение регламента.

Презентация хобби «Весь мир – театр». Оценивание оригинальности идеи и содержания, культура публичного выступления.

Алгоритм подготовки воспитательного мероприятия. Технологическая карта подготовки мероприятия. Сценарии мероприятий спортивного направления, дискотеки, обрядового праздника – обсуждение.
Тема 3.4. Технология создания школьного информационного пространства как средства воспитания (4 часа: 2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие)

Роль и значение создания школьного информационного пространства для решения воспитательных задач. Проблема решения единого школьного информационного пространства. Редакционно-издательский маркетинг. Концепция издателя – концепция издания – размышления о целях, задачах, об аудитории и главных темах.



Вопросы и задания:

1. Как можно усилить единое воспитательное информационное пространство в школе?

2. Каким должно быть информационное поле - детская газета, журнал, радиотрансляция, вебсайт?

3. О чем было бы интересно узнать (прочитать, услышать) в детской прессе, если бы она была?

4. С какой частотой должна выходить в эфир детская пресса – радиогазета, общешкольная газета, чтобы оставаться актуальной?

5. Чем я как профессионал своего дела могу помочь детской прессе?

6. Запишите все варианты ответов и на этой основе попытайтесь продумать издательскую деятельность школьников как педагогический проект.
Тема 3.5. Воспитательный потенциал духовно-культурных традиций народов Севера (4 часа – практические занятия)

Ситуация полиэтничности как специфика школ Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Учебно-воспитательные задачи северных школ. Внутриэтническая социализация как необходимое условие воспитания подрастающего поколения коренных жителей Севера и представителей приезжего населения. Создание положительного образа культуры коренного населения в учебном и воспитательном процессе.

Особенности духовной и материальной культуры народов Севера, их сходства и различия. Использование возможностей народной художественной культуры для духовного развития школьников. Природосообразность, нераз­рывность связи человека с природой, свойственная народам Севера. Использование традиционного фольклорного наследия в учебно-воспитательной деятельности.

Устное народное творчество, традиционный фольклор, как одно из лучших средств воспитания и обучения школьников для формирования лучших положительных, нравственных качеств, развития творческих способностей, получения культурологических знаний. Применение мультимедийных, инновационных и проектных технологий в процессе воспитания и обучения. Опыт работы по разработке учебно-методического модуля «Фольклор народов Чукотки», В.А.Евур, учителя чукотского языка Усть-Чаунской средней школы, В.Т.Тымневье «Взор в единый мир».



Практикум: Разработка мероприятия с использованием традиционного фольклорного наследия северных народов в учебно-воспитательной деятельности.
Тема 3.6. Воспитательная работа с детьми, подростками и молодежью по профилактике отклонений поведения и развития (6 часов: 2 часа – лекция, 4 часа – практические занятия)

Профилактика отклонений поведения и развития в рамках воспитательной работы, с учетом возраста обучающихся (воспитанников) и особенностей среды социализации.

Ранняя профилактика отклонений поведения и развития как одно из важных направлений воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и их окружением. Проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование детского коллектива, родительского коллектива и на организацию взаимодействия семей с детьми и педагогов.

Профилактика отклонений поведения и развития в подростковом возрасте через воспитательную работу, с учетом специфики данного сензитивного периода, с опорой на коллективную творческую деятельность, освоение различных социальных ролей диапазона «ведомый-ведущий», освоение навыков рефлексии, формирование ответственности за свои поступки и за микроколлектив, членом которого является подросток. Учеба как ведущая деятельность на данном этапе: получение знаний, умение работать с информацией, в спектре воспитательных мероприятий, работа над проектами исследовательского характера, волонтерские, социальные проекты, позволяющие воспитывать альтруизм в противовес эгоизму как одной из самых сложных подростковых проблем.

Активное вовлечение молодёжи в социальную практику: адаптацию к взрослой жизни, становление молодого человека как специалиста, поддержку молодых семей, молодых родителей. Включение в процесс создания и деятельности молодежных общественных организаций, гражданского общества в целом, участие в реализации инновационных, социальных, предпринимательских, культурных проектов, как наиболее перспективных направлений и эффективных способов первичной профилактики отклонений поведения и развития молодежи. Работа с молодежью группы риска, с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации предусматривает больший объем индивидуализации, большую адресность.
Тема 3.7. Эффективные формы и методы внеклассной воспитательной работы (4 часа – практические занятия)

Роль внеклассной работы в формировании активной жизненной позиции учащихся, гражданской культуры, осознания своего места в обществе. Приоритетные формы внеклассной работы. Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшего условия повышения эффективности воспитательного процесса.

Планирование и организация работы по развитию индивидуальности учащихся. Эффективные формы и методы внеклассной работы: методические разработки.
Тема 3.8. Методика и технология подготовки, организации и проведения классного часа (8 часов: 2 часа – лекция, 6 часов – практические занятия)

Характеристика классного часа как формы воспитательной работы. Теоретико-методологические основы содержания и организации классного часа. Целенаправленное и эффективное использование классного часа в педагогическом взаимодействии с воспитанниками.

Теоретические аспекты использования личностно-ориентированного подхода педагогов, возможности и условия его применения в ходе подготовки и проведения классного часа. Технология организации личностно-ориентированного часа общения классного руководителя со своими воспитанниками. Практические разработки учителей с использованием личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классного часа. Методы подготовки и реализации идей и способов действий обеспечивающих и поддерживающих процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Основные понятия, принципы и технологические составляющие.

Практикум: Диалог, игровые и рефлексивные методы и приёмы, способы педагогической поддержки личности ребёнка в процессе его саморазвития и самореализации. Методы диагностики и самодиагностики. Метод создания ситуации успеха. Метод создания для учащихся индивидуального и коллективного выбора. Совокупность педагогических приёмов и методов в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению классного часа. Поле поддержки индивидуального развития учащихся.

Практикум: Разработка личностно-ориентированного классного часа.
Тема 3.9. Алгоритм разработки и организации творческой учебно-воспитательной деятельности (2 часа – практическое занятие)

Задача формирования у детей способности творческого познания как одна из основных задач школы. Использование заложенной в ребёнке «тяги к самовыражению», к творческому познанию. Проблема отсутствия в современной школе творческого начала в эстетическом воспитании и обучении. Формирование творческого отношения к любому виду деятельности и восприятие этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Воспитание творческого отношения к жизни. Формы организации встречи одной культуры (детской) с другой, для порождения «точки удивления» и толчка для творческого отношения к жизни и собственной деятельности. Создание творческой среды. Методы формирования творческого воображения. Создание «пространства поиска и творчества». Истоки формирования и развития творческой личности.

Понятие «архитектурное пространство школы». Методика проведения Дня творчества.

Практикум: Разработка Дня творчества. Игровое моделирование.
Спецкурс. Теория и технология моделирования и построения

воспитательной системы (8 часов)
Тема 3.10. Методологические подходы и принципы моделирования и построения воспитательной системы (2 часа - лекция)

Подход как методологическая ориентация в человеческой деятельности. Структура методологического подхода. Инвариантная и вариантная части методологического основания деятельности по моделированию и построению воспитательной системы.

Основные понятия системного подхода, его исходные положения-принципы (идеи целостности, коммуникативности, структурности, развития, целенаправленности и управляемости). Системный анализ, системный синтез и моделирование. – ведущие методы системного подхода.

Появление и развитие термина «синергетика» в науке. Особенности синергетической парадигмы. Основные понятия и образцы синергетического миропонимания. Синергетические приёмы и способы познания и преобразования природной и социальной действительности.

Необходимость использования вариативно-модельного подхода в воспитательной практике, его ключевые понятия, идеи самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки – принципы реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Методологическое значение системного, синергетического, вариативно-модельного и личностно-ориентированного подходов в определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного аспектов деятельности по моделированию воспитательной системы образовательного учреждения. Общее, особенное и единичное в системах воспитания сельских и городских школьников.

Вопросы и задания для самопроверки:


  1. Что такое методологический подход и чем он отличается от метода?

  2. Каково методологическое основание деятельности по моделированию и построению воспитательной системы учебного заведения?

  3. Охарактеризуйте основные составляющие системного подхода.

  4. В чём заключается смысл синергетического миропонимания?

  5. Подготовьте обоснование необходимости использования вариативно-модельного подхода в совершенствовании и обновлении практики воспитания учащихся. Перечислите основополагающие идеи-принципы личностно-ориентированного подхода. Чем он отличается от индивидуального и других традиционных подходов?

  6. Какие подходы составляют методологическое основание вашей педагогической деятельности?


Тема 3.11. Технология моделирования и построения системы воспитания учащихся (2 часа – практическое занятие)

Технологическое направление в педагогике, его зарождение и становление. Понятие «педагогическая технология», отличие технологии от методики.

Алгоритм, формы, методы и приёмы формирования модельных представлений о воспитательной системе образовательного учреждения.

Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы образовательного учреждения (формирование методической копилки).

Школа глазами семьи (альбом-эстафета). Путешествие в страну увлекательных занятий (диагностическая игра). Школа моей мечты (конкурс сочинений). Моделирование культурно-образовательного пространства развития сельского ребёнка (продуктивная игра).

Воспитательная система класса. Возможности и условия использования системного подхода в деятельности классного руководителя. Понятие «воспитательная система класса». Основные функции и компоненты воспитательной системы класса, формы, методы и приёмы деятельности по её моделированию и построению. Значение и место данной системы в общешкольной системе воспитания.

Целесообразность разработки новых подходов к исследованию эффективности системы воспитания учащихся. Концептуальная основа изучения результативности воспитательного процесса.

Критерии и показатели эффективности функционирования воспитательной системы, алгоритм диагностического исследования. Выбор методик изучения, подготовка диагностического инструментария, исследование испытуемых, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов воспитательной деятельности.



Вопросы и задания для самопроверки:

  1. Что такое педагогическая технология?

  2. Чем технология воспитания отличается от методики воспитательной работы?

  3. Назовите алгоритм действий по формированию модельных представлений о воспитательной системе. Какие звенья предлагаемой в этом пособии технологической цепочки, на ваш взгляд, можно было бы исключить?

  4. Охарактеризуйте значение формирования образа школы для процесса моделирования воспитательной системы образовательного учреждения.


Тема 3.12. Практика разработки концепции воспитательной системы и программы её построения (деловая игра) – (2 часа – практическое занятие)

Концепция воспитательной системы: понятие, структура, основные разделы. Этапы и средства разработки концептуальной модели воспитательной системы. Формы и способы обеспечения активного участия в данном процессе педагогов, учащихся, родителей.

Программирование воспитательного процесса. Программа как важнейший документ и инструмент совершенствования воспитательной деятельности, её отличие от плана.

Технология подготовки и проведения организационно-деятельностной игры. Ролевые функции участников игры.



  1. Постановка цели игры, правил.

  2. Избрание руководителя и участника, который будет вести протокол.

  3. Определение качеств личности, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

  4. Формирование творческой группы.

  5. Разработка основных правил жизни в школе.

  6. Разработка совместного вида деятельности, как системообразующего фактора в жизнедеятельности учебного заведения.

  7. Определение форм и способов совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, способствующих формированию желаемых качеств выпускника.

  8. Краткий экспертный анализ.

  9. Педагогический анализ результатов игры.

  10. Опыт создания воспитательной системы образовательного учреждения (знакомство и обсуждение).


3.13. Защита концепции воспитания – зачёт (2 часа – практическое занятие)

Концептуальная модель воспитательной системы: понятие, структура, основные компоненты. Критерии экспертной оценки разработанных модельных представлений. Общее, особенное и единичное в модельных представлениях о воспитательной системе.


Раздел IV. Информационно-технологический блок

«Знакомство с основными офисными приложениями СПО Линукс» (8 часов)
Тема 4.1. Знакомство с операционной системой СПО Linux и пакетом офисных программ Open Office (2 часа - лекция)

Свободное программное обеспечение. История СПО Linux. Работа с файловой системой. Иерархическая структура файлов и папок.



Тема 4.2. Программное обеспечение для создания и редактирования текстов Openoffice.org Writer (2 часа - практическое занятие)


Овладение основами работы с редактором Openoffice.org Writer. Знакомство с возможностями, принципами и основными приемами подготовки дидактических материалов.

Знания и умения слушателей:



  • представление о программе Openoffice.org Writer;

  • умение создавать и сохранять документы с различным шрифтовым оформлением;

  • умение форматировать абзацы документа;

  • вставка рисунков в текст;

  • знание приемов работы со списками и таблицами.



Тема 4.3. Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц Openoffice.org Calc (2 часа - практическое занятие)


Овладение приемами создания дидактических материалов в программе Openoffice.org Calc, приемами проведения вычислений и анализа данных электронных таблиц.

Знания и умения слушателей:



  • понимание назначения и возможностей Openoffice.org Calc;

  • умение создавать и форматировать таблицы, представлять табличные данные в графическом и печатном виде;

  • умение проводить вычисления;

  • представление о приемах анализа данных;

  • представление о приемах использования Openoffice.org Calc для разработки дидактических материалов.



Тема 4.4. Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций Openoffice.org Impress (2 часа - практическое занятие)


Назначение и структура Openoffice.org Impress. Алгоритм создания презентации в MS Power Point. Создание презентаций, состоящих из слайдов, включающих текст, графические изображения, в том числе отсканированные. Основные операции при создании презентации: настройка окна программы, вставка, редактирование и форматирование текста, вставка рисунков и других объектов, настройка изображения, вставка фона, создание переходов слайдов, демонстрация презентаций.

Знания и умения слушателей:



  • умение создавать презентации с различным оформлением слайдов;

  • знакомство с приемами создания мультимедийных презентаций для формирования электронных и печатных дидактических и учебно-методических материалов и т.д.


Итоговый тест по программе применение пакета свободного программного обеспечения

Организационно-методические указания по прохождению тестирования
Тест разработан для итогового тестирования по курсу «Применение пакета свободного программного обеспечения».

Тест состоит из 12 вопросов. Для каждого вопроса нужно отметить (обвести или отметить как-либо еще) правильный ответ – один или несколько.

Вопросы, предлагающие выбрать все верные варианты ответа, имеют несколько правильных вариантов ответа. В таких вопросах правильный ответ засчитывается только в том случае, если отмечены все верные варианты ответа. Остальные вопросы имеют единственный правильный вариант ответа.

Во время тестирования запрещается:

пользоваться какой-либо литературой или заранее подготовленными записями;

разговаривать с другими тестируемыми;

мешать каким-либо способом другим тестируемым;

задавать преподавателю вопросы, не относящиеся к процедуре тестирования.
1. Можно ли, находясь в архиваторе Ark, просмотреть содержимое текстовых файлов?

a. Да, возможно;

b. Нет, сначала файл надо извлечь на диск и только потом его можно прочитать;

c. Нет, это невозможно.


2. Отметьте, что такое спам.

a. навязчивая сетевая реклама;

b. компьютерный вирус;

c. один из параметров настройки электронной почты;

d. почтовый клиент.
3. Отметьте верное продолжение фразы «В редакторе Writer возможны …» (укажите все верные варианты ответа):

a. экспорт документов в формат PDF;

b. сохранение документов в формате DOT;

c. добавление примечаний на полях, работа в режиме исправлений.


4. При сохранении файла в редакторе OpenOffice.org Writer можно указать (укажите все верные варианты ответа):

a. имя файла;

b. расположение файла;

c. тип файла;

d. размер файла.
5. Отметьте, какая логическая функция в приложении OpenOffice.org Calc возвращает значение ИСТИНА, если истинны все ее аргументы:

a. OR;


b. TRUE;

c. FALSE;

d. AND.
6. Укажите, какой режим в приложении OpenOffice.org Impress наиболее удобен для перемещения слайдов.

a. режим примечаний;

b. сортировщик слайдов;

c. режим рисования;

d. режим структуры.
7. Какое меню OpenOffice.org Impress позволяет настроить действие по щелчку мыши:

a. Справка;

b. Формат;

c. Демонстрация;

d. Сервис.
Работа с мультимедийными технологиями. Программное обеспечение для обработки и редактирования графических цифровых изображений (GIMP).
8. Укажите, как открыть диалоговое окно Кисти:

a. в меню «Файл» программы выбрать команду «Кисти»;

b. в меню «Файл» окна изображения выбрать группу «Диалоги» и в ней выбрать команду «Кисти»;

c. в меню «Файл» окна программы выбрать группу «Диалоги» и в ней выбрать команду «Кисти»;

d. нажать комбинацию клавиш Ctrl+K.
9. Укажите, что нужно сделать, чтобы объединить два расположенных рядом слоя.

a. в меню изображения «Правка» выбрать команду «Слить слои»;

b. в меню программы «Слой» выбрать команду «Объединить видимые»;

c. в меню изображения «Слой» выбрать команду «Объединить рядом стоящие»;

d. в меню изображения «Слой» выбрать команду «Объединить с предыдущим».
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus).
10. Отметьте, как подогнать размер изображения под размер блока изображения.

a. в меню «Правка» выбрать команду «Масштабировать»;

b. в окне «Свойства», в области «Очертания» выбрать команду «Подогнать изображение»;

c. в окне «Свойства», в области «Изображение» выбрать команду «Масштабировать»;

d. в меню «Объект» выбрать команду «Блок до размеров изображения».
Программное обеспечение для обработки и монтажа аудиозаписей (Audacity).
11. Отметьте, что нужно сделать, чтобы добавить в текущий проект еще один звуковой файл.

a. в меню «Файл» выбрать команду «Открыть»;

b. в меню «Правка» выбрать команду «Добавить звуковой файл»;

c. щелкнуть правой кнопкой мыши по дорожке и выбрать команду «Импортировать файлы»;

d. в меню «Файл» выбрать команду «Импортировать».
Программное обеспечение для обработки и монтажа видеозаписей (Kino).
12. Укажите, с чего нужно начать, чтобы применить видеоэффект к указанной сцене.

a. перейти в режим «Эффекты» и на вкладке «Видеофильтр» выбрать эффект;

b. выделить сцену и в меню «Эффекты» указать нужный фильтр;

c. в режиме «Эффекты» перейти на вкладку «Создать» и щелкнуть по нужному эффекту;

d. в режиме «Срезка» выбрать эффект в раскрывающемся списке.

Формы контроля: Итоговая аттестация слушателей курсов будет проходить в форме комплексного (междисциплинарного) экзамена, соответствующего следующей структуре:

а) зачёт по методике и технологии подготовки, организации и проведения классного часа с применением различных форм (конспект классного часа);

б) зачёт по теории и технологии моделирования и построения воспитательной системы (защита концепции воспитания);

в) зачёт в тестовой форме по программе применения пакета свободного программного обеспечения Линукс.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. наук Е.С.Полат. Москва, 2001.

  2. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи. /Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова – М: Издательство «Вербум», 2004.

  3. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2002.

  4. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006 (Интернет – ресурс).

  5. Д.Ш. Матрос. Информатизация общего среднего образования. (Педагогическое общество России. М. 2004).

  6. М.Г. Зеков. Информатизация школьного образования. (Минск «Звездный сентябрь», 2006).

  7. А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Практикум по информатике.

  8. Л.Н. Хандадашева, И.Г. Истомина. Информатика. Техническая графика.

  9. Использование мультимедиа – технологий в общем среднем образовании. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006 (Интернет – ресурс).

  10. Б.Керман, А.Новембер. Основы компьютерной грамотности.

  11. В.Холмогоров. Работа на компьютере.

  12. Обучение для будущего. Электронное приложение к учебному пособию. 2004.

  13. Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов. Воспитательная система школы: от А до Я. Пособие для учителя. Под редакцией Л.И.Виноградовой. М, «Просвещение» 2006.

  14. Духовно-нравственное воспитание. Сборник материалов научно-практической конференции. – Хабаровск, 2006.

  15. Развивающая информатика. Методическое пособие.

  16. Программа обучения Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии - образованию» С.М. Авдеева, П.Ю. Белкин, А.А. Елизаров, Е.В. Алексеева. Московский центр «Интернет – образования», «Федерации Интернет Образования» 2002.

  17. MICROSOFT OFFICE Все самые полезные программы. В. Леонтьев Москва «Олма-пресс» 2006.

  18. Компьютер в вашей школе С.Симонович. «АСТ-пресс» Москва 2002.

  19. «Здоровьесберегающий потенциал профильного обучения»: учебно-методические материалы и программы элективных курсов. М.: АПКиПРО, 2005.

  20. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2002.

  21. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. – Самара: Самарский университет, 2000.

  22. Алкоголизм и борьба с ним/ Под ред. М.Н. Нижегородцева. СПб., 1999.

  23. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования, 2002, №8

  24. Бестужев-Лада И.В. Пьянство как социальная проблема. М., 1999.

  25. Воронов Д.Н. Алкоголь в современном быту. М.-Л.. 1930.

  26. Гринченко В.И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. М., 2000

  27. Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (анализ зарубежного опыта). В сб.: Инновационное движение в российском школьном образовании. – М.: РАО, Персифаль, 1997, - с.336-353.

  28. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

  29. Разработка авторских учебных программ. Методические рекомендации. Анадырь 2006.

  30. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Методическое пособие - М.: Изд-во «Просвещение», 2006

  31. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.:ЮНПРЕСС, 2000.

  32. Журнал «Школьные технологии» 2002 г., № 1. с. 28.

  33. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. –Волгоград: Учитель, 2009.

  34. Пособие для начинающего издателя. Ж. «Лицейское и гимназическое образование». – Издатель - Московский культурологический лицей № 1310, 2008.

  35. Субботина Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении. –Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДО - 2000.

  36. Фоменко В. А. «Интеграция образовательных курсов «Риторика» и «Юный журналист». Журнал «Методист» №6, 2005, с. 40-44.

  37. Школьное издательство. Ж. «Лицейское и гимназическое образование». Серия постеров. «Мастер-класс. Открытый урок». №3, 2006.

  38. Кравченко Н.Л. Как написать рецензию. Методические рекомендации. - Анадырь: ГОУ ДПО ЧИРОиПК, 2009.

  39. Журнал «Лицейское и гимназическое образование», 2006.

  40. Субботина Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении. – Ярославль. 2000.

  41. Швейкина Ю.Ю. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках// Начальная школа, 2003 № 1, с. 67-69

  42. Мониторинг качества, статистики и социологии образования: учебный курс / М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская, Е.С. Заир-Бек, А.Г. Каспржак, О.Н. Кожевникова. – М.: Университетская книга, 2006. – 188 с.

  43. Писарева С.А., Иванов С.А., Пискунова Е.В. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения. Учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 184 с.

  44. Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся 9-х и 11-х классов: в 2 ч. Ч.2. Учебно-методические материалы для повышения квалификации руководителей и специалистов общеобразовательных учреждений / О.Ф. Батрова, В.И. Блинова, С.А. Боченков и др. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 151 с.

  45. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192 с.

  46. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования России от 26 июня 2000г. № 1908).

  47. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации / авт.-сост. Я. К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

  48. Практикум по арт-терапии / Под. ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии».

  49. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л. В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009. - 217 с.

  50. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

  51. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254, [2] с.: ил.

  52. http://www.kfcnsr.ru/pressabout/320-prof-nasilie.htmlttp://fresh.unesco.ru/violence_prevention.html.

  53. Колисниченко Д.Н., Аллен Питер В. - LINUX: полное руководство.http://omsklug.ru/index.php?action=tpmod;dl=item61

  54. Костромин В., "Linux для пользователя".http://www.linuxcenter.ru/lib/books/kostromin/

  55. Федорчук А., Введение в POSIX'ивизм http://www.linuxcenter.ru/lib/books/posixbook/

  56. ПСПО для ОУ России. http://linux.armd.ru/ru/documentation/metod/ ПСПО для ОУ России.

  57. Сборник «Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт» // под редакцией Минько Н.Г., начальника Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. // Серия «Образовательные технологии», выпуск 2. –М.:2005.

  58. Дереклеева Н.И., Научно-исследовательская деятельность в школе. -Москва: «Вербум-М», 2001.

  59. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией доктора пед. наук Е.С.Полат. –М.: 2001.

  60. Научно-исследовательская деятельность учащихся. (Московская конференция исследовательских и проектных работ школьников – 2002) Выпуск 2. –М.: Центр «Школьная книга», 2002.

  61. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992 г. (изм. и доп. 2005 г. – последний вариант)

  62. Закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ» от 22.08.2004 №122 – ФЗ

  63. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995 г.

  64. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №198-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06 октября 2006 г.)

  65. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей от 03.04.2003 г. №27

  66. Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. №06-1844

  67. Дополнительное образование детей: журнал №2, 2006 г., стр.20

  68. Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ» от

22.08.04 № 122-Ф3

  1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995г. с изменениями и дополнениями.

  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 198-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 06 октября 2006 г.)

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей от 03.04.2003 г. №27

  4. Постановление Правительства ЧАО от 18.11.2009 г. № 332.