Программа по обж 9 Правовые основы военной службы 11 Строевая подготовка 12 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 15-16, ст 15 3429.06kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 149.74kb.
Нужна альтернатива военной службе 1 60.17kb.
Лазеры. Основы устройства и применение их в военной технике 1 235.6kb.
Об ограничении курения табака 1 92.87kb.
Урок по теме: «Правовые основы брака и семьи» (9 класс, 04. 1 44.54kb.
Программа дисциплины «Организация, подготовка и презентация социологического... 4 328.86kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие... 1 23.95kb.
Теоретические основы создания информационного общества 4 642.08kb.
Программа первичного инструктажа на рабочем месте главного специалиста... 1 57.09kb.
Доклад директора школы «Об обсуждении плана участия образовательного... 1 88.76kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа по обж 9 Правовые основы военной службы 11 Строевая подготовка 12 - страница №1/1


Утверждаю


Директор школы:____________

Голикова В.П.


МОУ Архангельская средняя общеобразовательная школа


ПОДПРОГРАММА ПО

ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Составил: Ведерников Валерий


Александрович,

учитель ОБЖ

с. Волынцы

2009 год.

Содержание.


  1. Введение __________________________________________ 3

  2. Цели и задачи ______________________________________ 7

  3. Содержание ________________________________________ 8

    1. Программа по ОБЖ _______________________________ 9

      1. Правовые основы военной службы ____________ 11

      2. Строевая подготовка ________________________ 12

      3. Огневая подготовка _________________________ 13

      4. Топографическая подготовка _________________ 14

    2. Музей боевой славы ______________________________ 14

    3. Физическая культура и спорт ______________________ 15

      1. Прикладная физическая подготовка ___________ 16

      2. Бег, преодоление препятствий ________________ 16

      3. Военно – спортивные игры ___________________ 17

      4. Спортивные секции, спортивные соревнования __ 18

    4. Внеклассная работа _______________________________ 19

  4. Реализация программы ______________________________ 21

    1. Программа курса ОБЖ ____________________________ 21

    2. Роль школьного музея в учебно – воспитательном процессе ________________________________________ 22

    3. Физкультурная работа в школе _____________________ 27

    4. План работы школы по военно – патриотическому воспитанию _____________________________________ 28

  5. Анализ программы.



  1. Введение.

Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением трудных задач по защите своих рубежей. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны являлось важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным долгом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодежи, готовности к защите Отечества.

Реализация этой задачи сегодня невозможна без глубокого и серьезного осмысления вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективности военно – патриотического воспитания.

«Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся - в свете современных требований» - Владимир Бачевский, начальник отдела ОБЖ и патриотического воспитания Министерства образования и науки Нижегородской области, к.п.н. г. Нижний Новгород.

Российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизованным сдвигом. Мы сегодня наблюдаем падение рождаемости, снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп; преждевременное старение; рост смертности, в том числе насильственной; депрессивные процессы, начиная с генетических дефектов и кончая иммунологическими проблемами. В обществе происходит падение нравственности.

Российская молодежь также переживает кризис во всех отношениях. У нее, к огромному сожалению, нет идеалов. Отношение большинства молодежи к жизни сугубо потребительское. При этом молодые люди претендуют на особое место в жизни, но не желают прилагать для достижения конкретной цели никаких усилий.

Отсутствие же чувства патриотизма выражается у юношей в нежелании проходить службу в армии, защищать Родину. На вопрос анкеты, проведенной среди юношей 10, 11 классов Архангельской средней школы, «Ваше отношение к военной службе» ответили «Нет желания служить, но, если призовут, буду» – 56% опрошенных. Когда новобранцы прибывают на военную службу, они сталкиваются с множеством проблем. Самое трудное для них – период адаптации к новым условиям жизни, новым отношениям. Именно на первом году армейской службы происходит 66% всех самоубийств.

Характерно также, что в последнее время число юношей не готовых к службе в армии ни физически, ни морально растет. Отвечая на вопрос анкеты «Какими качествами должны обладать солдаты?», юноши показали, что они эти качества знают, но на вопрос «Обладаете ли вы этими качествами?» - только 11% показали, что обладают, а остальные ответили, что обладают частично. Многие юноши слабо представляют, что военная служба связана со значительными трудностями, требует большого напряжения сил и энергии. С самого начала службы юношам приходится сталкиваться с жестким ритмом солдатской жизни, со строго регламентированным распорядком дня, высокой требовательностью командиров. А возрастные особенности молодых солдат – неуравновешенность, возбудимость, максимализм, острое восприятие справедливости – осложняют адаптацию.

Тревожная тенденция к ухудшению здоровья учащихся общеобразовательных школ, к снижению уровня их физической подготовленности обнаруживается почти повсеместно, хотя и в разной степени.

Известно, что после 12 – 13 лет, примерно к 18 – 20 годам идет стабилизация деятельности всех структурных компонентов мозга. И, если до 20 лет человек не прошел целенаправленного физического воспитания, то потом ему свой двигательный потенциал мобилизовать будет очень трудно, ибо после 20 лет плохо реализуются все возможности, которые предоставляет человеку природа. Поэтому можно утверждать, что в 13 – 19 лет надо усиленно развивать все то, что к этому времени молодой человек уже успел достигнуть и к чему у него определился интерес. Данный период наиболее благоприятен и для освоения более сложных двигательных действий.

Все это говорит об очевидной необходимости поиска наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья учащихся, их физического развития, атлетической подготовки, а также формирования у юношей необходимых для военной службы навыков и умений, внутренней готовности к службе в ВС России. Обеспечение успешной адаптации юношей к армейской среде включает в себя тщательную подготовительную работу в общеобразовательной школе, прежде всего – подготовку военно – спортивного характера.



Подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод, что решение вопросов подготовки молодежи к защите Отечества сегодня напрямую связано со следующими факторами и потребностями.

  1. Резкое снижение военно – патриотической работы в конце 80 – 90 – х годов XX века вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту не желающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.

  2. Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и обеспечении обороноспособности страны.

  3. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективной его организацией в условиях современной общественной жизни.

  4. Появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформировании Вооруженных Сил. В начале XXI столетия государство больше внимания стало уделять Вооруженным Силам, а средства массовой информации – объективнее относиться, что вызвало рост патриотического самосознания молодежи.

  5. Необходимо улучшить деятельность по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений. Поэтому сегодня, исходя из реалий современной жизни, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания, созданную на основе принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества.

  6. Создана законодательная база, позволяющая реорганизовать и улучшить прежнюю систему подготовки учащихся к военной службе. Речь идет о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о подготовке граждан РФ к военной службе», Военной доктрины РФ, национальной доктрины образования, и особенно, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы».

  7. Наличие новых, более высоких требований к интеллектуальным, профессиональным и психологическим качествам воинов в условиях развития научно – технической мысли и новых технологических возможностей привело к появлению на рубеже XX – XXI веков нового вида войн – «бесконтактных» или информационно – технологических.

  8. Наличие у России геополитических противников. Настойчивые попытки и конкретные шаги США по усилению своих позиций в Центральной и Средней Азии (особенно в результате проведения операции в Афганистане и размещение американских военных баз в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане), усилия международных террористических группировок отторгнуть от России Северный Кавказ еще раз это подтвердили.

Формирование готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов – социально – политических, духовных, военно – технических. Деятельность по усилению военно – патриотической работы сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства.

Итак, мы вышли на необходимость создания школьной «Программы по военно – патриотическому воспитанию».




  1. Цели и задачи.

Цель:


Подготовка учащихся к военной службе, к защите Отечества.
Задачи:


  1. Приобщение учащихся к героической истории Российского государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.




  1. Познание духовно – нравственных ценностей Российского общества и государства.




  1. Формирование общей культуры и нравственных качеств.




  1. Укрепление здоровья.



  1. Содержание.

Основные направления военно – патриотического воспитания.

    1. Духовно – нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально – значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

    2. Историческое – осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Здесь необходимо изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, ее защиты от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

    3. Политико – правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины.

    4. Патриотическое – воспитание важнейших духовно – нравственных черт, составляющих основу личности, формирующих ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служению Отечеству.

    5. Профессионально – деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанное со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств в интересах самореализации личности, успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

    6. Психологическое – воспитание у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, умения снять психологическую напряженность, преодолеть стресс.

Военно – патриотическое воспитание строится на следующих принципах:

- воспитание в процессе общественной деятельности, в связи с жизнью и трудом;



      • использование исторического опыта защиты Отечества;

      • соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника;

      • воспитание личности в коллективе и через коллектив;

      • уважение к личности учащегося с разумной требовательностью и индивидуальный подход;

      • единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

      • соответствие воспитания условиям военной службы.

В военно – патриотическом воспитании школьников используются методы убеждения, примера, упражнения, поощрения. Широко применяются элементы игры.

Основным институтом военно – патриотического воспитания является система образования, ее учреждения и учительский корпус. Сильной стороной образования является единство двух его составляющих – обучение и воспитание.

Как повысить эффективность?

Важнейшим направлением является использование учебно – воспитательного процесса.




  1. Программа по ОБЖ.

Реализация программы ОБЖ должна быть направлена, прежде всего, на морально – психологическую и правовую подготовку юношей к военной службе.

Актуальность вопроса обусловлена тем, что абсолютное большинство молодых солдат в первые дни службы находится в состоянии, близком к стрессовому. Главными причинами этого является резкое изменение условий жизни, слабое знание той обстановки, в которой они оказались, отсутствие навыков в выполнении требований, предъявляемым к ним.

Опыт убеждает, что наиболее сложно, тяжело и долго привыкают к условиям воинских коллективов люди, не осознавшие необходимость строгой дисциплины, считающие любое распоряжение командира ущемлением их прав и свобод, слабо подготовленные физически, не имеющие первичных навыков в выполнении строевых приемов. Процесс адаптации молодых солдат усложняется страхом, боязнью выглядеть хуже других.

Практика ВС РФ показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются:



      • знание особенностей воинских коллективов, реальной жизни казармы, не приукрашенной, но и не показанной только с негативной стороны;

      • хорошая физическая подготовка;

      • наличие навыков в выполнении строевых приемов;

      • осознание необходимости соблюдения воинской дисциплины и четкого выполнения приказов и распоряжений командиров.

На занятиях по некоторым темам учащиеся решают ситуационные задачи, которые могут возникнуть в воинских коллективах. Такой урок – игра позволяет ребятам получить представление о наиболее приемлемых в каждой обстановке действиях в рамках законности.

Важнейшим элементом морально – психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения единоначалия в Вооруженных Силах. Важно разъяснить учащимся, что единоначалие в ВС РФ заключается в наделении командира всей полнотой власти по отношению к подчиненным и возложением на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражено в праве командира отдавать приказы, и добиваться их выполнения. Обсуждение приказа не допустимо, а неповиновение или неисполнение приказа – воинское преступление. Сравнение требований воинской дисциплины и обязанностей солдата с требованиями дисциплины и обязанностями учащихся подводит к выводу о том, что существенной разницы между ними нет.

Очень важно довести до сознания учащихся, что солдаты, совершившие нарушение установленного порядка и дисциплины, несут ответственность в зависимости от характера и тяжести проступка.

Говоря об обязанностях военнослужащих и требованиях воинской дисциплины, разъясняется правовое положение солдата как гражданина, чьи права и личное достоинство находятся под законом РФ, и то, как он должен поступить в случае противоправных действий сослуживцев по отношению к нему.

Подготавливая подростков к военной службе, необходимо сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках.

Для этого нужно дать начальные знания по основам обороны государства; познакомить со структурой ВС, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; дать представление о требованиях, предъявляемых будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождении военной службы; научить выполнять обязанности солдата (матроса), дневального, часового, командира отделения и др.; научить действовать в строю, в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении и обороне; стрелять из пневматического и малокалиберного оружия, метать гранаты в цель; научиться ориентироваться на местности по топографической карте и без нее (по компасу, местным предметам, расположению светил и др.), двигаться по азимутам, определять расстояние до ориентиров и др.

Подготовка по основам военной службы включает в себя:


  • правовые основы военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);

  • огневую подготовку;

  • строевую подготовку;

  • топографическую подготовку.

    1. Правовые основы военной службы.

На занятиях необходимо познакомить учащихся с назначением ВС РФ, составом и боевыми традициями Российской Армии и Военно – морского Флота, назначением и боевыми возможностями видов и родов войск ВС РФ, особенностями формирования и сплочения воинских коллективов.

Ребята должны знать правовые основы воинской службы, порядок прохождения военной службы, основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских приказов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия, правила воинской вежливости, поведения, отдания воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.

Необходимо уметь объяснить сущность обязанностей военнослужащего, обращаться к старшим, действовать при получении приказаний и в роли дневального по роте, часового, выполнять команды.


    1. Строевая подготовка.

Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у учащихся уважительное отношение к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту воинской службы.

Строевая подготовка – предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе «делай как я».

Тренировки – важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема.

На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, выправке (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей.

В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых учащиеся осваивают приемы воинского приветствия. В этих приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки: строевая стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору.

Проверить свои умения и навыки учащиеся могут участвуя в конкурсах.



    1. Огневая подготовка.

Данный раздел призван воспитывать чувство гордости за наши ВС, любовь к оружию, желание искусно владеть им для выполнения своего патриотического долга, организованность, аккуратность, бдительность, дисциплинированность, смелость, храбрость, стойкость в преодолении трудностей, решительность, находчивость, настойчивость, самообладание, внимание, способность ориентироваться в быстроменяющейся обстановке.

Учащиеся должны:



      • знать боевые свойства и устройство пневматического и огнестрельного оружия, правила ведения огня по неподвижным и появляющимся целям, метания гранат;

      • уметь подготовить оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы, разбирать и собирать оружие, чистить и смазывать его;

      • получить практику стрельбы из пневматического и малокалиберного оружия.

В ходе занятий следует постоянно рассказывать обучаемым о роли и назначении стрелкового оружия, созданного русскими и советскими конструкторами, которое широко использовалось и используется в боях при защите нашего Отечества, показать его преимущество над оружием иностранных армий. При практических занятиях, стрельбе и соревнованиях необходимо обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности.

    1. Топографическая подготовка.

Главное внимание необходимо уделить приобретению обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях.

Учащиеся должны:



      • знать содержание основ ориентирования в различных ситуациях;

      • уметь определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени;

      • читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту.

В процессе занятий у них воспитывается находчивость,

самообладание, решительность, смелость. Для проверки уровня подготовки проводятся различные соревнования, игры на местности.



  1. Музей боевой славы.

Важную роль в военно – патриотическом воспитании играет школьный музей боевой славы. Деятельность музея всегда благотворительная, социально – значимая, сплачивающая вокруг музея детей и взрослых, представителей разных поколений. В них сохраняется народная память, передаваемая от отца к сыну, от деда к внуку.

В музее идет непрерывный процесс поиска, созидания, пополнения и обновления экспонатов и экспозиций, их периодическая замена по текущим событиям, памятным датам школы, Отечества.

Кроме традиционных встреч с ветеранами, уроков мужества, проведения тематических лекций, экскурсий, поисковой работы, вахт Памяти учащиеся во главе с активом музея берут шефство над ветеранами, посещают их на дому с целью оказания помощи. Ведут работу по облагораживанию территории у памятника, создают книгу Памяти.

Школьный музей призван способствовать развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Виды деятельности школьного музея:


      • пополняет фонды музея путем организации походов школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими школьными музеями;

      • изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

      • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

      • осуществляет создание экспозиций выставок;

      • проводит экскурсии;

      • оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

      • оказывает содействие ученикам в использовании музейных материалов при написании рефератов и творческих работ;

      • принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий общественных организаций и т.д.

Школьный музей – это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания.

В нашей школе школьный музей играет важную роль в учебно – воспитательном процессе. Это было отмечено в анкетах учителями, учениками и родителями. Музей – это то, что школа обязательно должна сохранить.

При создании благоприятных условий школьный музей придает совершенно новое качество образовательному процессу, прежде всего патриотическому воспитанию учащихся.


  1. Физическая культура и спорт.

Военно – патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Через него ребятам и прививаются высокие нравственные качества. Способствует этому принцип состязательности, который с особой силой проявляется в физической культуре и спорте.

    1. Прикладная физическая подготовка.

Ее целью является обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке.

Общими задачами физической подготовки являются:



      • формирование здорового образа жизни;

      • гармоничное физическое и духовное развитие;

      • повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов;

      • развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости;

      • развитие и совершенствование специальных качеств (устойчивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию).

Прикладная физическая подготовка включает:

  • обеспечение на занятиях страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;

  • передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш – броски, лыжные гонки и др.);

  • преодоление препятствий;

  • силовая подготовка (подтягивание и подъем переворотом на перекладине, комплексное силовое упражнение, поднятие и переноска тяжестей);

  • основы рукопашного боя;

  • элементы акробатики.

    1. Бег, преодоление препятствий.

Универсальным средством проверки подготовленности учащихся в силе, выносливости, быстроте и ловкости являются упражнения в преодолении различных препятствий.

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении естественных и искусственных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно – силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективной деятельности на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

В содержание занятий включается:


      • преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе группы;

      • специальные приемы и действия на сооружениях;

      • метание гранаты на точность;

      • контрольные упражнения на полосах препятствий.

    1. Военно – спортивные игры.

Игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей и подростков. Игра для ребенка – выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра делает детей более развитыми практически во всех видах деятельности, позволяет ставить в обстоятельства, в которых можно проявить свои лучшие качества, она может быть средством самопознания, духовного и физического развития личности.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление о жизни, познают окружающий мир. Игра позволяет лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко, всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Через игру можно содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывать у детей различные морально – волевые и физические качества, прививать воспитанникам организаторские навыки.

Военно – спортивные игры по своему содержанию являются сюжетно – ролевыми играми с элементами «военизации», участвуя в которых учащиеся могут приобрести качества, знания, умения и навыки, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, для несения военной службы.

Важная роль при проведении военно – спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни детскую инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату его деятельности.

В соревнованиях – играх устанавливается атмосфера праздника, доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Побеждает сильнейший, в выигрыше остаются дружба и сплоченность.


    1. Спортивные секции, спортивные соревнования.

Человек может стать полноценным защитником Родины, если он физически здоров. Еще древние говорили, что в здоровом теле – здоровый дух, поэтому воспитание личности не может осуществляться без физического развития, формирования потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период, являются систематические занятия физкультурой и спортом.

Эффективной формой организации внеклассной физкультурно – оздоровительной работы являются спортивные соревнования.

Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе состоит в том, что количество детей одного возраста ограничено. Здесь необходимо объединение учащихся в разновозрастные команды. Они подбираются по физической подготовленности, психологической совместимости, взаимной симпатии. Во главе каждой команды ставится капитан из числа старших учеников. Соревнования для детей получают смысл, так как каждый вносит свой вклад в победу команды, все стараются выступить как можно лучше, независимо от возраста и своих способностей.

Развитие способностей ребят, повышение их мастерства идет на занятиях спортивных секций. Ведут спортивные секции люди, увлеченные своим делом. Работа секций идет по программам.

Физкультурно – оздоровительная работа в сельской школе способствует организации досуга детей, ориентированного на свободное самовыражение личности, социальную активность; приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств.



  1. Внеклассная работа.

Внеклассная работа по военно – патриотическому воспитанию строится с учетом характера школьных традиций, состояния физкультурной и спортивной работы вообще и военно - прикладных ее видов в частности, от наличия в школе музея боевой славы.

Она включает в себя: проведение уроков мужества, проведение бесед, классных часов на военную тематику, тематически связанных с государственными символами России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной, афганской и чеченской войн, с выпускниками школы, отслужившими в армии; проведение вечеров, праздников, посвященных «Дню защитников Отечества», «Дню Победы»; проведение смотров строя и песни, викторин, читательских конференций; проведение конкурсов чтецов, рисунков, военной песни; военно – спортивных соревнований «А, ну – ка, парни!», рыцарских турниров; проведение общешкольных линеек, посвященных знаменательным датам; концертов для ветеранов, изготовление подарков для ветеранов; поддержание связи с воинами Российской Армии – поздравительные открытки на праздники, переписка; посадка цветов у памятника, посадка деревьев – аллей памяти.

Ведущее место в программе школьных мероприятий занимает акция «Поверка». Основная задача этого мероприятия – совершенствование и закрепление учащимися теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. «Поверка» состоит из нескольких этапов и проводится до 23 февраля. Учащиеся не только участвуют в мероприятиях, но они проводят и большую подготовку к ним, тренируются, выполняют дома самостоятельные задания.

Каждому проведенному мероприятию должна предшествовать большая подготовительная работа. Хорошо продуманное и проведенное мероприятие вызывает сопереживание у учащихся, заставляет проникнуться чувством глубокой благодарности к тем, кто погиб, защищая нашу Родину.




  1. Реализация программы.

1. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в программы курса ОБЖ для 10 – 11 классов введен раздел «Основы военной службы». Содержание курса ОБЖ на этой ступени общеобразовательной школы прежде всего направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов:

I. ВС РФ – защитники нашего Отечества.



  1. История создания ВС РФ.

  2. Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. История их создания и предназначение.

  3. Функции и основные задачи современных ВС России.

  4. Другие войска, их состав и предназначение.

II. Боевые традиции ВС России.

  1. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

  2. Памяти поколений – дни воинской славы России

  3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

III. Символы воинской чести.

  1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

  2. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.

  3. Ритуалы ВС РФ.

IV. Воинская обязанность.

  1. Основные понятия о воинской обязанности.

  2. Организация воинского учета и его предназначение.

  3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

  4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

  5. Увольнение с военной службы и пребывание в запас.

V. Особенности военной службы.

  1. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, Федеральные законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

  2. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни.

  3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России.

  4. Прохождение военной службы по призыву.

  5. Прохождение военной службы по контракту.

  6. Правила и ответственность военнослужащих.

VI. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС России.

  1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

  2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

  3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина.

  4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

  5. Как стать офицером российской армии.

Международная (миротворческая) деятельность ВС России.

Обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке проводится на занятиях по физической культуре.

Изучение вопросов огневой и тактической подготовки, выполнение начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техникой будет осуществляться во время проведения сборов в конце 10 – го года обучения, организуемых военными комиссариатами.


  1. Роль школьного музея в учебно – воспитательном

процессе.

Накопленный материал активно используется на всех уроках, особенно истории и литературе, при написании сочинений, докладов, рефератов, при подготовке к экзаменам.

На основе собранного материала проводятся экскурсии, краеведческие десятиминутки, классные часы, беседы, лекции, общешкольные праздники, вечера и митинги, устные журналы и ученические конференции. Ежегодно, 21 ноября, в день рождения В.Н Бахирева, в школе проводится праздник «За честь школы», на котором поисковые отряды рассказывают о результатах поисковой деятельности.
Основные этапы создания школьного музея.
1965 год – Альбом о Герое Советского Союза

Бахиреве В.Н.

!974 – 1975 г.г. – Открытие зала боевой и трудовой

славы наших земляков.

1979 год - Альбомы о Героях Советского Союза

Фирсове П.А. и Борисове П.П.

9 мая 1980 года – Открытие мемориальных досок на

здании школы.

1980 – 1985г.г. – Летопись Великой Отечественной войны.

9 мая 1985 года – Открытие школьного музея боевой

славы.

1987 год - Сбор и оформление материалов о



тружениках тыла.

1990 год - История детского дома (1944 – 1951).

Сбор материала для книги Памяти.

Учителя – участники Великой

Отечественной войны.

Открытие памятника воинской

славы.

1995 год - Создание книги Памяти села



Архангельское.

- Альбом «Мы с ними слиты

памятью и сердцем» (солдатские

вдовы о своих мужьях).

- Альбом «Колхоз имени Ленина в

годы войны».

1998 год - Рукописная книга воспоминаний

участников Великой Отечественной

войны.

1999 год - Альбом «Письма с фронта».



Альбом «Память, память, память

…» (о погибших и пропавших без

вести односельчанах).

2000 год - Альбом «Юность, опаленная

войной» (о Сетюковой Е.Г. – узнице

лагеря Торгау).

- Село Георгиевское и Великая

Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

(воспоминания Сухотина В.Д. –

старожила села).

2001 год - Альбом «Горьковчане – защитники

Ленинграда».

Альбом «Горьковчане – ветлужане

- наши односельчане – участники

Сталинградской битвы».

2002 год - Реферат «Наш земляк - Герой

Советского Союза П.А Фирсов».

- Реферат «Наш земляк – Герой

Советского Союза В.Н Бахирев».

2003 год - Творческая работа «Война в

истории моей семьи».

Реферат «Великая Отечественная

война в судьбах жителей деревни и

моей семьи».

Просветительская и массовая работа.

Темы экскурсий:

Обзорная экскурсия по школьному музею.

Тематические: Великая Отечественная война.

Герои Советского Союза – односельчане.

Односельчане – участники войны.

Труженики тыла.

Учителя – участники Великой

Отечественной войны.

Подвиг первых ракетчиков.

Мы с ними слиты памятью и сердцем.

Солдатские письма.

Н.Д.Громцев.

История детского дома.

Обзорная по летописи родных мест.

Тематические: Участники гражданской войны.

История создания Советов.

История колхоза имени Ленина.

История села Архангельское.

Обзорная по летописи школы.

Тематические: Директора школы.

Выпускники, ставшие учителями.

Выпускники, ставшие медиками.

Выпускники – труженики сельского хозяйства.

Учительские династии.

По страницам школьных учебников.

История детского движения.

Обзорная по крестьянской избе.

Тематическая: Промыслы и ремесла.
На базе школьного музея организуются и проводятся:

1. школьные массовые мероприятия:

«Нити нашей памяти», «Родная земля – самое великое, что нам дано в жизни, ее мы должны возделывать, беречь и охранять» - устные журналы;

научно – практические конференции учащихся;

2. мероприятия для жителей села:

Праздник «За честь школы», митинг у памятника 9 мая, экскурсии в школьный музей;

3. мероприятия на базе музея:

Конкурсы стихов и песен, встречи с ветеранами войны и труда, вручение наград ветеранам в честь 55 – летия Победы над фашистами, выставки.

Регулярно печатаются материалы школьного музея в газетах «Ленинское знамя», «Земля ветлужская», «Нижегородские новости».

3. «Стране нужны здоровые, не обремененные болезнями люди». Под таким девизом строится физкультурная работа в школе.



План физкультурной работы.


План спортивной работы




Мероприятие

Месяц

Ответственный


1
2
3
4
5
6
7

8
9
10



Кросс
Шахматы «Белая ладья»
«Весёлые старты» (нач. шк.)
Пионербол (4 – 8 классы)
Зимние «Весёлые старты»
Чудо – шашки
«Зарница» и «Зарничка»

Лёгкая атлетика
Школьный турслёт
Туристические походы


IX
XI
XII
I
II
II
III

IV
V
V


Ведерников В.А.
Кузнецов А.Н.
Мартышева Е.Ю.
Ведерников В.А.
Ведерников В.А.
Кузнецов А.Н
Ведерников В.А.

Мартышева Е.Ю.
Ведерников В.А.
Ведерников В.А.
Ведерников В.А.

Физическому развитию ребят способствуют также занятия в спортивных секциях и участие в различных спортивных соревнованиях. В нашей школе не первый год работают две спортивные секции: настольного тенниса и волейбола, пользующиеся большой популярностью у учащихся.

На занятиях секций ребята совершенствуют свое спортивное мастерство, помогают обучать младших, принимают участие в школьных, районных, зональных соревнованиях.

В школе проводится школьная спартакиада, в которую традиционно входят соревнования по настольному теннису, волейболу, лыжным гонкам, легкой атлетике, пионерболу, легкоатлетическим эстафетам, турслету. Участвуя, ребята имеют возможность проявить себя.


4. Волна нигилизма и осуждение недавнего прошлого пошла на убыль. Началось возвращение к отечественным ценностям. В обществе утверждается понимание, что без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему 1000 – летнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество надежных защитников Родины в России не воспитать. В послании Президента РФ Федеральному Собранию ясно и однозначно определена система национальных ценностей – жизненный ориентир и современное мировоззрение российского гражданина. На первом месте этих ценностей поставлен патриотизм. И поэтому внеклассная воспитательная работа должна быть направлена на воспитание патриотов, потому что годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них будет зависеть безопасность и благополучие государства.
План работы школы по военно – патриотическому воспитанию.
Сентябрь: Составление плана работы. Выборы актива

Октябрь: Сбор материалов о выпускниках школы, проходивших

службу в армии в горячих точках.

Чествование ветеранов Великой Отечественной войны,

тружеников тыла, ветеранов педагогического труда.

Ноябрь: Встреча с выпускниками школы, прошедшими службу в

армии.

Сбор материалов о выпускниках школы, проходивших



службу в армии в горячих точках.

Декабрь: Оформление стенда «Судьбы, опаленные войной» - о

выпускниках школы, проходивших службу в армии в

горячих точках.

Встреча с выпускником Архангельской школы 1941года,

полковником медицинской службы Смирновым Б.Н.

Январь: Подготовка и участие в районном и областном конкурсе

«Война в истории моей семьи».

Беседы о военной профессии: «Военные училища зовут»;

«Сегодня ученик – завтра солдат»; «Офицер – профессия

героическая».

Конкурс стихов, посвященный празднику Победы.

Участие в районном конкурсе «Кто есть кто?» (Учителя –

участники Великой Отечественной войны)

Февраль: Акция «Поверка»

I этап: Посещение музея боевой славы

Конкурс сочинений «Судьба, опаленная войной»

Шефская помощь ветеранам.

II этап: Уроки мужества (встречи, беседы)

Конкурс «Знатоки военной истории»

Вечер, посвященный Дню защитников Отечества

Рыцарский турнир для мальчиков.

Расчистка снега у памятника погибшим в годы Великой

Отечественной войны

Поздравительные открытки выпускникам школы,

проходящим службу в рядах Российской Армии.

Март: Военно – спортивная игра «Зарница».

Участие в выставке художественного и технического

творчества, посвященной празднику Победы.

Апрель: Месячник, посвященный празднику Победы в Великой

Отечественной войне:


  • Конкурс рисунков

  • Конкурс плакатов «Мы за мир и дружбу. Салют, Победа!»

  • Конкурс стихов

  • Литературно – музыкальный вечер «Лирика военных

лет».

  • Соревнования по военно – прикладным видам спорта.

  • Акция «Подарок ветерану».

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Закладка Аллеи Памяти.

  • Посадка цветов и уборка территории у памятника

  • Воинам, погибшим в годы Великой Отечественной

войны.

Май: Вахта Памяти.

Митинг, посвященный 9 мая.

Чествование ветеранов.

Экскурсия в школьный музей «Великая Отечественная

война».




  1. Анализ программы.

Военно – патриотическое воспитание – это многоплановая и скоординированная деятельность государственных органов, общественных организаций и объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению воинского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.

Рассматривая систему военно – патриотического воспитания в нашей школе, можно констатировать, что она реализуется в комплексе форм. Условно эти формы объединяются в три самостоятельные группы.

Первая группа включает в себя формы патриотического характера. Они применяются в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Эти формы включают: беседы, вечера вопросов и ответов, уроки мужества, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д. Сюда же можно отнести работу школьного музея, поисковую и просветительную.

Вторая группа форм характеризуется большей военно – прикладной направленностью. Эти формы включают: Дни воинской славы России, тактико – строевые занятия, тактические игры на местности, военно - спортивные игры, соревнования по военно – прикладным видам спорта. Сюда же можно отнести спортивно – массовую работу, работу по укреплению здоровья учащихся и по воспитанию потребности в здоровом образе жизни.

Формы третьей группы являются наиболее эффективными для подготовки к военной службе. К ним относятся оборонно – спортивные оздоровительные лагеря, организуемые военными комиссариатами.

Эти формы предполагают целый комплекс учебно – воспитательных мероприятий, которые проводятся целенаправленно. Тем самым существенно уменьшается разрыв между теоретическими и практико – прикладными компонентами военно – патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

В результате грамотно построенного учебно – воспитательного процесса из стен школы выйдет человек не только с образованием, соответствующим принятому минимуму, но прежде всего личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранять свои здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранение жизни своих близких, своего народа.

Не нужно забывать и о морально – психологической подготовке юношей к военной службе. Анкетирование, проведенное в школе среди юношей 10 – 11 классов, поможет проверить эффективность используемых форм и методов работы в этом направлении.


Результаты анкетирования (9 человек).

Вопросы

Ответы учащихся

Кол – во

ответов


%

1.Какими качествами

должны обладать

солдаты?


дисциплинированность

честность

патриотизм

хорошая физическая подготовка

смелость

уверенность в себе

образованность


9

7

9



8
4

4

4



100

78

100



89
44

44

44



2.Обладаете ли вы

этими качествами?



да

частично


1

8


11

89


3.Какие поступки не

допустимы в

воинском

коллективе?


увиливание от выпол-


нения обязанностей

ложь


«стукачество»

жадность

драки

издевательство над



другими

воровство



7
8

9

7



6

7
2


78
89

100


78

67

78


22

4.Как должен посту-

пить солдат, если его

обижают, бьют?


доложить командиру

защититься, дать ответ




1

8


11

89


5.Ваше отношение к

военной службе:



положительное

нет желания, но если призовут, буду служить



4

5


44

56


6.Что дали вам занятия

по ОБЖ?


понял важность военной службы

получил представление о солдатской службе

усвоил значение воинской дисциплины

легче будет начинать службу



9
2
2
4

100
22
22
44

7.Что больше всего вас

пугает в армии?




ничего


дедовщина

несправедливость




4

4

1




44

44

11




Т.о., учащиеся имеют определенное представление о жизни воинских коллективов, понимают, какие трудности их ожидают, правильно оценивают себя и свою готовность к службе в армии.

Сущность и содержание морально – психологической подготовленности учащихся к военной службе и пути ее достижения.




Пути и средства морально – психологической подготовки юношей к военной службе


Изучение общих и специальных

обязанностей

солдата

Ознакомление


с особенностями

воинских коллективов



Изучение военного законодатель-ства

Строевая подготовка

Физическая

подготовка




- обязанности солдата;

  • обязанности дневального;

  • обязанности часового;

  • военной присяги.

- решение ситуационных задач;

- встречи с военнослужащими;

- военные сборы.

- «О статусе военнослужащих»;

- «О воинской обязанности и

военной службе»;

- «Общевоинские уставы».



Уверенность в себе.

.

Важное значение в морально – психологической подготовке юношей играют встречи с выпускниками школы, отслужившими в армии. Они приходят в школу и рассказывают о военной службе, боевых и человеческих качествах, необходимых воину, о значении военной службы в жизни каждого молодого человека и, конечно, о том, как готовить себя к ней.

Краеведение – путь к Родине.

С чего начинается Родина? А начинается она с родного края. В военно – патриотическом воспитании, как убеждаемся, много значит знание истории земли, на которой живешь, своего села, деревни. Кто шагал до тебя по этим деревенским просторам? Изучая родной край, учащиеся проникаются любовью к нему, желанием защищать его. Поэтому роль школьного музея в воспитании детей неоценима.

Большинство тем в рамках программы ОБЖ лучше всего усвоить (да и гораздо быстрее) можно лишь на практике – когда учащиеся в реальных условиях выполняют какие – то конкретные действия, на себе ощущает их результаты и понимает свои удачи и промахи. Поэтому большое место в программе отводится практическим мероприятиям. Эти мероприятия содержательны, постоянно обновляются и включают соревнования как для юношей, так и для девушек.

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», писал А.С. Макаренко.

Военно – патриотическое воспитание представляет собой организованный непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной физической и военно - профессиональной готовности к безупречному несению военной службы. Поэтому оно должно быть всегда в развитии. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур и органов самоуправления. Работая в этом направлении, нужно предвидеть перспективу, учитывая все звенья, задействованные в этой работе.


    1. Проведение общешкольных (примерных) собраний с повесткой

дня:

  1. Задачи усиления военно – патриотического воспитания.

  2. О развертывании оборонно – массовой работы в школе.

  3. Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся.

  4. Священный долг каждого гражданина – Отчизну защищать.

  5. Задачи школы по формированию у юношей – допризывников высоких морально – психологических и физических качеств.

Привлечение к роли докладчиков представителей райвоенкоматов.

    1. Педсоветы:

  1. Задачи педколлектива по повышению военных знаний учащихся.

  2. Межпредметные связи ОБЖ с другими предметами.

  3. Военно – патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ.

  4. О состоянии военно – патриотического воспитания в

школе и мерах по его дальнейшему

совершенствованию.



    1. Работа оборонно – спортивных кружков.

При улучшении материально – технической базы школы и при наличии инструкторов в школе могут быть организованы кружки такой направленности.

    1. Создание в школе:

  1. клуба «Допризывник»;

  2. стенгазеты «Допризывник».

    1. Проведение тематических вечеров – конкурсов, викторин:

  1. «Математика и оборона страны».

  2. «Физика и оборона страны».

  3. «Химия и военное дело».

  4. «География и военное дело».

  5. «Ракетные войска – надежный щит нашей Родины».

  6. «Вооруженные силы РФ».

  7. «Вооружение и боевая техника».

  8. «Гражданская оборона и РСЧС».

    1. Строительство школьного спортивного городка. Дальнейшее совершенствование учебно – материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.

    2. Перспективы развития физкультурно – оздоровительной работы в селе Волынцы.

Создание культурно – спортивного комплекса села, координатором деятельности которого выступала бы школа. Этот комплекс включал бы в себя школу, СПК им. Ленина, ЧП «Попинов». Создание этого комплекса позволило бы вовлечь в занятия физической культурой большую часть детей, жителей села.

В планирование работы комплекса вошли бы:



  1. спортивно – массовые мероприятия;

  2. расширение сети кружков;

  3. спортивные праздники;

  4. спортивные соревнования: лыжные гонки, легкоатлетические эстафеты, волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, шахматы.

  5. Создание специальных групп, требующих особой оздоровительной работы.

Система военно – патриотического воспитания требует постоянного внимания и заботы. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших.

Литература.
Л.П. Анастасова Уроки безопасности. М.: 1996 г.

С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов ОБЖ 11 класс. М. Просвещение, 2001 г.

С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов ОБЖ 10 класс. М.: Просвещение, 2001 г.

В.Л. Левин Искусство быть собой. М.: 1997г.

Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов Равнение на победу. М.: Издательство ЦГЛ, 2004 г.

А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин Программа по ОБЖ. М.: Просвещение, 2001 г.

Сундуков В.П. Жизнь безопасности. М.: 1997 г.

Г.В. Цвилюк Азы безопасности. М.: 1996 г.

Постановление Правительства РФ от 16.02.01 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»».

Журналы ОБЖ в школе, 2000 – 2004 г.г.



ПРИЛОЖЕНИЕ