Программа по экологии 8 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа по экологии 8 - страница №1/1



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

8 класс, основное общее образование



Количество часов__34__(1 час в неделю)__

Учитель биологии



Майорова Наталия Владимировна высшая квалификационная категория


Нижний Новгород-2013 г


8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе: Программы - Швец И.М. « Экология человека. Культура здоровья» 8 класс

«Природоведение. Биология. Экология. 5-11 кл.: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2009- 176 с.


Настоящий календарно-тематический план по экологии человека для 8 класса ориентирован на использование учебника: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 144с.: ил.

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень

Основная цель курса:

- формирование у учащихся представления о влиянии окружающей среды на здоровье человека.



Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии человека;

- знакомство учащихся с влиянием экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;

- привитие умений и навыков прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды;

- воспитание экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:



1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально -трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека.

Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных школ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССА

ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.


  1. Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

  2. Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

  3. Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

  4. Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

  5. Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

  6. Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

  7. Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

  8. Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

  9. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.



ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

  1. Расы человека.

  2. Основные загрязнители воды.

  3. Животные предсказывают землетрясения.

  4. Основные загрязнители воздуха.

  5. Чернобыльская АЭС.

  6. Эволюция развития Человеческого общества.

  7. Твой выбор (о вредных привычках).

  8. Стресс.

  9. Биоритмы.


Тематическое планирование курса « Экология человека. Культура здоровья»

8 класс

34 ч., 1 час в неделю

Программа: - Швец И.М. « Экология человека. Культура здоровья» 8 класс

«Природоведение. Биология. Экология. 5-11 кл.: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2009.- 176 с.



Учебные пособия: 1. «Экология человека. Культура здоровья» 8 кл. Федорова В.З. и др.- М.: Вентана- Граф 2010




Раздел, тема урока

Лабораторные и практические работы

Д.З.












план

факт




Введение – 1ч













1

Место экологии человека в системе научных отраслей










§1



Раздел 1 Окружающая среда и здоровье человека – 7ч











2.

Здоровье как категория экологии человека. Виды, уровни и факторы здоровья










§2

3

Экологические факторы и их классификация. Природная и социальная среда







Оценка состояния здоровья

§1,2

4

История развития представлений о здоровом образе жизни









§3,4

5

Характеристики основных адаптивных типов человека. Этнография.










§5

6.

Климат и здоровье. Экстремальные факторы. Биометеорология









§6,7

7

Вредные привычки, пагубные пристрастия.









§8

8

Проектная деятельность: группы населения и природно-климатические условия.














Раздел 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов – 22ч.

Тема 2.1. Опорно-двигательная система – 3ч.












9

Условия правильного формирования о-д.с










§9

10

Двигательная активность. Гиподинамия. Основные группы физических упражнений.







Оценка подготовки организма к занятиям физкультурой

§9,10

11

Проектная деятельность : формирование навыков здорового образа жизни.











12

Тема2.2. Кровь и кровообращение.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.












§11

13

Иммунитет и здоровье. Онкологические заболевания, аллергия, СПИД.







Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

§ 12

14

Условия полноценного развития системы кровообращения.










§13

15

Профилактика нарушений деятельности серд.-сос. системы







Реакция ссс на физическую нагрузку.

Определение стрессоустойчивости ссс.



§14

16

Проектная деятельность: здоровье как главная ценность












17

Тема 2.3. Правильное дыхание -1ч








Влияние холода на частоту дыхательных движений

§15




Тема 2.4. Пищеварительная система – 3ч.














18

Состав и значение основных компонентов пищи.










§16

19

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.







О чем может рассказать упаковка

§17

20

Рациональное питание и культура здоровья









§18

21

Тема 2.5. Кожа – 3ч.

Воздействие солнечных лучей на кожу.












§19

22

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.







Реакция организма на изменение температуры окр. Среды.

§20,21

23

Проектная деятельность: закаливание и уход за кожей












24

Тема 2.6. Нервная система. ВНД. – 5ч.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы,









Развитие утомления

§22

25

Стрессоустойчивость и типы ВНД. Темпераменты.









§25,26

26

Биоритмы. Биологические часы.







Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

§27

27

Гигиенический режим сна









§28

28


Влияние окружающей среды на деятельность желез внутренней секреции










§29

29

Тема 2.7. Анализаторы – 2ч.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора











§23

30

Внешние воздействия на слух и орган равновесия







Острота слуха и шум

§24

31-32

Раздел 3. Репродуктивное здоровье – 4ч.

Особенности развития организма юноши и девушки











§30,31

33

Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие










§32,33

34

Заболевания, передающиеся половым путем










§34,35

35

Проектная деятельность: бережное отношение к здоровью










На лето

Энциклопедии



1Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров-М:Большая Российская энциклопедия,2003

2Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ, Моррис.-М:Махаон,2002