Программа модуля «Русский язык» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Справочно-информационный портал «Русский язык» 1 100.01kb.
Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая... 8 1069.71kb.
Учебников «Школа 2100» 10 3457.31kb.
А. В. Валжи (испанский язык) 18 3452.59kb.
1. паспорт примерной программы профессионального модуля 1 368.35kb.
Рабочая программа по истории России для модуля экстерната и репетиторства 4 787.43kb.
Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... 1 173.91kb.
Українська Зернова Асоціація 5 1393.58kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа модуля «Русский язык» - страница №1/4




МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

МО русского языка и литературы



Программа

модуля «Русский язык»

(содержание программы

и требования к зачету)


для групп заочного обучения

(экстернат)

10-12 классов
на 2007-2008 учебный год

Псков


Содержание

Пояснительная записка 3

Тематическое планирование групповых консультаций 4

Краткое содержание курса «Русский язык» 5

за 10 класс общего образования: 5

Краткое содержание курса «Русский язык» 6

за 11 класс общего образования: 6

Краткое содержание курса «Русский язык» 7

за 12 класс общего образования: 7

Приложения 11

Образец теста по орфографическим правилам русского языка 11

Образец теста по пунктуационным правилам русского языка 14

Образец теста по основным разделам русского языка 18

Образец диктанта 20

Образец работы над возможными ошибками диктанта 21

Таблица основных правил орфографии русского языка 22

Таблица основных правил пунктуации русского языка 44




Пояснительная записка

Основным разделом данной программы являются требования к сдаче зачетов за курс 10, 11, 12 классов вечерней школы. Эти требования составлены в соответствии с программой под редакцией А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы», учитывают требования обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку, методические рекомендации авторов программы и опираются на содержание учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, а также пособием Д.Э.Розенталя «Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы». Поэтому основному разделу предшествуют «Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку» и «Требования к уровню подготовки выпускников» (требования к знаниям и умениям).

Данная разработка составлена с учетом программы вечерней школы для групп заочного обучения (экстернат) и рассчитана на ускоренное изучение курса русского языка за 10-11 классы (20 часов) и модульное изучение курса русского языка за 12 класс (32 часа).

Содержание уроков – это примерный план занятий, на который учитель может опираться при подготовке к урокам. Понятия и термины, входящие в перечень знаний учащихся, обязательны для изучения и входят в обязательный минимум.

Вопросы и задания включены в каждый спланированный зачет. Эти вопросы и задания составлены в соответствии с темами, предложенными Министерством образования для письменного экзамена по русскому языку (в форме ЕГЭ) и вопросами для устного экзамена по русскому языку для 11(выпускных) классов общеобразовательных учреждений, а также в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников».

Программа рассчитана на поэтапное повторение и углубление курса русского языка. Поэтому в курсе 10 класса учащимся предлагается повторить основные правила орфографии русского языка, в курсе 11 класса – пунктуации. Курс 12 класса планируется как повторение и изучение разделов языкознания, начиная с фонетики и заканчивая синтаксисом и комплексной работой с текстом.

Количество письменных работ на уроках (контрольных работ, работ по развитию речи) может варьироваться, но не превышать допустимые нормы по программе для старших классов общеобразовательных школ.

Тематическое планирование групповых консультаций



10 класс:

1. Правописание букв в корне слова

2. Правописание приставок

3. НЕ с разными частями речи

4. Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных

5. Правописание суффиксов разных глагольных форм

6. Слитное, дефисное и раздельное написание

7. Правописание имен числительных и наречий.

8. Прописные и строчные буквы. Правила переноса слов.

9. Диктант.

10. Тестирование по орфографическим правилам.
11 класс:

1. Знаки препинания (ЗП) в простом неосложненном предложении и на конце предложения.

2. ЗП при однородных членах предложения.

3. ЗП при обособленных определениях и приложениях.

4. ЗП при обособленных обстоятельствах и дополнениях.

5. ЗП при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.

6. ЗП в сложном союзном предложении.

7. ЗП в бессоюзном сложном предложении.

8. Оформление чужой речи на письме.

9. Диктант.

10. Тестирование по правилам пунктуации.
12 класс:

1. Фонетика и графика. Орфоэпия.

2. Лексика.

3. Источники пополнения лексики. Этимология.

4. Фразеология.

5. Лексический разбор слова.

6. Морфемика.

7. Словообразование.

8. Морфология.

9. Морфологический разбор.

10. Синтаксис. Словосочетание.

11. Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи.

12. Предложение и его виды.

13. Текст и его строение.

14. Сокращение текста.

15. Тестирование по основным разделам русского языка.

16. Стили речи. Официально-деловой стиль.

17. Научный стиль.

18. Публицистический стиль.

19. Художественный стиль.

20. Анализ художественного текста.

21. Разговорный стиль.

22. Стилистический анализ текста.

23. Тропы и стилистические фигуры.

24. Комплексный анализ текста.



25. Комплексный анализ текста.

26. Устное выступление. Аналитический рассказ.

27. Рецензия.

28. Эссе.

29. Дискуссия.

30. Сочинение-рассуждение по тексту.

31. Сочинение-рассуждение по тексту.

32. Повторение пройденного материала.



Краткое содержание курса «Русский язык»

за 10 класс общего образования:





  1. Морфологический характер русского правописания. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные. Гласные после шипящих и ц. Употребление буквы э. Правописание звонких и глухих согласных. Двойные согласные. Непроизносимые согласные. Прописные буквы в собственных именах. Употребление ь и ъ. Приставки на –з и –с. Приставки пре- и при-. Гласные ы и и после приставок.

  2. Правописание окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Соединительные гласные о и е. Правописание сложных существительных.

  3. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

  4. Правописание имен числительных.

  5. Правописание местоимений.

  6. Правописание глаголов. Правописание причастий. Окончания и суффиксы причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание деепричастий.

  7. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных выражений.

  8. Правописание служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни.

  9. Правописание междометий.

Список учебной литературы:

  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Д.Э.Розенталь. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, (любой год издания).

Список дополнительной литературы:

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., дораб. – М., 1997.

  2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1994.

  3. Колесников Н.П. Словарь двойных согласных. – М., 1990.

  4. Орфографический словарь русского языка. – 28-е изд. – М., 1990.

  5. Сухотинская А.В. Репетитор: Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

Требования к знаниям и умениям:

  1. Знание основных правил орфографии русского языка (см. выше).

  2. Орфографическая зоркость.

Элементы зачета:

  1. Тест по форме ЕГЭ по основным правилам орфографии русского языка (образец см. в Приложении);

  2. Диктант (не менее 200 слов);

  3. Работа над ошибками диктанта (форму работы над ошибками см. в Приложении).

Краткое содержание курса «Русский язык»

за 11 класс общего образования:





  1. Пунктуация русского языка. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи. Тире между членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения: приложениях, определениях, обстоятельствах, дополнениях. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях, обращениях, междометиях.

  2. Знаки препинания в сложном предложении. Точка с запятой в сложном предложении. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

  3. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Знаки препинания при цитатах.



Список учебной литературы:

  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Д.Э.Розенталь. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, (любой год издания).

Список дополнительной литературы:

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1994.

  2. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. – М., 1995.

  3. Сухотинская А.В. Репетитор: Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  4. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. – М., 1996.

Требования к знаниям и умениям:

  1. Знание основных правил пунктуации русского языка (см. выше).

  2. Пунктуационная зоркость.

Элементы зачета:

  1. Тест по форме ЕГЭ по основным правилам пунктуации русского языка (образец см. в Приложении);

  2. Диктант (не менее 200 слов);

  3. Работа над ошибками диктанта (форму работы над ошибками см. в Приложении).



Краткое содержание курса «Русский язык»

за 12 класс общего образования:

1. Язык и его функции. Функции русского языка в современном мире. Две формы существования русского языка (устная и письменная). Устное и письменное словесное творчество. Разные способы хранения информации - вер­бальные и невербальные. Универсальность общения и хранения информации с помощью языка. Русское письмо и его эволюция. Разделы науки о языке, его единицах. Видные ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение родного языка: М. В. Ломоносов, A.X. Востоков, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, B.И. Даль, Я. К. Грот, А. А. Потебня, И.А. Бодуэн де'Куртенэ, А. И. Соболевский, Ф. Ф. Фортунатов, А.А.Шахматов, В. В. Виноградов, С.П.Обнорский, Л. В. Щерба и др.

2. Функции звуков в языке и речи; звук — едини­ца строения слова. Группы звуков языка. Звуки в сильных и слабых позициях. Чередования звуков фонетические и морфологические. Ударение в словах. Деление слов на слоги. Орфоэпия; словари произношения. Звуки и буквы; буквы своих звуков и буквы не своих звуков. Фонетика и графика. Графика и орфография. Справочные и пояснительные орфографические словари. Видные ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в разработку проблем фонетики и орфогра­фии: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов, Д. Н. Ушаков, А.А. Реформатский, Р. И. Аванесов, Л. В. Щерба и др., Я. К. Грот, А.Б.Шапиро и др. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись; анафора. Текстообразующая роль слов с опре­деленными гласными, с определенными согласными.

3. Слово - единица наименования реалий и обозначения грамматических значений. Разные виды лексических значений слова. Группы слов по значению, по происхождению, по употреблению. Семанти­ческие (толковые) словари русского языка. Слово в словообразовании, в морфологии и в синтаксисе. Слово и стиль. Текстообразующая роль слова. Роль слов разных частей речи в тексте. Зависимость выбора слов в тексте от намерений автора.

4. Морфемы (части слов) и их функции в слове. Словообразующие и формообразующие морфемы. Варианты морфем в словах. Принцип выделения мор­фем в слове. Простые и сложные слова. Делимые и неделимые слова. Словообразовательные значения приставок и суффиксов. Производные и непроизводные слова. Этимология; этимологические словари. Словопроизводство: исходные единицы (основы слов, слова, словосочетания, предложения) и произведенные от них слова. Направление производства слова. Средства образования слов (морфемы; переста­новка ударения; чередование гласных, согласных; сокращение основ слов; усечение основ слов; переста­новка основ; перестановка слов; опущение слов; сло­жение основ слов и слов; сращение слов). Способы образования слов (по использованию морфем). Двойная мотивация. Словообразовательная цепочка однокоренных слов; словообразовательное гнездо однокоренных слов. Словообразование частей речи. Словари морфем русского языка. Словообразовательные словари. Видные лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение строения слов и производства слов (слово­образование): Н. В. Крушевский, Ф. Ф. Фортунатов, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов и др. Функционирование в тексте неологизмов (в том числе сложных слов). Сложные слова как средство связи частей текста. Текстообразующая роль слов с опре­деленным словообразовательным значением. Изменяемые и неизменяемые слова. Склоняемые и спрягаемые слова. Средства образования форм слов: окончания (в том числе нулевые) и формообра­зующие суффиксы. Парадигмы (системы форм изменения) склоняе­мых слов. Словоформы беспредложные и с предлогами.

5. Склонение существительных; склонение прила­гательных и других слов, изменяемых по их типу. Особенности склонения имен числительных и место­имений. Несклоняемые имена существительные, имена прилагательные, местоимения. «Потенциаль­ные» окончания у несклоняемых существительных. Неполные парадигмы имен числительных. Особые формы изменения имен прилагательных. «Звательная» форма имен существительных. Парадигма спрягаемых слов. Типы спряжения глаголов. Особенности спряжения глаголов в будущем времени. Неполные парадигмы у глаголов. Па­радигмы глаголов видовых пар. Парадигмы глагола в прошедшем времени и в изъявительном наклонении, в повелительном наклонении и в условном наклоне­нии. Словари и справочники трудностей русского языка. Видные лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение морфологии русского языка: М. В. Ломо­носов, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Потебня, Л. В. Щерба, С. П. Обнорский, П. С. Кузнецов, В. В. Виногра­дов и др. Функционирование словоформ разных частей речи в предложении. Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи.

6. Слово, словосочетание, предложение; их взаимосвязи. Предложение как единица языка и речи. Функции предложений (обозначение событий и средство сообщения информации). Предложение: грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) и его распространители (второсте­пенные члены — необособленные и обособленные; не члены предложения). Простое предложение и его виды. Сложное предложение: две и более грамматические основы. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Зависимость — смысловая и грамматическая — между простыми предложениями в составе сложного. Типы сложных предложений по наличию или отсутствию союзов между простыми, входящими в их состав. Синтаксический разбор и актуальное членение предложения. Синонимия простых и сложных предложений. Пе­риод. Видные лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение синтаксиса русского языка: А. А. Шахма­тов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, В. В. Вино­градов и др. Функционирование простых и сложных пред­ложений в тексте.

7. Стиль текста и выбор видов пред­ложений в нем. Текстообразующая роль определен­ного вида предложения. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как произведение речи и как результат речевой дея­тельности. Типы текстов по смыслу и стилю. Стили языка и речи. План содержания и план выражения в тексте. Этапы порождения текста. Отбор языковых средств при создании текста (в зависимости от темы, замысла высказывания, адресата, стиля текста). Функционирование языковых средств в тексте определенного стиля.


Список учебной литературы:

  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Д.Э.Розенталь. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, (любой год издания).

Список дополнительной литературы:

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – Л., 1993.

  2. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 1993.

  3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. – М., 1996.

  4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. – М., 1986.

  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987.

  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Дрофа, 1999.

  8. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.

  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.

  10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

  11. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

  12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – 1994.

  13. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. – М., 1996.

Требования к знаниям и умениям:

  1. Знание основных разделов русского языка (см. выше).

  2. Умение применять знания на практике, включая комплексный анализ текста.

  3. Умение создавать тексты разных стилей, жанров, типов речи на заданную тему.

  4. Орфографическая и пунктуационная зоркость.

Элементы зачета:

  1. Тест по форме ЕГЭ по основным разделам русского языка (образец см. в Приложении);

  2. Комплексный анализ текста по плану. (план предлагает учитель в зависимости от специфики текста);

  3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (не менее 150 слов).

  4. Работа над ошибками сочинения (форму работы над ошибками см. в Приложении).




следующая страница >>