Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа работы кружка «Юный стрелок» 1 171.44kb.
Рабочая программа по технологии для 7 класса разработана на основе... 1 188.38kb.
Примерная Программа по технологии основного общего образования 1 307.23kb.
Рабочая программа кружка «арт-гармония» 3 608.74kb.
Программа кружка «Театральная мастерская» 2 604.44kb.
Программа дисциплины «Информационные технологии в рекламе» 1 355.69kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии» 1 238.95kb.
Программа по технологии 5 класс 10 1544.9kb.
Конспект занятия кружка «кулинария» по теме: «Оригинальные салаты» 1 29.36kb.
Рабочая программа дисциплины «Особенности технологии и организации... 1 264.58kb.
Программа кружка «Умелые руки» моу «Кехотская сош» 1 131.19kb.
Пояснительная записка. Данная учебная программа составлена на основе... 7 735.92kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» - страница №1/1


Программа кружка по технологии


«Мастерица- рукодельница»

для учащихся 6-8 классов



Пояснительная записка.

Не губи ты жизнь бездельем – занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай, или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма – закружилась голова!

Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...

То, что любим - вышиваем, всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам, нашим близким и друзьям.

А закончена работа, тут уж новая забота

вновь сюжеты выбирать, вышивать их, иль вязать.


Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Кружок «Мастерица- рукодельница» работает по 5 направлениям:



  1. Вязание крючком.

  2. Вязание спицами.

  3. Вышивание.

  4. Аппликация на ткани.

  5. Кулинария.

Содержание деятельности построено с учетом различных интересов школьниц. Программа курса предназначена для учащихся 6–8-х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении задания, дает возможность создать эксклюзивный образец. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при рукоделии. Программа курса рассчитана на 68 часов.

Цель программы: формирование общетрудовых знаний и умений школьниц по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества, развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;

  • обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и ис­пользования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, веде­ния домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного вообра­жения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчи­вости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Содержание программы.

Раздел «Вязание крючком». Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент-крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров из одних и тех же элементов, перевязать изделие вышедшее из моды.

Содержание раздела.

История развития художественного вязания. Ассортимент изделий выполняемых в технике вязания крючком. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Характеристика х/б, шелковых, вискозных нитей. Правила подбора крючков из стали, пластмассы в зависимости от толщины и качества ниток. Основы цветоведения. Начало вязания.

Основные приемы вязания крючком. Правила безопасной работы во время вязания крючком. Правильное положение рук во время работы. Запись названий приемов. Воздушная петля, цепочка, столбик без накида, столбик с одним накидом. Правила перехода к следующему ряду.

Примерный перечень практических работ.

Освоение приемов вязания. Вязание цепочки из воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с одним накидом. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем. Узоры плотного и ажурного вязания. Выбор узора вязания. Зарисовка схем вязания. Определение размера вязания. Расчет петель начального ряда. Способы вязания салфеток. Вязание круглых салфеток и прямоугольных, скатертей. Способы крахмаления. Оформление изделий.


Учащиеся должны знать:

  • возможности техники вязания крючком, материалы и инструменты;

  • свойства х/б, шелковых и синтетических нитей;

  • правила подбора крючков для вязания;

  • условные обозначения, применяемые при вязании крючком;

  • технологию вязания прямоугольника и круга;

  • способы соединения отдельных мотивов.


Учащиеся должны уметь:

  • подбирать крючки в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

  • выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

  • вязать простые изделия прямоугольной формы и круга;

  • вязать салфетки с узором или способом соединения отдельных мотивов;

  • уметь крахмалить изделия.


Раздел «Ручное вязание на спицах». Вязание на спицах - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Несмотря на разнообразие ассортимента трикотажных изделий на рынке, интерес к ручному художественному вязанию не угасает. Занятие вязанием развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие, а главное дает возможность быть неповторимым. Это работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне- взаимопонимания и взаимоуважения.

Содержание раздела.

Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязания. Ажурное вязание. Воздушная петля.

Убавление, прибавление и закрывание петель

Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Вязание по кругу. Расчет петель. Набор петель начального ряда. Последовательность вязания носков. Вывязывание пятки и носка. Штопка вязаных изделий.

Соединение петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение петель по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины.

Примерный перечень практических работ.

1.Изготовление образцов вязания на спицах.

2.Изготовление образца детской шапочки и шарфика в уменьшенном масштабе.

3. Изготовление образца детского носочка в м 1:4

4. Изготовление образца ажурной салфетки
Учащиеся должны знать:


  • возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;

  • свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;

  • правила подбора спиц для вязания;

  • условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;

  • технология вязания на двух и пяти спицах;


Учащиеся должны уметь:

  • подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

  • выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

  • вязать простые изделия на двух и пяти спицах;


Раздел «Аппликация и вышивка». Аппликация и вышивка – изучение этого раздела дает учащимся основные знания и навыки по выполнению изделий декоративно- прикладного характера; воспитание уважения к народным обычаям и традициям, развитие художественной инициативы. При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, республики, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, учатся вышивать несложные узоры, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики.

Учащиеся должны знать:

  • материалы, применяемые для аппликаций;

  • сочетание аппликаций с разными видами вышивки;

  • технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;

  • особенности обработки края рисунка;

  • правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия;

  • правила сочетания аппликаций с вышивкой;

  • особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;

  • правила ухода за изделиями с отделкой аппликацией, вышивкой.



Содержание раздела.

Художественная вышивка. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего села, республики. Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в традиционных художественных ремеслах. Правила работы с ножницами, иглами, булавками. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе.



Примерный перечень практических работ.

Техника вышивания цветной художественной гладью. Техника выполнения узелковой глади (рококо). Строчевая вышивка: мережка « кисточка », « столбик », « в раскол », «снопик ». Уход за вышитыми изделиями.


Аппликация и вышивка. Виды и способы выполнения аппликации. Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликации из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами вышивки ( бисером и блестками, вышивкой гладью, и др.) Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и не осыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на канве. Зарисовка аппликаций из журналов мод.
Примерный перечень практических работ.

Зарисовка образцов старинной вышивки. Выполнение аппликаций из различных материалов.


Подбор фурнитуры. Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани изделия. Различные способы прикрепления бисера и блесток. Сочетание с другими швами (гладь, роспись, аппликация, стебельчатый шов и др.), позволяющими создать разнообразную фактуру узора и всего изделия.
Окончательная отделка изделий. Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки изделий из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др. Уход за изделиями с отделкой вышивкой, блестками и бисером.
Примерный перечень практических работ.

Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, в художественном оформлении которых будут присутствовать бисер и блестки.


Учащиеся должны уметь:

  • подбирать из журналов мод и составлять рисунки для аппликаций;

  • выполнять аппликации из различных материалов;

  • обрабатывать края рисунка;

  • подбирать фурнитуру к изделию;

  • сочетать аппликации с вышивкой;

  • выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией

  • техника выполнения строчевой вышивки : мережка «кисточка», мережка «столбик», мережка «в раскол», «снопик»;

  • правила обработки изделий после вышивки.

Художественная вышивка.



Учащиеся должны знать:

  • виды ручной вышивки;

  • историю и традиции вышивки;

  • способы нанесения рисунка на ткань;

  • способы закрепления нитей;

  • способы выдергивания нитей;

  • способы зашивок;

  • применение мережек, креста, свободных швов.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно подобрать или составить рисунок для вышивки, уметь работать на пяльцах и без них;

  • подбирать иглы и нитки; начинать и заканчивать работу без узлов;

  • подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка;

  • знать способы и уметь переводить рисунок на ткань;

  • выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом;

  • выполнять работу качественно;

  • соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.


Раздел «Кулинария» направлен на привитие учащимся трудовых навыков, навыков самообслуживания (умения приготовить пищу дома, содержать в чистоте рабочее место, посуду, помещение (кухню), следить за личной гигиеной и др.); воспитание творческого подхода к своей работе и самостоятельности. Готовить блюда желательно из расчета одна порция на каждого занимающегося. Это даст возможность снимать пробу (дегустировать), сервировать стол и одновременно закреплять на практике правила поведения за столом. В крайнем случае одну порцию готовит бригада или вся группа. Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки для девочек, фартука и колпака для мальчиков, а также сменной обуви.

Содержание курса.

Вводное занятие. Оборудование кухни. Правила поведения в кухне. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании.



Практические занятия. Подготовка рабочих мест и инвентаря. Гигиена приготовления пищи.

Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, личной гигиене, гигиене питания. Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда. Хранение и обработка продуктов. Аптечка.



Практические занятия. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

Правила безопасности труда на занятиях. Правила пользования нагревательными приборами (газовыми и электрическими плитами). Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами.



Практические занятия. Выполнение правил безопасности труда во время приготовления пищи.

Сервировка стола. Сервировка стола к чаю. Праздничная сервировка стола. Правила поведения за столом, среди товарищей и в общественных местах. Вежливость, точность, обязательность.



Практические занятия. Выполнение правил поведения за столом.

Приготовление салатов. Салат, винегрет, бутерброды, сельдь. Забавно оформленные блюда из овощей. Украшения из овощей и яиц.



Практические занятия.

Приготовление витаминного салата, бутербродов с кильками «канапе», забавно оформленных блюд, украшений из овощей и яиц, икры из свеклы.

Сладкие блюда и напитки. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие и холодные напитки.

Практические занятия. Приготовление морса из брусники, киселя.

Изделия из теста. История хлеба. Цена хлеба. Бережное, уважительное отношение к хлебу. Использование черствого хлеба для приготовления различных блюд. Виды теста (лапшевое, дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное, заварное, пряничное, хлебное). Начинки, кремы, помадки, глазурь. Украшение кондитерских изделий.



Практические занятия. (Приготовление оладьев, пряников, Приготовление пиццы с помидорами, томатной пастой и сыром, с колбасой.

Итоговое занятие. Демонстрация учащимися умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на быструю и правильную нарезку овощей (или другое), викторина – вопросы, раскрывающие содержание работы кружка, награждение лучших кружковцев, концерт самодеятельности, праздничный чай.



Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о питательных веществах и витаминах, одержание витаминов в пищевых продуктах;

  • технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей;

  • украшение салатов;

  • правила пользования столовыми приборами, правила приема гостей;

  • рецептуру и технологию приготовления теста с различными разрыхлителями;

  • влияние компонентов теста на качество изделия;

  • виды начинок и украшений для изделий из теста.


Учащиеся должны уметь:

  • готовить блюда из сырых и вареных овощей;

  • способы украшения салатов;

  • оформлять стол к ужину;

  • принимать гостей;

  • уметь готовить блины и оладьи;

  • уметь готовить блюда из черствого хлеба по готовым рецептам;

  • уметь приготовить напитки и чай.


Формы проведения занятий:

  • демонстрация изделий;

  • занятия с элементами лекций;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа с литературой;

Наглядность: таблицы: орнаменты, простейшие швы, схемы. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов, вязаные салфетки, изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Прогнозируемые результаты.

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, вязания, приготовления пищи, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Программа будет способствовать:


  • повышению интереса к культурным традициям родного края;

  • развитию познавательной и творческой активности детей;

  • формированию нравственных ценностей;

  • расширению политехнических знаний; повышению культуры общения детей;

  • укреплению веры детей в свои способности.

  • обучению навыкам приготовления пищи, ведения домашнего хозяйства.

Использованная литература




  1. Блюда русской кухни. Издательство «Планета" Москва, 1970.

  2. Голондарева Н.Б. Поурочные планы Технология 5,6,8 классы девочки по учебнику В.Д.Симоненко. Волгоград 2003 Издательство «Учитель -Аст».

  3. .Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.-М: Просвещение, 1993

  4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Москва, «Асадема»,2000г.

  5. Кулинарные рецепты. Совместное издание СП «СТФ-ЮС» Фирма №16 и «Тарвер Консалтинг», 1991

  6. Монастырная В.П., Егорова Р.И. Учись шить. М.: Просвещение, 1988.

  7. Павлова О.В. Для преподавателей Технология. Поурочные планы 7 класс по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко издательство « учитель».

  8. Программы средних общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11кл. М. «Просвещение » 1996г

  9. Программно-методические материалы : Технология.5-11кл./Сост.А.В.Марченко. М:Дрофа 2000

  10. Правила хорошего тона. Составитель И.М.Лом ТОО «Ариель».

  11. Рукоделие: популярная энциклопедия. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993.

  12. СимоненкоВ.Д. Технология 5, 6, 7, 8 классы М.:издательский центр «Вентана –граф » 2007

  13. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Высшая школа, -2001.

  14. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса технология обработки ткани 5-9 кл. «Просвещение».

  15. .Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5, 6 классы М.:Просвещение 2001г


ПРОГРАММА


Вязание на спицах

Материалы и инструменты . Правила начала вязания

Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах.

Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Накидывание петель (скрещенное вязание, накидка простыми петлями, накидка двойными петлями). Условные обозначения , применяемые при вязании на спицах.


Технология выполнения простых петель