Программа «Клиническая психология» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины анатомия центральной нервной системы... 3 912.21kb.
Рабочая программа по дисциплине б1ДВ2 Психология бизнеса (индекс) 1 199.45kb.
Бороздина Г. В. Психология делового общения 9 2307.81kb.
Д 2 Психология семьи 7 1207.67kb.
Программа по направлению «Психология и педагогика дошкольного образования» 3 608.86kb.
Клиническая смерть 1 49.85kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) 6 1542.67kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Чухраева оксана Николаевна оценка кровотока в щитовидной железе при... 2 310.8kb.
Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического... 4 593.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей 5 598.48kb.
План урока: Орг момент. (1 мин) Актуализация и проверка знаний. 1 141.41kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа «Клиническая психология» - страница №1/1

Аннотация основной образовательной программы

1. Направление подготовки: 030300 – Психология. Магистерская программа «Клиническая психология»

2. Квалификация (степень): магистр.

3. Характеристика направления подготовки:



Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2 года

Общая трудоемкость освоения ООП: 4320 часов/120 з.е.

Область профессиональной деятельности магистров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, спорта, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности магистров психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Магистр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской,

практической,

проектно-инновационной,

педагогической.

- Магистр по направлению подготовки 030300 Психология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;

подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

практическая деятельность:

разработка теоретических и методических моделей психодиагностики; методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; разработка технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;

составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;

экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения их психологических составляющих и последствий;

консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг);

психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности;

индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;

разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях. Разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;

проектно-инновационная деятельность:

анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование целей, ограничений и рисков проекта;

научное, методическое и экономическое обоснование проектов инноваций;

подбор методов диагностики и интервенции;

планирование деятельности по реализации проекта;

оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений;

психологическое сопровождение инноваций;

организационно-управленческая деятельность:

определение целей и постановка задач психологической службы, определение ее функций и структуры;

поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности;

эргономическое обеспечение организации рабочих мест, их материально-технического оснащения. Разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;

совершенствование методического инструментария психологической службы;

организация работы персонала психологической службы;

педагогическая деятельность:

определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;

системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах;

оценка и контроль эффективности обучения.


4. Перечень формируемых компетенций
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);

адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

в проектно-инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);

в организационно-управленческой деятельности:

способность и готовность к:

супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);

мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);

организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);

поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);

подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);

использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

5. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин

М1 Общенаучный цикл


Шифр дисциплины

По УП: М 2.Б.1.

Год обучения: 1 год,

1 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час




Методологические проблемы психологии

«Методологические проблемы психологии» – базовый курс профессиональной подготовки магистров психологии. Он раскрывает закономерности становления психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей психическую организацию, поведение, личность и деятельность человека. Курс знакомит с основными этапами развития предмета и метода психологии, ключевых психологических категорий. Знание методологии психологии – необходимое условие формирования психолога-профессионала, важная предпосылка верного подхода к решению задач любого уровня – как теоретических, так и практических. Это знание служит психологу своеобразным компасом, позволяющим успешно ориентироваться в обширном материале, накопленном в ходе исторического развития психологического знания, помогает использовать продуктивные идеи предшественников при рассмотрении актуальных проблем; предохраняет от ошибок и заблуждений. Знания, полученные в процессе изучения курса, составляют фундамент для построения системы психологического знания и условие формирования психологического мышления, потому что освоение психологического наследия всегда определяется теоретико-методологической позицией исследователя. Лекционный материал, работа с литературными источниками и семинарские занятия по курсу «Методологические проблемы психологии» помогут студентам сформировать целостный взгляд на психологию как науку, выработать навыки историко-психологического мышления, необходимые для освоения других психологических знаний и для профессионального решения практических задач. Изучение курса «Методологические проблемы психологии» формирует у студента особый стиль мышления, позволяющий видеть любое явление в его реальной динамике, в историческом контексте, в связи с другими явлениями; обнаруживать за сложившейся системой понятий, принципов, методов и фактов альтернативные варианты научного анализа; вскрывать лежащие в основе научного знания логические, социокультурные и личностные детерминанты; осуществлять психологический прогноз. Знание методологии психологии обогащает человека личностно, становится неотъемлемым компонентом его профессионального мастерства, показателем его психологической культуры. Курс «Методологические проблемы психологии» охватывает обширный материал от зачатков психологической мысли на заре человеческой цивилизации до наших дней, знакомит с историей развития теоретико-методологической мысли как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Курс построен на основе проблемно-хронологического принципа. Самостоятельная работа магистрантов предполагает знакомство с первоисточниками, учебными пособиями и научной литературой по рассматриваемым вопросам.





Шифр дисциплины

По УП: М 2.Б.2

Год обучения: 1 год,

1 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час



Планирование теоретического и эмпирического исследования

Основной целью курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» является освоение современных способов организации экспериментально-психологического исследования и формирование необходимых методических навыков. Курс призван помочь студентам, обучающимся в магистратуре, разобраться в общих вопросах экспериментальной психологии, приобрести умения и навыки планирования теоретических и эмпирических исследований и анализа полученных результатов. Основными задачами магистранта в процессе освоения курса являются овладение нормативами научного мышления; освоение методологии планирования, проведения и анализа результатов экспериментального исследования; знакомство с методическими средствами и схемами интерпретации эмпирических данных; формирование представления о методах и психологических методиках проведения эксперимента; усвоение этических принципов и норм при проведении психологических исследований. В результате изучения курса магистрант должен иметь представление о практической и научно-исследовательской направленности деятельности психолога; знать методологию планирования экспериментального исследования; классификацию исследовательских методов; уметь грамотно формулировать и проверять экспериментальные гипотезы; планировать конкретные психологические эксперименты; применять методику экспериментальных исследований в различных областях психологии; получить опыт анализа результатов психологического исследования. Изучение курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» опирается на такие ранее изученные по программе бакалавриата дисциплины, как общая психология, общепсихологический практикум, психодиагностика, методологические основы психологии, математические методы в психологии. Общий объем курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» 72 часа; дисциплина изучается в течение 1-го семестра. Работа магистранта по изучению курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» проводится в двух основных формах: аудиторные занятия (лекционные, семинарские и лабораторные) и самостоятельная работа с первоисточниками. На аудиторных занятиях предполагается обсуждение основных тем курса. Могут использоваться информационные и проблемные лекции, лекции-беседы, семинары, практические и лабораторные занятия. На лекциях преподаватель излагает преимущественно труднодоступный для студента материал или ту литературу, которая отсутствует в массовых изданиях; лекция – процесс коллективного размышления, обобщения материала, личного взаимодействия студентов с преподавателем. Формы проведения семинарских занятий могут быть самыми разнообразными – традиционные семинарские занятия, обсуждение экспериментальных моделей, анализ и интерпретация результатов экспериментальных исследований, групповые дискуссии по результатам эксперимента. Лабораторные занятия могут проводиться в форме планирования и организации психологического эксперимента, работы с экспериментальными методиками, отработки методов анализа и интерпретации экспериментальных результатов. Самостоятельная учебная деятельность студентов предполагает изучение доступной литературы; основная цель этой работы – углубить познания в области экспериментальной психологии. Самостоятельно изученные материалы должны использоваться в процессе аудиторных занятий.



Шифр дисциплины по УП: М1.Б.3

Год обучения: 1,

2 семестр

Число

кредитов/часов:



2 з.е./72 час.


Качественные и количественные методы исследований в психологии

Целью изучения данной дисциплины является изучение и овладение базовыми качественными и количественными методами психологических исследований. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Изучение данной дисциплины должно способствовать как обогащению системы знаний студентов, так и развитию их самосознания, осознание себя как субъекта учебной деятельности. Учебная задача курса состоит в том, чтобы подготовить студентов к выполнению самостоятельных исследовательских проектов в рамках курсовых и, впоследствии, дипломных работ. В результате изучения данной дисциплины студентами должен быть освоен навык самостоятельного выбора метода исследования, в зависимости от ее цели.





Шифр дисциплины

По УП: М 2.В.1.

Год обучения: 2 год,

4 семестр



Число кредитов/часов:

3 з.е./108 час



История и философия науки

Дисциплина имеет общенаучную направленность. В процессе ее усвоения происходит углубленное знакомство с общей философией науки, ее принципами и методами. Большое внимание уделяется истории философии науки. Анализируются проекты философии науки в рамках современных философских направлений – постпозитивизма, аналитической философии, феноменологии, герменевтики, постмодернизма. Основной целью курса является формирование у студента целостного видения современной философии, ее основных тенденций. Дисциплина связана с курсом «Методологические проблемы психологии». Обучение проходит в форме лекций и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов.




Шифр дисциплины по УП М1.В.2.

Год обучения – 1 курс,

1 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов




Избранные проблемы психологии

Целью курса является знакомство магистрантов с современным состоянием нейропсихологии. Предполагается не только детальное знакомство с концепцией хроногенной системной динамической локализацией психических функций в коре головного мозга, но и с представлениями о мозговой локализации функций, сложившимися в зарубежной клинической нейропсихологии, с идеями нейропластичности. Предполагается самостоятельная работа студентов с первоисточниками, их анализ и реферирование. Данная дисциплина должна стать основой для дальнейшего освоения нейропсихологических дисциплин и для формирования профессиональных компетенций в области нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации. Дисциплина имеет преимущесвтенно теоретическую направленность и предусматривает лекции, семинарские занятия и самостоятельную работу магистрантов.





М1.ДВ1 Дисциплины по выбору


Шифр дисциплины по УП: М1.ДВ1.1

Год обучения – 2 курс,

3-4 семестры



Число кредитов/часов:

4 з. е./144 часов



Инновационные технологии в образовании

Учебная дисциплина нацелена на формирование основных компетенций в области педагогической деятельности магистра. Наряду с традиционными технологиями подробно рассматриваются инновационные технологии в образовании, способы организации образовательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации обучения. В частности осваиваются личностно-ориентированные технологии, проектная технология, технология «дебаты», технология составления портфолио и др. Дисциплина имеет преимущественно практическую направленность, занятия проводится в форме семинаров и практических занятий.





Шифр дисциплины по УП М1.ДВ1.2

Год обучения – 2 курс,

3-4 семестр



Число кредитов/часов:

4 з. е./144 часов



Спецпрактикум по иностранному языку
Современная практическая и научная деятельность магистра психологии требует владения иностранным языком. Цели освоения дисциплины: приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Занятия проходят в практической форме на протяжении двух семестров. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.


М2 Профессиональный цикл

Шифр дисциплины

По УП: М 2.Ф.1.

Год обучения: 1 год,

1 семестр

Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час.




Актуальные проблемы теории и практики современной

психологии

Цель учебной дисциплины - сформировать у магистрантов представление об актуальных проблемах психологии — теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. При этом, решается следующая задача освещается то поле исследований, психологических и психотехнических практик, которые осваиваются современной психологией как стремительно развивающейся научной дисциплины.






Шифр дисциплины

По УП: М2.Б.2.

Год обучения: 1 год,

1 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час.





Статистические методы в психологии

Основной целью курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» является освоение современных способов организации экспериментально-психологического исследования и формирование необходимых методических навыков. Курс призван помочь студентам, обучающимся в магистратуре, разобраться в общих вопросах экспериментальной психологии, приобрести умения и навыки планирования теоретических и эмпирических исследований и анализа полученных результатов. Основными задачами магистранта в процессе освоения курса являются овладение нормативами научного мышления; освоение методологии планирования, проведения и анализа результатов экспериментального исследования; знакомство с методическими средствами и схемами интерпретации эмпирических данных; формирование представления о методах и психологических методиках проведения эксперимента; усвоение этических принципов и норм при проведении психологических исследований. В результате изучения курса магистрант должен иметь представление о практической и научно-исследовательской направленности деятельности психолога; знать методологию планирования экспериментального исследования; классификацию исследовательских методов; уметь грамотно формулировать и проверять экспериментальные гипотезы; планировать конкретные психологические эксперименты; применять методику экспериментальных исследований в различных областях психологии; получить опыт анализа результатов психологического исследования. Изучение курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» опирается на такие ранее изученные по программе бакалавриата дисциплины, как общая психология, общепсихологический практикум, психодиагностика, методологические основы психологии, математические методы в психологии. Общий объем курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» 72 часа; дисциплина изучается в течение 1-го семестра. Работа магистранта по изучению курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования» проводится в двух основных формах: аудиторные занятия (лекционные, семинарские и лабораторные) и самостоятельная работа с первоисточниками. На аудиторных занятиях предполагается обсуждение основных тем курса. Могут использоваться информационные и проблемные лекции, лекции-беседы, семинары, практические и лабораторные занятия. На лекциях преподаватель излагает преимущественно труднодоступный для студента материал или ту литературу, которая отсутствует в массовых изданиях; лекция – процесс коллективного размышления, обобщения материала, личного взаимодействия студентов с преподавателем. Формы проведения семинарских занятий могут быть самыми разнообразными – традиционные семинарские занятия, обсуждение экспериментальных моделей, анализ и интерпретация результатов экспериментальных исследований, групповые дискуссии по результатам эксперимента. Лабораторные занятия могут проводиться в форме планирования и организации психологического эксперимента, работы с экспериментальными методиками, отработки методов анализа и интерпретации экспериментальных результатов. Самостоятельная учебная деятельность студентов предполагает изучение доступной литературы; основная цель этой работы – углубить познания в области экспериментальной психологии. Самостоятельно изученные материалы должны использоваться в процессе аудиторных занятий.



Шифр дисциплины

По УП: М2.Б.3.

Год обучения: 1 год,

2 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час.




Научные школы и теории в современной психологии

Предметом курса является детальное раскрытие содержания современных психологических научных школ и теорий, предполагающее углубление анализа проблем, с которыми студенты были ознакомлены в курсе «История психологии» на бакалавриате. Цель курса - развитие умения рефлексировать генезис психологического познания, необходимого студентам для защиты магистерской диссертации и будущей профессиональной деятельности. Курс направлен на освоение студентами системы знаний о содержании основных психологических учений современной психологии; на овладение навыками теоретического анализа, самостоятельного информационного поиска и ориентировки в современных научных концепциях. Практические занятия предусматривают групповые дискуссии; решение проблемных задач, обсуждение самостоятельно прочитанной студентами научной литературы. Лекции направлены на развитие психологического мышления и построены в диалоговом режиме.





Шифр дисциплины

По УП: М2.Б.4

Год обучения: 1 год,

2 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час



Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы

Курс относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ООП. В соответствии с ФГОС ВПО в результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать основные отрасли и направления психологической науки, организации деятельности психологических служб в различных сферах и отраслях образования и народного хозяйства; уметь формулировать прикладные задачи и использовать для их решения соответствующие психологические технологии, проводить мониторинг потребностей общества в основных видах психологических услуг; владеть методологическими подходами в теории и практике психологической работы в организации, оказания психологической помощи конкретным категориям клиентов психологических служб. Преподавание учебной дисциплины «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы» строится на сочетании практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов. На практических занятиях на примере анализа содержания деятельности психологических служб и отраслей психологии формируется понимание основных подходов в теории и практике психологической работы. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: практическое занятие, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ, пресс-конференция, работа с кейсами, проектная деятельность в составе малых групп, составление планов, таблиц, схем, написание рефератов, творческие задания




Шифр дисциплины

По УП: М2.Б.5

Год обучения: 1 год,

2 семестр



Число кредитов/часов:

2 з.е./72 час.




Инновационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

Целью дисциплины «Информационные технологии в психологии» является формирование у обучающихся современной информационной культуры и создание фундамента для использования современных средств вычислительной техники и пакетов прикладных программ при изучении студентами других дисциплин в течение всего периода обучения. Основной смысловой нагрузкой данной дисциплины является повторение и обобщение знаний, полученных в курсе информатики средней школы и на подготовительных курсах, получение новых знаний с точки зрения процесса информатизации и современных требований к компетентности специалиста в области информационных дисциплин. Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал современные тенденции в информатике и информационных технологиях.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

2) применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

3) проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

4) овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством как средством управления информацией (ОК-11);

5) профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:


  • О роли информации в обществе и о единицах измерения информации;

  • Об общих принципах хранения, обработки и передачи информации;

  • О форме представления числовых данных в ЭВМ, о физических и логических принципах построения ЭВМ, архитектуре ЭВМ.

Знать:

  • Об основных направлениях развития ЭВМ, о различных стандартах современных ЭВМ и их производителях;

  • О разнообразных типах ПО и их применимости при решении конкретной задачи;

  • Функциональное устройство ЭВМ и основные характеристики ЭВМ;

  • Виды и формы информации, принципы измерения информации, определение информации, ТБ работы с ЭВМ;

  • Основные положения защиты информации и теории компьютерных сетей;

  • Основные команды языков программирования Pascal, VBA, Delphi, VBScript;

  • Назначение и основные возможности графических редакторов, текстовых редакторов; назначение электронных таблиц и БД.

Уметь:

  • Работать в операционной системе WINDOWS, со справочными средствами, в графическом и текстовом редакторах с электронными таблицами и БД;

  • Работать с прикладным ПО, табличным процессором MS Excel, текстовым процессором MS Word, компьютерными статистическими системами SPSS и Statistica;

  • Работать с алгоритмическим ПО, системой программирования Turbo Pascal.

Иметь опыт (владеть):

  • навыками программирования на языках Turbo Pascal, Object Pascal, отладки и тестирования программ;

  • навыками программирования на языках VBA, VBScript, HTML, отладки и тестирования программ;

  • навыками создания таблиц, связей, баз данных, запросов на выборку в средах Microsoft Access;

  • навыками создания, форматироватия таблиц в среде MS Excel, создание формул и диаграмм.

  • Обладает навыками программирования, отладки и тестирования программ;

Дисциплина «Информационные технологии в психологии» включает следующие разделы:

1) Теория информации;

2) Технические и программные средства реализации информационных процессов;

3) Моделирование, алгоритмизация и программирование;

4) Базы данных;

5) Локальные и глобальные сети. Защита информации;

6) Компьютерные статистические системы.

Лабораторный практикум включает работы по освоению аппаратного и программного обеспечения ЭВМ




Шифр дисциплины по УП: М2.Б.6

Год обучения:

2 год


3 семестр

Число кредитов/часов:

2 з.е. / 72 часа




Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Курс направлен на формирование у слушателей профессионально значимых для специалиста-психолога современных научных знаний о предмете психологии и способах организации познавательной деятельности по их эффективному усвоению. Преподавание в учреждениях высшего и дополнительного образования является специфической деятельностью, предполагающей систему знаний, а также практические педагогические навыки и умения, формирующиеся в процессе учебных занятий, магистерских научно-исследовательских и производственно-педагогических практик. В профессиональной подготовке магистров-психологов данный курс занимает важное место поскольку, преподавательская деятельность является одним из потенциальных видов будущей профессиональной деятельности выпускников. Основной целью курса является формирование знаний о методах обучения в системе высшего и дополнительного образования, методике преподавания психологии, и развитие практических навыков, необходимых для этого. В процессе освоения курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, активное участие слушателей в различных видах учебно-профессиональной деятельности: проектировании рабочих программ по психологическим дисциплинам, экспертиза курсовой работы, рабочей программы, проверочных тестов по темам, разделам и в целом по дисциплине, выполнение контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой форме.




Шифр дисциплины

по УП: М2.В.1

Год обучения: 1 год, 2 семестр

Число кредитов/часов

3 з.е /108 час.



Патопсихология

К Курс «Патопсихология» предназначен для магистров первого курса, обучающихся по направлению 030300.68-Психология. Данная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как общая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, юридическая психология, психиатрия, личностные расстройства - это прикладное направление психологии. Основной целью курса является знакомство с современным состоянием научной дисциплины «Патопсихология» и умение проводить патопсихологическое исследование. Патопсихология – дисциплина предметной подготовки. Патопсихология – наука и практика, занимающаяся нарушениями отдельных психических функций и психическими болезнями на основе теорий и методов всех отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, нейропсихологии и т.д.). Она - составная часть клинической и медицинской психологии. Клиническая психология – это использование психологических знаний и методов в клинике-учреждении, в котором доктора лечат лиц, нуждающихся в медицинской помощи. Ee предмет - психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Она включает в себя наряду с патопсихологией также клиническую нейропсихологию – науку о психических нарушениях при локальных поражениях мозга и психосоматику – науку о психогенно обусловленных соматических заболеваниях, не имеющих органического субстрата (истерия, боли, бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь желудка). Медицинская психология – это применение психологических знаний и методов в медицине (лечении, науке о лечении). Она направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с предупреждением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных людей. В таком значении медицинская психология практически является синонимом клинической психологии и у нас в стране, как правило, включает в себя патопсихологию, психосоматику и нейропсихологию. Но медицинская психология имеет и другое значение - психология для медиков, учебный курс психологических знаний и методов для медиков с акцентом на взаимоотношениях врача и больного. В этом значении медицинская психология – пограничная дисциплина патопсихологии. Курс предусматривает формирование у магистров общекультурных и профессиональных навыков и призван нацелить студентов на активную позицию в обучении в университете и самостоятельную работу с психологической и медицинской литературой.




Шифр дисциплины

по УП: М2.В.2

Год обучения: 2 год

Семестр3


Число кредитов/часов

3 з.е /108 час



Практикум по патопсихологии

К Курс «Практикум по патопсихологии» предназначен для магистров второго курса, обучающихся по направлению 030300.68-Психология. Данная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как общая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, юридическая психология, психиатрия, личностные расстройства, патопсихология. Основной целью курса «Практикум по патопсихологии» является умение проводить патопсихологическое исследование на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, а также предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии в функционировании людей с ограниченными возможностями, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения.




Шифр дисциплины по УП М2.В.3.

Год обучения – 1 курс,

1 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов




Клиническая нейропсихология

Освоение учебной дисциплины основывается на знаниях, полученных в курсе «Избранные проблемы психологии». Основной целью курса является более детальное раскрытие сути и симптомокомплексов основных нейропсихологических синдромов, обусловленных органическими поражениями различных отделов головного мозга. Также анализируются основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях мозга, паркинсонизме, старческих деменциях. Проводится сопоставление имеющихся в современной клинической нейропсихологии точек зрения с использованием факторного анализа. В процессе освоения дисциплины магистранты посещают лекционные и семинарские занятия, работают самостоятельно. На семинарских занятиях практикуется метод анализа клинических случаев.




Шифр дисциплины по УП М1.В.4.

Год обучения – 1 курс,

2 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов




Практикум по нейропсихологии

Учебная дисциплина основывается на знаниях общей нейропсихологии и имеет сугубо практическую направленность. Целью курса является овладение студентами методами нейропсихологической диагностики состояния высших психических функций. Используется модель функциональных блоков мозга и факторный синдромный анализ. Подробно рассматриваются и отрабатываются процедуры проведения нейропсихологических проб, а также их количественной обработки и качественной интерпретации с учетом возраста испытуемых. Студенты осваивают процедуру подсчета нейропсихологических индексов и обучаются написанию нейропсихологических заключений. Особенностью курса является большой объем практической самостоятельной работы, связанной с полным обследованием двух испытуемых с дальнейшей обработкой и интерпретацией результатов. Дисциплина не предусматривает лекционных занятий, основное время уделяется лабораторным работам.



Шифр дисциплины по УП М1.В.5.

Год обучения – 2 курс,

3 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов




Нейропсихология дизонтогенеза

Учебная дисциплина основывается на знаниях полученных при изучении общей нейропсихологии и нейропсихологии развития высших психических функций, используются практические навыки, приобретенные при основании нейропсихологического практикума. Целью учебной дисциплины является получение знаний об особенностях отклоняющегося развития, о вариантах дизонтогенеза и их нейропсихологических механизмах/, а также подготовка магистрантов к практической работе с людьми, имеющими ограниченные возможности. Данная предметная область является новой для нейропсихологии, поэтому в процессе овладения дисциплиной широко используются результаты научно-исследовательской работы преподавателей кафедры общей и клинической психологии. Освоение дисциплины происходит на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях, а также посредством самостоятельной работы магистрантов. На лабораторных занятиях предполагается знакомство с детьми, имеющими отклонения в развитии и отработка навыков нейропсихологической диагностики.




Шифр дисциплины по УП М1.В.6.

Год обучения – 1 курс,

1 семестр



Число кредитов/часов:

2 з. е./72 часов




Нейропсихология развития высших психических функций

Целью данного учебного курса является формирование у магистрантов представлений о детской нейропсихологии и особенностях развития высших психических функций в онтогенезе. Эти знания необходимы для дальнейшего освоения магистерской программы, особенно такой дисциплины как «Нейропсихологии дизонтогенеза» и для будущей практической деятельности по нейропсихологической диагностике, коррекции и реабилитации ВПФ на разных этапах онтогенеза. Курс является авторским. Он построен на результатах экспериментальных исследований преподавателей и студентов кафедры общей и клинической психологии. В результате усвоения этой учебной дисциплины у студентов должны сформироваться представления о возрастной норме и основных механизмах формирования высших психических функций. Освоение дисциплины происходит на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях, а также посредством самостоятельной работы магистрантов.


Шифр дисциплины по УП М1.В.7.

Год обучения – 2 курс,

3 семестр



Число кредитов/часов:

2 з. е./72 часов




Психология реабилитации и восстановления высших психических функций

Учебная дисциплина основывается на знаниях полученных при изучении основ нейропсихологии и клинической нейропсихологии. Дисциплина имеет практическую направленность. Основной целью является обучение студентов навыкам нейропсихологической диагностики, синдромного анализа и методам восстановительного обучения при распаде высших психических функций на фоне локальной мозговой патологии. Большое внимание уделяется также методологическим и теоретическим основам реабилитации ВПФ. Занятия проходят в форме лекций, семинаров и лабораторных работ. Предполагает выход в клинику (неврологическое отделение городской больницы). На лабораторных работах отрабатываются методы реабилитации и коррекции ВПФ. Каждый магистрант разрабатывает и защищает программу реабилитационного воздействия при каком-либо конкретном нейропсихологическом синдроме. Предусматривается применение данной программы в работе с наблюдаемым больным. Основное внимание уделяется невербальным нарушениям



Шифр дисциплины по УП: М2.В.8

Год обучения: 2 год, 4 семестр

Число кредитов/часов: 3 з.е./108 час

Практикум по коррекционно-развивающему обучению.

Основной целью данного курса является освоение студентами методов нейропсихологической коррекции высших психических функций. Предпочтение отдается практическим навыкам диагностики, способам интерпретации ее результатов и целенаправленной коррекции выявленных нарушений. Предусматривается использование знаний, полученных студентами в курсах «Основы нейропсихологии», «Практикум по нейропсихологии». Настоящий курс включает разделы, связанные с изучением методов обследования функций передних и задних отделов мозга, а также процедурой количественной обработки и интерпретации ее результатов. Учебная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов разрабатывать систему нейропсихологической коррекции с учетом выявленного нейропсихологического синдрома, а также выстраивать коррекционные занятия с опорой на более сильные психические функции. Программой курса предусмотрено преобладание лабораторных и семинарских занятий, в ходе которых студенты овладевают правилами составления коррекционно-развивающих программ и навыками написания нейропсихологического заключения по итогам проведенных занятий. Особое место при изучении отводится самостоятельной работе, связанной с выполнением психокоррекционной программы.




Шифр дисциплины по УП: М2.В.9

Год обучения:

2 год


4 семестр

Число кредитов/часов:

3 з.е. / 108 часов




Практикум по психологической коррекции и психотерапии

В настоящее время актуальность проблем психологической коррекции и психотерапии обусловлена спецификой современного общества: силу нестабильности социально-экономической ситуации общественного развития многие люди испытывают напряженность, что ухудшает их психологическое здоровье и вынуждает обращаться за помощью к квалифицированным специалистам (психологам-практикам). В основе курса лежат базовые методологические подходы к психологической коррекции, представленные в основном отечественной школой психотерапии. Основной целью курса является формирование практических навыков в работе с различными категориями клиентов, с разной симптоматикой, в русле основных методов психологической коррекции. Учебные задачи курса: изучение основных методов психологической коррекции и психотерапии; изучение особенностей психотерапевтической помощи клиентам с различными симптомокомплексами; формирование практических навыков и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в психологической практике.




М2.ДВ1 Дисциплины по выбору


Шифр дисциплины по УП: М2.ДВ.1.1

Год обучения:

2 год


3 семестр

Число кредитов/часов:

2 з.е. / 72 часов




Учение о неврозах

Основной целью дисциплины является овладение студентом комплексом теоретических и практических навыков, позволяющих успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области психологической коррекции и психотерапии, в процессе реальной работы на базе клиник; формирование основ клинического мышления. Актуальность обусловлена распространенностью неврозов и необходимостью формирования у клинических психологов навыков их выявления и психологической работы с такими больными. Предусматривается использование знаний, полученных студентами в курсе «Психиатрия» «Патопсихология», «Неврология». Основное внимание уделяется проблемам этиологии, проявлений, классификации неврозов. Программой предусмотрено проведение лекций, семинаров и лабораторных занятий, а также выполнение реферата. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Курс призван нацелить студентов на активную позицию в обучении в университете и самостоятельную работу с психологической и медицинской литературой




Шифр дисциплины по УП: М2.ДВ.1.2

Год обучения:

2 год


3 семестр

Число кредитов/часов:

3 з.е. / 72 часов




Клиника внутренних болезней

Основными учебными целями дисциплины «Клиника внутренних болезней» являются систематизация знаний у студента о факторах, определяющих индивидуальное здоровье человека; формирование основ клинического мышления; овладение комплексом практических навыков, позволяющих успешно решать профессиональные задачи в области психологической коррекции и психотерапии в процессе работы в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях. Логика построения программы основана на необходимости, в процессе изучения дисциплины, решения трёх задач: изучение основных факторов, детерминирующих индивидуальное здоровье; овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и профилактику психических и соматических заболеваний; определение роли медицинских психологов в клинике.

В ходе изучения дисциплины студент слушает лекции, посещает клинические (лабораторные) и семинарские занятия. Клинические занятия, продолжительностью два академических часа проводятся в клиническом учреждении, где студенты знакомятся с особенностями работы клиники внутренних болезней и наиболее часто встречающимися заболеваниями, курируют больных, участвуют в обходах с врачами отделения. Работа «у постели больного» под руководством преподавателя направлена на освоение метода расспроса больного, составление представления и «психологического портрета» пациента, разработку программы психологической коррекции с учетом индивидуальных особенностей пациента. При завершении дисциплины студенты пишут представление о больном (фрагмент истории болезни), а затем проводится её защита (обоснование позиции клинического психолога). Семинарские занятия включают участие в обсуждении вопросов по плану занятий, свободный обмен мнениями для ориентации в предмете и формирование собственной позиции по всему диапазону дисциплины. Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям предполагает конспектирование первоисточников, работу со словарями и учебниками, выполнение реферата. Проблемно – ориентированный метод обучения предполагает:


  • формирование навыка у студента проводить исследование больного профессионально и корректно;

  • активную позицию студентов университета в обучении и самостоятельной работе с медицинской литературой;

  • формирование у студента коммуникативной активности, чтобы научить действовать его при работе в клинике.




М2.ДВ2 Дисциплины по выбору


Шифр дисциплины по УП: М2.ДВ.2.1

Год обучения:

1 год


1 семестр

Число кредитов/часов:

3 з.е. / 108 часов




Психосоматика

Методологической основой курса является биопсихосоциальная модель организации человека, как основа целостного подхода к пониманию природы психосоматических расстройств. Курс имеет теоретико – практический характер; направлен на углубление и интеграцию студентами знаний из смежных областей, совершенствование навыков установления контакта и организации профессионального взаимодействия, формирование умений анализировать жизненную ситуации клиента и выявлять взаимосвязи между психосоматическими расстройствами и действием различных биопсихосоциальных факторов из этой ситуации. Основной целью курса является повышение компетентности магистров в области психосоматики, их подготовка к практической деятельности в области психотерапии и коррекции при психосоматических заболеваниях и расстройствах .




Шифр дисциплины по УП: М2.ДВ.2.1

Год обучения:

1 год


1 семестр

Число кредитов/часов:

3 з.е. / 108 часов



Психологическая метатеория личности ценностно-потребностная сфера

В настоящее время наиболее актуальной проблемой в психологии является разработка общепсихологической теории, которая смогла бы объединить все психологические знания, накопленные в психологии за все время ее существования. Есть много концепций, в которых рассматриваются отдельные аспекты ее предмета, и к числу наиболее известных теоретических подходов можно отнести бихевиоризм, где предметом исследования является поведение во всех его проявлениях и психоанализ, концентрирующий свое внимание на бессознательных процессах. Во второй половине XX столетия появляются когнитивная психология, поставившая во главу угла исследования познавательных процессов и гуманистическая психология, где основным предметом стала личность. В последние два десятилетия наиболее перспективной и развивающейся психологической концепцией становится трансперсональная психология, исследующая измененные состояния сознания, возникающие при самых разных, нередко считающихся патологическими, условиях. Требуется обобщение предметов всех этих направлений и интеграция их в единую психологическую теорию. Курс «Психологическая метатеория личности» представляет собой такую попытку. В ее основе лежит системно-генетический подход, разработанный В.Д. Шадриковым в рамках психологической теории деятельности. Но эта теоретико-методологическая модель может быть с успехом использована и при анализе личности. Основная идея, лежащая в ее основе, заключается в том, что каждый психический феномен должен рассматриваться, с одной стороны, как сложная психологическая структура, а с другой – как саморазвивающаяся система. Но еще в XIV веке английский монах Вильям Оккам советовал «не умножать сущностей без крайней на то необходимости». А это значит, что самое сложное явление должно быть представлено в теории наиболее простым способом, потому что любой феномен содержит в себе как облигатные, так и факультативные аспекты. «Облигатное» означает то, без чего изучаемое психологическое явление существовать не может в принципе. «Факультативное» чаще всего является эпифеноменом, возможно очень важным, но не обязательным. Поэтому психологическая метатеория личности должна включать в себя систему концепций, в которых отражены облигатные, то есть совершенно необходимые элементы психологической реальности. Эти концепции, кроме того, должны быть операционализированы, как того требуют принципы современной общенаучной методологии. Операционализация – это проверка новой концепции на теоретическую непустоту, то есть, для каждого теоретического понятия должна быть разработана специальная система методов, с помощью которых любой исследователь смог бы убедиться в том, что изучаемое понятие имеет собственное содержание, отличное от содержания других конструктов. Психологическая метатеория личности должна строиться исходя из этих принципов. Освоение курса опирается на дисциплины, ранее изученные по программе бакалавриата: «Общая психология», «Возрастная психология и психология развития», «Психофизиология», «Клиническая психология», «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Социальная психология». «Психологическая метатеория личности» – теоретический курс, имеющий широкие перспективы практического применения, в нем предлагается новый взгляд на практически все основные психологические понятия. В то же время он позволяет оставаться в рамках предмета психологии.

М2.ДВ3 Дисциплины по выбору


Шифр дисциплины по УП М2.ДВ.3.

Год обучения – 1 курс,

2 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов





Афазиология

Учебная дисциплина расширяет и углубляет знания, полученные при освоении общей нейропсихологии и клинической нейропсихологии. Целью курса является формирование у магистрантов знаний о видах, механизмах и симптомокомплексах афазии. Дисциплина имеет как теоретическую, так и практическую направленность. В процесс изучения предмета студенты не только знакомятся подробно с основными нейропсихологическими синдромами при различных видах афазии, но и осваивают процедуру нейропсихологической диагностики речевых функций, а также методы и конкретные приемы восстановительного обучения при каждой форме. Предполагает выход в клинику (неврологическое отделение городской больницы). Каждый магистрант разрабатывает и защищает программу реабилитационного воздействия при какой-либо форме афазии, готовит стимульный материал для диагностики и коррекции. Предусматривается применение данной программы в работе с выбранным больным.




Шифр дисциплины по УП М2.ДВ.3.

Год обучения – 1 курс,

2 семестр



Число кредитов/часов:

3 з. е./108 часов



Клиническая психология в экспертной практике

Основной целью дисциплины является знакомство с современным состоянием использования специальных профессиональных психологических познаний в экспертной практике. Изучение дисциплины опирается на использование знаний, полученных студентами в курсах, «Патопсихология», «Практикум по патопсихологии». Учебный материал отбирался таким образом, чтобы он отражал состояние современной клинической психологии в предметной области знания. Особенностью изучения является практическая направленность. В структуре дисциплины два раздела: общие проблемы психологической экспертизы и предметные виды психологической экспертизы. Программой дисциплины предусмотрено посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий. Помимо этого большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.




М2.ДВ4 Дисциплины по выбору


Шифр дисциплины по УП М2.ДВ.4.

Год обучения – 2 курс,

3 семестр



Число кредитов/часов:

2 з. е./72 часов



Психиатрия

Основной целью дисциплины является обогащение системы теоретических и практических знаний студентов в области психиатрии.

Актуальность обусловлена тем, что психиатрия является важной составляющей профессиональных знаний клинического психолога, так как психические заболевания и связанные с ними трудности играют существенную роль в современной жизни. Предусматривается использование знаний, полученных студентами в курсе «Патопсихология». Дисциплина состоит их 4 разделов: Раздел 1. Предмет и задачи психиатрии, Раздел 2. Общая психиатрия, Раздел 3. Общие принципы теорий психической патологии, Раздел 4 Частная психиатрия. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий. Особое место отводится самостоятельной работе студентов.


Шифр дисциплины по УП М2.ДВ.4.

Год обучения – 2 курс,

3 семестр



Число кредитов/часов:

2 з. е./72 часов



Клиника интеллектуальных нарушений

Дисциплина является курсом по выбору. Ее основная цель – сформировать у магистрантов необходимые теоретические практические компетенции для работы с людьми разного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. Подробно рассматриваются основные виды и формы интеллектуальных нарушений. Их причины, механизмы, патогенез и смптомокомплексы. Занятия проходят в форме лекций, лабораторных и семинаров. На лабораторных занятиях предполагается выход на клинические базы.




М3 Практика и научно-исследовательская работа


Шифр по УП М3.Б.1.

Год обучения – 1-2 курсы,

1-4 семестры



Число кредитов/часов:

18 з. е./648 часов



Научно-исследовательская работа в семестре

Является обязательным разделом основной образовательной программы. Организована в форме научного семинара, продолжается на протяжении всего периода обучения. Основная цель – формирование универсальных и профессиональных компетенций и навыков научно-исследовательской работы, интереса к ней. Предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

обсуждение хода работы на сопровождающем научно-исследовательскую работу семинаре, корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов предполагается широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся..




М3.Б.2 Практика


Шифр по УП М3.Б.2.1

Год обучения – 1 курс,

2 семестр



Число кредитов/часов:

6 з. е./216 часов



Педагогическая практика

Основной целью практики является формирование компетенций необходимых для преподавания психологических дисциплин в высших учебных- заведениях. На практике магистрант приобретает опыт подготовки к лекционным, семинарским и лабораторных занятиям, а также учится проводить эти занятия, разрабатывать формы контроля, анализировать свои занятия и занятия других преподавателей.




Шифр по УП М3.Б.2.2

Год обучения – 1-2 курсы,

1-4 семестры



Число кредитов/часов:

4,5 з. е./162 часов



Производственная практика

Проводится в 3 семестре на клинических базах или в образовательных учреждениях, работающих с детьми, нуждающимися в помощи клинического психолога. Основная задача – формирование профессинальных компетенций, необходимых в деятельности клинического психолога.



Шифр по УП М3.Б.2.3

Год обучения – 1-2 курсы,

1-4 семестры



Число кредитов/часов:

7,5 з.е./270



Научно-исследовательская практика

Является завершающим этапом научно-исследовательской работы в семестре, предваряет защиту магистерской диссертации. Практика заканчивается предзащитой. Содержанием практики является завершение работы над магистерской диссертацией. Главная цель – формирование научных компетенций выпускника.


6. Итоговая государственная аттестация включает

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и также государственный экзамен.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность в области клинической психологии;

разработку инструментов психодиагностики в области клинической психологии;

обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции;

разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных и социальных процессов;

обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности в области клинической психологии, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.



Программа государственного экзамена разрабатывается вузом самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий носит комплексный характер и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.