Программа имеет художественно-эстетическую направленность - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Направленность программы – художественно-эстетическая 3 417.29kb.
Образовательная программа кружка по художественно-эстетическому творчеству 2 322.76kb.
Рабочая программа художественно-эстетического направления 1 234.59kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно... 1 261.71kb.
Основы написания грантовых заявок 1 288.37kb.
Рабочая программа по биологии- 6кл. I. Пояснительная записка Биология... 1 237.7kb.
Копцева Н. П., Ильбейкина М. И 1 353.66kb.
Управление образования Дзержинского района «Прикладная направленность... 2 822.75kb.
Эта Палата считает, что Россия не имеет права направлять войска в... 1 410.83kb.
Классный час \"О той, кто дарует нам жизнь и тепло\" 1 98.45kb.
Программа «спортивная антропология» 1 229.18kb.
Образовательная программа для детей 3-7 лет ку «Детский дом 24 3727.32kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность - страница №1/1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее – женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт. Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде.

Любовь к вязанию и другим рукодельным работам, привитая детям в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь, и эстафета рукодельного мастерства передается из поколения в поколение.

В основу программы положены типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Вязание на спицах» Л.С. Пучковой и «Вязание крючком» Т.И. Еременко, а также личный опыт педагога и его методические разработки.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают традиции народного творчества в вязании.

В процессе обучения вязанию у детей вырабатываются чувство пропорции, ритма, цвета, развивается художественный вкус, способность чувствовать и понимать прекрасное.



Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, основанному на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности.

Полученных на занятиях сведений будет обучающимся вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги, а все остальное будет зависеть от вкуса и фантазии, трудолюбия и пытливости детей.



Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной творческой личности.

Вязание – один из старинных и увлекательных видов рукоделия. Оно развивает познавательную и творческую активность, любознательность, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Занятия вязанием воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, учат не только смотреть, но и видеть.

Отличительные особенности программы. Во-первых, содержание программы включает в себя как практическое освоение приемов вязания, так и сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), истории костюма. Изучение традиционных художественных промыслов России позволяет расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствует воплощению своего оригинального замысла в творческих изделиях. Во-вторых, программа творческого объединения «Золотые петельки» предусматривает овладение всеми видами художественного вязания – вязание крючком, спицами и на бытовой вязальной машине. В-третьих, посещая выставки декоративно-прикладного искусства, музеи быта, дети знакомятся с художественными промыслами, историей родного города и страны.

Принципы работы с детьми в творческом объединении «Золотые петельки»: принцип создания ситуации успеха позволяет обучающимся проявлять самостоятельность и инициативу, принцип вариативности – дает обучающимся возможность выполнять задания в зависимости от уровня способностей и их личных интересов, по принципу последовательности каждый предыдущий год занятий создает для обучающегося основу для овладения новыми умениями в следующем году. Материал излагается от простого к сложному, от знакомого – к незнакомому.

Теоретические занятия, беседы, экскурсии проводятся с учетом возрастных возможностей детей. На практических занятиях младшие дети вяжут сувениры, игрушки; старшие дети выполняют более сложные работы – одежду, скатерти, салфетки.


Цель программы: создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, приобретения практических умений и навыков и формирования нравственных качеств обучающихся посредством занятий художественным вязанием.
Задачи программы:
Обучающие:

- познакомить обучающихся с материалами, инструментами и их свойствами;

- обучить техническим приемам вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине;

- обучить технологии изготовления декоративных изделий и одежды.


Воспитательные:

- привить интерес к вязанию как виду художественного творчества;

- содействовать формированию стремления к самостоятельному творчеству.
Развивающие:

- способствовать раскрытию творческих способностей;

- способствовать развитию стремления к самовыражению.
Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с поставленными задачами, дифференцируются по годам обучения и делятся на теоретические знания и практические умения и навыки, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.


В результате I года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком;

- основные виды декоративно-прикладного искусства;

- материалы и их свойства;

- технические приемы вязания крючком.

- основные элементы вязания.


Будут уметь:

- читать простые схемы вязания;

- выполнять элементарные узоры;

- вязать простые салфетки, прихватки и игрушки.


В результате II года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком и спицами, утюгом;

- правила подбора цветов пряжи в соответствии с цветовой гаммой;

- технические приемы вязания крючком и спицами;

- технологию изготовления декоративных изделий.
Будут уметь:

- читать схемы вязания крючком и на спицах;

- выполнять узоры и рисунки крючком и спицами;

- вязать салфетки, прихватки и игрушки, одежду.


В результате III года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком, спицами, утюгом, на бытовой вязальной машине «Северянка»;

- основные виды декоративно-прикладного искусства;

- технические приемы вязания крючком, спицами и на бытовой вязальной машине.

- технологию изготовления декоративных изделий и одежды;

- новинки моды.


Будут уметь:

- читать и выполнять узоры и рисунки крючком, спицами и на вязальной машине «Северянка»;

- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

- вязать предметы быта, одежду, игрушки;

- создавать оригинальные изделия от замысла до конечного продукта.

Результатами обучения будут:

- эмоциональное и эстетическое восприятие мира обучающимся;

- устойчивая мотивация к личной и совместной творческой деятельности;

- проявление нравственных качеств: отзывчивости, ответственности за свою работу.

Педагогом проводится работа по отслеживанию результатов освоения учащимися программы обучения. В течение учебного года проводится 3-х разовый контроль знаний и навыков обучающихся:
- начальный контроль,

- промежуточный контроль,

- итоговый контроль.

Оцениваются:

- техника безопасности и культура производства,

- аккуратность,

- самостоятельность.
Оценка работ учащихся производится в конце каждого занятия. Дети сами выбирают лучшие работы. Наиболее удачные решения применяют в своих новых изделиях.
Формы подведения итогов реализации программы
Эффективность образовательного процесса оценивается по высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей и личностных качеств, по активному участию в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

В течение года в помещении творческого объединения проводятся выставки готовых работ. В таких выставках принимают участие все учащиеся.

Лучшие работы отбираются для выставок в ЦВР, городских и областных выставок. Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов и тем

Теорет.

Практ.

Общее колич.

уч. часов


1 год обучения


1.

1.1


2.

2.1.


2.2


3.

3.1.
4.

4.1.

4.2.
5.



5.1.

Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности


Основы вязания крючком

Пряжа, приспособления

Элементы вязания, узоры, простые схемы. Чтение, запись. Выполнение геометрических фигур
Салфетки

Вязание простых салфеток


Сувениры

Прихватки

Игрушки
Выставки, конкурсы

Посещение и участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества


Итого

2

2

6

1

5


6

6
7

3

4
2



2


23

26

1

25




34

34
59

23

36
2



2


121

2

2

32

2

30


40

40
66

26

42
4



4


144 часа




2 год обучения


1.

1.1.
2.

2.1.

2.2.


3.

3.1.
4.

4.1.
4.2.
5.

5.1.


Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности



Основы вязания крючком

Элементы вязания крючком

Цветовая гамма

Салфетки, сувениры

Вязание салфеток, сувениров, одежды



Основы вязания на спицах

Приемы вязания, простые схемы, выполнение образцов

Вязание на 4 спицах
Выставки, конкурсы

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества



Итого:

2

2
2

1

1

6



6
6

4
2
3

3
19 ч.



6

5

1



162

162
26

20
6
3

3
197 ч.



2

2
8

6

2

168



168
32

24
8


6

6
216 ч.





3 год обучения


1.

1.1.


2.

2.1.
3.

3.1.
4.
4.1.

5.

5.1.


Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности


Вязание крючком

Вязание салфеток, игрушек, одежды


Вязание на спицах

Вязание на 2 и 4 спицах


Основы работы на машине «Северянка»

Основы работы на вязальной машине «Северянка»


Выставки, конкурсы

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества


Итого:

2

2

8

8
4

4
2


2

16

168

168
20

20
6
6

6

6

200



2

2

176

176
24

24
8
8

6

6

216 ч.




Содержание программы
Группа 1 года обучения
Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности: Теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины.


Раздел 2. Основы вязания крючком

Тема 2.1. Пряжа и приспособления. Теория и практика: подбор пряжи для выполнения изделия: толщина, цвет. Выбор инструментов для выполнения.

Тема 2.2. Элементы вязания крючком. Теория: объяснения, разбор схем, обозначение элементов схем, чтение схем, запись.

Практика: цепочка из воздушных петель, столбик без накида, полустолбик, столбики с накидами, сединительные столбики. Элементарные узоры. Выполнение простых узоров из столбиков без накида, столбиков с накидом, воздушных петель.

Выполнение геометрических фигур: правила выполнения круга, расчет и прибавление петель; выполнение овала, шестиугольника, квадрата. Правила набора и убавления петель, выравнивание края изделия.
Раздел 3. Салфетки

Тема 3.1. Вязание простых салфеток. Теория: подбор по методической литературе салфеток, разбор и изучение схем.

Практика: самостоятельный выбор салфеток по вспомогательной литературе и выполнение работы.



Раздел 4. Сувениры

Тема 4.1. Прихватки. Теория: подбор по методической литературе прихваток, разбор схем.

Практика: вязание прихваток «Клубничка», «Солнышко», «Сердечко» и др.



Тема 4.2. Игрушки. Теория: подбор по методической литературе игрушек, сувениров. Разбор схем.

Практика: Вязание цыпленка, грелок на чайник, игрушек.


Раздел 5. Выставки, конкурсы.

Тема 5.1. Посещение и участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества. Теория и практика: посещение выставок народных умельцев, выставок детского творчества, участие в конкурсах детского творчества.
Группа 2 года обучения
Раздел 1.Введение

Тема 1.1. Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности. Теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины,

- правила пользования электроприборами.
Раздел 2. Основы вязания крючком

Тема 2.1. Элементы вязания крючком. Теория: пряжа и приспособления. Выбор инструментов для выполнения. Элементы вязания крючком: цепочка из воздушных петель, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1,2,3 накидами, сединительные столбики, пико, резинка

Практика: выполнение образцов. Узоры: разбор и чтение схем. Выполнение сложных узоров.



Тема 2.2. Цветовая гамма. Теория: разбор цветового круга, сочетание цвета нитей в изделии.

Практика: вязание многоцветных изделий, соединение нитей.


Раздел 3. Салфетки, сувениры

Тема 3.1. Вязание салфеток, сувениров. Теория: подбор по методической литературе изделий, разбор и изучение схемы

Практика: самостоятельный выбор изделия по вспомогательной литературе (салфетки, сувениры, шапочки, сумочки и т.п.), изучение схемы, расчет количества петель.


Раздел 4. Основы вязания на спицах

Тема 4.1. Приемы вязания, простые схемы, выполнение образцов. Теория: лицевые и изнаночные петли, накид. Чтение и запись схем.

Практика: набор петель, лицевая гладь, обработка и выравнивание края изделия. Изнаночные петли, узоры из лицевых и изнаночных петель. Простые схемы. Элементарные узоры из лицевых, изнаночных петель и петель с накидом. Выполнение образцов. Платочная, чулочная, английская вязка, букле.



Тема 4.2. Вязание на 4-х спицах. Теория и практика: набор и распределение петель на 4 спицы. Вязание носочков.
Раздел 5. Выставки, конкурсы.

Тема 5.1. Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества. Теория и практика: посещение выставок народных умельцев, выставок детского творчества, участие в конкурсах детского творчества.
Группа 3 года обучения
Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности: теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины,

- правила пользования электроприборами,
Раздел 2. Вязание крючком

Тема 2.1. Вязание салфеток, игрушек, одежды. Разбор сложных схем вязания. Подбор моделей, выполнение образцов, самостоятельная работа по выбранным моделям

Практика: выполнение образцов, расчет количества петель на изделие. Самостоятельная работа по выбранным моделям (блузки, топы, салфетки, прихватки, пончо, игрушки, сувениры).


Раздел 3. Вязание на спицах

Тема 3.1. Вязание на 2 и 4 спицах. Теория: схемы вязания, разбор рисунков. Резинки, перехваты, букле.

Практика: выполнение образцов, расчет количества петель на изделие. Вязание на двух и четырех спицах (Шарфы, носки, шапочки, кофты, свитеры).


Раздел 4. Вязание на машине «Северянка»

Тема 4.1. Работа на вязальной машине «Северянка». Теория: устройство машины, техника безопасности.

Практика: набор петель, вязание, закрепление нити, простые схемы узоров, выполнение образцов для расчета количества петель и рядов на изделие. Убавление и прибавление петель, работа с приспособлениями и крючками. Выполнение образцов на разной плотности вязания для расчета количества петель и рядов на изделие.




Раздел 5. Выставки, конкурсы.

Тема 5.1. Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества. Теория и практика: посещение выставок народных умельцев, выставок детского творчества, участие в конкурсах детского творчества.
Методическое обеспечение программы
Формы и режим занятий.

Творческое объединение «Золотые петельки» работает с сентября по май включительно.

Занятия учебных групп в творческом объединении «Золотые петельки проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1-й год) и 3 раза по 2 часа (2 и 3-й год). После каждого часа занятий соблюдается 5-минутный перерыв, иначе утомление приводит к притуплению внимания и отрицательно сказывается на качестве изделий.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: практические, беседы, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, занятия-праздники, мастер-классы (в том числе для мам).

Программа предусматривает последовательное, с учетом усложнения технологического процесса формирование у обучающихся полного представления о предмете и возможностях его полного осмысления. Развитие творческих способностей формируется в процессе творческих индивидуальных заданий.

Развитие ребенка идет через овладение конкретными приемами практической деятельности. Освоение практических навыков вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине создает базовую основу для создания творческих работ высокого уровня.

Выполненные работы постоянно анализируются, разбираются ошибки и удачи каждого. Удачные решения дети применяют в своих новых работах.

2-3 раза в год обучающиеся творческого объединения посещают выставки декоративно-прикладного творчества, где набираются новых идей, замыслов, которые затем применяют в своих новых работах.

Огромное значение для развития личности приобретают положительные взаимоотношения в коллективе. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов в лес, в кино, участие в игровых программах, чаепитиях.

При выполнении коллективных работ развивается чувство ответственности, сопричастности общему делу.



Внеучебная деятельность
Дети, обучающиеся в Т/О «Золотые петельки» принимают участие в мероприятиях, проводимых в Центре внешкольной работы, проводят огоньки, вечера отдыха, чаепития и праздники.

В работе творческого объединения принимают участие родители обучающихся. Это родительские собрания, совместные чаепития, открытые уроки и мастер-классы для родителей, походы и экскурсии. Родители помогают в изготовлении инструментов, приспособлений и организации выставок.



Список литературы для педагога


  1. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа, всегда общение [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Моск. рабочий, 1983. – 78 с. – (Беседы о пропагандистском мастерстве).

  2. Болховитинов В.Н. Твое свободное время [Текст]: занимательные задачи, опыты, игры / В.Н. Болховитинов, Колтовой Б.И., Лаговский И.К.; переплет Б. Чупрыгина. - М.: Детская литература, 1975. - 464 с. с ил.

  3. Волина В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.

  4. Воспитание и развитие личности в социуме [Текст]: комплексно-целевая программа / отв. за вып. Л.Г. Нещерет. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, Арабеск, 2000. – 101 с.

  5. Воспитание увлечением [Текст]: формирование и деятельность клубных объединений / сост. В.Е. Триодин. – М.: Профиздат, 1987. – 144 с.

  6. Еременко Т.И. Вязание крючком. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 50-57.

  7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. От 05.12.2006) «Об образовании» [Текст] / «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006 № 50

  8. Конституция Российской Федерации (с гимном России) [Текст] – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 32с.

  9. Максимова М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова.- М.: Легпромбытиздат, 1991. – 52с

  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]: книга для учителя – воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России. Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 300 с.

  11. Немов Р.С. Путь к коллективу [Текст]: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник А.Г. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: – 3-е изд., доп./ Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.: ил.

  13. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение [Текст] / В.В. Полукаров. – М.: Знания, – 1988. -170с.

  14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1988, с. 14-26.

  15. Пучкова Л.С. Вязание на спицах. Культура быта/ Л.С. Пучкова. М.: Просвещение, 1986, с. 44-50.

  16. Святелик З.И. Учим детей вязать [Текст]: альбом/ З.И. Святелик. – К.: Рад. шк. 1986. – 88с.

  17. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский, сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

  18. Устав Центра внешкольной работы г. Углича.

  19. Хорват Ф. Вежливость на каждый день [Текст]: / Ф. Хорват, пер. со словац. Н. Шульгиной, Ю. Орлик . - М.: Мол. гвардия, 1981. – 192 с., ил.


Список литературы для обучающихся
1. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. [Текст]: Тарасенко С.Ф. М., Просвещение. 1992.

2. Ханашевич Д. Я вяжу и вышиваю [Текст]: альбом по вязанию крючком / Д. Ханашевич. – М.: «Малыш», 1987. – 24с. С ил.

2. Журналы: «Чудесные мгновения», «Валя Валентина», «Вязание», «Маленькая Diana», «Узоры», «Ксюша», «Sandra», «Для ДАМ», «Рукоделие для всех», «Вяжем сами».

Приложение.
Лекция о русском прикладном искусстве XVII-XIX вв.

В достижениях человеческой культуры большое место отводится народному искусству. В песнях, музыке, танцах, прикладном искусстве раскрывается самобытный мир поэтических образов, в которых запечатлены взгляды и представления народа, его история, своеобразие национального характера, отражено вечное стремление человека к красоте.

Народное искусство рождалось самой жизнью, в процессе труда из естественного стремления человека к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни. Жилище с его обстановкой, орудия труда, утварь, одежда – всё служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

Истоки народного искусства уходят вглубь веков и культуры славянских племен, населявших территорию нашей страны. Рядом с новым в народном искусстве сохранились мотивы глубокой древности, испытывая влияние позднейших культур, заимствуя отдельные элементы этих культур, народные мастера перерабатывали их, подчиняя своим вкусам и национальному характеру.

В отделе прикладного искусства Угличского музея представлены коллекции произведений народного искусства XVII-XIX вв.
Лицевое шитье
Название «лицевое» присвоено этому виду шитья как искусству изобразительному, долженствующему изображать человека, его лицо и окружающую обстановку. Сюжеты лицевого шитья – религиозные. Это изображение отдельных святых, их житий и т.д.

Лицевое шитье выполнялось шелковыми серебряными и золотыми нитями, украшалось жемчугами, камнями, цветным стеклом.


Орнаментальное шитье
Широко применялось для украшения как церковной, так и светской одежды. Живописный покрой русского костюма представлял для этого широкие возможности. С особым искусством использовали крупноорнаментированные ткани для принятых в русском быту длиннокройных одежд: полотнища их раскраивались так, чтобы при соединении отдельных кусков не нарушать целостности узора.

Особенную прелесть русским вышивкам придавало применение жемчуга, который своими нежными шаровыми тонами смягчал тяжеловесную ткань и одежду.



Узорное ткачество, вышивка
В XIX- начале ХХ вв. большого разнообразия достигло украшение путем вышивки и узорного ткачества. В этих видах народного искусства вырабатывались свои технические приемы, использовались излюбленные орнаменты и композиционные решения.

В северных областях России любили благородные сочетания красного с белым: эти цвета чаще других использовались в народном ткачестве и вышивке. Узорное ткачество часто сопровождалось вышивкой и кружевом.

Узоры выполнялись на ткацком станке путем плетения горизонтальных и вертикальных линий по строгому счету. Основными комбинациями узоров были ромбы, квадраты и производные от них. Сюжетные изображения имеют также вид геометрических фигур (всадники, женские фигуры, деревья и т.д.)
Русские прялки
Прялка была необходимой принадлежностью каждой женщины. Крестьянки начинали прясть с раннего детства. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

Древние славяне, беззащитные перед силами природы, молились дождю и солнцу, почитали ветер и огонь, отдельные деревья и птиц, искали себе добрых покровителей, изображали их на предметах быта и старались не разлучаться с ними. Поэтому на предметах быта появлялись изображения птиц (на вышивке), растений, зверей.


В рассмотренных нами видах декоративно-прикладного русского искусства отражена духовная культура и эстетические идеалы их создателей - крестьян, сельских и городских ремесленников.