Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Культура питания важнейшая составная часть общей культуры здорового... 5 1214.02kb.
Одним из приоритетных направлений политики в России считается формирование... 1 171.33kb.
Система пищеварения человека 1 59.42kb.
Титульный лист всероссийский конкурс «вуз здорового образа жизни» 1 219.78kb.
Урок обж в 8 классе 1 83.46kb.
Формировать первичные навыки здорового образа жизни 1 33.93kb.
Как хочется всегда быть в хорошем настроении, в тонусе, радоваться... 1 21.34kb.
Занятие по пропаганде здорового образа жизни 1 59.44kb.
«О наркомании», мини-выставка «Берегись белой тучи» 1 98.06kb.
Здоровый стиль (сценарий агитбригады) Цель 1 25.85kb.
«Что мы знаем о наркомании?» подготовлен с целью пропаганды здорового... 1 124.27kb.
Приказ № от 2013 г. Основная образовательная программа основного... 48 21565.45kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - страница №1/1


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Введение

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели современную систему образования к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, возникла необходимость внесения изменений в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно- Алтайска» центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).


  1. Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, формированию у него экологической культуры и мышления, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МБОУ «СОШ №8».

Цель программы: обеспечение  системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию экологически грамотных детей; достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  • формировать у обучающихся представление о природе как среде жизнедеятельности человека;

  • развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;

  • пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);

  • формировать установки на использование здорового питания;

  • развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; (использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей),

  • научить следовать рекомендуемому врачами режиму дня;

  • формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

  • развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также работа по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в окружающей его среде.



Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени начального общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

- создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры,

- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной,

- реализация дополнительных образовательных программ,

- реализация просветительской работы с родителями (законными представителями)

и способствовует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

II. Направления реализации программы

1. Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура включает:

А) Организация питания школьников.

В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Охват горячим питанием в начальной школе составляет – 100%.

Площадь школьной столовой рассчитана на 40 мест, что позволяет обеспечить одноразовым горячим питанием по специально разработанному графику питание классами во время перемен, как обучающихся питающихся бесплатно, так и за собственный счет.

Санитарно - гигиеническое обеспечение безопасности питания осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45.

Производство продукции осуществляется в соответствии с установленным порядком и на технологическом оборудовании, отвечающим требованиям нормативной документации.



Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока

К работе на пищеблок допущены лица, прошедшие медицинский осмотр, медицинским работником контролируются сроки прохождения медосмотров. Персонал пищеблока соблюдает правила личной гигиены.



Требования к санитарному состоянию и содержанию столовой

Уборку столовой производят после каждого посещения детьми. После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Освобожденная от остатков пищи посуда моется в воде 50 С° с добавлением моющих средств, дезинфицируется. Ополаскивается проточной водой.



Б) Спортивные площадки и залы

Имеется спортивная площадка.



В) Медицинское обслуживание в начальной школе

Работает медицинский кабинет.



Направления деятельности:

  • организационная;

  • лечебно-профилактическая;

  • санитарно-эпидемическая;

  • санитарно-просветительская;

  • оздоровительное.

Ежегодно в школе медперсоналом (врач, фельдшер)) проводятся следующие мероприятия:

Организационные мероприятия

  • проверяется санитарное состояние школы перед началом учебного года;

  • подготовлен медицинский кабинет;

  • выписываются лекарственные препараты для комплектования аптечек;

  • проводится анализ состояния здоровья детей;

  • координация деятельности школы и лечебно-профилактических учреждений;

  • ежедневное контролирование состояния фактического питания и анализ качества пищи;

  • контролирование санитарно-гигиенического состояния пищеблока, выполнения натуральных норм, бракераж готовой продукции;

  • распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой;

  • оформление медицинских карт учащихся 1-ых классов и вновь поступивших школьников.

Лечебно-профилактические мероприятия

Проводится медицинский осмотр узкими специалистами в 1-х классах.

Проводится обследование физического развития учащихся 1-4-х классов.

Оформлены листы здоровья во всех классных журналах.

Учащиеся, подлежащие диспансерному учёту, поставлены на медицинский контроль.

В течение учебного года ведётся систематическая работа по профилактике травматизма учащихся.

Осуществлялся контроль соблюдения медицинских предписаний на уроках физкультуры.

Санитарно-эпидемические мероприятия

Проводятся все плановые прививки учащимся (кроме обучающихся с медицинским отводом по состоянию здоровья).

В период эпидемии гриппа проводится витаминизация обучающихся начальных классов.

Проводится обследование учащихся начальной школы на гельминты и проводится дегельминтизация выявленных больных.

Проводится осмотр всех детей на педикулез и обеспечено дальнейшее наблюдение за выявленными больными.

Еженедельно проводится контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (режим освещения и проветривания, заполнение листов здоровья.)

Осуществляется ежедневный контроль организации питания, технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов, бракераж готовой пищи.

Своевременно изолируются инфекционные больные, производится осмотр детей, находившихся в контакте с инфекционным больным. Проводится текущая дезинфекция помещений.


Санитарно-просветительская деятельность

Ежегодно медицинским персоналом проводятся лекции и беседы для школьников по следующим темам:

«Профилактика вирусного гепатита»;

«Клещевой энцефалит и как его избежать»; «Здоровый образ жизни»;

«Профилактика педикулеза и чесотки»» (1- 4 классы);

«Травматизм и оказание 1-ой помощи» (1-4 классы);

«Инфекции, гуляющие всюду и везде» (1-4 классы);

«Когда мода во вред здоровью» (о вреде курения, 4-ые классы);

Профилактика острых кишечных заболеваний» (3-4-ые классы);

«Профилактика туберкулеза» (1-ые, 4-ые классы);

Беседы с техническим персоналом школы о санитарном состоянии помещений; о личной гигиене технического персонала; о необходимых мерах профилактики инфекционных заболеваний школьников.

В течение учебного года медицинские требования к организации образовательного процесса педагогами и обслуживающим персоналом выполняются полностью.



Оздоровительные мероприятия:

витаминотерапия;

санация хронических очагов инфекций лор-органов;

профилактика и лечение ОРЗ, ОРВИ;

адаптация при синдроме вегетативной дистании.

Для эффективной работы медицинского персонала имеются следующие условия:

Имеются фельдшер, врач-педиатр МБУЗ «Горно- Алтайская детская поликлиника», работающие по договору.

Имеется медицинский кабинет, оснащённый необходимым оборудованием.

II. Для формирования экологической культуры в школе имеется:

- пришкольный участок, имеющий садовую зону; ( у каждого класса есть клумба за которой ухаживают дети)

- во всех кабинетах начальных классов имеются ,«зелёные» уголки.



2 .Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы.

Учебный план в 1- 4 классах определяет объем учебной нагрузки обучающихся, не превышающей предельно допустимую, состоит из инвариантной и вариативной частей и соответствует требованиям СанПиНов.

В рамках производственного контроля два раза в год проводятся смотры учебных кабинетов по соблюдению техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических требований. В рамках контроля проверяется выполнение следующих требований: наличие и система работы с журналом инструктажа по технике безопасности обучающихся воспитанников; наличие в кабинетах пакета инструкций; соблюдение правил техники безопасности, электробезопасности, охраны труда; санитарного состояния кабинетов.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Учителя на уроках физкультуры используют комплекс упражнений, созданный около ста лет назад немецким врачом, тренером и спортсменом Джозефом Пилатесом. Упражнения одновременно включают в работу большое количество мышц, требуя правильной техники выполнения, а количество повторений при этом может быть минимальным, что способствует снижению утомляемости и предотвращает физическую перегрузку школьников.

Методику дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой используют учителя физической культуры, учителя музыки, начальных классов. Предложенный метод выгодно отличается от известных упражнений на восстановление дыхания тем, что позволяет, прежде всего, тренировать легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани, что обуславливает возможность его применения на различных предметах. Динамические дыхательные упражнения сопровождаются движением всего туловища и соответствуют определенным фазам дыхания. Универсальность этих упражнений объяснятся тем, что оздоравливающее воздействие оказывается как на отдельные органы, так и на весь организм в целом.

Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока

Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех уроках в начальной школе. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.

Наличие эмоциональных разрядок, положительный психологический климат отмечен на 80% уроках в целом.

Для достижения здоровьесберегающего эффекта оптимальная плотность урока (т.е. доля времени, затраченного школьниками на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60-80%. Педагог использует метод хронометрирования и педагогических наблюдений для оценки плотности урока.

Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. Причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».

В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.

В системе педагоги проводят эмоциональные разрядки (не менее 2-3 за урок).

Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора.



3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы начальной школы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья;

  • проведение уроков физической культуры - 3 часов в неделю;

  • рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы);

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • организацию внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности: посещение бассейна, школа здоровья «Айболит»

  • реализация программы летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Город здоровья» для учащихся 1-4 классов;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

  • «Дни здоровья»;

  • «Весёлые старты»;

  • соревнования по шахматам;

  • праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»


4. Реализация дополнительных образовательных программ включает внедрение в систему работы , направленную на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

  • проведение часов здоровья и экологической безопасности;

  •  факультативные занятия;

  •  проведение классных часов;

  •  занятия в кружках;

  •  проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

  •  организацию дней экологической культуры и здоровья.

"Айболята" знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, школьным двором, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдения за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения - пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, освоение элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий на природу.

На втором году предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладение простыми приемами художественного творчества, приобретаются навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, поле, лес. Дети должны узнать о взаимосвязях между растениями и животными на лугу, в лесу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.




5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:

  • «День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);

  • «Весёлые старты»;

  • «Папа, мама, я — спортивная семья» ;

  • выставка творческих работ (наряду с работами детей, работы родителей);

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;


Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:


Мероприятия

Целевая

группа


Ответственные

1

Внедрение дополнительных образовательных программ экологической и физкультурно-оздоровительной направленности




Классные руководители

2

Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения окружающей среды, укрепления здоровья, профилактике вредных привычек:





Классные руководители




«Откуда берутся грязнули?» - игра-путешествие

Где живут наши меньшие братья?



1 класс







Познавательная беседа-практикум «Если хочешь быть здоров…»

1 класс







Конкурс рисунков «Гигиена и ее значение»

Звери и птицы зимой.



1 класс







Праздник чая

Мы - друзья природы.



1 класс







Валеологический утренник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

2 класс







Классный час «Правила гигиены»

2 класс







Игра-соревнование «Взятие снежной крепости»

2 класс







Беседа «Секреты здоровья»

«Зеленая аптека»



2 класс








КВН «Мы и наше здоровье»

3 класс







Беседа «Кожа человека и ее здоровье»

«Растения под нашей защитой»



3 класс







Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества

3 класс







Классный час «Курильщик – сам себе могильщик»


3 класс







Веселые соревнования «Курс начинающего туриста»

4 класс







Устный журнал «Расти здоровым»

«Как мы помогаем природе?!»



4 класс







Конкурс плакатов «НЕТ - вредным привычкам»

4 класс







Познавательная беседа «Как сохранить свое здоровье»

«О культуре поведения в природе»



4 класс




3

Дни здоровья; конкурсы, праздники и другие активные мероприятия, направленные на пропаганду формирование экологической культуры и здорового образа жизни

Ежемесячно

Классные руководители





Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направлена на повышение квалификации работников школы, повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, формирования экологической культуры включает:


Мероприятия

Сроки

Ответственные



Лекции, семинары, круглые столы, родительские собрания:
Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья.

Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассников.

Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий по классам.

Жалеть надо уметь


Как учить детей беречь здоровье.

Детская агрессия

Дети и телевидение

Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей.

Экология и мы
Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

Характер моего ребенка. Психологические особенности младшего школьника.

Дети и компьютер.

Как сберечь здоровье ребенка.

Роль самооценки в формировании личности.

Кризисы взросления младшего школьника.

Детская агрессивность и ее причины.

Как воспитать экологически грамотного человека?


1 класс


2 класс

3 класс


4 класс

Заместитель директора по УВР

классные руководители, психолог.





Привлечение педагогов, медицинских работников, психолога и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

В течение года

Руководство

школы, классные руководители.



III. Использование возможностей УМК «Школа 21 века», УМК «Школа 2100»

в образовательном процессе

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК «Школа 21 века», УМК «Школа 2100»

Учебно-методические комплексы способствует созданию здоровосберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

3.1. В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Школа 21 века» и УМК « Школа2100» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребёнка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

3.2. УМК «Школа «21 века», УМК «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания учащимися начальных классов основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка. Учебники ориентируют педагога на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня. (Например, составь устный рассказ о своём режиме дня; придумай упражнения для утренней зарядки и разучи их с друзьями; составь письменный рассказ о своих занятиях спортом и т.д.) При выполнении заданий на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию. Задания помогают детям осваивать этикетные формы обращения и поведения. Обучение вежливому обращению, решению коммуникативных задач (в том числе отказ, просьба) способствует бесконфликтному выходу из ситуаций, нацеливает учащихся на выстраивание добрых отношений с людьми, на сохранение нравственного и психологического здоровья.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит не только интеллектуальное познание, но и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос нравственных открытий в жизненный опыт. Возможность выбора заданий для реализации творческих способностей учащихся способствует созданию комфортной атмосферы и сохранению психологического здоровья учащихся. (Например: «Если захочешь, можешь нарисовать иллюстрации к произведению», «Сочини рассказ. Запиши его или нарисуй иллюстрации к нему», ««Выучи стихотворение, которое тебе понравилось» и др.)

В курсе «Окружающий мир» выделяется раздел «Человек», где рассматриваются различные аспекты здоровья человека: «Человеку важно быть здоровым», «Основные условия здорового образа жизни», «Правила личной гигиены», «Эмоциональное состояние человека» и т.д. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении (например, темы: «Основные правила безопасного поведения на улице», «Отдых в семье», «Основные правила безопасного поведения дома», «Этика и культура поведения в обществе» и т.д.). Знакомство с организмом человека и функционированием основных систем органов позволяет акцентировать внимание учащихся на факторах, создающих угрозу здоровью (солнечные ожоги, курение, шум), вопросах личной гигиены и способах поддержания и укрепления здоровья (темы «Как нужно купаться и загорать», «Осанка и здоровье», «Как укрепить сердце», «Береги органы дыхания» «Береги зубы», и др.).

Курс «Математика» включает адаптационный период, обеспечивающий условия для развития каждого первоклассника. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой развивающих заданий: часть заданий ориентирована на учащихся, плохо подготовленных к школе, часть заданий предназначена для сильных учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выстроить индивидуальные траектории развития первоклассников с учетом их подготовки и особенностей развития, выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и обеспечивает дифференцированный подход в обучении, что позволяет каждому учащемуся обучаться на уровне, соответствующим его способностям, особенностям развития и склонностям.

Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер (например, подготовься к походу, что возьмёшь, сколько будет весить твой рюкзак; составь диаграмму своего распорядка дня; выбери безопасный маршрут и рассчитай его и др.)

В курсе «Английский язык» широко представлены задания, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, на воспитание толерантного отношения к другим народам и культурным традициям.

В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках технологии особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи духовно-нравственного здоровья учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебников способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приёма пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Учебно-методический комплект даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Особое значение в реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» имеют социальные проекты. В комплекте учебников проектная деятельность учащихся выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реальной самостоятельной деятельности учащихся, в которой только и может происходить самоопределение, осуществляться морально-нравственный выбор не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.



Примеры проектов:



IV. Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые результаты обучения:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

•  осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• первоначальные знания о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

•элементарные  знания основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• первоначальные знания норм и правил экологической этики;

• первоначальные знания традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• первоначальные умения выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• первоначальные умения анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;



  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;



• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.