Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее чутьё - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практика письменной речи»... 1 87.34kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
Тема урока «Русский язык, как историческое явление» 1 42.4kb.
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями... 1 115.36kb.
Программа элективного курса «Моя карьера» 1 306.82kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов... 1 1271.92kb.
Логико-языковые проблемы определимость, означивание, интерпретация... 1 41.56kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура - страница №8/8


1. Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме прямо или косвенно, составить сжатый, по возможнос­ти полный план и пройти по нему несколько раз.

Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.

План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важ­но помнить, так как психическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит ска­зать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.

4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слу­шателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т.д. Все это с практикой исчезает в зна­чительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.

Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенными в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труда, или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.

Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: "Я об этом много думал". Другой великий человек - Томас Альва Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 % "потения" и 2 % "вдохновения".

Многим известно, во что обходился "перл создания" нашему Гоголю - до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшает­ся подготовкой и практикой, т.е. тем же трудом.

В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые нет-нет да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.

5. Начинать речь с обращения: "Товарищи". Можно построить на­чальную фразу так, чтобы эти слова были в середине: "Сегодня, това­рищи, вам предстоит..."

6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немоно­тонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уве­ренность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, про­тивного и ненужного взрослым, скучного - молодежи.

7. Тон речи может повышаться, но следует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением фразы - и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо "упасть" в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это "иногда" определяется местом в речи. Го­воришь о Толстом - и первая фраза об его "уходе" может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: мо­жет подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или крас­ная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должка быть речью, живым словом.

8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

9. Не расхаживать по сцене, не делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т.п.

10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (осо­бенно в маленьких аудиториях, комнатах); слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор.

11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит
вместе с языком.

12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть со­бой при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие при­чины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, разговоры). Лектор должен делать свое дело.

13. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в кон­це. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон - совершенно недо­пустимое зло во всяком творчестве.

14. Не применять в речи одних и тех же выражений даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк.

15. Форма речи - простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, и объяснение должно быть кратким; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т.п., все это не усваивается неразвитыми умами, пропадая зря, хорошо действует прос­тое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.

16. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще.

17. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы трогательное действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трога­тельности, от этого получается контрастный фон.

18. Чтобы лекция имела успех, надо:

1) завоевать внимание слуша­телей

2) удержать внимание до конца речи.

Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ре­бенка, невежд, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, ин­тересным (интересующим) и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внима­ние). Этих зацепляющих "крючков" - выступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та "смесь" тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать

Удержать и даже увеличить внимание можно:

1) краткостью;

2) быстрым движением речи;

3) краткими освежающими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.

Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержа­нию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. На­до избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слу­шателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П.Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее "предлинновенной", что нарушает второе требование - быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное - выбрасы­вать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: "Краткость - сестра таланта". Нужно делать так, чтобы слов было отно­сительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Тогда речь крат­кая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным...

Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто приходится слышать: "Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее..." Вместо этих нестоящих слов надо сказать: "Юмор Чехова отличается удивительной мяг­костью и гуманностью". Потом - закрепление примерами. Краткие освещаю­щие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомить­ся. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержа­нием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступ­лений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.

Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом.

Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение пре­дыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего.

19. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому...

Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления - черточками, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
(А.Ф.Кони, Избранные произведения, стр. 107-115

СЕМЬ ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ


НЕДОСТАТКОВ У ЛЮДЕЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ ПУБЛИЧНО

1. Каша во рту, то есть слова звучат невнятно и на одной ноте.

2. Запинания: речь сбивчива, бессвязна; в ней много вводных слов, э-э-каний.

3. Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не под­водит слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует вни­мание на главной мысли.

4. Безразличие к аудитории. Это просто невежливо.

5. Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна.

6. Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь.

7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами.

Эти недостатки преодолеваются практической работой!



КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬ СВОЮ РЕЧЬ?

Тщательно выберите тему выступления.

Если выбор зависит от вас, остановитесь на том, что вы хорошо знаете, что вас интересует. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других

СУЗЬТЕ ТЕМУ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес.

Решите: описываете ли вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспариваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию.

ГОВОРИТЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ДОСКОНАЛЬНО ЗНАЕТЕ.

Спросите себя: " Что мне в самом деле хочется сказать этим людям? Какую информацию я собираюсь донести до этой аудитории?" И, если у вас нет убедительного ответа, лучше не выступайте.

СОБЕРИТЕСЬ С МЫСЛЯМИ.

Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей
речью), как обычно вы обдумываете повседневные дела. Вас поразит, как
много новых идей может прийти в голову. Составьте список тем выступления,­
на которых надо сосредоточиться.

Сделайте общий черновой набросок речи, разработайте тезисы (их


можно нанести на карточки размером 6x9 см).

ИЗБЕРИТЕ СПОСОБ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Говорите, заглядывая в конспект, но избегайте чтения текста. Ис­пользование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит ес­тественно, слова приходят словно сами собой.

В том случае, когда официальная запись вашей речи для вас чрезвы­чайно важна, читайте заранее написанный текст. Но знайте, что влияние вашего выступления на аудиторию будет значительно уменьшено.

Можно прибегнуть к запоминанию написанного текста, но это очень сковывает оратора, накрепко привязывает к заранее составленному выс­туплению, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории.

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ В ПРОИЗНЕСЕНИИ СВОЕЙ РЕЧИ.

Произнесите, ее перед семьей или друзьями, либо используйте магнитофон,

чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж.

Снова и снова повторяйте свою речь.

Чем больше практики, тем лучше получится выступление!

Постоянно держите в голове следующий совет:

ЗНАЙТЕ СВОЮ АУДИТОРИЮ.

Спросите себя: " Кто мои слушатели?" Если вы затрудняетесь отве­тить на этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух - трех чело­век, к которым вы будете обращаться, и готовьте речь для них. Обяза­тельно принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории:

Возраст,


уровень образования,

профессия

цель прихода людей на ваше выступление,

уровень заинтересованности в вашей теме,

уровень осведомленности в данном вопросе. ...
Если это возможно, не пожалейте времени и заранее, до написания речи, поговорите с теми людьми, к которым вы собираетесь обратиться потом, чтобы лучше узнать свою аудиторию.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ПЕРЕД САМИМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ?

Заранее придите туда, где вам предстоит выступать.

Наладьте аппаратуру. Если будете пользоваться проектором, имейте
запасную лампочку и удлинитель шнура.

Пролистайте материал, который хотите вручить слушателям, и держи­те его под рукой.

Все свои конспекты и заметки положите вместе и поудобней.

Знайте, сколько времени отведено для вашего выступления.

Разогрейте голосовые связки, поговорите с кем-либо перед выступ­лением.

Устройтесь поудобней.

Если будете пользоваться микрофоном, отрегулируйте его положение.

Убедитесь, что все записи в порядке.

Ждите, когда вас представят.

КАК ДЕРЖАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ?

Не прячьтесь за трибуной.

Не бойтесь передвигаться по сцене.

Стойте прямо, перенесите центр тяжести с пяток на носки.

Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями.

Меняйте тембр голоса, чтобы не быть монотонным. Голосом подчерки­вайте новые и важные мысли.

Контролируйте скорость речи, при быстрой речи аудитория ее не воспримет, при медленной люди будут отвлекаться.

Развлеките публику анекдотом, драматичным началом выступления, поставьте несколько вопросов или приведите личные комментарии.

Меняйте положение. Не цепляйтесь за трибуну и не налегайте на нее. Не пренебрегайте жестами.

Произносите слова! четко. Особенно те слова, которые сходны по звучанию (точка-кочка, тыр-дыр ).

Следите за настроением слушателей. Если люди устали, сократите какую-то часть речи.

Используйте визуальные средства. Они могут подогреть интерес пуб­лики и донести до нее важные моменты выступления: проекторы, слайды, схемы, грифельная доска и т.д.

Правильно пользуйтесь микрофоном. В большом помещении держите его
на уровне рта, но не слишком близко.

Следите за своим внешним видом. Избегайте кричащей одежды, отвле­кающей внимание от того, что вы говорите. Все аксессуары должны отве­чать хорошему вкусу.

Прежде всего БУДЬТЕ САМИМ СОБОЙ!

Не старайтесь кому-то подражать. Люди сразу почувствуют фальшь.

Будьте находчивы. Чем быстрей вы реагируете на аудиторию, тем действенней ваша речь. _

Контролируйте дыхание. От него зависит голос. Время от времени делайте глубокий вдох, чтобы голос был сильным и энергичным. Поверх­ностное дыхание идет от страха, а волнение поднимает тональность голо­са и делает его менее приятным.

Отдайтесь вдохновению. Не скрывайте своего воодушевления. Публика будет внимательней, если увидит, что вы убеждены в своих мыслях и идеях.
10 ЗАПОВЕДЕЙ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ.

В личных беседах, на собраниях, митингах и т.п.

1. Знайте предмет выступления.

2. Относитесь к аудитории с уважением.

3. Владейте языком жестов.

4. Пользуйтесь живой речью: метафорами, образами, сравнениями.

5. Избегайте языковых шаблонов и затасканных выражений.

6. Используйте личное обаяние.

7. Наращивайте выразительность речи.

8. Не злоупотребляйте привилегией оратора: не обманывайте слуша­телей, не искажайте истину.

9. Используйте технику драматизации выступления: наращивание тем­па речи, повышение голоса, изменение его тембра, применение жестов.

10. Помните, что ваша цельность, ум и человечность обладают боль­шой силок воздействия.



НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ НА ВАЖНЫЕ, ДЛЯ ВАС ВОПРОСЫ

Сколько времени должна занимать ваша речь?

Это зависит от обстоятельства. 20 минут вполне достаточно, а один

час - предел.

Как отвечать на вопросы слушателей?

Прямо, честно, ясно. Если не знаете ответа, то не бойтесь в этом признаться.

Как преодолеть боязнь сцены?

Некоторое волнение может только помочь - оно держит оратора в форме. Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь. Затем скон­центрируйтесь на сути того, что хотите донести своей речью. Помните: выступление прибавит вам опыта, а не мук!



( Из кн. "Азбука делового общения", М., 1991)
<< предыдущая страница