Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее чутьё - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практика письменной речи»... 1 87.34kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
Тема урока «Русский язык, как историческое явление» 1 42.4kb.
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями... 1 115.36kb.
Программа элективного курса «Моя карьера» 1 306.82kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов... 1 1271.92kb.
Логико-языковые проблемы определимость, означивание, интерпретация... 1 41.56kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура - страница №7/8



Функциональные стили речи

Упражнение 1.

Определите, к какому сти­лю принадлежат приведенные ниже тексты:

1) разговорному;

2) художественному;

3) публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 1.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует пере­довой опыт алтайских лесоводов по созданию го­сударственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с боль­шой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не по­вреждая кустарников.

ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просоди­ческие средства для выделения различных по сте­пени важности элементов высказывания. Наибо­лее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответ­ственностью (далее — ООО) признается учрежден­ная одним или несколькими лицами коммерчес­кая организация, уставный капитал которой раз­делен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма - офи­циальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону — это диалог, то телефоног­рамма — это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обя­зательными для телефонограммы являются: наи­менование учреждений адресанта и адресата; рек­визит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего теле­фонограмму; номера телефонов; текст и подпись.


ТЕКСТ 5.


Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, пото­му что точность эта осталась при крещении в цер­ковных записях, которые потом куда-то увезли, — концов не найдешь. О возрасте своем старухи го­ворили так:

— Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, по­мню.

ТЕКСТ 6.


Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, чело­веческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственнос­ти не действуют социальные и экономические за­коны, не выполняются указы, не может существо­вать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, ог­ромные проекты «строек века» и так далее. Долж­на быть долгосрочная программа развития культу­ры в нашей стране.

ТЕКСТ 7.


На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега за­шуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка оста­новилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 8.


2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терро­ризму, но и природным стихиям. Всемирная ме­теорологическая организация призналась, что пред­сказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой конти­нент от них не застрахован.

ТЕКСТ 9.


Разработать теорию единого поля, то есть до­казать математически, что нет отдельного магнит­ного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Все­ленной, было любимой и неосуществленной меч­той Эйнштейна. Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 10.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акци­ям предприятия «Форум» и по акциям инвестици­онного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и техноло­гий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приоста­новлена, так как вся прибыль предприятия «Фо­рум» пойдет на развитие производства.
ТЕКСТ 11.

От земледельческих работ освобождала кресть­ян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым на­рядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы про­верить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему — загадыванию загадок.

Г. Науменко.

ТЕКСТ 12.

Громадная мощность импульсных лазеров позво­ляет проводить лазерную локацию Луны, Это помо­гает определять фундаментальные параметры систе­мы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 13.

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ду­мает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмо­ции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то от­ношении, но мысли наши все формулируются язы­ком.

Д. С. Лихачев.

ТЕКСТ 14.

Расписка


Настоящая расписка дана библиотеке школы №12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2003.

Е. Петрова

ТЕКСТ 15.

Гроза — атмосферное явление, заключающее­ся в электрических разрядах между так называе­мыми кучево-дождевыми облаками или между об­лаками и земной поверхностью, а также находя­щимися на ней предметами. Эти разряды — мол­нии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
Упражнение 2.

Укажите стилистически неуместные слова. Устраните стили­стический разнобой и другие нарушения.

1. Любовные стихотворения Пушкина стали искомой логикой гуманности.

2. Звучал негромкий голос, не имеющий ни одной демографи­ческой интонации (о Сахарове).

3. Раневская похожа на лист, который, прослужив все лето, все-таки осенью упал на землю.

4. Оставив позади рыцарские сражения, вспоминается война.

5. Надо все выше и выше подниматься к идолу.

6. Всем известна знаменитая фраза Чацкого, героя романа Тургенева «Горе от ума».

7. Смертельно раненный Болконский пытается дотянуться до
земли, но она ему не далась.

8. После того, как я прочитал роман Гончарова, в мою голову закрались некоторые мысли.

9. Младший сын Никита, живя подвигом на фронте, остается калекой.

10. Сноха Тараса боится избиения и поэтому служит немцам, старея на глазах.

11. Вечером я брала томик стихов и проглатывала его зажи­во.

12. Под влиянием молодости и светского общества он совер­шает МНОГО ошибок.


Упражнение 3.

Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в си­нонимический ряд, отметьте смысловые различия. В каждом из синонимических рядов выделите доминанту.

1. Худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый.

2. Болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь.

3. Весьма, очень, сильно, крайне.

4. Учтивость, корректность, вежливость, предупредитель­ность, обходительность, любезность, деликатность.

5. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

6. Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, не­примечательный, непрезентабельный, невиданный, некази­стый, плюгавый.

Упражнение 4.

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) со­ставьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистиче­ские различия.

Фальшивый - искусственный демонстрировать - показывать
вакуум - пустота дистанция - расстояние
вибрировать - дрожать оптимистический - жизнерадостный
дискутировать - спорить индифферентный - равнодушный

монолитный - едины.



Тропы и фигуры речи.

Упражнение 1.

Подберите подходящие сравнения в предложения из современ­ного детектива.

1. Чек такого достоинства (100 млн. Франков) впечатляет так же, как ...

2. Я чувствовал себя …

3. Я должен бежать от них (полицейских), как от …

4. Мы пересекли двор, чопорные, как …

5. Вода в ванне горячая. Она обнимает меня, как …

6. Всегда жалость женщины выворачивает мне душу, точь-в-точь, как …

7. Я оборвал его (официанта) от созерцания, потребовав еще стакан белого. Это ординарное вино веселило, как …

8. Барменша была прекрасна, как ... (хотел сказать: как сердце. А вы, как считаете, сердце красиво? С моей точки зрения, отвратительно. А это доказывает, что символика развращает все!)... Скажем, что она хороша, как …- и хватит об этом.


9. Самолет заходил на посадку. Он мягко сел в конце поля и не спеша стал приближаться, распластавшись, как …

10. Гордый, как ... я пошел на вокзал.


Упражнение 2.

В вашу записную книжку.


Где мало слов, там вес они имеют. (В. Шекспир)
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносит­ся. (В.Г. Белинский)

Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе. (Ш. Талейран)

Когда не могут воспарить мыслями, то прибегают к высокопарному слогу.

(П. Буаст)

Нет мук страшнее муки слова. (Пословица)

Птицу кормом возьмешь, человека – словом. (Пословица)

Речь любит течь, фраза - идти потихонечку, а слова - бе­жать. (Пословица)

Обсудите предложенные афоризмы и пословицы, используя собственные наблюдения за речевой средой.


Упражнение 3.

Какое из перечисленных ниже средств выразительности ис­пользуется в тексте?

...(1)Чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (2)Одни места, её заставляют, по внутренней свя­зи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец - о всём произведении. (З)Еще и ещё перечитываешь его - и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(4)Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (5)Вот почему и мечта его о буду­щей жизни на земле - не маленькая, не. мещанская, не узкая, а на­против - широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и ос­танется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществле­ния которой нельзя достигнуть.

(К.С.Станиславский)


  1. архаизмы

  2. неологизмы

  3. контекстные синонимы

  4. каламбур (игра слов)



Упражнение 4.

Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?


(1) Классики русской литературы постигли непостижимые сложности бытия. (2)Чтоже они думают о столь желанном для каждого счастье? (З)Пушкин, как известно, писал: «На свете сча­стья нет, но есть покой и воля». (4)Под волей он разумел свобо­ду. (5)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (б)Искал-то Лермон­тов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (7)«Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (8)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

По А. Алексину

1) ряды синонимов

2) игра слов с использованием омонимов

3) оксюморон (сочетание, в котором соединяются противоре­чащие друг другу слова)

4) устаревшие слова

5) индивидуально-авторские слова


Упражнение 5

Какие (-ое) из указанных ниже средств выразительности создают комический эффект и передают ироническое от­ношение автора к герою?

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя бы­ла написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься? (А. Чехов)

1) канцеляризмы

2) просторечные формы слов

3) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов

4) слова с уменьшительными суффиксами

5) сравнительные обороты.




Упражнение 6

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста

Д. Гранина. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру тер­мина из списка.

«Русский писатель Д. Гранин, известный еще и как блестящий пуб­лицист, обращается к проблеме, которая, по словам автора, вот уже две с половиной тысячи лет не дает людям покоя. Проблема эта — верность своим принципам. Поучительный исторический эпизод суда над Сокра­том излагается автором в доступной для читателя форме, в которой Гра­нин использует ____(предложения 23-29). Динамичность повествова­нию придают ___(предложения 30, 35, 37, 39, 45), ___(например, предложение 20). Поднятая автором проблема имеет философскую на­правленность, и поэтому автор прибегает к ____(«нечестивец», «пы­лающие страсти», «атеизм», «благодеяния», «компромиссы»)».

Список терминов:

1) метафора

2) анафора

3) нераспространенные предложения

4) риторический вопрос

5) инверсия

6) парцелляция

7) книжная лексика

8) диалог



НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ ОРАТОРАМ.

Старательно избегайте всякой письменной подготовки к речи.

Приучайтесь каждое утро хотя бы в продолжении десяти минут импро­визировать на какую-нибудь тему.

Никогда не пишите писем раньше, чем не расскажите себе содержание их мысленно или вслух. Обдумывайте и говорите прежде, чем писать что бы то ни было.

Старайтесь не готовиться в последнюю минуту. Оставляйте, по край­ней мере, одну ночь свободной между публичной речью и подготовкой к ней. Позвольте вашему мозгу отдохнуть в последние часы, предшествующие произнесению речи. Не злоупотребляйте заметками: они должны обозначать лишь главные подразделения и числа.

Крепко запечатлевайте в памяти, с помощью ассоциации мыслей, нуж­ные для вашей речи собственные имена. Самым замечательным ораторам случается смешивать, в продолжении своей речи, имя защищаемой ими сто­роны с тою, на которую они нападают, чем возбуждается в слушателях чувство неприятной неловкости. Иногда достаточно, для запоминания име­ни какого-нибудь лица, связать его с какими-либо характеристическими признаками этого лица (цвет платья, звуком голоса и т.д.).

Чтобы излечиться от невнятности или слишком большой беглости ре­чи, необходимо слушать себя даже в самом обыкновенном разговоре. Нужно приучить себя никогда не произносить фразы, не убедившись раньше в ее грамматической правильности.

Легувэ и Дюпон-Вернон рекомендуют прекрасный способ избавиться от бормотания: следует как можно чаще упражняться в произношении, прог­рессивно ускоряя, самых трудных букв алфавита, одних вслед за другими. Таким образом, начните с "ф", "т", "д", затем пустите в ход букву "р", и произносить до тех пор эти буквы, пока мускулы языка и рта приобре­тут гибкость. Этот способ груб? Ничего, попробуйте его.

Старайтесь по возможности избегать всяких чисто зрительных мнемо-технических способов, как, например, запоминать красные строки.

Повторения ораторских соединительных формул становятся утомитель­ными, если производятся слишком часто. Вот некоторые из них: "так ска­зать", "если можно так выразиться", "позвольте сказать вам", "повто­ряю", "вне всякого сомнения» и далее. Их изгнать не­возможно. Нужно лишь помнить о злоупотреблении повторять их в речи. Чтобы избавиться от этого недостатка в речи, следует приобрести как можно большее количество этих оборотов, с целью больше разнообразить их. Для указания оратору на эти шероховатости речи необходимо присутствие друга среди слушателей.

Начинайте речь всегда медленно; внятно, но скорей негромко.

Всякий оратор, слишком громко начинающий вступление, рискует очень быстро охрипнуть и закончить речь тусклым голосом.

Никогда не горячитесь в споре. Для того, чтобы внушить доверие к своему мнению, нужно его высказать холодно и бесстрастно. Гнев прежде всего не гигиеничен: он содержит хрипот. Кроме того, слишком пылкий оратор часто предубеждает против себя, по крайней мере, некоторых слу­шателей.

Не спускайте глаз с тех, кто вас слушает.

Не читайте никогда цитат или, по крайней мере, избегайте этого, насколько возможно.

Жест имеет свое значение, но излишняя жестикуляция невыносима в ораторе.


Если кто-нибудь вас прервет, дайте ему закончить. Больше старайтесь запомнить его речи, чем немедленно найти возражение, удачное возраже­ние почти всегда зависит от хорошей памяти.

Если кто-либо вас прервет, никогда не упускайте послушать виртуо­за слова, избегайте, как чумы, тех, кто плохо говорит.

Если вам недостает слова, никогда не теряйте времени на то, чтобы найти его.
Без сомнения, правила, которые я только что сформулировал пока­жутся слишком сжатыми и краткими, однако, я полагаю, что небесполезно было наметить их.

М. Ажам Искусство говорить публично. С.-Пб.1900

Лучшие речи просты, ясны, понятны...

А.Ф.Кони


Выдающийся русский оратор и писатель, известный судебный деятель Анатолий Федорович Кони (1844-1927) был замечательным лектором. Он об­ращает внимание на необходимость хорошей подготовки к лекции, справед­ливо подчеркивая, что главным в успехе для лектора является труд. Ко­ни, как и чеховский профессор, отмечает, что перед началом выступления лектор испытывает волнение, "тягостное состояние души". "Размер волне­ния обратно пропорционален затраченному на подготовку труду".

А.Ф.Кони обобщил опыт лучших ораторов-лекторов и систематизировал его в работе "Советы лекторам".


<< предыдущая страница   следующая страница >>