Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее чутьё - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практика письменной речи»... 1 87.34kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
Тема урока «Русский язык, как историческое явление» 1 42.4kb.
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями... 1 115.36kb.
Программа элективного курса «Моя карьера» 1 306.82kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов... 1 1271.92kb.
Логико-языковые проблемы определимость, означивание, интерпретация... 1 41.56kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура - страница №2/8



Литература.




  1. Азбука делового общения. М., 1991

  2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). /Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002.

  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005

  6. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачёва М.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку /Серия «Стань грамотным!» - Ростов н/Д:Феникс, 2004.

  7. Львова С.И., В.В.Львов В.В. Русский язык. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997.

  9. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

  10. Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс /Л.С. Степанова, И.Б.Маслова, А,В.Терентьева. – М.: Эксмо, 2009.

  11. Цыбулько И.П., Александров В.Н, Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.


Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Русский язык как средство общения».


п/п


Тема, раздел

Кол-во

часов


Дата

1.

Введение.

Роль языка в жизни общества



(1ч.)

1




2.


Основы культуры речи

Понятие «речевая ситуация». Нормы современного русского языка. Основные виды норм русского литературного языка.



(6 ч.)

1.





3.

Основные виды ошибок в устной и письменной речи. Направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

1




4-5.

Говори правильно.

Соблюдение норм современного русского литературного языка.



2




6.

Речевой этикет. Правила речевого этикета.

1




7.

Правка и редактирование отдельных фраз и небольших текстов.

1




8.


Психологические основы коммуникативного поведения

Понятие «коммуникативное поведение». Средства общения. Типы темперамента и их особенность в общении.



(7 ч.)

1





9.

Тренинговые упражнения на установление контакта.

1




10.

Тренинговые упражнения на ориентацию в проблеме

1




11.

Тренинговые упражнения на аргументацию своей точки зрения

1




12.

Тренинговые упражнения на отстаивание своих интересов

1




13.

Тренинговые упражнения на отработку принятия решения и нахождения компромисса.

1




14.

Ролевые игры, в которых активизируются все коммуникативные умения.

1



15.


Текст – продукт речи

Текст, его признаки. Структура текста.



(4 ч.)

1





16.

Роль вступления и заключения в сочинении. Формулировка основной проблемы исходного текста. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1




17.

Основные средства связи предложений в тексте. Роль абзаца в тексте. Основные способы сжатия текста.

1




18.

Создание микротекстов различных жанров (эссе, отзыв, рецензия)

1



19-20.


Функциональные стили речи

Стили речи.

Функциональный стиль языка. Стили русского литературного языка и их характерные особенности. Взаимодействие функциональных стилей.


(6 ч.)

2





21.

Составление таблицы «Функциональные стили».

1




22.

Определение функциональных стилей различных текстов с указанием характерных особенностей, стилевых черт. Работа по предупреждению стилистических ошибок.

1




23.

Арсенал поэтических тропов и стилистических фигур и их роль в тексте.

1




24.

Создание микротекстов различных стилей

1



25.


Типы речи

Тип речи. Выделение трёх основных типов речи в зависимости от цели коммуникации.



(6 ч.)

1





26.

Определение каждого типа речи и его характеристика. Языковые средства, характерные для каждого типа речи.

1




27.

Описание предметов (по иллюстрации).

1




28.

Разговор по иллюстрациям, речевым ситуациям. Обсуждение речевых ситуаций.

1




29.

Определение в тексте тезиса, аргументов, вывода. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1




30.

Связь типов речи с функционально-смысловыми стилями речи.

1



31.


Мастерство публичного выступления

Публичная речь. Советы начинающим ораторам.



(2 ч.)

1





32.

Подготовка мини-сообщения для публичного выступления и представление его перед слушателями

1




33-34.

Подведение итогов.

Научно-практическая конференция «Русский язык как средство общения».


2




Теоретическая часть - 17 ч.

Практическая часть - 17 ч.

Дидактический материал

к практической части

элективного курса

«Русский язык как средство общения»

Основы культуры речи.

Акцентологическая и орфоэпическая норма.

Упражнение.1

Определите место ударения в словах.

Августовский

генезис


деспот

заговор


значимость

иконопись

импульс

исподволь



квашение

камбала


клала

кухонный


маркетинг

мельком


менеджмент

мытарь


наголо стричь

наискось


ненависть

пасквиль


переданный

перистые облака

плесневеть

поручни


похороны

почесть


ракурс

свекла


силос

случай


снадобье

согнутый


средства

статуя


торты

тяжба


форум

хаос


холеный

центнер


черпать

экскурс
Агент

анатом

арест


безудержный

блокировать

боязнь

втридорога



давнишний

добыча


донельзя

досуг


дремота

завидно


заем

звонит


закупорит

заржаветь

исчерпать

квартал


коклюш

крапива


красивее

ломота


мизерный

мытарство

наотмашь

опека


оптовый

откупорить

пуловер

приданое


принудить

ракушка


рефлексия

сироты


столяр

танцовщица

факсимиле

феномен


цемент

цепочка


эксперт

Алфавит


алкоголь

апостроф


баловать

бюрократия

гастрономия

деспотия


диспансер

договор


духовник

еретик


жалюзи

завсегдатай

избалованный

истерия


каталог

каучук


кладовая

кулинария

мастерски

некролог


обеспечение

облегчить

ободрить

пиццерия


поутру

предвосхитить

процент

сирота


созыв

таможня


тирания

толика


углубить

украинский

умерший

феерия


шофёр

швея


щавель

языковая

(колбаса)

Апартеид


аристократия

асимметрия

баловаться

бомбардировать

буржуазия

вероисповедание

ветеринария

включим


гренки

джинсовый

заплесневеть

изобретение

исповедание

казаки


кинематография

маркировать

медикамент

многоотраслевой

новорождённый

нормировать

обетованный

петля


пломбировать

повторишь

премирование

премировать

приобретение

присовокупить

путепровод

расформировать

санитария

(приедут)

сваты

сосредоточение



тефтели

творог


усугубить

формировать

христианин

языковые


(проблемы)

Упражнение 2

Прочитайте сочетания слов, правильно проставляя ударения в прилагательных и причастиях.

Валовой сбор гусеничный трактор августовский совет

Оптовый цены языковая колбаса пломбированный зуб

Тигровая шкура домовая кухня избалованный ребёнок

Кухонная утварь гербовая печать алфавитный список

Языковой барьер экспертная комиссия госпитальный режим

Станковая живопись договорные цены уставный капитал

Новорождённый ребёнок характерный характерный

(своенравный) (свойственный кому-то)

Упражнение 3.

Определите, какой звук [е] или [о], произносится в словах.

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие, заем, свекла, бытие, крестный ход, крестный отец, современный, истекший, комбайнер,

Упражнение 4.

Определите, какой звук [е] или [э], произносится в словах.

Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия,

Декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада, купейный, Шопен, Одесса, джемпер, прогресс, экспресс, лотерея, бизнесмен, мэр, туннель, кашне, пюре, партер, теннис.
Грамматическая норма.

Упражнение 1.

Поставьте существительные в форму именительного падежа, множественного числа и выпишите их в 3 столбика:

а) окончание только - а, я,

б) окончание только - ы,

в) возможны варианты.


Инженер, слесарь, токарь, маляр, столяр, шофер, пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, профессор, директор, инспектор, тренер договор, выговор, торт, порт, сорт, трюфель, улей, борт, шторм, компас, якорь, бант.
Упражнение 2.
Допишите окончания.

Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием "Розов… фламинго". За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юная леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи - по­тертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе жуют бу­терброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольра­би. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи - не менее крепк… виски.

Упражнение 3.

Спишите, поставьте существительные в нужную форму.

1. Здесь хранилось много (одеяло, подушка, наволочка,
простыня, полотенце).

2. Здесь хранилось множество (грабли, вилы, тиски, ножни­цы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи).

3. Купим по паре (ботинки, сапоги, туфли, сандалии, кеды, чулки, носки, гольфы).

4. Выберем несколько (брюки, джинсы, колготки, лосины).

Упражнение 4.

Выберите нужную форму. Объясните выбор.



  1. Со следующего понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску).

  2. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов и (ректоры, ректора) институтов.

  3. Дом был украшен резными (дверями, дверьми).

  4. Животным подсыпали (корму, корма).

  5. Нужно купить несколько (простынь, простыней).

  6. Ноги увязали в глубоком (снеге, снегу).

  7. Я принёс домой несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин-апельсинов, мандарин-мандаринов, яблок-яблоков).

Упражнение 5.

Раскройте скобки, выберите нужную форму местоимения.


  1. У (её, неё) не было конспекта лекций.

  2. Благодаря (ей, ней) мы были на спектакле.

  3. Вокруг (их, них) всегда было много народу.

  4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему), в гости.

  5. Электричка останавливалась на (каждой, всякой, любой) станции.

  6. Я хотела почитать хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.

  7. Все (ихние, их) книги, лежали на столе.

  8. Я не пойду мимо (их, ихнего) дома.

Упражнение 6.

Исправьте предложения. Объясните.

1.Лектор известный своими выступлениями.

2.Артист был горяч, полный жизни.

3.Один ученик шумный, другой –тих.

4.Всё более интенсивнее становится работа.

5.Самая крупнейшая река в Сибири – Енисей.

6.Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.
Упражнение 7.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.



  1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.

  2. Тридцать один ученик участвовал в походе.

  3. Большая часть домов в этом районе каменные

  4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

    << предыдущая страница   следующая страница >>