Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее чутьё - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практика письменной речи»... 1 87.34kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
Тема урока «Русский язык, как историческое явление» 1 42.4kb.
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями... 1 115.36kb.
Программа элективного курса «Моя карьера» 1 306.82kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов... 1 1271.92kb.
Логико-языковые проблемы определимость, означивание, интерпретация... 1 41.56kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая культура - страница №1/8


Автор: Немцева Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Контактная информация: 350901 г. Краснодар, ул. 2ая Российская 56. тел. 8(861)228-95-38, 8-918-962-98-84

Дата создания: 15 мая 2009 г.

Наименование материала: Программа элективного курса

Наименование предмета: русский язык

Класс: 9 класс

Название учебного курса: Русский язык как средство общения

Программа элективного курса

«Русский язык как средство общения»

Высокая культура разговорной

и письменной речи, хорошее чутьё

родного языка, умение пользоваться

его выразительными средствами,

его стилистическим многообразием –

самая лучшая и самая надёжная

рекомендация для каждого человека

в его общественной жизни и творческой деятельности.

Академик В.В.Виноградов

Пояснительная записка.

По своей специфике и социальной значимости язык - явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов.

Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.

Но, к сожалению, в настоящее время результаты обучения языковым предметам вызывают большую озабоченность родителей, учителей, всех заинтересованных в полноценном образовании наших детей. Так, например, курс обучения русскому языку, как правило, направлен лишь на обучение правописанию и формальной грамматике, но не достигает даже и этих целей: отсутствуют такие элементарные умения, как умение пересказать, выразить грамотно свои мысли и чувства, не говоря уже о владении культурой общения в различных видах речевой деятельности.

Таким образом, культура мышления и речи на родном языке не нашла своего достойного места в школе. Этот пробел достаточно опасен, но восполнить его не в состоянии ни семья, ни общественная среда. В результате: полное отсутствие умения вести диалог, дискуссию любого уровня, неумение строить монолог в различных жанрах, написать письмо, обычное школьное сочинение…

Принимая всё это во внимание, нами был разработан элективный курс «Русский язык как средство общения» по обучению всем видам речевой деятельности – письму, чтению, говорению, слушанию.



Данный курс является систематизирующим курсом русского языка в аспекте речевой деятельности, рассчитан на 34 часа и предназначен в качестве элективного курса для учащихся 9-х классов.

Элективный курс опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Но в отличие от базового в предлагаемый элективный курс введены такие темы, которые не изучаются в школьной программе: «Психологические основы коммуникативного поведения» и «Мастерство публичного выступления». Изучение данных тем позволит учащимся научиться логично и связно строить монологическое высказывание, диалог, слушать себя и других, участвовать в диспуте, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению, научит считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения.

Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.

Таким образом, элективный курс «Русский язык как средство общения» последовательно реализует единственную цель: научить школьников эффективному речевому поведению, а именно, сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего.

Задачи элективного курса:

* задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем, чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;

* систематизировать представления об основных требованиях к стилистически правильной, логичной и выразительной речи;

* способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;

* способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;

* работать над повышением культуры речи.

Конечным результатом обучения является достаточный уровень владения как письменной, так и устной речью, отвечающей следующим параметрам:


  1. устноречевые:

умение вступить в общение официального и неофициального характера;

умение поддержать общение, корректно реагировать на реплики собеседника;

умение завершать общение;

умение решать определённые коммуникативные задачи: расспросить, убедить, охарактеризовать, описать, сообщить, обосновать и т.д.; воспринять аутентичный текст с учётом различных сфер и ситуаций общения (объявление, газету, кинофильм, радио- и телепередачу и т.д.);

умение участвовать в споре, дискуссии, свободно излагая мысли, убеждения и оценки, и др.;

знание законов построения текста;

знание правил речевого общения.


  1. письменная речь:

умение создавать тексты, принадлежащие к различным стилям речи (разговорному, научному, деловому, публицистическому, художественному), к разным типам речи (повествование, описание, рассуждение), имеющим различное предназначение (описание человека, природы, обстановки и др., рассказ, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство и т.д.), представляющим собой разнообразные жанры (художественные жанры - сочинение, рассказ и т.п.; жанры научной речи –план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия, доклад и т.д.; публицистические жанры – заметка, статья, фельетон, репортаж, интервью);

умение соблюдать нормы словоупотребления, связи слов и предложений, частей текста;



  1. владение речью:

умение сознательно относиться к выбору, что читать;

умение максимально полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нём информацию.

Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.

Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.

Программа элективного курса «Русский язык как средство общения».

раздела


Теоретическая

часть


Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

1.

Введение (1 ч.)

Роль языка в жизни общества.

1







2.

Основы культуры речи (6 ч.)

Понятие «речевая ситуация».

Нормы современного русского языка. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, орфографические и пунктуационные).

Основные виды ошибок в устной и письменной речи. Направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Этика и этикет речевого общения. Правила речевого этикета.



3.

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

Правка и редактирование отдельных фраз и небольших текстов.



3

3.

Психологические основы коммуникативного поведения (7 ч.)

Понятие «коммуникативное поведение».

Средства общения.

Типы темперамента и их особенности в общении.


1

Тест «Умеете ли вы общаться?»

Тренинговые упражнения на установление контакта, ориентацию в проблеме, аргументацию своей точки зрения, отстаивание своих интересов, отработку принятия решения и нахождения компромисса.

Ролевые игры, в которых активизируются все коммуникативные умения.


6

4.

Текст – продукт речи (4 ч.)

Текст, его признаки (членимость, информативность, смысловая цельность, связность и др.). Структура текста. Роль вступления и заключения в сочинении. Формулировка основной проблемы исходного текста. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Основные средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные). Роль абзаца в тексте. Основные способы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение)



3

Создание микротекстов различных жанров (эссе, отзыв, рецензия)

1.

5.

Функциональные стили речи (6 ч.)

Стили речи.

Функциональный стиль языка. Стили русского литературного языка и их характерные особенности:

разговорный стиль,

научный и официально-деловой стили речи,

публицистический и художественный стили речи. Взаимодействие функциональных стилей.

Арсенал поэтических тропов и стилистических фигур и их роль в тексте.




3.

Составление таблицы «Функциональные стили». Определение функциональных стилей различных текстов с указанием характерных особенностей, стилевых черт. Работа по предупреждению стилистических ошибок.

Создание микротекстов различных стилей



3

6

Типы речи (6 ч.)

Тип речи. Выделение трёх основных типов речи (повествование, описание, рассуждение) в зависимости от цели коммуникации. Определение каждого типа речи и его характеристика. Языковые средства, характерные для каждого типа речи. Связь типов речи с функционально-смысловыми стилями речи.

3

Описание предметов (по иллюстрации, по воспоминаниям).

Разговор по иллюстрациям, речевым ситуациям.

Обсуждение речевых ситуаций.

Определение в тексте тезиса, аргументов (способов доказательства), вывода. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему



3.

7.

Мастерство публичного выступления (2 ч.)




Публичная речь. Советы начинающим ораторам.

Недостатки, встречающиеся у людей, выступающих публично. Как держаться во время выступления?

10 заповедей грамотной речи.


1

Подготовка мини-сообщения для публичного выступления и представление его перед слушателями.

1

8.

Подведение итогов (2 ч.)




Научно-практическая конференция «Русский язык как средство общения».

2







следующая страница >>