Программа элективного курса «Моя карьера» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями... 1 115.36kb.
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов... 1 1271.92kb.
Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая... 8 1069.71kb.
Рабочая программа элективного курса «Защита информации» Класс: 9 1 133.97kb.
Программа элективного курса Реализация регионального компонента на... 5 598.23kb.
Программа элективного курса по информатике «информационно-коммуникационные... 1 52.89kb.
Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов «Изображение... 1 165.13kb.
Быть человеком 1 180.37kb.
Презентация элективного курса «Сам себе спасатель» 1 35.4kb.
А. М. Корягин от августа 2013 г 2 369.75kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 131.78kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа элективного курса «Моя карьера» - страница №1/1


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Моя карьера»
Составитель: педагог – психолог Сюртукова Е.Г.

МБОУ «Россошиская СОШ»
Пояснительная записка.

В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

Содержание элективного курса «Моя карьера» предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования будущего, дает возможность подготовиться и успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

На занятиях учащиеся получат знания о том, что поможет им спланировать ближнюю и дальнюю перспективы на пути профессионального самоопределения. В содержании программы входит теоретические знания о карьере; осуществляется диагностика личностных способностей и возможностей, выстраивается траектория профессиональной направленности.

Программа элективного курса “Моя карьера” создана для учащихся 9,11 классов. Курс рассчитан на 7 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение последней четверти по одному часу в неделю.

Форма проведения: практические задания; они помогают увидеть возможный образ своего будущего, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить эти результаты в случае необходимости в той же ситуации; беседы, где учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями; сюжетно ролевая игра, в ходе которой ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения.

В ходе курса подростки, которые уже стоят на пороге самостоятельной трудовой деятельности, имеют возможность ещё раз проанализировать, являются ли представления о будущей профессии достаточными и правильными, могут оценить уровень своей психологической подготовки к построению профессиональной карьеры. Они научатся составлять резюме; познакомятся с навыками делового общения; укрепят веру в свои силы и получат основы психологически грамотного практического поведения.


Тематическое планирование элективного курса

«Моя карьера»



Тема

Количество часов

Вид (урока)

деятельности.

1. Понятие карьеры. Виды карьеры.

1 час

Беседа, диагностика

2. Планирование карьеры.

1 час

Беседа, практическая работа


3.Деловой стиль в одежде

1 час



Презентация, практическая работа

4. Учимся представлять себя.

1 час



Беседа, диагностика, обсуждение.

5. Составляем резюме

1 час

Практическая работа:

составление резюме.



6. Правила собеседования

1час

Выработать рекомендации

7. Ролевая игра «Собеседование»

1 час

Ролевая игра


Занятие 1. Тема. Понятие карьеры. Виды карьеры.


  1. Подвести учащихся к определению понятия «карьера».

  2. Познакомить учащихся с отличительными признаками различных видов карьеры.

  3. Научить определять цели будущей карьеры.

  4. Диагностика учащихся «Мои возможности в построении вертикальной карьеры».

  5. Основные понятия:

  • карьера

  • вертикальная карьера

  • горизонтальная карьера

  • внутренняя оценка карьеры

  • внешняя оценка карьеры.

Беседа с учащимися.

Учитель предлагает продолжить фразу: «Карьера-это…..

Анализируя ответы учащихся, дается определение понятию «карьера»

В точном переводе с итальянского языка – это бег, жизненный путь. Или точнее, это:

Продвижение в какой-либо сфере деятельности

Достижение славы, известности.

Род занятий, профессия.


  • Карьера - успешное продвижение по выбранному пути и, как следствие, получение более высокого стату­са, больших полномочий, власти, денег.

  • Карьера - это сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способст­вует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни.

На основании этих определений можно сделать вывод о том, что построение карьеры можно и нужно планировать, чтобы быть успешным в жизни

Учитель предлагает учащимся решить ситуационную задачу: «Представьте ситуацию, когда два друга, окончив медицин­скую академию, пришли на работу в больницу. Прошло пять лет: один из них стал заведующим терапевтическим отделе­нием этой больницы, а другой все эти годы лечил больных, занимался научной работой, разрабатывал новые методы лечения, защитил кандидатскую диссертацию. Прошло еще семь лет: первый стал заместителем главного врача боль­ницы, а второй продолжал свою научную работу, защитил докторскую диссертацию, стал профессором, начал препо­давать в медицинской академии».

Далее учитель просит учащихся ответить на следующие во­просы:


  • Кто из них «сделал карьеру?» (Оба.)

  • Чем, по-вашему, карьера одного друга отличается от карьеры другого?

Ответы учащихся позволят перейти к характеристике видов карьеры.

Вертикальная карьера - это продвижение с более низких на более высокие ступени «служебной лестницы», то есть рост в должности.

Горизонтальная карьера – это рост профессионального мастерства.

Вертикальная и горизонтальная карьера дополняют друг друга. Сделать карьеру - значит добиться престижного положения в обществе.



Задание. Приведите примеры различных видов карьеры из жизни известных людей.

- Чья карьера, по вашему мнению, наиболее успешна?

Ответы учащихся

Подвести к пониманию того, что существуют различные виды оценки успешности.

Внутренняя оценка карьеры – это соотношение между целями и притязаниями человека и реальным положением, которого он достиг.

Внешняя оценка карьеры – это оценка, которая исходит от других людей.

Внешняя оценка опирается главным образом на то, как люди оценивают должность, которую занимает данный человек. Естественно, чем выше эта оценка, тем выше и самооценка данного человека. Несоответствие между внешней и внут­ренней оценкой также может стать причиной внутренних кон­фликтов.




Беседа с элементами самостоятельной работы. Учитель предлагает учащимся перечень основных целей карьеры и просит их выделить те цели, которые наиболее близки им.

Цели карьеры:

  • высокая заработная плата, получаемая работником за высокую должность;

  • высокая заработная плата, получаемая работником за высокую квалификацию;

  • власть, дающая человеку возможность управлять другими людьми;

  • благоприятные условия труда и жизни;

  • независимость, возможность жить так, как хочется, не об­ращая внимания на окружающих;

  • высокий уровень компетентности, то есть знаний, умений и навыков; то, что является основанием для уважения со стороны других людей;

  • компромисс между личными и профессиональными по­требностями.

Причины выбора конкретных целей обсуждаются после вы­полнения задания.

Диагностика учащихся «Мои возможности в построении вертикальной карьеры».
Занятие 2. Тема «Планирование карьеры»

Цель. Способствовать формированию знаний о факторах достижения карьеры.

Беседа. «Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - писал Сенека. Карьера как парусник: если управлять им, то достигнешь цели, а если отдаться воле ветра, то и результат непредсказуем. Сказать по правде, среди моих знакомых я могу назвать только одного человека, который начиная с самой ранней юности строит свою карьеру, подчиняясь продуманному плану. Все остальные живут по принципу: будет день – будет пища. Кто-то, безусловно, делает некоторые прогнозы на ближайшее будущее и разрабатывает тактику по достижению тех или иных целей, но так чтобы на всю жизнь – нет, это крайне редкий случай. А ведь нередко бывает так, что, оглядываясь на свою профессиональную жизнь, мы приходим в недоумение от некоторых принятых нами когда-то решений. Такого могло бы не случиться, задумайся мы хоть раз о возможности планирования своей карьеры.

-Когда разумно начинать планировать свою карьеру? Ответы учащихся.

-Что означает планировать карьеру? Ответы учащихся.

Обобщая ответы учащихся. Все в разное время начинают планировать свою карьеру: в школе, после школы, но чаще всего это происходит после окончания средних и высших специальных учебных заведений. Что такое планирование карьеры?



Планирование карьеры - это постановка профессиональных целей и определение конкретных сроков их достижения.

По сути дела, планирование карьеры – это умение задавать себе вопросы и отвечать на них.

- О чем вопросы? Ответы учащихся. О жизни, и нашем месте в ней.

Раздается опросник каждому участнику.



  1. Что я собой представляю?

  2. Каковы мои ценности, знания, умения, интересы, желания?

  3. В чем мои сильные и слабые стороны?

  4. Чем я хочу заниматься в жизни?

  5. Какой тип карьеры меня привлекает?

  6. Я организую, свой бизнес или меня устроит работа по найму?

  7. В какой сфера деятельности я себя вижу? Масштаб?

  8. Каким образом достигнуть того, что я хочу?

  9. Какое для этого необходимо получить образование?

  10. Каковы должны быть мои знания и практические навыки и каким образом я могу их получить?

Задание. Ответить на вопросы

Вы ответили на эти вопросы (а список, конечно, ими не исчерпывается и длина его зависит только от вашей собственной способности к «вопросному творчеству») – это первый набросок плана у вас готов.



Рекомендации.

  • Определяясь со своими желаниями, будьте бдительны: умейте отделять их от желаний ваших близких. Ваша мама хочет видеть вас врачом, но точно ли вы сами мечтаете об этом? Отнеситесь к этому серьезно, иначе может получиться так, что, желая сохранить мир во взаимоотношениях с близкими людьми, вы проживете не свою жизнь.




  • Будьте честны сами с собой. Это окупится. Не бойтесь тщательно проинспектировать и свои слабые стороны. Все в этом мире относительно. Не исключено, что это для вашей нынешней профессии они являются слабыми, но избери вы другое поприще, они могут превратиться в достоинства. Вы исполнительны, консервативны и аккуратны – тогда вам будет сложно в роли менеджера по продажам, но вот для экономиста-бухгалтера это весьма полезные качества.




  • Планирование карьеры – это не просто выработка тактики достижения определенной карьерной позиции. Это одновременно и прогнозирование того, что произойдет с вами после того, как вожделенная цель будет достигнута. Желанная позиция не должна явиться конечным пунктом, иначе вы можете заработать себе так называемую «болезнь достижения», когда борьба за поставленную цель закончена и буквально на следующий же день вы уже не понимаете, что делать и как жить дальше, и вас охватывает разочарование, грозящее перерасти в затяжную депрессию.




  • В общем, если вы склоняетесь к тому, что процесс развития вашей карьеры нужно каким-то образом регулировать и планировать, то настраивайтесь на то, что это перманентный процесс. Невозможно, собравшись единожды с мыслями и распланировав свою жизнь на тридцать лет вперед, потом ни разу не подвергнуть свой план пересмотру. Во-первых, мы живем не в безвоздушном пространстве, и внешние условия тем или иным образом будут влиять на ваши намерения. Во-вторых, с годами меняемся и мы сами. То, что казалось нам подходящим в 16 лет, может оказаться совершенно непригодным в сорок.




  • Чрезмерно же жесткое планирование может привести вас к стрессам. Представьте, что вы запланировали в тридцать пять занять должность финансового директора в крупной иностранной компании, а на самом деле застряли на позиции старшего менеджера. И что теперь? Биться головой о стену? Заниматься самоедством с утра до вечера? Это ни к чему хорошему не приведет. Ситуация с должностью не изменится, а крови вы себе попортите.




  • В планировании своей профессиональной деятельности хороша, конечно, золотая середина (впрочем, где она не хороша?): лучше всего планировать, но держать одновременно нос по ветру и учиться быстро реагировать на переменчивую окружающую действительность.


Практическое задание «Этапы, цели, сроки»

Обдумав, в каком направлении Вам хотелось бы расти и какой уровень ответственности будет для Вас предельным, напишите на бумаге примерные этапы вашей карьеры, какой бы вам хотелось её видеть

Теперь наполните свой план содержанием. Что нужно сделать на каждом этапе, чтобы подняться на ступень выше? Чему научиться и какой вклад внести в развитие компании-работодателя? Какие компетенции и навыки приобрести? Вам придётся получить дополнительное образование. А если Вы собираетесь работать в иностранной компании – ещё и выучить английский язык.

Продумайте и примерные сроки каждого этапа. При этом не будьте слишком самонадеянны – смотрите на вещи реально. Едва ли Вам удастся стать вице-президентом по маркетингу крупной компании в 25 лет – скорее всего, данной цели Вы достигнете не раньше, чем к 35-40 годам при условии напряжённой работы и самообразования.





Выпускник

9 (11) класса


Этапы

Цели

Сроки

Руководитель

Предприятия











- Стоит ли пытаться планировать карьеру? Проживают же люди целую жизнь без всякого планирования и чувствуют себя вполне неплохо.

Ответы учащихся.



Итог. Безусловно, каждый человек интуитивно стремится выбрать такую линию поведения, которая позволила бы ему ощущать себя комфортно. Но что бы вас не посещают мысли о том, тем ли делом вы занимаетесь и как вам жить дальше, было бы несправедливо по отношению к себе просто отмахнуться от них. Потому что как бы ни были подчас болезненны поиски самого себя, они в итоге могут привести к таким результатам, которые перевернут всю вашу жизнь. В хорошем смысле.
Тема 3. Деловой стиль в одежде.

Умение одеваться – это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. Если вы не знаете всех тонкостей делового стиля, то этому нужно учиться.



Просмотр презентации «Деловой стиль в одежде» где представлена одежда в деловом стиле. По окончании проводится обсуждение, вырабатываются рекомендации.

Рекомендации

  • Выбор одежды зависит напрямую от того, где вы работаете.

  • Во многих областях применение спецодежды является обязательным. Это касается, например, химической промышленности, медицины, строительства, общественного питания и многих других. Если ранее основной упор делался на функциональность предметов униформы, то сейчас не меньше внимания уделяют ее дизайну, фасону, а также возможности применять рабочую одежду, как средство продвижения компании.

  • Яркая красивая униформа с логотипом компании может стать одним из элементов корпоративного стиля. Правда, по большей части такой способ подходит лишь для оформления униформы для рабочих специальностей, а также продавцов, кассиров и т.п. К корпоративной одежде обычно принято относить именно деловую одежду для офисных работников, а там излишняя яркость может быть неуместна.

Деловой стиль в женской одежде

  • Только хорошо одетая женщина чувствует себя уверенно и комфортно. Брюки, рубашки, блузы не обязательно должны быть дорогими, но, безусловно, опрятными, солидными и хорошо сшитыми.

  • На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза так называемая экстрамодная одежда, яркая косметика, обилие украшений.

  • В настоящее время в связи с демократизацией служебного этикета цветовая гамма значительно расширяется (это уже не только синий, черный, серый), разрешаются практически все цвета, за исключением кричащих, или, как говорит молодежь, «кислотных» цветов.

  • Сегодня отдается предпочтение не только гладкокрашеным тканям, но и различным вариантам полосок и клеток в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, растительные или абстрактные рисунки.

  • Выбор специальной одежды для персонала зависит, прежде всего, от того чего вы хотите добиться в каждом конкретном случае.

Существует ряд ошибок, которые допускают женщины:

  • - позволяют индустрии моды целиком определять выбор своего костюма;

  • - склонны преувеличивать значение собственной привлекательности (носят открытые и обтягивающие вещи);

  • - допускают чрезмерную парадность в обыденной обстановке;

  • - надевают прозрачные ткани;

  • - злоупотребляют мужскими атрибутами (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука, мужская стрижка)

  • - чрезмерно верны указаниям сезонной моды (летом позволяют себе носить топики, бриджи, босоножки на босу ногу).

  • Приемлемая длина юбки – чуть выше колена. Если женщина не хочет что-либо подчеркивать, то она может надеть несколько удлиненную юбку, брючный костюм. Это может быть и деловое спокойного тона платье. Оно уместно практически во всех ситуациях.

  • Зимой цвета костюма выбирают: темные: черный, серый, синий, вишневый, бордо. Весной и летом – светлые: цвет слоновой кости, серый беж, серовато-бежевый и т.д. Нужно иметь в виду: чем светлее костюм бизнес – леди, тем он должен быть качественнее; яркий костюм красного цвета скажет окружающим об уверенности; костюм фиолетового цвета придает таинственность. Ткань должна быть хорошего качества, мягкой, с матовой поверхностью, прочная, костюм должен выдерживать частые чистки и прекрасно при этом выглядеть.

  • Меняя блузки, туфли, аксессуары, можно существенно изменить восприятие одного и того же костюма. Блузки нужно подбирать разные по стилю и цветовой гамме, тогда есть возможность создавать множество комбинаций.

  • Исключаются из делового гардероба трикотажные облегающие изделия, изделия из ткани с блеском, из прозрачных материалов. Не допускаются никакие оголения: декольте, миниюбка, смелый вырез, разрез на юбке, оголенный плечи, живот.

  • Корпоративная одежда имеет и общие требования к изготовлению и пошиву: качественные материалы и фурнитура, фасон удобный для выполнения трудовых обязанностей.

  • Главное требование к внешнему облику – это элегантная одежда, привлекательная прическа, сдержанный макияж и впечатляющие аксессуары.

  • Если женщина выбрала юбку или платье, то непременным правилом является наличие колгот (5-12 DEN) телесного цвета в любую погоду. Грубейшей и частой ошибкой является летом их отсутствие.

  • Исключаются джинсовые и кожаные вещи. Первая считается скорее рабочей (для рабочих и студентов), вторая – слишком провоцирующая.

  • Не принято использовать некоторые виды тканей, например бархат, тафту, шифон, кружево, блестящие ткани – атлас, парчу, блестящие броские вышивки бисером или искусственным жемчугом.

  • Офисная одежда должна быть удобной и функциональной. Она должна быть комфортной, что позволяет не думать о ней, а значит, чувствовать себя уверенно и работать эффективно.


Мужская одежда делового стиля


  • Если вы считаете, что костюм и рубашка – это исчерпывающий перечень предметов одеяния, входящий в понятие "мужская одежда делового стиля", вы глубоко заблуждаетесь. Безусловно, в этот список должен быть включен галстук, хотите вы этого или нет. В завязанном виде галстук должен доставать до пряжки на ремне. Со строгим однотонным костюмом можно носить однотонную рубашку и галстук с рисунком либо однотонный. Если же рубашка с рисунком, то галстук просто обязан быть однотонным.




  • Что касается рисунка на галстуке, который вы надеваете с деловым костюмом, то это может быть полоска, абстрактные геометрические изображения, в некоторых случаях горошек. Мужская одежда делового стиля не допускает ношения галстука с надписями, живописными изображениями, экзотическими рисунками.




  • Возвращаясь к костюму, важно сказать, что эта мужская одежда должна быть абсолютно комфортной и отличного качества. Лучшими цветами являются черный, оттенки синего и серого. Идеальный материал для делового костюма - шерсть.




  • Что касается рубашки, то правила делового стиля говорят о том, что эта одежда может быть как с длинным, так и с коротким рукавом (последний вариант – летний). Манжеты должны быть чуть длиннее рукавов пиджака – на полтора-два сантиметра.




  • Если говорить о расцветках рубашек, допустимых для делового стиля, то приоритетными остаются белый, голубой, бежевый. Не возбраняется носить под костюм рубашку в тонкую полоску.




  • Забудьте о блестящих и шелковых сорочках, даже если вы являетесь их большим поклонником.




  • О носках. Здесь работают два основных правила: носки должны соответствовать тону брюк и не иметь рисунка.




  • Ремень – это, конечно, не одежда, это аксессуар. Ношение ремня с костюмом просто обязательно. Он должен сочетаться по цвет с обувью и портфелем своего хозяина. Вычурная пряжка для ремня, который носят с костюмом, совершенно недопустимая вещь.

Практическое задание: используя полученные знания, создать «имидж – картинку» рисунок, коллаж, отражающий их представление о своём образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи
Тема 4. Учимся представлять себя.

Цель: Познакомить с правилами делового общения.

Беседа. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим впервые минуты разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере и во всей жизни. В процессе взаимодействия с людьми важно уметь пред­ставить себя так, чтобы с тобой захотели общаться. Предла­гаем несколько простых правил преставления себя окружающим:

  • Выбери правильное место и время, чтобы представиться.

  • Поздоровайся с собеседником и назови свое имя, полное или сокращенное в зависимости от ситуации общения.

  • Спроси человека, с которым разговариваешь, как его зовут.

  • Расскажи о себе самое главное, представляя свои интере­сы, ориентируясь на то, что хотел бы узнать о тебе собеседник.

В качестве упражнения предлагаем тебе представим, себя, написав эссе, адресованное приятному тебе собеседнику.

Разрешите представиться

_________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Чтобы лучше понять себя, разобраться в своих личностных особенностях, которые оказывают влияние на то, как строятся твои отношения с окружающими, ответь на вопросы теста.

Тест: Коммуникабельны ли вы?

На каждый из 16 вопросов вы можете ответить "да", "иногда" или "нет". Ваши ответы оцените баллами: за каждое "да" - 2 балла, "иногда" - 1, "нет" - 0.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема " отцов и детей " и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть небольшую сумму денег, которую занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступаете с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, в кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких "чужих" мнений на этот счет вы не приемлете. Так ли это?

14. Услыхав где-либо в "кулуарах" высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступить в спор? –

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Подсчитайте баллы. Суммируйте общее число баллов и по классификатору определите, к какой категории людей вы относитесь.

Результаты

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно, вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, не-редко бываете необъективны. Серьезная работа - не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпимость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье - такой "стиль" жизни не проходит бесследно... Если с тем или иным определением (или высказыванием) вы категорически не согласны, то отнеситесь к этому с должным чувством юмора, ведь перед вами не плод многолетних научных изысканий, а всего лишь "универсальный" тест.

4-8 баллов. Вы, должно быть, " рубаха-парень " (это определение можно отнести и к представительницам слабого пола). Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно включаетесь в разговор по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно заводите знакомства. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Ваша вспыльчивость быстро угасает. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Хотя, если сильно захотите, вы сможете себя заставить не отступать.

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, тактично отстаиваете свою точку зрения. Без волнения идете на встречу с новым людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение

19-24 балла. Вы в известной степени общительны, и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Грядущие проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми BI сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, помните об этом.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не отчаивайтесь - в вашей власти изменит: эти черты характера. Разве не бывает, что, увлекшись, вы вдруг приобретаете полную коммуникабельность?

30-36 баллов. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но i близким людям с вами нелегко! На вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

Если ваш результат вас не удовлетворил, прислушайтесь к советам



Советы. Как преодолевать проблемы общения
Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт или ты уже вовлечем в него, воспользуйся основными правилами «безопасного»

общения:


  • Спроси себя: «Значительны ли разногласия во мнениях?»

  • Подумай, подходит ли время, место, твое настроение и на­строение собеседника для обсуждения возникшей проблемы.

  • Вежливо скажи другому человеку, что ты думаешь по данному поводу. Изложи собственную позицию и свое принятие позиции другого (то есть продемонстрируй готовность выслу­шать и попытаться понять позицию другого человека).

  • Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

  • Внимательно выслушай ответ. Постарайся сохранять спо­койствие и не посылать негативных сигналов при помощи ми­мики и жестов.

  • Подумай, почему другой человек выбрал эту позицию.

  • Предложи компромисс, учитывая мнения и чувства обеих сторон.

Если чувства все же переполняют тебя и трудно себя сдер­живать, помни о самоконтроле:

    • Сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к сво­ему телу. Это поможет тебе узнать ту грань, перейдя которую, ты можешь потерять контроль над собой. Становишься ли ты рассерженным, беспокойным, раздраженным. Назови свои чув­ства.

    • Подумай о причинах своих негативных эмоций. Сосредо­точься на внешних или внутренних событиях (мыслях).

    • Подумай о способах, с помощью которых ты можешь про­контролировать себя: остановись, не реагируй импульсивно, со­считай до 10. При необходимости уйди в безопасное место или обратись за помощью к человеку, которому ты доверяешь.

    • Выбери наиболее подходящий для тебя способ и исполь­зуй его в сложных жизненных ситуациях.


Задание. Составить правила делового общения
• Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам. Если вы затрудняетесь, как себя вести в той или иной ситуации, поставьте себя на место того, с кем вы общаетесь.

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

• Не проявляйте предвзятости к людям. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать ваше доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий. Словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь. смотрите прямо в глаза.

• Рассматривайте другого всегда как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Обсуждение правил общения



Итог. Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.
Занятие 5. Тема: «Составляем резюме»

Цель. Познакомить учащихся с основными требованиями написания резюме.

Научить составлять резюме.



Предварительная работа. Подготовить образцы резюме на каждого участника

Вопросы к группе. Как найти хорошую работу, как закрепиться на ней?

Ответы учащихся.

Вы должны помнить, что, делая карьеру в условиях рынка труда, вы выступаете не только как создатель, но и как продавец своей рабочей силы. Добиться успеха вам поможет знание конъюнктуры рынка, его законов и методов работы на нем.

Во-первых, нужно правильно определить, в каком товаре нуждается покупатель и где этот покупатель находится. Если вы хотите получить престижную и высокооплачиваемую работу, вы должны предложить на рынке труда платежеспособным работодателям именно тот товар, в котором они нуждаются.

Во-вторых, даже располагая ходовым и ценным товаром, вы не сможете его продать, если не сумеете организовать его рекламу и сбыт. Нужно уметь "подать" себя потенциальным работодателям. Представить о себе информацию так, чтобы с вами захотели встретиться снова. На встрече с работодателем надо подать себя так, чтобы он захотел принять вас на работу, предложил достойные условия труда и оп латы.

В-третьих, приобретя товар, покупатель не должен разочароваться в покупке. Если вы не сумеете закрепиться на полученной вами работе и добиться в ней успеха, то ваша карьера не состоится.

Одно из самых эффективных средств самомаркетинга на рынке труда – хорошее резюме. Резюме – средство для получения работы. Следствие: хотите хорошей жизни – имейте хорошее резюме.


Помните:

У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме – в тот момент, когда его читают в первый раз. Это, как правило, 2–3 минуты.

Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало.

Удачное резюме поможет вам получить интервью, т.е. личную встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Это необходимо твёрдо осознавать. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.

Резюме состоит из следующих блоков:

А. Личные данные (имя, адрес, телефон).

Б. Цель (необязательно, но желательно): краткое описание того, на получение, какой работы и почему претендуете (не более 6 строк, а

лучше 2–3).

В. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке), эта часть – основная.

Г. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме).

Можно сообщить о наградах, об участии в научно-исследовательской работе.

Сейчас перед вами образец резюме в виде визитной карточки.

Задание. Заполнить резюме, используя свои личные данные

Образец резюме в форме визитной карточки

Возраст: ___________________

Семейное положение:_____________________________________________

Адрес: _________________________________________________________

e-mail: ____________________

Цель. (указать сферу деятельности фирмы, в которую направлено резюме, или конкретную должность)._______________________________________

Образование (школа, институт, курсы и т. д.)_________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Опыт работы_____________________________________________________

Навыки использования ПК_________________________________________

Каким иностранным языком владеете________________________________

Интересы._______________________________________________________
Вы должны знать также 5 основных требований к стилю написания резюме:


  1. Краткость

  2. конкретность,

  3. активность (никогда не пишите "участвовал", "оказывал помощь", а используйте энергичные глаголы),

  4. избирательность (не давайте слишком много информации), честность.

Различают 3 типа резюме:

хронологическое;

функциональное;

комбинированное.
Хронологическое резюме даёт представление о вашем послужном списке в трудовых достижениях в хронологической последовательности.
Функциональное резюме даёт представление о ваших профессиональных навыках, а не о конкретных видах работы, которыми вам приходилось заниматься в различные годы.

Резюме комбинированное обладает признаками и хронологического, и функционального резюме.


Практическое задание для группы. Каждая группа выбирает тип резюме и пишет его на одного из участников.

Обсуждение выполненного задания. Разбор ошибок, допущенных при составлении резюме.

Выработать рекомендации составления резюме

Рекомендации.

1. Грамматические и орфографические ошибки и опечатки.

Грамотность речи и письма напрямую влияет на общее впечатление. Это как неряшливый или грязный костюм. Допуская ошибки, вы попадаете на «Остров невезения»: если Вы «на лицо ужасный», никто не поверит, что Вы «добрый внутри». Наличие грамматических и речевых ошибок слабо связано с деловыми и волевыми качествами кандидата - практическими навыками, работоспособностью, целеустремленностью, организаторской жилкой, способностью добиться результатов. Однако ошибки говорят об подготовки кандидата как специалиста в целом - о его эрудиции, теоретической подготовке, логических и алгоритмических способностях, умении четко и связно излагать свои мысли. И самое главное - грамотность речи и письма напрямую влияет на первоначальное общее впечатление. Если оно негативное – второго может и не быть…

2. Неконкретная формулировка в пункте «Цель».

Следует перечислить названия искомых должностей и сфер деятельности, а не писать понятное только Вам «получение интересной, перспективной работы, где я смогу применить свои знания и умения».

Укажите, на какую конкретно вакансию (должности) и в каких видах деятельности (бизнеса) вы претендуете.

Также можете указать Ваши краткие пожелания к будущему месту работы и уровню зарплаты.

3. Резюме, как переписанная должностная инструкция.

Сухо перечисляя стандартные обязанности и функции с прошлых мест работы, Вы теряете свою уникальность и позиционирование

Ваше резюме должно подчеркивать ваши достижения, важные для этой должности. Покажите, чего Вы действительно достигли, каков был прогресс и результаты, что Вы сделали особенного

4. Неточная хронология трудовой биографии или ее полное отсутствие.

Пропущенные даты, особенно в течение длительного времени, очень настораживают.

Неаккуратное обращение с датами в резюме:

- отнимает драгоценное время для уточнения деталей;

- демонстрирует Вашу невнимательность;

- настораживает и запутывает возможных работодателей.

Указывайте конкретные даты, как минимум месяц и год перед каждым пунктом, требующим хронологии: все места работы, учебы, получения дипломов и др.

5. Неточная или неполная контактная информация или ее отсутствие.

Указывайте город проживания и «стационарный» телефон.

Помните: Вы создаете свое резюме по одной причине, - чтобы кто-нибудь Вам позвонил и пригласил на собеседование.

Как связаться с вами, если номера телефона нет, и адрес электронной почты неточен?

6. Неаккуратное форматирование, отсутствие структуры или шаблона.

Множество вариантов ошибок:

а) Сплошной связный текст в виде «потока сознания». Не превращайте резюме в литературное сочинение!

б) Автобиография – это не резюме, это просто рассказ о себе эпохи «развитого социализма». В наше время резюме - это маркетинговый инструмент, созданный презентовать и продавать.

в) Отсканированные с печатного оригинала тексты, как правило, слабого качества и «весят» целые килобайты…

г) Заполненные анкеты разных госучреждений, сохранившие формат чуть ли не с советских времен. Дополняют эффект смешные таблицы владения ПЭВМ (!), русским (!) и другими языками с выставлением самому себе(!) оценок…

7. Растянутое и излишне подробное резюме.

Кто похвалит себя лучше всех, тот получит большую конфету…А вот новую должность?

Кроме того, Вы рискуете себя перехвалить…

Резюме больше двух, максимум трех страниц – недопустимо.

Поэтому делайте упор на навыки и достижения, которые пригодятся непосредственно для ЭТОЙ работы.

8. Недостаток квалификации. Явное несоответствие заявленным требованиям.

Изучите описание вакансии. Удостоверьтесь, что у Вас действительно присутствуют требуемые навыки и качества. Более того, убедитесь, что они четко описаны в виде ключевых слов в верхней части Вашего документа, в пункте «Квалификация». Это важно, чтобы Ваше резюме при первоначальном беглом просмотре попало в ту папку, в какую следует. У вашего резюме на это всего несколько секунд.

9. Лишняя информация, не имеющая отношения к делу.

Подробнее излагайте факты производственной биографии и минимум - личной. Это позволит показать, что Ваша жизнь в большей степени ориентирована на работу, нежели на досуг.

В конце резюме достаточно перечислить 2-3 своих увлечения. Лучше указывать активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка, охота). Не стоит также быть слишком откровенным и указывать на некоторые свои привычки…

10. Резюме, созданное для другой должности, позиции или устаревшее.

Демонстрирует лень кандидата и неуважение к адресату.

Адаптируйте резюме к требованиям работодателя.

В резюме должны учитываться особенности будущей работы и должности.

11. Резюме, сфокусированное на том, что хотите Вы, а не что может получить работодатель.

Пишите о том, какую пользу, выгоду Вы можете принести, а не выпячивать свои предпочтения.

«12. Резюме на иностранном языке.

Распространенная ошибка - направление в русскоязычную компанию резюме только на иностранном (обычно английском) языке. Во-первых, не все хорошо знают (и не обязаны знать) английский. Это раздражает. Во-вторых, английское резюме еще не означает, что Вы знаете английский - ведь перевод вполне мог сделать кто-то другой.

Не надо «умничать»…Эффект часто обратный.



Занятие 6. Тема: «Правила собеседования».

Цель: ознакомить с рекомендациями, которые следует выполнять до, во время и после собеседования при приеме на работу.

Рекомендации «ДО».

  1. Изучите фирму, организацию.

  2. Оденьте «одежду для успеха».

  3. Мысленно ободрите себя.

  4. Подготовьте вопросы, которые вы можете задать во время собеседования.

  5. Придите на несколько минут раньше.

  6. Прежде, чем войти, сделайте 3-4 глубоких вдоха и выдоха.

  7. Захватите все документы, которые подтверждают вашу квалификацию

Игра « Ты мне, я тебе…»

Предложить учащимся разделиться на группы:1группа «Работодатели»,

2группа «Кандидаты».

Правила выполнения задания. Составить вопросы и аргументировать их выбор.

Задание «Работодателям». Составьте вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить от «Кандидатов» во время собеседования.

Задание «Кандидатам». Составьте вопросы, которые, по вашему мнению, чаще всего задают на собеседовании.

Выполнив задание задать вопросы друг другу.

Сравнить вопросы в конце выполнения задания и составить схему собеседования.



Примерная схема

  1. Какие у вас вопросы? Слушаю вас.

  2. Расскажите о себе.

  3. Почему вы выбрали эту профессию?

  4. Почему вы выбрали наше предприятие?

  5. Проходили ли вы собеседование в других местах?

  6. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе?

  7. Знакомы ли вы с графиком работы?

  8. Каковы ваши сильные стороны?

  9. Каковы ваши слабые стороны?

  10. Почему вы хотите получить эту работу?

  11. Как долго планируете у нас работать?

  12. Расскажите о своих достижениях?

  13. На какую зарплату вы рассчитываете? и т.д.

Предложить обсудить варианты ответов на предлагаемые вопросы.

Рекомендации «Во время»

  1. Войдя в кабинет, улыбнитесь

  2. Во время беседы установите контакт глаза в глаза и внимательно слушайте.

  3. Уточняйте вопрос, если вы его не поняли.

  4. Отвечайте правдиво.

  5. Поблагодарите работодателя и уточните, когда можно узнать результат собеседования.

Если после собеседования вы получили отрицательный ответ.

Рекомендации «ПОСЛЕ»

  1. Веру в себя, в свои силы, знания, умения и навыки нельзя терять не при каких условиях.

  2. По «горячим следам" проанализировать каждый свой шаг на состоявшемся собеседовании: то, как вы себя вели, как отвечали на вопросы.

  3. Будьте реалистом. Ставьте перед собой цели, которые можете достигнуть.

  4. Не предъявляйте неоправданно высокие требования по зарплате.

  5. Вести себя максимально дружелюбно, без заносчивости. Ваша цель — расположить к себе собеседника, понравиться ему. А высокомерное поведение и снисходительный тон вряд ли помогут этого добиться.

  6. Не преувеличивайте свой опыт.

  7. Не верьте, что молодым специалистам труднее всего получить работу.

  8. Ваши главные козыри: молодость, энергия, свежие знания, ум, гибкость, повышенная способность адаптироваться.

Итог. Закончите высказывания:

Больше всего мне запомнилось….

В сегодняшней встрече мне было трудно…

Пожалуй, для себя я возьму…


Занятие 7. Ролевая игра «Собеседование»

Цель игры. Закрепить знания грамотного практического поведения.

Предварительная подготовка. У каждого участника должно быть составлено заранее подготовленное ими резюме и «имидж – картинка».

Ход игры.

Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата. Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность. Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающих окончательное решение о приёме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного претендента. Оценивается психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой выбор. После того как собеседование с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слушать обсуждения. Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодатель (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора. Из тех, кто принимал участие можно разыграть «принят с испытательным сроком, «приглашён на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства». В конце обсуждение результатов, с какими трудностями столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели.




Литература:


  1. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать. – Ижевск.:Изд-во Умд. Ун-та,1996г

  2. ШаповаловВ.К. Профессиональная карьера. - Ставрополь,1999г..

  3. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. — М. «Просвещение» 2007г..

  4. Меттус Е.В., Литвина А.В. Программы профилактики трудностей в учебе. - Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. «Человек и профессия» - М.Глобус, 2007 г.

  6. Тушканова О.И. «Кто я?» - Волгоград, 1995 г.

  7. Что делать-то? - Ева.Ру eva.ru/jsf/forum/print-all.jsp?topicId=2616816

  8. Что делать, если вы не прошли собеседование? < Как пройти ...

www.poranarabotu.ru/articleRubrik/article/1607/

  1. Как правильно составить резюме образец, образец составления ...

www.girlmind.ru/rezyume-kak-glotok-vozduxa-vo-vremya-krizisa.h...

  1. Деловой стиль в одежде. http://ladytoday.ru/delovoj-stil-odezhdy-dlya-zhenshhin/