Программа дополнительного образования «Зеленая планета» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по футболу составлена для Детской юношеской спортивной... 1 322.43kb.
Рабочая программа по технологии на 2011-2012 учебный год 3 374.12kb.
Учебная программа по самбо Бюджетное муниципального образовательного... 12 1585.72kb.
Основная образовательная программа по фгос ноо муниципального бюджетного... 15 2608.34kb.
Программа дополнительного образования 1 149.72kb.
Знакомьтесь, это моя лучшая подруга Говоруша 1 82.08kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Лидеры... 1 260.53kb.
Программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр» 1 268.74kb.
П. Биокомбинат щмр мо поташникова О. И 5 711.52kb.
Программа «самодеятельный театр кукол» 3 394.1kb.
Программа развития Государственного образовательного учреждения дополнительного... 1 463.92kb.
Вас приветствует Детское Грушевское казачье общество 1 76.89kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа дополнительного образования «Зеленая планета» - страница №1/1



Пояснительная записка.

Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению.

Программа дополнительного образования «Зеленая планета» ориентирована на смешанную возрастную группу школьников. Дополнительный курс реализуется в очно-дистанционной форме. Эта форма позволяет заниматься в кружке школьникам разных классов в удобное, комфортное время для каждого. Однако специфика программы кружка предусматривает проведение практических работ с разными химическими реактивами и химической посудой, соблюдением норм техники безопасности. В связи с этим необходимы очные занятия в школьном кабинете.

Использование ДОТ (дистанционных образовательных технологий) предполагает использование коммуникативных элементов в качестве контроля работы детей, в качестве развития культуры речи, умения дискутировать, отстаивать свое мнение в исследовательских работах.



Актуальность данной программы заключается в том, что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Новизна. При всем обилие мероприятий, учебных и внеклассных курсов по экологии, кружок «Зеленая планета» это первая попытка в нашем районе применить формы дистанционного обучения в данной образовательной области. В процессе апробации курса ставятся задачи дать возможность реализовать школьникам свои знания по экологии в виде различных исследований.

Целью данной программы является создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:



  1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

  2. принцип метапредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

  3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

  4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

  5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Преобладающей формой работы является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), изучение экологических особенностей воздуха и воды, фенологические наблюдения. Слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни. Исследования проводятся с выходом в природу и в здании школы.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Становление системы специальных знаний в области экологии и охраны окружающей среды;

  • обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

Развивающие:

  • развитие творческого и критического мышления;

  • развитие навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание духовной потребности в общении с природой;

  • воспитание сознательного подхода к восприятию экологических проблем;

  • формирование экологически ответственной личности;

Практические:

  • формирование элементарных навыков аналитической деятельности, практических навыков работы с методами необходимыми для исследований, наблюдений, измерений, экспериментов, мониторингов и т.д.

Программа предусматривает:

- выступление учащихся в чатах, дискуссиях, форумах;

- активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

- раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

- использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

- конкурсы;



- чат-конференции.

Ожидаемые результаты:

Обучающие приобретают следующие знания:

  • определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);

  • основные методы экологического мониторинга;

  • структуру исследовательской работы;

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

  • растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга);

  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных).

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы);

  • современные проблемы охраны природы;

  • вредные для здоровья факторы;

Умения:

  • узнавать растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

  • рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни человека, рациональном использовании животного и растительного мира своей местности;

  • подкармливать и охранять растительноядных птиц;

  • проводить мониторинговые исследования;

  • прогнозировать изменения, которые произойдут со временем в сообществе;

  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;

  • подготовить, грамотно оформить и защитить научно - исследовательскую работу по экологии;

  • анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.

  • мыслить глобально, действовать локально.

Навыки:

  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;

  • самостоятельно планировать научный эксперимент, работать с простейшим лабораторным оборудованием;

  • анализировать современное состояние атмосферы;

  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;

  • проектно-исследовательской деятельности;

  • использования интернета для получения экологических знаний;

  • ведения дискуссии в чате, форуме.

Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащихся 8-10 классов общеобразовательных учебных заведений в очно-дистанционной форме. Программа рассчитана на 35 часов из расчета одного занятия в неделю. Использованы метапредметные связи: природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии, биологического и географического краеведения. Прочные метапредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником. Результатом работы в курсе являются: написание исследовательской работы (одним учащимся или группой детей), ее защита, обсуждение и коллективное оценивание.



Учебно-тематический план



раздела и темы

Название раздела и темы

Количество часов

Основное содержание



Введение.

1 час

Знакомство с дистанционной образовательной технологией, порталом НДШ, регистрация детей на портале.

Знакомство с экологией как наукой, основные понятия,

выполнение организационных моментов. Правила поведения

учащихся. Техника безопасности при выполнении

практических работ.


Экологический мониторинг, цели и задачи. Методики.

5 часов

Цели и задачи экологического мониторинга. Виды экологического

мониторинга. Основные направления мониторинга. Загрязнение

окружающей среды. Загрязняющие вещества и их распространение

в окружающей среде. Экологические последствия загрязнения.

Знакомство и овладение простейшими методиками сбора

материала, обработки данных, обобщения и формулировки

выводов.

Практика: Практика работы с лабораторным оборудованием.

Проведение простейших фенологических и экологических

исследовательских работ с последующей обработкой

результатов.




Модуль 1.

Экологический мониторинг воды.

4 часа

Водные ресурсы города Павлово Нижегородской области.

Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения

воды. Знакомство с методиками исследования воды.

Животные - индикаторы чистоты водоёмов.



Практика. Отбор и хранение водных проб: выбор места для

отбора; виды и нормы проб воды; отбор из реки Ока; взятие

проб снега и льда на территории города. Определение

количественных показателей природной воды: температуры,

прозрачности, общего содержания примесей.


Модуль 2.

Экологический мониторинг воздуха.

5 часов

Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух города и его охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность. Биоиндикация окружающей среды. Растения и животные - биоиндикаторы. Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны (метод биоиндикации).


Высшие растения как индикаторы состояния окружающей среды. Тест - растения на CO, CO2, SO3, SO2, NaCl и др

Практика: Определение запыленности воздуха пришкольной территории. Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны (метод биоиндикации).

Определение загрязнений воздуха по снежному покрову. Роль транспорта в загрязнении атмосферы.


Моделирование механизма парникового эффекта.


Модуль 3.

Экология животных и растений.

4 часа

Царство растений. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Определение типа леса. Лекарственные растения Нижегородской области. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.
Общая характеристика животного мира. Насекомые нашего края. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими.

Практика: Растения и животные - биоиндикаторы. Мониторинг - наблюдение за различными элементами природной среды. Организация и проведение мониторинга с помощью эпифитных мхов. Высшие растения как индикаторы состояния окружающей среды.

Пищевые растения Нижегородской области.

Лекарственные растения Нижегородской области.

«Дары леса» (грибы и ягоды Нижегородской области).

Муравейник и его обитатели.



Птицы родного края.

Насекомые родного края Помощь школьников животным в зимнее время.

Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды.

Модуль 4.

Экология и здоровье человека.

4 часа

Рациональное питание и здоровье человека. Личная гигиена.

Влияние вредных привычек на здоровье человека. Влияние

экологического состояния окружающей среды на здоровье

человека: отрицательные и положительные последствия.



Практика: Исследование факторов, влияющих на здоровье

человека. Характеристика общей заболеваемости учащихся

МБОУ СОШ №3 г. Павлово. Мониторинг физического

здоровья учащихся.

Знакомство с простейшими методиками экологической

экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного

здания.


Модуль 5.

Экологический практикум как форма проектной и научно-исследовательской деятельности.

3 часа

Основы научно – исследовательской деятельности. Постановка

целей и задач в научно - исследовательской деятельности.

Основные методы работы. Экологический проект,

исследовательская работа на экологическую тему. Содержание и

структура экологического проекта и исследовательской работы.

Раскрытие особенностей физико - географического положения

района исследования. Изложение собственных результатов

исследования. Выводы по работе. Приложения к работе.

Иллюстративный материал. Оформление списка литературы.

Методика фотосъёмки. Особенности фотографирования природных

объектов.

Практика: Анализ содержания и структуры исследовательских

работ прошлых лет. Работа по составлению списка литературы,

формулировке выводов.





4 часа

Оформление результатов индивидуально проведённых

исследований в природе, математическая обработка, создание

презентации к проекту, оформление наглядного материала и т. п.





2 часа

Подготовка сообщений на конференцию. Выступления учащихся,

обсуждение проектов, отбор лучших работ.






1 час

Подведение итогов работы кружка.




Итого:

34 часа





Методическое обеспечение

Формы проведения занятий.

В курсе используются :



  • беседы;

  • лекции;

  • задания;

  • форум;

  • дискуссии;

  • экскурсии;

  • демонстрации;

  • фенологические наблюдения;

  • экологические мониторинги;

  • самостоятельные исследования (формирование навыков исследо­вательской работы);

  • чат - конференции.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

При организации работы очно-дистанционного кружка использованы технологии проблемного обучения, метод проектов, деятельностный подход, метод обучения и ИКТ.



Многообразие методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса стимулирует интерес школьников к изучению экологии, что является необходимым условием формирования личности ребенка.

Маршрутная карта.



Сроки

Название

Тип занятия

Формы ДОТ

с 1.09.14 по 10.10. 14

  1. Введение (1ч). Экологический мониторинг, цели и задачи. Методики. (5ч.)










1.Вводное занятие. Экология










2.Экологический мониторинг.










3.Загрязнение окружающей среды.










4.Знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала.










5.Пр. р. №1. Работа с лабораторным оборудованием.










6.Пр. р. №2. Проведение простейших фенологических и экологических исследовательских работ.







с 10.10.14 по 14.11.14

Модуль 1. Экологический мониторинг воды. (4 ч.)










7.Водные ресурсы города Павлово.










8.Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды.










9.Пр.р.№3. Отбор и хранение водных проб.










10.Пр.р.№4. Определение количественных показателей природной воды.







с 14.11.14 по 19.12.14

Модуль 2. Экологический мониторинг воздуха (5ч.)










11.Состав атмосферы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность. Биоиндикаторы.










12.Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле.









13.Пр.р.№5 Определение запыленности воздуха пришкольной территории.

Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны (метод биоиндикации).











14.Пр.р.№6 Определение загрязнений воздуха по снежному покрову. Роль транспорта в загрязнении атмосферы.










15.Пр.р.№7 Моделирование механизма парникового эффекта.







с 19.12.14 по 06.02.15

Модуль 3. Экология животных и растений. (5ч.)










16.Царство растений. Лекарственные, ядовитые, охраняемые и редкие растения Нижегородской области.










17.Животные Нижегородской области.










18.Пр.р.№8 Лекарственные растения Нижегородской области. «Дары леса» (грибы и ягоды).










19.Пр.р.№9 Муравейник и его обитатели.










20.Пр.р.№10 Птицы Нижегородской области.







с 06.02.15 по 06.03.15

Модуль 4. Экология и здоровье человека. (4ч.)










21.Рациональное питание и здоровье человека. Личная гигиена. Влияние вредных привычек на здоровье человека.










22.Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье человека: отрицательные и положительные последствия.










23.Пр.р.№11 Характеристика заболеваемости учащихся МБОУ СОШ №3 г. Павлово. Мониторинг физического здоровья учащихся.










24.Пр.р.№12 Знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания.







с 06.03.15 по 29.05.15

Модуль 5. Экологический практикум как форма проектной и научно-исследовательской деятельности. ( 9 ч.)










25.Основы научно – исследовательской деятельности.










26.Экологический проект, исследовательская работа на экологическую тему.










27.Пр.р.№13 Анализ содержания и структуры исследовательских работ прошлых лет. Работа по составлению списка литературы, формулировке выводов.










28.Пр.р.№14 Оформление результатов индивидуально проведённых исследований в природе.










29.Пр.р.№15 Математическая обработка результатов исследования.










30.Пр.р.№16 Создание презентации к проекту.










31.Пр.р.№17 Оформление наглядного материала.










32.Пр.р.№18 Подготовка сообщений на конференцию.










33.Пр.р.№19 Выступления учащихся, обсуждение проектов, отбор лучших работ.







29.05.15

34. Заключительное занятие.








Список использованной литературы.
Литература, используемая педагогом.

  1. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977

  5. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

  6. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

  7. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 1995 г.

  8. Губанов И. А., Киселёва К. В., Новиков В. С., Тихомиров В. Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России.- М.: Аргус, 1995

  9. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975

  10. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

  11. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974

  12. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

  13. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976

  14. Радкевич В. А. Экология. – Минск, Вышэйшая школа, 1998

  15. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

  16. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

  17. Сергиевская Е. В. Систематика высших растений. - СПб.: Издательство «Лань», 1998 г.

  18. Хомченко С.И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 1985. - № 4; 1986. - № 1.

  19. 9. Хомченко С.И. О фенологических наблюдениях (в помощь учителям биологии и природоведения) / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 1974. - № 5.

  20. Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.;-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1992

  21. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.


Литература, рекомендованная для чтения.

  1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975

  2. Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971

  3. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999

  4. Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975

  5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980

  6. Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988

  7. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992

  8. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

  9. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

  10. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995