Программа дисциплины «Организация, подготовка и презентация социологического исследования» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Translation Interpretation» Методические материалы... 11 583.13kb.
И. Н. Новикова программа учебной дисциплины мо 751 2 303.13kb.
Рабочая программа дисциплины анатомия центральной нервной системы... 3 912.21kb.
Презентация на тему: «А душу можно ль рассказать…» 1 35.91kb.
Рабочая программа дисциплины «Особенности технологии и организации... 1 264.58kb.
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление... 2 694.81kb.
Программа по обж 9 Правовые основы военной службы 11 Строевая подготовка 12 1 406.24kb.
Женское и мужское языковое поведение: проблемы и перспективы лингвистического... 1 62.46kb.
Результаты социологического опроса учащихся школы 1 87.09kb.
Рабочая программа дисциплины 2 423.32kb.
Рабочая программа дисциплины 5 769.69kb.
Обсуждение статьи О. В. Науменко 25 4070.69kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа дисциплины «Организация, подготовка и презентация социологического исследования» - страница №4/4


8Образовательные технологии

8.1Методические материалы для преподавателей


  1. Примеры проектов дипломных работ, выполненных студентами в рамках курсах «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Представлены четыре проекта разного профессионального уровня, получивших, соответственно, отличную, хорошую, удовлетворительную и неудовлетворительную итоговую оценку.

  2. Анкета для преподавателей факультета социологии: Оценка степени распространенности и серьёзности ошибок, возникающих в выпускных квалификационных работах студентов.

  3. Результаты анкетирования преподавателей и студентов по поводу распространенности и серьёзности ошибок, возникающих в выпускных квалификационных работах.

  4. Список библиографических описаний, выполненных с большим количеством ошибок и многочисленными грубыми нарушениями стандартов.

8.2Методические материалы для студентов


  1. Темы студенческих выпускных квалификационных работ до и после утверждения на заседании кафедры экономической социологии.

  2. Темы дипломных и курсовых работ студентов, выполненных на кафедре экономической социологии ГУ-ВШЭ в 2003-12 годах.

8.3Организация лекционных занятий


Программа предусматривает проведение лекций со значительным элементом активного участия студентов в учебном процессе. В рамках курса используется большое число интерактивных элементов взаимодействия преподавателя и слушателей. На лекциях и семинарах проводятся микроопросы, позволяющие преподавателю понять уровень знаний, характер установок и мотивацию аудитории.

Лекционная часть курса построена с использованием большого количества примеров из реальных письменных работ прошлых лет, как хороших, так и плохих, в том числе:



  • Исследовательских отчетов, подготовленных данным потоком студентов в рамках курса «Практикум по экономической социологии» в предыдущем году;

  • Проектов курсовых и дипломных работ;

  • Самих дипломных работ;

  • Отзывов преподавателей на дипломные работы;

  • Заявок на получение исследовательского гранта.

8.4Организация семинарских занятий


На семинарских занятиях происходит обсуждение предварительных вариантов проектов дипломных работ, подготовленных студентами. В рамках одного семинара может быть проведено два таких обсуждения по 30-40 минут каждое.

Текст проекта дипломной работы рассылается автором по электронной почте всем членам учебной группы, а также преподавателю. Для того чтобы все предварительно успели ознакомиться с текстом, его нужно отправить за 2 дня до выступления. Остальные члены группы получают эти проекты на свой электронный почтовый ящик, читают, анализируют, готовят вопросы и критические замечания.


Часть семинаров проходит в форме игровых защит выпускных квалификационных работ. Студентам заранее (за 2 недели до проведения семинара) раздаются дипломные работы, защищавшиеся на кафедре экономической социологии в предыдущие годы. После этого студенты разбиваются на группы по три человека, каждый из которых играет определенную роль:

  1. Автор работы, защищающий её – готовит выступление;

  2. Научный руководитель (поддержка и опора) – готовит положительный отзыв;

  3. Оппонент (тайный недоброжелатель) – готовит отрицательный отзыв.

Дополнительные роли (привлекаются еще три студента из учебной группы):

  1. Член комиссии, который разбирается в теме;

  2. Член комиссии, который в теме не разбирается, но интересуется ею;

  3. Член комиссии, которому лишь бы спросить что-нибудь (для галочки) – задает глупые вопросы.



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Практически к каждому учебному занятию они получают небольшие задания, которые должны выполнить дома самостоятельно. Таким образом, с одной стороны, происходит эффективное практическое закрепление знаний, полученных на лекциях, а, во-вторых, нагрузка равномерно ложится на всех студентов курса на протяжении всего времени обучения.
1. Студенты должны подготовить максимально полный список вопросов к преподавателю: сформулировать, что им не понятно в процедуре написания и защиты дипломных работ, а также предложить свои новые оригинальные идеи для проведения семинарских занятий.
2. Студенты должны придумать название для своей будущей выпускной квалификационной работы и  кратко описать свою исследовательскую проблему (1 абзац).
3. Преподаватель предоставляет студентам таблицу, содержащую два столбца. В левом столбце приведены формулировки тем курсовых и дипломных работ последних лет в том оригинальном виде, как они были первоначально заявлены студентами. В правом столбце находятся исправленные варианты тем, скорректированные во время их обсуждения преподавателями на заседании кафедры.

Задача студентов – объяснить, в соответствии с какими принципами произошла трансформация формулировки той или иной темы.

Пример:

Тема до утверждения

Тема после утверждения

Особенности распределения домашних обязанностей в семьях различного типа

Социально-демографические факторы распределения обязанностей в городских семьях

Факторы дифференциации доходов домохозяйств

Факторы дифференциации доходов домохозяйств современной России

Социально-психологический портрет российского безработного с высоким образовательным цензом

Социально-психологический портрет российского безработного с высоким уровнем образования

4. Студенты получают в электронном виде список библиографических описаний, выполненных с большим количеством ошибок и многочисленными грубыми нарушениями стандартов. Список включает в себя два раздела: общую часть обязательную для всех студентов (12-15 позиций) и индивидуальную часть – свою для каждого студента из группы (8-10 позиций). Все описания берутся из студенческих работ прошлых лет, либо из их собственных работ, подготовленных на третьем курсе в рамках Практикума по экономической социологии.

Задача студентов: правильно оформить каждое библиографическое описание – привести их в соответствие со стандартом. На семинар каждый студентов приходит со своим распечатанным списком.

Пример:


Задание (ошибочный вариант)

Результат (исправленный вариант)

Димаджио П., « Культура и хозяйство», журнал «Экономическая социология», №5, №3, 2004

Димаджио П. Культура и хозяйство // Экономическая социология. 2004. Т.5. №3. С.45-65. URL: .

«Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики»/ Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. (стр. 226-280).


Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Пер. М.С. Добряковой и др. Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 226-280.

Baym N. 2002. ‘Interpersonal Life Online’. In: Lievrouw L. and Livingstone S. (ed.) 2002. Handbook of New Media. London: SAGE.

Baym N. Interpersonal Life Online // Handbook of New Media / Ed. by L. Lievrouw and S. Livingstone. L.: Sage Publications, 2002. Р. {номера страниц}.

5. Студенты получают задания, связанные с нахождением определённых статей в электронных базах НИУ ВШЭ (Jstor, ScienceDirect, Web of Knowledge и др.). Примеры заданий:



  1. В каком из журналов в ресурсе JSTOR больше статей, в названии которых встречается словосочетание «local community»?

  2. Найти самую раннюю журнальную статью из коллекций ресурса ScienceDirect, в которой упоминается работа Т. Парсонса «Структура социального действия».

  3. Найти издание из коллекций ресурса ScienceDirect в котором с 2001 г. по настоящее время опубликовано больше всего статей российских авторов.

  4. Найти все публикации Светланы Юрьевны Барсуковой, имеющиеся в базе Web of Knowledge.

6. Преподаватель предоставляет студентам проекты 4-5 выпускных квалификационных работ, подготовленных студентами в рамках данного курса в предыдущие годы. Задача слушателей – выявить ошибки, допущенные студентами в рамках данных проектов, предложить свои варианты по их устранению.


7. Студентам необходимо прочитать рассказ В.Шукшина "А поутру они проснулись". (А если есть возможность, то и посмотреть одноимённый фильм).

Задача студентов: на его основе этого рассказа нужно полностью реконструировать проект описываемого там социологического исследования так, как будто бы оно проводится сейчас (структура проекта представлена в разделе 6.1 настоящей программы). Кроме того требуется выделить в этом рассказе наиболее характерные способы уклонения респондентов от ответов на вопросы социолога.


8. Преподаватель предоставляет студентам 2-3 дипломные работы, защищавшиеся на кафедре экономической социологии в предыдущие годы. Задача студентов – подготовить максимально подробный письменный отзыв (рецензию) на одну из этих работ. В этом документе необходимо указать, с одной стороны, все достоинства текста, а, с другой стороны, выделить все его недостатки и неточности – что, по мнению автора рецензии, необходимо изменить, добавить или убрать из данной работы.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Тема 1. Выбор темы исследования и постановка проблемы

  1. Перечислите обязательные требования, которым должна соответствовать выпускная квалификационная работа.

  2. Типичные ошибки при формулировании заглавия исследовательской работы.

  3. Поясните различия между практической (социальной) и исследовательской проблемой.

  4. Какие основные требования предъявляются к формулировке гипотез исследования?

  5. Какова роль научного руководителя в подготовке дипломной работы?

Тема 2. Подготовка к написанию академического текста

  1. Каковы основные цели и задачи ставятся перед исследователем при анализе литературных источников?

  2. В чем заключаются основные требования и критерии качества литературного обзора по теме исследования?

  3. Опишите спектр источников, которые необходимо использовать автору при подготовке литературного обзора.

  4. В чем заключается методология библиографического поиска по теме исследования?

  5. Перечислите правила реферирования научных публикаций.

  6. Перечислите правила цитирования чужих авторских текстов.

Тема 3. Написание письменной работы

  1. Какую информацию должно содержать введение к научной статье?

  2. Какую информацию должно содержать заключение к научной статье?

  3. Какие положения научной публикации следует выносить в резюме?

  4. Чем похожи и чем различаются между собой отчет по результатам эмпирического исследования и академическая публикация?

  5. Перечислите необходимые элементы в структуре исследовательского отчета.

  6. Какие ошибки, наиболее часто допускаются при написании научного текста?

  7. Перечислите типичные ошибки, возникающие при интерпретации результатов статистического анализа.

Тема 4. Научный штиль

  1. Какие литературные стили существуют помимо научного штиля? В каких ситуациях и для каких целей они используются?

  2. Перечислите основные стилистические особенности научной публикации.

  3. Перечислите основные лексические формы научной речи.

  4. Каковы особенности композиционной структуры научной статьи?

  5. Приведите примеры ошибок, связанных с некорректным использованием синонимов.

  6. Приведите примеры ошибок, связанных с некорректным использованием паронимов.

  7. Приведите примеры ошибок, связанных с использованием тавтологий и плеоназмов.

Тема 5. Оформление письменной работы. Оформление библиографического списка

  1. Каковы правила размещения ссылок и примечаний в тексте научной работы?

  2. Каковы основные принципы формирования и оформления библиографического списка?

  3. Перечислите элементы и области библиографического описания.

  4. Типичные ошибки в оформлении библиографических описаний.

  5. Перечислите требования к оформлению таблиц и диаграмм в отчете.

  6. Перечислите требования к оформлению титульного листа отчета.

Тема 6. Устная презентация

  1. Какие основные роли существуют на конференции?

  2. Опишите основные принципы построения устного доклада.

  3. С чего следует начинать и чем следует заканчивать выступление?

  4. Какие существуют способы привлечения и удержания внимания аудитории?

  5. Какие существуют способы графического сопровождения презентации?

  6. Какова типичная структура оппонирующего выступления?

  7. Перечислите основные положения регламента проведения защиты дипломных работ.



10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, исходя из следующих составляющих:

  1. Выступления с комментариями и замечаниями во время обсуждения выпускных квалификационных работ и проектов, подготовленных студентами в прошлые годы;

  2. Выступление на игровой защите в качестве одного из участников дискуссии;

  3. Выступление с проектом своей курсовой или дипломной работы (включает в себя предварительную подготовку текста и ответы на вопросы и замечания слушателей);

  4. Активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по изучаемой теме.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль Отекущий учитывает результаты студента за выполнение им семи домашних заданий во втором модуле следующим образом:

Отекущий = MEANдз1 ; Одз2 ; Одз3 ; Одз4 ; Одз5; Одз6 ; Одз7 } ;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Опроект – оценка за итоговую работу (проект).

Оитоговый = 0,40·Опроект + 0,30·Отекущий + 0,30·Оаудиторная
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Способ округления всех оценок текущего и итогового контроля: арифметический.


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовые учебники


Все базовые учебники имеются в электронном виде:

Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта; Наука, 2004. (Booth W.C., Colomb G.G., Williams J.M. The Craft of Research. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1995).

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001 (Либо электронное издание (CD): Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил. М., 2005).

11.2Основная литература


Вся основная литература имеется в электронном виде:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995 (Либо: 2-е изд. М.: РУДН, 2008).

Сусоколов А.А. Технология социологического исследования: Учебное пособие по курсу «Практикум по экономической социологии». М.: «Русская панорама», 2008.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. / Пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Книжный дом «Университет», 2003.

11.3Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • SPSS for Windows

  • Microsoft Excel

  • Microsoft Word;

  • Microsoft Power Point.

11.4Информационные материалы


Для освоения лекционного материала, подготовки к семинарским занятиям, написанию текущих домашних заданий и итогового проекта используются электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ (базы данных научной периодики и книг – Jstor, ProQuest, EBSCO и др.) и материалы Федерального информационного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» (Разделы: Книги и статьи; Учебные программы; Журнальный зал).

Для получения эмпирических данных используется Единый архив экономических и социологических данных: <http://sophist.hse.ru/>.


12Материально-техническое обеспечение дисциплины


В ходе аудиторных занятий используется ноутбук и проектор для демонстрации слайдов.

Взаимодействие со студентами в рамках курса осуществляется с помощью Информационной образовательной среды НИУ ВШЭ (LMS).




<< предыдущая страница