Программа дисциплины "Физическая культура" для студентов всех направлений - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по предмету: «Физическая культура» Тема: «Прикладная физическая... 1 216.72kb.
Программа дисциплины «Культура и политика»  для направления 030200. 1 203.62kb.
Программа дисциплины «Translation Interpretation» Методические материалы... 11 583.13kb.
Программа дисциплины Управление бизнес-процессами для студентов четвертого... 1 172.33kb.
Рабочая программа дисциплины анатомия центральной нервной системы... 3 912.21kb.
3 Компетенции выпускника, формируемые ооп впо 1 127.04kb.
Программа дисциплины «Организация, подготовка и презентация социологического... 4 328.86kb.
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление... 2 694.81kb.
И. Н. Новикова программа учебной дисциплины мо 751 2 303.13kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления... 1 405.49kb.
Программа дисциплины «Информационные технологии в рекламе» 1 355.69kb.
Инструкция жки экран. На изображении показаны все сегменты жки экрана. 1 196.78kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа дисциплины "Физическая культура" для студентов всех направлений - страница №1/3



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра “Физическое воспитание”

"Утверждаю"

Проректор по УРиКО

_______________О.Н. Наумова
"______"_______________2012г.

Рабочая Учебная программа


дисциплины “Физическая культура”
для студентов всех напрАВЛЕНИй

профиль подготовки бакалавр


Лекций …………………………...18

практических ЗАНЯТИЙ……382

Самостоятельная работа... -

Всего ...........… 400 часов (2 з.е.)

Зачет (экзамен)……………….1, 2, 3, 4, 5, 6 семестр

ТОЛЬЯТТИ 2012

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС для всех направлений ВПО


Автор (составитель) Кувшинов О.Н., Малинин Ю.Е., Удовиченко О.В., Старков С.В. Коновалова Л.А.

Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры

«Физическое воспитание»
Протокол №____ от "___"_________2012 г.
Зав. кафедрой _______________ О.Н.Кувшинов

Программа одобрена на заседании НМС по общей гуманитарной

и социально-экономической подготовке специалистов
Протокол № _______ от «____» ____________2012г.
Председатель НМС ____________А.М.Дубовиков


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура» являются формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач:



- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.




2. Место дисциплины в структуре ООП (направления)

Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".

Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано все содержание учебной программы по учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура»

● Направление подготовки 230100.62, 080100.62, 040400.62, 071800.62, 010300.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 16)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 16)

Владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК – 16)
● Направление подготовки 150400.62, 100800.62, 230700.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 10)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 10)

Владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК – 10)
● Направление подготовки 210700.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 12)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 12)

Владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития (ОК – 12)
● Направление подготовки 072500.62, 070800.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 15)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 15)

Владеть: ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК – 15)
● Направление подготовки 260800.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 15)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 15)

Владеть: самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, достигать должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК – 15)
● Направление подготовки 072700.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 99)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 9)

Владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, знанием основ здорового образа жизни (ОК – 9)
● Направление подготовки 150400.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 5)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 5)

Владеть: способен к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК – 5)
● Направление подготовки 210300.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 16)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 16)

Владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК – 16)
● Направление подготовки 080200.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 22)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 22)

Владеть: способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК – 22)
● Направление подготовки 100100.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 19)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 19)

Владеть: умением владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК – 19)
● Направление подготовки 100400.62

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни (ОК – 14)

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни (ОК – 14)

Владеть: владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК – 14)



  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Физическая культура»

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

Согласно «Инструкции по организации и содержанию работы кафедр физической культуры в высших учебных заведениях», студенты распределяются на следующие отделения.

На основное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Численность учебной группы 12 – 15 человек.

На специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Численность студентов в учебных группах этого отделения 8-12 человек. Специальные учебные группы комплектуются с учетом функциональных возможностей организма студентов и нозологических форм заболеваний. На специальное учебное отделение в любое время учебного года могут переводиться студенты других отделений в связи с заболеванием или прочими объективными причинами.

На спортивное отделение зачисляются, как правило, студенты, прошедшие учебную программу основного отделения первого курса и имеющие необходимый уровень физической подготовленности, способные и желающие заниматься спортом. Учебные группы формируются с учетом пола, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. Наполняемость учебных групп спортивного отделения зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся, численный состав в группах 2 и 3 разрядов 12 –15 человек, 1 разряда 8 – 10 человек, КМС и МС 6 – 8 человек.

Освобождение от занятий по физическому воспитанию по состоянию здоровья может носить только временный характер. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, самостоятельно овладевают программным материалом под руководством преподавателей кафедры и отчитываются по теоретическому разделу. Основанием для освобождения от практических занятий по «Физической культуре» по состоянию здоровья является справка государственного медицинского учреждения. Справки выдаются двух видов:


  1. На учебный год или семестр (справка врачебной комиссии – ВКК или КЭК). Представляется ведущему преподавателю в первый месяц учебного семестра (при хронических заболеваниях), или сразу после получения в медучреждении (при первичном выявлении заболевания).

  2. До одного месяца (справка профильного специалиста). Представляется ведущему преподавателю сразу после выздоровления.

Необходимо заметить, что в первом случае студент обязан получить тему реферата и приступить к выполнению. Во втором – работа над рефератом осуществляется, если есть необходимость получить дополнительные баллы.

Реферат сдаётся на проверку не позднее одного месяца до зачётно–экзаменационной сессии и назначается дата защиты.

По всем направлениям подготовки ВПО учебно-тренировочная работа на основном и специальном медицинском отделениях проводится в объеме 4 часов в неделю с 1 по 3 курс. Не допускается, как правило, объединение 4 часов в одно занятие и проведение его в течение 2-х дней подряд в недельном цикле.
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 400 часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий




семестра


Число

недель


в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост.

работа


Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы


Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа


Всего

В неделю

I

16

-

64

-

64




4

-

-

-

II

16

6

64

-

70

2*

4

-

-

-

III

16

8

64

-

72

2*

4

-

-

-

IV

16

-

64

-

64




4

-

-

-

V

16

6

64

-

70

2*

4

-

-

-

VI

15

-

60

-

60




4

-

-

-

всего




20

380

-

400















* -занятия по знаменателю или числителю в первой половине семестра (в I блоке)


4.2. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п


Раздел
дисциплины

 


Семестр

 


Неделя семестра

 


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 


Лекции

 Практ. занятия

 Лабор. занятия

 Самост. работа

1

Теоретический

(лекционный курс)



II, III.V


1-6

20

-

-

-

Форма промежуточной аттестации: тестирование на ПК (2,3, 5 семестр)

Итоговая аттестация -6 семестр



2

Практический

I-VI

1-16

-

380

 -

 -

Формы текущего контроля: тестирование физической, технической и профессионально-прикладной подготовленности.

Форма промежуточной аттестации: контрольные нормативы





    1. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента - 2 часа.

Лекционные вопросы:

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре профессионального образования. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.

Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Рекомендуемая литература: /1/, гл.1; /5/, гл.1.


Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания - 4 часа.

Лекционные вопросы:

Воздействие социально- экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.


Рекомендуемая литература: /1/, гл.2; /1/, гл.4.

Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности - 2 часа. Лекционные вопросы:

Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.

Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки или тренировки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки).
Рекомендуемая литература: /1/, гл.3; /5/, гл.4.
Тема 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе - 6 часов.

Лекционные вопросы:

Методические принципы физического воспитания. Основы и этапы обучения движениям. Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Общая физическая подготовка, её цели и задачи. Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями. Возможность и условия коррекции общего физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. Специальная физическая подготовка, её цели и задачи. Спортивная подготовка. Структура подготовленности спортсмена. Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки. Формы занятий физическими упражнениями. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной физической подготовки студентов. Спортивная классификация. Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные. Индивидуальный выбор студентом видов спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий (мотивация и обоснование). Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.
Рекомендуемая литература: /1/, гл.5, гл.7

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий - 4 часа.

Лекционные вопросы:

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание. Планирование, организация и управление самостоятельными занятиями различной направленности. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентированное развитие отдельных физических качеств.

Виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль. Самоконтроль, его основные методы, показатели. Дневник самоконтроля. Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.

Рекомендуемая литература: 1/, гл.6., гл.9.




Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП) - 2 часа.

Лекционные вопросы:

Личная и социально-экономическая необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства. Место ППФП в системе подготовки будущего специалиста. Факторы определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Контроль за эффективностью ППФП студентов.

Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии. Основное содержание ППФП будущего бакалавра и дипломированного специалиста.

Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей и самостоятельных занятий физической культурой.

Рекомендуемая литература: /1/, гл.10. , гл.11.
Практические занятия:

1 семестр


1 неделя: Организационно-методическое занятие. Ознакомление с материально технической базой института. Проведение тестирования по оценке физической подготовленности. Определение весоростового показателя, функциональной пробы.

2 неделя: Проведение тестирования по оценке физической подготовленности. Определение уровня силовой выносливости: подтягивание на перекладине (юн.), поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (дев.). Скоростная выносливость: бег 100 м (юн., жен.).

3 неделя: Изучение техники ходьбы и бега. Овладение основными приемами дыхания. Кроссовая подготовка. Техника бега по пересеченной местности. Основная гимнастика ОРУ. Бег в гору и под уклон по среднепересеченной местности. (4 часа)

4 неделя: Бег на средние дистанции. Техника бега. Специальные упражнения бегуна: бег с ускорением ходьбы, переменный бег. Легкоатлетические эстафеты.

Кроссовая подготовка: бег 2000 м (дев.), 3000 м (юн.).

5 неделя: Тестирование физической подготовленности (выносливости) - бег 2000 м (дев) и 3000 м (юн). 6 неделя (методико-практическое занятие): “Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. 7 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры (теоретические сведения). Обучение стойкам и перемещениям. Обучение передаче мяча двумя руками сверху. Развитие физических качеств: силы и координации.

Техника пожарной безопасности.

Ознакомление с техникой использования пожарной выкидной эвакуационной лестницей и страховочными системами при эвакуации с верхних этажей зданий при пожаре.

8 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Обучение приёму мяча снизу двумя руками. Совершенствование передачи сверху и перемещениям по площадке. Развитие физических качеств: быстроты и прыгучести.

9 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Обучение нижней прямой подачи. Выполнение передач мяча в парах. Развитие прыгучести в передвижениях, около сетки, на месте.

10 неделя: Тема №1. “Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов”.

Тема №2. “Социально-биологические основы физической культуры” (часть 1).

11 неделя : Тема №2. “Социально-биологические основы физической культуры” (часть 2)

Тема №3. “Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья”.

12 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Совершенствование приема мяча снизу и передачи сверху. Игровые эстафеты. Изучение нижней боковой подачи. ОРУ и ОФП.

13 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Совершенствование нижней и боковой подачи. Совершенствование приема снизу и передачи мяча сверху. Ознакомление с правилами игры в волейбол. ОРУ и ОФП.

14 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Обучение верхней прямой подачи. Обучение игре в волейбол через сетку. Совершенствование приемов и передачи мяча на месте и в движении. ОРУ и ОФП.

15 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Обучение действиям игрока в нападении и защите. Двухсторонняя игра. ОФП.

16 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Обучение атакующим ударам и блокированию. Двухсторонняя игра. ОФП.

17 неделя (зачётное занятие): Прием контрольных нормативов: подача мяча, верхняя передача над собой, игра в паре и ОФП.

2 семестр.
1 неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Техника безопасности во время обучения и совершенствования подачи. Обратить внимание на бережное отношение к спортивному инвентарю. Обучение технике передачи мяча снизу (на месте, с передвижением по ходу за мячом). Совершенствование навыков перемещения. Совершенствование техники подачи на точность. Развитие выносливости.

2неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Методико-практическое занятие: «Методика эффективных способов овладения умениями и навыками перемещений». «Методика подбора упражнений для развития прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста».

3неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Совершенствование технике передачи мяча снизу (на месте, с передвижением по ходу за мячом). Совершенствование навыков перемещения. Совершенствование техники подачи на точность. Развитие выносливости. «Салки со скакалкой». Эстафета с элементами волейбола.

4неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Обучение технике выхода к мячу приёмом снизу. Совершенствование подачи на точность. Развитие скоростных качеств: бег из различных положений (отрезок 9 метров). Эстафета с элементами волейбола в парах, «Охотники и утки».

5неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Обучение прием мяча подачи сверху. Совершенствование техники передач. Развитие координационных способностей, ловкости. Встречная передача мяча с переходом в противо­положную колонну после передачи. «Гонка мячей по рядам».

6неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Совершенствование навыков перемещений при передаче и приеме мяча снизу. Совершенствование навыков прямой нижней подачи. Развитие физических качеств в комплексе. Игра через сетку 2х2. Игра «Невод».

7 неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Прием контрольных нормативов: Прыжок вверх с места толчком 2-х ног Совершенствование техники подачи на точность в центр площадки. (см).

Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Развитие скоростно–силовых качеств. Игра «Хоккей руками».

8неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Прием контрольных нормативов по силовой подготовке: Упражнение на пресс. И.п.: лёжа на спине, ноги согнуты 90 градусов вертикально, опускание ног до касания пола (касание пяткой), возвращение в и.п. (кол-во раз). Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Совершенствование навыков по­дачи. Развитие быстроты и прыгучести. Игра «Два мяча через сетку», «Перебей мяч».

9 неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Прием контрольных нормативов по технической подготовленности: передача двумя руками снизу над собой в кругу диаметром 2 метра. Развитие координационных способностей, ловкости. Эстафета с верхней передачей на точность попа­дание в баскетбольную корзину. Обучение приему подачи снизу двумя руками. Совершенствование навыка верхней передачи.

10 неделя: ВОЛЕЙБОЛ. Совершенствование взаимодействия игроков в тройках и в четвёрках. Совершенствование подачи на точность. Развитие ловкости. Игра «Гонка мячей по кругу». Прием контрольных нормативов по технической подготовленности: Подача на точность (в центр площадки). Из 6 попыток (кол-во раз).

11 неделя: Техника безопасности: на занятиях по лёгкой атлетике в лесном массиве. Обучение техника бега на средние дистанции. Совершенствование техники спринтерского бега: высокий старт, низкий старт. Развитие прыгучести. Эстафета « Чехарда».

12 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Методико-практическое: простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомление и применение средств физической культуры для их направленной коррекции (мышечная релаксация, тесты).

13 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Обучение технике старта и стартового разгона. Совершенствование технике бега на длинные дистанции. Развитие прыгучести. 14 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Прием контрольных нормативов по силовой подготовке: Из виса на перекладине, подтягивание (юноши). Из виса лёжа на перекладине (Н=90см), подтягивание (девушки) (кол-во раз). Совершенствование техники бега по пересечённой местности в умеренном и соревновательном темпе (3000м. - юноши и 2000м. - девушки). Совершенствование смешанного передвижения (бег с чередованием с ходьбой). Развитие скоростной выносливости. Эстафета «Переправа».

15 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Тестирование выносливости: кросс 2 км (дев), 3 км (юн.). Развитие выносливости.

16 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Совершенствование технике бега по пересеченной местности. Обучение техники бросков набивного мяча двумя руками из различных положений. Встречная эстафета с передачей эстафетной палочки. Развитие гибкости и силы. «Борьба за мяч».

17 неделя: Зачётное занятие. Подведение итога за 2 семестр первого курса. Цели и задачи на летний период по физическому воспитанию.

II курс


3 семестр
1 неделя: Вводное практическое занятие. Цели и задачи на семестр. Требования для студентов 2 ого курса.

Методико-практическое занятие по легкой атлетике. Равномерный бег по слабо пересеченной местности. ОРУ.

2 неделя: Проведение тестирования физической подготовленности студентов на начало учебного года (подтягивание (юн.), поднимание туловища (дев.), бег 100 м).

3 неделя: Кросс по средне пересеченной местности (лесной массив). Совершенствование техники бега, бег под уклон горы и в гору. Тренировка на трассе 1 000 м.

4 неделя: Круговая тренировка по средне пересеченной местности с преодолением препятствий. Совершенствование выносливости, силы и быстроты.

5 неделя: Разминка - бег 3 мин. ОРУ для бегунов. Тестирование физического качества - выносливости: бег 2 000 м (дев.), 3 000 м (юн.).

6 неделя: Методико-практическое занятие на тему: “Методы оценки и коррекции осанки и телосложения”. ОРУ. Силовая подготовка.

7 неделя: БАСКЕТБОЛ.

История игры. Современные представления об игре. Ознакомление с правилами поведения на занятиях спортивными играми. Основная стойка баскетболиста. Передвижение приставными шагами. ОРУ и ОФП.

8 неделя: БАСКЕТБОЛ.

Совершенствование передвижения приставными шагами. Обучение приему и передаче мяча двумя руками от груди. СФП.

Техника пожарной безопасности.

Совершенствование техники использования пожарной выкидной эвакуационной лестницы и страховочными системами при эвакуации с верхних этажей зданий при пожаре.

9 неделя: Методико-практическое занятие. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.). ОФП. (4 часа)

10 неделя: БАСКЕТБОЛ. Изучение техники ведения мяча правой и левой рукой. Совершенствование приема и передачи мяча двумя руками от груди. ОФП.

11 неделя: БАСКЕТБОЛ. Совершенствование техники ведения мяча. Совершенствование приема и передачи мяча двумя руками от груди. Броски мяча в корзину из под щита. ОФП.

12 неделя: БАСКЕТБОЛ. Обучение броскам мяча в корзину со средних и дальних дистанций. ОФП.

13 неделя: Развитие силовой выносливости верхнего плечевого пояса. Двухсторонняя игра в баскетбол ОФП.

14 неделя: Развитие гибкости коленного и тазобедренного суставов. Двухсторонняя игра в баскетбол ОФП.

15 неделя: Сдача зачетных технических нормативов по баскетболу.

16 неделя: Сдача зачетных нормативов по ОФП.

17 неделя: Сдача зачетных нормативов по ОФП


4 семестр


1неделя: БАСКЕТБОЛ. Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу. Изучение техники ведения мяча правой и левой рукой. Совершенствование приема и передачи мяча двумя руками от груди. Развитие координационных способностей «Выбивалки в бросках мяча».

2 неделя: БАСКЕТБОЛ. Методико – практическое занятие: Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. (4 часа)

3 неделя: БАСКЕТБОЛ. Обучение броскам мяча в корзину из под щита. Совершенствование техники ведения мяча. Совершенствование приема и передачи мяча двумя руками от груди. Совершенствование игровых способностей в игре « Баскетбол». Развитие выносливости.

4 неделя: БАСКЕТБОЛ. Обучение разновидностям бега в нападении. Совершенствование умения броска мяча в корзину, в движении с отражением от щита, подбор мяча. Совершенствование ведения мяча со зрительным контролем и без зрительного контроля. Развитие координационных способностей, ловкости «Пробей вратаря».

5 неделя: БАСКЕТБОЛ. Обучение поворотам на месте без мяча, с мячом. Совершенствование передаче – ловле мяча в движении, при встречном движении. Совершенствование разновидностей передвижений и развитие ловкости «Салки с ведением мяча».

6 неделя: БАСКЕТБОЛ. Обучение поворотам в движении с мячом. Совершенствование разновидностям бега в нападении. Совершенствование передаче-ловле мяча на месте, при встречном движении. Совершенствование игровых способностей в игре «Воробьи и вороны с ведением мяча».

7 неделя: БАСКЕТБОЛ. Тестирование по физической подготовленности. Упражнение на пресс. И.п.: лёжа на спине, ноги согнуты 90 градусов вертикально, опускание ног до касания пола (касание пяткой), возвращение в и.п. (кол-во раз). Обучение поворотам на месте без мяча, с мячом. Совершенствование игровых способностей в игре «Салки с ведением мяча».

8 неделя: БАСКЕТБОЛ. Тестирования по физической подготовленности. Наклон согнувшись. Обучение ловля и передача мяча одной и двумя руками на месте, при встречном движении в парах и тройках. Совершенствование броскам мяча в корзину со средних и дальних дистанций. Развитие координационных способностей, с мячами баскетбольными и набивными. Развитие быстроты «Челночный бег».

9 неделя: БАСКЕТБОЛ. Прием контрольных нормативов по технической подготовленности: Челночный бег с ведением мяча правой, левой рукой (4 отрезка: 3м, 6м, 9м,12м). Оценивается скорость выполнения (сек). Обучение разновидностям остановок с ловлей мяча двумя руками. Совершенствование поворотам в движении без мяча, с мячом. Совершенствование техники передачи, ловли мяча на месте и в движении. Развитие координационных способностей, ловкости «Воробьи и вороны с ведением мяча».

10 неделя: БАСКЕТБОЛ. Прием контрольных нормативов по технической подготовленности: Атака кольца с ведением мяча справа или слева из 6 на точность попаданий. Оценивается количество попаданий, техника выполнения. Обучение поступательным передачам мяча в движении. Совершенствование разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками. Совершенствование игровых способностей в игре « Баскетбол».

11 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Техника безопасности: на занятиях по лёгкой атлетике в лесном массиве. Кроссовый бег по среднепересеченной местности до 6000 м (юноши), до 5000 м (девушки). Совершенствование техники бега с горы, в гору и по прямой. Развитие скоростных способностей.

12 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Методико – практическое занятие: «Методы оценки и коррекции осанки и телосложения». Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

13 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Закрепление техники бега по прямой. Совершенствование бега на длинные дистанции. Обучение техники толкания набивного мяча. Развитие координационных способностей. Эстафета без предметов.

14 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Тестирование выносливости: кросс 2 км (дев), 3 км (юн.).

15 неделя: ЛЕГКА АТЛЕТИКА. Кроссовая подготовка. Повторный бег с повышенной скоростью от 200-1000 м (3-4х200-400м или 1-2х800-1000м) Совершенствование техники толкания набивного мяча. Развитие координационных способностей, прыгучести. «Светофор».

Тестирование по физической подготовленности. Из виса на перекладине, подтягивание (юноши). Из виса лёжа на перекладине (Н=90см), подтягивание (девушки) (кол-во раз). Совершенствование технике старта и стартового разгона. Совершенствование длительного кроссового бега (переменный и равномерный): до 40 мин (юноши); до 30 мин (девушки). Развитие двигательных качеств: бег прыжками (многоскоки).

16 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Совершенствование техники бега в гору, с горы и прямой. Совершенствование технике старта и стартового разгона. Развитие силы, ловкости «Гонка мячей по рядам». Круговая эстафета с передачей эстафетной палочки.

17 неделя: Зачётное занятие. Подведение итога за 4 семестр второго курса. Цели и задачи на летний период по физическому воспитанию.


III курс


5 семестр
1 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Переменный бег на средне пересеченной местности. Техника бега на средние дистанции в подъем, под уклон, по прямой и повороту. ОРУ. Развитие выносливости. Спортивные игры.

2 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Тренировка в беге на средние и короткие дистанции. Специальные упражнения бегуна. Совершенствование низкого и высокого старта. Бег на короткие дистанции. Развитие скоростных качеств.

3 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Совершенствование техники бега. Бег с ускорением по дистанции. Бег с преодолением препятствий. Определение пульса после нагрузки. Бег на коротких отрезках. Упражнения на пресс, подтягивание, отжимание. Подвижные игры. ОФП.

4 неделя: Равномерный бег. ОРУ. Проведение тестирования по оценке физического состояния в беге на 100 м, игры, эстафеты.

5 неделя: ОРУ. Игры, эстафеты. Проведение тестирования по ОФС в беге на 2000 м (дев.), 3000 м (юн.)

6 неделя: ОРУ. Равномерный бег по дистанции. Совершенствование техники движений и дыхания. Силовая подготовка.

7 неделя: ОРУ. Совершенствование техники бега и дыхания. Работа на отрезках: спортивная ходьба (50 м); медленный бег (100 м); интенсивный бег (50 м). Силовая подготовка.

8 неделя: Методико-практическое занятие. Тема: «Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом».

9 неделя: Медленный равномерный бег. ОРУ. Разминка в движении. Проведение тестирования ОФС силовой подготовленности: подтягивание на перекладине (юн.); поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (дев.).

10 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Совершенствование приема мяча снизу с выпадом влево вправо. Игры через сетку с применением одиночного блокирования.

ОФП.

11 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.



Совершенствование верхней прямой и боковой подачи. Изучение прямого нападающего удара. Групповые тактические действия в нападении. ОФП.

12 неделя: (семинарские занятия) Тема №10 (часть 1) “Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов”.

13 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Совершенствование передачи в прыжке. Изучение группового блока. Совершенствование тактических индивидуальных действий при двухсторонней игре.

ОФП.

14 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.



Совершенствование подач и передач мяча через сетку. Изучение группового блокирования. Тактические действия при передачах. ОФП.

15 неделя: ВОЛЕЙБОЛ.

Совершенствование перемещений по площадке во время игры. Падения во время передвижений. Тактические действия. ОФП.

16 неделя: Прием зачетных тестов по спортивно-технической подготовке (игровые тесты по волейболу). ОФП.

17 неделя: Приём зачетных тестов по общей физической подготовке.
6 семестр
1 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Совершенствование техники движения, скольжение.

2 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Совершенствование разнообразных способов передвижения. Одновременный двушажный, попеременный двушажный. (Работа по кругу 500 м).

3 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Совершенствование техники спусков и торможений в движении. Передвижение по дистанции 3000 м (дев.), 5000 м (юн.).

4 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Совершенствование техники лыжных ходов на малом круге. Передвижение по дистанции 3000 м (дев.), 5000 м (юн.).

5 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Совершенствование техники спусков на крутых склонах. Передвижение по дистанции 3000 м (дев.), 5000 м (юн.).

6 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Проведение тестирования по лыжной подготовке. Дистанция 3000 м (дев.), 5000 м (юн.).

7 неделя: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Продолжение тестирования по лыжной подготовке.

8 неделя: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.

Изучение подачи «челнок», короткие подачи с подрезом.

Совершенствование техники прыжков в длину с места.

ОФП.


9 неделя: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.

Совершенствование подачи. Изучение передачи накатом из трёх точек стола. Совершенствование техники прыжков в длину с места.

ОФП.

10 неделя: (семинарские занятия) Тема №10 (часть 2) “Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов отдельных факультетов”.



11 неделя: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.

Тактика подач (короткие подачи в центр стола, длинные подачи на заднюю линию стола). Одиночные игры.

Тестирование: прыжок в длину с места. ОФП.

12 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Развитие общей выносливости. Совершенствование техники равномерного бега. Силовая подготовка.

13 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Развитие быстроты, выносливости. Специальные упражнения бегуна. Прыжковая разминка. Бег с ускорением на отрезках. Силовая подготовка.

14 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Тестирование: бег 100 м. Развитие общей выносливости.

ОФП. 15 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Тестирование по силовой подготовке. Развитие общей выносливости.

16 неделя: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Тестирование по общей выносливости (бег 2 000 м (дев.), 3000 м (юн.)). Упражнения на расслабление.

17 неделя: Итоговое зачетное занятие. Принятие контрольных нормативов.



5. Образовательные технологии



Показатель

Требования ФГОС, %

Фактически, %

1. удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), %

Не менее 20%

25%

Примечание:

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольные занятия, зачеты, экзамены обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума - регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективных курсов и групп спортивного отделения), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки бакалавров различных направлений.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамены) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

Критерием успешности освоения учебного материала студентом являются результаты тестов по теоретическому и практическому разделам программы.


В каждом семестре студенты выполняют не более 7 тестов, включая три обязательных теста контроля за физической подготовленностью в каждом втором полугодии. Суммарная оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по набранным баллам во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже минимального уровня подготовленности.

Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах и плавание) являются обязательными.

Обязательные тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз и активность проведения студентом самостоятельных занятий в каникулярное время, и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

Оценки результатов учебно-тренировочных занятий определяются по технологической карте, при условии выполнения каждого из запланированных тестов не ниже минимального уровня подготовленности.



Зачетным уровнем суммарной оценки являются 51 баллов (удовлетворительно), 70 (хорошо), 86 (отлично).
Примечание: в исключительных случаях, по представлению преподавателя учебной группы, решением кафедры студентам, не выполнившим отдельные практические зачетные нормативы может быть поставлен семестровый зачет. Это положение может быть использовано только на первых трех семестрах при условии регулярного посещения студентом учебных занятий и при существенных положительных сдвигах в физической подготовленности в зачетных упражнениях.

Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. В конце каждого семестра они, а также освобожденные от практических занятий представляют тематические рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.



следующая страница >>