Програма по обучению грамоте (предмет) для 1 класса - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по обучению грамоте «Согласный звук ц, буквы Ц, ц» 1 66.18kb.
Рабочая программа по технологии (предмет) для 1 класса 1 152.79kb.
Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения 1 84.75kb.
Руководство для участников Книга 3 Гаагское воззвание о Мире Коллегия... 3 739.57kb.
Подготовка ребенка к школе – залог успешного его будущего 1 90.25kb.
Программа элективного курса " Business Course" 1 80.58kb.
1. Семейное право как отрасль в нашей стране отношения, составляющие... 1 160.12kb.
Методические рекомендации: познавательная игра под таким названием... 1 159.18kb.
Конкурсная программа для учащихся 6 а класса «А ну-ка, девочки! 1 110.78kb.
Методическое пособие для работы с родителями 2010 1 322.71kb.
0. Вводная лекция. Предмет и задачи дисциплины Объект, предмет и... 12 1303.48kb.
Российская федерация 5 258.9kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Програма по обучению грамоте (предмет) для 1 класса - страница №1/3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91»


Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании ШПО учителей зам. директора по УВР директор школы №91

начальных классов ________ /Ручковская Н..Н./ __________/Кириллов Д.С./

______/___________/ «__» августа 201_ г. «__» августа 201_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(ПРЕДМЕТ)

для 1 класса

Учитель: Ковалёва Елена Владимировна

(II категория)

Котлас 2013 г.



ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» («Перспективная начальная школа»)

(для четырёхлетней начальной школы)
Пояснительная записка
Программа по предмету «Обучение грамоте» составлена на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа» ,
Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов:

1) подготовительного;

2) основного (звукобуквенного);

3) заключительного.

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.

Общая характеристика курса «Обучение грамоте»
В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой — как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов:

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.


На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.


  1. Описание места курса «Обучения грамоте»

в учебном плане.

Период обучения грамоте является интегрированной основой русского языка и литературного чтения, на изучение которой берутся часы из учебного плана по русскому языку и литературному чтению. Еженедельно на обучение грамоте отводится 9 часов (обучение грамоте/литературное чтение - 4 часа, письмо - 5 часов). Продолжительность периода обучения грамоте 25 недель. Каждый урок имеет интегрированное содержание, которое позволяет формировать основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).



Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Программу обеспечивают:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред.М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Лаврова Н. М. Азбука. Поурочно – тематическое планирование 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

1.

Содержание курса «Обучение грамоте».
Развитие речи:

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседникам.

Фонетика:

Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.



Графика:

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.



Чтение:

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.



Письмо:

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение:

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.



Орфография и пунктуация:

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши;

- употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

- употребление ъ и ь как разделительных знаков;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.


Материально-методическое обеспечение курса


  1. Компьютер.

  2. Набор раздаточного материала для обучающихся.

  3. Таблицы.

Учебно – тематическое планирование




Наименование разделов и тем

Всего

часов

Часов

письма

Часов

чтения

1.

Подготовительный период

22

12

10

2.

Основной период

168

88

80

3.

Завершающий период

34

24

10




Итого:

224

124

100


Календарно-тематическое планирование 1-й класс


№ урока в теме

тема урока чтение

дата проведения

Подготовительный период

1.

Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка.




2.

Сказка «Заюшкина избушка». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями к ней.




3.

Сказка «Колобок» Соотнесение частей сказки с данными иллюстрациями




4.

Устные высказывания на тему: «Как хлеб на стол пришел».




5.

Структура текста «Доброе слово». Слово как часть предложения. Слово – название предмета, обобщающее слово.




6.

Структура текста «Попугай». Слово- название предмета. Обобщающее слово.




7.

«Неудачная прогулка». Слова-действия




8.

«Догадливая лягушка». Слова-признаки




9.

Структура текста. «Зимние заботы» Служебные слова в предложении.




10.

Повторение. Составление модели текста «Наши гости».




Основной период


1.

Звук [а], буквы А, а. Звуковые модели слов.




2.

Чтение слов по звуковым моделям с интонированием звука [а]




3.

Звук [о], буквы О, о




4.

Чтение слов по звуковым моделям с интонированием звука [о]




5.

Звук [у], буквы У, у




6.

Чтение слов по звуковым моделям с интонированием звука [у]




7.

Звук [э], буквы Э, э




8.

Звук [ы], буква ы.




9.

Звук [и], буквы И, и




10

Повторение гласных звуков. Чтение слогов: ау, уа.




11.

Слогообразующая роль гласных звуков. Обозначение слогов с помощью друг друга.




12.

Сонорные звуки [м], [м']. Буквы м, М.




13.

Сонорные звуки [н], [н']. Буквы н, Н.




14.

Повторение. Упражнение в чтении предложений.




15.

Сонорные звуки [л], [л']. Буквы л, Л. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.




16.

Упражнение в чтении слогов и слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком по звучанию и значению.




17.

Сонорные звуки [р], [р']. Буквы р, Р.




18.

Упражнение в чтении слогов и слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.




19.

Сонорный звук [й']. Упражнение в чтении слогов и слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.




20.

Буква Я в начале слова и после буквы грасного звука с лове, когда она обозначает два звука [й'] [а]




21.

Обозначение мягкости согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы Я, когда она обозначает один звук [а].




22.

Буква Ё в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука [й'] [о]




23.

Обозначение мягкости согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы Ё, когда она обозначает один звук [о].




24.

Буква Ю в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука [й'] [у]




25.

Обозначение мягкости согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы Ю, когда она обозначает один звук [у].




26.

Буква Е в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука [й'] [э]




27.

Обозначение мягкости согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы Е, когда она обозначает один звук [э].




28.

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью ь.




29.

Звуки [д], [д']. Буквы д,Д. Чтении слогов, слов и предложений. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.




30.

Чтении е предложений. Работа со словами, отличающимися одним звуком. Заучивание наизусть и ускоренное проговаривание скороговорки «Дед Додон».




31.

Звуки [т], [т']. Буквы т,Т. Чтении слогов, слов и предложений. Работа с текстом «Омут».




32.

Сравнение звуков по звонкости-глухости:[д]- [т], [д'] -[т']. Чтение слов, отличающихся одним звуком.




33.

Работа с текстом «Енот». Чтение и пересказ.




34.

Звуки [з], [з']. Буквы з,З. Чтении слогов, слов и предложений. Работа со словами, отличающимися одним звуком.




35.

Чтение слов по слогам и орфоэпически. Работа над текстом «Затеи Деда - Мороза».




36.

Звуки [с], [с']. Буквы с, С. Чтении слогов, слов и предложений. Работа над текстом «Россия».




37.

Сравнение звуков по звонкости-глухости:[з]- [с], [з'] -[с']. Чтение слов, отличающихся одним звуком.




38.

Работа над текстом «Сосна». Чтение и пересказ.




39.

Звуки [г], [г']. Буквы г, Г. Слоговое и орфоэпическое чтение. Чтение слов, отличающихся одним звуком. Работа на текстом «Не дразни гусей».




40.

Чтение слов. Работа над текстом «дом Гнома» и скороговоркой.




41.

Звуки [к], [к']. Буквы к, К. Чтении слогов, слов. Работа над текстом «Соседи Кондрата» и скороговоркой.




42.

Сравнение звуков по звонкости-глухости:[г]- [к], [г'] -[к']. Чтение слов, отличающихся одним звуком.




43.

Работа над текстом «Зайка». Пересказ. Запоминание и ускоренное произнесение скороговорки.




44.

Звуки [в], [в']. Буквы в, В. Чтении слогов, слов. Работа над скороговоркой.




45.

Чтение слогов, слов. Заучивание наизусть стихотворения «Домой».




46.

Звуки [ф], [ф']. Буквы ф,Ф Чтении слогов, слов. Сравнение звуков по звонкости-глухости:[в]- [ф], [в'] -[ф']. Запоминания текста стихотворения.




47.

Работа по тексту «Сон Фомы», пересказ содержания его.




48.

Звуки [б], [б']. Буквы б,Б. Чтении слогов, слов. Работа над текстом «Барбос на рыбалке». Пересказ.




49.

Звуки [п], [п']. Буквы п, П. Чтении слов, отгадывание загадки, упражнение в ускоренном произношении скороговорки.




50.

Работа над текстом «Попугай». Пересказ. Чтение наизусть скороговорок.




51.

Звук [ж]. Буквы ж,Ж Чтении слогов, слов. Отгадывание задагадки и ее заучивание наизусть. Сочетание «жи».




52.

Сочетания: ЖИ,ЖО, ЖЁ, ЖЕ. Чтение и пересказ рассказа «Медвежата и жук».




53.

Работа над текстом « Незваные гости».




54.

Звук [ш]. Буквы ш, Ш.Сочетания ШИ.




55.

Чтение наизусть и по ролям стихотворения «Жадина».




56.

Сочетания: ЖИ, ШИ. Работа над скороговоркой. Чтение текста «Веселые стихи».




57.

Работа над текстом «Мишка и лужи». Пересказ, выделение двух, относительно законченных по смыслу частей, озаглавливание их.




58.

Обозначение звука [й '] с помощью разделительного ь. Перекодирование звуковой формы слов в буквенную.




59.

Обозначение звука [й '] с помощью разделительного ь. Сравнение звуковой и буквенной формы слов.




60.

Чтение и пересказ текста «Моя семья». Отгадывание загадки, работа над скороговоркой.




61.

Обозначение звука [й '] с помощью разделительного ь. Перекодирование звуковой формы слов в буквенную.




62.

Чтение текстов со словами с разделительным Ъ. Работа над скороговорками.




63.

Работа над текстом «Капризы природы». Подробный и сжатый пересказ.




64.

Звуки [х], [х']. Буквы х, Х. Чтении слогов, слов. Заучивание скороговорки. Чтение и отгадывание загадок.




65.

Работа над текстом «Храбрый петух». Выборочное чтение, сжатый пересказ.




66.

Звук [ч']. Буквы ч, Ч. Сочетания ЧА, ЧУ. Чтение слогов, слов, уточнение смысла поговорки.




67.

Перекодирование звуковой формы слов с сочетаниями: ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧО в буквенную. Составление предложений по иллюстрациям и моделирование их.




68.

Работа над текстом «Лесная школа». Сжатый пересказ.




69.

Чтение стихотворений. Упражнение в запоминании.




70.

Чтение стихотворных текстов. Чтение и сравнение слов, отличающихся одним звуком.




71.

Работа над текстом «Глупая история». Выборочное чтение. Сжатый пересказ.




72.

Звук [щ']. Буквы щ, Щ. Сочетания ЩА, ЩУ. Чтение слов, стихотворных текстов.




73.

Чтение слов. Работа над текстом «Дружище».




74.

Подробный и сжатый пересказ сказки «Дружище».




75.

Перекодирование слов, имеющих слоги: ЩЁ, ЩО, из звуковой в буквенную.




76.

Работа над текстом по А. Мельникову – Печерскому.













77.

Чтение и воспроизведение по памяти текстов в стихотворной форме.




78.

Звук [ц]. Буквы ц, Ц. Перекодирование звуковой формы слова в буквенную. Сочетания: ЦЕ, ЦИ, ЦЫ.




79.

Чтение слов и предложений со звуком [ц].




80.

Чтение и воспроизведение по памяти текстов в стихотворной форме.




Заключительный период


1.

Работа над текстом «Верблюжонок». Чтение по ролям. Ответы на вопросы.




2.

Работа над текстом «Что у нас во дворе?». Выразительное чтение приговорки.




3.

Работа над текстом К. Чуковского. Уточнение смысла фраз из текста «В народе говорят».




4.

Работа над текстами в стихотворной форме. Заучивание наизусть одного из них (по выбору).




5.

Работа над текстом «Белая акация». Упражнение в скороговорке, отгадывание загадки.




6.

Работа над текстами стихотворений «Ветхая избушка» и «Цып- цып».




7.

Работа над текстом стихотворения «Попрыгать - поиграть».




8.

Работа над текстом стихотворения « Как свинки пошли купить ботинки»




9.

Работа над текстом стихотворения «Шишкопад».




10.

Работа над текстами стихотворений. Алфавит.




следующая страница >>