Профессиограммы I. Рынок труда «Образование» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Профессиограммы I. Рынок труда «Образование» - страница №1/6


Профессиограммы
I. Рынок труда «Образование»

1. Мастер производственного обучения

2. Мастер по менеджменту

3. Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП)

4. Педагог, средняя школа

5. Педагог, профессиональный колледж

6. Педагог, организатор команды

II. Рынок труда «Семья»

7. Сестра-геронтолог

8. Домохозяйка-горничная

9. Юрист-посредник в бракоразводном процессе

10. Консультант по социальному обеспечению

III. Рынок труда «Здоровье»

11. Аллерголог

12. Дантист

13. Консультант по наркотикам

14. Семейный доктор

15. Менеджер рынка здравоохранения

16. Менеджер учреждения здравоохранения

17. Ассистент-медик (лаборант)

18. Народный целитель

19. Медицинская сестра

20. Педиатр

21. Физиотерапевт

22. Психотерапевт

23. Радиолог

IV. Рынок труда «Строительство»

24. Архитектор

25. Мастер по очистке зданий

26. Координатор по строительству

27. Инженер по строительству

28. Строитель-эколог

29. Инженер отопительных систем

30. Ландшафтист

31. Инженер по солнечной энергии

V. Рынок труда «Консультирование»

32. Менеджер по рекламе

33. Аудитор

34. Менеджер по организации конференций, выставок и ярмарок

35. Бизнес-консультант

36. Экономист

37. Консультант по использованию энергии

38. Менеджер по недвижимости

39. Менеджер по франчайзингу

40. «Охотник за головами» (специалист по поиску менеджеров высшей квалификации)

41. Юрист

42. Помощник юриста

43. Менеджер по связям с общественностью

44. Агент по продаже недвижимости

45. Менеджер по безопасности

46. Консультант по налогам

VI. Рынок труда «Информация»

47. Журналист

48. Дизайнер средств массовой информации

49. Информационный брокер

50. Исследователь рынка

51. Менеджер средств массовой информации

52. Дизайнер мультимедиа

53. On-line-редактор

54. Продюсер

55. Сценарист

56. Неофициальный автор – спичрайтер

57. Технический редактор

58. Web-мастер

VII. Рынок труда «Военная служба»

59. Офицер

VIII. Рынок труда «Деньги»

60. Аналитик

61. Консультант по работе с клиентами

62. Менеджер фондов

63. Страховой брокер
I. Рынок труда «Образование»
1. Мастер производственного обучения (Образование)

1. 1. Виды ответственности:



  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • убеждение клиентов в необходимости производственного обучения;

  • предложение методов обучения;

  • создание атмосферы, способствующей производственному обучению;

  • организация курсов производственного обучения;

  • подготовка персонала в офисе;

  • коммуникативность;

  • координация занятий;

  • ведение бухгалтерского учета;

  • реклама;

  • выставление счетов;

  • работа в офисе.

1.2. Описание видов работ

На международном рынке труда традиционное отвлечение рабочей силы на занятия по тому или иному необходимому для работы учебному курсу считается достаточно дорогостоящим и малоэффективным делом. Гораздо более эффективно пригласить в фирму мастера производственного обучения, осуществляющего свою работу внутри производственного процесса фирмы, не нарушая, а, напротив, совершенствуя и стимулируя его. Как, например, происходит обучение работе на компьютере? Мастер вначале уточняет содержание работ - знакомится с описанием видов работ фирмы и выслушивает пояснения клиента, а затем решает, какую часть работ можно выполнить на ПК и какое программное обеспечение может быть использовано. Затем он разрабатывает индивидуальный курс для пользователя ПК и реализует его: садится рядом с клиентом (сотрудником фирмы) за компьютер и вместе с ним делает его работу. Опытный мастер, таким образом, может вооружить пользователя необходимыми ему умениями и навыками за 3-5 дней, т.е. в предельно сжатые сроки и, естественно, весьма качественно. В дальнейшем мастер осуществляет консультационное сопро­вождение пользователя, выделяя для этого точно фиксированное время.

Педагоги-мастера необходимы во всех сферах деятельности общества, практическая же востребованность в них определяется потребностями рынка труда и готовностью фирм добиваться устойчивого развития за счет непрерывного совершенствования технологических умений и навыков своих сотрудников.

1.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • педагогический талант;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • терпеливость;

  • психологическая устойчивость;

  • сильный и твердый характер.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • способность к импровизации;

  • самомотивация;

  • умение убеждать;

  • организационные способности;

  • владение техническими средствами;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • умение работать в команде;

  • умение работать в экстремальных ситуациях;

  • владение менеджерской техникой;

  • навыки практической психологии;

  • профессиональное образование и опыт работы по специальности;

  • отличное знание программного обеспечения;

  • базовые знания в методике обучения, компьютерных технологиях, бизнес-администрировании;

  • опыт обучения;

  • готовность служить клиенту;

  • умение продвигать товары и услуги.

1.4. Образование

Университетское образование по специальности. Дополнительные курсы по методике обучения, компьютерным технологиям, бизнес-администрированию.

1.5. Место работы

Образовательные центры и фирмы, консультационные компании, крупные фирмы производители техники и программного обеспечения, государственные и частные предприятия.

1.6. Возможная карьера

Обычной должностной карьеры у педагога-мастера нет. Однако опыт и мастерство открывают хорошие перспективы для профессионального признания, а также дают возможность создать свою школу.

1.7. Тенденции

Развитие рынка в России, активный выход компаний на российский и международный рынки, внедрение стандартов на виды работ меняет и систему обучения. Внутрипроизводственное обучение становится эффективной формой подготовки и переподготовки специалистов.


2. Мастер по менеджменту (Образование)

2.1. Виды ответственности:



  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • сотрудничество с менеджерами компаний;

  • разработка принципов и техники менеджмента;

  • создание атмосферы освоения менеджмента;

  • продажа услуг;

  • подготовка учебного материала;

  • разработка курсов;

  • представление новых методов освоения менеджмента;

  • организация курсов;

  • подготовка менеджеров;

  • общение с клиентами и участниками;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • контроль;

  • реклама;

  • выставление счетов;

  • работа в офисе.

2.2. Описание видов работ

Все можно изучить и всех можно научить: мастер по менеджменту раскрывает универсальные принципы организации дела, технологию достижения успеха в каждой профессии с учетом ее особенностей.

Когда компания за рубежом нанимает мастера по менеджменту для обучения своих сотрудников и платит более 3000 долларов за один час, то она ожидает от него соответствующего уровня мастерства. Каждая его фраза должна быть информативной, каждый жест под контролем. Мастер должен найти подход к аудитории, изменить эту аудиторию, развить представления присутствующих, не затрагивая своей критикой амбиций и т.д. Сочувствие, предрасположенность к поддержке здесь также крайне необходимы.

Мастер сообщает необходимые знания, расширяет социокультурное видение, раскрывает технологию менеджмента в самых различных сферах. Он отрабатывает умение вести деловую беседу, тренирует качества лидера, формирует навыки саморазвития и самопродвижения, показывает способы решения проблем, возникающих в различных деловых ситуациях. Мастер по менеджменту готовит свои семинары неторопливо и очень тщательно. На самих занятиях он активно использует видеокамеру для демонстрации делового поведения обучаемых: ролевые игры, мастерские, тренинги и т.п. Как правило, план семинаров разрабатывается совместно с клиентами для того, чтобы учесть потребности, специфические особенности обучаемых и сделать максимально мотивированным (а, следовательно, результативным) процесс их обучения.

2.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • общительность;

  • бережливость;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • психологическая устойчивость;

  • сильный и твердый характер;

  • гибкость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • владение техническими средствами;

  • владение иностранными языками;

  • отличные знания в теории менеджмента, практический опыт владения им;

  • базовые знания в психологии, социологии, развитии человеческих ресурсов, бизнес-администрировании, естественных науках, инжиниринге;

  • навыки проведения мультимедиа-презентаций;

  • ораторское мастерство;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • опыт продаж.

2.4. Образование

Университетское образование в одной из смежных профессий бизнес-администрирования с акцентом на развитие человеческих ресурсов (психология, социология, экономика, право, менеджмент, гуманитарные науки). Курс специальной подготовки. Успешный опыт практической менеджерской работы.

2.5. Место работы

Учебные заведения, предлагающие курс (специальность) менеджмента, консультационные компании, отделы компаний по развитию человеческих ресурсов.

2.6. Возможная карьера

Очень редки случаи, когда мастер по менеджменту переходит с учебной на практическую работу (т.е. обратно). Максимальной перспективой является открытие собственной школы.

2.7. Тенденции

Развитие рынка, малого и среднего бизнеса в России, переход государственных предприятий на рыночные методы работы объективно созда­ют «революционную ситуацию» в сфере управления. На Западе революция менеджеров произошла в 20-30-х годах. Россия же только на пороге этой революции. Востребованность подготовки менеджеров компаний будет неуклонно возрастать.


3. Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП) (Образование)

3.1. Виды ответственности:



  • консалтинг;

  • разработка структур и форм МОП;

  • макетирование МОП;

  • создание МОП;

  • профессиональное владение персональным компьютером;

  • подготовка программ и публикаций;

  • поиск новых технологий;

  • использование нового программного обеспечения;

  • сотрудничество с авторами и педагогами;

  • учет, классификация и координация использования различных программ.

3.2. Описание видов работ

Классно-урочная технология обучения уходит в прошлое. На смену ей приходит интерактивная, виртуальная технология образования с использованием телекоммуникационных сетей. Как, например, сегодня фирмы, компании, организации могут наиболее оптимальным способом обучать своих сотрудников эффективно продвигать товары и услуги? Только по­средством компьютерных мультимедийных программ, уже широко используемых для внутрипроизводственной подготовки: на индивидуальных терминалах возможные ситуации могут быть воспроизведены и обработаны практически без отрыва от производства.

Дизайнер мультимедийных образовательных программ и занимается разработкой программных средств для пользователей - педагогов. Комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого этой ситуации. Дело это, естественно непростое. Как правило, месяцы необходимы дизайнеру для того, чтобы вместе с командой создать необходимую программу. Началом же работы является посещение клиентов компании и выяснение содержания обучения.

Задачи виртуального обучения постоянно усложняются. Сегодня даже университетское образование обращается к телекоммуникационным формам обучения, к мультимедийным средствам такого обучения. Наше будущее - это телекоммуникационная среда, в которой средства мультимедиа займут основное место.

3.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • логическое мышление;

  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • способность к овладению иностранными языками;

  • творческое воображение.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качество исследователя;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • владение иностранными языками;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • отличное знание компьютера и мультимедийных средств;

  • базовые знания в технологии программного обеспечения и методике обучения;

  • готовность к сервисному обслуживанию;

  • умение работать в команде;

  • опыт продуктивной работы.

3.4. Образование

Сегодня нет формального образования для дизайнера образовательных мультимедийных программ. Университетская подготовка в сфере педагогики, хорошее знание информатики, дизайнерские способности и отличные навыки работы с компьютером - таков образовательный багаж специалиста. Однако наверняка подобная специальность будет вскоре официально принята в вузах. Сегодня этому препятствует их крайне неудовлетворительная материальная база.

3.5. Место работы

Компании, производящие мультимедийное программное обеспечение, издательства, сервисные компании, государственные организации и частные фирмы.

3.6. Возможная карьера

Будущее принадлежит новаторам. Этот сектор экономически только начинает развиваться. Формальные карьерные лестницы пока не выстроены. Однако ясно, что дизайнеры образовательных мультимедийных программ становятся ведущими специалистами в издательском мире, в дистанционных формах образования, в профессиональной внутрипроизводственной подготовке, в сферах практической деятельности, ориентирующихся на мультимедийные образовательные продукты.

3.7. Тенденции

И по сей день 95% обучающихся сидят в классах и слушают педагогов, записывая содержание уроков. Дистанционное обучение станет реальной альтернативой в ближайшем будущем. На смену традиционному методисту в этом случае придет дизайнер образовательных мультимедийных программ.


4. Педагог, средняя школа (Образование)

4.1. Виды ответственности:



  • консалтинг;

  • разработка учебных курсов;

  • предложения по индивидуальным методам обучения;

  • создание творческой атмосферы на занятиях;

  • подготовка и проведение занятий;

  • подготовка учащихся к жизни, их адаптация;

  • внедрение новых методов и средств обучения;

  • организация встреч со школьниками и родителями;

  • развитие индивидуальных способностей;

  • адекватная оценка успехов учащихся;

  • подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;

  • контроль за домашней работой учащихся, результатами их тестирования;

  • общение с родителями, учащимися, другими педагогами и руководством;

  • участие в конференциях, семинарах.

4.2. Описание видов работ

Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации. Поэтому формальная педагогика - педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего, тому, что позволяет успешно адаптироваться к реалиям рынка.

В условиях крайне недостаточного бюджетного финансирования в России реальное решение подобной задачи возможно только в системе дополнительного развивающего и профессионального обучения на основе инвестиций родителей и организаций-спонсоров. Однако работа в этой системе предъявляет к педагогу качественно иные (в сравнении с традиционным государственным всеобучем) требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обуче­ния, использование современной компьютерной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования. Цель такого педагога — не предмет (физика, география и т.д.), а овладение учащимся современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.

4.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • качества лидера;

  • психологическая устойчивость;

  • терпеливость;

  • трудолюбие;

  • общительность;

  • сильный и твердый характер;

  • здравый смысл;

  • сочувствие людям.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качества исследователя;

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • конструктивные идеалы;

  • социальная ответственность;

  • навыки практической психологии;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • самомотивация;

  • отличное знание своего предмета;

  • базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • владение техническими средствами;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы.

4.4. Образование

Университетское педагогическое образование, специальные курсы или самообразование в сфере актуальных технологий обучения и других необходимых областях знания.

4.5. Место работы

Государственные и частные школы, курсы, система дополнительного образования.

4.6. Возможная карьера

Педагог может стать методистом, руководителем или сотрудником более высокого ранга в системе образования. Квалифицированные педагоги имеют хорошие перспективы в частном секторе образования.

4.7. Тенденции

Во всем мире более 28% выпускников сразу же после школ начинают деловую карьеру. Школы России в лучшем случае готовят к поступлению в вуз, после которого также вряд ли возможна без дополнительной подготовки деловая карьера. Бурное движение страны к рынку, колоссальные изменения на рынке труда требуют качественно иных выпускников школ. А это невозможно сделать без педагога нового типа. Уменьшение рождаемости, появление частного сектора в образовании, развитие домашнего образования, экстерната и т.п. все это создает ситуацию конкуренции в школьном образовании, которая и служит главным стимулом выдвижения и продвижения педагогов и школьных администраторов нового типа.


5. Педагог, профессиональный колледж (Образование)

5.1. Виды ответственности:



  • консалтинг;

  • разработка учебных курсов;

  • предложения по индивидуальным методам обучения;

  • создание творческой атмосферы на занятиях;

  • подготовка и проведение занятий;

  • подготовка учащихся к реальным условиям жизни;

  • представление новых методов, средств обучения (компьютеров, мультимедиа);

  • организация встреч с родителями, учащимися, потенциальными работодателями;

  • сотрудничество с местным бизнесом, предприятиями, административными органами;

  • развитие способностей (в том числе адаптационных);

  • квалифицированная оценка знаний, умений, навыков, прогноз развития учащихся;

  • подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;

  • контроль за выполнением домашних работ и тестов;

  • участие в конференциях и семинарах.

5.2. Описание видов работ

Учащиеся профессиональных учебных заведений ориентированы на рынок труда. Трудность состоит в том, что педагоги этих заведений нередко далеки от реального рынка труда. Их реальность - предусмотренное программой предметное содержание - годами не меняется. И потому исходная рыночная самоориентация учащихся не развивается, так и остается обращенной к внешним факторам (заработная плата, престиж, социальное положение и т.п.); она не связывается в процессе обучения с современным рынком - содержанием видов работ, т.е. реальными требованиями работодателей. В такой ситуации востребованные сегодня технологии могут прийти в учебные заведения лишь через десять лет. Что, естественно, недопустимо.

Коренным образом изменить данную ситуацию под силу только педагогу, который сам является субъектом реального рынка, имеет активный доступ к информации о рынке труда, владеет современными технологиями обучения, непосредственно связан с производством и работодателями в своей профессиональной сфере, а главной своей задачей считает включение учащихся в инфраструктуру рынка через конкретное профессиональное содержание.

5.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • качества лидера;

  • общительность;

  • сильный и твердый характер;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • психологическая устойчивость;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качества исследователя;

  • организационные способности;

  • владение менеджерской техникой;

  • умение убеждать;

  • конструктивные идеалы;

  • социальная ответственность;

  • готовность решать проблемы учащихся;

  • самомотивация;

  • хорошая подготовка в педагогической сфере и одной из профессий;

  • базовые знания в психологии бизнеса, социологии, экономике, мультимедиа;

  • владение техническими средствами;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • опыт продуктивной работы.

5.4. Образование

Университетская педагогическая подготовка в сочетании с одной из востребованных профессий (или наоборот, что даже предпочтительнее). Два или три года опыта работы в компании.

5.5. Место работы

Государственное, частное профессиональное учебное заведение, отдел переподготовки кадров государственных организаций, отдел развития человеческих ресурсов частных компаний.

5.6. Возможная карьера

В бюджетной сфере педагог может претендовать на более высокие должности. В частной системе образования и переподготовки кадров перспективный педагог может сделать карьеру в отделах развития человеческих ресурсов компаний.

5.7. Тенденции

Исследования, проведенные ТЕС, показывают, что 64% компаний хотели бы переподготовить свои кадры, но 90% из них опасаются, что такая переподготовка будет пустой тратой времени и денег.

Опрос, по каким именно навыкам необходима переподготовка, дал следующее распределение:


  • работы на компьютере;

  • работы в банковской и страховой сферах;

  • сфера общественного питания;

  • горничные, официанты и т.п.;

  • автомеханики;

  • секретари со знанием двух языков;

  • персонал, занимающийся торговлей, продвижением товаров и услуг;

  • водители;

  • мастера, работающие с металлом, деревом и т.п.;

  • физиотерапевты;

  • каменщики;

  • работы в сфере туризма и путешествий;

  • менеджеры отелей и ресторанов;

  • медицинские техники;

  • мастера по очистке зданий;

  • менеджеры конференций, ярмарок:

  • журналисты;

  • бухгалтеры;

  • дилеры товаров и услуг.

Большие возможности для педагогов профессиональных учебных заведений открывают дистанционные формы обучения.
6. Педагог — организатор команды (Образование)

6.1. Виды ответственности:



  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • убеждение членов команды, лидерство;

  • предложения по программам дискуссий и выполнению работ;

  • создание атмосферы, исключающей иерархию;

  • подготовка докладов;

  • организация встреч и деловых обсуждений;

  • разработка новых рабочих процедур;

  • подготовка команды в процессе работы;

  • общение с клиентами и их работодателями;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • реклама;

  • работа в офисе.

6.2. Описание видов работ

Как правило, сотрудники фирм, компаний и организаций охотно критикуют недостатки, высказывая свои пожелания и т.п., но не умеют конструктивно и творчески работать в одной команде. А наличие такой команды, как известно, залог успеха.

Именно в том случае, когда ставится задача повысить эффективность работы коллектива, необходим педагог - организатор команды. Такой педагог на какой-то период становится лидером коллектива, организует рабочие семинары, анализ этапов преобразования коллектива в команду, практически направляет это преобразование.

В каждом конкретном случае необходимо найти свой путь создания команды.

6.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • логическое мышление;

  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • творческое воображение;

  • качества лидера;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • трудолюбие;

  • бережливость;

  • психологическая устойчивость;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • сильный и твердый характер.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • готовность работать вне офиса;

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • самомотивация;

  • хорошие знания в психологии бизнеса, социологии;

  • навыки практической психологии;

  • владение менеджерской техникой;

  • умение контролировать;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • умение работать в команде;

  • базовые знания по экономике и бизнес-администрированию;

  • навыки практической психологии;

  • владение менеджерской техникой;

  • опыт в сфере развития человеческих ресурсов;

  • умение продвигать идеи, проекты;

  • готовность оказывать консультационные услуги;

  • опыт продуктивной работы.

6.4. Образование

Университетское педагогическое или психологическое образование. Дополнительные курсы по экономике и бизнес-администрированию.

6.5. Место работы

Учебные заведения профессиональной подготовки кадров, бизнес-консультационные компании, отделы развития человеческих ресурсов компаний, фирмы, специализирующиеся на бизнес-семинарах.

6.6. Возможная карьера

Как и в других областях развития человеческих ресурсов, здесь нет формальной карьеры. Однако опыт педагога - организатора команды - хорошая база для карьеры менеджера или открытия собственного дела.

6.7. Тенденции

В настоящее время происходит процесс трансформации иерархических компаний в команды. Сегодня на рынке острую конкурентную борьбу выдерживают именно команды. В этой связи профессия педагога - организатора команды будет все более и более востребованной. Как правило, если работа такого организатора дает эффект, то он остается консультантом команды на весь период ее работы.



II. Рынок труда «Семья»

7. Сестра-геронтолог (Семья)

7.1 Виды ответственности:



  • посещение пожилых людей;

  • консалтинг;

  • покупка продуктов;

  • выполнение функций няни;

  • решение вопросов с оплатой счетов, квартплатой, получением пенсии и др.;

  • создание уютной атмосферы в доме;

  • организация посещений врачей и специалистов;

  • сопровождение на прогулке;

  • содействие в получении социальной помощи;

  • умывание и купание пожилых людей.

7.2. Описание видов работ

Совершенствование медицинской помощи, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости здорового образа жизни во многих странах мира помогают людям прожить дольше и полноценнее. В настоящее время ситуация в России ухудшается, однако это временный период процесса рыночной трансформации.

Сейчас старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых родителей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи инвалиды. Мест в государственных лечебницах мало, да и оно вряд ли будет свободно для престарелого человека. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги.

Приглашение няни на определенное время - реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все большее и признание в обществе.

Когда такая сестра отправляется к пациенту, она берет с собой все необходимое (шприцы, медикаменты, лосьон для умывания и т.д.). По пути она покупает продукты питания и все, что необходимо. Нередко няня - единственная живая душа, с кем общается пожилой человек. Поэтому чувство сострадания к пожилому и немощному человеку, желание и умение помочь ему, ободрить, подлечить, да и просто по-человечески поговорить с ним - непременные качества сестры-геронтолога. Во многом она делает то же самое, что и ее коллега в поликлинике. Однако мобильный характер работы, отсутствие помощи коллег, разнообразие оказываемых ею услуг тре­буют гораздо большего профессионализма.

7.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • общительность;

  • физическая выносливость;

  • сочувствие людям;

  • творческий подход к делу;

  • аккуратность;

  • психологическая устойчивость;

  • доброжелательность;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • организационные способности;

  • конструктивные идеалы;

  • готовность служить людям (пациентам);

  • самомотивация;

  • умение убеждать;

  • готовность работать вне офиса;

  • наличие профессионального чутья;

  • отличное знание профессии;

  • базовые знания по геронтологии;

  • навыки практической психологии;

  • опыт продуктивной работы.

7.4. Образование

Медицинский колледж, училище. Желателен опыт работы.

7.5. Место работы

Городские, районные медицинские службы и организации, благотворительные фонды, культовые организации.

7.6. Возможная карьера

Возможна традиционная карьера медицинского работника, а также специализация в новых направлениях (геронтофизиотерапевт, искусственное кормление и т.д.)

7.7. Тенденции

Изменение структуры населения, тенденция к росту средней продолжительности жизни, расширение запросов на геронтологическое обслуживание наглядно проявляются во всем мире, в определенной мере - и в России.



8. Домохозяйка-горничная (Семья)

8.1. Виды ответственности:



  • чистка помещений;

  • приготовление пищи;

  • покупка продуктов, напитков и т.д.;

  • стирка и глажение белья;

  • уход за садом, огородом;

  • выполнение обязанностей няни для ребенка;

  • выгуливание собаки;

  • забота о престарелых, больных членах семьи;

  • ведение учета домашних расходов;

  • приготовления к встрече гостей, к торжественным обедам и праздникам.

8.2. Описание видов работ

Повседневная работа домохозяйки-горничной не сводится только к уборке и приготовлению пищи, хотя включает и это. Работа по дому в действительности - весьма ответственное дело, и она становится все более и организации, импровизации, гибкости, сочувствия к близким и т.п.

Времена, когда эта работа была грязной и тяжелой, к тому же мало оплачиваемой, ушли. Тот, кто может пригласить горничную, как правило, имеет все необходимое технологическое оборудование: пылесос, стиральную машину, кухонный комбайн, микроволновую печь и т.д. Главное же - это умение создать и поддерживать в доме благоприятную атмосферу.

Приятное окружение семьи, хорошая зарплата, современная домашняя технология компенсируют некоторое чувство униженного, бесперспективного положения домохозяйки-горничной.

8.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • физическая выносливость;

  • сочувствие людям;

  • опрятность и аккуратность;

  • бережливость;

  • честность и неприятие пороков;

  • здравый смысл;

  • общительность;

  • трудолюбие;

  • бережливость;

  • психологическая устойчивость;

  • доброжелательность;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • организационные способности;

  • самомотивация;

  • готовность служить клиенту;

  • умение экономить средства клиента;

  • опыт в уборке, стирке, приготовлении пищи;

  • любовь к детям, собакам и другим животным;

  • опыт продуктивной работы.

8.4. Образование

В ряде профессиональных колледжей есть предметы по домоводству. Однако лучшее образование здесь - это практический опыт.

8.5. Место работы

Семья.


8.6. Возможная карьера

В этой профессии нет карьеры. Возможна иная работа или (для молодых людей) открытие своего агентства по обслуживанию на дому.

8.7. Тенденции

Расслоение общества на «богатых» и «бедных», увеличивающееся число безработных, изменение в целом качества жизни создают благоприятные условия для распространения данной профессии.


9. Юрист-посредник в бракоразводном процессе (Семья)

9.1. Виды ответственности:



  • встречи с клиентами;

  • консалтинг;

  • убеждение сторон;

  • предложения по решению проблем;

  • создание атмосферы доверия;

  • подготовка бракоразводных контрактов;

  • организация встреч сторон;

  • общение со служащими суда;

  • координирование свидания сторон;

  • работа в офисе.

9.2. Описание видов работ

Исходный принцип работы посредника - абсолютный нейтралитет. Это необычный принцип для юристов, представляющих и защищающих, как правило, чей-то конкретный интерес. Юристу-посреднику, кроме правовой подготовки, необходимо образование в области психологии. Он должен быть экспертом в семейном праве, иметь опыт улаживания семейных дел. Клиенты юриста-посредника - семейные пары, желающие развода. Их главная проблема - испорченные отношения между супругами. Именно поэтому необходим посредник в бракоразводном процессе. Круг проблем, решаемых посредником, известен: раздел имущества, наследство для детей.

Основная трудность посредника - сохранить доверие обеих сторон. В противном случае его аргументы теряют убедительность. Посредник не может выступать в роли судьи. Скорее он добрый советчик, друг. Опытный посредник помогает найти решение самим супругам, не навязывая своего мнения. Понимание ситуации, чувств сторон здесь крайне необходимо. Посредник не может ожидать от супругов по окончании развода взаимных поздравлений, но он делает все, чтобы процесс завершился честно.

9.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • здравый смысл;

  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • качества лидера;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • бережливость;

  • психологическая устойчивость;

  • доброжелательность;

  • гибкость;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • организационные способности;

  • готовность работать вне офиса;

  • наличие профессионального чутья;

  • социальная ответственность;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • владение навыками делового общения и сотрудничества;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • отличное знание семейного права;

  • навыки практической психологии;

  • опыт решения семейных проблем.

9.4. Образование

Университетская правовая подготовка со специализацией в семейном праве. Дополнительные курсы семейной психологии.

9.5. Место работы

Юридические фирмы, специализирующиеся на семейном праве, благотворительные либо религиозные организации, государственные и частные фирмы, консультирующие население по семейным вопросам,

9.6. Возможная карьера

Юрист-посредник, накопивший хороший опыт, вполне может начать свое дело. В рамках организаций (частных, государственных, благотворительных) возможно продвижение по служебной лестнице вплоть до директора или президента.

9.7. Тенденции

Уже сегодня около 30% семейных пар обращаются за помощью к юристам-посредникам. Если посредник готовит документы и организует бракоразводный процесс, то последний проходит наиболее безболезненно для супругов и с меньшими затратами. Именно поэтому очевидна устойчивая тенденция привлечения юристов-посредников к решению подобных семейных проблем.


10. Консультант по социальному обеспечению (Семья)

10.1. Виды ответственности:



  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • убеждение государственных служащих;

  • прогнозирование увеличения пенсий;

  • предложение по дополнительным работам, увеличивающим пенсию;

  • продажа и продвижение услуг;

  • работа на персональном компьютере;

  • подготовка заявок на пенсию;

  • общение со служащими системы социального обеспечения;

  • переговоры с организациями;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • аудит;

  • реклама;

  • работа в офисе.

10.2. Описание видов работ

Проблемы социального обеспечения многообразны, и по мере развития общества их количество и соответственно потребность в решающих их людях увеличиваются. Особенно острой является нынешняя ситуация в России: образуются и исчезают тысячи фирм и организаций; в стране миллионы беженцев; тысячи россиян выезжают на работу за рубеж и т.д. Все это порождает множество вопросов («Что случится с моей пенсией, если я буду работать в иностранной компании или за рубежом, если я окажусь беженцем бывшего Советского Союза, если я буду часто менять работу, если я буду работать до 65 лет?» и т.д. и т.п.), на которые может ответить только специалист, разбирающийся в правовых «джунглях». Зарубежные компании, действующие в России, также нуждаются в консультантах (например, при поиске ответа на такой вопрос: «Учитывается ли оплата в долларах при начислении пенсий?»).

10.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • аккуратность;

  • неприятие коррупции;

  • бережливость;

  • творческий подход к делу;

  • доброжелательность;

  • гибкость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • готовность служить клиенту;

  • умение убеждать;

  • самомотивация;

  • качества исследователя;

  • готовность работать вне офиса;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение контролировать;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • умение вести деловые переговоры;

  • отличные знания права в области социального обеспечения;

  • базовые знания в области налогов;

  • владение техническими средствами;

  • опыт в сервисном консультировании по вопросам социального обеспечения.

10.4. Образование.

Университетское образование в области права.

Специальная подготовка по вопросам социального обеспечения.

10.5. Место работы

Государственные и частные организации по социальному обеспечению.

10.6. Возможная карьера

Карьера возможна только внутри своей компании. Реально также открытие своего дела.

10.7. Тенденции

В СССР действовала единая государственная система пенсионного обеспечения, и проблем с гарантией материального минимума по выслуге лет, по инвалидности и др. у подавляющего большинства населения не было. Сегодня именно это большинство не знает, что его ждет завтра. Возникают новые формы пенсионного обслуживания, например, пенсионные фонды. В целом развивается качественно новая система социального обеспечения, обеспечивающая расширение рынка труда для специалистов-консультантов.
III. Рынок труда «Здоровье»
11. Аллерголог (Здоровье)

11.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов;

  • консалтинг;

  • предложения по профилактическим мерам;

  • выдача рецептов;

  • проведение тестов,

  • работа на компьютере;

  • изучение новых технологий;

  • апробация новых препаратов;

  • изучение отдельных прецедентов в лечении;

  • общение и сотрудничество с коллегами, стационарными учреждениями и исследовательскими институтами;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • реклама;

  • работа в офисе.

11.2. Описание видов работ

Аллергия - широко распространенная болезнь. Аллергеном может выступать что угодно, и задача аллерголога состоит в том, чтобы обнаружить его и помочь пациенту максимально снизить воздействие аллергена. Только после того как выявлена причина аллергии, врач предписывает те или иные средства лечения. Аллерголог имеет доступ к современным лабораторным средствам для тестирования аллергенов. Такого рода лабораторные исследования дают хороший результат. Нередко причиной недуга становятся те или иные особенности жизни человека, его психическое состояние. Поэтому универсальность знаний врача, его технико-исследовательская подготовленность, профессиональное чутье - необходимые условия успешной работы аллерголога, ошибки или несвоевременные меры которого чреваты серьезными последствиями для здоровья пациента.

11.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • здравый смысл;

  • творческий подход к делу;

  • аккуратность;

  • сочувствие людям;

  • психологическая устойчивость;

  • доброжелательность;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • готовность служить клиенту;

  • качества исследователя;

  • умение убеждать;

  • профессиональное чутье;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • опыт продуктивной работы;

  • отличные знания в области аллергических заболеваний и гематологии;

  • базовые знания по психологии, навыки практической психологии;

  • опыт выполнения лабораторных работ;

  • владение техническими средствами.

11.4. Образование

Университетская медицинская подготовка, три года специализации в сфере дерматологии, два года исследовательской работы в качестве аллерголога.

11.5. Место работы

Частная практика: лечебные учреждения, санатории, исследовательские институты.

11.6. Возможная карьера

Для аллерголога вполне вероятно занятие более высоких должностей в госпитале или исследовательском институте. Частная практика может принести ему значительно больший доход. Нередко аллергологи сотрудничают в частной практике с дерматологами, психологами и т.д.

11.7. Тенденции

Аллергию называют болезнью цивилизации. Ожидается, что количество больных будет увеличиваться. Закономерно, что и потребность в специалистах-аллергологах будет возрастать.


12. Дантист (Здоровье)

12.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов;

  • консалтинг;

  • предложения по лечению;

  • выдача рецептов;

  • проведение тестов;

  • снятие рентгеновских снимков;

  • удаление, пломбирование и другое лечение зубов;

  • лечение десен;

  • подготовка и протезирование зубов;

  • лечение корней;

  • осуществление лабораторных работ;

  • сотрудничество с коллегами, стоматологическими исследовательскими клиниками;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • работа в офисе.

12.2. Описание видов работ

Времена, когда пациенты обращались к дантисту только для того, чтобы поставить пломбу или выдернуть зуб проходят. Состояние зубов существенно влияет на пищеварение человека, его психическое состояние и даже имидж. В стоматологии бурное развитие в наше время получают новые технологии: обычное сверло уступает место лазерному, что делает ужасающий для многих процесс сверления зубов безболезненным; естественные зубы могут заменяться самыми различными видами искусственных, которые живут дольше натуральных; появились эффективные методики и средства лечения пародонтоза и кариеса (98% населения страдает кариесом). Все это существенно изменяет содержание работы дантиста и профессиональные требования к нему.

12.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • здравый смысл;

  • общительность;

  • физическая выносливость;

  • аккуратность;

  • трудолюбие;

  • доброжелательность;

  • терпеливость;

  • сочувствие людям;

  • бережливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • готовность служить клиенту;

  • умение убеждать;

  • наличие профессионального чутья;

  • владение техническими средствами;

  • отличное знание стоматологии, стоматологической хирургии, анестезии;

  • базовые умения и навыки в практике лабораторных работ и рентгенотехники;

  • мануальные навыки;

  • навыки психотерапии;

  • умение продвигать товары и услуги.

12.4. Образование

Университетская подготовка в области стоматологии, дополнительные курсы в области рентгенотехники и анестезии.

12.5. Место работы

Государственные и частные стоматологические клиники, исследовательские институты, индивидуальная частная практика.

12.6. Возможная карьера

В государственных клиниках врачи имеют возможность традиционной карьеры по административной лестнице. Однако более привлекательна для дантистов перспектива частной практики. Доход дантистов - один из самых высоких в России.

12.7. Тенденции

В стоматологии, как и в других областях, происходит специализация: пломбирование, хирургия, протезирование, пародонтология, анестезия, стоматологические препараты; внедряются новые препараты и средства пломбирования, протезирования. Качественно меняется стоматологическое оборудование.


13. Консультант по наркотикам (Здоровье)

13.1. Виды ответственности:



  • консалтинг;

  • убеждение клиентов;

  • планирование медикаментозного лечения;

  • создание атмосферы доверия;

  • наблюдение за наркоманами;

  • предложение путей излечение от наркомании;

  • помощь в устройстве временного жилья;

  • изучение детской наркомании, помощь детям и родителям;

  • изучение и помощь лицам из «группы риска»;

  • организация групп самовыздоровления;

  • организация встреч с врачами и административными лицами;

  • сотрудничество с церковью, полицией, службами социального сектора, врачами;

  • работа в офисе.

13.2. Описание видов работ

Работа консультанта по наркотикам не укладывается в жесткую схему, каждый день приносит абсолютно новые проблемы. Такие консультанты работают не только с наркоманами, но и с алкоголиками, заядлыми курильщиками. Если алкоголики и курильщики, как правило, сами обращаются к консультантам, то с наркоманами приходится работать на улице, в барах, гостиницах и т.д. Эффективность работы консультанта напрямую зависит от его универсальности, способности сочетать правовую и психологическую компетентность, гражданскую смелость, социальную активность и неравнодушие.

Консультантам по наркотикам приходится иметь не только дело с наркоманами, но и бороться против поставщиков наркотиков. Как правило, мелкие поставщики - сами наркоманы, но крупные наркодельцы принадлежат к наркомафии, разделяющей рынки сбыта в городах и регионах страны.

Правовое положение наркоманов в разных странах различно. Большинство правительств, ООН (и его подразделение - международный контроль за наркоманами) рассматривает наркоманов как преступников, требующих наказания. В то же время в Нидерландах, Германии и в других странах проводится более либеральная политика. В этих странах покупка, хранение и употребление слабых наркотиков, хранение и употребление сильных не преследуется по закону.

Консультанты по наркотикам считают, что уголовное преследование в подобных случаях должно быть заменено социальной помощью, включая лечение. В ряде стран есть даже специальные санитарные комнаты, где разрешается принимать небольшие наркотические дозы под наблюдением консультантов. Такая мера помогает бороться со смертностью от приема наркотиков. Но, с другой стороны, подобные меры могут увеличивать число наркоманов.

Каждому консультанту по наркотикам необходимо проводить гибкую политику, учитывающую возможные последствия. Нередко семьи, в которых проживает наркоман, нуждаются в консультационной поддержке (как спасти члена семьи?). Тем, кто порвал с наркотиками, необходимы работа и квартира.

Ежедневная работа консультанта напоминает работу «скорой помощи». На улицах, железнодорожных станциях, в притонах и т.п., кроме наркоманов, находятся тысячи людей, нуждающихся в помощи: кто-то умирает, кому-то нужен врач; одни нуждаются в пище, другие - в ночлеге и т.д. и т.п.; нередко родители разыскивают детей и просят о помощи... Консультанты по наркотикам стараются помочь во всех этих случаях, только при необходимости прибегая к помощи полиции.

13.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • здравый смысл;

  • качества лидера;

  • общительность;

  • доброжелательность;

  • психологическая устойчивость;

  • сильный и твердый характер;

  • терпеливость;

  • физическая выносливость;

  • сочувствие людям;

  • творческий подход к делу;

  • неприятие коррупции.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • организационные способности;

  • готовность работать вне офиса;

  • умение убеждать;

  • конструктивные идеалы;

  • качества исследователя;

  • наличие профессионального чутья;

  • базовые знания по психологии, социологии,

  • медицине навыки практической работы;

  • опыт консультирования семей;

  • готовность служить клиенту;

  • умение работать в команде.

13.4. Образование

Образование в области психологии, социологии, медицины. Желательно пройти специальные курсы по видам консультирования: наркотики, курение, алкоголизм.

13.5. Место работы

Лечебные учреждения, наркологические заведения, службы социальной помощи, благотворительные организации, частные организации.

13.6. Возможная карьера

В бюджетной сфере — это карьера государственного служащего. Более перспективно приобретение опыта и открытие собственного дела.

13.7. Тенденции

К сожалению, цифры во всем мире - и в России в том числе - указывают на усиление негативных тенденций в сфере наркомании, алкоголизма и курения. Необходимость борьбы с ними порождает и объективную потребность общества в специалистах-консультантах


14. Семейный доктор (Здоровье)

14.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов;

  • консалтинг;

  • лечение;

  • выписка рецептов;

  • проведение диагностики;

  • исследование причин заболеваний;

  • консультации со специалистами;

  • общение и сотрудничество с коллегами, исследовательскими институтами;

  • использование лечебных доз наркотиков;

  • осмотр, обработка и перевязка ран;

  • выполнение лабораторных работ;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • работа в офисе.

14.2. Описание видов работ

Развитие самосознания в области охраны здоровья, необходимость современных форм и средств лечения, лимит времени определяют сегодня потребность людей в частном страховом обслуживании, в семейном докторе. Если семейный доктор не в состоянии лечить ту или иную болезнь, он может установить диагноз и решить, к какому специалисту и в какое лечебное учреждение можно направить пациента. Да и после лечения ему необходим реабилитационный период под наблюдением врача. Однако главное направление деятельности семейного доктора - профилактика возможных заболеваний, здоровый образ жизни и питание семьи. Он контролирует жизнь семьи по правилу «в здоровом теле - здоровый дух».

14.3. Требование к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • трудолюбие;

  • доброжелательность;

  • гибкость;

  • терпеливость;

  • психологическая устойчивость;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • аккуратность;

  • общительность.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • организационные способности;

  • готовность работать вне офиса;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы;

  • качества исследователя;

  • готовность служить клиенту;

  • социальная ответственность;

  • отличные знания по общей медицине;

  • базовые знания в хирургии;

  • опыт лабораторных работ;

  • мануальные навыки;

  • навыки практической психологии;

  • умение продвигать товары и услуги.

14.4. Образование

После окончания медицинского университета необходима трехлетняя специализация в области общей медицины.

14.5. Место работы

Медицинские учреждения, практикующие группы, собственное дело.

14.6. Возможная карьера

Лучший способ продвинуться на данном рынке - начать в качестве наемного врача в хорошей практикующей группе, а затем стать партнером по бизнесу.

14.7. Тенденции

Общественное самосознание все в большей степени ориентируется на частное медицинское обслуживание. Времена, когда даже здоровье человека было предметом формальной заботы государства, а не самого человека, уходят в прошлое. Резко возрастает в обществе осознание необходимости здорового образа жизни. Семейный доктор - профессия, имеющая большое будущее.



15. Менеджер рынка здравоохранения (Здоровье)

15.1. Виды ответственности:



  • посещение врачей, фармацевтов, лечебных учреждений, фармацевтических компаний;

  • консалтинг;

  • продвижение своих услуг и убеждение партнеров;

  • предложения по сокращению расходов на закупку оборудования, медикаментов и т.п.;

  • прогнозирование ценовых тенденций на рынке здравоохранения;

  • организация ценовой конкуренции;

  • подготовка бюджетов, отчетов, публикаций;

  • исследование причин перерасходования средств;

  • внедрение новых медицинских технологий;

  • организация конференций, семинаров для менеджеров больниц, докторов;

  • анализ бюджета и расходов;

  • общение с менеджерами в сфере медицинской промышленности и официальными лицами органов здравоохранения;

  • сотрудничество с компаниями, осуществляющими медицинское страхование;

  • осуществление всех видов менеджерского контроля;

  • работа в офисе.

15.2. Описание видов работ

Главное направление деятельности менеджера рынка здравоохранения - это содействие специалистам и организациям в сокращении расходов путем внедрения новых современных технологий, организации должного контроля над доходами и расходами.

Следующее важное направление - это организация ценовой конкуренции между организациями и специалистами, что обеспечивает снижение стоимости услуг. При этом менеджер координирует свою деятельность со страховыми компаниями и официальными лицами в области здравоохранения.

Третье и, может быть, самое важное направление деятельности менеджера - это развитие рынка медикаментозных препаратов, создание конкуренции, то есть благоприятных условий для снижения цен.

Менеджеры - это «архитекторы» рынка здравоохранения, и от эффективности их деятельности зависит и качество услуг, и их цена.

15.3. Требования к кандидату



Личностные качества:

  • аналитические способности;

  • общительность;

  • качества лидера;

  • трудолюбие;

  • творческий подход к делу;

  • способность к овладению языками;

  • сильный и твердый характер;

  • неприятие коррупции;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • аккуратность;

  • бережливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • владение техникой менеджмента;

  • владение техническими средствами;

  • владение иностранными языками;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • навыки делового общения и сотрудничества;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • умение вести деловые переговоры;

  • умение вести контроль;

  • способность работать с цифрами и числами;

  • опыт менеджмента в учреждениях здравоохранения;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение работать в команде;

  • опыт продаж.

15.4. Образование

Университетское образование в бизнес-администрировании со специализацией в менеджменте. Дополнительные курсы по менеджменту учреждений здравоохранения.

15.5. Место работы

Страховые компании, фармацевтические фирмы, консультационные фирмы; городские, районные органы и учреждения здравоохранения.

15.6. Возможная карьера

Наилучшие шансы менеджер рынка здравоохранения имеет в частных страховых компаниях, в фармацевтической индустрии и торговле. Для него может быть перспективным и традиционное продвижение в системе здравоохранения.

15.7. Тенденции

Наиболее популярна профессия менеджера рынка здравоохранения сегодня в США. Здесь число менеджеров удваивается каждые три года. Более 80 процентов американцев в той или иной степени пользуются их услугами. Как показывает опыт Германии, уже первое сотрудничество учреждений здравоохранения с менеджером приводит к экономии средств до 15%. Сегодня эта профессия неизвестна в России, но объективно существует острая потребность в ней.


16. Менеджер учреждения здравоохранения (Здоровье)

16.1. Виды ответственности:



  • переговоры с врачами, техниками, фармацевтами, обслуживающим персоналом, представителями органов здравоохранения, страховых компаний, банков, профсоюзов, налоговыми инспекторами, поставщиками продуктов, напитков, оборудо­вания, медицинских препаратов и т.д.;

  • консалтинг;

  • убеждение клиентов, партнеров, коллег;

  • предложения по новым технологиям и организационным структурам;

  • анализ цен, инвестиций, возвратных средств, условий работы, длительности лечения пациентов в учреждении и т.п.;

  • контроль за счетами, наличными средствами, платой пациентов, расходами и инвестициями, гигиеной и условиями работы персонала;

  • прогнозирование увеличения расходов;

  • подготовка бюджета, отчетов и публикаций;

  • организация новых рабочих структур, форм деятельности;

  • общение с коллегами, представителями органов здравоохранения, менеджерами рынка здравоохранения;

  • сотрудничество с полицией, фармацевтическими организациями, индустрией здравоохранения;

  • ведение дел бухгалтерского учета и аудит;

  • работа в офисе.

16.2. Описание видов работ

Менеджеры учреждения здравоохранения должны очень хорошо знать инфраструктуру своего учреждения и отслеживать эффективность его работы. Они постоянно посещают лаборатории, палаты для больных, кухни и кафетерии. Они должны знать проблемы учреждения и возможности их решения. Менеджеры, зная рынок здравоохранения, стремятся сохранить конкурентоспособность на этом рынке за счет улучшения качества услуг и снижения их себестоимости. Именно поэтому они должны быть инициаторами новаций в учреждении.

Первейшая обязанность менеджера - воспитание чувства бережливости у персонала; в этой связи их не очень любят врачи, обслуживающий персонал, для которых хорошо оплачивающий услуги пациент важнее вопросов сокращения расходов на обслуживание такого пациента. И вместе с тем успех в работе менеджера возможен лишь тогда; когда ему удается организовать работу столь эффективно, что основные предложения о сокращении расходов идут к нему от персонала.

Менеджер должен уметь выдерживать длительные дискуссии с врачами относительно новых инвестиций в необходимое медицинское оборудование. Доктора любят современное оборудование, предлагаемое на мировом рынке. Задача же менеджера состоит в том, чтобы убедить в реальных возможностях учреждения и найти компромисс в инвестициях.

16.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • трудолюбие;

  • психологическая устойчивость;

  • способность к овладению языками;

  • гибкость;

  • общительность;

  • качества лидера;

  • сильный и твердый характер;

  • неприятие коррупции;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • аккуратность;

  • бережливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • владение навыками делового общения и сотрудничества;

  • умение вести деловые переговоры;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • навыки контроля;

  • готовность служить клиенту;

  • готовность работать вне офиса;

  • организационные способности;

  • наличие профессионального чутья;

  • владение техническими средствами;

  • умение убеждать;

  • отличные знания в области бухгалтерского учета, контроля

  • финансов;

  • способность работать со статистикой, цифрами и числами;

  • базовые знания по законодательству;

  • опыт администрирования;

  • владение техникой менеджмента;

  • умение работать в команде.

16.4. Образование

Университетская подготовка в бизнес-администрировании со специализацией в бухгалтерском деле, контроле и финансах. Специальные компьютерные курсы, практический опыт менеджмента в учреждениях здравоохранения.

16.5. Место работы

Учреждения здравоохранения, амбулаторные сервисные услуги, санатории, реабилитационные центры, частные фирмы здравоохранения.

16.6. Возможная карьера

Успешно работающий менеджер может продвигаться по служебной лестнице вплоть до руководителя учреждения. Разумно для начинающего менеджера приобрести опыт в небольшом учреждении, для того чтобы далее осваивать специализированные виды работ. Специализация, например, в сфере амбулаторного обслуживания открывает перспективы самостоятельной работы.

16.7. Тенденции

Услуги здравоохранения дорожают во всем мире. Именно поэтому поиск оптимальных путей функционирования учреждений здравоохранения является объективной необходимостью. Российское здравоохранение также вынуждено искать пути оптимизации своей работы, возможности сокращения расходов и привлечения выгодных инвестиций. Ключевую роль в решении всех этих проблем играет менеджер.


17. Ассистент-медик (лаборант) (Здоровье)

17.1. Виды ответственности:



  • работа с пациентами;

  • проведение анализов;

  • исследование на бациллы, бактерии;

  • тестирование;

  • сотрудничество с врачами-специалистами;

  • подготовка тестовых программ;

  • написание докладов;

  • ассистирование в исследовательско-лабораторных работах;

  • работа с лабораторным оборудованием и на компьютере;

  • работа в лаборатории и офисе.

17.2. Описание видов работ

Когда врач или медицинская сестра, например, взяли пробу крови, сделали наклейку на ампуле и приготовили ее для лабораторных исследований - это и означает начало работы ассистента-медика, в российской традиции - лаборанта. На специальном лабораторном оборудовании он проводит тестовый анализ и пишет заключение по его результатам.

Аккуратность и внимание - это определяющие моменты в работе лаборанта. Ведь дальнейшая терапия будет базироваться именно на этих результатах тестов, и малейшая неточность приведет к тому, что будет выписано не то лекарство, которое нужно, а, следовательно, пострадает пациент. Как правило, лаборанты редко видят пациента, анализы которого они исследуют, и в этом смысле их работа носит ано­нимный характер.

Обычно атмосфера в лаборатории дружественная и творческая. Часы работы фиксированные, и в организации всей работы существует строго выдерживаемая иерархия.

17.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • здравый смысл;

  • трудолюбие;

  • физическая выносливость;

  • терпеливость;

  • аккуратность;

  • пунктуальность;

  • гибкость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • качества исследователя;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • социальная ответственность;

  • мануальные навыки;

  • владение техникой медицинских лабораторных работ;

  • базовые знания по биологии и химии;

  • владение техническими средствами;

  • умение работать в команде.

17.4. Образование

Средняя специальная подготовка в медицинском колледже, дополнительные знания в области химии и биологии.

17.5. Место работы

Лечебные учреждения, поликлиники, исследовательские институты, практикующие группы, частные лаборатории, химические и фармацевтические компании.

17.6. Возможная карьера

По мере развития специализации, приобретения опыта ассистент может занять пост руководителя лаборатории. Продвижение на более высокие посты требует качеств лидера, развитых организационных, административных и менеджерских навыков.

17.7. Тенденции

В 1993 году в Кассиле (Германия) был открыт первый банк тестов для пациентов. Все виды человеческих секреций принимаются банком от любых граждан Германии, хранятся при температуре - 40°С и могут быть использованы для различного рода сравнительных анализов. В настоящее время данный опыт получил широкое распространение в мире и открывает большие возможности в области профилактики и прогнозирования заболеваний. В то же время это свидетельствует о необычайной актуальности данного профессионального стандарта.



18. Народный целитель (Здоровье)

18.1. Виды ответственности:



  • прием посетителей;

  • консалтинг;

  • установление диагноза;

  • лечение болезней;

  • изучение возможных ментальных, физических и психологических средств лечения;

  • сотрудничество с коллегами;

  • предписание естественных, природных средств лечения;

  • проведение нетрадиционного, естественно-природного лечения;

  • использование акупунктуры и других нетрадиционных средств;

  • продвижение своих услуг и средств лечения;

  • работа в офисе.

18.2. Описание видов работ

Народный целитель использует всевозможные средства, предлагаемые природой. Иногда врачи официальных учреждений здравоохранения не могут справиться с хроническими заболеваниями или затрудняются установить диагноз, а потому рекомендуют обратиться к народному целителю. Это один из наиболее распространенных способов нахождения клиентов для народного целителя. Как правило, целители стараются поставить диагноз исходя из обстоятельств жизни человека, особенностей его личности, состояния организма. Способы диагностики также специфичны. Например, осматривая зрачки глаз, целитель устанавливает особенности хронического заболевания желудка. Лечение осуществляется главным образом с использованием гомеопатических средств, ванн, массажа. Некоторые целители пользуются акупунктурой, различными средствами народной медицины. Основные средства лечения — воздух и свет, соответствующие климатические условия, холодная и горячая вода, тишина и движение, специальная пища и напитки. Не лекарственные средства здесь уступают место экстрактам из растений и плодов. У каждого целителя свой метод лечения, и пациент обязательно верит ему как своему учителю. Сочувствие людям, терпе­ние и интуиция - главные добродетели народных целителей.

18.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • сочувствие людям;

  • гибкость;

  • творческий подход к делу;

  • общительность;

  • доброжелательность;

  • терпеливость;

  • здравый смысл.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • умение убеждать;

  • качества исследователя;

  • наличие профессионального чутья;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • навыки практической психологии;

  • отличное знание биологии;

  • базовые знания по медицине;

  • опыт народного целительства.

18.4. Образование

В сфере народного целительства нет общепринятого формального образования. Обучение в процессе работы - это девиз народных целителей. Среди деревенских жителей всегда можно найти людей, знающих тонкости народного лечения. И этот опыт также обобщают целители.



18.5. Место работы

Организации и частная практика в сфере народного целительства, фармацевтическая индустрия.

18.6. Возможная карьера

У народных целителей нет традиционной карьеры. Однако приобретение все большего опыта приносит и личное удовлетворение, и признание на рынке здравоохранения.

18.7. Тенденции

В связи с изменениями социально-экологических и материальных условий жизни человека, усилением стрессовых состояний потребность в нетрадиционных средствах лечения возрастает. Кроме того, главным фактором такого лечения является активность самого пациента, его самолечение, что совпадает с общей тенденцией в здравоохранении: человек сам все в большей мере становится ответственным за состояние своего здоровья.


19. Медицинская сестра (Здоровье)

19.1. Виды ответственности:



  • уход за пациентами, прогулка с ними;

  • консалтинг;

  • обеспечение пациентов пищей и напитками;

  • получение медицинских препаратов и лекарств;

  • измерение температуры, кровяного давления и пульса;

  • купание пациентов;

  • установка капельниц;

  • уколы;

  • подготовка пациентов к диагностическим и лечебным процедурам;

  • работа с медицинским оборудованием.

19.2. Описание видов работ

Работа медицинской сестры связана с высокой ответственностью и стрессом. Она начинает свой рабочий день рано утром с измерения температуры пациентов, уборки постелей, затем разносит лекарства, завтрак. В течение всего дня она наблюдает за пациентами, информирует врачей о положении дел в палатах, измеряет кровяное давление, устанавливает капельницы, делает уколы, готовит пациентов к рентгену и другим процедурам. Она также ведет больничную карту пациента.

19.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • здравый смысл;

  • аккуратность;

  • сильный и твердый характер;

  • гибкость;

  • сочувствие к людям;

  • физическая выносливость;

  • психологическая устойчивость;

  • общительность; доброжелательность;

  • терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • конструктивные идеалы;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • готовность работать вне офиса;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • умение работать в команде;

  • навыки психологического общения;

  • базовые знания по медицине, биологии, химии.

19.4. Образование

Школы медсестер или специальные курсы:



  • сестра по уходу за больными (3-6 месяцев);

  • операционная сестра (2 года);

  • сестра интенсивных форм лечения (2 года);

  • сестра анестезиологических услуг (2 года);

  • старшая сестра (с одногодичным опытом работы).

19.5. Место работы

Государственные и частные лечебные заведения, санатории, практикующие группы.

19.6. Возможная карьера

Какое-либо продвижение медицинской сестры возможно только после длительного периода ее добросовестной работы. Интерес для нее может представлять деятельность геронтологической сестры, что дает больше свободы и позволяет открыть собственное дело.

19.7. Тенденции

В связи с развитием высоких технологий в здравоохранении медицинской сестре - необходимо сегодня владеть современной техникой и работать на уровне современных технологических стандартов.



20. Педиатр (Здоровье)

20.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов — детей с родителями;

  • консалтинг;

  • диагностика и лечение болезней;

  • выписка медицинских препаратов;

  • консультация со специалистами и другими медицинскими учреждениями;

  • общение и сотрудничество с коллегами;

  • дезинфекция и перебинтовка ран;

  • вакцинация;

  • рекомендации по организации детского питания;

  • осуществление лабораторных работ;

  • ведение дел финансового учета;

  • общая работа в офисе.

20.2. Описание видов работ

Педиатры исследуют все функции жизнедеятельности ребенка, взвешивают его, измеряют рост, дают рекомендации матери по кормлению ребенка. Постоянное консультирование матерей - основная работа педиатра. В соответствии с законом он осуществляет вакцинацию детей. Педиатр - по отличающим его от других врачей видам профессиональной ответственности - и является, по сути, семейным доктором.

20.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • любовь к детям;

  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • сочувствие людям;

  • здравый смысл;

  • аккуратность;

  • общительность;

  • терпеливость;

  • доброжелательность.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качества исследователя;

  • готовность работать вне офиса;

  • опыт продуктивной работы;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • конструктивные идеалы;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • социальная ответственность;

  • отличное знание педиатрии;

  • базовые знания по хирургии;

  • самомотивация;

  • опыт выполнения лабораторных тестов;

  • мануальные навыки;

  • навыки практической психологии.

20.4. Образование

Университетская медицинская подготовка и минимум пять лет специализации в области педиатрии.

20.5. Место работы

Государственные и частные детские медицинские учреждения, исследовательские институты, производители детского питания и лекарственных препаратов, практикующие группы.

20.6. Возможная карьера

Для врача-педиатра возможна традиционная карьера в лечебном учреждении. Если он ориентируется на открытие своего дела, то ему следует начать с успешно практикующей группы.

20.7. Тенденции

Каждое новое молодое поколение родителей все в большей мере осознает значимость здорового образа жизни, рационального питания и профилактики болезней. Такие родители рассматривают материальные затраты как выгодные инвестиции в будущую жизнь своих детей.


21. Физиотерапевт (Здоровье)

21.1. Виды ответственности:



  • прием клиентов;

  • консалтинг;

  • анализ и диагностика причин болезни;

  • предложение различного рода лечебных процедур и проведение лечения;

  • проведение оздоровительных процедур (физических упражнений, укрепляющих игр, водных процедур, массажа и др.);

  • проведение упражнений на адаптацию организма к протезам, искусственным органам и т.п.;

  • сотрудничество с лечебными, научно-исследовательскими медицинскими организациями;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • продвижение своих услуг;

  • подготовка докладов;

  • работа в офисе.

21.2. Описание работ

Клиенты физиотерапевта, как правило, имеют те или иные физические недостатки.

Помочь средствами физиотерапии, свести до минимума воздействие этих недостатков - задача данного специалиста. При этом очень важно выяснить конкретные обстоятельства, инициирующие неприятные ощущения, боль и т.п. Например, нередко неудобное рабочее место может инициировать неприятные ощущения.

Подобное физическое недомогание - это также и существенная психологическая травма для пациента. Поэтому с первой встречи с пациентами физиотерапевт должен уметь создать атмосферу доверия и вселить в него уверенность в результативности проводимых процедур. Особенно сильны психологические травмы при потере конечностей или после проведения сложных операций с удалением части органов. Физиотерапевт - это единственный специалист в лечебных учреждениях, который помогает пациентам адаптироваться к нормальной жизни.

21.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аккуратность;

  • здравый смысл;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • творческий подход к делу;

  • доброжелательность;

  • терпеливость;

  • гибкость;

  • сочувствие людям;

  • общительность;

  • физическая выносливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • самомотивация;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • мануальные навыки;

  • конструктивные идеалы;

  • готовность служить клиенту;

  • готовность работать вне офиса;

  • качества исследователя;

  • навыки работы психолога;

  • отличное знание физиотерапевтических методов;

  • базовые знания по медицине;

  • опыт работы в спортивной и оздоровительной медицине.

21.4. Образование

Как правило, необходимы среднее специальное образование и опыт работы.

21.5. Место работы

Государственные лечебные учреждения, поликлиники, реабилитационные центры и санатории, частные лечебные заведения, практикующие группы, спортивный и оздоровительный бизнес, собственное дело.

21.6. Возможная карьера

Традиционная карьера в государственных лечебных учреждениях;

наличие опыта, инициативы и способностей к освоению новых технологий открывает перспективы для амбициозного специалиста в сфере оздоровительного бизнеса.

21.7. Тенденции

Экономически выздоравливающее общество всегда стремится и к здоровью физическому. Уже сегодня доля оздоровительного бизнеса на рынке услуг достигает до 10 %, и совершенно очевидно, что она будет неуклонно возрастать. По мнению экспертов, ее ежегодный прирост составит в ближайшие годы не менее 3 - 5 %.

22. Психотерапевт (Здоровье)

22.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов;

  • изучение причин и обстоятельств заболеваний;

  • консалтинг;

  • анализ психологических состояний и проявлений пациентов, диагностика;

  • предложения по психотерапии;

  • сотрудничество с лечебными учреждениями, исследовательскими центрами, специалистами;

  • организация групповой и индивидуальной терапии;

  • помощь в самолечении;

  • выработка и закрепление нормальных привычек;

  • подготовка отчетов и публикаций;

  • работа в офисе.

22.2. Описание видов работ

Головная боль, бессонница, астма, раковые опухоли, аллергия и другие недуги нередко порождаются не физическими, а психологическими проблемами (стрессы, подавленное психологическое состояние, негативный опыт или неприятное окружение, неблагоприятные жизненные обстоятельства и т.п.).

Основная задача психотерапевта - найти совместно с пациентом основную причину психологического дискомфорта человека. Во время индивидуального исследования, групповых семинаров или глубокой психотерапии вскрываются искомые причины. Главное достоинство психотерапевта - умение слушать; он почти ничего не говорит, давая возможность пациенту «излить душу».

Психотерапия - это не только и не столько дозированные по количеству и времени сеансы и процедуры. Нередко люди нуждаются в психотерапии как в средстве психологического самоанализа и психологической поддержки всю свою жизнь. Во многих странах мира психоаналитик - друг и советчик у 50 - 80 % населения.

22.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • здравый смысл;

  • психологическая устойчивость;

  • социальная ответственность;

  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • сильный и твердый характер;

  • гибкость;

  • творческий подход к делу;

  • сочувствие людям;

  • общительность;

  • терпеливость;

  • доброжелательность.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • конструктивные идеалы;

  • готовность служить клиенту;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы;

  • самомотивация;

  • умение убеждать;

  • качества исследователя;

  • способность слушать других;

  • отличное знание психологии и главным образом психотерапии;

  • базовые знания по медицине и педагогике;

  • опыт работы в психотерапии;

  • умение продвигать товары и услуги.

22.4. Образование

Университетская подготовка по медицине или психологии. Несколько лет активной психотерапевтической практики.

22.5. Место работы

Государственные и частные лечебные учреждения; фирмы и организации, оказывающие соответствующие услуги населению; благотворительные фонды, церковь; частный бизнес.

22.6. Возможная карьера

В бюджетных организациях - традиционная карьера. Возможность выхода на рынок психотерапевтических услуг и достаточно приличный материальный доход. Перспективным может быть открытие своего дела.

22.7. Тенденции

Общая тенденция в мире - нарастание общего числа и разнообразия психологических заболеваний. Безработица, работа в стрессовых условиях, наркотики, алкоголизм, семейные проблемы и т.д. и т.п. способствуют развитию этих заболеваний. Увеличение числа беженцев, приток иностранцев, усиление криминогенной ситуации - все это также создает группы риска в сфере психологических заболеваний. В последние годы наметилась тенденция развития психологических заболеваний среди молодежи.



23. Радиолог (Здоровье)

23.1. Виды ответственности:



  • прием пациентов;

  • консалтинг;

  • диагностика заболеваний;

  • работа с современным медицинским оборудованием;

  • оценка результатов анализов - звуковых и графических, рентгеновских снимков;

  • сотрудничество с медицинскими организациями и специалистами;

  • подготовка персонала;

  • умение продвигать свои услуги;

  • подготовка докладов;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • работа в офисе.

23.2. Описание видов работ

Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится сегодня с помощью высокотехнологичного оборудования (рентген, ультразвук, компьютер-томограф, спинтомограф и др.). И эти средства становятся все более и более совершенными, способными получать и обрабатывать детальную информацию о состоянии основных органов человека. Как правило, к радиологу пациентов направляют врачи, нуждающиеся в дополнительной информации. Однако интерпретация этой информации проводится самим врачом-радиологом. На основании его заключений устанавливается диагноз и лечение.

23.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • здравый смысл;

  • творческий подход к делу;

  • аккуратность;

  • сочувствие людям;

  • бережливость;

  • физическая выносливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качества исследователя;

  • готовность служить клиенту;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы;

  • владение техническими средствами;

  • отличное знание медицины;

  • базовые знания по физиологии;

  • опыт работы в радиологии.

23.4. Образование

Университетская подготовка в сфере медицины и опыт работы радиологом.

23.5. Место работы

Государственные и частные лечебные заведения, исследовательские институты, частное предпринимательство.

23.6. Возможная карьера

Врач-радиолог может стать руководителем рентгеновского отделения или лечебного учреждения в целом. Однако гораздо больший доход и моральное удовлетворение он может получить, открыв свое дело.

23.7. Тенденции

Возрастает конкуренция на рынке услуг области здравоохранения. Частные лечебные учреждения более гибки, активнее внедряют новое оборудование, рекламируют свои услуги. Спрос на профессионалов в области радиологии будет в этой сфере постоянно возрастать.




следующая страница >>