Проект сетевого взаимодействия (паритетная кооперация) в рамках реализации предпрофильной подготовки на ступени основного общего обр - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 270.27kb.
Образовательная программа основного общего образования на 2013-2014... 14 2812.18kb.
Стандарт основного общего образования по информатике и икт 1 87.87kb.
Цель работы учреждения 1 485.24kb.
Рабочая программа по физике для 8 класса 2 401.74kb.
Кузнецова Наталья Алексеевна пояснительная записка 8класс рабочая... 1 274.16kb.
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания... 1 171.05kb.
Бродокалмакская школа в советское время 1 100.6kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №16... 13 3600.83kb.
В. А. Чепелюк Приказ № от 18 6072.69kb.
Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, поступающих... 1 177.06kb.
Цель: способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. 1 26.89kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Проект сетевого взаимодействия (паритетная кооперация) в рамках реализации предпрофильной - страница №1/1


Проект

сетевого взаимодействия (паритетная кооперация) в рамках

реализации предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования и профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования на период по 2015 год

на базе МОУ №№ 4, 8, 18, 23, ДДТ г. Калуги

Содержание


1.

Обоснование актуальности проекта. Краткий анализ современного состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения в городе и школах микрорайона (СОШ №№ 4, 8, 18, 23, ДДТ)……………..



2.

Механизм реализации проекта………………………………………………..




3.

Описание проекта………………………………………………………………




4.

Возможные риски……………………………………………………………….







Приложение……………………………………………………………………...





  1. Обоснование актуальности проекта. Краткий анализ современного состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения в городе и школах микрорайона (СОШ №№ 4, 8, 18, 23, ДДТ).

С целью реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в на муниципальном уровне была проделана большая работа.

Реализация Программы, апробация организационно-содержательной структуры предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне показывает, что в соответствии с поставленными целями и задачами в образовательной практике проведены следующие организационно-управленческие мероприятия:

• создан координационный Совет по организации профильного обучения, который в пределах своей компетенции обеспечивает управление реализацией программы перехода

к профильному обучению образовательных учреждений г. Калуги, организует систему контроля за ведением предпрофильной подготовки и профильного обучения в городе, администрацией общеобразовательных учреждений на заседаниях Совета осуществляется защита моделей и вариантов организации профильного обучения;

• выявлены наиболее оптимальные для городской образовательной сети варианты организации профильного обучения;

• на основе нормативно-правовой базы Российской Федерации по внедрению профильного обучения создана нормативная база муниципального уровня. Выпущен сборник «Строим профильную школу», в котором рассматриваются содержательные ориентиры и организационные механизмы, связанные с «калужской» спецификой решения задач профилизации старшей школы;

• реализуется проект сетевой организации профориентационной работы в рамках профильного обучения;

• осуществляется информационная поддержка, проводится систематическая просветительская деятельность среди учащихся и родителей: разработаны карта профильного обучения, видеофильм «Профильное обучение», которые знакомят с общеобразовательными учреждениями, где старшеклассники смогут реализовывать образовательные потребности в соответствии с выбранным профильным направлением, подготовиться к дальнейшему (профессиональному) образованию;

• в рамках реализации Программы перехода к профильному обучению с 2007 года во всех общеобразовательных учреждениях города в 9-х классах введена предпрофильная подготовка, которая осуществляется как на базе школы, так и в межшкольном учебном комбинате;

• осуществляется учебно-методическая поддержка педагогов, работающих в профильных классах. Информационно-методическим центром проводятся семинары, где рассматриваются вопросы обновления содержания образования в профильной школе, способы достижения нового качества образования, изучение индивидуальных запросов обучающихся как ключевой идеи инновационной программы развития ОУ, методики преподавания курсов по выбору, а также построения образовательного процесса через ин-

формационную работу. На муниципальном уровне за последние три года представлен опыт работы 15 общеобразовательных учреждений;

• установлено необходимое взаимодействие общеобразовательных учреждений между собой и с учреждениями системы профессионально-технического, среднего специального

и высшего образования;

• сформирован банк данных о наиболее востребованных профилях обучения с учетом образовательных запросов обучающихся, возможностей общеобразовательных учреждений и социокультурных особенностей региона;

• с 2007 года системно осуществляется мониторинг качества подготовки обучающихся по программам профильного уровня.

Мероприятия по созданию целостной муниципальной системы профильного обучения реализуются с учетом проводимой оптимизации и рационализации сети учреждений образования.

Формируется учебно-методическая база для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, психолого-педагогической диагностики профессиональных намерений, интересов, склонностей и образовательных запросов учащихся, накапливается портфолио их индивидуальных достижений.

В 2009/10 учебном году профильные классы (группы) функционировали в 20 общеобразовательных учреждениях города, что составляет 40% от общего количества школ, из них 12 однопрофильных, 5 многопрофильных, в 3-х общеобразовательных учреждениях профильное обучение осуществлялось на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Общее количество обучающихся на старшей ступени в 2009/10 учебном году составило 2450 обучающихся, из них по программам профильного уровня обучалось 1108 учащихся, что составило 46 %.

Наиболее востребованными явились физико-математический, социально-экономический профили, увеличилось количество запросов на социально-гуманитарный профиль.

В 2009/10 учебном году выпущено 517 одиннадцатиклассников, обучающихся профильной школы, что составляет 48 % от общей численности выпускников.

Профильная школа помогает решить задачу преемственности в содержании образования. Высокий уровень мотивации к углубленному изучению того или иного предмета, большее количество часов в учебном плане, отведенных на его изучение, осознанный выбор данного предмета на ЕГЭ обеспечивают положительные результаты. Итоговая аттестация выпускников профильных классов показывает, что обучающиеся выбирают для прохождения экзаменов именно профильные предметы и успешно их сдают (из сборника «Калужское образование накануне 2010-11 уч. г.).

На августовской конференции на кануне 2009-10 учебного года одной из поставленных задач было расширение образовательного пространства города с целью удовлетворения потребности калужан в услугах образовательных учреждений. Администрация МОУ СОШ №№ 18 и 23 увидели возможность реализации поставленной задачи через объединение ресурсов школ в реализации предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов, с привлечением педагогов ЦДОдД и наметили возможность привлечения к сетевому взаимодействию МОУ СОШ №№ 4, 8, ДДТ.

В рамках реализации профильного обучения в 2009-10 учебном году МОУ СОШ № 18 и 23 реализовывали программы социально-экономического профиля.

Согласно результатам анкетирования выпускников 9 классов наблюдалась потребность в получении образования по другим программам профильного обучения (биология и химия, информатика). Но обучающиеся не стали переходить в учебные заведения реализующие данные программы, а продолжили обучения в универсальной группе. В школах микрарайона не происходит массового движения выпускников основной школы в профильные классы других школ города. Этот явление вызвано целым рядом причин.

Субъективные причины:


  1. Несформированность у многих учащихся ярко выраженной мотивации к конкретному профилю;

  2. Отсутствие уверенности в реальном преимуществе уровня преподавания, материальной базы по выбранному профилю в другом образовательном учреждении;

  3. Нежелание учащихся менять коллектив, тратить деньги и время на дорогу;

  4. Стремление администрации, учителей сохранить контингент, статус средней школы.

С другой стороны, это объективные причины:

1. Невозможность при наличии 1-2-х классов в параллели и зависимости от количества часов учебного плана, реализовать несколько профилей.

2. Недостаточная обеспеченность, каждой школы в отдельности, педагогическими кадрами для реализации программ профильного обучения.

Желая «не отстать от жизни», в школах организуется профильное обучение по наиболее востребованным предметам или предлагается профиль, обеспеченный педагогическими кадрами. Учащимся, запрос которых не удовлетворён, остаётся подчинить свой выбор большинству, а свою собственную образовательную траекторию выстраивать за счёт репетиторства, посещения платных курсов вне школы.



С целью оценки возможности удовлетворения запросов обучающихся и их родителей в организации профильного обучения школами микрорайона был проведен анализ примерной численности выпускников II ступени основного общего образования по годам в школах 4, 18 и 23 (таблица 1.) и ожидаемый набор учащихся на III ступень обучения (таблица 2).

Таблица 1.

школ год

СОШ № 4

СОШ № 8

СОШ № 18

СОШ № 23

Итого

2010

47

52

77

70

243

2011

56

49

57

70

232

2012

57

40

47

47

191

2013

48

51

50

75

224

2014

54

40

61

73

228


Таблица 2.

№№ школ, год

СОШ № 4

СОШ № 8

СОШ № 18

СОШ № 23

ИТОГО

2010

30

36

50

50

166

2011

40

35

40

50

165

2012

40

28

30

30

128

2013

30

36

30

50

146

2014

35

28

40

50

153

Анализ численности обучающихся школ микрорайона (таблица 1, 2) отражает общую тенденцию к уменьшению набора на III ступень обучения. Общее количество учащихся в потоке будет колебаться приблизительно от 100 до 130 человек. Это ещё раз подтверждает, что реализовать различные профили будет возможно только при объединении ресурсов учащихся и педагогов школ микрорайона (МОУ СОШ № 4, 8, 18, 23) путем создания сетевого взаимодействия в рамках реализации предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования и профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования.

На наш взгляд, для создания сети образовательных учреждений по реализации профильной подготовки необходим переходный период, который поможет сломать стереотипы, изменит традиции, подготовит учащихся и их родителей к выбору профиля и вероятности изучения профильных предметов и элективных курсов на базе школ микрорайона и учреждений дополнительного образования (ДДТ).

Необходимым условием введения предпрофильной подготовки является организация значительного числа краткосрочных и чередующихся курсов по выбору. В 2010-11 учебном году МОУ СОШ № 4, 18, 23 организовали проведение совместных курсов по выбору для обучающихся 9 классов с привлечением педагогов ДДТ и ЦДОдД, что позволило увеличить количество предлагаемых курсов в 3 раза. Обучающимся предложено 32 курса (название курсов и место проведения занятий представлены в приложении 1).

Анализ реализуемых в микрорайоне профилей показывает:


  1. наиболее востребованный профильный предмет математика преподается на профильном уровне в МОУ СОШ № 18, 23;

  2. на профильном уровне преподаются в МОУ СОШ № 18 – экономика, МОУ СОШ № 23 – обществознание.

  3. кадровый потенциал школ микрорайона позволяет вести на профильном уровне следующие предметы: русский язык, обществознание, литература, история, экономика, география, физика, биология, химия;

  4. с 2010-11 учебного года в рамках сетевого взаимодействие организовано на профильном уровне преподавание для обучающихся школ микрорайона следующих предметов: биология (СОШ 23), химия (СОШ 8), экономика (СОШ 18), русский язык (СОШ 4);

  5. элективные курсы по выбору предлагают МОУ СОШ № 4, 8, 18, 23 и ДДТ (приложение 2);

На основании вышеизложенного можно определить цель проекта: создание муниципальной сети профильного обучения на основе сетевой организации, обеспечивающей максимальное удовлетворение старшеклассников города (микрорайона) в качественном образовании.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:


  1. Создать сеть предпрофильной подготовки и профильного обучения на базе МОУ СОШ № 4, 8, 18, 23 и ДДТ.

  2. Максимально удовлетворить запрос обучающихся и их родителей (законных представителей) в изучении предметов на профильном уровне, элективных курсах и курсах по выбору.

  3. Создать условия для возможности построения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.

  4. Сформировать нормативно-правовую базу сетевого взаимодействия.

  5. Усовершенствовать материально-техническую базу и учебно-методические комплекты в образовательных учреждениях.

  6. Скоординировать режим работы школ (приложение 3).

  7. Сформировать позитивное отношение всех участников образовательного процесса к новой форме организации образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

  1. Обеспечение выполнения запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) по предпрофильной подготовке выпускников II ступени общего образования и профильного обучения на III ступени общего образования.

  2. Возможность выбора предметов, изучаемых на базовом уровне, профильных предметов, элективных курсов, при обучении на III ступени образования.

  3. Рациональное использование интеллектуального потенциала учителей-предметников школ микрорайона и педагогов дополнительного образования.

  4. Позитивное отношение всех участников образовательного процесса к новой форме организации образовательного процесса.

  5. Расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся.



  1. Механизмы реализации проекта.

2.1. Сроки реализации проекта: до 2015 года

2.2. Этапы реализации проекта.



Подготовительный этап:

Инициация и разработка проекта 2009 год (январь — май).

— изучение и оценка возможностей по совместной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с учётом запросов обучающихся и их родителей и кадрового потенциала микрорайона;

— проблемно-ориентированный анализ;

— выявление противоречий между настоящим состоянием и требуемым;

— исследование жизнеспособности проекта;

— разработка схем привлечения финансирования;

— принятие решения о разработке и реализации проекта;

— разработка проекта.

Основной этап.

Запуск проекта:

предпрофильной подготовки выпускников II ступени с 2009 г. (сентябрь); профильного обучения на III ступени общего образования с 2010 г. (сентябрь).

— обучение персонала;

— реализация проектных мероприятий;

—мониторинг и оценка проекта;

— коррекция хода реализации проекта.

Завершающий этап.

Завершение проекта – 2015 год.

— подведение итогов, оценка эффективности результатов;

— отчёт по проекту;

— решение о завершении проекта или его распространение в образовательных учреждениях города.

2.3. Основные направления деятельности:



  • нормативно-правовое обеспечение;

  • организационно-управленческое обеспечение;

  • кадровое обеспечение;

  • учебно-методическое и информационное сопровождение.

Участники реализации проекта.

Выполнение проекта осуществляется на базе МОУ СОШ № 4, 8, 18, 23, ДДТ, с привлечением специалистов ЦДОдД. Реализация проекта предполагает взаимодействие с Управлением образования города Калуги, информационно-методическим центром г. Калуги, образовательными учреждениями города. Для реализации проекта создаётся инициативная группа, функции координации выполняет совет по реализации проекта.



Финансирование проекта планируется осуществлять за счёт средств бюджета в пределах существующего финансирования.


  1. Описание проекта.

    1. Пути реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения на базе школ микрорайона

  • Внедрение современных образовательных технологий

  • Изучение предметов на базовом уровне в своей школе

  • Совместная реализация предпрофиля школами микрорайона

  • Выбор профиля при посещении курсов по выбору, реализуемых совместно школами микрорайона

  • Формирование потока обучающихся МОУ СОШ №№ 4, 8, 18, 23.

  • Отбор учителей-предметников из школ микрорайона для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

    1. Примерный план действия и мониторинга по основным этапам реализации проекта:

№ п/п

Мероприятие

Срок (месяц/год)

Ответственные

1.

Проведение предпрофильной подготовки (СОШ № 18, 23)

01-04.2010

Администрация СОШ № 18, 23

2.

Анкетирование выпускников 9 классов (СОШ № 18, 23) с целю выявления профильных предметов в 2010-11 уч.г.

05.2010

Зам. по УВР СОШ № 18, 23

3.

Совещание в УО по вопросу организации сети профильного обучения

06.2010

Координационный совет

4.

Разработка нормативно-правового обеспечения

06-08.2010

Координационный совет

5.

Составление сетевого учебного плана и расписания (СОШ № 4, 8, 18, 23), по результатам предварительного комплектования (приложение 4)

08.2010

Зам. по УВР ОУ

6.

Проведение родительских собраний

04, 08.2010

Администрация ОУ

7.

Анкетирование обучающихся 9 и 10 классов с целю выявления набора элективных курсов и курсов по выбору

09.2010

Зам. по УВР ОУ, Кл. руководители

8.

Составление расписаний элективных курсов для 10 классов и курсов по выбору 9 классов

09.2010

Зам. по УВР ОУ

9.

Совещание администрации и учителей, работающих в сети

по итогам четверти

Администрация ОУ, учителя

10.

Анкетирование обучающихся 9 с целю выявления набора курсов по выбору, составление расписания

01.2011

Зам. по УВР ОУ

11.

Мониторинг посещения занятий и успеваемости обучающихся

постоянно

Зам. по УВР ОУ, Кл. руководители

12.

Анкетирование обучающихся 9 классов ОУ с целю выявления профильных предметов в 2011-12 уч.г.

11.2010, 03,05.2011

Зам. по УВР ОУ, Кл. руководители

13.

Родительские собрания по профильному обучению (9 кл.) и предпрофильной подготовке (8 кл.)

ОУ определяет самостоятельно

Администрация ОУ

14.

Мониторинг качества знаний по профильным предметам

04.2011

ИМЦ

15.

Совещание по результатам работы за год

06.2011

Координационный совет

16.

Посещение занятий администрациями ОУ и методистами ИМЦ

по отдельному графику

Администрация ОУ, методисты ИМЦ




    1. Критерий оценки. Инновационный потенциал.

Результаты проекта могут быть использованы другими образовательными учреждениями с учётом специфики школы (микрорайона), запроса обучающихся и их родителей, кадрового потенциала, материально-технического обеспечения и др. факторов.


  1. Возможные риски.

Сложность составления расписания при сочетании классно-урочной системы при изучении базовых предметов и поточной — при реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Отказ обучающихся от изучения предметов на профильном уровне.

Непонимание родителями обучающихся возможности получения профильного образования в рамках учебного плана, и обращение к репетиторам для изучения предметов необходимых для поступления в ВУЗы.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Курсы по выбору в 9-х классах.


№ п/п

Название курса

Организаторы

Количество часов

1.

Химия. Решение задач.

СОШ № 18

10

2.

Современная экономика

СОШ № 18

10

3.

Решение экономических задач

СОШ № 18

10

4.

Занимательное черчение

СОШ № 18

10

5.

Компьютер для школьников

СОШ № 18

10

6.

Решение уравнений высших степеней.

СОШ № 18

10

7.

Хочу быть красивой.

СОШ № 18

10

8.

Практическое право.

СОШ № 18

10

9.

Совершенствуй свой английский.

СОШ № 18

10

10.

Кулинария.

СОШ № 18

10

11.

Физика вокруг нас.

ДДТ

34

12.

Математика в технике.

ДДТ

34

13.

Прикладная лингвистика.

ДДТ

34

14.

Законы обществознания.

ДДТ

34

15.

Твоя Вселенная.

ДДТ

34

16.

Географическое краеведение.

ДДТ

34

17.

Коммуникативная культура.

ЦДОдД

10

18.

Школа организаторов.

ЦДОдД

10

19.

Фитнес танцевальный.

ЦДОдД

10

20.

Твой выбор.

ЦДОдД

10

21.

Подросток и закон.

СОШ № 23

10

22.

Процент-О-мания.

СОШ № 23

10

23.

Основы здорового образа жизни

СОШ № 23

10

24.

Текстоведение.

СОШ № 23

10

25.

Решение задач по физике.

СОШ № 23

10

26.

Биотехнология.

СОШ № 23

10

27.

Основы свит-дизайна. Букет из конфет.

СОШ № 4

10

28.

Да ужалит вас пчела. Пчеловодство.

СОШ № 4

10

29.

Школьная видеостудия.

СОШ № 4

10

30.

Бумажное зодчество.

СОШ № 4

10

31.

Химический эксперимент.

СОШ № 4

10

32.

Источники Калужской области.

СОШ № 4

10



Приложение 2. Элективные курсы для обучающихся 10-х классов.


№ п/п

Название курсов

Наименование учреждения, реализующего курс

Количество часов

Преподаватель

Режим занятий

Количество учащихся

1.

Основы предпринимательства

МОУ «СОШ № 18»

34

Шопин И.И.

Суббота 8-30 – 10-00 четные

(18)-14

2.

Решение задач по физике

МОУ «СОШ № 18»

34

Кулаженкова Н.А.

Пятница 15-00 – 16-20 нечет

(18)-17

3.

Изучение второго иностранного языка (английский)

МОУ «СОШ № 18»

34

Томашек Н.И.

Пятница 14-30 – 16-00 четные

(18)-3

4.

Параметры в школьном курсе математике

МОУ «СОШ № 23»

34

Гвоздовская Л.А.

Четверг 15-00 – 15-40

(23)-13

(8)-3


(18)-2

5.

Основы правовых знаний

МОУ «СОШ № 23»

34

Ераскина Т.Л.

Среда 15-00 – 15-40

(23)-19

(18)-1


6.

Основы микробиологии

МОУ «СОШ № 23»

34

Коненков Р.Б.

Пятница 16-00

(23)-5

(18)-4


7.

Получи «5» по химии

МОУ «СОШ № 8»

34

Григорьева Л.Л.

Понедельник 14-00

8

8.

Изучение второго иностранного языка

(немецкий язык)



МОУ «СОШ № 8»

34

Федоренко Т.К.

Понедельник 15-00 – 15-40

(8)-5

(23)-2


9.

Основы философии

МОУ «СОШ № 8»

34

Капустина В.Б.

Вторник 15-00 – 15-40

3

10.

Политика и право

МОУ «СОШ № 8»

34

Капустина В.Б.

Среда

15-00 – 15-40



9

11.

Основы проецирования

МОУ «СОШ № 4»

34

Орлан В.И.

Суббота 8-20 - 9-00

(23)-3

(4)-7


12.

Информационные системы и модели

МОУ «СОШ № 4»

34

Андросова О.В.

Суббота 9-10 – 9-50

(4)-14

13.

Физика и техника

ДДТ

68

Москвина О.А.

Вторник, 15-30 -17-05

(4)-3

(18)-1


(23)-9

14.

Прикладная лингвистика

ДДТ

68

Савина Е.А.

Понедельник, 15-30 -17-05

(23)-2

(18)-3


15.

Математика в технике

ДДТ

68

Карпункова Г.Н.

Четверг15-20 – 16-55

(4)-7

16.

Перекрестки биологии

ДДТ

68

Логвинова Е.Н.

Четверг 15-00-16-35

(4)-2


17.

Твоя Вселенная

ДДТ

68

Типикина Е.Н.

Пятница 17-00 – 18-35

(4)-1

18.

Географическое краеведение

ДДТ

68

Меленчук В.И.

Пятница 16-30 – 18-05

-

19.

Законы обществознания

ДДТ

68

Кобякова С.В.

Суббота14-30 – 16-05

(18)-2

20.

Основы автомобилестроения

ДДТ

68

Алакин В.М.

Понедельник 16-00 – 18-25

(4)-1

(8)-2


(18)-4



Приложение 3. Расписание сетевых профильных предметов.




понедельник

вторник

пятница

суббота

1




Биология (23)







Биология (23)

2




Биология (23)







переход для уч-ся др. школ

3




переход для уч-ся др. школ










4

переход для уч-ся др. школ




переход для уч-ся др. школ

переход для уч-ся 4 школы




5

Химия (8)




Химия (8)

Экономика (18) для 4 школы




6







Химия (8)

Экономика (18) для 23 школы






Приложение 4. Сетевой учебный план.

Предметы, изучаемые на профильном уровне

Преподаватель

Количество часов

Базовая школа

№ 4

№ 8

№ 18

№ 23

Всего

Учащихся


по ОУ

Экономика

Шопин И.И.

2

18

12

10

13

13

48

Биология

Демчук Т.Э.

3

23

3

1

8

2

14

Химия

Григорьева Л.Л.

3

8

3

-

8

2

13

Русский язык

Налисник М.В.

3

4

9

-

-

-

9