«Про кошек и собак» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Про кошек и собак» - страница №1/1


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2 КЛАСС
Тема урока: « Про кошек и собак»

(Программа «Зелёный дом» А.А.Плешакова.)
Учитель: Володина Т.В.

Конкурс «Современный урок»

2007 год

Задачи урока: - познакомить учащихся с историей кошек и собак, с породами

кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;

- обратить внимание учащихся на особенности поведения

кошек;


  • познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;

  • воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.

  • развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Оборудование: - иллюстрации с изображением разных пород кошек и собак;



  • сочинения детей о своих питомцах, рисунки детей;

  • индивидуальные карточки со словами для составления примет;

  • таблица «Породы собак»;

  • иллюстрированные сообщения детей о породах собак;

  • карточки для составления народных поговорок;

  • магнитофон и записи с песнями;

  • выставка книг, интересных сообщений, рисунков, сочинений о кошках и собаках.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.



    • Сегодня вы узнаете много интересного и удивительного о жизни двух ваших любимых животных. Без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества , своим поведением вызывают у человека улыбку. С ними жизнь кажется беспокойной, но такой наполненной и интересной.

    • А вот кто же это за любимцы, попробуйте догадаться. Один из них прислал вам звуковое письмо. Послушайте его.

Звучит фонограмма: «Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям».




    • Кто же это , догадались? (Кошка.)


2. Работа над темой урока.
Учитель: - По каким признакам вы догадались, что это кошка?

- Эти признаки больше относятся к дикому животному или к

домашнему?

- Почему же наши домашние кошки имеют так много общего с

дикими хищниками? ( Кошка принадлежит к семейству

кошачьих, в которое также входит гепард, рысь, леопард,

черная пантера, лев. Все кошачьи – хищники. У них отличное

зрение, обоняние и слух.)



Рассказ учителя: Домашняя кошка очень похожа на своих диких родственников. У неё очень долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Сейчас считается, что кошки были приручены 4500 лет тому назад.

В разные времена в разных странах к ней относились по-разному.

В Древнем Египте её боготворили, оказывали разные почести. За

убийство кошки наказывали смертной казнью. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.

В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол.

На Руси кошка существовала нормально. Языческая мифология не относила кошек к числу «нечистых».

В начале 17 в. в Японии после долгих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и всё больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
*** /На данном этапе урока рассказ учителя можно заменить, если есть возможность, демонстрацией видеофрагмента «Загадочные кошки» с диска DVD videо ВВС 13 ./


    • Выдумки это или нет, нам неизвестно. Но то, что кошка обладает необыкновенными способностями это точно.

    • А что вы удивительного и интересного узнали о кошках из своих наблюдений , книг и энциклопедий? ( Домашнее задание.)Расскажите.

Ученик: Кошка очень чистоплотное животное. Она часто умывается. Кошка

вылизывает себя с головы до ног.

Учитель: Почему она это делает? (Кошки вылизывают не столько грязь, сколько

свой собственный запах. Кошки охотятся из засады , и если добыча по

запаху почует опасность, то кошка останется голодной.)

Ученик: Я в детской энциклопедии читал, что кошки различают цвета. Но кошки

видят не все цвета, которые видят люди. Впрочем, им и не нужно

различать яркие цвета. Ведь кошки – ночные животные и охотятся они

чаще всего по ночам, когда на улице темно.

Учитель: А что вы ещё знаете про зрение кошки? (Ответы учеников.)

- У кошки очень острое зрение. Оно в 5 раз острее зрения человека. Она

узнаёт знакомого человека за 100 метров.

Ученица: А я видела , как моя кошка «делает зарядку». Она встает, выгибает

спину, вытягивает вперед передние лапы, прогибает спину, сначала

прогибается назад, а потом вперед.

Ученик: У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох,

который производят мыши, и тот час настораживается.

Учитель( дополняет): В то же время её слух очень своеобразен, кошка может не

обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздается

над ухом.

Учитель: У кошки великолепная память. Кошки могут предсказывать не только

землетрясения, но и извержения вулканов, штормы, пожары,

бомбардировки.



    • Во время крупного ашхабадского землетрясения не погибла ни одна кошка. Все они почувствовали мелкие содрогания почвы и покинули помещения.

    • Когда в 1940 году немцы бомбили Лондон, некоторые кошки за несколько часов до налёта уже начинали звать хозяев в бомбоубежище.

    • Наша российская Мурка в экстремальных ситуациях проявила бойцовский характер в мирное время. Пока хозяйка ходила в магазин, в квартиру забрался вор. Домушник ещё собирал в сумку награбленное добро, когда женщина вернулась домой. Вор набросился на неё и стал душить. В это время со шкафа прямо на голову грабителю прыгнул страшный зверь и стал отчаянно драть его когтями. Вор так перепугался, что упал в обморок. Старушка вызвала милицию и поблагодарила Мурку за спасение.

    • Кошки могут найти своего хозяина, уехавшего за несколько километров. Так, кот Пино был оставлен профессором Швангардом в незнакомом месте в 16 км от дома. Кот вернулся очень быстро. Ученый обнаружил, что кот прошел 9 км, т.е. двигался обратно не тем путем, которым его везли, а выбрал кратчайший путь

Учитель: Да, действительно кошки - удивительные и загадочные животные .

Но они также ласковы и преданны, изящны и нежны, элегантны и

красивы. Такое милое существо, как кошка нельзя не любить.

Учитель: У кого из вас есть кошка? Расскажите о своих любимцах.

Рассказы детей :

«У меня есть кот Васька. Он серый, пушистый. У него добрые зеленые глаза. Васька любит спать на печке и мурлыкать. А ещё его самое любимое занятие – ловить мышей и крыс. За это моя бабушка балует его рыбкой.»

« Мою кошку зовут Мурка. Я ее очень люблю. У нее есть котята. Она их кормит, умывает, следит , чтобы они далеко не убежали. Мурка – заботливая мать. Я с ней люблю играть. Привязываю к веревочке бантик и дергаю, а она его ловит.»

« Мой кот рыжего окраса и поэтому его назвали Рыжик. Он очень шустрый, любит побегать и поиграть. Я люблю, когда он ложится у меня на коленях и мурлычет. Я его глажу, а он щурится и ещё сильнее мурлычет. Рыжик любит молоко и рыбу.»
Учитель: А ваши кошки не умеют предсказывать погоду? ( Ответы детей.)

Учитель: Современные ученые утверждают, что кошка легко узнает

температуру воздуха и нас об этом извещает. Как она это делает?


    • Соберите из рассыпанных слов предложения. Может быть они вам помогут ответить на этот вопрос.

У каждого ученика на парте конверт со словами для составления предложения:



  1. на, кошка, мороз, клубком;

  2. вверх, лежит, к теплу, кошка, брюшком;

  3. лапками, по, полу, к метели, кошка, скребёт;

  4. кошка, лапкой, к, холоду, нос, закрывает;

  5. на, печку, к, кошка, ненастью.

Дети составляют предложения.


- Прочитайте, что у вас получилось.

      1. Кошка клубком – на мороз.

      2. Кошка лежит вверх брюшком – к теплу.

      3. Кошка скребет лапками по полу – к метели.

      4. Кошка закрывает нос лапкой – к холоду.

      5. Кошка на печку – к ненастью.




    • Это народные приметы. Какие ещё приметы, связанные с кошкой вы знаете? ( Кошка умывается лапой – жди гостей. Черная кошка перебегает дорогу – к несчастью.)




  1. Физкультминутка под мелодию песни «Черный кот».




  1. Продолжение работы над темой урока.

Учитель: Какого цвета, кроме черного, бывают кошки? ( Ответы детей.)


Учитель: Окрас у кошки бывает любого цвета. Могут быть одноцветные,

пятнистые, тигровые, полосатые. Часто окрас кошки определяется её

породой.
( Открываются рисунки с изображением кошек разных пород: картезианская, персидская, русская голубая, сиамская, абиссинская, сибирская, обычная домашняя, ангорская.)

- Какие породы кошек вы знаете? Попробуйте найти их на рисунках.

(Дети помещают под картинками надписи с названиями пород. Учитель кратко характеризует породы кошек.)
*** Если есть возможность, на данном этапе урока можно использовать интерактивную доску для демонстрации Мультимедиа-панорамы «Домашние кошки» / ДВД-энциклопедия Кирилла и Мефодия. Энциклопедия животных. Версия 2005-2006 г./
Учитель: На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше.

Французы даже памятник кошке поставили в Париже. С этим памятником связана легенда. В 15 веке бедняк Дик купил за одно пенни (Английская мелкая монета) кота на базаре. Когда его хозяин купец, отправлялся в дальнее плавание, он брал у людей предметы, которые они хотели обменять, Дик дал ему кота. Приехав на остров, жители которого страдали от крыс, купец показал королю острова способности кота. А поскольку на острове кошки не водились, то король в обмен на кота дал ларец с золотом. По возвращении купец честно отдал Дику ларец, и тот стал богатым и своему коту поставил памятник.


- А у нас в народе придумано много поговорок о своих любимцах.

Соедините начало и конец поговорок.

( На магнитной доске дети собирают поговорки и объясняют их значение.)


Кошка в дом -




кошка с собакой.



Знает кошка,




счастье в нем.




Живут как




чье мясо съела.

(Переворачиваются карточки с поговорками, на обратной стороне – рисунок собаки.)


Учитель: С давних времен считалось, что собака и кошка непримиримые враги.

А для человека и кошка и собака – верные друзья и любимцы. Вы

догадались, кто второй гость нашего урока? (Собака.)


  1. Музыкальная физкультминутка. Звучит куплет из песни «Это знает всякий»




  1. Продолжение работы над темой урока.

Учитель: ***Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она

первой (а не кошка) пришла к нему из лесной чащи и приняла его

покровительство. Это было очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он

прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не

подкрадывается ли враг. А вот собака слышит то, чего не слышит

человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому

обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была

ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие

привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек

приучил собаку сторожить дом-пещеру, заранее подавать лаем сигнал

тревоги. Собака стала помогать ему на охоте: отыскивала дичь,

приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек

занялся скотоводством, собака стала охранять скот.


*** На фоне слов учителя можно использовать ( если есть возможность)демонстрацию видеофрагмента с диска DVD- video ВВС 13 «Жизнь собак».
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не

жила собака. У кого из вас есть собака? Расскажите о своем друге.

Рассказ детей:

« Мою собаку зовут Ной. Она – овчарка. Ной рыжего цвета. У него

злой характер. Он охраняет дом. Чужим нельзя его трогать, он может

укусить любого. Ной любит мясо и колбасу. Я с ним играю, хожу

гулять.»

Учитель: Саша сказал, что его собака охраняет дом, является сторожем. А какие

ещё вы знаете профессии собак?

Учитель: Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и

альпинист, и сапер, и космонавт. Была даже собака трубочист по кличке

Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила подземные городские

трубы и получала зарплату.

Учитель: А какие породы собак вы знаете? Покажите их, если они есть на

таблице.
( На доске таблица с породами собак.)
*** На данном этапе урока также можно использовать интерактивную доску для демонстрации мультимедиа-панорамы «Домашние собаки» / ДВД- Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Энциклопедия животных, версия 2005-2006 г./
Учитель: Все породы собак делятся на три основные группы: служебные,

охотничьи и декоративные. К служебным относятся овчарки, боксер,

дог, колли и др. Вы приготовили иллюстрированные сообщения о

собаках. О каких служебных собаках вы расскажете?



Рассказ ученика о колли: Шотландская овчарка – колли пастушья собака. Колли

можно доверить пасти овец и оленей. Колли – чуткие и даже нервные

собаки. Отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и

любящие детей.



Рассказ ученика о добермане-пинчере: Доберман – пинчер –сторожевая собака,

отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким

чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях

защищает своего хозяина.

Учитель: К охотничьим собакам относятся – русская гончая, русская псовая

борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. О каких охотничьих собаках вы

приготовили рассказ?

Ученик: Лайка- охотничья собака средних размеров со звонким голосом. С

древнейших времен помогает человеку охотиться на зверей и пернатую

дичь.


Ученик: Русская псовая борзая – охотничья собака, выведенная в России. Узкая,

высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков.

Некоторые борзые решались выходить даже на диких кабанов и

медведей. Русская борзая обычно бывает уравновешенной,

неагрессивной, мало лает, она послушная, льнет к своему хозяину, к

другим злобна.

Учитель: К декоративным собакам относятся: пудель, шпиц, мопс, пекинес, чау-

чау, болонка. Назначение служебных и сторожевых, охотничьих собак

нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не

охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. Как вы считаете?

Учитель: И все же польза от декоративных собак несомненна , бесконечно

преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой

ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за

другое существо. Сколько веселых минут доставит пес своими играми и

проказами. А если возникнет опасность, даже самая маленькая и слабая

собака самоотверженно бросится на защиту хозяина. О какой

декоративной собаке вы приготовили рассказ?

Ученик: Пудель – декоративная собака. У этой собаки отличное чутье:

во Франции их тренируют на поиск трюфелей-грибов, растущих под землей. Пудель очень подвижен, ловок, прыгуч. Он быстро усваивает то,что от него хочет хозяин.
Учитель: Существует около 400 пород собак. Это и боксер, и спаниель, и

сеттер, и бульдог, и терьер. Чтобы только перечислить их, у нас не

хватит урока. Но все собаки интересны и бесценны.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью

службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в Париже

поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных

заносов в Альпах 40 человек. В Берлине ест памятник собаке –

проводнику слепых. В Санкт- Петербурге, где жил и работал великий

русский ученый академик И.П.Павлов, сооружен памятник собаке,

служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет

каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого

на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти

хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

О достоинствах собак можно говорить, говорить и говорить.

Много разных сведений можно узнать о них. Для самых любознательных

я приготовила вам стенд «Это интересно», на котором вы можете найти

познавательные истории из жизни собак и кошек.
7. Продолжение работы над темой урока.

Звучит куплет песни «Не дразните собак»

Учитель: Собака и кошка – верные друзья человека. Но как часто человек

забывает об этом и ведет себя недостойным образом. Обижает их,

дразнит и потом удивляется, почему животные проявляют агрессию.

Учитель: Почему нельзя дразнить и обижать собак и кошек? ( Во-первых, это проявление жестокости и невоспитанности, а во-вторых, это просто опасно.)

Учитель: Не следует забывать, что коты – дальние родственники тигров.

Поэтому очень опасно тянуть кота за хвост, а также гладить

незнакомых кошек. Если человек не понравился коту, тот может

прокусить ему руку или расцарапать лицо. Известны даже случаи,

когда кошка лишала человека глаза. И это не говоря о том, что кошка

может занести в рану инфекцию.

Людям, почему то кажется, что кусаются в основном бродячие

животные. Но врачи говорят другое: из каждых 10 укушенных 8

человек пострадали от своих или соседских собак или кошек.

Чтобы тебя не укусила собака, нужно помнить основные правила.

Детям раздаются памятки. Читает хорошо читающий ученик:



  • Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.

  • Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.

  • Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

  • Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.

А, кроме того, следует помнить ещё несколько простых правил:



  • Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.

  • Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определенное расстояние.

  • Не делайте резких движений, общаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.

  • Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.

  • Если в узком месте (например, в подъезде) собака идет вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её и хозяина.

Учитель: Запомните эти правила, прочитайте их дома ещё раз, ознакомьте с ними своих родных, а на следующем уроке мы с вами обсудим правила поведения с животными, как с домашними, так и с бродячими.





  1. Итог урока.

-Ребята, скажите, а откуда берутся бродячие кошки и собаки?

-Часто кошку или собаку берут в дом, не подумав о том, что им нужен уход. Нередко, поиграв немного, выбрасывают питомцев на улицу, пополняя ряды бездомных животных.

-Чтобы этого не случилось с вашим питомцем, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Мы сегодня много удивительного и интересного узнали о наших героях и я думаю, что вы будете с большим уважением относиться к ним. А новые знания пригодятся вам в воспитании ваших маленьких питомцев.



    • Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

    • Большое спасибо вам за урок. Вы молодцы!

(Детям на память об уроке дарятся календарики с изображением кошек и собак.)
Урок заканчивается на фоне песни «Будьте добры»