Приказом №250 о/д от 01. 09. 2011 г - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Приказом №250 о/д от 01. 09. 2011 г - страница №1/2


Утверждена

приказом № 250 о/д от 01.09.2011 г.



Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.



Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты (предметные и метапредметные)
Подготовительный период:

Понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

Знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации.

Уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями.

Уметь правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.


Основной этап:

Знать/понимать, что звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - безударные. Слово представляет собой единство звучания и значения, Звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью. Звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов - букв. Основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения. Уметь: акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику. При анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове. Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный. Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически. Перекодировать звуковую форму слов из условно- графической в буквенную и наоборот. Анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов. Правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания. Писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. Выполнять три вида соединения буки в слогах и словах. При письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением. Записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте, вы пол пять бордюры и росчерки.


Заключительный этап

Знать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте. Графические системы печатных и письменных букв русского алфавита. Форму каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов. Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.



Уметь читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказать отдельные части текста (2-3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст. Связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1 при списывании с печатного или письменного текста, 2 при письме по памяти или 3 под диктовку учителя. Ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу. Анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов. Применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их соединений на письме. Применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].

Содержание курса
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (31 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.



БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (129 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.



II. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.



III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (47 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (207 ЧАСОВ)

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (92Ч.)

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ (115Ч.)

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ( 31ЧАС)

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (14Ч.)

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ (17Ч.)

№П/П

ТЕМА УРОКА

ДАТА

ФАКТ

№П/П

ТЕМА УРОКА

ДАТА

ФАКТ.

Урок 1

(с. 4—5).



«Азбука» — первая учебная книга.








Урок 1

(с. 3—6).




Пропись — первая учебная тетрадь.







Урок 2

(с. 6—7).


Речь устная и письменная. Предложение.










Урок 2

(с.7—8).


Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.








Урок3

(с.8—9).



Слово и предложение.








Урок 3

(с. 9—10).



Письмо овалов и полуовалов.







Урок 4

(с.10-11).



Слог.








Урок 4

(с.11—12).



Рисование бордюров.







Урок 5

(с.12—13).



Ударение.








Урок 5

(с.13—14).



Письмо длинных прямых наклонных линий.







Урок 6

(с.14—15).



Звуки в окружающем мире и в речи.








Урок 6

(с.15—17).



Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).



















Урок 7

(с.18—20).



Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).







Урок 7

(с.16-17).



Звуки в словах.








Урок 8

(с.21—23).



Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.







Урок 8 (с.18—19).

Слог-слияние.








Урок 9

(с.24—26).



Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.







Урок 9

(с.20—21).



Повторение и обобщение пройденного материала.








Урок 10 (с.27—29).

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.








Урок 10 (с.22—25).

Гласный звук а, буквы А, а.








Урок 11 (пропись № 2,

с. 3—4).




Строчная и заглавная буквы А, а.




















Урок 12

Строчная и заглавная буквы А, а.








Урок 11 (с.26—29).

Гласный звук о, буквы О, о.








Урок 13

(с. 5—6).



Строчная и заглавная буквы О, о.







Урок 12 (с.30—33).

Гласный звук и, буквы И, и.








Урок 14

(с. 7-8).



Строчная буква и. Заглавная буква И.








Урок 13 (с.34—37).

Гласный звук ы, буква ы.








Урок 15

Строчная буква ы.







Уроки 14 (с.38—41).

Гласный звук у, буквы У, у.








Урок 16

(с. 9—10).



Строчная и заглавная буквы У, у.



















Урок 17 (с.11—13).

Закрепление умений писать строчные и заглавные гласные буквы.







БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (129 ЧАСОВ)

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (57Ч.)

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ (72Ч.)

Урок 15 (с.42—45).

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.








Урок 18 (с.14—15).

Строчная буква н.







Урок 16 (с.42—45).

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Отработка техники чтения.









Урок 19 (с.14—15).

Строчная и заглавная буквы Н, н.







Урок 17 (с.46—49).

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.








Урок 20

(с. 16).


Строчная буква с.







Урок 18 (с.46—49).

Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Отработка техники чтения.









Урок 21

(с. 16).


Строчная и заглавная буквы С, с.



















Урок 22 (с. 17).

Закрепление умений писать слова и предложения с изученными буквами.







Урок 19 (с.50—53).

Согласные звуки к, к’, буквы К, к.








Урок 23 (с.18—19).

Строчная буква к.







Урок 20 (с.50—53).

Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Отработка техники чтения.









Урок 24 (с.18—19).

Строчная и заглавная буквы К, к.







Урок 21 (с.52—59).


Согласные звуки т, т, буквы Т, т.








Урок 25 (с.20—21).


Строчная буква т.






Урок 22


(с.52—59).

Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Отработка техники чтения.










Урок 26 (с.20-21).



Строчная и заглавная буквы Т, т.





















Урок27

(с.23—24).



Повторение и закрепление изученного.







Урок 23

(c.60-65).




Согласные звуки л, л, буквы Л, л.








Урок 28 (с. 22, 25).

Строчная л.







Урок 24


Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

Отработка техники чтения.










Урок 29

Строчная и заглавная буквы Л, л.







Урок 25

(с.66-69).



Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.








Урок 30 (с.26—27).

Строчная буква р.







Урок 26

(с.66-69).



Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Отработка техники чтения.









Урок 31 (с.26—27).

Строчная и заглавная буквы Р, р.



















Урок 32

Повторение и закрепление изученного.







Урок 27

(с.70-73).



Согласные звуки в, в’, буквы В, в.







Урок 33 (c.28—30).

Строчная буква в.







Урок 28

(с.70-73).



Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Отработка техники чтения.








Урок 34 (c.28—30).

Строчная и заглавная буквы В, в.







Урок 29

(с74 -79).




Гласные буквы Е, е.








Урок 35 (с.31—32).

Строчная и заглавная буквы Е, е.







Урок 30

(с.74-79).




Гласные буквы Е, е.








Урок 36

(с.31—32).



Строчная и заглавная буквы Е, е.



















Урок 37

Повторение и закрепление изученного.







Урок 31

(с.80-85).



Согласные звуки п, п’, буквы П, п.








Урок 38 (пропись №3, с3-4).

Строчная буква п.







Урок 32

(с.80-85).



Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Отработка техники чтения.









Урок 39

(с. 5).


Строчная и заглавная буквы П, п.







Уроки 33

(с.86—91).




Согласные звуки м, м’, буквы М, м.








Уроки 40 (с. 6—8).

Строчная буква м.







Уроки 34 (с. 86-91).


Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Отработка техники чтения.









Уроки 41 (с. 6—8).

Строчная и заглавная буквы М, м.



















Урок 42

Повторение и закрепление изученного.







Урок 35

(с. 92-97).




Согласные звуки з, з’, буквы З, з.









Урок 43 (с. 9—10).

Строчная буква з.







Урок 36

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.








Урок 44 (с. 9—10).

Строчная и заглавная буквы З, з.







Уроки 37 (с. 98-105).


Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.








Уроки 45 (с.12—15).

Строчная буква б.







Уроки 38

(с. 98-105).



Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.








Уроки46

(с.12—15).



Строчная и заглавная буквы Б,



















Урок 47

Повторение и закрепление изученного.







Урок 39 (с.106-109).

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.








Урок 48 (с.16—18).

Строчная буква д.







Урок 40 (с. 110-111).


Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.










Урок 49

(с. 19).


Строчная и заглавная буквы Д, д.







Урок 41 (с. 112-119).


Гласные буквы Я, я.








Урок 50 (с.20—21).

Строчная и заглавная буквы Я, я







Урок 42 (с. 112-119).


Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.









Урок51 (с.20—21).

Строчная и заглавная буквы Я, я. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Двойная роль буквы я.



















Урок 52 (с.20—21).

Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я







Урок 43 (с. 120-125).

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.








Урок 53

(с24—26).



Строчная буква г.







Урок 44 (с. 120-125).

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.








Урок 54 (с.24—26).

Строчная и заглавная буквы Г, г.







Урок 45 (с. 4—9).


Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.








Урок 55 (c.27—28).

Строчная буква ч.







Урок 46 (с. 4—9).


Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Отработка техники чтения.









Урок 56 (c.27—28).

Заглавная буква Ч.


















Урок 57

(c. 29).


Правописание слов с сочетанием ча







Урок 47 (с. 0—15).


Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.








Урок 58 (с. 0—3).

Буква ь.







Урок 48 (с. 0—15).


Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.








Урок 59 (с. 0—3).

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.







Урок49

(с. 6—23).



Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.









Урок 60 (с.3-4).

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.







Урок 50 (с. 6—23).

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.









Урок61

(с.3—4).


Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши.



















Урок 62 (стр. 5).

Письмо слогов и слов с изученными буквами.







Урок 51 (с. 4—29).


Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.







Урок 63 (с. 6—9).

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.







Урок 52

(с. 4—29).




Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.








Урок 64 (с. 6—9).

Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Правописание сочетания жи, же. Оглушение [ж] на конце слова, проверочное слово.







Урок 53 (с.30—33).


Гласные буквы Ё, ё.








Урок 65

Строчная буква ё.







Урок 54 (с.30—33).


Гласные буквы Ё, ё.

Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.










Урок 66

(с.10—11).



Письмо слогов и слов с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё.



















Урок 67

с. 12).


Заглавная буква Ё. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё.







Урок 55 (с.34—37).

Звук j’, буквы Й, й.








Урок 68 (с. 13—14).

Строчная и заглавная буквы Й, й.







Урок 56 (с.34—37).

Звук j’, буквы Й, й. Отработка техники чтения.







Урок 69 с. 13—14).

Закрепление умений писать слова с буквой й







Урок 57 (с.38—45).


Согласные звуки

х, х’, буквы Х, х.










Урок 70 (с.15—17).

Строчная и заглавная буквы Х, х.







Урок 58 (с.38—45).


Согласные звуки

х, х’, буквы Х, х.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.








Урок 71 (с.15—17).

Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо слогов, слов и предложений с буквами Х, х.



















Урок 72

(с. 18).


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.







Урок 59 (с.46—49).


Гласные буквы Ю, ю.








Урок 73

(с. 19-21).



Строчная и заглавная буквы Ю, ю.







Урок 60 (с.46—49).


Гласные буквы Ю, ю. Отработка техники чтения.








Урок 74 (с.19—21).

Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. Двойная роль буквы я.







Урок 61 (с.46—49).


Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.








Урок 75 (с.19—21).

Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного.







Урок 62 (с.50—55).


Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.








Урок 76 (с.22—23).

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.



















Урок 77

(с. 24).


Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.







Урок 63 (с.50—55).


Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Отработка техники чтения.
Отработка техники чтения.








Урок 78 (с.22—23).

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. Слова, обозначающие один предмет и много предметов (единственное и множественное число существительных).







Урок 64 (с.56—61).


Гласный звук э, буквы Э, э.








Урок 79 (с.25—26).

Строчная и заглавная буквы Э, э.







Уроки 65 (с.56—61).


Гласный звук э, буквы Э, э.

Отработка техники чтения.










Урок 80 (с.25—26).

Строчная и заглавная буквы Э, э. Правописание сочетания жи. Правописание имён собственных (имена людей).







Урок 66 (с.62—69).


Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.










Урок 81 (с.27—28).

Строчная буква щ.



















Урок 82

(с.27-28).



Заглавная буква Щ.







Урок 67 (с.62—69).


Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ. Отработка техники чтения.











Урок 83 (с.27—28).

Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов.







Урок 68 (с.62—69).


Отработка техники чтения.








Урок 84 (с.27—28).

Закрепление умений писать слова с сочетаниями ча – ща.







Урок 69

(с.70-73).




Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.








Урок 85

(с.30-31).



Строчная и заглавная буквы Ф, ф.







Урок 70

(с.70-73).




Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.








Урок 86

(с.30-31).



Строчная и заглавная буквы Ф, ф.



















Урок 87


Контрольный диктант.







Урок 71

(с.74-81).




Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Русский алфавит.










Урок 88.

Строчные буквы ь, ъ.



















Урок 89.

Русский алфавит.








ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (47 ЧАСОВ)

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (21Ч.)

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ (26Ч.)

Урок 72


Л. Толстой, Три калача и одна баранка.

К.Льдов, Господин учитель Жук.







Урок 90.

Слово, предложение, текст.







Урок 73


Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям.







Урок 91.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е, е, и, ю, я.







Урок 74


Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине







Урок 92.

Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.







Урок 75


История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации







Урок 93.

Обозначение мягкости согласных звуков на конце слова мягким знаком.







Урок 76


В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки








Урок 94.

Обозначение мягкости согласных звуков в середине слова мягким знаком.







Урок 77


А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг







Урок 95.

Заглавная буква в именах и фамилиях людей и в кличках животных.







Урок 78


А.С. Пушкин. Сказки.







Урок 96.

Заглавная буква в названии городов и деревень.



















Урок 97.

Правописание имён собственных.







Урок 79


Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка








Урок 99.

Правописание гласных после шипящих. Правописание слов с сочетаниями жи-ши.







Урок 80


К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей








Урок 100.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи-ши.







Урок 81


К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей








Урок 101.

Правописание гласных после шипящих. Правописание слов с сочетаниями ча-ща.







Урок 82


К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы







Урок 102.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями ча-ща.



















Урок 103.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи – ш, ча-ща.







Урок 83


В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа








Урок 104.

Правописание гласных после шипящих. Правописание слов с сочетаниями чу-щу.







Урок 84


С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть








Урок 105.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями чу-щу.







Урок 85


М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа








Урок 106.

Правописание гласных после шипящих. Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн.







Урок 86


Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов










Урок 107.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн.



















Урок 108.

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи – ш, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн .







Урок 87


Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.









Урок 109.

Слог. Деление слова на слоги. Ударение.







Урок 88


Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

Песенка — азбука. Выразительное чтение








Урок 110.

Перенос слова.







Урок 89


Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.










Урок 111.

Правила переноса слов.







Урок 90


Проект: «Живая Азбука»








Урок 112.

Закрепление знаний о переносе слов.



















Урок 113.

Слитное и раздельное написание слов.







Урок 91


Наши достижения. Планируемые результаты изучения







Урок 114.

Закрепление знаний о слитном и раздельном написании слов.







Урок 92


Праздник «Прощание с азбу-кой»







Урок 115.

Контрольный диктант.







следующая страница >>