При дозированной либерализации подходов при размещении индивидуальной трудовой деятельности и объектов малого предпринимательства - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
При дозированной либерализации подходов при размещении индивидуальной трудовой деятельности - страница №1/1


Актуализация требований государственного санитарного надзора

при дозированной либерализации подходов при размещении индивидуальной трудовой деятельности и объектов малого предпринимательства.


21.01.09 г. г.Могилев
Вступившие в действие в ноябре 2008 г. новые санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию объектов малого предпринимательства», утвержденные Постановлением МЗ РБ от 31.10.2008 г. №183 позволили частично снять остроту проблем, связанных с возможностью размещения малых предприятий сферы промышленности и транспорта, услуг и сельского хозяйства, в условиях современного города и сельского населенного пункта со сложившейся жилой застройкой и инфраструктурой, коммуникациями без ухудшения условий проживания населения.

Достигнуты изменения за счет пересмотра, на наш взгляд необъективно завышенных для малого предпринимательства требований по организации санитарно-защитных зон в соответствии с санитарными правилами и нормами №10-5-2002, которые устанавливали минимальное допустимое расстояние до жилой застройки от предприятий, производств, цехов, а не отдельных рабочих мест, как то требовалось для объектов малого предпринимательства или организации отдельных рабочих мест индивидуальных предпринимателей.

В старой трактовке установления границ санитарно-защитной зоны от парковки до 50 автомобилей расстояние до жилых домов предусматривалось 15 м, а от станции техобслуживания легковых автомобилей (шиномонтаж, без сварочных и окрасочных работ), где работал 1 человек, требовалась организация санитарно-защитной зоны 100 м как для предприятий по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей.

К сожалению, даже в новой редакции СанПиН №10-5-2002, принятых Постановлением МЗ РБ от 11.09.08 г. №140, направленной на ликвидацию таких перекосов в нормировании при размещении объектов малого предпринимательства, остались несуразные требования об организации 50-метровой санитарно-защитной зоны от мастерской по ремонту часов, что свидетельствует о трудностях в изменении традиционных подходов в установлении границ санитарно-защитных зон от производственных объектов.

Считаем, что тенденция либерализации в организации санитарно-защитных зон от отдельных рабочих мест должна найти дальнейшее отражение при решении вопросов при размещении фермерских хозяйств, когда в одном производственном комплексе должных находиться и жилые постройки фермера, а также телятники, гаражи, локальные очистные сооружения, перерабатывающие участки или отдельные рабочие места по выпуску готовой пищевой продукции, склады.

Аналогичные изменения должны быть внесены при размещении малых литейных производств с литьем до 10 тонн/год с использованием разогрева металла в индукционных печах.

На наш взгляд не обосновано завышены требования по организации санитарно-защитной зоны 50 м при размещении отдельных складов для хранения продовольственных и непродовольственных товаров (склад с промышленным товарами - телевизоры, компьютеры, металлоизделия, спорттовары и др.), когда эти товары без всяких ограничений хранятся в жилых домах.

Вместе с тем, либерализации при решении развития и размещения объектов малого предпринимательства ни в коем случае не должна идти за счет ухудшения условий проживания населения рядом расположенной застройки или негативного воздействия на окружающую среду. Эти требования могут быть достигнуты на наш взгляд с учетом имеющегося опыта размещения малых предприятий в сложившейся городской структуре за счет, в первую очередь, внедрения наиболее передовых технологических процессов, самого современного оборудования малоёмкого, но высокопроизводительного. При этом основные усилия специалистов санитарной службы должны быть направлены на то, чтобы ни в коем случае не воплотился часто декларируемый предпринимателями принцип «сначала дайте заработать деньги на старом оборудовании, а затем закупим новое и современное».

Реализуемый с февраля 2009 года заявительный принцип регистрации предпринимательской деятельности облегчил, ускорил и упростил процедуру оформления документов, свел до минимума так называемую «бюрократическую сторону» данного процесса.

Вместе с тем, ранее, уже на этой стадии согласовывая с органами госнадзора (санитарной, пожарной службами, инспекции труда, комитетом по экологии и т.д.) вопросы размещения производства или видов деятельности, начинающий предприниматель получал из компетентных источников необходимую ему информацию, которая позволяла осмысленно, грамотно принимать решения о направлениях видов деятельности, условиях размещения, мерах по безопасности выпускаемой продукции, объему действующей нормативно-правовой базы по данному вопросу, источников ее получения, требований по санитарно-бытовому, медицинскому обеспечению наемных рабочих и т. д.. То есть на этой самой ранней стадии предпринимательской деятельности при всей, так называемой «бюрократической волоките», предприниматель получал тот минимальный объем специфических знаний, который в дальнейшем позволял ему, не вступая в конфликт с действующими нормами законодательства, осуществлять производственный процесс.

В новых условиях, при реализации «заявительного принципа регистрации», на этой стадии исключается «принудительный» процесс получения информации касающийся их деятельности, и было бы целесообразным параллельно открытию предпринимательской деятельности предоставить им возможность дозировано, сугубо по направлениям их деятельности, получить информацию о основных аспектах нормативно-правовых требований связанных с их производством или услугами, за счет создания системы обучающих центров на общественной или государственной основе. Как пример подобного подхода взаимоотношений граждан и государственных органов надзора сложившаяся практика обучения правилам дорожного движения в автошколах. Следует только отметить, что объем знаний которым должен владеть предприниматель открывая и осуществляя деятельность своего производства и оказывая услуги на порядок выше объема знаний правил дорожного движения, т. к. только в области промышленного санитарного надзора действует боле 130 нормативно-правовых документов обязательных к исполнению.

Считаю что совместная работа в этом направлении общественных организаций, ассоциаций промышленников и органов госнадзора, не только сделает доступной необходимую для промышленников информацию, повысит их профессиональный уровень знаний, а значит снизит риски лишиться лицензии за невыполнение действующих требований, но и снизит остроту предубеждений к так называемой «государственной бюрократии».



Авторы: Главный врач УЗ «Могилевский зональный центр гигиены и эпидемиологии» Шуляк В.К. и заведующий отделением гигиены труда УЗ «Могилевский зональный центр гигиены и эпидемиологии» Астапчик А.В.