Практикум ц е л и: познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самообразования «Формирование у младших школьников стремления к самопознанию... 1 352.59kb.
Закончила Уральский ордена «Знак Почета» 1 67.99kb.
Особенности питания младших школьников 1 184.87kb.
Самостоятельная работа 12 Проблемное обучение 13 Занимательный материал... 9 654.41kb.
Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности... 10 1862.99kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 2 360.4kb.
«Мы из прошлого» 1 114.86kb.
Рабочая программа по дополнительной образовательной программе естественно... 3 633.18kb.
Для вузов был разработан курс 10 2957.79kb.
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Юный... 1 130.35kb.
Внеклассное мероприятие по химии на тему "Волшебные превращения" 1 62.28kb.
Таинства (на основе 9, 10 и 13 артикулов ав) 1 48.24kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Практикум ц е л и: познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма - страница №1/1




Что нужно знать о навыках письма.
леворукость у детей
(
практикум)


Ц е л и:

– познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников;

– раскрыть понятие «правильное положение при письме»;

– рассмотреть методы и приемы развития мелкой моторики и координации движений рук у младшего школьника;

– показать особенности леворуких детей;

– дать рекомендации родителям по формированию навыка письма и чтения у леворуких детей.



Участники: классный руководитель, родители первоклас-
сников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Диагностические упражнения для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук учащихся (проводит школьный психолог).

Возможно использование специальной литературы: методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной); тест Куглера, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), рисование простых узоров (Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – Ярославль, 1987).

2. Анализ результатов диагностики учащихся.

3. Наблюдение классного руководителя за положением, которое принимают учащиеся при письме. Оформление отчета об итогах наблюдения: у кого неправильно сформирован навык письма, какие трудности испытывают при письме и чтении ученики и с чем они связаны.

Выработка на основе наблюдений рекомендаций для родителей.

4. Оформление приглашений родителям на собрание.

5. Подбор заданий и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей.

6. Подготовка рабочих мест для трех микрогрупп родителей.

О ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е и и н в е н т а р ь:

1) памятки для родителей «Правильное положение при письме»;

2) запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Он встал, левой рукой перекрестился.

Они заметили, что он левой рукой крестится, и

спрашивают у курьера:

– Что он – лютеранец или протестант?

– Нет, он не лютеранец, а русской веры.

– А зачем же он левой рукой крестится?

– Он – левша и все левой рукой делает.

Н. С. Лесков

3) Листок с описанием игровых упражнений и заданий для развития мелкой моторики рук;

4) таблица-плакат «Сиди правильно».

Таблица-плакат «Сиди правильно»



Х о д с о б р а н и я

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают места за зеленым, синим или красным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.



II. Обсуждение темы.

1. С л о в о к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести-семи годам. В этом возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был подготовлен к усвоению навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Из каких же слагаемых складывается навык письма? Что такое «правильное положение при письме»?

2. Т р е н и н г д л я р о д и т е л е й.

Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Правильное положение при письме – это…».

Родители дают ответы, используя таблицу-плакат «Сиди правильно».

Классный руководитель обобщает и дополняет ответы родителей, вручает им индивидуальные памятки «Правильное положение при письме».

ПАМЯТКА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ»

– Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного; опора – на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола;

– расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5–2,5 см;

– верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки;

– кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола;

– пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;

– ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;

– рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

III. Рассмотрение видов и причин неправильно сформированного навыка письма.

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

▪ неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);

▪ неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);

▪ неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.);

▪ неправильное движение руки (кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);

▪ слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

▪ неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.);

▪ активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.

Исправление неверно сформированного навыка письма включает в себя упражнения, которые направлены на развитие ручной моторики.



IV. Работа в микрогруппах.

Каждая группа родителей получает лист с описанием заданий и игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. В течение пяти-семи минут родители знакомятся с предложенными упражнениями. Затем представители каждой группы проводят эти упражнения с родителями всего класса.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. О б в е д е н и е к о н т у р о в предметных изображений.

2. Р а б о т а с б у м а г о й – «оригами».

3. З а д а н и е «Игра на рояле».

Научите детей последовательно касаться кончиками пальцев стола:

– одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1;

– двумя пальцами – 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2, 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5.

4. С т и х о т в о р н ы е и г р ы:

1) Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное пройдет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!


2) Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

Пальцы согнуты в кулак, разгибаем пальцы, начиная с большого.

3) Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Дети держат перед собой руку ладонью к себе и загибают поочередно пальцы.

5. И г р а «Оса».

Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

6. И г р а «Пальцы в замок».

Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

7. З а д а н и е н а п е р е к а т ы в а н и е в п а л ь ц а х карандаша.

8. И г р а «Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка согнуты.

9. И г р а «Улитка».

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

10. И г р а «Цветок».

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.



V. Беседа школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок – левша».

– Давайте выясним, каковы особенности леворуких детей.

Прежде всего надо помнить, что леворукость – это вовсе не отклонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наоборот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько правшей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается только около... 11 процентов. Уже в младших классах иногда приходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка приучили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «искусственных правшей», как правило, возникают сложности в обучении. Например, появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наоборот; наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные тренировки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоневрозу (первоклассник, у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится. У ребенка появится хронический комплекс неудачника.

– Как можно определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей?

– Предложите ему несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. Наблюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную трубку, режет ножницами. Думаю, результаты окажутся для вас достаточно очевидными. Можно протестироваться и у детского психолога.

– Как правильно вести себя взрослым с леворуким ребенком?

– Родители, поняв, что их ребенок – левша, обычно пугаются. И напрасно. Левшество – один из вариантов нормы, чаще всего передающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).

Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную работу (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропаузы физиологически необходимы для контроля движений, их коррекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.

Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или задание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Например, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма будет не больше 4–6 символов в минуту. Постепенно, при автоматизации навыков, скорость письма выравнивается.

При появлении проблем в чтении нельзя усиливать домашний прессинг, заставлять малыша сидеть над книжкой, вгоняя в состояние неуспешности. Бывает, что от постоянного напряжения происходит зажим мышц, дыхание сбивается, и ребенок еле-еле может дочитать фразу. Тогда надо на несколько дней прекратить читать совсем и обратиться к специалисту. Можно попробовать карточные тренажи: на квадратиках ватмана написать отдельные слоги и прочитывать их, каждый день сравнивая результаты с предыдущими. Постепенно увеличивайте количество букв в слогах, переходите на целые слова, а потом на тексты. Проблема очень часто связана с эмоциональным состоянием ребенка. Как только тревожность будет снята, все функции быстро восстановятся.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.

Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную лапу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не может удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.

Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчиковая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные пуговицы. При этом обе руки должны быть в поле зрения на расстоянии 45 сантиметров от глаз.

Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по-другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и такая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдающихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про лесковского Левшу, который подковал блоху, думаю, тоже все помнят...



VI. Решение родительского собрания.

1. Контролировать правильное положение ребенка при письме, используя памятку.

2. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

3. Оказывать детям помощь в формировании навыка письма.



Л и т е р а т у р а

1. Безруких, М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

2. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

3. Доброхотова, Т. А., Брагина, Н. Н. Левши. – М., 1994.

4. Иншакова, О. Леворукие дети и математика // Начальная школа. – 2003. – № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38, 39, 41, 46. – 2004. –
№ 1, 2, 6, 8.

5. Макарьев, И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.

6. Романова, Ю. Я – левша // Воспитание школьников. – 2002. – № 8.

7. Спрингер, С., Дейч, Г. Левый мозг, правый мозг. – М., 1983.