Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2006. 176 с: илл. Психол - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание проекта Познакомить учащихся с историейросписи... 1 51.08kb.
1. Насилие над детьми: определение, распространённость, причины Понятия... 1 357.88kb.
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе... 1 225.26kb.
Игры с агрессивными детьми 1 74.43kb.
Групповая работа с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства 1 384.24kb.
Конспект занятия в старшей группе с детьми зпр тема: «Наш чудо-нос» 7 1894.66kb.
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников 3 500.76kb.
Педагог высокой квалификации, работающий в доу №6 23 года 1 7.06kb.
Перспективное планирование совместной деятельности педагогов с детьми... 2 483.16kb.
Учебно-опытный участок это лаборатория биологии под открытым небом... 1 77.84kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми группы... 1 107.16kb.
Комсомольская 76 1 29.02kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения - страница №9/10


Относительность страха. В одном большом городе, в доме на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей — Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша в школу. Они были близнецы, поэтому учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гор­дились ими, но одно их огорчало — оба ребенка очень всего боя­лись: боялись темноты, боялись волка, боялись оставаться одни дома.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игру­шечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша — саблю из Мишиного рыцарско­го набора. Засыпая в своих кроватках, они долго крутились, при­слушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз вздыхала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. Вскоре в коридоре, а за­тем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь?» —про­шептал сестре Миша. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущен­ным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и за­лезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?» Дети зат­ряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», — сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около две­ри и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша зас­тучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!» — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней Дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались. «Мы гордимся такими детьми! Но как же вам удалось про­гнать такую страшную собаку?» — спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

Относительность радости. В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей — Леша и Аня. Дети любили, когда ро­дители им что-нибудь покупали, и очень этому радовались. И ро­дители старались порадовать детей, часто покупали им сладости и игрушки: куклу Барби и домик для нее — Ане; набор шерифа, гоночные машины, видеоприставку «Денди» — для Леши. И вот наступил день, когда комната Ани и Леши заполни­лась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигать­ся. «Вот вам последние игрушки, — сказал папа, вручая им автомобиль для Барби и конструктор Леше. — Теперь у вас все есть, играйте и радуйтесь». Но когда дети вновь рассмотрели новые игрушки, им стало скучновато. «С кем бы поиграть?» — подумали они и побежали на улицу. Аня первая нашла около гор­ки группу девочек. «Пойдемте ко мне, — позвала она, —у меня есть дом для Барби со светом». «Извини, нам некогда, — ото­звались девочки. — В соседнем подвале кутята, мы идем их кор­мить». Леша подошел к мальчишкам: «Пошли ко мне, у меня...» «После, после! — крикнули они. — Мы сейчас змеев запускать будем, только что сделали».

Аня с Лешей прошли по всему двору. Но кто-то играл в прят­ки, кто-то в футбол, кто-то выгуливал собаку, а кто-то украдкой выводил пальцем на пыльном крыле автомашины узоры. Играть с Аней и Лешей никто не захотел. Никто не пришел к ним и на следующий день и через день. Дети загрустили так, что мама обеспокоилась и повела их к врачу. «Здоровы», — утешил маму врач.

Неизвестно, чем бы закончился наш рассказ, если бы неожи­данно не приехала бабушка Даша. «В деревню, немедленно в де­ревню!» — воскликнула бабушка, увидев грустные глаза внуков.

Игрушки в деревню баба Даша взять не разрешила, но и без них там было ой как весело! Аня больше всего полюбила поли­вать огород, потому что можно было лить воду не только на огур­цы, но и на ноги, на землю, делать в земле «грязьку» и топать по ней босыми ногами. Леша всякий раз радостно срывался с мес­та, услышав квохтанье курицы. «Снесла!» — вопил он, держа в ру­ках еще теплое яйцо. И обоим нравилось ловить в пруду головастиков, засовывать их в бутылку, а потом выпускать их об­ратно в пруд. А вечером они всегда смотрели на звезды.

Через месяц навестить детей приехали папа и мама. «Какие вы у нас веселые стали! — удивились они. — Спасибо, бабушка, что ты с ними сделала?» «Это я благодарить должна, — ответила бабушка. — Такие дети замечательные! И с огородом помогали, и с курами, и с козой. Мне бы самой не справиться». «Что ты, ба­бушка, — не согласилась Аня, — за что тебе нас благодарить?» А Леша добавил: «Когда человек может сделать что-то своими руками — это большая радость».

Этап 3.


Обучение конструктивному разрешению конфликтов

Шаг Л.


Обучение детей умению владеть

своими чувствами

Работа начинается с рассказа ведущего о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит свое­му хозяину. Если хозяин неряха, то в доме беспорядок, вещи раз­бросаны где попало, хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один че­ловек может быть хорошим хозяином своих чувств, может управ­лять и распоряжаться ими. Другой человек— не хозяин своим чувствам. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжать­ся этим человеком и доставлять ему много хлопот.

Ведущий читает детям следующий рассказ:

«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как- то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в пос­ледней драке он упал, потому что это Вовка ему подножку под­ставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. "Но почему? — удивился То­лик. — Я ведь его справедливо ударил".

А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи Давали, и так Толику стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую, да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!

А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физ­культуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: "Ура, мама, хвали меня!", что младшая сестренка — она была еще грудная — проснулась и заплакала. А мама застыдила его. "Но почему? — грустно подумал Толик. — Я ничего не понимаю"».

Детям предлагается обсудить рассказ. Желательно подвести детей к выводу о том, что беда Толика в том, что он не был хозяи­ном своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чув­ствами мешает и самому человеку, и окружающим, может приве­сти к серьезным конфликтам. Необходимо, чтобы в результате беседы дети изъявили желание научиться владеть своими чув­ствами, быть их хозяевами.

Далее необходимо показать детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами. Это можно сделать, рас­сказав им такую сказку:

«В одной семье жили три сына: двое умных, а третий дурак. Двое работали, и денег подкопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, Иван, как мы уже говорили, был дурак дураком, битым столько раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек братья глаз положили. "Да ведь людям интересно, спра­шивают", — оправдывается он потом. То в драку влезет. Как ус­лышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. "Чтобы неповадно было", — оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесет. Попросят его братья помочь чем-ни­будь: лошадь запрячь или такую малость, как яйца куриные с гнезд собрать, — так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет — лечи его потом. "Так я же скорее хотел сделать", — оправдывается.

И вот надоело Ивану битым быть, и пошел он в лес куда глаза глядят. Шелон, шел и устал, сел на пенек, ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушонка с гриб величиной, а глаза у нее большие и добрые. "Знаю, знаю про беду твою, — говорит ему старушонка, — не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя

не выскакивали, когда это не надобно." "Правильно ты говоришь, бабушка, —отвечает Иван, —радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает, да так, что невтерпеж становится". "По­могу я тебе, — молвит старушонка, — слушай внимательно. Дам я тебе три совета...

Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обе­ими ногами на Мать-Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми паль­цами, чтобы Земля силу дала.

Второй — когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешь — муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.

А третий — это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихо­нечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.

И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешь — надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести". Сказала так старушонка и исчезла.

Огорчился Иван, что не все он понял, хотел еще спросить-порасспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел бо­жью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью, и захотелось ему домой вернуться. "Братья уж волнуются, меня ищут", — подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкиных всю жизнь помнил и им следовал. А звать его с тех пор стали уважительно — Иваном Ивановичем. А когда женился и детишки у него пошли, наказал детишкам советам этим сле­довать».

Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей вы­полнению трех советов старушки. И затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях. Можно также поде­литься советами с учителем и воспитателем и попросить их на­поминать эти советы детям и периодически выполнять, используя их в качестве «минутки расслабления».

Для тренировки умения владеть своими чувствами можно предлагать детям следующие упражнения:

Упражнение «Хочукалки». Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям пред­лагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не кри­чать тут же правильный ответ (хотя очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Упражнение «Щекоталки». Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де­тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвиж­ность. При повторном выполнении водит один из детей.

Упражнение «А-а-ах». Ведущий кладет руку на стол, а дети все вместе начинают тихо произносить звук «а». Ведущий мед­ленно поднимает руку, дети при этом постепенно усиливают гром­кость звука. Когда рука достигнет вертикального положения, упражнение завершается громким совместным «ах» и дети мгно­венно замолкают.

Упражнение «Я очень хороший». Описание упражнения см. на стр. 14.

Упражнение «Кричалки». Ведущий вслух читает тексты раз­нообразных нелепиц, небылиц, перевертышей из русского фольклора, при этом он совершает некоторые движения (посту­кивания, похлопывания, притопывания). Дети вслед за ведущим повторяют его движения и слова — все громче и громче, в конце все дружно кричат их.

Упражнение «Шепталки». Это упражнение является вари­антом предыдущего, только текст все вместе говорят все тише и тише, а в самом конце — шепчут.

Шаг 2.


Обучение умению в конфликтных ситуациях

принимать во внимание чувства другого

человека

1. Детей нужно подвести к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов. Для этого им читают следующие рассказы:

«Миша рос очень высоким и добрым мальчиком, но, к сожа­лению, он часто трусил. И вот пришло время ему идти в детский сад, так как бабушка его уехала в другой город. Не хотел идти Миша в детский сад, боялся, что ребята обижать его будут. И мо­жет быть, поэтому, когда он вошел первый раз в группу, показа­лось ему, что ребята как-то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята ви­дят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, драть­ся хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу».

После чтения рассказа детям предлагается подумать, что чув­ствовали в этой ситуации Миша и что ребята, обсуждается, поче­му произошла ссора и как ее можно было избежать. Обращается внимание на то, как легко ошибиться в определении состояния другого человека.

«Оставшись как-то раз одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Маша, забилась в уго­лок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: "Ни стыда у тебя, ни со­вести, Маша! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа". Расплакалась тут Маша. А мама еще больше рассердилась: "Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!"»

Детям предлагается найти ошибки мамы и Маши в понима­нии друг друга, подумать, как им лучше было бы поступить в этой ситуации, придумать хорошее окончание к этому рассказу.

Конечно, было бы очень хорошо, если бы в конце работы дети захотели научиться понимать чувства других людей.

2. Такое обучение можно начинать с предъявления детям си­туаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев. Героями ситуаций должны быть как сверстники, так и взрослые. Приведем примерные ситуации:

«Когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует..., его мама чувствует...»

«Когда ребенок получил плохую оценку, он чувствует..., его мама чувствует..., учительница чувствует...»

«Когда ребята не хотят с малышом играть, он чувствует...»

«Когда девочка ложится спать, она чувствует...»

Далее детям предлагается следующая игра.

Игра «Встань на его (ее) место». Ведущий задает ситуации, в которых один из героев необоснованно обижает другого. При­ведем примеры таких ситуаций:

А. Миша пришел в школу нарядный и радостный — у него се­годня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел лок­тем Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал нарядную рубашку.

Б. Сегодня не задали уроков, и Лена решила помочь маме: после школы забежать в магазин и купить хлеба на деньги, кото­рые скопила от завтраков. «Вот мама обрадуется», — мечтала

она. Правда, в магазине рядом со школой не было свежего хлеба и ей пришлось пойти в дальний, поэтому, когда Лена подошла к своему дому, мама уже стояла у дверей с ремнем в руках. «Ты где же это, негодница, пропадала? Марш домой! Вот придет отец, он тебе добавит!» — кричала мама. И Лена горько заплакала.

В. На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но тут вспомнил, что на перемене Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ирина Петровна заметила это и закричала: «Немед­ленно повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол!». И Коля сидел, еле сдер­живая слезы.

Для каждой ситуации выбирается водящий — он играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пус­той стул — для обидчика. Дети по очереди садятся на этот стул и от первого лица (я — Вася, я —мама, я —учительница Ирина Пет­ровна) рассказывают о чувствах обидчика таким образом, чтобы объяснить причину своих действий. Игра заканчивается на том уча­стнике, который так представит свои чувства, что водящий — оби­женный — перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

Например:

A. Я — Вася. Вчера вечером я долго смотрел кино и сегодня
не выспался. Мама накричала на меня, потому что я не хотел вста­вать. Сестренка съела мой пирожок, пока я мылся. А еще я дома забыл тетрадь по русскому языку, получу двойку обязательно, по­
этому я тебя и толкнул, Миша.

Б. Я — мама. Я очень ждала тебя из школы, Лена. Подогрела борщ, испекла твои любимые булочки. Но тебя долго не было. Сначала я смотрела в окно. Дети все прошли. Потом ходила по квартире, не зная, куда деть себя. А потом уже не смогла терпеть и выскочила на улицу. И поэтому я обидела тебя, Лена.

B. Я — учительница Ирина Петровна. Сегодня утром заболе­ла моя дочка, у нее сильно повысилась температура. Я оставила
ее с бабушкой и все время думаю о ней. Волнуюсь. И поэтому я
обидела тебя, Саша.

Хорошо, если обидчик сможет еще и извиниться. Здесь сле­дует быть очень осторожным, чтобы извинение не было фор­мальным.

Более старшим детям можно предложить следующую игру.

Игра «Угадай, кто я?». Ведущий тихонько называет водяще­му имя одного из участников группы и дотрагивается до него «вол­шебной палочкой», «превращая» водящего в этого участника. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой люби­мый писатель?» А водящий старается отвечать на них, как будто действительно «превращен». Детям необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.

Шаг З.

Обучение детей принятию на себя



ответственности за свои чувства

  1. Работа начинается с вопросов ведущего о том, что чувство­
    вали сегодня дети, когда проснулись, когда пошли в школу, когда
    сидели на разных уроках. Делается вывод, что чувства могут меняться в течение дня.

  2. Встает вопрос: а как же изменить неприятные чувства, как
    сделать так, чтобы пропали обида, грусть, жалость к себе и т. д.?
    Чтобы на него ответить, детям читается сказка о еноте Теме.

«В одном лесу, на краю большой поляны, в глубокой и тем­ной норе жил-был енот по имени Тема. В этой норе он родился, в ней он и жил. Когда другие зверята прыгали и играли, греясь в ласковых лучах веселого солнца, Тема сидел в своей норе, за­копавшись в бурые прошлогодние листья, и думал. Думал Тема о солнце, о зеленой листве, о легком ветре. Думал о том, что все играют вместе, а он здесь один сидит в темноте... И стано­вилось еноту грустно и очень жалко себя, бедного и одинокого. Снова закапывался он в старые листья и закрывал глаза. Лучше уж сидеть здесь, чем вылезать наружу: мало ли что там может случиться! Да и привык наш енот к темноте. Страшно вылезти, страшно!

Но однажды утром Тема проснулся и услышал громкое щебе­тание птиц, услышал ласковый шелест листвы. В нору заглянул тонкий золотистый лучик солнца и погладил темную шерстку ено­та. Тема принюхался. С поляны доносился запах цветов и трав. И тут Тема решился и осторожно высунул нос из норы. В глаза ему ударил яркий свет. А привыкнув к нему, Тема увидел, что на поляне идет игра: зайчонок, лисенок и волчонок бросали друг другу большой разноцветный мяч. Ах, как захотелось Теме при­соединиться к ним! Как захотелось потрогать этот прекрасный мяч, а может быть, даже поиграть с ним1. Вот сейчас лисенок бро­сит его зайчонку, а зайчик заметит Тему, скромно выглядываю­щего из норы, и бросит мяч ему!

- Ну же, зайка, кидай мне! — крикнул волчонок.
Зайчонок размахнулся и... И вдруг большой мяче размаху ударил Тему по носу! Тема пугливо отпрянул и залез поглубже. Из самого темного угла он смотрел, как зайчонок подходит к его норе, подбирает мяч и идет к своим друзьям. Слезы потекли по щекам енота. Как больно ему было, как обидно!

"А я еще хотел с ними поиграть! Вон они какие — меня даже не заметили. Да еще мячом ударили! Наверное, они не хотят меня видеть. И правильно, зачем я им нужен, такой пугливый и неук­люжий..." Вытер Тема слезы и решил никогда больше не выле­зать из норы.

Так прошло лето, потом осень и зима. А енот все сидел в сво­ей норе. Только глубокой ночью вылезал он, чтобы пополнить за­пасы еды. А потом быстрее бежал обратно — прятаться от своего страха.

Но вот пригрело солнце, стал подтаивать снег. Наступила вес­на. Теперь с поляны часто доносился звон ручейка, пока еще ти­хий и неуверенный. И решил Тема устроить уборку — выбросить старые листья из норы. А мимо пролетала сорока. Видит — возле старой березы листья сами собой шевелятся. Подлетела она по­ближе и увидела Тему.



  • Здравствуй, енот. Давно я тебя не видела. Пошли к ручью.
    Там кораблики пускают.

  • Правда?! — обрадовался Тема, но вспомнил прошлое лето
    и нахмурился. — Нет, не пойду. Там меня всякий обидеть может.
    Мне и так хорошо.

  • И совсем нехорошо тебе так! — не унималась сорока. - Пошли, иначе ты просидишь в своей норе всю весну!

"Да я могу и всю жизнь в ней просидеть!" — испугался енот и решил вылезти, а там будь что будет.

И вот идет Тема, озираясь, к ручью. А там лисенок, волчонок и зайчонок сидят, кораблики из коры делают и по ручью пуска­ют. Испугался Тема, попятился. А лисенок его заметил и вос­кликнул:

- Эй, смотрите, это же настоящий енот! А почему мы тебя
раньше не видели?

Рассказал им енот свою грустную историю. Удивились зверята, а зайка сказал:



  • Так ты живешь у старой березы? А я-то думал всегда, что
    наш мяч о кочку споткнулся! Ты уж прости меня, Тема, за то, что я тебе по носу попал.

  • Это вы меня простите, — сказал Тема, — я думал, вы со мной играть не хотите.

  • Это мы-то не хотим?! — воскликнул волчонок. —Да нам как раз еще один помощник нужен! Смотри, сколько мы еще можем корабликов сделать! За работу!

Так у Темы появились верные друзья, и зверята были рады новому товарищу. А темная нора напрасно ждала енота целыми дня­ми, Тема приходил сюда только вечером, поправлял свою мягкую подушечку из золотистого сена и думал: "Какой же я молодец, что вышел тогда из норы!"»

Дети обсуждают сказку. В процессе обсуждения ведущий по­могает им понять, что Тема нашел в себе силы выйти из норы, то есть в первую очередь изменил себя. И это привело к изменению ситуации — у него появились друзья, появилась радость.

Этап 4. Итоговый

Завершением занятий по этой части программы (эмоциональ­ному блоку) должен стать праздник, на который приглашают ро­дителей. Подготовку праздника надо начинать заранее. Праздник может быть организован по-разному в зависимости от возраста детей. Например, для детей от семи лет подходит форма КВНа или «Разнобоя», когда класс делится на две команды, между ко­торыми организуется соревнование, включающее темы, изучен­ные в данном блоке. И здесь важно не только что-то вспомнить из занятий, повторить или же показать родителям, а именно со­здать ситуацию праздника, что необходимо для закрепления пройденного материала, для встраивания в него новых знаний, Для будущего использования.

Часть 2. Когнитивный блок

РАБОТА С САМОСОЗНАНИЕМ

Как было уже сказано, центральной задачей данного блока яв­ляется формирование у детей самосознания личности. Согласно концепции В. С. Мухиной (1985), под самосознанием понимает­ся психологическая структура, представляющая собой единство, находящее выражение в каждом из своих звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное призна­ние, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обя­занности). В. С. Мухиной показано, что наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация од­ного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может приводить к появлению агрессивности, тре­вожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на отношении к себе.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наи­более значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

Исходя из этого, мы составили игры-упражнения, направлен­ные на снятие (или некоторое снижение) депривации данных зве­ньев самосознания.

Игры-упражнения,

направленные на гармонизацию осознания имени

1. «Паровозик» (дети сидят кругом) Инструкция: «Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сна­чала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приго­варивая "чух-чух-чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух-чух-чух", и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый — его "вагоном". Новый "паровозик" вме­сте с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух-чух-чух", и назо­вет свое имя и имя своего "вагона"».

Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик ломается", то есть кто-то из детей забывает имя своего "вагона", то игру лучше начать сна­чала.

2. «Поем имя» (дети стоят кругом) Инструкция: «Представим себе, что мы разучились разгова­ривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познако­миться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети».

3. «Ласковое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы бу­дем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назо­вет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик.

Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

4. «Рисуем имя» (дети сидят за столиками, поставленными кругом)

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. Те­перь пусть каждый представит свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть свое имя, увидеть, ка­кого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они по­хожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать» (перед каждым ребенком ле­жат цветные карандаши и лист бумаги).

Когда дети закончат рисование, они показывают свои рисун­ки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени.

5. «Маленькое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Представим себе, что вы вдруг стали маленьки­ми. Давайте теперь будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает позу малень­кого ребенка какого хотите возраста. Все остальные копируют его позу и хором повторяют его имя».

Когда каждый из детей примет нужную позу, можно провести обсуждение того, что они при этом почувствовали, почему был выбран именно тот или иной возраст «маленького ребенка».

6. «Цветок — имя» (дети сидят кругом на ковре) Инструкция: «Давайте закроем глаза и представим себе лет­ний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летне­го дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

После выполнения упражнения нужно предложить детям рас­сказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.

7. «Потерялся мальчик» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены, громко и ласково по оче­реди зовем его, например: "Ау, Сашенька!" "Потерявшегося" мы поставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал». Модификация: Один ребенок отходит в сторону. Остальные дети по очереди представляют себя братцем Иванушкой, кото­рого Баба-Яга с камнем на шее бросила в озеро, и по имени зо­вут первого ребенка, просят помочь: «Сашенька, помоги!»

8. «Мы очень любим» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все — мама, папа, бабушка, дедушка, — словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы — придумывать и называть его ласковое имя».

9. «Имя шепчут волны» (дети сидят кругом на ковре) Инструкция: «Попробуем представить себе, что неживая при­рода ожила и хочет поговорить с нами. Пусть сейчас мы с вами на берегу моря. Мы стоим на песке, набегают волны. И волны хотят заговорить с нами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуй­те сначала про себя послушать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнести это вслух».

Ведущий показывает, как волны произносят его собственное имя, затем помогает детям, если это будет им трудно. После этого можно предложить детям услышать и произнести вслух, как их зовут ветер, дождь, тучки или камешки на дороге.

Модификация: Детям предлагается представить себя в сказ­ке и попробовать услышать и произнести вслух, как их зовут Баба-Яга, Русалочка, Илья Муромец и другие сказочные герои.

10. «Взрослое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрос­лыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговари­вать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по име­ни и отчеству? Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, вста­нет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. За­тем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: "Я — Мария Николаевна", "Я — Игорь Викторович"».

Когда все побывают в роли взрослых, можно предложить де­тям обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых и почему. Определить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ро­лью взрослого.

Игры-упражнения,

направленные на гармонизацию притязания на признание

1. «Подарок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто да­рить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, ко­торая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Вполне вероятно, что выдуманные подарки почти так же интересны, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими и можем подарить любой пода­рок соседу справа. Посмотрите на него внимательно, попробуй­те угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди "подарим друг другу наши подар­ки", не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».

После того как дети «подарят» друг другу «подарки», можно спросить их, какие «подарки» им понравились больше и почему, что было приятнее — делать, дарить или получать подарки?

2. «Снежная королева» (дети сидят кругом)
Инструкция: «Давайте вспомним сказку "Снежная королева".

Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьша­лось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и замет­нее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно было разглядеть то хорошее, что есть в чело­веке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Как это сделать? Просто представить себе, что они надеты, посмот­реть внимательно на каждого из ребят и постараться увидеть как можно больше хорошего в каждом — даже то, что обычно не за­мечается».

Ведущему лучше самому первому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети расска­зали о том, как они чувствовали себя, когда их рассматривали и когда они рассматривали других. Игру можно повторять неодно­кратно, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего.

Модификация: Можно предложить всем детям «надеть очки» и разглядывать в них поочередно каждого члена группы.

3. «Конкурс хвастунов» (дети сидят кругом)
Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный кон­
курс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастает­ся. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется"».

После того как будет пройден круг, дети определяют победи­теля — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понрави­лось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?

4. «Елочка» (дети стоят кругом)

Один из детей стоит в центре с шишкой в руке — он изобра­жает елочку.

Инструкция: «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек. Но мы можем повесить на елочку волшеб­ные игрушки, внутри которых будет что-нибудь спрятано: креп­кая дружба, веселый смех, смелость, честность, ласковая улыбка или что-нибудь другое. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, по­весит и скажет о своей игрушке вслух».

Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязатель­но прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Если некоторым де­тям трудно придумать игрушку, ведущий может им помочь.

Игра заканчивается хороводом вокруг елочки со словами лю­бой из подходящих к случаю детских песен. Игра может повто­ряться в другие дни с разными «елочками».

5. «Царевна Несмеяна» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в Царевну Несмеяну. Кто хо­чет ею быть? Каждый из вас по очереди будет подходить к Царев­не Несмеяне и стараться ее рассмешить. Царевна Несмеяна же изо всех сил будет сдерживаться, чтобы не рассмеяться. Выигра­ет тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку у Царевны Несмеяны». Игра повторяется с различными «Царевнами Несмеянами» несколько раз. После окончания можно обсудить, как же легче рассмешить другого человека.

Модификация: Детям предлагается по очереди невербально пожалеть, то есть погладить или приласкать Царевну Несмеяну за то, что она плачет. Обычно они очень любят быть в роли жале­емой Царевны Несмеяны.

6. «Гадкий утенок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вы читали сказку Андерсена "Гадкий утенок"? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть Гадким утенком? А кто другими птицами во дворе?» Ведущий помогает каждому из де­тей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам Гадкий утенок. Ведущий может спросить у него, есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры Гадкого утенка. Когда все дети получат роли, каждая из птиц по очереди, а затем все вместе хором прогоняют Гадкого утенка со двора. Затем ведущий делает знак птицам уснуть, остается один Гадкий утенок, который постепенно меняет свою походку, выра­жение лица (с помощью ведущего) и превращается в Лебедя. После слов Гадкого утенка: «Я — лебедь», все птицы просыпают­ся, подлетают к нему по очереди, гладят его клювами и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь».

Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побыть Гадким утенком, не сыграют эту роль.

7. «Я умею» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в игру "Я умею". Каждый по очереди будет называть, а если захочет, то и показывать какое-нибудь свое умение, например, быстро бегать, забивать гвозди, выращивать цветы и т. п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца».

После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы уме­ний, которые были забыты детьми.

8. «Заяц-Хваста» (дети сидят кругом, в центре — стул или столик)

Инструкция: «Давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пенечке перед другими зай­цами и хвастал: "Я — самый умный, я — самый смелый, я — хит­рый!" А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц и помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц — не хваста, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень гром­ко проговорит: "Я самый-самый..."».

Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, мно­гие дети будут стесняться выполнять упражнение. Настаивать не стоит, при неоднократном повторении упражнения его выполня­ют практически все дети.

После того как все дети побывают Зайцем, можно предложить им подумать о том, что большинство детей на самом деле не хва­стались, а говорили правду о себе. Можно предложить детям сно­ва встать на стульчик и повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором произнести ту же фразу, напри­мер: «Ты умный, красивый и ласковый».

9. «Старенькая бабушка» (дети становятся у стены парами)

Инструкция: «Давайте представим себе, что каждая пара со­стоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в ка­бинет врача (стулья у стены)».

Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям боль­ше всего понравилось быть и почему. Интересно, что многим де­тям нравится выступать в роли бабушек.

Модификация: Детям предлагается ситуация «перевести сле­пого старичка через улицу с интенсивным движением». «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин и в крайнем случае принять удар «машины» на себя.

10. «Угадайка» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в игру "Угадайка". Посмот­рите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме».

Все по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается определить детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нра­вится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

11. «Любимый сказочный герой» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожими. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очере­ди представиться от имени героя, например: "Я — Золушка", "Я — Спиди-гонщик", а потом войти в круг и подвигаться, как двигает­ся ваш герой, немного пожить его жизнью».

В процессе игры дети могут задавать необычные и творчес­кие вопросы и также на них отвечать. Например, они могут спро­сить ребенка в роли Золушки: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?» Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все «покажут своих героев», можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ве­дущий может им помочь.

12. «Куклы» (дети, разбившись парами, сидят кругом)

Инструкция: «Сегодня мы с вами будем играть в куклы. Но кук­лы у нас будут живыми. Вспомните, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что ваши куклы живые. Представим себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы (ну а маль­чики — в медведей, зайцев, ослов и т. п.). В куклу-девочку или в куклу-мальчика превратится один из пары».

Ведущий предлагает детям помыть кукле руки, каждый паль­чик в отдельности, потом покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, затем утешить, когда кукла разобьет коленку, и т. п. Если дети увлекутся, пусть продолжат игру само­стоятельно. Потом важно обсудить, как они чувствовали себя в роли кукол, как можно приласкать куклу перед сном, как уте­шить ее, если она плачет.

13. «Поздравляю» (дети сидят кругом) Инструкция: «Сегодня мы будем учиться сочинять поздрави­тельные открытки. Молча, только глазами выберите себе парт­нера; глазами договоритесь, что вы будете придумывать открытки друг другу. Никто не остался без пары? Тогда давайте предста­вим себе, что у вашего партнера день рождения и вам хочется придумать ему интересную открытку, пожелать ему что-то очень хорошее».

Далее по кругу передают друг другу чистый лист бумаги — «от­крытку» и дети вслух «зачитывают» свои поздравления. Можно провести второй круг, в котором детям предлагается представить на месте своего партнера самого себя и придумать открытку са­мому себе. Интересно потом провести обсуждение.

14. «Игрушки» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем представить себе, что нас заколдо­вал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Зак­ройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играете вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить это ощущение. А теперь от­кройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игруш­ку только что превращался».

По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон его Я.

15. «Смелый мальчик» (дети сидят кругом) Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано: "Смелый мальчик (девочка)", "Сильный мальчик (де­вочка)", "Веселый мальчик (девочка)", "Красивый мальчик (девоч­ка)". Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со сво­его места, ходить по комнате, подходить друг к другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя только произносить звуки».

Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ре­бенок, то можно помочь ему в изображении.

16. «Котенок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой малень­кого котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобь­емся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует позна­комиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бо­яться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике».

Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.

17. «Ракета» (дети сидят кругом) Подробное описание упражнения —см. на стр. 18.

18. «Кони и всадники» (дети, разбившись парами, стоят кругом)

Инструкция: «Представим себе, что в каждой паре один ребе­нок превратится в коня, а другой — в его всадника. "Коням" мы завяжем глаза, а "всадники" встанут сзади своих "коней", возьмут за локти и приготовятся ими править. А теперь устроим скачки. Задача "коня" —бегать побыстрее, а задача "всадника" —не до­пустить столкновений своего "коня" с другими. Если же какая-нибудь пара падает, то выбывает из игры».

Когда ведущий увидит, что дети начинают уставать, можно про­извести обмен ролями. Упражнение можно потом обсудить.

19. «Волшебники» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте теперь попробуем сами стать волшеб­никами. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы за­вяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником».

Ведущий подводит к «кандидату в волшебники» по очереди 3-4 детей. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения упражнения можно обсудить, как детям уда­валось правильно догадаться, на какие признаки они ориентиро­вались.

20. «Я — взрослый» (дети сидят кругом)
Инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя

взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Откроем глаза и рас­скажем друг другу, какими мы станем, когда вырастем, какие наши качества будут нравиться окружающим».

Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.

21. «Мое будущее» (дети сидят кругом)


Инструкция: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. На­верняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в бу­дущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс!» А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь...» И тогда ваше желание не­пременно сбудется».

Игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не закон­чатся их желания.

22. «Я горжусь...» (дети сидят кругом) Дети закрывают глаза, а ведущий просит их представить себе лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написа­но: «Я горжусь, что я...» После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что уда­лось дописать.

23. «Волны» (дети сидят кругом) Инструкция: «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласко­во омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем улыб­нуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробу­ем "пошуршать", как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купаю­щимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они го­ворили бы: "Мы любим вас, мы любим вас".

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в мо­ре». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбе­гают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

24. «Маленький принц» (дети сидят за столиками, поставленными кругом)

Детям предлагается вспомнить Маленького принца (из книги Антуана де Сент-Экзюпери) и его собственную планету. Затем представить, что у каждого тоже есть своя планета, и нарисовать ее. При обсуждении можно спросить детей, какого размера эта планета, кто на ней живет и можно ли до нее добраться.

25. «Ладошка» (дети сидят за столиками, поставленными кругом)

Детям предлагается положить левую ладошку на лист бума­ги, раздвинуть пальцы. Затем обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-либо хорошее о себе от первого лица:«Я — красивый», «Я — сильный» и т. п. Затем ведущий со­бирает «ладошки», по очереди читает их группе, а дети догады­ваются, кому какая «ладошка» принадлежит.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей

Важной особенностью этого структурного звена самосозна­ния у младших школьников является значительное преобладание осознаваемых обязанностей над правами. Кроме того, осозна­ваемые обязанности, как правило, односторонне ориентирова­ны на обеспечение успешности обучения в школе (хорошо учиться, красиво писать в тетради, всегда делать уроки и т. п.) или же на сдерживание у детей проявлений потребностей в игре и движении (не бегать, не вертеться, не играть на уроке, не кри­чать громко и т. п.). Исходя из этого, основные цели упражнений, приведенных в данном разделе, были определены как расшире­ние перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у де­тей представлений об относительности осознаваемых ими обязанностей.

1. «Школа для кенгуру» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем представить себе, что мы попали в школу для зверей, например, в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем-кенгуру? А все остальные будут учениками-кенгуру. "Учитель" будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хва­лить, кого-то ругать, но все "на языке кенгуру". А мы попробуем отгадать, что от нас хочет "учитель"».

После проигрывания «урока» происходит обсуждение, на­сколько ученики поняли своего «учителя» и что помогало пони­манию. При повторении игры ее можно усложнить, надевая на «учителя» маску животного.

2. «Крокодил в синей шляпе» (дети сидят кругом)

Инструкция: «Давайте все вместе подумаем, что мы будем делать, если к нам сейчас постучите дверь и зайдет большой кро­кодил в синей шляпе с полями».

Дети по очереди придумывают свои варианты. Затем пред­лагаются для обсуждения следующие ситуации:

«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учитель­ница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»

«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, ма­ленькая, размером с ластик...»

Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

3. «Фантазеры» (дети сидят кругом) Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н. Но­сова "Фантазеры". Давайте мы тоже поиграем в фантазеров. Каж­дый попробует придумать и рассказать какой-нибудь самый невероятный случай, который с ним произошел. А потом мы оп­ределим, кому же удалось лучше всех "соврать"».

4. «Комната смеха» (дети сидят кругом) Инструкция: «Кто-нибудь из вас был в "комнате смеха"? Я на­помню. Там стоят "кривые зеркала", которые могут расширить или сузить изображение, удлинить или укоротить его либо же совсем искривить. Смотреть на себя в такие "зеркала" бывает обычно очень смешно. Сейчас каждый из вас станет "кривым зеркалом" (ведущий задает детям тип зеркала). А один из нас как будто ку­пит билетик, зайдет в нашу "комнату смеха" и по очереди будет подходить к каждому "зеркалу" и что-нибудь перед ним делать. А "зеркало" попробует его отразить. Побеждает то "зеркало", ко­торое сумеет "отразить" смешнее всего, то есть то, глядя на ко­торое дети будут громче смеяться. Потом в "комнате смеха" у нас побывает каждый».

5. «Да и нет» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем определить, кто из вас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопро­сы, на которые заранее знаем ответы: "да" или "нет".

Например: "Ты ходишь в школу?", "Ты был на Северном полю­се?", "Ты вчера целовался с тигром?" и т. п. А тот, кого спрашива­ют, должен обязательно отвечать наоборот. Например: "У тебя есть рога? — Да". Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра бу­дет продолжаться до тех пор, пока не останется один участник-победитель».

6. «Педсовет»

Инструкция: «Представим себе, что мы вдруг стали взрослы­ми, учителями, сидим на педсовете. Давайте попробуем поси­деть, как учителя, посмотреть вокруг, как учителя. На нашем "педсовете" идет обсуждение обязанностей ученика в школе, ка­ким должен быть ученик. Учителя спорят, не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем в такой педсовет. Один из нас будет говорить, что должен делать ученик, его сосед — опровергать сказанное и предлагать свой вариант ответа. Это может быть, на­пример, так:


  • Ученик должен всегда слушаться учителя.

  • Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что от­выкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вес­ти себя в школе.

- Ученик не должен всегда хорошо вести себя в школе, пото­му что ему станет скучно в школу ходить. Ученик должен всегда
отвечать уроки на "пять"» и т. п.

Дети начинают играть по кругу. В начале круга ведущий мо­жет помочь детям, так как многим бывает трудно переводить «должен» в «не должен».

Модификация: Упражнение можно повторить для ситуаций дома и улицы, то есть «Дома должен — не должен», «На улице должен — не должен».

7. «Учсовет» (дети сидят кругом) Инструкция: «А теперь представим себе педсовет учеников — "Учсовет". Ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и ка­ким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друге другом. Давайте поиграем так же, как и в пре­дыдущем упражнении, по схеме "должен — не должен". Это может быть, например, так:

-Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кри­чать.

- Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, по­


тому что дети не будут его слушаться. Он должен быть веселым».

8. «Родители и дети» (дети сидят кругом) Инструкция: «Представим себе, что мы превратились в роди­телей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хо­рошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий "ро­дитель" отрицает совет предыдущего и дает свой собственный. Это может быть, например, так:



  • Будь всегда честной.

  • Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не
    так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой».

Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ре­бенка, сажают его в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.

9. «Я имею право» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, какими правами обладает ученик в школе. А потом возьмите лист бумаги и запи­шите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все за­кончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые говорящий уже назвал. Победит тот, у кого в списке останется больше всего не-вычеркнутых слов о правах».

В конце можно будет обсудить содержание прав, названных детьми, совместно раскрыть ту сферу прав, которая детьми не названа.

Модификация: Упражнения повторяются для ситуаций дома и на улице.

10. «Я — учитель» (дети сидят кругом) Инструкция: «А теперь попробуем опять превратиться в учи­телей и подумать, какими правами мы обладаем как учителя, а затем записать это».

Далее упражнение проигрывается по той же схеме, что и пре­дыдущее.



<< предыдущая страница   следующая страница >>