Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2006. 176 с: илл. Психол - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание проекта Познакомить учащихся с историейросписи... 1 51.08kb.
1. Насилие над детьми: определение, распространённость, причины Понятия... 1 357.88kb.
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе... 1 225.26kb.
Игры с агрессивными детьми 1 74.43kb.
Групповая работа с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства 1 384.24kb.
Конспект занятия в старшей группе с детьми зпр тема: «Наш чудо-нос» 7 1894.66kb.
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников 3 500.76kb.
Педагог высокой квалификации, работающий в доу №6 23 года 1 7.06kb.
Перспективное планирование совместной деятельности педагогов с детьми... 2 483.16kb.
Учебно-опытный участок это лаборатория биологии под открытым небом... 1 77.84kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми группы... 1 107.16kb.
Комсомольская 76 1 29.02kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения - страница №10/10


Часть 3. Поведенческий блок

РАБОТА С РОЛЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Центральной задачей данной программы является обеспече­ние адекватного ролевого развития детей. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоро­вье человека. При этом под адекватным ролевым развитием по­нимается умение принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, то есть обладание ролевой гибкостью и ролевой кре­ативностью.

Нарушениями в ролевом развитии являются неумение вхо­дить в роли разные по статусу и содержанию или же отождеств­ление себя с какой-либо из своих ролей, часто патологической. Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятель­ность дошкольника — ролевую игру, затруднить общение со свер­стниками и внутрисемейное общение, привести к возникновению психосоматической патологии.

Нам представляется, что, работая с ролевым развитием де­тей, лучше всего обращаться к традиционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется большое внимание. В настоящее время психотерапевтические возможно­сти народной культуры еще не изучены, и сама она, на наш взгляд, не получила должного психологического осмысления. Поэтому, не претендуя на глубину анализа, коротко коснемся лишь аспек­та, связанного с ролью.

Народная культура обеспечивала достаточно тесное взаимо­действие человека и роли прежде всего через ряженье. Явление ряженья было в основном разрушено к середине 1930-х годов, и необходимо понять, что из этого явления должно и может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем опирать­ся на понимание его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений {Ивлева, 1994). Исходя из этого, проигрывание роли в ряженье требует проигрывания ее мифологического содержания. Кроме того, следует обратить

внимание на такой важнейший принцип ряженья, как переверну­тость. Этот принцип подчеркивался и маской, и одеждой (наи­знанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу), и хореографией ряженья (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, контрастное сочетание «угловатых движений» и др.), и голосом (молчание или изменение голоса). С помощью данных средств достигалось особое состояние «я — не я, а кто-то дру­гой», то есть уход от нормативного «я» в антиформу. Что же дава­ло человеку ряженье помимо безусловного развития ролевой гибкости и креативности?

Поскольку традиционно антиповедение связывалось с пред­ставлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье осуществлялось установление контактов с умершими предками и демоническими существами, то есть с потусторонним миром (а в ряженье — антимиром), следова­тельно, происходило снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение антимира в человека, в резуль­тате достигалась определенная внутренняя целостность чело­века, так как «...темное также принадлежит моей целостности» (Юнг, 1991).

Таким образом, проанализировав опыт взаимодействия че­ловека с ролью в народной культуре мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержания определенных персонажей. Этими персонажами должны стать основные герои русских народных сказок по следующим причинам:



  • в сказке в символической форме присутствуют ситуации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уровнях дает ему возмож­ность разобраться в своих чувствах;

  • ребенок, обладая магическим мышлением, легко идентифи­цирует себя с героями сказки;

  • поскольку сказки являются архетипами коллективного бес­
    сознательного, через них ребенок получает доступ к культурным
    ценностям прошлых поколений {Юнг, 1991).

Обращение к героям русских народных сказок в настоящее время приобретает особенную значимость, так как перенасыще­ние экранов телевизоров западными мультфильмами и кино­фильмами приводит к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются нео­своенными, и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение же от духовного наследства народа приво­дит к духовной нищете и растущему чувству страха (Юнг, 1991). Таким образом, обращение к бессознательным явлениям стано­вится для нас жизненно важным вопросом. И работа внутри дан­ного блока, следовательно, должна строиться через проигрыва­ние детьми образов русских народных сказок. Мы полагаем, что в первую очередь необходимо обратиться к проигрыванию об­разов Змея Горыныча, Бабы-Яги, Волка и Медведя, поскольку именно они из-за своей глубинной архетипической сущности могут символизировать многие детские страхи, и особым обра­зом организованное проигрывание данных образов может, кро­ме ролевого развития детей, способствовать некоторому сниже­нию страхов.

Обратимся к основной структуре занятий-образов. При ее оп­ределении мы исходили из следующего наблюдения.

Современный человек, как правило, воспринимает Змея Го­рыныча и Бабу-Ягу как носителей только темного начала, в мень­шей степени это касается Волка и почти не касается Медведя. В древности же эти персонажи воспринимались дуально, то есть, помимо темного смертоносного начала, они также воплощали и светлое животворящее. Можно предположить, что именно утеря дуальности восприятия этих персонажей влечет появление стра­хов перед ними.

На основании всего вышесказанного мы предлагаем следую­щую структуру занятий-образов.

1. Актуализация темного начала в персонаже Вступительная беседа о персонаже — что он делает, когда он злой?

Разминка — детям предлагается побыть таким же, как пер­сонаж:



  • мимическая разминка (надо поулыбаться, как..., посердить­ся, как...);

  • телесная разминка (надо посидеть, как..., подвигаться, как);

  • голосовая разминка (надо пошипеть, как..., поговорить,
    как..., попеть, как..., покричать, как...);

  • дыхательная разминка (надо подышать, как...);

  • глазная разминка (надо посмотреть, как...);

  • ручная разминка (надо подвигать рукой, как...).
    Конкурс на изображение самого страшного персонажа.
    Игровое взаимодействие с персонажем.

2. Актуализация светлого начала в персонаже

  • Беседа с детьми о том, какие полезные свойства имеет тот
    или иной персонаж, что он делает, когда он добрый.

  • Рисование персонажа добрым, то есть таким, с которым
    можно было бы подружиться.

3. «Праздник»

Организация подвижной игры либо проведение телесно-ори­ентированного упражнения, вызывающего у детей радость.

Хочется обратить особое внимание на необходимость вклю­чения в разминку работы с руками. Рука имеет огромное значе­ние для развития личности ребенка. Через руки матери ребенок ощущает поддержку и безопасность. Но эти же руки достаточно часто являются для ребенка и источником агрессии, поэтому именно с руками связываются многие детские страхи. И дей­ствительно, анализ современного детского фольклора (страш­ные сказки, которые дети любят рассказывать друг другу) показывает, что во многих сказках источником опасности явля­ется именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчат­ка и др.). Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологического содер­жания персонажей.
♦ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Ему отводилась одна из главнейших ролей в славянской ми­фологии, он являлся прежде всего воплощением смертоносного начала. Однако можно отметить, что в одних преданиях кровь дракона считалась ядовитой, и герой — противник змея подвер­гался опасности погибнуть от его крови, которая рекой течет из его ран. В других же преданиях крови дракона придавались спа­сительные свойства живой воды, она не только не причиняла герою вреда, но, напротив, сообщала его телу неуязвимость

(Афанасьев, 1995). Дуальность восприятия образа змея особен­но ярко отражает следующее предание: «У царя змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под дву­мя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой — покроется зеленью. Рог, зарытый под первым дере­вом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим — счастливый, оживляющий».

1. Актуализация темного начала в персонаже

В беседе можно отметить, что когда Змей Горыныч злой, он:


  • «палит» огнем, то есть выдыхает из пасти дым и испепеля­ет пламенем;

  • испепеляет взором, то есть человек, которого коснется
    взор змея, падает замертво;

  • разрушает и опустошает все вокруг себя;

- похищает красавиц.
Разминка.

Конкурс на самого страшного Змея Горыныча.

Игра — для организации игрового взаимодействия можно использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост»: дети встают в цепочку друг за другом, кладут руки на плечи впереди-стоящего участника. Ребенок, стоящий первым в этой цепочке, становится «головой дракона», а самый последний ребенок — его хвостом. Задача «головы» — « укусить хвост» (схватить пос­леднего ребенка таким образом, чтобы вся цепочка не разор­валась).

2. Актуализация светлого начала в персонаже


В беседе отмечается, что когда Змей Горыныч бывает доб­рым, он:

-умеет лечить людей, так как знает целебные травы, которые и поныне сохранили в своем названии принадлежность змею (змеиный корень, змееголовник и т. д.), а также потому, что вла­деет живой водой;



  • может учить людей, так как много знает (в некоторых сказ­ках герой обращается к змею с вопросами и загадками);

  • может помогать людям, так как обладает богатырской си­лой и несметными богатствами.

Рисование Змея Горыныча добрым и красивым.

3. «Праздник»

Здесь детям предлагается выполнить упражнение — игру «Заклинатели змей». Прежде всего детям объясняют, что суще­ствуют такие люди — заклинатели змей, которые живут со змея­ми в большой дружбе, позволяя им обвиваться вокруг себя.

Далее дети делятся на пары, превращаясь в заклинателя и его змею. Змеи руками обхватывают своего хозяина и прижимаются к нему всем телом; заклинателю не разрешается придерживать или касаться руками своей змеи. Затем ведущий объявляет та­нец «Заклинателей змей», ритмично похлопывая и задавая пос­ледовательность движений (подпрыгиваем, кружимся и т. д.). Побеждает наиболее дружная пара, сумевшая дольше всех со­хранить телесный контакт.


♦ БАБА-ЯГА

Это многоплановый, глубинный образ. Традиционно Баба-Яга рассматривается как воительница и похитительница, но нередко упускается из виду, что она также дарительница и помощница ге­роя. Более того, Баба-Яга считается жрицей в обряде инициации, на что указывает наличие у нее лопаты, которой она забрасывает детей в печь именно для осуществления инициации (Словарь «Славянская мифология», М., 1995). Недаром в древности суще­ствовал любопытный обряд, совершаемый над больным ребен­ком, который назывался «перепекание». Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и трижды носила к печи, как бы собираясь посадить туда ребенка вместе с хлебами. Счи­талось, что этот обряд способствовал выздоравливанию.

1. Актуализация темного начала в персонаже. В беседе важно отметить, что когда Баба-Яга злая, она:


  • пугает детей (обещает сварить и съесть);

  • наказывает их (заставляет делать тяжелую работу и т. д.);

  • похищает из семьи (с помощью животных и т. д.).
    Разминка.

Конкурс на самую страшную Бабу-Ягу. Игры. Здесь можно использовать следующую игру. По считал­ке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг и дразнят:

Баба-Яга — Костяная нога. С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, Испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и за­мирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут "осалены" все дети.

2. Актуализация светлого начала в персонаже. В беседе отмечается, что Баба-Яга, когда она добрая:

- может помогать людям (дает советы, указывает дорогу);
-может защищать людей (дарит различные волшебные вещи, которые при своих превращениях оберегают героя);

- может содействовать торжеству добра (награждает добрых


и наказывает злых).

Рисование доброй бабушки Яги, с которой можно было бы подружиться.

3. «Праздник»

Детям предлагается выполнить игровое упражнение — «Вы­пекание пряничной куколки». Выбирают водящего и укладывают его на ковер в центре круга. Затем ведущий и остальные дети приступают к «выпеканию» (предварительно договорившись быть очень осторожными, чтобы не сделать водящему больно). Сна­чала замешивают тесто — ласково массируют ребенка, прогова­ривая вслух, что закладывается в тесто: мука, яйца и т. п. Затем приступают к лепке куколки нежными осторожными поглаживаю­щими движениями, начиная с головы. Водящий постоянно вслух проговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена, дети трижды вду­вают в нее жизнь. Куколка оживает.

Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.
♦ ВОЛК

Это один из наиболее мифологизированных персонажей. Оп­ределяющим в символике Волка является признак «чужой». Волк издавна считался представителем темного (злого) начала. Для защиты скота от него соблюдались определенные запреты, су­ществовали заговоры.

В то же время глаз, сердце, зубы, когти, шерсть этого зверя часто служили амулетами и лечебными средствами. Волк, забе­жавший в деревню, сулил неурожай, а пробегающий мимо дерев­ни — предвещал удачу. Как видно, Волк так же, как и Змей, и Баба-Яга, воспринимался дуально.

1. Актуализация темного начала в персонаже Беседа строится на том, что когда Волк злой, он:



  • похищает скот;

  • является источником не всегда понятной опасности (как чу­жой).

Разминка.

Конкурс на самого страшного Волка.

Игры. Один из детей выбирается ведущим, он вытягивает пе­ред собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий считает:

Сидит заяц на припеке,

Молвит слово по-турецки:

Эванк, бонк,

Куралон,

Этот — заяц,

Этот — волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а дру­гой, на которого пришлось слово «волк», ловит его.

2. Актуализация светлого начала в персонаже. Во время беседы важно отметить, что добрый Волк может:


  • помогать герою;

  • защищать героя от опасностей;

  • лечить людей (знает, где находится живая и мертвая вода);

  • давать герою советы.
    Рисование доброго и веселого Волка.

3. «Праздник»

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, представить себе, как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на Волке в неведомые страны, но он доверял Волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары — Ивана Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязы­вают глаза. Затем они встают сзади своих Волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего Волки начинают бегать по ком­нате и «возить» своих Царевичей, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения Иванов Царевичей.


♦ МЕДВЕДЬ

Он наиболее близок к Волку, с которым его объединяют сход­ные демонологические поверья. Медведь считался опасным для человека. Существовало много обрядов, направленных нато, что­бы он не причинил вреда. У южных славян, например, существо­вали специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шерстью зверя изгоняли ис­пуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи, таким образом, дуальность восприятия образа Медве­дя не вызывает сомнений.

1. Актуализация темного начала в персонаже В беседе можно отметить, что когда Медведь злой, он:


  • дружит с нечистой силой;

  • нападает на человека;

  • похищает скот.
    Разминка.

Конкурс на самого страшного Медведя.

Игры. Играющие помечают на противоположных концах ком­наты два участка — дом и бор. Один из детей изображает Медве­дя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У Медведя во бору Грибы-ягоды беру, А Медведь не спит, Все на пол глядит, А потом как зарычит И за нами побежит.

После этих слов Медведь вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убе­жать в дом, того Медведь не трогает.

2. Актуализация светлого начала в персонаже
В беседе важно отметить, что Медведь, когда он добрый:


  • радуется и горюет, как человек, и понимает человеческую речь;

  • охраняет скот;

  • умеет лечить.

Рисование доброго и пушистого Медведя.

3. «Праздник»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изоб­ражает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют.

Шел Медведь по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашел Медведь принцессу,

Принцессу, принцессу,

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И опять попляшем,

Попляшем, попляшем!

При словах «Шел Медведь по лесу...» Медведь с закрытыми глазами кружится. А когда поют «Нашел Медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывает­ся девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середи­ну круга. Если мальчик, первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем говорится в песне, — пры­гают, хлопают в ладоши, пляшут и т. д.

После того как дети проиграют данные условно-отрицатель­ные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положи­тельным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее, с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к об­разам: Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам представляется, что нет необходи­мости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно и, более того, получит удо­вольствие, потому что при подготовке к занятиям придется пе­речитать сказки, а также энциклопедический словарь «Славян­ская мифология», М., 1995.

Заключение

Мы очень любим наших детей. Мы покупаем для них развива­ющие игрушки, старательно обучаем чтению и счету. Усиленно готовим к школе, проверяя степень этой готовности батареями заданий и тестов. Помещаем в лицеи и гимназии, обучаем инос­транному языку, проверяем темп чтения. В общем, мы делаем все, чтобы наш ребенок становился все умнее и умнее. Но редко при этом задумываемся о его будущей жизни. Зачем ему все эти зна­ния? «Поступить в престижный институт, получить высокоопла­чиваемую профессию», — скажут многие. И это все? Как правило, на этом размышления о будущем ребенка заканчиваются.

А я бы хотела, чтобы мои дети, внуки, правнуки умели не толь­ко считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного челове­ка, который встретится на их пути.

Однако это очень непростое умение. И научиться ему труд­нее, чем чтению и письму, потому что для этого прежде всего нуж­но научиться любить самого себя. А это так трудно — осознать свое несовершенство и принять его, разрешив себе не быть бо­гом, а развиваться в течение жизни. Так же непросто сохранить детскую спонтанность и способность к творчеству. Не загонять в глубь себя свои чувства, а осознавать и выражать их — это тоже нелегкая задача. А уж научиться управлять своим гневом и стра­хом — это крайне тяжело. Даже если все это удастся, то тем, кто хочет научиться любить других, предстоит еще долгий путь. Им нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Видеть в лю­бом, даже не очень хорошем, человеке его светлые качества — они ведь есть в каждом, не правда ли? Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними. Но главное— стремиться не только получать что-то от людей, но и отдавать им хотя бы ка­пельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим светом самых близких людей: маму и папу.

Может быть, вам тоже хочется, чтобы дети, с которыми вы работаете, умели любить, чувствовать свое сердце и жить, сове­туясь с ним? Тогда эта книга будет для вас интересной и полез­ной. Успехов вам!



Приложение























































<< предыдущая страница