Пояснительная записка Направленность программы – художественно-эстетическая - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. Пояснительная записка рабочая программа составлена... 1 151.21kb.
Пояснительная записка музыка 5-7 классы пояснительная записка рабочая... 1 203.83kb.
Пояснительная записка. Данная учебная программа составлена на основе... 7 735.92kb.
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: "Цифровой диктофон" 1 147.43kb.
Пояснительная записка 4-9 Глава Аналитическое обоснование программы... 7 1599.76kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной... 1 542.31kb.
Пояснительная записка Нормативная основа программы: Рабочая программа... 1 292.05kb.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность 1 204.01kb.
Пояснительная записка. Основу Рабочей Программы составляют следующие... 1 115.5kb.
II. Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на... 1 542.19kb.
Пояснительная записка 9 класс Рабочая программа составлена на основе... 1 77.83kb.
На межбанке укрепился с 8,2053 до 8,2003 1 74.32kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Пояснительная записка Направленность программы – художественно-эстетическая - страница №1/3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Биокомбинатовская детская музыкальная школа

Щёлковского муниципального района Московской области
Рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим Советом Директор МБОУ ДОД

МБОУДОД Биокомбинатовская Биокомбинатовская ДМШ

ДМШ ЩМР МО ЩМР МО

30 августа 2012 г Поташникова О. И.

Протокол № 1 1 сентября 2012 г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ФОРТЕПИАНО»

Составитель:

Преподаватель

Лисенкова Л.В.

Срок реализации: 7-8 лет

5-6 лет


Возраст детей: 7-18 лет

п. Биокомбината

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка..................................................................... 3

2. Учебно-тематический план. Содержание программы....................................................................………………….11

3. Методическое обеспечение……………………………………….. 18

4. Список литературы........................................................................... 21



Пояснительная записка
Направленность программы – художественно-эстетическая.

Искусство – это часть человеческой деятельности. На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве с искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

Современная педагогика считает, что музыке, как профессии следует обучать детей, имеющих к ней влечение и музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребёнка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

Может возникнуть вопрос: а нужно ли каждого ребенка обучать игре на инструменте? Да, безусловно. Ведь занятия искусством развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.

Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна, однако она активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.

Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка. Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки. В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.

Дети, выбирающие музыкальную специальность нашей школы, не ставят своей целью стать профессиональными музыкантами-исполнителями, поэтому наряду с приобретением умений и навыков игры на инструменте (хотя они являются закономерным итогом педагогического процесса), программа ориентирована на формирование личности воспитанника. В процессе игры на музыкальном инструменте совершенствуются эстетические чувства ребёнка. Обучение способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость; развивает сосредоточенность, память, тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук.

Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии", - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя большая часть учащихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способна к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, при введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.

Основной принцип деятельности педагога дополнительного образования - учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).

Преодолевать трудности в обучении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося.

Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия - еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.

Игра на инструменте развивает координацию музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает творческие способности, музыкальный вкус, учит любить и понимать музыку.

Таким образом, игра на музыкальном инструменте оказывает влияние на всестороннее развитие ребёнка.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная)

Программа составлена с учётом новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Образование обеспечивает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей и поэтому тесно связано с культурой.

В понятии образование объединяется обучение и воспитание, а это, в свою очередь, обеспечивает преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании человек осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

В законе « Об образовании» сказано, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения в интересах личности, общества, государства и, что особенно важно, в Законе отмечается гуманистический характер образования. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Происходит смена образовательной концептуальной основы решения проблем, господствовавшей в течение всего советского периода образования.

В связи с переориентацией современной педагогики на личностные ориентированные аспекты, программа позволяет выявлять и развивать способности к музыке методами и средствами обучения игре на фортепиано. В качестве инструментария использованы различные методы развития личности ребёнка: от традиционных методов развития мелкой моторики пальцев рук до форм участия воспитанников в концертной, фестивальной деятельности.


Цели программы:
Главной целью музыкального воспитания является не только обучение музыке, но и воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственность, т.е. формирование музыкальной культуры детей.

Для достижения этих целей человеку необходимо обладать способностями, задатками, одарённостью, ЗУН.



  • Способности – это индивидуально-психологические способности человека, которые обеспечивают ему более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

  • Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности.

  • Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

  • ЗУН – знания, умения и навыки, которые приобретаются в процессе воспитания и обучения.

Задачи программы:
Исходя из целей музыкального воспитания, поставлены следующие задачи:

• развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);

• становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки,

• обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

• изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),

• расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов);

• воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

• формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством,

• воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.

Период базового обучения - 7 (5) лет.
Основной период обучения состоит из трех этапов:

I этап - 1-2 (1-2) год обучения - начальное обучение, освоение первоначальных навыков.

II этап - 3-5 (3-4)годы обучения - этап основного обучения.

III этап - 6-7 (5) год обучения - этап музыкального совершенствования.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Форма занятий – индивидуальная, урок- 45минут.

Психолого-педагогические особенности каждого этапа
I этап обучения
Девизом этого этапа могут стать слова Аристотеля: ''Познание начинается с удивления". Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.

Как правило, начинают учиться игре на музыкальном инструменте дети 6-7 лет. Ребёнок младшего школьного возраста в своей учебной деятельности опирается на чувственный опыт и знания, полученные в жизни. Его отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях. Поэтому, выбирая репертуар, педагог ищет доступные для восприятия произведения с выпуклой образностью, лаконичной и четкой формой, с предельно конкретными выразительными средствами музыкального языка ("На коньках", "Из бабушкиных воспоминаний" К. Лонгшамп-Друшкевичовой, "Пони "Звездочка" Б.Берлина, "Воробей" Л. Руббах).

А первыми "произведениями" в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки, помогающие настроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации ("Петушок", "Лошадка", "Зайка"). В дальнейшем, при разучивании пьес, в которых песенное начало менее ощутимо, для активизации слухового восприятия учащегося используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру.

На начальном этапе обилие стоящих перед ребёнком задач частично отвлекает его от главного - глубокого восприятия музыки и ее осмысленного исполнения. Можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание воспитанника на одних задачах и допуская при этом лишь частичное выполнение других.

В области постановочных навыков приемы работы преподавателя большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.

Учитывая желание ребенка скорее исполнить "настоящую музыку", на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанника и педагога (а в дальнейшем - старшего учащегося). Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и полифонического слышания.




II этап обучения
Руководством к действию на этом этапе могут стать слова К.С. Станиславского: "Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным". Задача педагога - подготовить детей к практической работе над произведением, побудить воспитанника использовать активное внимание и творческую волю на протяжении всего процесса этой работы.

На этом этапе обучения у ребенка появляется способность к опосредствованному познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Арсенал средств педагогического воздействия обогащается элементами анализа выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения. Постепенно у учащегося появляется оценочное отношение к исполняемому произведению. Прежде всего, преподаватель старается помочь воспитаннику воспринять эмоционально-смысловые и структурные особенности мелодии: ее жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, членение на элементы музыкального синтаксиса, развитие основной темы, ее рисунок при повторном исполнении. Чем своевременнее учащийся поймет особенности музыкального языка, тем осмысленнее он приступит к освоению отдельных элементов изучаемого сочинения и его интерпретации в целом.

На II этапе обучения важное место занимает формирование пианистического аппарата воспитанника. Сложность работы над техникой заключается в том, что этот процесс является наиболее трудоемким и несколько однообразным по характеру. Нейтрализовать эту негативную сторону обучения можно лишь пробуждением у воспитанника интереса не только к самой музыке, но и к повседневному исполнительскому труду.

Умение самостоятельно работать дома формируется у ребенка с помощью педагога и под его систематическим наблюдением. С этой целью совместно с учащимся составляется план домашних занятий, учитывающий реальное количество времени, которое обучающийся может уделить игре на инструменте, разъясняются способы анализа и выучивания произведения в целом и отдельных его эпизодов, трудных в техническом или художественном отношении. Конечно, в формировании навыков самостоятельной работы желательна помощь родителей. Постоянная обратная связь с семьей учащегося позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций. В союзе с родителями воспитанника легче создать ту эстетическую атмосферу, которая благоприятствует и регулярным упражнениям, и постижению музыки.

Проверить степень самостоятельности ребенка можно на занятии, предложив ему выполнить простейшие задания, например, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней, определить количество голосов в прелюдии и выразительность каждого из них и т.п. Для некоторых, особенно невнимательных детей, бывает небесполезно проводить часть занятий под девизом: ''так я работаю дома".

Интересы воспитанников часто не исчерпываются произведениями, входящими в традиционный детский репертуар. Они хотят дополнить его популярными детскими песнями, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов, полюбившимися песнями советских композиторов прошлых лет. Это стремление должно поощряться преподавателем, так как включение в репертуар учащегося этих произведений позволяет активнее работать над развитием слуха ребенка (подбор мелодий), найти практическое применение его теоретическим знаниям (нотная запись подобранных мелодий), развивать творческие способности (подбор подголосков, аккомпанемента). В тоже время знание популярных песен позволяет учащемуся проявить себя в качестве исполнителя не только в кругу воспитанников музыкального коллектива, но и за его пределами (школьные мероприятия, домашнее музицирование), а также сохранить взаимопонимание и теплые отношения в семье.


III этап обучения
В работе с учащимися 6-7 годов обучения, часто приходящихся на переходный возраст воспитанников, необходимо уделить самое пристальное внимание. В этот период необходимо особенно чутко отнестись к запросам подростка, всемерно способствовать развитию его интересов в области искусства. Педагогу важно организовать работу с обучающимся таким образом, чтобы он в полном объеме овладел знаниями и навыками, которые дали бы ему возможность после окончания учебы не порвать с музыкой, расширять свой музыкальный кругозор; помочь подростку в приобретении хорошей музыкально-теоретической базы.

Необходимо повысить требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности ее выполнения, способствуя формированию у воспитанника принципов объективной оценки своей деятельности и способов ее коррекции.

Относительная сложность репертуара и повышение общего уровня развития учащихся вызывает изменение методов педагогической работы. Возникает необходимость в получении воспитанником дополнительной информации по целому ряду проблем, связанных и с самим произведением, и с его исполнением. Важное место занимает и формирование у подростка потребности в самообразовании.

Прогнозируемые результаты

I_этап_обучения
По окончании I этапа обучения ребенок будет знать:
• регистры, названия октав;

• скрипичный и басовый ключи;

• запись нот малой, первой, второй октав;

• деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая длительности);

• такт, простые размеры;

• знаки увеличения длительности;

• штрихи (legato, non legato, staccato);

• динамические оттенки;

• понятия «темп», «лад».
После завершения 1 этапа обучения воспитанник будет уметь:
• правильно сидеть за инструментом;

• находить на клавиатуре клавиши, соответствующие звукам в диапазоне малая - вторая октавы

• воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);

• читать ноты первой и второй октав в скрипичном ключе;

• читать ноты малой октавы в басовом ключе.
После окончания I этапа обучения у ребенка будут воспитаны следующие качества:
• эмоциональное восприятие музыки;

• интерес к музыкальным занятиям;

• стремление передать характер музыкального произведения во время его исполнения;

• культура поведения на занятиях.



По завершении I этапа обучения у воспитанника будут развиты:

• элементарный звуковысотный слух (различение звуков в разных регистрах, определение направления мелодии);

• ладовое чувство (определение на слух ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);

• элементарное чувство ритма.



II_этап обучения
По окончании II этапа обучения ребенок будет знать:
• запись нот большой и третьей октав;

• знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);

• синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);

• мелизмы (форшлаг, мордент);

• знаки сокращения нотного письма;

• музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение);

• сложные и переменные размеры;

• динамические оттенки.



После завершения II этапа обучения воспитанник будет уметь
• воспроизводить ритмические рисунки, включающие синкопы, триоли, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности;

• пользоваться разными динамическими градациями;

• использовать разные исполнительские штрихи;

• выделить основные фактурные функции (мелодия, аккомпанемент);

• осмыслить и передать во время исполнения характер музыкального произведения.
После окончания II этапа обучения у ребенка будут воспитаны следующие качества:
• потребность в восприятии лучших образцов музыкального искусства;

• интерес к учебному процессу и содержанию учебной деятельности;

• самостоятельность в организации домашних занятии;

• культура поведения и исполнительская культура;

• навыки взаимодействия в коллективе.
По завершении II этапа у обучающегося будут развиты:
• музыкальные умения (пропеть мелодию, подобрать выученную мелодию в родственной тональности);

• ладовое чувство (определение на слух смены лада);

• чувство ритма (повторить предложенный ритмический рисунок, воспроизвести записанный ритм);

• музыкальная память (исполнение выученных произведений наизусть).



III этап обучения
По окончании III этапа обучения ребенок будет знать:
• запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на октаву;

• знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль);

• мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);

• нечетное деление длительностей (квинтоли, секстоли);

• часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке;

• основные музыкальные формы (двух- и трехчастная, сонатная, канон, рондо, вариационная).


После завершения III этапа обучения воспитанник будет уметь:
• разбирать незнакомый нотный текст;

• проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художественно-исполнительских задач;

• исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом;

• пользоваться справочными изданиями.


По окончании III этапа обучения у ребенка будут воспитаны

следующие качества:
• устойчивый интерес к слушанию и исполнению музыки;

• стремление к применению исполнительских умений и навыков в досуговой и социально значимой деятельности;

• техничность, волевые качества;

• потребность в самообразовании и способность к объективной оценке своей деятельности.


После завершения III этапа обучения у воспитанников будут развиты:
• базовые музыкальные способности (музыкальные умения, слух, память, ладовое чувство, чувство ритма) в степени, соответствующей начальным музыкальным данным ребенка.
Способами определения результативности ожидаемых результатов на протяжении всех трёх этапов обучения являются контрольные уроки, зачёты, промежуточные аттестации (академические концерты).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются концерты, конкурсы, фестивали, как на уровне школьном, так и на районном, областном.

Учебно-тематический план
I этап обучения






Название темы
Вводное занятие

Количество часов:


Всего
1


Теория
1


Практика
-

1

Основы музыкальной грамоты.

23

8

15

2

Работа над репертуаром.

23

8

15

3

Ансамбль.

8

3

5

4

Учебно-тренировочный материал.

10

3

7

5

Чтение с листа.

4

1

3

6

Зачетные мероприятия и выступления.

4

1

3

Итого:

72

24

48


Содержание программы

Организационное вводное занятие

Задача – подобрать индивидуальный подход к учащемуся, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на уроке. Теоретический материал первого занятия включае в себя рассказ об истории возникновения и развития инструмента. Показ и исполнение мелодий на инструменте самим преподавателем. Занятие включает в себя элементы игры, постоянно зажигая интерес к познанию.



следующая страница >>