Поэтому, по нашему мнению, в п целесообразно внести следующую поправку: «…основные причины кризисных явлений в российском банковском - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы и перспективы развития финансово-кредитной системы России 1 111.64kb.
Основные понятия в парфюмерии Запах и аромат Создание нового аромата 1 299.16kb.
Практикум (работа по группам 3-4 человека). Подведение итогов 1 62.83kb.
Конспект открытого урока-повторения: «Возникновение жизни на Земле» 1 40.09kb.
Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии 1 170.81kb.
Отчет по результатам егэ-2011 Москва, юао, 2010 2011 учебный год... 11 3451.93kb.
План ответа Причины заболевания 1 163.73kb.
Лекции тема Основные закономерности явлений наследственности (5 ч) 5 828.82kb.
1: Актуальность проблемы обеспечение безопасности информационных... 21 2757.33kb.
Персональный отчет: Союз потребителей финансовых услуг "ФинПотребСоюз" 13 573.55kb.
Коваленко Вадим Николаевич частноправовые основы коммерческого регулирования... 2 665.62kb.
Эндреев Борис Аубекирович, Председатель Правления кб «Нальчик», Кабардино-Балкария 1 23.15kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Поэтому, по нашему мнению, в п целесообразно внести следующую поправку: «…основные - страница №1/1


Заключение Ассоциации российских банков

на проект Стратегии развития банковского сектора

Российской Федерации на период до 2015 года
1. Общие замечания.

В Проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Проект), по мнению АРБ, затронуты основные актуальные вопросы, беспокоящие банковское сообщество на текущем этапе. Ряд предложений полностью поддерживаются банковским сообществом.

Присутствует определенная доля самокритики регуляторов, что придаёт документу объективности.

Стратегия изложена понятным и доступным языком.

Очень важно, что к документу приложен конкретный план действий по реализации выдвинутых предложений.

В целом, при общем положительном отношении АРБ к Проекту, считаем целесообразным при её доработке внести ряд изменений и уточнений.

В концептуальном плане главным недостатком Проекта является то, что в нём не содержится развёрнутого ответа о путях решения ряда острейших проблем развития банковской системы Российской Федерации: недостатка «длинных» ресурсов, низкого уровня конкуренции, отсутствия действенных мер по стимулированию кредитования.

Ассоциация российских банков считает, что было несколько причин, вызвавших кризисные явления в банковской системе. В частности, на развитии банков во время кризиса сказались структурные проблемы национальной экономики, ее недиверсифицированность и монополизированность, а также высокий уровень задолженности банков и корпораций перед иностранными кредиторами. Поэтому было бы целесообразно уточнить содержание п.1.4., в котором сказано, что «основные причины кризисных явлений в российском банковском секторе имеют внутренний характер».



Поэтому, по нашему мнению, в п.1.4. целесообразно внести следующую поправку: «…основные причины кризисных явлений в российском банковском секторе имеют внутренний характер, однако их возникновение и накопление предопределялось структурными недостатками экономики страны».

Следует отметить, что вопрос стратегического развития банковской системы страны широко обсуждался на XVII Съезде АРБ, по итогам которого была принята программа банкизации России на период до 2020 г.


2. О новом этапе развития банковской системы.

Конечно, кризис потребовал новых подходов к деятельности банков и выдвинул ряд новых задач. Поэтому следует поддержать тезис, выдвинутый в Проекте, о том, что «основными направлениями развития банковского сектора Российской Федерации являются повышение эффективности аккумулирования банковским сектором сбережений и трансформации их в инвестиции, повышение роли банковского сектора в процессе модернизации российской экономики… повышение качества и существенное расширение перечня банковских услуг для населения и предприятий».

Вместе с тем, следовало бы уточнить тезис документа о том, что банковская система РФ должна перейти от «экстенсивного» к «интенсивному» росту. Развитие отечественных банков шло и будет идти параллельно с развитием экономики страны и поэтому, банковская система, очевидно, должна сочетать «экстенсивный» и «интенсивный» пути развития.

По мнению АРБ, достаточные темпы роста национальной банковской системы должны сохраняться, но при этом также следует принять меры по улучшению качества работы банков, – то есть требуется сбалансированный, но устойчивый рост российской банковской системы, повышающий её эффективность.

На наш взгляд, главное, что предстоит сделать – это резко повысить эффективность работы банковской системы в долгосрочном периоде и восстановить темпы кредитования в номинальном выражении не менее 15% в год – в среднесрочном. Под критериями эффективности работы банков следует понимать в первую очередь предоставление с их стороны доступных по стоимости и достаточных по объёму кредитных ресурсов разной срочности для обеспечения потребностей экономики России.

В этой связи предлагается внести в первый абзац гл.I Проекта следующие изменения: «Основным направлением развития российского банковского сектора на среднесрочную перспективу является создание условий для существенного расширения возможностей получения кредитных ресурсов различной срочности, повышения их доступности, стимулирования роста ресурсной базы, а также повышения уровня и качества оказываемых банковских услуг при обеспечении устойчивости банковского сектора».
3. Активизация банковской системы в целях экономического роста и модернизации экономики.

Следует поддержать тезис документа о том, что в качестве основной цели развития банковской системы России должно быть дальнейшее усиление её роли в экономике страны. Это очень важный пункт новизны Проекта.

Вместе с тем, наше пожелание – развернуть в Проекте конкретный механизм, направленный на стимулирование экономического роста и модернизации экономики посредством развития кредитования. Следует рассматривать банковский бизнес как особую отрасль национальной экономики и, соответственно, выработать критерии её развития.

В этих целях необходимо повысить роль банковской системы в обеспечении экономики адекватным объёмом доступных, долгосрочных рублёвых ресурсов, в первую очередь – кредитных. Необходимо обеспечить достаточный объём таких ресурсов внутри страны, делая её менее зависимой от внешних и внутренних шоков.

Следует также расширить предоставление государственных гарантий при кредитовании стратегических для страны отраслей. Должно быть проведено также совершенствование банковского надзора, которое бы развивало инициативу банков в области кредитования модернизации и инноваций.

Важно, в частности, отразить в Проекте процентную политику Банка России как важный ориентир при принятии банками инвестиционно-кредитных стратегий. Для этого следует изменить название п.4.13. с «Развитие инструментов регулирования ликвидности банковского сектора» на «Использование процентной политики Банка России как инструмента государственной макроэкономической политики», добавив в него следующий абзац: «Процентная политика Банка России, основанная на операциях рефинансирования банков, будет иметь целью стимулировать экономический рост в Российской Федерации путём формирования ёмкого и доступного денежного рынка и рынка капитала».

В Проекте следует выделить особенность макроэкономической среды, в которой будет функционировать банковская система России. Очевидно, что отечественную экономику ждёт довольно длительный период «восстановительного» (то есть медленного и неуверенного) роста. В этих условиях требуется активизация кредитования экономики с целью развития деловой активности.

Если же темпы экономического роста будут выше прогнозируемых, то банковская система должна будет активно обеспечивать кредитование компаний и граждан. Соответственно, целесообразно предусмотреть различные сценарии развития и экономики страны, и национальной банковской системы.

Очень важно отразить в Стратегии необходимость повышения удельного веса банковских кредитов в пассивах компаний.

Сегодня одной из важнейших причин отсутствия значимого роста кредитования является отсутствие необходимых программ развития производств в отраслевых и региональных разрезах. Поэтому компании не знают перспектив собственного развития и остерегаются увеличивать свою долговую нагрузку.

Особо важным представляется обозначить в Стратегии развитии механизмов частно-государственного партнёрства в банковской системе. Это должно найти отражение в п.3.5.: «Правительство Российской Федерации будет стабильно расширять и совершенствовать системы предоставления государственных гарантий по кредитам, а также страхования экспортных контрактов. Кроме того, будет решён вопрос о создании Государственной системы страхования валютных рисков, в т.ч. за счёт международных резервов при закупках иностранного оборудования для целей модернизации отечественной экономики».


4. Целевые показатели развития банковской системы России.

Всякая стратегия должна предусматривать не только направления развития, но и количественное определение успешности этого развития.

Несмотря на провозглашённое в Проекте стремление перейти к интенсивному развитию национальной банковской системы, показатели оценки в представленном варианте остаются характерными скорее для «экстенсивной» модели развития: отношение активов, кредитного портфеля и капитала банков к ВВП.

Возникает потребность в установлении таких целевых показателей, которые бы свидетельствовали об эффективности работы банков. В числе таких (в I главе) можно привести:



  • объём финансовых операций на одного занятого в банковском секторе;

  • доля управления транзакциями (платежи, биллинг, банковские карты и т.д.) через Интернет;

  • доля мобильного банкинга;

  • другие.

Однако для оценки эффективности работы банков на макроуровне требуется выделить особую группу показателей.

Так, к 2015 году доля кредитов в инвестициях в основной капитал должна составлять 20-30%, а не 10 %, как в настоящее время. Доля активов ТОП-100 российских банков должна составлять 125-130% от активов ТОП-100 российских компаний реального сектора вместо нынешних 68%. Доля покупок жилой недвижимости с привлечением ипотечных кредитов должна быть не 11-12%, а свыше 20%.
5. Развитие конкуренции в банковском секторе.

В Проекте справедливо отмечается необходимость активизации конкуренции на рыке банковских услуг. Предлагаются ряд мер в решении данной проблемы: сократить участие государства в капиталах кредитных организаций (п.3.1.), распространить практику привлечения «независимых директоров» к участию в управлении кредитными организациями, имеющими доли участия государства в уставных капиталах (п.3.1.), отменить ряд ограничений на создание филиалами банков операционных офисов (п.3.4.), расширить круг участников системы рефинансирования ЦБ (п.4.13.).

Вместе с тем, к сожалению, в Проекте содержатся предложения, которые приведут не к усилению конкуренции, а к её ограничению. Речь идёт о возможном «постепенном повышении требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Уже сегодня действующие требования по минимальной величине капитала привели к ненужной нервозности на рынке. Расширение этих требований по существу выбивает из бизнеса деятельность около 500 банков в регионах. Они заняты только вопросами, кому продать бизнес, как свернуть или объединить с кем-либо свою деятельность.

Если авторы Проекта настаивают на этом, можно согласиться с постепенным повышением требований к размеру собственных средств (капитала), но только для вновь образуемых кредитных организаций федерального и транснационального масштаба (п.3.11.).

По мнению АРБ, редакцию пункта 3.4 следует изменить с учётом следующего.

Справедливо отмечая высокие издержки на создание и обслуживание филиальной сети Проект ничего не говорит ни о природе таких издержек (большинство из которых являются административными, т.е. зависящими от содержания нормативных документов), ни о перспективе их снижения, хотя все необходимые рычаги находятся в распоряжении именно авторов Стратегии.

Вместо этого в качестве причины отсутствия развития сети указывается недостаточная капитализация банковского сектора. При этом упускается из внимания тот факт, что именно требования по дополнительной капитализации приводят к закрытию или продаже действующих региональных банков, вследствие чего и возникает проблема недоступности банковских услуг в регионах и необходимости развития филиальной сети федеральных банков. Таким образом, обострение проблемы доступности банковских услуг является прямым следствием проводимой политики «консолидации банковского сектора».

Полагаем необходимым сохранить имеющийся потенциал малых и средних региональных банков, большинство из которых успешно работают в течение двадцати лет, с честью пройдя через все финансовые и банковские кризисы. Это возможно путем введения в законодательство модели «территориальной лицензии», ограничивающей предоставление банком всего комплекса банковских услуг территорией одного или 2–3 смежных субъектов Российской Федерации. При этом для таких «региональных банков» могут быть установлены ограничения на операции с ценными бумагами и трансграничные операции с иностранной валютой. Сохранение в их отношении полноценного надзора должно обеспечить своевременное выявление в их деятельности рисков для кредиторов и вкладчиков с последующим применением надзорных мер воздействия.

Представляется бесперспективной модель «ограниченной лицензии», которая предоставит банку право осуществлять некоторые банковские операции, но на всей территории страны. Именно такая модель реализована в законодательстве в настоящее время в виде небанковских кредитных организаций. Если расчётные НКО сформировали свою нишу, то модель НДКО оказалась практически невостребованной, в том числе в силу сложности бизнес-моделей осуществления кредитных операций без возможности ведения счетов клиентов.

Также вызывает сомнения требование о принуждении кредитных организаций к дорогостоящим инвестициям в инфраструктуру, которое будет наименее проблематично для крупных банков и наиболее болезненно для средних и малых (в особенности региональных).


6. Переход к содержательному надзору.

Очень важно, что в Проекте выделена специальная глава, посвящённая банковскому регулированию и надзору. В частности, отмечена ограниченность «реализации содержательного подхода к оценке рисков и ситуаций в кредитных организациях».

По нашему мнению, банковский надзор должен быть жёстким и эффективным. Но в условиях восстановления от последствий кризиса, когда надёжных заёмщиков мало, в качестве цели надзора целесообразно установить развитие кредитования.

В этой ситуации должно широко использоваться мотивированное суждение, особенно в тех случаях, когда речь идёт о кредитовании инновационноёмких производств. Следует отметить, что Координационный комитет АРБ по стандартам качества банковской деятельности разработал проект Стандарта процесса инновационного кредитования, на основе которого может быть выстроена особая система надзора и создания резервов по подобным кредитам.

Важно подчеркнуть, что расширение кредитования, в особенности кредитования инновационных производств и модернизационных проектов, потребует качественно нового, более либерального к кредитным организациям, уровня мотивированного суждения за процессами формирования резервов. Сегодня необходимо преодолеть боязнь банков кредитовать в связи с отсутствием чётких критериев резервирования.

Также целесообразно установить возможность принятия регулирующими органами мер воздействия на кредитные организации, опираясь на мотивированное суждение, но только в том случае, если предполагаемые меры не окажут существенного воздействия на финансовые показатели и параметры деятельности конкретной кредитной организации.

В Проекте справедливо отмечается необходимость развития «второго контура» банковского надзора. Одновременно следует внести ясность в прерогативы полномочных представителей Банка России так, чтобы эти сотрудники регулятора не наделялись де-факто статусом члена правления кредитной организации.

Кризисные явления в российской экономике и последовавшая за ними стагнация выявили неготовность ряда российских банков соблюдать нормативы соответствия Системе страхования вкладов. Уже принято принципиальное решение сосредоточить усилия банковского сообщества и регуляторов на совершенствовании нормативов. В этой связи в п.4.11. требуется внести следующее дополнение: «Планируется внесение изменений в перечень показателей, характеризующих возможность участия банков в ССВ».

Не менее важным представляется регулирование рыночных рисков банков. Как показал нынешний кризис, именно они являются инициаторами проблем с ликвидностью у кредитных организаций.

Предлагаем дополнить раздел IV Проекта пунктом, в котором предусмотреть в качестве важного направления разработку банковскими ассоциациями при поддержке Банка России стандартов деятельности кредитных организаций, а также повышение их значения при осуществлении надзорной деятельности Банка России.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности. Кроме того, законодательного решения требует вопрос о регулировании рекламы финансовых услуг, в том числе услуг, связанных с кредитованием.

Предлагаем также дополнить Проект пунктом о необходимости законодательного урегулирования правового статуса саморегулируемых организаций в банковском секторе.


7. Ресурсное обеспечение банковской деятельности.

В Проекте практически не рассматривается вопрос об обеспечении финансовыми ресурсами национальной банковской системы, более того, подчёркивается, что «возможностей решать задачу по поддержке банковской деятельности средствами бюджета практически не осталось» (п.1.4.).



Поэтому требуется включение в Проект отдельного пункта 3.13., в котором бы перечислялись меры по расширению и укреплению ресурсной базы банков. Среди подобных мер могут быть:

  • использование части средств международных резервов для субординированного кредитования в рублях и иностранных валютах российских банков и институтов развития;

  • субординированное кредитование за счёт средств ВЭБа банков в регионах при одновременном улучшении процедур выдачи различных видов его ресурсов;

  • совершенствование системы рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России под залог различных видов активов;

  • расширение дифференциации привлеченных средств с точки зрения отчислений в ФОР (в частности, освобождение от резервирования привлекаемых ресурсов сроком свыше 2 лет);

  • освобождение от уплаты налога на прибыль организаций той части прибыли банков, которая была направлена на увеличение их собственных средств;

  • активное развитие инструментов секьюритизации;

  • формирование в России системы долгосрочных (не менее 5 лет) жилищных накопительных вкладов, которая позволяла бы гражданам накапливать в течение нескольких лет средства на банковском депозите, а по истечении срока вклада в дополнение к его сумме получать льготный ипотечный кредит;

  • введение в российскую практику долгосрочных (безотзывных) депозитов физических лиц и повышение предельной величины выплат по таким видам вкладов со стороны АСВ;

  • создание условий для расширения выпуска банками долговых ценных бумаг, в том числе за счёт распространения на ряд из них (депозитных и сберегательных сертификатов) действующих правил государственного страхования банковских вкладов;

  • реализация общегосударственной программы развития системы безналичного денежного обращения в России, предусматривающей, в частности, организацию ведущими российскими банками национальной карточной платёжной системы, стимулирование использования населением банковских карт для повседневных расчётов и повсеместное оборудование предприятий розничной торговли и сферы услуг терминалами, обеспечивающими возможность принятия от граждан безналичных платежей;

  • возврат к практике размещения временно свободных средств бюджетов, фондов и государственных корпораций на депозитах в коммерческих банках.


8. Решение проблемы плохих активов и защита прав кредиторов.

Представители регулирующих органов неоднократно подчёркивали, что проблема плохих кредитов банков потеряла свою остроту и через некоторый период времени (1-2 года) полностью сойдёт на нет. К сожалению, более вероятна та ситуация, при которой плохие долги (по разным оценкам их доля в кредитном портфеле составляет от 25 до 40% и это без учёта их переводов на балансы дочерних организаций банков) будут оставаться сложной проблемой для банков ещё в течение 3-4 лет.

Кроме того, сохраняются многочисленные проблемы в сфере защиты интересов кредиторов.

Поэтому требуется выделение в Проекте отдельного пункта 3.14. «Решение проблемы плохих активов и защита прав кредиторов», в котором содержались бы следующие направления:


  • установление правового механизма реструктуризации потенциально проблемных ссуд;

  • совершенствование процедур надзора за ссудами, находящимися в процессе реструктуризации, с тем, чтобы минимизировать их негативное влияние на развитие кредитования;

  • создание в России организованного рынка непрофильных банковских активов;

  • освобождение кредитных организаций он обложения НДС сумм, полученных от продажи объектов залога;

  • внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации изменений, направленных на раскрытие принципа добросовестности участников гражданских правоотношений в части признания сделок недействительными;

  • введение в действие общероссийской системы регистрации заложенного имущества, в том числе транспортных средств;

  • совершенствование порядка обращения взыскания на заложенное имущество (в том числе, организации торгов по реализации заложенного имущества в электронной форме).

  • упрощение порядка наложения ареста на имущество должника в обеспечение иска;

  • исключение заложенного имущества из конкурсной массы в случае банкротства заёмщика;

  • законодательное закрепление правового положения о банкротстве граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

  • построение эффективных внесудебных механизмов урегулирования проблемной задолженности;

  • устранение ряда проблем на этапе исполнительного производства, в частности, уточнение ответственности судебных исполнителей за проведение процесса взыскания долгов с должника;

  • законодательное регулирование коллекторской деятельности по взысканию долгов;

  • проработка вопроса о поэтапном введении обязательного страхования банковских активов в части предоставляемых кредитными организациями ссуд.


9. О росте производительности труда и доступности банковских услуг.

На наш взгляд, необходим отдельный раздел, посвященный целевым мерам по повышению доступности банковских услуг и росту производительности труда в банковском секторе. Связано это с тем, что даже ведущие российские банки по уровню производительности труда в 2-3 раза отстают от своих зарубежных конкурентов. Помимо этого, на сегодняшний день нагрузка на малые и средние банки по надзору, отчётности и пр. такая же, как и у крупных. Это ставит региональные банки в заведомо неконкурентные условия.

Первоочередные меры по повышению производительности подразумевают:


  • внедрение передовых технологий обслуживания клиентов (в первую очередь – развитие удалённых и электронных каналов обслуживания);

  • исключение обязанности кредитных организаций по осуществлению контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций, а также отмена административной ответственности за неисполнение обязанности кредитных организаций по осуществлению контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций;

  • исключение необходимости использования контрольно-кассовой техники при осуществлении банковской деятельности;

  • унификацию и оптимизацию требований различных ведомств по процедурам противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

  • реализацию программ повышения операционной эффективности, а также тесное сотрудничество в этой сфере с регулятором, необходимое для устранения регуляторных барьеров для повышения эффективности. С точки зрения ближайших приоритетов по данному направлению можно выделить пересмотр требований, предусмотренных следующими нормативными актами.

­ Законом об электронной цифровой подписи. Действующий закон был принят более 15 лет назад и в настоящее время является существенным препятствием на пути развития электронных и дистанционных каналов обслуживания, необходимых для роста производительности труда и эффективности банковского сектора.

­ Законом об архивном деле. В настоящее время он содержит требование об обязательном хранении документов на бумажных носителях в течение 5 лет. Это приводит к дополнительным затратам на их распечатку, транспортировку и хранение, а также тормозит процесс перехода банков на электронный документооборот.

­ Законом о защите персональных данных. Необходимо либо пересмотреть требования готовящегося закона, либо вывести из-под его действия кредитные организации, т.к. его принятие в текущем виде приведет к радикальному росту затрат кредитных организаций.

­ Требованиями ЦБ и МВД относительно укрепленности кассовых узлов в отделениях. Данные требования значительно повышают затраты банков на открытие точек продаж и тормозят внедрение института универсальных операционистов, являющегося лучшей международной практикой организации клиентского обслуживания.



10. Становление России в качестве международного финансового центра и использование российского рубля в качестве валюты для международных расчётов.

Отмеченные в Стратегии меры по содействию создания МФЦ в России недостаточны.



Целесообразно отдельно выделить V главу Стратегии, посвящённую различным аспектам участия российских банков в создании международного финансового центра в Российской Федерации и расширении рублёвой зоны, в котором, в частности, будут отмечены конкретные меры по:

  • пересмотру в сторону уменьшения величины рисков в отношении активов российских банков, находящихся в странах СНГ.

  • кардинальному улучшению механизма центрального контрагента на различных видах финансовых рынках;

  • законодательному установлению принципов неттинга;

  • расширению номенклатуры используемых на российском рынке финансовых инструментов (в первую очередь – валютных деривативов);

  • развитию рынка межбанковского кредитования;

  • совершенствованию национальной платёжной и клиринговой систем;

  • исключению возможности создания операторов электронных денег в форме некредитных организаций и запрету использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями электронных денег для осуществления иных операций, кроме приёма и предъявления к исполнению.

  • продвижению рубля в качестве расчётной единицы на финансовых рынках СНГ;

  • реформированию принципов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях увеличения спроса на российские рубли со стороны нерезидентов и расширения зоны обращения рубля.

В этой главе целесообразно также предусмотреть пункт о необходимости законодательного закрепления механизма реструктуризации задолженности по связанным кредитным договорам, застрахованным зарубежными экспортно-кредитными агентствами (институтами развития), в случае банкротства (ликвидации) российской кредитной организации российского банка.

Отсутствие в настоящее время таких процедур может привести уже в краткосрочной перспективе к снижению категории  кредитоспособности Российской Федерации (по методикам экспортно-кредитных агентств) с 3-й до 5-й, в случае увеличения числа дефолтов по сделкам с участием международных экспортно-кредитных агентств. Данное возможное снижение существенно затруднит всем российским компаниям привлечение международного долгосрочного и среднесрочного финансирования и увеличит его стоимость, что поставит под угрозу реализацию плана формирования в России международного финансового центра.

В целях предотвращения снижения странового и индивидуального рейтинга со стороны зарубежных экспортно-кредитных или страховых агентств в связи с неисполнением обязательств российскими импортёрами, являющимися поручителями по договорам между иностранными и российскими банками, обеспеченным гарантиями (страховкой) указанных агентств предлагается рассмотреть возможность одновременной передачи уполномоченной организации с баланса кредитной организации актива (права (требования) в отношении российской компании – импортера по связанному внешнеторговому кредитному договору) и связанного пассива (обязательства перед иностранным банком по связанному межбанковскому кредитному договору) в случае возникновения затруднений с обслуживанием указанных договоров со стороны российского банка, в том числе в результате его банкротства.

Актуальным вопросом остаётся совершенствование расчётов по аккредитивам (об этом упоминалось в том числе в п. 65 Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.). Рабочей группой АРБ по вопросам совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы организации аккредитивной формы расчетов (членами которой, наряду с банками, являются представители Банка России и Минфина России) был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части осуществления расчетов по аккредитиву). В настоящее время указанный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ (проект федерального закона № 119503-5 принят в первом чтении 26 июня 2009 года).


11. Другие вопросы.

АРБ считает нужным отразить в Стратегии следующие вопросы:



  • необходимость активизации частно-государственной программы по повышению уровня финансовой грамотности граждан России;

  • совершенствование деятельности института финансового омбудсмена;

  • продолжение совместной работы банковского сообщества и регуляторов над стандартизацией банковских продуктов и процессов;

  • развитие механизмов синдикации банковских кредитов.

Доработка и уточнение Проекта стратегии, на наш взгляд, повысит её целевую направленность и практическую значимость.



По Плану мероприятий по реализации Стратегии

26. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части регламентации деятельности саморегулируемых организаций в банковском секторе.


4.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России




27. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления механизма реструктуризации задолженности по связанным кредитным договорам, застрахованным зарубежными экспортно-кредитными агентствами (институтами развития), в случае банкротства (ликвидации) российской кредитной организации российского банка.

3.14

2011 г.

Минэкономразвития России

Минфин России

Банк России


28. Принятие федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (изменения в параграф 3 Главы 46 ГК РФ), направленного на приведение аккредитивной формы расчетов в соответствие с мировыми стандартами.

Глава 5

I полугодие

2011 г.


Минфин России

Банк России



29. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (предусматривает внесение изменений в ГК РФ, в федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятий»), целью которого является установление презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России

Банк России


30. Подготовка проекта федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество», учитывающего, в частности специфику залога транспортных средств.

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



31. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», направленного на совершенствование налогового законодательства в части порядка исчисления и уплаты банками налога на добавленную стоимость при реализации имущества, полученного в качестве отступного.

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России




32. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающего создание региональных (локальных) банков с целью доступности банковских услуг в регионах.

3.4

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



33. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего изменения в федеральных законах «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», «О банках и банковской деятельности», целью которого является исключение необходимости использования контрольно-кассовой техники при осуществлении банковской деятельности.

3.5

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России




34. Подготовка проекта федерального закона «О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (с целью возложения на налоговые органы обязанности по осуществлению контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций), направленных на исключение обязанности кредитных организаций по осуществлению контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций, а также исключение административной ответственности за неисполнение указанной обязанности кредитными организациями.

3.5

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России




35. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество», направленного на совершенствование порядка обращения взыскания на заложенное имущество (в том числе, организации торгов по реализации заложенного имущества в электронной форме).

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



36. Подготовка проекта федерального закона «О деятельности по взысканию задолженности», направленного на законодательное регулирование коллекторской деятельности, а также деятельности иных лиц по взысканию долгов.

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



37. Подготовка проекта федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», регулирующего правовое положение граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3.14

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



39. Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», целью которого является регулирование рекламы финансовых услуг, в том числе услуг, связанных с кредитованием.

3.7

2011 г.

ФАС России

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России


40. Принятие федеральных законов «Об электронной подписи» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи», направленных на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с использованием электронных подписей.

3.6

2011 г.

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России




41. Подготовка изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О банках и банковской деятельности», направленных на ограничение права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций требовать досрочного исполнения обязательств кредитных организаций в случае их реорганизации и отменяющих для кредитных организаций требование об индивидуальном письменном уведомлении всех кредиторов при реорганизации

4.6

2012

Минфин России

Банк России

Минэкономразвития России


42. Подготовка поправок в Налоговый кодекс, стимулирующих слияния и присоединения кредитных организаций

4.6

2012

Минфин России

Минэкономразвития России Банк России



43. Подготовка поправок в Положение Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" с целью дальнейшей дифференциации резервирования компонентов ресурсной базы кредитных организаций

3.13

2011

Минфин России

Банк России