"Подготовка к гиа по русскому языку" - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г 1 97.38kb.
Приложение 6 Контрольные измерители по русскому языку за 3 класс... 1 125.55kb.
Сборник Тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки... 5 1094.09kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Памятка "Как готовиться к успешной сдаче гиа по английскому языку" 1 75.05kb.
Учебники по русскому языку и чтению для коррекционной школы как Методическая... 4 1541.16kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 4 686.65kb.
Сдаём егэ по русскому языку с опорой на литературу 1 121.69kb.
Рабочая программа по русскому языку 66 Пояснительная записка к рабочей... 16 6829.23kb.
Ресурсы, посвященные русскому языку 1 64.63kb.
Задания городской олимпиады школьников по русскому языку 1 60.8kb.
О стандартизации, сертификации и фитосанитарных 1 219.21kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

"Подготовка к гиа по русскому языку" - страница №1/2


МОУ Выровская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании МО от_________Протокол №1 Согласовано с зам.директора по

________ Пиякин А.А./ Руководитель -______/Кондратьева Ю.С./ УВР ______/Романова Г.Н./

Программа спецкурса по теме:



"Подготовка к ГИА по русскому языку"

(для 9 класса)

Автор:

Ермакова Ирина Николаевна,



учитель русского языка и литературы

МОУ Выровской СОШ Майнского района

Ульяновской области

2012


Содержание:

Пояснительная записка

Общая характеристика экзаменационной работы ,…………………. 3

Тематическое планирование 6

Литература 10
Диагностический тест 14
Изобразительно-выразительные средства языка 35

- Тропы


- Фигуры речи

- Звуковые средства выразительности

- Изобразительные возможности
Материалы для занятий спецкурса 37

- Способы сокращения текста 37

- Языковые приёмы компрессии текста 40

- Итоговая диагностика ..................................................................................................................44


Пояснительная записка
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА).

Задачами курса является научить:


  • употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

  • пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,

  • отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;

  • отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;

  • отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;

  • избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

  • править написанное;

  • грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.

Структура и содержание ГИА по русскому языку

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Это требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Программа спецкурса по русскому языку, рассчитанная на 34 часа, предназначена для учащихся 9 класса базисного уровня.



Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

Формы занятий данного курса – это прежде всего практические занятия.

По окончании курса учащиеся должны:

1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).


Содержание курса


I. Диагностический тест – 1 час

II. Повторение изученного

1. Фонетика и орфография – 1 час

2. Морфемика и словообразование – 1 час

3. Морфология – 3 часа

4. Лексика – 1 час

5. Орфография – 9 часов

6. Синтаксис и пунктуация – 6 часов

7. Нормы речи – 1 час

8. Изобразительно-выразительные средства – 2 часа

III. Работа с текстом – 6 часов

IV. Контрольный тест с последующим анализом – 3 часа


Календарно-тематическое планирование






Примерные даты проведения занятий

Тема

Форма

проведения



Содержание работы

и деятельность учащихся



1




Вводный урок Диагностический тест

Практическое занятие

Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста.

2




Повторение. Фонетика. Орфография

Практическое занятие

Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы.

3




Морфемика и словообразование

Практикум

Повторение основных способов словообразования.

Образование степеней сравнения; написание теста по теме.



4




Морфология

Семинар

Повторение самостоятельных и служебных частей речи; составление таблицы.

5




Морфологические признаки служебных частей речи

Практикум

Различение самостоятельных и служебных частей речи.

Написание теста по теме.



6




Лексика

Практикум

Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы.

7




Орфография Правописание гласных в корне

Практикум

Составление алгоритмов:

1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением;

2) безударные гласные, не проверяемые ударением (чередующиеся).


8




Безударные гласные в суффиксах разных частей речи

Практикум

Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы.

9




Безударные гласные в окончаниях разных частей речи

Практикум

Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных.

10




Правописание гласных после шипящих и Ц

Практикум

Составление таблицы «О – Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих».

11




Правописание Не и Ни

Комбинированное занятие

Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме.

12




Правописание согласных.

Удвоенные согласные.



Практикум

Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные.

Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест.



13




Правописание

ъ и ь


Практикум

Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»;

Разделительные Ъ и ь».



14




Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Практикум

Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест.

15




Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений.

Знаки препинания при обособлении приложений.



Практикум

Составление таблицы по теме.

Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении.



16




Знаки препинания при обособлении обстоятельств

Практикум

Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест.

17




Знаки препинания при однородных членах предложения

Комбинированное занятие

Обобщить знания об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них.

18




Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении

Практикум

Составление алгоритма.

19




Нормы речи

Практикум

Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола.

20




Изобразительно-выразительные средства языка

Лекция

Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка.

21




Изобразительно-выразительные средства языка

Практикум

Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест.

22




Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста

Лекция

Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста.

23




Составление плана по тексту

Практикум

Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей.

24-25




Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова.

Практикум

Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем.

Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста.



26-27




Типы речи. Стиль текста.

Комбинированное занятие

Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи.

28




Подготовка к написанию сочинению-рассуждению

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.



Практикум

Знакомство с понятием сочинения-рассуждения. Повторение особенностей данного сочинения

29




Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Практикум

Развитие умения подбирать аргументы, доказывая свою позицию

30




Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практикум

Повторение композиции сочинения-рассуждения

31




Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста

Практикум

Совершенствовать умение учащихся писать сочинение-рассуждение и корректировать его

32-34




Итоговый тест с последующим анализом.

Практикум




Литература:

I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3). Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа, 1999г.

II. Литература для учащихся:

1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;

2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;

3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;

4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;

5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;

6). Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)

7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.

8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.

9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.

10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.

11) ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т.

12) ГИА 2012. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

III. Литература для учителя:

1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.

2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006.

3). Колокольцев Е.Н. Зельманова Л.Н. Развитие речи. 8-9 классы. М., Дрофа. 2004.

4). Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь (5-8 классы). Творческий центр. М., 2004.

5). Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения.Эксмо. М., 2008.

6). Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994.

7). Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2007. под ред. Сениной Н.Л. «Легион» 2006

8). Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.

9). Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.

10). Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007.

11). Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.

12). Хорт О.А. Русский язык. Изложение с творческим заданием. 9 класс. Волгоград. 2007.

13). Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

14). Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.

15). А.Ш. Шахмаметова. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 – 2009. – с. 13-16.

16). Л.С. Степанова. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 3-11.

17). И.Н. Добротина. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 11-18.

18). И.Н. Добротина. Упражнения по трансформации и моделированию текста. «Русский язык в школе». № 4 – 2007. – с. 24-27.

19). Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

20). Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

21). Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

22). Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

23). Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

24). Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

25) ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т.

26) ГИА 2012. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Диагностический тест

Выполните задания 1-31. Сверьте свой вариант с ответами, данными в конце книги. Сделайте работу над ошибками, обратившись к учебнику. Занесите свои ошибки в лист учёта ошибок.



1. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в корне

  1. пол..вчее, б..ярин, г..рдился, вп..следствии

  2. к..залось, пос..дить, согл..сился, д..вать

  3. ол..денелый, отв..чал, т..пло, хоч..шь

  4. присоед..нились, пр..ехал, об..жаю, выдв..нуть

2. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена чередующаяся гласная в корне

  1. выб..рает, раст..рать, ум..рать, сн..мать

  2. предл..жение, пром..кательная (бумага), покл..ниться, л..хматый

  3. р..стительный, прил..гательное, з..ря, ..ккуратный

  4. отр..зает, выд..ру, отб..рёшь, отр..сль

3. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в приставке

  1. пр..хорошенький, пр..градить, пр..следовать, пр..мировать

  2. пр..своить, пр..школьный, пр..глушить, пр..оритет

  3. пр..славиться, ..тбежать, в..зглавить, с..стариться

  4. р..ссыпать, н..дрезать, пр..матерь, р..згильдяй

4. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в суффиксе

  1. замш..вый, душ..нька, им..чко, товарищ..м

  2. влюбч..вый, податл..вый, садовн..к, одуванч..к

  3. руч..нка, сач..к, ключ..м, налев..

  4. американ..ц, учит..ль, человеч..ство, зайц..м

5. Укажите ряд, в котором пропущена безударная гласная в окончании

  1. в алле.., в зимн..м (пальто), стел..т, на синеющ..м (небе)

  2. смотр..т, на знамен.., хорош..м (поступком), ключ..ка

  3. котишк.., книжищ.., ручищ.., слев..

  4. домишк.., светл..й (улыбкой), борщ..м, засветл..

6. В каком ряду во всех словах следует писать а?

  1. издавн.., досух.., снов.., занов..

  2. бабищ.., заводил.., книжищ.., солнышк..

  3. плутишк.., сынишк.., зайчишк.., горюшк..

  4. искос.., сызнов.., изредк.., досыт..

7. В каком ряду во всех словах следует писать о?

  1. плющ..м, лиц..м, больш..го, пятниц..й

  2. зажив.., занов.., наглух.., справ..

  3. в..рота, мудр..сть, горд..сть, зверушк..

  4. проповед..вать, проб..вать, завид..вать, рис..вать

8. В каком ряду во всех словах следует писать е?

  1. бре..тся, мож..т, хоч..тся, тороп..тся

  2. ноч..вать, бич..вать, посп..вать, откруч..вать

  3. вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть

  4. замш..вый, щавел..вый, плеч..вой, фасол..вый

9. В каком ряду во всех словах следует писать и?

  1. мол..тся, стар..тся, верт..тся, знач..тся

  2. юрод..вый, дяд..н, талантл..вый, перь..вой

  3. кресл..це, солдат..к, красав..ца, сит..чко

  4. брат..к, гостин..ца, упрям..ца, им..чко

10. В каком ряду во всех словах нужно писать ь?

  1. реч.., печ.., смотриш.., плащ..

  2. ноч.., (девочка) смеет..ся, знаеш.., хорош..

  3. доч.., (можете) смеят..ся, намаж.., вскач..

  4. брош.., береч.., отреж.., замуж..

11. В каком ряду во всех словах нужно писать ъ?

  1. об..явление, под..ячий, раз..езд, под..ём

  2. раз..яснить, от..явленный, раз..едать, л..ётся

  3. с..ёмка, об..ём, под..езд, разоб..ётся

  4. об..ять, раз..ярённый, ад..ютант, двух..ярусный

12. В каком ряду во всех словах нужно писать нн?

  1. бесприда..ица, гости..ица, подли..ик, воспита..ик

  2. да..ый, решё..ый, броше..ый, ветре..ый

  3. со..ый, нагруже..ый, свяще..ый, нечая..ый

  4. ограниче..ый, ране..ый (в бою), замуче..ый, кожа..ый

13. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. кино?фильм, электро?провод, стерео?система, за?полночь

  2. в?близи, с?начала, сорви?голова, в?заперти

  3. древне?русский, дально?бойный, машино?строительный, в?глубь (океана)

  4. вагоно?ремонтный, железно?дорожный, велико?державный, ангельски?кроткий

14. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  1. на?миг, на?цыпочках, с?глазу?на?глаз, в?открытую

  2. по?двое, на?радостях, в?насмешку, с?права

  3. верить в?правду, под?мышку, (отложить) на?утро, в?перемежку

  4. в?течение (дня), в?продолжение (вечера), в?заключение (концерта), в?последствии

15. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. по?дружески, кто?то, едва?едва, в?виду (случившегося),

  2. кое?где, по?новому, мало?помалу, вице?адмирал

  3. пол?апельсина, пол?лимона, русско?немецкий, дально?зоркий

  4. премьер?министр, горе?руководитель, историко?филологический, по?средине

16. В каком ряду все слова с не пишутся слитно?

  1. Не?смотря на сильную грозу, самолёт прилетел по расписанию. Этот человек мой не?друг. Не?нужно никого не?навидеть. Я ни разу не?был в Англии.

  2. Не?взирая на обещание, он не?приехал. Не?зачем было обещать. Я получил не?большое письмо. Пришли не?сколько человек.

  3. Нам не?о?чем разговаривать. Не?знакомец остановился в общежитии. Твоё поведение не?допустимо. В гостиную вошёл не?кто в белом.

  4. Мне не?кому писать письма. Приходи не?медленно. Письмо написано на не?существующий адрес. Он был не?сгибаемый боец.

17. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания?

  1. Многое в этой работе выражено отрывисто и, быть может, недостаточно ясно.

  2. Конечно, можно было бы обстоятельно описать эту окраину и тем самым увести читателя в сторону от основной нити рассказа.

  3. Но, пожалуй, стоит только упомянуть, что до сих пор в предместьях Парижа сохранились старые крепостные валы.

  4. В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника, и в них гнездились птицы.

18. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

  1. Командир остался вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой.

  2. Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить её к сестре в Руан.

  3. Ярче влажных лепестков были её губы и от ночных слёз блестели ресницы. (К. Паустовский.)

  4. Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток.

19. В каком предложении не нужно ставить тире?

  1. Необыкновенно увлекательное занятие – составлять географические карты.

  2. Твои слова – как глоток чистого воздуха.

  3. Слово короля – закон.

  4. Греция – гористая страна с очень изрезанным берегом и массой бухт и островков.

20. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Писатель уехал из Голландии, надеясь заработать на кусок хлеба на стороне.

  2. Художник подарил человеку способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами.

  3. Я согрелся в шинели и задремал, прислонившись, к стене.

  4. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. (К. Паустовский.)

21. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Я с облегчением оторвался от телескопа, и киевские улицы с их неяркими огнями, грохотом извозчичьих пролёток и пыльным запахом отцветающих каштанов показались мне уютными и надежными.

  2. Прошло много времени, и пустыня опять напомнила о себе.

  3. Я открыл дверь и при воровском блеске молнии увидел Полину.

  4. Гром расколол небо, и, казалось, одним ударом вогнал домишко в землю по самую крышу. (К. Паустовский.)

22. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) восхищение 2) чувство 3) платье 4) юный



23. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) армия 2) честный 3) тень 4) семья



24. В каком предложении есть фразеологический оборот?

  1. Я случайно попал на этот концерт.

  2. Мама погрозила мне пальцем.

  3. Ты попал пальцем в небо.

  4. Небо потемнело.

25. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?

1) предусмотрительный 2) поддержка

3) пересматривая 4) ненавидящий

26. Укажите, каким способом образовано слово разряд.


  1. приставочным

  2. приставочно-суффиксальным

  3. суффиксальным

  4. бессуффиксным

27. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Я знаю, что означает твой приход.

1) местоимение 2) союз 3) частица 4) предлог



28. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Замысел, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (К. Паустовский.)

1) простое 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

29. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». (К. Паустовский.)

1) простое 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

30. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению

В кинокартине «Поэт и царь» Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызёт гусиное перо и опять торопливо пишет. (По К. Паустовскому.)

1) простое 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное



31. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Вскоре снег превращается в широкую снежную реку, несущуюся вниз, и через несколько минут в долину срывается лавина, сотрясая грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью. (По К. Паустовскому.)

1) простое 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

Таблица ответов



задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ


2

1

3

2

1

4

4

4

1

3

1

3

3

1

2



задания


16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Ответ


4

4

3

2

3

4

2

1

3

2

4

1

1

3

1

2

Анализ исходного текста

Анализ исходного текста включает задания с выбором ответа (А1—А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1—В14).К каждому заданию с выбором ответа (А1—А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1—В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку, сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.

(4) Золотой Волос ответила, что такового не понадобится, так как во владении её отца находится много золота. (5) Только добром он дочку не отдаст. (6) Единственный выход — бежать.

(7) Заинтригованный всем сказанным и необычной внешностью собеседницы, парень согласился. (8) Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров. (9) Подхватил Айлып на руки свою ненаглядную, обмотался её косами, чтоб легче было передвигаться, и пустились они в путь. (10) По дороге выяснилось, что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле, в том числе и волосы дочери. (11) Поэтому чем дальше молодые уйдут, тем больше шансов на счастье. (12) На одном из привалов почувствовала девушка, что настигает её власть отца. (13) Спасая любимого, Золотой Волос остригла косу. (14) Айлып выбрался из образовавшейся ямы, а невеста пропала. (15) Поначалу он стал её разыскивать. (16) Но появившаяся в лесу лисица посоветовала не торопиться. (17) Оказалось, что нужно выждать три года, чтобы встретиться с Золотым Волосом.

(18) Последовала вынужденная разлука. (19) Вновь попытался влюблённый юноша освободить невесту из-под власти отца. (20)И снова безуспешно. (21) Тогда помог советом филин. (22) Он рассказал о камне, который стоит посреди Иткуля. (23) Тому, кто придёт к нему с золотом, откроется потайной ход под озеро, только обратного пути не будет.

(24) На этот раз влюблённым всё же удалось осуществить свои планы. (25) И стали они жить под водой. (26) Обзавелись хозяйством. (27)Золотой Волос выходит иногда посидеть на камень, а коса по нему вьётся драгоценной змеёй.

(28) Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. (29) Она расположена рядом с юго-западным берегом. (30) В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара. (31) Проходя по прибрежной полосе и рассматривая таинственный камень, можно наблюдать необыкновенное природное явление: у его подножия волны то пенятся, то скучиваются, образуя вокруг полосу, имеющую удивительное сходство с длинной косой. (32) А при свете солнечных лучей она кажется золотой.

( По П.П. Бажову)



А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

  1. Автор текста рассказывает о драматической судьбе героев.

  2. Автор повествует об уголках природы, овеянных старинными легендами.

  3. Автор выступает за сохранение природы в её первозданном виде.

  4. Автор рассказывает о мистической гигантской змее.

А 2 Какое из названий, приведённых ниже, является названием сказа?

1) «Уральская златовласка»

2) «Золотой волос»

3) «Шайтан-камень»

4) «Озеро Иткуль»

А 3 Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 13-17?

1) Она решила испытать любимого, проведя его через трудности.

2) Она неблагодарная дочь.

3) Она готова на самопожертвование ради любимого человека.

4) Она может бросить человека в трудную минуту.

А 4 Укажите синоним к слову «земля» в 10 предложении.

1) Планета

2) Суша

3) Государство, страна



4) Почва, верхний слой коры нашей планеты

А 5 Укажите номер варианта предложения, в котором НЕТ многозначных слов.

1) 4.


2) 6.

3)13.


4) 15.

А6 Укажите, какое средство речевой выразительности использовано в 28 предложении.

1) Метафора

2) Эпитет

3) Олицетворение

4)Сравнительный оборот

А 7 В каких предложениях есть синонимы?

1) 4 и 5.

2) 4 и 6.

3)4 и 10.

4) 4 и 11.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Определите часть речи слова НЕНАГЛЯДНУЮ в 9 предложении.

В 2 Из предложений 1-4 выпишите краткое причастие.

В 3 Из предложений 18-24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В 4 Из предложений 28-31 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо»

В 5 Объясните постановку тире в предложении

«Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.»

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов

2) Тире между подлежащим и сказуемым

3). Слова автора стоят после прямой речи

4) Тире в бессоюзном сложном предложении

В 6 Среди предложений 2-5 найти сложноподчиненное предложение с параллельным неоднородным подчинением.

В 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве

«По дороге выяснилось(1) что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле(2) в том числе и волосы дочери. Поэтому чем дальше молодые уйдут(3) тем больше шансов на счастье. На одном из привалов почувствовала девушка(4) что настигает её власть отца. Спасая любимого(5) Золотой Волос остригла косу. Айлып выбрался из образовавшейся ямы(6) а невеста пропала».

В 8 Из приведённого ниже предложения выписать частицу.

«Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров»..



В 9 Из предложений 28-30 выпишите словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.

« Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. Она расположена рядом с юго-западным берегом. В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара».

В 10 Из 6-го предложения выпишите грамматическую основу.

« Единственный выход — бежать»



В 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9-ом

В 12 Объясните постановку двоеточия в предложении 30.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Прямая речь стоит после слов автора.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой.



В 13 Среди предложений 1-3 найти предложение с однородными обособленными определениями.

«1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку,сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.»

В 14 Среди предложений 28-32 найти предложение с обособленными однородными обстоятельствами.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1) Давным-давно в горном ауле жила девушка по имени Егоза.

(2) Красивая она была. (3) Чёрные брови вразлёт, глубокий взгляд больших карих глаз, на губах чуть заметная улыбка. (4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом…(6) Но Егоза помучает парня, да и отправит ни с чем. (7) Аксакалы злились: «Не сносить тебе головы, девка».

(8) И действительно, случилась с красавицей оказия. (9) Явился к ней как-то батыр, добрый молодец, сильный и видный собой. (10) Звали его Сугомак. (11) Давно он поглядывал на девушку, а прийти всё не решался.

(12) Полюбил он Егозу. (13) Да и Егоза не была к нему равнодушна, понравился он ей, только скрывала это, даже виду не подавала. (14) На предложение стать его женой она вдруг сказала:

— Согласна, но только после того, как на моём платье изумруды и рубины засияют, перед которыми звёзды померкнут.

(15) Понимала она, что невыполнимо это её желание, и в душе тут же пожалела о том, что так сказала.

(16) Но где же драгоценные камни достать? ( 17)Слышал Сугомак, что находят люди удивительной красоты самоцветы.

(18) Много дней бродил он по горам, вырыл не одну яму, много приподнял тяжёлых глыб, измучился, а клада всё нет. (19) Тогда не выдержал молодой батыр, упал на колени, взмолился:

— Матушка-земля, помоги в моей любви. Невесте нужен дорогой подарок, да не могу его найти. Без него же не будет она моей…

(20) Тут неожиданно появилась перед ним чудо-девица, вся в камнях драгоценных, в руке удивительный цветок огнём горит.

(21) — Уж не дочка ли это земли-матушки, что сокровища охраняет? — подумал Сугомак.

(22) А чудо-девица между тем промолвила:

— Если любишь ты свою красавицу, то обещай, что никогда дурного слова ей не скажешь…

(23) — Не видишь ли, как люблю? Жизнь без неё мне не мила, готов ради любимой идти на муки любые. Как же я могу ей слово плохое или неласковое сказать?

(24) — Смотри, не забудь обещания, — строго сказала девица, бросила в сторону цветок и исчезла, словно растворилась в тумане.

(25) Осмотрелся вокруг Сугомак и удивился. (26) Там, где цветок упал, на земле искорки-огоньки побежали. ( 27) « Неспроста это»,— подумал он, принялся в том месте землю копать. ( 28) И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал.

(29) Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит.

(30) Был вечер, но повёл её Сугомак в горы, поднял камни, которыми клад прикрыл. (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…

(32) — Вот тебе на свадебное платье, — сказал Сугомак. — Изумруды, алмазы, бриллианты…Всё тебе одной отдаю».

(33) Не понравилось это Егозе: вроде бы жених перед ней возносится, хвастается, а потому воскликнула она печально: « Не быть нашей свадьбе!» — и побежала прочь.

(34) Рассердился Сугомак. (35) Как же так? (36) Почему же не быть свадьбе?

(37) Не заметил он, как что-то резко и громко крикнул Егозе вслед, — и тотчас закаменел. (38) Тут и Егоза приостановилась, словно задумалась.

(39) Это на её месте чудо-камень вырос. (40) Она ведь тоже слово, данное жениху, не сдержала.

(41) С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза. (42) Там, где они живыми спорили, во время сильного ветра до сих пор стоит гул. (43) Это гудят горы. (44) В народе говорят: «Сугомак сердится».

(45) Сердится или нет — никому не ведомо, но верно то, что надёжно закрывает он от ветров свою возлюбленную — Егозу, да и в Кыштымскую долину ветры не пускает. (46) Недаром Кыштым в одном из переводов с башкирского означает «затишье».

( Ю. Елфимов)

А 1 Какое из названий, приведённых ниже, точнее всего отражает главную мысль текста?

1) Сияние самоцветов.

2) Подарок чудо-девицы.

3) Строптивые влюблённые.

4) Егоза и Сугомак.

А 2 Какое из высказываний, приведённых ниже, не нашло своего отражения в тексте?

1) За деньги всё купить можно.

2) Не говори дурного слова о любимой.

3) Сугомак и сегодня защищает любимую.

4) Готовность ради любимых на любые муки.

А 3 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение 14)

1) То, что предложено, предлагается.

2) Поступление товаров на рынок.

3) Просьба стать женой.

4) Сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль.

А 4 В каком предложении есть антоним к слову ОСТАНОВИТЬСЯ?

1) 21


2) 22

3) 24


4) 26

А 5. Укажите среди перечисленных слов однозначное.

1) земля


2) камень

3) глыба


4) любовь

А 6 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 41: «С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».

1) фразеологизм

2) эпитет

3) олицетворение

4) метафора

А.7 Укажите значение слова АУЛ в предложении « Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит».

1) Крупный населённый пункт, промышленный центр.

2) Крестьянское селение в центральной России.

3) Место пребывания правительства

4) Селение на Кавказе, в Средней Азии.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Замените слово ОКАЗИЯ (предложение 8) синонимом.

В 2 Из предложений 33-38 выпишите слово с чередованием гласной в корне.

В 3 Из предложений 25-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия»

В 4 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложноподчинённого предложения с придаточным определительным:

1) 16


2) 17

3) 26


4) 41

В 5 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложносочинённого предложения:

1) 5


2) 11

3) 17


4) 29

В 6 Выпишите из предложений 24-27 словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

В 7 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта бессоюзного сложного предложения:

1) 3


2) 6

3) 9


4) 17

В 8 Сколько грамматических основ в предложении 18?

В 9 Из предложения 14 выпишите частицу

В 10 Укажите предложение с вводным словом из предложенных вариантов:6, 8, 24, 26.

В 11 Укажите вариант постановки двоеточия в предложении

« (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…»

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Прямая речь стоит после слов автора.

3) Последнее предложение дополняет смысл предыдущего предложения.

4) Последнее предложение указывает причину того, о чём говорится в предыдущем.

В 12 Объясните постановку тире в предложении

«И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал».

1) Тире между подлежащим и сказуемым.

2) Тире ставится в ССП и СПП, если предложения рисуют быструю смену событий.

3) В неполном предложении пропуск членов предложения на письме обозначен тире.



4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

В 13 Из предложения 41 выпишите местоимения. « С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».

В 14 Из предложенных предложений выпишите наречия: «(4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом».
Вариант 1

А1

2

А2

2

А3

3

А4

4

А5

4

А6

1

А7

3

В1

существительное

В2

наслышана

В3

рассказал

В4

прибрежной

В5

2

В6

4

В7

5

В8

всё-таки

В9

расположена рядом

В10

выход- бежать

В11

3

В12

3

В13

1

В14

31

Вариант2

А1

4

А2

1

А3

3

А4

4

А5

3

А6

2

А7

4

В1

случай

В2

вырос

В3

прикрыл

В4

4

В5

4

В6

в том месте

В7

1

В8

2

В9

только

В10

8

В11

4

В12

3

В13

тех, эти, что

В14

наперебой, пешком, верхом







Изобразительные средства (тропы)

К числу изобразительных относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют, описывают явления окружающей действительности



Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов). А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)



Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.

Снежная пыль столбом стоит в воздухе – сравнение выражено творительным падежом. Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов) – сравнительный оборот. Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький) – сравнение выражено лексически (при помощи слов «подобный», «похожий») Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. (И.Бунин) – сравнение выражено придаточным предложением со значением сравнения. «Не лещи, а поросята, - говорит наш хозяин, - а вот не клюют». (И.Северянин) – отрицательное сравнение.

Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).

Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.

2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.

3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.

4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)

Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов).

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).

Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение.

Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине).

Олицетворение —такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.

Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).Царь зверей (вместо лев). Холмогорский мужик = Ломоносов. Царица ночи =луна. Туманный Альбион = Англия. Северная Венеция = Санкт-Петербург.

Материалы для занятий спецкурса

Способы сокращения текста

Содержательные приёмы компрессии текста:

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

Обучение учащихся этому важному умению следует начать с небольшой справки о том, что такое главная и второстепенная информация.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора.

Такими «сильными позициями», например, в учебно-научном тексте являются:


  • заголовок,

  • зачин (введение),

  • концовка (заключение).

На уровне абзаца (ССЦ) наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. На уровне предложения более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Важная информация обычно содержится в главной части сложноподчинённого предложения.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Упражнение.

Прочитайте предложения и подчеркните в нём главную информацию.



Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Выполнение задания.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Выполнение задания.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Окончательный вариант.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Обращаем внимание на то, что, кроме содержательного приёма сокращения текста, мы использовали и языковой (местоимение он, частица не).

2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Упражнение.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

а) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

б) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

в) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

г) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Стоит обратить внимание учащихся на 4-е предложение с несколькими придаточными и предложить сохранить только одно.

Варианты выполнения задания.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

Цель конкретна и достижима. мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)

Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)

Языковые приёмы компрессии текста

Замены:

- однородных членов обобщающим наименованием;

- словосочетания словом;

- фрагмента предложения синонимичным предложением;

- предложения или его части указательным местоимением;

- предложения или его части определительным или указательным местоимением;

- сложноподчинённого предложения простым.

Исключения:

- повторов;

- фрагмента предложения;

- одного или нескольких синонимов.



Слияния:

- нескольких предложений в одно.



Упражнение на трансформацию словосочетаний.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».



Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположение - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; приём градации - ...; форма круга - ...; чувство сострадания - ...

Упражнения на трансформацию предложений.

1. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.



Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды).

2. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.



Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Кроме названных, существуют следующие способы сокращения текста:



  • Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом исключения может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить её запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание «в любом стиле», а именно «в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном». Уберем их. Смысл предложения не изменится. Оно только выиграет за счет своего сжатия. Уместным будет также исключение последнего слова «стиле», так как в результате сокращения предложения возник повтор близлежащих словоформ «стиле».

  • Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

  • Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.

Сочетание исключения и обобщения.

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свёртывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Перечислим наиболее известные:

◦ выделите опорные слова в предложении.

◦ трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

◦ составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

◦ изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

◦ прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

◦ подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

◦ выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего


текста.

◦ проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

в) через некоторое время «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;

г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.



Основные требования к сжатому варианту изложения

1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).

2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.

3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.

4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко.

5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.

6. Учащийся умеет использовать способы сокращения текста (заменять синтаксические конструкции синонимичными. Например, однородные члены – обобщающим словом).

7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.



Итоговая диагностика

(для выполнения итоговой диагностики предлагается демовариант ГИА по русскому языку 2012 г.)


следующая страница >>