Под редакцией - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Составитель М. Н. Бородин 1 370.93kb.
Пояснительная записка музыка 5-7 классы пояснительная записка рабочая... 1 203.83kb.
Копосовой Надеждой Дмитриевной 2012г п. Сия пояснительная записка... 1 105.77kb.
Роль средств массовой информации в профилактике терроризма 1 378.25kb.
Пояснительная записка. Основу Рабочей Программы составляют следующие... 1 115.5kb.
Урок по теме «Решение задач на деление с остатком» 1 35.81kb.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного... 1 224.63kb.
P. X. Райт наука о запахах перевод с английского Л. Г. Булавина и Т. 13 2107.1kb.
Science учебное пособие по развитию навыков устной речи и чтения... 13 853.83kb.
Секция: человек и природа 2 335.42kb.
Лабораторная работа 1 «Наблюдение клеток растений и животных под... 5 498.42kb.
«Мой любимец» 1 63.52kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Под редакцией - страница №1/17




ВЕСТНИК




ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Выпуск 1

ГРОЗНЫЙ – 2003 г.


УДК 373 (470. 661)

ББК 74.2 (2 Рос. Чеч.)

В 38
Печатается по решению Ученого совета

института проблем образования

Министерства общего и профессионального образования

Чеченской Республики



Под редакцией


А. М. Арсанукаева

Научно-редакционный совет Института:


А. М. Арсанукаев (председатель), Ю. А. Айдаев,

В. Ю. Гиреев, Л. У. Курбанова, Э. Х. Солтаханов, А. Д. Тимаев,

Р. А. Чахкиева (заместитель председателя), Я.У. Эсхаджиев

Ответственные за выпуск:

Р. А. Чахкиева, Я. У. Эсхаджиев

В 38 Вестник Института проблем образования МОПО ЧР. Вып. 1. – Грозный: Издательство «Абат», 2003. – 184 с.


ISBN 5-98108-004-3
Вестник Института проблем образования МОПО ЧР – научно-практическое издание. В нем публикуются статьи и другие материалы как научно-теоретического, так и научно-прикладного характера по результатам исследований и разработок сотрудников Института и других авторов, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних учебных заведений, специалистам органов управления образованием, руководителям общеобразовательных учреждений.

 Институт проблем образования


МОПО ЧР, 2003
СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Л. М. Дадаев. Доклад на августовской педагогической конференции 2003 г. 4

А. М. Арсанукаев. Институт проблем образования: научно-методическое обеспечение системы образования ЧР 14
ИССЛЕДОВАНИЯ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА

В. Ю. Гиреев. Проблемы нормирования склонения имен существительных чеченского языка 20

Ю. А. Айдаев. Мотивы чеченского фольклора в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» 34

Э. Х. Солтаханов. История обучения чеченской грамоте 38

МЕТОДИКА И ОПЫТ


Я. У. Эсхаджиев. Подлежащиний, цIеран хIоттаман сказуеминий юккъехь тире йилла Iамор 57

В. А. Янгульбаев. Нохчийн мотт хьехаран шеран планаш. V-VII классаш 62

Х. Б. Магомадов. Нохчийн мотт хьехаран шеран планаш. VIII- XI классаш 78

А. М. Арсанукаев. Нохчийн литература хьехаран шеран планаш. V-XI классаш 83

С. Э. Эдилов. Дайн оьзда гIиллакхаш лардеш 102

Л. А. Эскиева. Алгоритмизация учебного процесса на уроках грамматики немецкого языка в 7-11 классах чеченской школы 118
ПЕДАГОГИКА, ЭТНОПЕДАГОГИКА, СИСТЕМА

ЭТИКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Л. У. Курбанова. Школа как институт социализации личности 147

Э. Д. Абдурашидов. Чеченские обычаи и традиции как источники формирования гражданского самосознания 161

Р. А.Чахкиева, Б. Ю. Дикаев. Проблемы экологического воспитания в школе 171
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Памяти ученого



Я. С. Вагапов. Пачхьалкхан эрмитажехь… вайнехан йоза 179

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Л. М. Дадаев,
министр общего и профессионального
образования Чеченской Республики

ДОКЛАД НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ 2003 г.


Уважаемые коллеги! Возрождение нации через приоритетное развитие образования вот та главная, сложная задача, которую мы с вами решаем последние три года. На примере нашей Республики была продемонстрирована новая, ответственная функция, появившаяся у педагога, учителя, у всего образования, и эта функция  сохранение мира и жизни на Земле.

Система образования Чечни стала потенциалом для процессов консолидации нации. Она доказала, что способна продуктивно участвовать в решении задач восстановления мирной жизни.

За десять лет правового хаоса разрушенная и разграбленная система продолжала работать. Учитель всегда оставался на своем рабочем месте, вселяя в детские души веру, надежду и любовь к своей Родине.

Годы созидания доказали, что сохранившиеся реальные ресурсы образовательной системы способствуют дальнейшему развитию национальной самобытности чеченского этноса в статусе полноправного субъекта Российской Федерации.

Основной стратегической линией нами был принят курс на обеспечение современного уровня образования и воспитания за счет повышения качественного разнообразия образовательных сетей в городе и районах, вариативности их моделей, расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых населению по месту жительства. Решение этой центральной задачи автоматически включает в себя практически весь набор проблем, назревших в образовании Республики: повышение качества и обновление содержания образования, развитие материально-технической базы, подготовка и переподготовка кадров, их закрепление на местах, развитие инновационной деятельности, информатизация и внедрение новых образовательных технологий, формирование попечительских советов и т. п.

Сегодня мы можем подвести некоторые итоги нашего движения в этом направлении и наметить пути дальнейшего развития.

Первые годы прошли в осознании и оценке нанесенного ущерба, в разборе завалов и в восстановлении того, что еще можно было восстановить: здания, площадки, стадионы; крыши, окна, двери, парты; и в сборе того, что можно было собрать: книги, тетради, ручки. Взрослые, дети, учителя, родители  собирали, возвращали, строили, чинили, белили, красили  одним словом учились жить заново. Но при всей значимости количественных показателей, велением времени вектор восстановительных усилий постепенно разворачивался на качественные характеристики. Пришло понимание необходимости баланса между процессами восстановления разрушенного и ускоренного, опережающего дальнейшего развития с целью достижения уровня, на который вышла российская образовательная система за последние десять лет.

Сегодня благодаря пониманию и поддержке со стороны исполняющего обязанности Президента Чеченской Республики Кадырова, Председателя Правительства А. А. Попова, министра образования Российской Федерации В. М.Филиппова и его первого заместителя Г. А. Балыхина, благодаря главам администраций районов, всему учительству, родительской общественности мы по праву можем сказать, что образовательная система Чеченской Республики вышла на довоенный период, а по некоторым параметрам опережает отдельные регионы Российской Федерации. И это не голые слова. Последние годы учительство Чечни не знает, что такое задолженность по заработной плате. Обеспеченность учебниками составляет 70–85 %, против 50 % в отдельных регионах Российской Федерации.

Финансирование образовательной системы из консолидированного бюджета Республики в 2003 году составило 844 млн руб. против 658,2 млн руб. в 2002 г. В Республику за последние два года поступило 2 тыс. ед. оргтехники (компьютеры, принтеры и т. п.). В каждом учебном заведении мы имеем в среднем по 5–10 компьютеров против 2–3 в некоторых регионах Российской Федерации. Сегодня мы с вами получили часть обещанных кабинетов и спортивное оборудование, стотомники программной художественной литературы на каждую школьную библиотеку. В образовательные учреждения Республики за три года поставлено 80 ед. транспорта. А недавно решением Правительства Чеченской Республики выделено 18 млн руб. на закупку автобусов для школ, 13 училищ и техникумов имеют столовое оборудование. В 9 районах Республики дети начальных классов обеспечены горячим питанием.

За 3 года восстановлено 74 объекта образовательной системы, только в этом году к 1 сентября сдано 5 школ. За 3 года в Республику для учебных заведений завезены: лес, шифер, стекло, краска, линолеум и многое другое в целом на 350 млн руб.

Мы понимаем, что все это аванс, аванс доверия к нам, надежда на то, что мы сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы дети Чечни жили, учились, росли, ни в чем не чувствуя себя ущемленными, обиженными и униженными. Мы четко понимаем, что цель и смысл сегодняшнего образования  это Человек  основа будущего высококачественного потенциала Республики.

Сегодня каждый четвертый житель Республики имеет отношение к образованию. Это или учащийся, или педагог, или родитель. А значит практически каждая семья так или иначе привязана к образовательной среде. Именно поэтому министерство образования у всех на слуху и на виду. Нас критикуют и хвалят, ругают и злословят, советуют и учат, в общем о нас говорят, значит мы существуем. Но как существуем? Чему учим? Кого хотим получить в качестве конечного продукта  вот что является важным и главным для нас. 455 школ функционируют на территории ЧР, в них обучается 199686 тыс. учащихся. Число выпускников общеобразовательных школ в 2003 году составило 21 185 человек, 223 из них по итогам государственной аттестации получили золотые и серебряные медали; 63 % от числа медалистов поступили в высшие учебные заведения регионов Российской Федерации и Чеченской Республики.

Результаты в целом неплохие, но успокаиваться нам ни в коем случае нельзя. Мониторинг качества знаний учащихся, проведенный институтом повышения квалификации по русскому языку и математике, показывает тревожные тенденции низкого качества подготовки школьников в основной, и особенно в начальной школе, и завышения оценок выпускных экзаменационных работ по этим предметам. При достаточно высокой мотивации к обучению основная школа (5–9 кл.) демонстрирует слабую самоорганизацию, недостаточную сформированность умений и навыков самостоятельной работы, неадекватную реакцию на трудности. Проблемой остается для части учеников чтение и пересказ текста, умение четко излагать свои мысли. Видимо, причина такого положения кроется в том, что мы отошли от лучшего в мире фундаментального советского образования, которым мы когда-то гордились, и в оказавшейся формальной разгрузке современных программ. Но как отделить зерна от плевел? Если разгрузкой учебных программ считать сокращенные тексты художественных произведений, то, на мой взгляд, это не лучший подход к решению проблемы. Здесь стоит следовать главному принципу любой реформы  не навредить.

Мы признаем, что инновационные процессы еще не стали в полной мере важнейшим стратегическим направлением нашей деятельности. Но сама жизнь выводит нас на эту дорогу. Первых ласточек мы уже дождались  это прогимназия № 97 г. Грозного, школа-сад на базе Знаменской школы № 3 Надтеречного района, гимназия № 41 г. Грозного, лицей № 1 г. Грозного. Экспериментальные площадки у нас пока слабы и малочисленны. Педагогический поиск ведется зачастую вслепую, без должного научного обеспечения. Мало классов с углубленным изучением предметов.

Особую роль в обновлении содержания образования Республики должен сыграть эксперимент в развитии начальной школы. У нас достаточно учителей, работающих по системе развивающего обучения Занкова, Эльконина  Давыдова, по проекту Виноградовой «Начальная школа 21-го века» и т. д. Однако изучить и обобщить этот опыт, сделать его достоянием общественности Институт повышения квалификации пока не сумел. Считаю необходимым создать аналитический центр при Институте повышения квалификации, экспертно-аналитический Совет при Министерстве образования, тем самым выстроив вертикаль управления инновационным процессом. Сюда же я отнес бы проблемы формирования национальной системы образования. Знаю, что мнения наших ученых по вопросу национальной начальной школы расходятся. Необходимо понимать, что всякое включение в эксперимент требует материальных затрат: это и переподготовка педагогов, создание словарей и учебников на родном языке и т. д. Но нам никто не мешает начать процесс создания национальной школы с открытия отдельных национальных классов. Этот опыт широко применяется в соседних регионах. Имеет смысл прежде чем что либо менять, сначала глубоко изучить суть проблемы. Вместе с тем необходимость изучения чеченского языка и чеченской литературы как национально- регионального компонента ни у кого не вызывает сомнения. Если исчезнет язык, не будет и самого народа.

Традиционной формой определения достижений учащихся стали предметные олимпиады. В прошлом учебном году Минобразование провело все три этапа предметных олимпиад среди школьников. 280 учащихся 9–11 классов приняли участие в республиканской олимпиаде по десяти общеобразовательным предметам. По оценке членов жюри среди участников олимпиады были учащиеся, продемонстрировавшие высокий уровень подготовки и способность конкурировать с представителями других регионов Российской Федерации. Необходимо отметить и еще один момент. Если раньше победителями олимпиад становились в основном представители г. Грозного, то теперь в числе призеров есть представители г. Гудермеса, с. Автуры, г. Урус-Мартана, с. Ножай-Юрт, ст. Шелковской и других населенных пунктов.

Министерством общего и профессионального образования особое внимание уделялось вопросам научно-методического обеспечения системы образования Республики, а также обеспечения учебных заведений необходимыми учебниками федерального и национально-регионального компонентов, художественной литературой. Национальными учебниками мы смогли обеспечить часть основной школы. Готовится к изданию «Школьный русско-чеченский словарь» А. М. Арсанукаева, «Школьный русско-чеченский словарь правоведческих терминов» Э. Д. Абдурашидова. При Институте проблем образования, в качестве его структурного подразделения, создано специализированное издательство, основной задачей которого является организация и осуществление на профессиональном уровне редакционно-издательской деятельности. В портфеле издательства имеется 17 рукописей учебников и учебно-методических пособий.

Мы понимаем, что серьезной проблемой остается издание художественных произведений местных писателей. Без этой литературы трудно говорить о возрождении духовности нации. Эта проблема не только наша, но и Республики в целом. Мониторинг заказываемых учебников федерального уровня позволил нам упорядочить связи с типографиями, отрегулировать заявки на те учебники и учебные пособия, которые наиболее соответствуют уровню содержания образовательных стандартов для нашей Республики.

В этом году школьные библиотеки приняли участие во «Всесоюзном смотре  конкурсе библиотек» «Библиобраз». Он показал, что несмотря на тяжелые условия, школьные библиотекари достойно справляются со своей работой. Победителем данного конкурса стала библиотека Беной-Веденской СШ Ножай-Юртовского района (библиотекарь Алхазова Айза Абдулгапуровна). Именно она будет представлять нашу Республику во Всероссийском конкурсе в сентябре 2003 г. Обращаю ваше внимание на то, что эта библиотека школы одного из самых отдаленных и высокогорных населенных пунктов нашей республики.

Уважаемые коллеги! Передо мной, как министром, остро стоит проблема отсутствия интернатных учреждений Республики. Да, у нас есть в структуре интернаты. Их 4. Все они коррекционного типа, и один для детей-сирот. Но по своим нормативным требованиям ни один из них не соответствует стандарту. Это или приспособленные, или арендованные помещения. Среди детей, нуждающихся в специальном образовании, 460 глухих и слабослышащих, 1173  слабовидящих, 355  детей с речевой патологией, 410  с нарушениями опорно-двигательной системы, 1461  с задержкой психического и умственное развития; 2264 детей-сирот. Многие гуманитарные организации оказывают им помощь. Многое делается и через Президентскую программу «Дети России». Но все это не может решить главной проблемы  дать этим детям крышу над головой, горячую пищу и спокойный сон. Названные учреждения финансируются за счет республиканского бюджета. Отсюда и проблема выделения необходимых средств на их ремонт и восстановление. Для себя, как министра, считаю задачей № 1 в будущем учебном году приложить все усилия к решению данной проблемы.

Не могу обойти стороной самых маленьких граждан нашей республики. Для них мы постарались создать оптимально приемлемые условия. За 3 года мы открыли 54 учреждения дошкольного образования, оснастив их всем самым необходимым. Для нас каждый новый детский сад  это радость и достижение в восстановлении и развитии Республики.

Общее количество детей в дошкольных учреждениях 3556 человек, хотя нуждающихся в них 9000 детей. Значит и в этом плане предстоит сделать немало. Среди 370 воспитателей, работающих сегодня в детских дошкольных учреждениях, мне бы хотелось отметить работу следующих: Беспаловой Анны  Наурский район, Инаркаевой Зулаш  Ачхой-Мартановский район, Якубовой Аймат  Надтеречный район, Закаевой Аминат  с. Знаменское. В то же время хочу заметить, что существующие дошкольные образовательные учреждения не в полной мере используют имеющиеся возможности для создания развивающей среды: слабо внедряются программы и технологии, рекомендованные Министерством образования для работы с детьми, такие как «Радуга», «Развитие», «Юный эколог», «Теория решения изобретательных задач».

Думаю, отделу дошкольного и дополнительного образования Министерства есть над чем поработать.

Уважаемые коллеги! Министерству образования Чеченской республики предстоит сформировать систему качественного, доступного профессионального образования. За прошедшие годы в этой области сделано немало. Особо хочется отметить темпы и методы восстановительного процесса в данных учебных заведениях. Приятно отметить работу Грозненского нефтяного института, Госпединститута, училищ № 13; № 2; № 6; № 26; Ойсхарского филиала ПЛ № 13, политтехникума, статистического техникума. Здесь наглядно видны восстановительные работы, проведенные, в том числе, и силами студенческих строительных отрядов  эта хорошая традиция нашла новое воплощение в учебных заведениях. И мы это, несомненно, поддерживаем. Положительный результат стал возможен благодаря поддержке Министерства образования РФ, лично первого зам. министра образования Балыхина и строительного отдела, возглавляемого Шкодиным.

Прямое финансирование дает возможность осуществлять контроль за качеством восстановительных работ, целевым использованием выделенных средств. Практика, когда Министерство образования РФ является заказчиком, а Министерство образования ЧР  исполнителем восстановительных работ и капитального ремонта школ, могла бы дать столь же положительные результаты.

А вот учебные заведения, находящиеся на республиканском бюджете, по-прежнему вызывают у нас тревогу. И прежде всего это Грозненский педагогический колледж. Здесь без помощи и поддержки Правительства ЧР нам не обойтись. Есть и другая проблема, которую нам не удается решить: 3-й год подряд мы поднимаем вопрос освобождения зданий образования из-под военных объектов.

В настоящее время в Республике работает 3 ВУЗа, общее количество студентов в которых составляет 18 972 человека. Это на 2500 человек больше, чем в прошлом году. В них стабильно работают высококвалифицированные педагогические кадры, качественный уровень которых ежегодно растет. Так, в 2003 г. защитили кандидатские диссертации 23 чел., 5 стали докторами наук. Это научный потенциал Республики, призванный сыграть решающую роль в становлении и формировании чеченской интеллигенции.

В 12 начальных профессиональных училищах Республики обучается более 7 тысяч учащихся. В этих учреждениях формируется профессиональное мастерство и закаляется характер будущих рабочих. В 2004 г. мы предполагаем возобновить работу еще 2 училищ.

Впервые в этом году прошел в ПУ конкурс профмастерства. Свои умения и навыки показали повара, кондитеры, портные, трактористы, механики, каменщики. По итогам республиканского тура были отобраны участники на Всероссийский конкурс. Лауреатами наши учащиеся не стали, но само появление учащихся из Чечни уже было знаменательным событием. А летом все участники конкурса представляли нашу Республику в Анапе  лагере труда и отдыха профессионального образования РФ. Грамоты и дипломы, призовое место в конкурсе команд профмастерства  все это стало заслуженным итогом трудовой деятельности коллективов училищ.

Считаю необходимым подчеркнуть, что учреждения профессионального образования должны научиться зарабатывать деньги не на процессе образования, а на его результате, т. е. рассматривать своих выпускников в перспективе как потенциальных партнеров. Сочетаемость и взаимодополняемость различных ресурсов, находящихся в распоряжении профучилищ, ССУЗов и ВУЗов, позволяет серьезно и целенаправленно рассматривать возможности их организационного объединения в рамках единого социального производства и образовательного комплекса.

Уважаемые коллеги! Одной из главных задач для нас является возвращение воспитательной работы в составляющую образования. Школа должна воспитывать у детей высокую нравственность, активную гражданскую позицию, патриотизм, верность историческим и культурным традициям народа.

Главным ориентиром в воспитании может послужить духовный, культурный потенциал чеченского народа, устное народное творчество с его идеалами благородства и человеколюбия, мужества и терпения. Все это необходимо сочетать с учением ислама, которое не только не противоречит перечисленным идеалам народного духа, а наоборот, дополняет и освещает их.

Извлекая уроки из прошлого нашей истории, приходишь к убеждению: государство и религия должны тесно сотрудничать в вопросах воспитания подрастающего поколения. Другие пути и подходы, без учета специфики нашей Республики, где религия традиционно имеет сильные позиции и играет важную, а порой и судьбоносную роль в истории становления чеченской нации, будут неполноценными.

Подходить к решению этой задачи необходимо с научной, глубоко продуманной точки зрения. Данным вопросом не могут заниматься случайные люди, здесь, как ни в какой другой области, должны работать высококвалифицированные специалисты, люди с высшим теологическим, историческим, философским образованием. Думается, было бы правильно посвятить этим вопросам серьезную научно-практическую конференцию.

Важная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит учреждениям дополнительного образования, которые функционируют в Республике в режиме стабильного развития. Осуществляется курсовая переподготовка педагогов и воспитателей, проводятся инспекционные проверки деятельности данных учреждений, и с каждым новым годом их число неуклонно возрастает. Отрадно отметить, что именно эти учреждения образовательной системы во многих районах и селах республики становятся центрами социальной, культурной, реабилитационной работы среди взрослых и детей.

В Республике функционирует 86 таких учреждений, в том числе 19 центров детского творчества, 13 центров технического творчества, 12 центров юных натуралистов, 15 центров туризма и краеведения, 27 спортивных школ.

У вас сегодня была возможность оценить их деятельность. В 2002–2003 учебном году воспитанники учреждений дополнительного образования принимали активное участие во многих мероприятиях, проводимых как в Республике, так и за ее пределами. Так, 7 мая 2003 года в г. Воронеже прошел фестиваль детского творчества «Дорога добра», в котором приняли участие воспитанники Центра детского творчества Старопромысловского района и театра-студии «Аз» из палаточного городка г. Карабулака. Жюри фестиваля высоко оценило выступления наших посланцев.

Удачно выступили воспитанники детско-юношеских спортивных школ на соревнованиях самого разного уровня. Много среди них чемпионов России, Европы, мира по борьбе, боксу, тяжелой атлетике. Надеюсь, что в будущем мы достигнем больших успехов не только в единоборствах, но и в игровых видах спорта. Пример уже есть. Воспитанники футбольного клуба «Терек» стали призерами международного турнира по футболу в Дании.

Все вы уже не раз видели и слышали об учащихся художественной школы, чьи работы были удостоены чести представлять Республику в Третьяковской галерее, а затем и за рубежом.

Победой для нас обернулось участие во Всесоюзном конкурсе фотографии «Моя любимая бабушка», лауреатами которого стали Умаев Саид-Селим  Урус-Мартан, Индербиева Зарема, Джабаева Карина  Ножай-Юртовский район.

«Етташ кхииначу дай-нанойн кхеташ-кхиоран гIирс: я сара, я тIара», так характеризует чеченская пословица нерадивых родителей. В чеченской семье отводилось особое место воспитанию ребенка. Школа не сможет воспитать достойного гражданина, если не сделает ставку на традиционное воспитание, главной чертой которого является культура педагогического воздействия на самом высоком уровне требований, сочетаемых с подлинной любовью к детям. Поэтому нам так важно участие в жизни школы родительских комитетов, попечительских советов, которые по существу являются началом формирования гражданского общества. Они призваны оберегать от грубых ошибок в управлении, дают финансовую поддержку школе, сплачивают часть взрослого коллектива вокруг целей и задач образования. Этот опыт пока не получил широкого распространения в Республике, но думается, дело за будущим.

Уважаемые коллеги! Всему позитивному, что сделано в Республике, мы обязаны прежде всего учительству. Сегодня в общеобразовательных школах работает 18 633 учителя. 81 % из них  специалисты с высшим образованием, 1721  имеют высшую квалификационную категорию. Отраслевыми наградами Министерства образования РФ отмечены 88 работников, 1 работник награжден орденом «Дружбы народов», 3 имеют звание «Народный учитель Чеченской Республики», 15  присвоено звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики». Не будет преувеличением сказать, что каждый учитель, работающий в Чечне, совершает ежедневный подвиг хотя бы потому, что и сегодня система образования не является гарантом безопасности. Мы по-прежнему теряем своих коллег. Недавно погиб директор Тевзанинской средней школы Веденского района (он был расстрелян ночью во дворе школы). На своем рабочем месте был зверски расстрелян директор 17 училища Мудаев Рамзан. Дала геч дойла царна.

Лицо образовательного учреждения, его идеологию определяет руководитель. Любой успех РОО, успех школы  это умелые действия зав. РОО, директора. Сегодня директор не просто учитель учителей, сегодня он и менеджер, и бизнесмен, и психолог, и кадровик. Успешно сочетать в одном лице такие совершенно разные качества удается лишь единицам. На западе эта проблема давно решена. Там больницей управляет не практикующий врач, а администратор-профессионал, школой  не действующий педагог или профессор, а профессиональный менеджер в сфере образования. Значимость и умение управлять особенно ценно в наших с вами условиях. Я мог бы привести пример, и не один, нерадивости, разгильдяйства и расхлябанности некоторых руководителей.

Однако не хочется портить праздник, да и мер по отношению к таким руководителям мы принимаем достаточно. А вот назвать лучших  это всегда приятно: Гучигов Аламат  директор Урус-Мартановской средней школы № 1; Идрисова Зарган  директор гимназии № 4, Закаева Айшат  директор Знаменской средней школы; Джамбулатова Яхита  директор прогимназии № 97 и многие другие.

Ушинский подчеркивал огромное значение личности педагога в воспитании, утверждая, что «никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Еще одним подтверждением этому стал конкурс «Учитель года – 2003», проведенный в республике впервые за 10 лет. Отборочные туры, прошедшие в школах, районах и городах, продемонстрировали высокую заинтересованность и неформальный подход, любовь и знание учителем своего дела. В заключительном республиканском этапе конкурса приняли участие 10 учителей из 4 городских и 6 сельских школ. Решением жюри победителем конкурса признан учитель истории, директор Шовхал-Бердинской средней школы Ножай-Юртовского района Жабраилов Руслан Наипович. От всей души поздравляем его с этим высоким званием! И надеемся, что он достойно представит Республику на Всероссийском конкурсе.

На фоне всего этого приходится, однако, констатировать, что престиж образования в целом оставляет желать лучшего. Все наши помыслы, все начинания и чаяния не будут стоить ничего, если мы не будем подкреплять их материально. Чему может научить материально плохо обеспеченная система образования, находящийся на грани полунищенского существования учитель? Хватит рассчитывать на самоотверженность педагогов и их энтузиазм, который держится на символической плате за тяжелый ненормированный труд. Исправить такое отношение к интеллигенции вообще и к педагогическим кадрам в частности возможно только в демократическом государстве, в котором будет спрос на образованных, интеллектуальных, творчески мыслящих людей.

Именно такой подход по отношению к образованию на протяжении последних трех лет демонстрирует, на мой взгляд, администрация и Правительство Чеченской Республики. Признав приоритетность образования, выражая уверенность в том, что только образование может обеспечить достойное будущее нашему народу, взяв на вооружение мысли и высказывания лучших сынов чеченского народа А. Айдамирова, А. Авторханова, С. Бадуева, А. Мамакаева, они делали и делают все для того, чтобы система образования была восстановлена, а учитель занял в ней достойное место.

Уверен, что и новый политический орган Республики  Госсовет  активно включится в законотворческую работу в интересах образования, в интересах молодежи Республики.

Год у нас с вами выдался тяжелый, серьезный, ответственный. Я бы сказал, судьбоносный для нашего народа. Образовательная система и все ее участники давно определили свой выбор, продемонстрировали свою заинтересованность в мирном будущем для Чечни отличной организацией референдума. Уверен  также пройдут и выборы. Каждый из нас готов сделать все для того, чтобы мир и благоденствие, покой и благосостояние вернулись на землю Чечни. Всем нам хочу пожелать достойных и честных выборов.

Уважаемые коллеги! Думаю, вы согласитесь со мной, что только образование в состоянии стать важным фактором социальной сплоченности общества. Наши дети  это залог будущего Республики. И от того, какими гражданами мы их воспитаем, какие культурные ценности для них определим, зависит то, каким будет завтра народ Чечни, какое будущее он себе выберет. Именно осознание этой высокой ответственности и должно лечь в основу нашей с вами реформы системы образования. И в заключение хотел бы сказать: давайте не будем забывать о том, что именно учителю дано право прикоснуться к душе ребенка. Это больше, чем ответственность, это след, который мы оставляем на всю жизнь.




следующая страница >>