Первый раз в первый класс - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Первый раз в первый класс - страница №1/1


Первый раз в первый класс

Начало школьного обучения – закономерный этап жизненного пути ребенка. Родителей и педагогов будущих первоклассников беспокоят разные вопросы: в какую школу отдавать ребенка? В каком возрасте? Справится ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому ученику преодолеть первые школьные трудности?
Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько будет успешным начало школьного обучения, зависят успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, к учению и в конечном счете – благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Собеседование с будущими первоклассниками


Самое главное – при первой встрече настроить ребенка и родителей на доброжелательные отношения, снять напряжение, страхи, чтобы в дальнейшем формировать мотивацию к учению. Поэтому первая встреча с детьми и родителями проходит в форме беседы, которая проводится по предварительной записи, что позволяет педагогу и психологу уделить достаточное время каждой семье.

Беседа проходит в присутствии родителей, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно и свободно, а родители имели возможность видеть результаты собеседования.



I. Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)

Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой

Интерпретация содержания ответов и критерии оценки.

А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла);


Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл);
В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов).

Вопросы

Содержание ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

2

Б – так себе, не знаю

1

В – не хочу

0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

2




Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

1




В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

2




Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

1




В (упоминает занятия, не относящиеся к школе)

0

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

2




Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

1




В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

0

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.
С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации.

II. Диагностическое обследование, определяющее готовность детей к обучению в школе

Задание 1

Цель. Проверка состояния фонематического слуха восприятия.

Текст задания. «Посмотри на расположенные на листке картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Смотри, первая картинка – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».

На листке изображены: солнце, собака, зонт, самолет, коса у девочки, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточки, капуста.



Критерии оценки выполнения задания

3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное неприятие задания.

Задание 2

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко домика – звук в слове. Назови все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку линией соедини с домиком».

На листке – домик с тремя окошками. Рядом с ним изображены: волк, жук, утенок.



Критерии оценки выполнения задания

3 балла – задание выполнено правильно;
2 балла – отмечено слово волк;
0 баллов – задание не выполнено или отмечено слово утенок.

Задание 3

Цель. Анализ сформированности графического навыка, мелкой моторики.

Текст задания. «Продолжи узор до конца строчки».

Критерии оценки выполнения задания

Параметры

Результат

Баллы

1. Характер линий

Линия ровная, прямая, нажим ровный

1

Неровная, дрожащая, двойная, искривленная линия

0

2. Размер элементов

Соответствует образцу

1

Не соответствует образцу

0

3. Форма элементов

Соответствует образцу

1

Не соответствует образцу

0

4. Наклон

Соответствует образцу

1

Не соответствует образцу

0

5. Отклонение от строчки

Незначительное (не более 30°)

1

Значительное (больше 30°)

0

6. Последовательность элементов

Правильно воспроизведена последовательность больших
и маленьких элементов

1

Неверно воспроизведена последовательность элементов

0

Результат

5–6 баллов – графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо;
3–4 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимы упражнения для совершенствования слабо развитых составляющих;
0–2 балла – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму.

 

Задание 4

Цель. Выявление умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания, в соответствии с правильным пониманием текста задачи переходить от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять задание (указывается место). Посмотри на свои листки. Внимательно слушай, аккуратно выполняй задания:

1. На полянке играли три девочки и два мальчика. Сколько детей играло на полянке? Нарисуй столько кружков, сколько детей на полянке.


2. В автобусе ехали шесть человек. На остановке вышли двое. Рядом с кругами нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе».

(Тексты задач можно повторить.)



Критерии оценки выполнения задания.

3 балла – верно выполнены обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кругов или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 5

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), проверка умения пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять задание (указывается место). Внимательно слушай и аккуратно выполняй задание.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.


2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз две клеточки и третью закрась.
3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну от нее, закрась.
4. Возьми оранжевый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась».

Критерии оценки выполнения задания

3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета;
0 баллов – задание не выполнено.

В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится минус.



Задание 6

Цель. Выявление умения принимать задачу и понимать ее.

Текст задания. «Раскрась картинку так же, как у меня».

3 балла – высокий результат. Ребенок принимает и понимает задачу, справляется с заданием полностью, аргументирует свои действия: «Здесь небо зеленое, и у меня тоже зеленое», – и т.д.;
2 балла – средний результат. Ребенок принимает, но не понимает задачу, использует цвета, не соответствующие эталону, но при проверке замечает свои ошибки;
1 балл – результат ниже среднего. Ребенок не принимает, но понимает задачу. Предметы раскрашены частично или полностью, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов рассуждает о целесообразности: “так не бывает”;
0 баллов – результат низкий. Ребенок не принимает и не понимает задачу, выполняет задание неправильно, раскрашивает картинку в те цвета, которые нравятся, не замечает своих ошибок, даже если его спрашивают о каждом предмете в отдельности.

Задание 7

Цель. Выявление навыка чтения (способ, правильность, темп, осознанность, выразительность).

Текст задания. «Прочитай, пожалуйста, этот текст. Расскажи, о чем ты прочитал».

Ребенку предлагают карточку с небольшим текстом, набранным крупными печатными буквами.



Оценка результатов. Дается характеристика всем компонентам навыка чтения. Окончательное суждение о сформированности навыка чтения выносят только по совокупности данных по каждому из компонентов. Отсутствие навыка чтения не является основанием для отказа в зачислении ребенка в первый класс.

Задание 8

Цель. Обследование сформированности связной речи ребенка (анализ словаря, грамматического строя речи).

Текст задания. «Посмотри на картинки. Подумай, что произошло, что было сначала, как развивались события и чем все закончилось. Разложи картинки по порядку и составь рассказ».

Ребенку предлагают серию картинок (три-четыре) с развивающимся сюжетом.



Оценка результатов. Дается характеристика всем компонентам навыка связной речи (словарь, словоизменение, словообразование, понимание, звукопроизношение, самостоятельность речи и др.). Окончательное суждение о сформированности навыка связной речи выносят только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Низкий уровень навыка связной речи не является основанием для отказа в зачислении ребенка в первый класс. Родителям необходимо дать рекомендации направить ребенка к логопеду или другим специалистам.

Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – зеленое, солнце – синее. После того как задание выполнено, ребенка просят проконтролировать себя, сказать, все ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец.



Критерии оценки выполнения задания

Пока с ребенком проводится диагностическая работа, родители заполняют анкету и бланк заявления.

Анкета для родителей


Уважаемые родители!

Будем вам очень признательны за ответы на наши вопросы.

1. Фамилия, имя, дата рождения ребенка ______________________________________________

2. Чем интересуется ваш ребенок? ____________________________________________________

3. Допишите предложения:

Мой ребенок _______________________________________________________________________
Мой ребенок любит _________________________________________________________________
Мой ребенок хочет __________________________________________________________________
Меня беспокоит ____________________________________________________________________
Мне нравится ______________________________________________________________________

4. Из предлагаемых ниже задач отметьте четыре наиболее актуальных для вашего ребенка:



  • приобретение необходимой суммы знаний;

  • комфортное эмоциональное состояние;

  • чувство уверенности в своих силах;

  • умение высказать свою точку зрения;

  • умение самостоятельно нестандартно мыслить;

  • умение находить контакт и взаимодействие с окружающими;

  • умение точно выполнить поставленную задачу;

  • умение фантазировать, творческая активность;

  • умение учиться;

  • желание познавать новое, развитие познавательного интереса.

5. С какими психологическими особенностями вы сталкивались при повседневном общении с ребенком?

  • Повышенная чувствительность к происходящему с ним;

  • повышенная тревожность, боязнь новых людей, событий;

  • повышенная чувствительность к прикосновениям, гипертонус;

  • повышенная ранимость, обидчивость;

  • неумение сопереживать;

  • отсутствие эмоционального отклика на происходящее с ним;

  • повышенная двигательная активность;

  • быстрая утомляемость;

  • пассивность.

6. Что вас особенно беспокоит в вашем ребенке? __________________________________________

7. Разрешаете ли вы психологу работать с вашим ребенком? ____________________________



Подпись

Благодарим за помощь!


Десять советов родителям будущего первоклассника


Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе – непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.