Паспорт Программы прорыва Общая Декларация Глава 1 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Паспорт программы 6-7 Законодательная база для разработки образовательной... 20 7201.17kb.
Паспорт Программы развития классного коллектива 8Б класса 3 313.27kb.
- 2 562.1kb.
Рабочая программа по английскому языку 1 396.34kb.
Пояснительная записка 4-9 Глава Аналитическое обоснование программы... 7 1599.76kb.
1. паспорт примерной программы профессионального модуля 1 368.35kb.
Тематическое планирование на основе Примерной программы по биологии... 1 165.78kb.
Инструкция по заполнению деклараций о доходах физических лиц в программе... 1 45.83kb.
1 в первую очередь, запишите на свой компьютер программу «Декларация... 1 165.52kb.
Cписок документов, необходимых для оформления испанской визы: Действующий... 1 38.56kb.
Водный налог, глава 25. 2 Нк РФ 1 55.57kb.
Радиотехники, электроники и автоматики 1 145.06kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Паспорт Программы прорыва Общая Декларация Глава 1 - страница №1/3







Содержание
Преамбула…………………………………………………………………………...3
Паспорт Программы прорыва………………………………………………….5
Общая Декларация………………………………………………………………...6
Глава 1. Построение трансконтинентального коридора развития на Сахалин…………………………………………………………………………...11
Глава 2. Формирование перспективных поселений, градостроительная хорошавинская революция на Сахалине – возможна ли она?..........................18
Глава 3. Стиль жизни на Сахалине – форвардная зона формирования молодёжного перспективного образа жизни в России………………………..24
Глава 4. «Рыба и биоресурсы – промышленное освоение и создание условий для воспроизводства восполняемых ресурсов». Создание государственной корпорации «Охотское море»……………………………….28
Глава 5. «Основные направления новой специализации региона, стратегические типы занятости и кадровые программы: проект нового университета»……………………………………………………………………31
Глава 6. Глубокая переработка углеводородов и новая нефтехимическая промышленность на Сахалине – условия выхода за сценарий углеводородного выживания. Создание на Сахалине новых производств и перенос фундаментальной науки из Санкт-Петербурга на Сахалин…………………………………………………………………………...37
Глава 7. Развитие туризма и позиционирование региона……………...49
Глава 8. Общественная власть – гуманитаризация управления. Требования к управленческой команде………………………………………..56

Выводы……………………………………………………………………………..59
Настоящий программный документ:
«Развитие Сахалинской области. Программа прорыва (проект)»
составлен согласно итогам и в соответствие с практическими разработками, полученными на Конференции «Стратегия развития Сахалинской области. Программа прорыва», которая состоялась в г. Южно-Сахалинск 21-23 ноября 2007 года.
Основные участники Конференции:


Со стороны Сахалинской области:


Со стороны приглашённых специалистов:

Строганов К.М. – первый вице-губернатор Сахалинской области

Бурыкин А.Н. – начальник управления стратегического развития Сахалинской


области, кандидат экономических наук

Степанская Е.А. – директор АНО «Эстетический центр «Гармония»», заместитель председателя Общественной палаты при Губернаторе Сахалинской области


Мелкий А.В.– декан факультета природопользования Сахалинского Государственного Университета, доктор технических наук

Прокопенко С.В. – доцент института истории, социологии и управления
Сахалинского Государственного Университета, кандидат социологических наук

Шевченко Н.С. – кандидат географических наук

Третьяков Р.В. – доцент юридического института Сахалинского Государственного Университета, кандидат юридических наук

Специалисты ведущих отраслей экономики, руководители органов региональной исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, общественных организаций, представители бизнеса



АНО Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса, г. Москва

АНО Институт демографии, миграции и регионального развития, г. Москва

Институт счета (макро-экономические и отраслевые исследования), г. Санкт-Петербург

Соколов В.Н. – директор Приморского государственного объединенного музея

им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток,

кандидат исторических наук



Преамбула

«Сахалин имеет все шансы стать коридором развития для всего юга Дальнего Востока, той геополитической осью, которая соединит евразийский мир с азиатско-тихоокеанским».


Сергей Николаевич Голубчиков –

кандидат географических наук, заведующий отделом

экологии журнала президиума РАН

«Энергия: экономика, техника, экология»

«Структура ВВП, а за ней структура личного потребления населения подсказывают, каким путём надо идти в фазе преобразований… Эти звенья народнохозяйственной цепи – самые экономные по затратам и самые результативные по эффективности. Одновременно они, и только они, представляют собой адекватную естественную базу для прогресса национальных производительных сил… Структура личного потребления для экономиста – это то же самое, что периодическая система элементов Менделеева для химика. В этой структуре отражаются глубинные закономерности, и они, в свою очередь, дают на поверхность сигнал о том, что надо делать, а именно – дают формулу развития». <…>

«Огромное значение имеет организация государством инфраструктур малого и среднего бизнеса, обеспечивающих личное и семейное потребление населения в соответствии с заданными стандартами качества жизни. Подобные инфраструктуры включают в себя централизованные разработки технологий и оборудования для наиболее эффективного производства и сбыта серийной продукции, обеспечение безопасности предпринимателей, научно-методическое обеспечение, дешёвый кредит и гарантированный сбыт значительной части продукции». <…>

«Между прочим, выход на работу со структурой личного потребления напрямую выводит нас на экономику роста личности или персоналистскую экономику, что создаёт более подходящую для России мировоззренческую основу общественного развития.

Вторая экономическая система должна решать проблему эффективного воспроизводства. Здесь речь должна идти об организации регионального развития, обеспечении армии – ВПК, об индустрии образования и здравоохранения, энергетических, транспортных и иных проектах странообразующих воспроизводственных инфраструктур.
В основе третьей экономической системы должна быть фундаментальная наука, определяющая реализацию проектов цивилизационного продвижения и прорыва. Здесь необходимо «добывать» стоимость через разработку, испытание и трансфер новых индустрий и технологий. «Продаваться» при этом должны эффекты развития и методология организации развития.

Производство стоимости в каждой из трёх экономических систем не должно «уходить на сторону» от национальной экономики.

Для этого в основе новой российской экономики должна лежать идея расширяющихся промышленных циклов». <…>

«Извлечение реальной интегрированной прибыли и рост капитализации происходит только там, где используется весь промышленный цикл: от фундаментальной науки, задумывания, до НИОКРа, образования, производства и потребления.


Единство и полнота каждого промышленного цикла определяются его тремя целевыми функциями: производимым качеством жизни конкретного потребителя, капитализацией и ростом производительных сил и производительности труда.

Новая российская экономика должна организовываться как минимально необходимый набор и поддержка таких циклов. Предпринимателей следует учить мыслить и действовать подобными промышленными циклами. Только так можно капитализировать производимую стоимость и превращать предпринимательское сословие в технологическо-организационный базис страны.

Построение новой системы требует не реформ или модернизаций, а развития – то есть принципиального структурного усложнения предыдущей индустриальной системы 30–60-х годов без уничтожения преемственности с традиционным историческим движением России в течение многих столетий.

В ситуации отсутствия экономики главной задачей государства является не экономика, а проектирование принципиально новой экономики и организация этой работающей на Россию экономики.

Вот к этому и надо приступать тому, кто придёт Грефу на смену».
Валентин Петрович Фёдоров –

профессор, доктор экономических наук,

заместитель директора Института Европы РАН

«Именно вертикаль проектов – от наиболее долгосрочных, наукоемких, прорывных до регионально-локальных – и создает основу для правильного позиционирования России как самостоятельного субъекта политэкономического действия. Выдвижение подобных проектов – национально-прорывного, континентального, планетарного масштаба – является своеобразным магнитом, притягивающим мировые финансы для их реализации. К тому же такие проекты создают условия для новой финансовой счётности, основанной не на запасах золотовалютных резервов, но на оценке формируемой новой стоимости, привязанной к реализации долгосрочных инфраструктурных проектов». <…>

«Метапромышленный кластер – совершенно особый тип кластера в соответствие с нашей типологией. Его следовало бы назвать ультраструктурный (в противоположность к инфрастурктурному), метапромышленный кластер. На его основе создаётся промышленность по преобразованию существующих типов промышленности. Промышленность по перевооружению существующей промышленности мы и называем метапромышленностью.»
Громыко Юрий Вячеславович –

Профессор, Академик РАЕН,

д-р психологических наук, директор

Института опережающих исследований

им. Е.Л. Шифферса (г. Москва)
Паспорт Программы прорыва




Программные модули

Проекты программы



Построение трансконтинентального коридора развития на Сахалин

«Мост и ГЭС через пролив Невельского», «Трансконтинентальный коридор развития»



Формирование перспективных поселений, градостроительная хорошавинская революция на Сахалине – возможна ли она?

«Научные и производственные деревни»,

«Ландшафтная архитектура»





Стиль жизни на Сахалине – форвардная зона формирования молодёжного перспективного образа жизни в России

Форум «Диалог цивилизаций: Родос – Сахалин»,

Форум «Молодёжный АТЭС 2011»,

«Деревня проектной молодёжи»




«Рыба и биоресурсы – промышленное освоение и создание условий для воспроизводства восполняемых ресурсов». Создание государственной корпорации «Охотское море»

«Рыбная биржа», «Рыбоперерабатывающий кластер»,

«Биомеднанопроизводства»,

ГУП «Охотское море»,

Бренд «Рыбопродукция Сахалина»,

«Рыбопромышленный комплекс: Сахалин и Курилы»,

«Научная база и восстановление моря»,

«Здоровое питание»




«Основные направления новой специализации региона, стратегические типы занятости и кадровые программы: проект нового университета»

«Сельский предприниматель»,

«Сельский учитель»,

«Предприниматель в туризме»,

«Сахалин молодой»,

«Программа переселения»,

«Научно-образовательный центр глубокой переработки углеводородов»





Глубокая переработка углеводородов и новая нефтехимическая промышленность на Сахалине – условия выхода за сценарий углеводородного выживания. Создание на Сахалине новых производств и перенос фундаментальной науки из Санкт-Петербурга на Сахалин

«Промышленная кооперация с кластерами ДВФО»,

«Приборостроительный кластер»,

«Газо-угле-нефтехимическое производство»,

«Микробиология, медицина, парфюмерия на биоресурсах»,

«Физико-техническое учреждение на Сахалине»




Развитие туризма и позиционирование региона

«Проектно-исследовательский институт Сценариев развития»,

«Дальневосточное туристическое кольцо России»,

«59 островов»




Общественная власть – гуманитаризация управления. Требования к управленческой команде

«Проектный комитет»,

«Фонд местного развития»,

«Агентство кросс-культурного развития»,

«Общественное движение: «За Мост!»



Общая Декларация
Сахалинская программа прорыва предполагает превращение региона в пилотный плацдарм России для выхода в лидерскую позицию в АТР. С точки зрения механизмов управления задача состоит в том, чтобы создать принципиально новый механизм управления развитием, синтезирующий концептуальную, идеологическую, ресурсную, кадровую, инфраструктурную, микро и макрорегиональную части в единую операциональную систему управления социально-экономическими и социокультурными процессами нового поколения. Ключевым звеном такого механизма управления является сценирование развития. Как нам представляется, запрос именно на подобный механизм управления в настоящий момент складывает Председатель Правительства РФ.

Сценирование развития предполагает разграничение процессов роста и собственно развития. Рост без развития в живых системах является самой опасной болезнью – раком. Заполнение новых пространств на значительные бюджетные суммы старыми чуть «подреставрированными» решениями 30-летней давности лишают регионы страны возможностей мобилизации и приводят к инфляционной спирали за счёт сброса денег в сферу потребления.

Управление развитием предполагает не противопоставление Сахалинской области другим регионам ДВ, России и «оттягивания» ресурсов именно на Сахалин и Курилы под проекты фундаментальной значимости, а наоборот закрепление той интеграционной политики, которая начала складываться на ДВ, благодаря прежде всего действиям Приморья, Хабаровска, Амурской области. С этой точки зрения, программа развития Сахалина является закреплением и поддержкой тех лучших тенденций развития, которые в настоящий момент намечены другими регионами и становятся реальностью.

Программа прорыва должна воспроизвести в новой управленческой команде метод действия наиболее успешного губернатора Сахалина, легендарной личности – Игоря Павловича Фархутдинова. Этот метод заключался в раскрытии для региона ресурса, который прежде оставался закрытым. В тот период речь шла о вхождении в договор о СРП. Передача богатейших ресурсов страны для освоения иностранным кампаниям включала заведомо несправедливые и невыгодные условия для России, но в период ельцинского развала страны, именно эта «программа выживания» спасла Сахалин от окончательной деградации и развала.

Однако в условиях сегодняшней России, реализующей переход от «программ выживания» к «программам развития», встает потребность новых ответов на вопрос: «Каковы те скрытые ресурсы, раскрытие которых обеспечит Сахалину программу прорыва, программу развития?»

Именно в Сахалине должен быть отработан метод системного выхода за «углеводородное выживание». Это означает, что здесь должны быть созданы элементы промышленности следующего технопромышленного, социо-культурного и даже цивилизационного уклада в том числе и, прежде всего, в области переработки углеводородного сырья.

Программа прорыва должна включать опираться на гуманитаризацию и дебюрократизацию управления регионом. Именно усилия сахалинцев, которые отстояли в период козыревского «некчемия» страны сохранение Курил за Российской Федерацией, являются залогом реальных механизмов народовластия в регионе и общенародной поддержки наиболее интересных стратегических решений.

Программа прорыва предполагает осуществления на площадке Сахалина кросс-культурного управления и трансграничного сценирования регионостроительства в северо-восточной Азии с позиций России. Это означает, что Сахалин может стать своеобразным балансиром кооперации и взаимодействия между граничащими с Россией странами – Китаем, Кореями, Японией.


Такое позиционирование Сахалина позволит рационально и прагматично мыслящим кругам японского бизнеса оттеснить политизированных проблемой северных территорий консерваторов и занять ведущую роль в представлении интересов Японии во взаимодействии с Россией. Именно при таком взаимодействии России с Японией на Сахалине может быть осуществлен выход к формированию нового техно-промышленного и социокультурного уклада.
Формула техно-промышленного и

социокультурного уклада Сахалинской области

=

российская практико-ориентированная фундаментальная наука



по формированию принципиально новых технологий

(нефте-, газо- и углепереработка, приборостроение, электроника)

+

экологосообразные производства (опора на возобновляемые биоресурсы моря)

+

инновационная [японская] экономика постоянного повышения качества



производства действующих промышленных технологий.
Программа Сахалинского прорыва опирается на молодёжь и направлена на создание зон притяжения российской молодёжи, на формирование нового образа и способа жизни. Создание нового типа комфортных поселений – академических производственно-технологических деревень (где будут выращиваться типы производств нового технологического уклада) – создаёт притягательные стимулы для содействия добровольному переселению интеллектуальной элиты российских соотечественников из-за рубежа, прежде всего элитных центров стран АТР (Японии, США, Республики Корея, Тайваня). Превращение подобного подхода в реальность возможно только за счёт тесной кооперации с российскими центрами фундаментальной практико-ориентированной науки, в частности с физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе (Санкт-Петербург). Именно учёные этого, одного из самых известных, института приступили к формированию метапромышленного кластера в северной столице России (обеспечивающего перевооружение множества российских технологических комплексов), а также к трансферту и созданию производств нового технологического поколения на Сахалине.

Данная программа включает идею «социальных нанотехнологий», следующего этапа развития проектно-программных методов в России. Эта идея предполагает стягивание всего набора учитываемых и прорабатываемых систем макро и микроуровней в точку (локальную территорию, например о.Сахалин) для создания принципиально новой материальной (сегодня несуществующей) морфологии, а также соорганизацию шести-восьми принципиальных точечных решений в своеобразную ткань развития. В процессе и в результате «социально-экономического нанопроектирования» осуществляется сценирование развития, как многоуровневая сетевая коммуникация по поводу принятых решений. Социально-экономическое нанопроектирование чем-то напоминает творение новых материальных систем «из ничего» (точнее из всего!), этим они отличаются от известного программно-целевого подхода, при котором материально предметная составляющая социально-экономических и социо-культурных процессов не затрагивается, а задача сводится лишь к упорядочиванию и систематизации (в виде иерархии приоритетов) хорошо известных рассудочных управленческих задач.

В данном конкретном случае нанопроектирование предполагает:

1. Введение принципиально новой идеи финансовой счётности - для ДВФО в целом и Сахалина в частности. На формирование нового шестого российского района индустриализации, постинформационной эпистемической гиперИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ должно быть зарезервировано 30 миллиардов рублей, привлекаемых из различных источников, как от западных, так и от отечественных инвесторов. Программа прорыва делается поверх существующих финансово-организационных растяжек, сложившегося бюджетирования и определяет саму финансовую счётность на основе принципов индикативного планирования.

2. Предлагаемое решение является способом увязывания взаимодействия всех важнейших региональных субъектов вокруг Сахалина.

3. Намечаемое решение должно обеспечивать переход к новому техно-промышленному, социо-культурному и цивилизационному укладу в России и Северо-Восточной Азии.

4. Предлагаемое решение является формой соорганизации важнейших подсистем властной вертикали и целого ряда важнейших российских корпораций.

5. Предлагаемое решение является опорным предъявляемым предметом переговоров для части элит в Северо-Восточной Азии.


Основные идеи программы прорыва:

  1. Формирование трансконтинентального коридора развития через Сахалин с построением опорной точки этого коридора - нового сооружения, инженерно-строительно-технического решения XXI века - моста- системы гидроэнергоблоков, использующих морское течение через пролив Невельского, и рассмотрение данного транспортного коридора и транспортного узла в качестве стартового проекта («стартапа») в ДВФО по продвижению технологии быстрого железнодорожного сообщения.

  2. Формирование государственной рыболовецкой социально-ориентированной компании по освоению возобновляемых морепродуктов «Охотское море», обеспечивающей реализацию социальных программ поддержки нуждающегося населения. Реализация механизма социальной защиты населения ДВ через покупку бонов данной компании.

  3. Развёртывание градостроительной программы в виде массового доступного жилья улучшенной комфортности, индивидуального жилья повышенной комфортности, эксклюзивного эксквизитного жилья. Осуществление программ ландшафтной урбанизации. Построение технологических академических деревень для создания зон промышленного прорыва.

  4. Создание новых технологических производств следующего техно-промышленного и социо-культурного уклада: газохимии, нефтехимии и углехимии; приборостроения и электроники.

  5. Организации туристского комплекса на основе принципа – «Сахалин и Курилы – зона межцивилизационных взаимодействий и межцивилизационного диалога». «Каждый житель России должен хоть раз в жизни побывать на Сахалине».

  6. Организация агентства кросс-культурного управления регионостроительством. Создание на Сахалине восточной штаб-квартиры форума «Диалог Цивилизаций: новый цивилизационный уклад».

  7. Формирование промышленно-технологической магистрали на Дальнем Востоке страны, в составе: космический кластер в Амурской области – Авиационный и судостроительный кластеры в Хабаровском крае – кластер высоких технологий (для кооперации с первыми тремя) и угленефтегазохимия, в том числе высоких технологий на Сахалине – кластерные решения в Приморье. Разработка модели и политики производственно-технологической кооперации Сахалинской области с другими регионами ДВФО, с целью формирования конкурентной позиции РФ в системе международного разделения труда Юго- и Северо-Восточной Азии, АТР.

  8. Формирование социально-экономической модели и комплексной правовой платформы, обеспечивающих рост постоянного населения из числа граждан РФ и соотечественников на Сахалине.

  9. Формирование молодёжной школы предпринимательских проектов в рамках всероссийской вертикали проектов под девизом «Создай новое высокотехнологичное наукоёмкое производство и стань его собственником!».

  10. Проведение на Сахалине в 2011 году молодёжного саммита АТЭС по теме «Формирование нового цивилизационного уклада в Северо-восточной Азии», получение Южно-Сахалинском статуса титула столицы молодёжного форума АТЭС. Предварительная подготовка этого саммита в виде постоянно-действующего в Южно-Сахалинске форума «Российская молодёжь определяет модель нового мирового уклада». Создание в Южно-Сахалинске постоянно действующей улицы-выставки: «Российские, зарубежные корпорации (РЖД, Роснефть, Газпром, ГидроОГК, Силовые машины, Русал, Эксон-мобайл) и российская молодёжь спорят о будущем образе жизни в России. Мода жить в России - мода жить на Дальнем Востоке»: «Сахалин – фабрика мысли».

  11. Формирование социально-экономической модели позитивного неконфронтационного цивилизационного давления с Сахалина и Курил на Японию, с ДВФО РФ – на регион Северо-Восточной Азии. Инициирование ряда процессов регионостроительства в АТР при лидерской позиции России.

  12. Разработка плана-задания на формирование в Сахалинской области энергосистемы, соответствующей экономическим и политическим вызовам региону и РФ в данном районе в первой половине ХХI века, - в первую очередь, в части формирования избыточной и резервной установленной электроэнергетической мощности, безотказной и сверхпроводящей сети энергопередачи и распределения промышленного характера, технологий автономного энергообеспечения в жилищном секторе нового поколения.



Общая схема программы прорыва


Схема 1.


Глава 1.

Построение трансконтинентального коридора развития на Сахалин
Первый шаг создания этого коридора – построение уникального транспортного, мультимодального, гидроэнергетического и гидротехнического сооружения – мостового перехода через пролив Невельского, соединяющего материк с островом. Остров и материк важно соединить всепогодным широкоформатным сообщением, открыть путь промышленной и энергетической кооперации, разово повысить социально-экономический потенциал ДВФО РФ, усилить российской присутствие на ДВ, в СВА и АТР.

Таким образом, создание данного моста не следует рассматривать лишь как строительство инженерно-технического сооружения. Сахалин, по мнению Сергея Голубчикова (РАН), «соединит евразийский мир с азиатско-тихоокеанским», а мост придаст объективность этому процессу. Само данное инженерно-техническое сооружение является важнейшим элементом Сахалинской программы прорыва и значимым звеном формирования трансконтинентального коридора развития соединяющего Россию с Европой и Японией.

Коридор развития, в отличие от просто транспортного коридора, является многослойной магистралью, объединяющей мультимодальные транспортные системы (железнодорожный высокоскоростной транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт – модернизируемые порты, которые должны быть включены в логистическую функциональную деятельность мультимодального транспортного коридора и коридора развития в целом), информационный коридор (оптоволоконный кабель, который должен быть проложен по мосту), трубопроводы, а также энергетический и технологический коридоры, наконец, новый уровень решения мобилизационной и оборонной задач на российском ДВ.

Технологический коридор предполагает создание зон преемственности технологических комплексов в рамках складывающегося нового района индустриализации на ДВ и в том числе формировании новой кластерно-отраслевой специализации при создании новых производств на Сахалине.

В условиях создания на ДВ нового района индустриализации, объединяющего космический кластер в Амурской области, авиационную, судостроительную и лазерно-станкостроительную промышленность в Хабаровском крае, на Сахалине формируются условия для создания электронно-приборостроительного кластера на основе переноса из Санкт-Петербурга и Москвы производств нового технопромышленного и социокультурного уклада, а также развития собственных уникальных достижений – социо-экосистемы Сахалина и Курил, использования и развития биопотенциала Охотского моря. В этих условиях технологический коридор и преемственность технологических комплексов в рамках нового района индустриализации предполагает постоянно действующий транспортный поток, который не может быть восполнен паромной переправой через Татарский пролив.

Более того, следует отметить, что именно концепция шестого индустриального позиционного района РФ, технологический коридор и технологическая связность различных производственных комплексов самой Сахалинской области, ДВФО и РФ, в целом, делают неверными традиционные расчёты окупаемости инвестиционного проекта транспортной магистрали через Сахалин. Эти традиционные расчёты предполагают учитывать лишь объёмы перевозок пассажиров и грузов, но не имеют возможности оценить важнейший принцип следующего, для Сахалина, технологического уклада – точно вовремя (just in time, и, своего рода, – intellect just in time), когда точно во время доставляемый узел, агрегат или решение определяют ритмичность согласованной деятельности всей системы производств и процессов развития в целом. Следовательно, очень важно понимать, что окупаемость данного коридора развития будет определяться всей создаваемой транспортно-индустриальной, информационно-транспортной и энергетической системами Дальнего Востока. Важно не только, какие объёмы будут транспортироваться через коридор развития, а как будет строиться переток и связь технологий.

Проблема подвижной динамической инфраструктуры, которая определяет окупаемость коридора развития, является важнейшей характеристикой нового техно-промышленного и социо-культурного уклада. Не объёмы, которые перевозятся, но принципиально задействованная технологическая связность страны – как конкурентоспособного мир-региона во всемирном хозяйстве.
Трансконтинентальный Коридор развития на Сахалин

Схема 2.
Формирование и реализация проекта [мостового] перехода через пролив Невельского, как первый этап создания трансконтинентального коридора развития через Сахалин, является формой мощнейшей инициации к действию деловых кругов России, наших европейских деловых партнёров и, в ещё большей степени, – СВА и, в первую очередь, Японии, в целом, включая депрессивный Хоккайдо (куда через пролив Лаперуза должен пойти с Российской территории коридор развития), в частности. Предполагается, что по мосту через пролив Невельского должны будут пойти сверхскоростные поезда (скорость 340-400 км), и важнейший вопрос конкретного построения коридора развития через Сахалин – это выбор технологии скоростного железнодорожного сообщения, которое РФ может начать развивать с Востока: в ДВФО, и с Запада: Москва–Санкт-Петербург.

Как известно, в настоящий момент в мире представлены две технологии высокоскоростного железнодорожного сообщения, которые могут реализовать три группы компаний, соответственно: из Японии, Германии и Франции. Если японские корпорации упустят возможность участия в разработке и реализации технологии построения высокоскоростного железнодорожного сообщения на востоке РФ, в ДВФО, в первую очередь, – с материка на остров Сахалин, а дальше – через всю Россию, то японские замечательные решения создания сверхскоростных поездов, возможно, навсегда останутся на японских островах, а японские корпорации лишатся значительных прибылей именно в России.

С другой стороны, подобное адресование данного проекта к деловым кругам Японии – построение фрагмента коридора развития через Сахалин – отнюдь не означает, что Россия окажется навсегда привязана к более развитому технологическому укладу Японии. Как известно, слабость технологического уклада Японии состоит в отсутствии в системе высокотехнологизированных производств практико-ориентированной фундаментальной разработческой науки. Именно поэтому японская экономика представляет собой в чистом виде – in nuce – инновационную экономику, элемент который Россия будет осваивать.

Но, в целом, формирование нового техно-промышленного и социо-культурного уклада не может быть сведено к инновационной экономике – элементу, который развит Японской промышленностью. С этой точки зрения, Сахалин является принципиальной контактной технологической зоной, на которой будет формироваться новый техно-промышленный и социо-культурный уклад, что влечет за собой эффект прямого влияния РФ на СВА и ЮВА. Формула этого уклада: технологии следующего поколения на основе новых физических принципах физики живых систем, созданных российской фундаментальной практико-ориентированной наукой и разработчиками новых производственных технологий + высокотехнологичные и экологичные японские производственные технологии с постоянно повышаемым уровнем качества и перенастройкой.

Японская элита должна решить, будет ли она участвовать совместно с российской элитой в формировании нового техно-промышленного и социо-культурного уклада в АТР, будут ли для этого японские банки совместно с российскими формировать новую систему мировых финансовых центров, обеспечивающих финансирование трансконтинентального коридора развития.

Подобный подход означает, что на Сахалине должны формироваться приборостроительные, электронные, нефтегазоуглехимические производства на основе технологий следующего поколения, которые составляют основу нового техно-производственного и социокультурного уклада. Для того, чтобы на Сахалине Россия не попала полностью под более развитый техно-промышленный уклад Японии, здесь должны быть сформированы производства, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ по физическим принципам существующие в Японии промышленные технологии. Это означает, что на Сахалин снова должна придти отечественная практико-ориентированная фундаментальная наука, на этот раз – в виде разносторонних проектов «технологических деревень». Именно создание на Сахалине производств следующего техно-промышленного уклада является гарантией того, что Россия будет действовать при построении коридора развития на Сахалине достаточно самостоятельно и автономно.

С другой стороны, строительство моста через пролив Невельского и проектирование коридора развития на Сахалин отнюдь не является актом заискивания перед Японией, направленным против интересов третьих стран, например, Китая и Республики Корея.

Формируемый трансконтинентальный коридор развития через Россию будет работать в интересах всех стран. Но возможность сближения с Японией с точки зрения использования технологий высокоскоростных поездов, а также использование механизмов микрорегиональной интеграции – создание совместных программ выведения из депрессии Хоккайдо и переход к практике опережающего и инновационного развития Сахалина, безусловно сбалансирует уровень кооперации и интеграции на ДВ России с Японией, Китаем и Кореей. С этой точки зрения, Сахалин может выступить как своеобразный балансир трансграничных геоэкономических процессов на ДВ и в СВА.

Например, создание моста через пролив Невельского и модернизация железнодорожной трассы, особенно до Южной оконечности острова, построение высокоскоростной магистрали через остров позволит объявить Сахалин зоной мира, или полностью убрать с острова российскую военную технику в обмен на демилитаризацию Хокайдо. Подобное разоружение острова после построения моста и сверхскоростной магистрали в одностороннем порядка опять же не будет означать заискивающей услужливости перед Японией. Как пелось в популярной советской песне : « мы мирные люди (по другой версии- хитрые люди- sic!), но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Высокоскоростная магистраль через Сахалин позволяет России сделать остров, в управляемом режиме, абсолютно свободной разоружённой территорией, без крупных регулярных соединений, – мира и благоденствия (с резервным хранением), поскольку ракетные и десантные комплексы системы вооружения можно будет перебрасывать по высокоскоростной магистрали в любую точку острова за очень незначительное время – прежде всего, к его южной оконечности. В действие, в этом случае, будет включён важнейший показатель оснащения территории – мобильность и высокая реагентность, которые и определяют мощность страны, в соответствии с известной методологией китайских коллег – показателями интегративной мощности государства ( – «цзун хе го ли лунь», или иначе – дискурс о синтетической мощности государства)1. Отработка подобного показателя развития инфраструктуры в российских вооружённых силах будет означать, что, по крайней мере, на Сахалине мы переходим к новому техно-промышленному, социо-культурному и оборонно-ударному укладу.

Построение коридора развития через Сахалин позволит Японии вырваться на континент и иметь «сухую» автомобильную дорогу, включённую как элемент в коридор развития и соединяющую Токио, Москву и Лондон. Создание транспортного коридора развития позволит реализовать японскую мечту – Япония перестанет быть островной страной и станет континентальным государством. И это глобальный мировоззренческий проект, который РФ следует использовать в политике снятия противоречий с Японией. Поэтому очень важно при подготовке проекта создания моста, транспортного коридора на Сахалине как элемента глобального коридора развития провести совместные конференции на Сахалине и в Японии по теме: «Островное и континентальное сознание: к новому цивилизационному укладу». При подобном изложенном здесь подходе становится очевидно, что формирование коридора развития и строительство моста как первый шаг создания этого коридора определяется не стремлением просто угодить Японии. Задача состоит совершенно в другом: необходимо создать социально-экономический и коммуникативный сценарий позитивного неконфронтационного цивилизационного давления с Сахалина и Курил на Японию, с ДВФО – на регион Северо-Восточной Азии. А также инициировать ряд процессов регионостроительства при лидерской позиции России.

Основная идея построения моста предполагает не перетягивание ресурсов от других регионов, прежде всего Амурской области, Хабаровского края и Приморья на Сахалин, но создание механизмов и платформ, особой социально-экономической и технологической инструментальности, позволяющей реализовать планы развития, намеченные другими регионами ДВ. С этой точки зрения, строительство моста и создание электронно-приборостроительного кластера на Сахалине является условием обеспечения приборными комплексами формируемых авиакосмических, лазерных, судостроительных, авиастроительных производств Хабаровского края. При строительстве моста через пролив Невельского предполагается использовать подготовленность государственного инвестиционного и строительного механизма, отработанных на мосте, соединяющем остров Русский с Владивостоком, и комплексе защитных сооружений в Финском заливе. Кроме того, следует, видимо, обратиться к международному опыту Нидерландов, Испании и Японии в области гидротехнических сооружений, Испании и Великобритании в области приливной и морской гидроэнергетики. Но, и это главное, дать сильный программный стимул межотраслевой кооперации российской экономики, решить задачу обновления технологий, инициировать мощный внутренний спрос на НИОКР. Существенно повысить трудовую мобильность россиян и соотечественников, что всегда благотворно сказывается на демографических настроениях людей.

Таким образом, программа построения моста является интеграционной программой взаимодействия губернаторов ДВФО, РФ в целом, с выходом на уровень международного сотрудничества. Поэтому вполне закономерно, что начальным этапом строительства моста является подписание тремя губернаторами – Хабаровского края, Приморского края, Сахалина – открытой декларации, заявляющей их стремление способствовать продвижению проекта моста через пролив Невельского. Данная декларация (коммюнике) должна носить открытый характер, и к ней могут присоединиться губернаторы других регионов, руководители крупнейших компаний и члены Правительства.

Предполагается, что создаваемый мост должен быть спроектирован отнюдь не как рядовое инженерно-техническое сооружение. С одной стороны, это должен быть мост для движения по нему высокоскоростных поездов, автомобилей. С другой стороны, это должно быть гидроэнергетическое сооружение с системой опускаемых и поднимаемых турбин, своеобразных заглушек и заслонок движущихся потоков течения в интересах сохранения биоразнообразия и экосистем Охотского и Японского морей. Следует отметить, что отдалённый вариант подобного гидроэнергетического сооружения был реализован при создании гидроэлектростанции, использующей морское течение на Канарских островах. Для разработки турбин нового типа для данной гидроэлектростанции необходимо использовать новые материалы – новый тип композитной стали и ряд других решений. Таким образом, реализация данного проекта предполагает совместную деятельность трёх крупнейших российских корпораций - ОАО ГидроОГК, ОАО РЖД и корпорации Северсталь, ставшей крупнейшим акционером «Силовых машин». И, далее, широкой кооперации крупных российских корпораций и научных центров: собственно, «Силовых машин», ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и других, а также международной кооперации. По своей технической изощренности и технологической оригинальности, прежде всего, «знаниеёмкости», данный тип инженерно-технического сооружения может превзойти известный проект гидроэнергетического комплекса «Три ущелья» и станет достойным проектом в программной задаче создания ДВ промышленно-технологического района в РФ2 – визитной карточкой российской экономики, науки и технологий в СВА и АТР.

Необходимо иметь в виду, что создание моста и, затем, скоростных магистралей должно строиться в соответствии с принципами встраивания в уникальный природный комплекс Сахалина при учёте течений, ландшафта, особенностей природного комплекса острова. В этом также состоит основная характеристика нового техно-промышленного и социо-культурного уклада: за счёт технологий следующего поколения не изничтожение природных ресурсов, но максимальный учёт природного комплекса, создание условий для его постоянного восстановления.

Для реализации проекта строительства моста предполагается организовать общественное движение «За мост!». Задача данного движения состоит в том, чтобы распространять идею коридора развития среди сахалинцев и жителей ДВ. Поскольку жители Сахалина - это те патриоты и сознательные граждане РФ, которым мы должны быть всегда благодарны за то, что они своей решимостью и самопожертвованием отобрали у Козырева возможность отдать Курилы Японии (самого крупного предательства после безвозмездной сдачи ГДР ФРГ Горбачёвым). Неслучайно, что и Общественная палата как региональная структура самоорганизации Жителей сначала появилась на Сахалине и лишь затем как структура федерального уровня в Москве. Общественная палата Сахалина готова взять на себя задачу проведения общественного голосования по вопросу о необходимости/приоритетности создания трансконтинентального коридора развития и моста как первого элемента этого коридора. Как известно из опыта демократического управления в Бразилии подобные общественные голосования очень серьёзно влияют на скорость и качество принятия государственных решений. В том случае, если сами жители ДВ, через демократические процедуры Общественной палаты своих регионов, поддержат приоритетность задачи построения моста соединяющего материк и Сахалин, а также создание сверхскоростной железнодорожной магистрали, то возможно коридор развития через Сахалин начнёт создаваться значительно раньше 2015-1020 года, ведь у Правительства РФ и Администраций Сахалинской области и Хабаровского края будут на руках фактически итоги легитимных референдумов жителей – граждан РФ по данному вопросу.


Описание «устройства» проекта

– с точки зрения выявления тех направлений работы, которые должны быть осуществлены для того, чтобы проект был реализован:

Выделены следующие рабочие плоскости:

- Политическая (внешнеполитическая, связанная с трансграничным сценированием, внутреннеполитическая сфера, связанная с публичным ПиаРом и лоббированием проекта);

- Экономическая (связанная с формированием на основе данного проекта инвестиционной площадки);

- Инфраструктурная (с которой соотнесено создание нового поколения транспорта, изменение логистики перевозок и формирование промышленного кластера на острове, а также построение моста как принципиально нового гидротехнического и гидроэнергетического сооружения) и

- Социальная (связанная в первую очередь с изменением миграционных потоков, созданием новых форм занятости и принципов расселения на территории).

Отталкиваясь от предложенного разделения проекта на четыре плоскости, можно кратко наметить конкретные реализационные механизмы, которые позволили бы начать осуществлять проект уже в самое ближайшее время. В качестве наиболее существенных для решения нашей задачи плоскостей следует обозначить плоскость публичного Пиара и лоббирования, – с одной стороны, и организационную плоскость – плоскость проведения переговорного процесса с ведомствами, РЖД, ГидроОГК, Силовыми машинами и т.д., а также поиска частных инвесторов, – с другой, проработки дополнительных к бюджетному, фондирующему и банковско-кредитному механизмов и способов финансирования затрат.


Шаги инициации проекта:

1-ый общий этап: Подготовка обращения двух губернаторов (Сахалинской области и Хабаровского края): с учётом плюсов предвыборной ситуации (план Путина в действии, по аналогии с запуском проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»); демонстрации повышенного внимания к ДВ (ДВ становится ближе!); демонстрации возможности решить проблемы одновременно двух (трёх) регионов – преодоление оторванности Сахалина и развитие севера Хабаровского края. Использование опыта и технологий строительства моста соединяющего г. Владивосток и остров Русский, и комплекса защитных сооружений в Финском заливе, при создании моста через пролив Невельского.

Оформление межрегиональной межведомственной рабочей группы, в которую должны будут войти представители Сахалина, Хабаровска, ДВФО.

Создание общественного движения в поддержку данной инициативы – эту задачу может координировать Общественная палата Сахалинской области.

Также возможно рассмотреть вариант создания госкорпорации и/или совместной компании регионов с РЖД, ГидроОГК, Северсталью, Силовыми машинами, с размещением пакета акций на открытом рынке, облигационных займов, траншей федерального транспортного займа, другие механизмы, в том числе с использованием пенсионных накоплений.



2 этап: Переговорный этап – работа с правительством. Постановление правительства РФ о реализации указа президента; сроки и поручения министерствам и другим заинтересованным ФОИВам, объём финансирования, заявки, государственный Инвестфонд – строка в Бюджете РФ 2011-2013 гг. и т.д.

Согласование сроков, объёмов финансирования и заявок с Росстроем, с представителями РЖД.



3 этап: Публичное пиар-продвижение проекта - проведение форума с участием разработчиков новых технологий по высокой переработке нефти и газа, а также компаний занимающихся добычей и потенциальных инвесторов «Нефте-газо-угле-химическая инициатива и формирование электронно-приборостроительного кластера», кластера «Биоресурсы» и др. Цель форума – обсуждение перспектив создания новых производств на Сахалине.

Проведение форума «Морской путь – Сухопутный путь», посвящённый проблемам и перспективам перенаправления грузопотока (в связи с запланированным вводом в строй мостового перехода).



Форум с участием крупнейших корпораций, проведение молодёжного АТЭС.
Осуществление данных шагов позволит нам в кратчайшие сроки реализовать четыре стратегических задачи:

  1. Ускорить принятие политического решения по реализации проекта (создать коалицию Сахалинской области, Хабаровского края и ДВФО, а также крупных российских корпораций);

  2. Превратить начало реализации проекта в событие всероссийского исторического масштаба и в международное событие (включая работу с Японскими бизнес и политическими элитами);

  3. Поиск частного стратегического инвестора (смещение приоритета частных инвестиций из сырьевого сектора экономики Сахалина в инфраструктурное строительство);

  4. Инициация появления новых бизнесов и производств «вокруг» транспортного коридора (превращение транспортного коридора в коридор развития).


следующая страница >>