Паспорт программы 6-7 Законодательная база для разработки образовательной программы учреждения 8 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Анализ итогов выполнения образовательной программы 2012-2013 учебного... 28 6028.38kb.
- 2 562.1kb.
Основной образовательной программы мбоу «сош №33» отражает требования... 11 5017.74kb.
Основная образовательная программа по фгос ноо муниципального бюджетного... 15 2608.34kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... 11 3950.2kb.
Паспорт Программы развития классного коллектива 8Б класса 3 313.27kb.
В 2012-2013 учебном году мбоу краснооктябрьская сош работала совместно... 3 820.47kb.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования... 43 5909.31kb.
Паспорт Программы прорыва Общая Декларация Глава 1 3 1039.17kb.
Элективный курс по физике для 9 го класса «Физика и литература» 1 370.58kb.
Основной профессиональной образовательной программы по специальности спо 1 353.25kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерная графика» 8 792.58kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Паспорт программы 6-7 Законодательная база для разработки образовательной программы - страница №1/20





СОДЕРЖАНИЕ:





Общие положения

5-9




Общие положения

5

Паспорт программы

6-7

Законодательная база для разработки образовательной программы учреждения

8




Раздел 1 Целевой раздел

10-




1.1. Пояснительная записка

10

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

15




1.2.1.Общие положения

15




1.2.2 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

19




1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

23




1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий

23




1.2.3.2Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

27




1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

32




1.2.3.4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

33




1.2.3.5 Русский язык

34




1.2.3.6 Литература

36




1.2.3.7 Английский язык

42




1.2.3.8 История

42




1.2.3.9 Обществознание

48




1.2.3.10 География

58




1.2.3.11 Математика

64




1.2.3.12 Информатика

69




1.2.3.13 Физика

76




1.2.3.14 Биология

82




1.2.3.15 Химия

89




1.2.3.16 Изобразительное искусство

98




1.2.3.17 Музыка

100




1.2.3.18 Технология

103




1.2.3.19 Конструирование

112




1.2.3.20 Физическая культура

118




1.2.3.21 Основы безопасности жизнедеятельности

122




1.3. Система оценки достижения планируемых результатов осовения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

128




1.3.1. Общие положения

128




1.3.2. Особенности оценки личностных результатов

131




1.3.3. особенности оценки метапредметных результатов

132




1.3.4. особенности оценки предметных результатов

140




1.3.5. Система внутришкольного мониторинга достижений портфель достижений как инструмент динамики образовательных достижений

148




1.3.6 Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

152




1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

153




Раздел 2 Содержательный раздел

154




2.1. Программа развития универсальных учебных действий

1154




2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

169




2.2.1 Русский язык

171




2.2.2 Литература







2.2.3 Английский язык

175




2.2.4 История

180




2.2.5 Обществознание

191




2.2.6 География

194




2.2.7 Математика

199




2.2.8 Информатика







2.2.9 Физика

209




2.2.10 Биология

204




2.2.11 Химия







2.2.12 Изобразительное искусство

206




2.2.13 Музыка

207




2.2.14 Технология

208




2.2.15 Физическая культура

210




2.2.16 Основы безопасности жизнедеятельности

212




2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

213




3 раздел Организационный раздел

248




3.1. Учебный план МБОУ «Лицей №2» на ступени основного общего образования

248




3.1.1.Учебная деятельность

248




3.1.2. Внеурочная деятельность

249




3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

254




3.2.1. Кадровые условия

254




3.2.2. Психолого-педагогические условия

274




3.2.3. Финансовое обеспечение

284




3.2.4 Материально-технические условия

287




3.2.5. Информационно-методические условия

300




3.3. План работы, сетевой график (дорожной карты) по формированию необходимых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

309

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №2» разработана на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивированного на творчество и современную инновационную деятельность, готового к учебному сотрудничеству, способного осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, которое должно быть не только предметным но и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В эпоху новых технологий и наукоемких производств, с возрождением и развитием отечественной промышленности в обществе возрастает потребность в представителях инженерных специальностей, а также высококвалифицированных рабочих. Изменяется структура занятости таких специалистов, изменятся характер их деятельности, что, несомненно, привлекает выпускников и их родителей к данным специальностям. Это связано и с тем, что спрос на такие профессии, как юрист, экономист, в последнее время заметно снизился.

Таким образом, создание условий для технического образования с учетом множества его специализаций с ориентацией на современные ИКТ-технологии приобретает особую актуальность.

Использование новых, наукоемких технологий в современном производстве, естественно, повышает уровень требований не только к уровню образования учащихся, но и к развитию их творческих способностей и интеллектуального потенциала. На решение данных задач направлена образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №2».
Паспорт программы:

Наименование программы:



Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

Разработчики программы:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2 с привлечением управляющего совета.

Цель программы:



обеспечить условия для введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в МБОУ «Лицей №2» на ступени основного общего образования и качественного освоения обучающимися 5-9 классов Стандарта второго поколения.

Задачи программы:



разработать требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ,обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического профиля;

  • к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  • системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Сроки и этапы реализации программы: реализация программы рассчитана до 2017 г. и включает в себя следующие этапы:

2012-2013 годы - на параллели 5 классов;

2013-2014 годы - на параллели 6 классов;

2014-2015 годы - на параллели 7 классов;

2015-2016 годы - на параллели 8 классов;

2016-2017 годы – на параллели 9 классов.

Средство контроля за реализацией основной программы - мониторинг качества образования, разработанный в МБОУ «Лицей №2с учетом его специфики , целей и стратегических задач.

Место реализации: муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Юридический адрес: 626605 город Нижневартовск, улица Омская, дом 66а

Общие сведения об учреждении:

Тип

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вид

Лицей

Организационно-правовая форма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ф.И.О. руководителя

Фарберова Татьяна Романовна

Индекс

626605

Полный юридический адрес

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

город Нижневартовск, улица Омская, «66»а»



Тип и название населенного пункта

Город Нижневартовск

Контактные телефоны

8(3466) 43-34-66, 8(3466) 46-54-68

Факс

8(3466) 46-54-68

Е-mail

Licey2@gmail.com

Licey2.edusite.ru




Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности

Лицензия: регистрационный № 4869 от 22.08.2012г., выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО -_Югры ,имеется приложение №1 к лицензии 86ПО №0000400 на право ведения образовательной деятельности. Соответствует данным, указанных в лицензии, видам реализуемых образовательных программ.

Наличие свидетельства о государственной аккредитации

Свидетельство о государственной аккредитации: регистрационный № 309 от 04.04.2012 г. с приложением № 1 к свидетельству о государственной аккредитации от 04 апреля 2012 г., регистрационный № 309 серия ОП № 006861

Примерный учебный график для 2 ступени обучения

Начало учебного года: 1 сентября

Конец учебного года: 31 мая

Продолжительность учебного года- 35 недель.

Общая продолжительность осенних, зимних, весенних каникул-30 календарных дней.



Примерный режим работы

Учебные занятия организованы в режиме 6-дневной учебной недели.

Начало учебных занятий: 8.30

Завершение учебных занятий в 14.35

Продолжительность урока-45 минут



15.00-17.00- внеурочная деятельность, занятия в рамках дополнительного образования, в том числе на платной основе.


Законодательная база для разработки образовательной программы учреждения:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

  • Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Из послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ. Москва, Большой Кремлевский дворец, 5.11.2008г)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 

  • Конвенция о правах ребенка

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утв. Расп. Правит. РФ от 07 февр. 2011 г. № 163-р.;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • Типовое положение об образовательном учреждении в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.07.2007 N 459; от 19 марта 2001 г. N 196

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 28.10.2005г.;

  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»

  • Долгосрочная целевая программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы»

  • Устав МБОУ «Лицей №2»;

  • Локальные акты образовательного учреждения

Структура образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №2» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие условия МБОУ «Лицей №2», региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

 пояснительную записку;

 планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

 систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

 программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

 программы отдельных учебных предметов, курсов;

—программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

 учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

 систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

II. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Лицей №2» являются:



 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

 становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

 обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта

  • Обеспечение дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся по предметам технического профиля;

 обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала лицея, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

 взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

 социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

 сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

 формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:


 с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
 с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
 с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
 с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
 с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

 бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
 стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

 особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
 процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
 сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
 изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:

1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы2;

7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения1 задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование2 ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.



ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОДЛЕЖАТ ОЦЕНИВАНИЮ


Личностные результаты.

основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования


1 уровень (базовый)зона актуального развития)

2 уровень

(повышенный) зона ближайшего развития

1 уровень (базовый)

2 уровень (повышенный)

Выпускник научится

(зона актуального развития)

выпускник получит возможность научиться

(зона ближайшего развития)

УУД (универсальные учебные действия)

ИКТ-компетентности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Основы смыслового чтения и работа с текстом

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

практическому освоению я основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций


формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

• развитию речевой деятельности,



В структуре планируемых результатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей1. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности образовательного учреждения в целом.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»1 к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации.

Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам — «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

В данном разделе основной образовательной программы приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени основного общего образования (за исключением родного языка и родной литературы).

Планируемые результаты освоения родного языка и родной литературы разрабатываются в соответствии с содержанием и особенностями изучения этих курсов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.


следующая страница >>