Памятка с упражнениями для снятия усталости глаз. Ход утренника I. Организационный момент - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Памятка с упражнениями для снятия усталости глаз. Ход утренника I. Организационный - страница №1/1




Как умеет видеть глаз

Тема. «Береги свои глаза».

Цели. Познакомить учеников

со строением глаза; объяснить детям, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь;

научить детей заботиться о зрении;

выполнять упражнения по снятию усталости глаз.


Оборудование.

Плакат строения глаза; схема получения изображе-ния предмета на сетчатке; правила гигиены органов зрения;

зеркала;

памятка с упражнениями для снятия усталости глаз.


Ход утренника

I.Организационный момент
II. Сообщение темы урока

Учитель. Закройте глаза и медленно сосчитайте до 10. Что вы видели с закрытыми глазами?

Дети. Темноту.

У. Для чего нам нужны глаза?

Д. Глазами мы видим окружающий мир.

-читаем книги.

-смотрим телевизор.

У. Верно! Глазами мы видим разные предметы, различаем их по форме, величине, окраске. Закроем глаза, и всё как будто исчезает. Одна чернота. Трудно жить человеку, потерявшему зрение. Людям каких профессий

особо необходимо хорошее зрение?



Д. Лётчикам, капитанам, водителям.

Ученик 1.

Женя хочет стать пилотом,

Чтобы править самолётом.

Капитаном станет Петя,

Он объездит всё на свете.

Вася будет машинистом,

Коля в армии-танкистом.
Ученик 2.

Но для этого, ребята,

Нужны знанье и уменье

И отличнейшее зренье:

Чтоб верна была рука

За работой у станка,

Чтобы мог вести в полёт

Лётчик быстрый самолёт,

Чтобы зорко часовой

Охранял страны покой.


У. Сегодня мы с вами будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение.
III. Знакомство с новым материалом.

У. Возьмите зеркало и пос-

мотрите на свои глаза. Какие части глазного яблока вы видите?



Д. Белок, зрачок.

У. Посмотрите на плакат. По нему видно, что глазное яблоко имеет форму шара. Этот шар покрыт белой оболочкой. По своей окраске она напоминает белок варёного яйца. Спереди белочная оболочка переходит в бесцветную прозрачную роговицу. Через роговицу проникают лучи света. За роговицей находится радужная оболочка - радужка.

В ней есть пигмент, который обусловливает цвет глаз.


Учитель сопровождает Рассказ показом объектов на плакате.

- Посмотрите на глаза своего соседа. Какого цвета бывают глаза?



Д. Голубые, зелёные, карие.

У. В центре радужки-зрачок.

Ученик 3.

Глаз - волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён -

Стенкой гладкой, белой,

Назвали её склерой.

У. Где находится склера?

Зачем она нужна?



Д. Это оболочка глаза.

Ученик 4.

Впереди кружочек тонкий -

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло,-

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз домок.

У. Предложите товарищу

закрыть на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?



Д. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.

Ученик 5.

В центре радужки - зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло - зрачок по уже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет - наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Ученик 6.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой -

Тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое



Тело стекловидное,

Всё прозрачное такое

И почти невидное.
Класс разбивается на группы. У каждой группы рисунок глаза.

У. Укажите на рисунке глаза

Все его части. Отметье их цифрами и подпишите на полях.



Дети выполняют задание.

- А теперь начнём рассказ, как

Умеет видеть глаз.

Ученик 7.

Отразится лучик света

От какого-то предмета,

Упадёт на роговицу,

Миг - и дальше устремится

И сквозь дырочку - зрачок

Проберётся в глаз-домок.

Сквозь хрусталик проникает,

На сетчатку попадает.

После этого тотчас

Всё вокруг увидит глаз.

Ученик 8.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

Если тронешь роговицу,

Глаз сейчас же разболится.

Если ранится хрусталик,

Помутнеет чудный шарик,

Станет тёмным дом навек,

И ослепнет человек.

У. Какие органы окружают

глазное яблоко?



Д. Веки, ресницы.

У. Для чего нужны ресницы?

Д. Ресницы задерживают пыль и соринки.

У. Зачем нужны веки?

Д. Веки прикрывают глаза от света во время отдыха.

- Они защищают глаза от не-

благоприятных воздействий.

У. На границе верхнего века находятся брови. Для чего они служат?

Д. Для красоты.

У. Не только. Брови - это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу,

и отводят его на другие участки лица - например, на виски, на щеки.


IV. Физкультминутка

У.Сейчас мы выполним нес-

колько упражнений для глаз-

они указаны в памятках, разложенных на ваших партах.

У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.


Памятка
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз может

Принести пользу только при

Условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1 (сидя)


  1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

  2. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз.).

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.



Упражнение 3. (стоя)

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

  2. Поставить палец по средней линии на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.(действие лечебное).

Упражнение 4. (стоя)

  1. Закрыть веки.

  2. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5 (стоя)

  1. Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от глаза.

  2. Смотреть обоими глаза-ми на палец 3-5 сек.

  3. Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4. Убрать ладонь, двумя

глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5. Палец левой руки на

средней линии лица.

6. Правой рукой закрыть

правый глаз на 3-5 сек.



  1. Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек


Упражнение 6(стоя)

  1. Отвести руку в право.

  2. Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево.

  3. Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз)

V. Выведение правил

охраны зрения

У. А сейчас ведем речь, как глаза свои беречь.

На доске несколько раз написана частица Не. Давайте рядом запишем то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотво-рения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем на доске к частицам Не.



Ученик 9.

Хоть мальчуган был очень мал,

Он видел далеко.

Алёшка вывески читал

Свободно и легко.

На задней сидя парте,

Всё разбирал на карте.

Он много книжек прочитал

Про войны, приключенья

При этом, видимо, не знал,

Что лёжа вредно чтение.

Ученик 10.

Алёша как-то раз идёт.

Плывёт к причалу пароход-

Осталось метров триста.

Вот пароход всё ближе...

«Седов», - кричат вокруг

-А я ещё не вижу,-

Сказал Алёша вдруг.

Все буквы у названья

Слились на расстоянии..

Жаль Алёшу, плачь, не плачь,

Но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алёша,

Читал так много лёжа!



У. Какое правило с частицей

Не запишем на доске?

Д. Не читай лёжа.

Учитель записывает правила на доске.

Ученик 11.

Наша Галя подросла,

В первый класс она пошла.

Маленькая Галочка

Начала учиться-

Девочка хорошая

Не должна лениться.

Маленькая Галочка

От души старалась,

Над тетрадкой новенькой

Низко наклонялась.

Выводила палочки

Маленькая Галочка-

Наклонялася бочком,

Помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос,

Словно пишет Галин нос!

Ученик 12.

Мама Гале говорит:

-Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши,

Носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь?

Голову повыше!

Галя с мамой не согласна:

- Я же вижу, всё прекрасно!

Если сесть иначе,

Не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идёт…

Пробежал за годом год.

Тут родные увидали:

Часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя,

Галя доску еле видит.

Что там пишут - не понять,

Слов никак не разобрать.

Ученик 13.

Плохо видит Галя вдаль,

И врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна.

Вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко,

Ты к письму склонялась

Низко.


Над тетрадкой за столом

Нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука -

Это и другим наука».



У. Какой вывод сделаем мы?

Д. Не наклоняйся низко при чтении и письме.

-НЕ пиши при плохом освещении.

Учитель записывает правила на доске.

У. Правильно! Когда вы низко склоняетесь при письме, света мало, глаза утомляются. Послушайте следующее стихотворение.

Ученик 14.

Получила двойку Алла.

Слёзы капали из глаз,

Рукавом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты, запомни, Алла, сразу -

В глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом -

Только чистеньким платком!

Ученик 15.

Мне соринка в глаз влетела,

Заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело,

Там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили,

Глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили,

Чтоб я глаз не засорял

Нежен глаз и от соринки,

От песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать,

Может сильно пострадать.

У. А сейчас что напишем?

Д. НЕ три глаза руками.

Учитель записывает правило на доске.

У. Послушайте рассказ о том, что бывает, когда не берегут глаза.

Ученик 16.

Две подружки рано встали,

Во дворе с песком играли

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок

Надоело им играть-

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занёс в глаза песок.

Ученик 17.

Терли девочки глаза,

Набегали в них слеза,

Веки вспухли, покраснели

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал: «Конъюнктивит».

И назначил прижиганья,

Капли, мази, промыванья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

У. Можно ли смотреть на солнце без защитных очков?

Д. Нет.

У. Послушайте стихотво-

рение про солнце и глаза.



Ученик.

Все в газете прочитали:

Будет солнышка затменье.

На уроке объяснили,

Как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка,

Побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто-

Без очков и без стекла.

-нам стекло,- сказали дружно,-

Затемнённое не нужно-

Без него на небе ясном

Видим солнце мы прекрасно.

Ученик 19.

Два подростка зря хвалились:

Их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть.

Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла-то

Затемненного смотреть.

У. Какое будет следующее правило?

Д. НЕ смотри на солнце без темного стекла.

Учитель записывает правило на доске.

У. А сейчас возьмите рисунок с изображением глаза. Напишите в кружочках названия предметов, которыми можно поранить глаз.

Дети выполняют задание.

- Чем можно повредить глаз?



Д. Иглой, ножницами, шилом,

стеклом.


Ученик 20.

Шилом узел на веревке

Развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило

Глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи

Ты в игрушках не держи-

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым.

У. Что запишем на этот раз?

Д. НЕ размахивай острыми предметами перед глазами.

Учитель записывает правило на доске.

У. Какие игры могут привести к травме глаз?

Д. Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.

У. Послушайте, что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.
Как-то летом мальчик Петя

Воробьев в саду пугал.

И, забыв про всё на свете,

Из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз!

Вдруг попал он брату в глаз.

Чуть не выбил глаз у брата!

Не стреляйте из рогаток.


А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.

Ученик 21.

Случай был такой когда-то:

На снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята,

И взорвался гулко он.

По улицам мчится

Машина с Андреем-

Скорее в больницу!

Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина,

Койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу - осколок медный.

И назавтра утром рано


Доктор сестрам так сказал:

- Привезите мальчугана

В операционный зал.

В зале этом чисто, просто,

Здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно:

Лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски,

Странно всё- как будто в сказке.



Ученик 22.

Говорит сквозь маску врач:

- Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек,

Но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать.

Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты

Бились ветви тополей…

Очень медленно, ребята,

Поправлялся наш Андрей.

У. Какое правило отсюда следует?

Д. НЕ играй со взрыво-опасными предметами.

Учитель записывает правило на доске.

У. Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 мин.

Запишем последние правила.



Д. НЕ смотри долго телевизор.

-НЕ играй долго в компьютерные игры.

У. Теперь давайте прочитаем все правила. Запишите их в тетрадях, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.
ОО. Итог урока

У. Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?

Д. Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

Ученик 23.

С плохим, ребята, зреньем

Жить без очков - мученье:

Ты по улице прямой

Ходишь робко, как чужой.

На глазах - как пелена,

Как в тумане все дома.

Не поймёшь - плакат? Афиша?

Кто идёт - Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать,

Трудно даже в мяч играть.

Ученик 24.

Врач очки назначил Майе

И при этом ей сказал:

- Ты носи их не снимая,

Чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:

- Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто

Называть меня «очкастой».

Но когда очки надела,

Жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете

Можно много увидать!

Номер каждого трамвая

Издалека видит Майя,

И по улице идёт-

Всех знакомых узнаёт.

У. Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и во-

время начать лечение. Чем раньше начато лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправ-ляют зрение. Без них острота зрения снижается.



Давайте проведём самоанализ. Но отвечать на вопросы надо честно.
Учитель раздаёт карточки.
Как я забочусь о своих глазах

1. Всегда читаю сидя

ДА

НЕТ

2. Делаю перерывы во время чтения

ДА

НЕТ

3. Слежу за посадкой при письме

ДА

НЕТ

4. Делаю уроки при хорошем освещении

ДА

НЕТ

5. Делаю гимнастику для глаз

ДА

НЕТ

6. Часто бываю на свежем воздухе

ДА

НЕТ

7. Употребляю в пищу растительные продукты

ДА

НЕТ

8. Смотрю только детские передачи по телевизору

ДА

НЕТ

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородних тел

ДА

НЕТ

10. Каждый год проверяю зрение у врача

ДА

НЕТ