«Память – это волшебное сито, оно пропускает мусор и сохра няет золотые зерна» Константин Паустовский Цель - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Константин георгиевич паустовский «мещёрская сторона» 1 128.95kb.
Роль спорта в жизни человека (эссе) 1 16.11kb.
Вода это волшебное лекарство. Она благодатно действует и на взрослых... 1 105.51kb.
Пусть посеянные вами, мудрыми родителями-воспитателями, зерна мужественности 1 67.54kb.
Память… Это единственное, чем мы владеем всерьез. Когда будущего... 1 148kb.
«Память на века» вечер, посвящённый празднованию дня Победы в Великой... 1 115.83kb.
Разработка мелиоративных и агротехнических приемов повышения плодородия... 1 351.21kb.
Константин Хабенский в экранизации одного из лучших романов нашего... 1 110.14kb.
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей... 1 79.91kb.
Как развивать память 1 15.36kb.
Коклюш это острое респираторное заболевание, которое может развиваться... 1 68.85kb.
Компьютерное обучение «новые технологии»: использование интернет-ресурсов... 1 373.17kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

«Память – это волшебное сито, оно пропускает мусор и сохра няет золотые зерна» Константин - страница №1/1


«Техники эффективного запоминания»

«Память – это волшебное сито,

оно пропускает мусор и сохра-

няет золотые зерна»

Константин Паустовский

Цель: Рассмотрение механизмов запоминания.

Знакомство и отработка отдельных мнемотехник.


Содержание:

Все мы прекрасно знаем, что в любой работе, будь то математические расчеты или забивание гвоздя, трудно обойтись без инструмента. Это справедливо и по отношению к памяти, где также используются специальные средства и приемы, обеспечивающие запоминание и воспроизведение информации. Зарубки на жезле посла у древних племен, узелки «на память», выделение главной мысли при запоминании текста, использование зрительных образов при заучивании стихотворений, объединение разрозненных слов в единое предложение, установление связей между текущими впечатлениями и определенными моментами прошлого опыта – вот лишь некоторые из них.

Применение этих средств зависит от задачи запоминания и определяется особенностями личности человека, спецификой его деятельности, индивидуальными особенностями его памяти. А.Р.Лурия рассказывал, что С.Эзенштейн запоминал номера телефонов, припевая их, создавая для каждого номера определенную ритмическую структуру, в то время как сам А.Р.Лурия пользовался в таких случаях некоторыми математическими преобразованиями.
«Средний человек, – говорит известный психолог, профессор Карл Сишор, – использует не больше 10% врожденных возможностей своей памяти. Остальные 90% пропадают, потому что он нарушает естественные законы запоминания».

Эти «естественные законы запоминания» весьма просты. Их только три. Любая система запоминания основывается на них. Это впечатление, повторение и ассоциации.

Первое условие запоминания – необходимо получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить. Для этого Вы должны:

а) сосредоточиться. Пять минут полной и глубокой сосредоточенности принесут больше результата, чем целые дни блуждания в умственном тумане;

б) внимательно наблюдать, чтобы получить правильное впечатление. «Мозг среднего человека, – горячо и убежденно говорил Эдисон, – не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Почти невероятно, до чего бедна наша способность наблюдения – подлинного наблюдения». Причина – отсутствие должного интереса к объекту или предмету, который необходимо запомнить. Это так же, как во время фотографирования. Фотоаппарат не даст четких снимков при тумане и Ваше сознание не сохранит туманных впечатлений;

в) надо получить впечатление при помощи как можно большего числа органов чувств (рисуно-схема). Например, читать текст вслух, таким образом задействуются два органа чувств и соответственно улучшается как запоминание, так и последующее воспроизведение;

г) прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление. Оно прочнее. Нервы, идущие от глаза к мозгу, в 25 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому уже давно существует прием запоминания информации, основанный на том, что необходимая информация оформляется в виде картинки (или схемы), что улучшает ее читаемость, и она лучше сохраняется и воспроизводится нашей памятью.
Ораторское искусство Марка Туллия Цицерона

Известный политический деятель древнего Рима Цицерон был одним из самых блестящих ораторов в истории человечества. Важнейшая причина успеха и силы воздействия ораторского искусства Цицерона состояла в том, что его аргументация строилась на реальных фактах, которые он хранил в памяти, никогда не пользуясь записями. Эта способность, по словам самого Цицерона, основывалась на специальных приемах запоминания. Готовя свои речи, он произносил их дома, переходя из комнаты в комнату. При возникновении какой-либо важной мысли он на короткое время останавливался, запоминая ту часть обстановки комнаты, которая была перед глазами, и мысленно связывал ее с соответствующей частью своей речи. Произнося затем речь в Римском Сенате, он мысленно повторял свой маршрут по дому: таким образом, ему удавалось привести все подготовленные факты и аргументы, не прибегая к записям. В основе метода Цицерона лежит принцип ассоциаций.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово лес. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.



Задание: выделить опорные слова из материала, который нужно запомнить и отработать их выше приведенным способом. (предлагается поработать над отрывком собственного текста)

Данный способ носит ассоциативный характер

Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый из вас в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций. Можно даже сказать, что они являются строительным материалом не только нашей памяти, но и нашего мышления. При этом наше сознание включает в себя очень разнообразные типы ассоциаций. Когда вы видите санки - они напоминают вам о зиме, то есть, можно сказать, что санки ассоциируются у вас с зимой. Встретив старого друга, вы можете вспомнить, например, школу, в которую вы вместе ходили, незнакомый человек, встреченный вами на улице, может напомнить вам вашего хорошего знакомого, то есть, можно сказать, что он будет ассоциироваться с ним и т.д. Но все это ассоциации, которые уже имеются в вашей памяти.

Теперь давайте остановимся собственно на принципах эффективного запоминания. Что же это такое? Принципы эффективного запоминания - это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием). Целью же их применения является улучшение эффективности применяемых техник. Можно даже сказать, что техники быстрого запоминания, применяемые без использования этих принципов, теряют половину, если не две трети своей эффективности. С другой стороны, при включении в процесс запоминания этих принципов существенно облегчается сам процесс запоминания. Но самое главное - возрастает его качество. То есть информация может сохраняться в памяти очень и очень длительное время (если есть в этом потребность то материал может быть усвоен навсегда), без повторных к ней обращений.

Вот эти принципы:


  • необычность, нестандартность. Одно из основных свойств нашей памяти фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Не стесняйтесь своих нестандартных ассоциаций, ими вы помогаете своей памяти.

  • используйте различные чувства и ощущения в запоминании. Пусть ваше запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, кинестетическому, обонятельному, вкусовому.

  • преувеличение (или изменение) Создавая образы, преувеличивайте (изменяйте в большую или меньшую сторону) размеры, форму, свойства и количество объектов, делая, таким образом, их более необычными и запоминающимися

  • активное действие, движение: разбивайте, превращайте, подбрасывайте, окунайте, склеивайте, заворачивайте, подменяйте, заставляйте одни объекты принимать свойства других

  • символизм - используйте символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов

  • вхождение. Если вы как бы входите в картинку, которую вы хотите запомнить или в придумываемую вами ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку вы можете пропустить все через себя, сами совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств

  • цветовая гамма. Чем больше цветов вы используете, тем более яркими станут ваши образы, а значит, и лучше запоминающимися

  • избыточность. Старайтесь всегда запомнить больше, чем вам кажется, что вы можете, обращайте внимание на все свойства, запоминаемого материала

  • положительность образов. Многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг не хочет связываться с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться

  • чувство юмора и все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается, используйте это свойство!

  • Сексуальность. Если у вас нет внутреннего табу на все, касающееся сексуальных тем, то смело используйте различные сексуальные образы, человек отлично запоминает такого рода вещи, используйте эту способность

Необязательно использовать все принципы эффективного запоминания одновременно. Обычно люди используют лишь некоторые из них - те применение которых положительно сказывается на результатах усвоения информации, то есть те, на которые память откликается наиболее отзывчиво. Здесь, как и в любом другом деле, каждый выбирает удобный для себя стиль.

Примеры создания ассоциативных связей с использованием принципов запоминания

Предположим, вам надо придумать ассоциативную связь между словами БЕГЕМОТ и МАСЛО. Самая стандартная и неинтересная ассоциация - ? бегемот ест масло. А так как все обыденное и стандартное мы забываем, то есть большая вероятность ее не запомнить.

Итак, попробуем применить принцип преувеличения. Пачку масла можно представить не стандартного размера, а огромного, величиной с многоэтажный дом. Бегемота же, наоборот, можно сделать маленьким. Еще можно изменить количество бегемотов - то есть представить много-много маленьких бегемотиков. Теперь представьте на огромной пачке масла целую кучу малюсеньких бегемотиков, которые стремительно ее поедают. Такую связь вы уже вряд ли забудете. Вы должны научиться придумывать такие связи, которые будут удивлять вас самих. Один из способов это сделать - представить себя режиссером смешного мультфильма, задача которого рассмешить и удивить зрителей (или жюри конкурса), сделать так, чтобы они его выделили и запомнили.

Задание: Обратиться к собственному изучаемому материалу и использовать один из принципов запоминания.



Метод последовательных ассоциаций (цепочка)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное, не перескакивать к боле ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно, важно помнить о всех принципах успешного запоминания и их использовать. А то, что ваш сюжет должен быть нестандартным, удивительным или захватывающим - это обязательное условие! Почаще примеряйте роль режиссера. И еще. Каждый элемент списка должен выступать значимым действующим лицом, а не играть вспомогательные роли.

Постарайтесь уловить нюансы построения ассоциативной цепочки на следующем примере. Нам нужно запомнить последовательность 20 слов: БАТАРЕЙКА, ВЕДРО, БЕЛКА, СПИЧКА, ТРАКТОР, ВЕШАЛКА, САХАРНИЦА, КОВЕР, ДУШ, ТЕННИС, КАРУСЕЛЬ, МОЛОКО, ЧЕРДАК, ВЕРНИСАЖ, САПОГ, ПРУЖИНА, ВЕРБЛЮД, ПОРТФЕЛЬ, СУГРОБ, СКОВОРОДА

Ваш сюжет должен идти на грани фантазии и логики (причинно-следственных отношений), удаление в ту или иную сторону может испортить качество. Итак.



Батарейку закидываем в ведро (постарайтесь услышать звук удара, почувствовать прохладную поверхность батарейки). Из ведра выпрыгивает перепуганная белка. Она поджигает огромную спичку. Горящую спичку она кидает в трактор. Трактор от спички заводится, развивает бешеную скорость и со всего размах врезается в огромную, одиноко стоящую вешалку. На вешалку надеты перевернутые сахарницы (как шапки) (постарайтесь услышать их позвякивание). Сахар из них рассыпается на ковер, теперь он весь в сахаре, липкий. Приносим душ и смываем все это безобразие. От душа отвинчиваем насадку и начинаем ею играть в теннис. Затем из теннисных ракеток сооружаем карусель. Она раскручивается, и когда достигает максимума скорости из ее центра начинает бить струи молока. Молоко бьет такой мощной струей, что достигает чердака соседнего здания и заливает его. На чердаке располагался вернисаж, но теперь все его экспонаты плавают (в молоке). Уцелел сапог, им все вычерпываем, спасая вернисаж. К сапогу приделана большая пружина. Оттолкнувшись, при помощи пружины летим вниз и оказываемся верхом на верблюде. Верблюд во рту несет гигантский портфель, раскачивая им в разные стороны (почувствуйте запах кожи, поверхность пряжки или замка портфеля). Портфель падает в огромный сугроб и исчезает в нем. Для того, чтобы отыскать портфель в сугробе, его надо растопить, что мы и делаем, используя для этого сковороду. (Представьте, как вы накладываете куски сугроба на сковородку, и они тают на ваших глазах.)

 Обратите внимание, что список усвоенный методом цепочки, вы с легкостью сможете воспроизвести с конца до начала, через одно слово и т.д. Т.е. вы владеете информацией лучше, чем если бы его зубрили. Главное выделить ключевые слова текста.

Важно помнить и то, что свои (придуманные самостоятельно) ассоциации и связи всегда лучше навязанных извне (плодов чужой, пусть даже очень яркой) фантазии.

С чем могут ассоциироваться цифры

Вы можете значительно пополнить свой список ассоциаций к цифрам, используя схожесть цифр с животными (птицами, насекомыми, рыбами) и характерными для них позами. Например, жираф очень напоминает перевернутую четверку. Собаки часто спят, свернувшись в клубок, напоминая при этом ноль. Кошки, часто сидят в позе, напоминающей цифру 2¦, а ползущий червяк похож на тройку. Кенгуру похожа на цифру 5¦, дельфин на 9¦, а птица в полете напоминает цифру 3¦. Придумайте к каждой цифре по 1-2 представителя животного мира.

Цифры могут напоминать по форме фрукты, овощи и растения. Например, схематически нарисованная ель напоминает по форме цифру 3¦ (если нарисовать 3¦ с заостренными уголками). Груша похожа на шестерку, а если посмотреть на персик сбоку, то в нем тоже можно найти тройку. Стручковый (горький) перец напоминает цифру 7¦ и т.д. Поищите ассоциации из растительного мира для каждой из цифр.

Метод повторения И.А. Корсакова (основные принципы)

Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, т.к. самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.



  1. Чем дольше информация находится в памяти, тем меньше опасность ее потери. Поэтому в начале процесса ее заучивания промежутки времени между ее повторениями должны быть короче, а затем их следует постепенно увеличивать.

Схема рационального повторения

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й день

7-й день

* *

*




*







*

Схема нерационального повторения

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й день

7-й день

*

*

*

*

*

*

*

Запечатление будет еще хуже, если все пять повторений выполнить в течение первого дня. И наконец, принципиальной ошибкой было бы вообще отказаться от повторений в первые дни и перенести их на последние. Возможно, что в этом случае изучаемая информация была бы безвозвратно потеряна, и тогда повторение вообще оказалось бы неосуществимым.

Если информацию требуется запечатлеть на несколько дней, то ее целесообразно повторить через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

При повторении всегда следует выходить за рамки той области знаний, к которой непосредственно относится изучаемая информация.
Некоторые практические правила

Количество повторений, необходимое для успешного запоминания, зависит от характера информации, особенностей памяти и умственных способностей индивида. Значительная по объему и трудная для понимания информация требует, очевидно, больше повторений. Наличие у человека склонности к логическому мышлению, богатой фантазии и способности к концентрации, как правило, снижает потребность в повторениях. Тем не менее попытаемся дать некоторые практические рекомендации.



Метод заучивания целиком и по частям

Информацию большого объема можно усваивать как целиком, так и по частям. При заучивании по частям материал дробится на фрагменты, в результате взаимосвязь между ними нарушается. Это затрудняет запечатление и увеличивает число необходимых повторений. При заучивании целиком вся информация, например текст, запечатляется за один прием и дальше повторяется как целое. Взаимосвязи между отдельными частями постигаются при этом быстрее и точнее, число необходимых повторений уменьшается. Поэтому там, где возможно, следует отдавать предпочтение методу заучивания целиком. Важный момент: прежде чем заучивать и повторять материал, необходимо ознакомиться с ним целиком, понять, осмыслить его, оценить его объем, разбить на части и т.д. такая предварительная ориентировка в материале является важнейшим условием эффективного заучивания.

Но если объем информации достаточно велик, данный метод оказывается малоэффективным. В этом случае информацию следует разбить на возможно более крупные фрагменты, которые в смысловом отношении являются законченными единицами. При первом повторении повторяется как целое уже запечатленный фрагмент (А-Б), а второй фрагмент (Б-В) запечатляется… Схематично это можно представить следующим образом:


  1. Запечатление А-Б.

  2. 2. Повторение А-Б, запечатление Б-В.

  3. 3. Повторение А-Б, повторение Б-В, запечатление В-Г и т.д.

Метод заучивания по частям целесообразно применять также при работе с материалом, отдельные части которого различаются по степени трудности. В этом случае вначале каждая часть заучивается отдельно с учетом ее трудности. А затем весь материал повторяется как целое.



Формула ОЧОГ

О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите. Повторите в памяти.

Ч – чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.

О – обзор. Быстро просмотрите текст. Повторите, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г – главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторенных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимости. Повторения распределите по времени рационально.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Законы памяти:

1. Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает.

2. То, чем очень интересуешься, запоминается без проблем.

3. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимки в тумане, так и сознание человека не сохранит нечетких впечатлений.

4. Когда к событию пристальное внимание бывает достаточно ее одноразового переживания.

5. Нехватка надлежащего внимания во время восприятия информации не возместит даже увеличения числа ее повторений.

6. Жидкие, странные, неординарные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.

7. Сосредоточенность плюс выборочность позволяет человеку настроить память на восприятие исключительно потенциально полезной информации.

8. Позитивные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а негативные - препятствуют

9. Если в момент запоминания настроение человека подавлено или возвышено, то воссоздание ее тогдашнего эмоционального состояния способствует припоминанию.

10. Комплексные впечатления, то есть полученные с помощью большего числа органов чувств (не только на слух, но и с помощью зрения, прикосновения), помогают запомнить еще лучше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Принципы эффективного запоминания:

  • необычность, нестандартность. Одно из основных свойств нашей памяти фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Не стесняйтесь своих нестандартных ассоциаций, ими вы помогаете своей памяти.

  • используйте различные чувства и ощущения в запоминании. Пусть ваше запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, кинестетическому, обонятельному, вкусовому.

  • преувеличение (или изменение) Создавая образы преувеличивайте (изменяйте в большую или меньшую сторону) размеры, форму, свойства и количество объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися

  • активное действие, движение: разбивайте, превращайте, подбрасывайте, окунайте, склеивайте, заворачивайте, подменяйте, заставляйте одни объекты принимать свойства других

  • символизм - используйте символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов

  • вхождение. Если вы как бы входите в картинку, которую вы хотите запомнить или в придумываемую вами ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку вы можете пропустить все через себя, сами совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств

  • цветовая гамма. Чем больше цветов вы используете, тем более яркими станут ваши образы, а значит, и лучше запоминающимися

  • избыточность. Старайтесь всегда запомнить больше, чем вам кажется, что вы можете, обращайте внимание на все свойства запоминаемого материала

  • положительность образов. Многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг не хочет связываться с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться

  • чувство юмора и все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается, используйте это свойство!

  • Сексуальность. Если у вас нет внутреннего табу на все, касающееся сексуальных тем, то смело используйте различные сексуальные образы, человек отлично запоминает такого рода вещи, используйте эту способность