Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района рт информационно-методический центр в Азнакаевском муниципальном рай - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль аттестации в повышении педагогического мастерства работников... 3 544.09kb.
Из опыта работы педагогов дополнительного образования Рассказовского... 22 4869.31kb.
Коллективный договор муниципального общеобразовательного учреждения... 2 422.02kb.
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, общственной безопасности... 1 207.95kb.
«Развитие практических навыков и самостоятельной деятельности на... 1 156.58kb.
Губич Наталья Сергеевна 1 66.34kb.
Конспект урока по курсу орксэ по модулю «Основы светской этики» Н. 1 60.94kb.
Информационно-методический семинар-тренинг 1 78.28kb.
Конкурс «Дорога к звездам» 1 175.3kb.
«Мой любимец» 1 63.52kb.
1. Правила землепользования и застройки территории муниципального... 11 1853.47kb.
Как им действовать: наступательно или оборонительно, старичок в «глазетовом... 1 15.88kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района рт информационно-методический - страница №1/3


Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ

Информационно-методический центр в Азнакаевском муниципальном районе



«Быть готовым к школе не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе, быть готовым всему этому научиться»

А. А. Венгер







Печатается по решению муниципального методического Совета отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ

Протокол №5 от 11.08.09 г.

Сборник составлен из материалов педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района.

Рецензенты:
Гилязов Д.Р., начальник отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ,

Ахмадишина Л.М., директор МУ ИМЦ Азнакаевского района.

Составители:
Мотыгуллина Г. С., методист ИМЦ Азнакаевского муниципального района

Ахунова Л. М., методист ИМЦ Азнакаевского муниципального района

Азнакаево, 2009 год






Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования
Мотыгуллина Г. С., методист ИМЦ


«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

-преемственность в содержании обучения и воспитания,
-преемственность в формах и методах образовательной работы,
- преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребёнок, поступающий в ДОУ, привыкает к определённому режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребёнка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия. В чём заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

1) организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

2) специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.

В современной психолого-педагогической литературе (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева ) понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. А.В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная.

В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

Таким образом, перед администрацией ДОУ и школы должна вставать задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н.Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Проанализировав имеющийся педагогический опыт, можно сделать вывод, что все ключевые моменты преемственности, как правило, уже были декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость.

Чтобы быть компетентными в вопросах организации этой работы, образовательным учреждениям необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу по данной теме. «Организация работы с детьми шестилетнего возраста» - так может называться папка, куда будут собраны все нормативно-правовые документы по взаимодействию ДОУ и школы.

Налаживание взаимодействия между ДОУ и СОШ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в начале нового учебного года руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности должно стать обсуждение, составление и утверждение совместной работы между ДОУ и школой. Данный план совместной работы также утверждается ежегодно. Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по такой примерно схеме:

-составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;

-беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;

-утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ;

-осуществление, анализ и корректировка совместных действий.

Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться:

- методическая работа;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми может состоять из:

- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

- организации выставок детских работ, вернисажей;

- посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

- совместных эколого-валеологических походов;

- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города (села);

- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дощкольного возраста на родительских собраниях;

- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

- организацию работы микроцентра «Семья» на базе ДОУ;

- организацию дня открытых дверей.

Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных методических объединений) должно быть представлено в образовательной программе дошкольного учреждения, а тактические шаги – в годовых планах работы, в планах совместной работы.

Педагоги школы и детского сада должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений должен идти конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка, воспитателя, учителя. Каждая очередная встреча должна давать возможность воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения и в конечном счёте улучшать качество своей работы. Педагоги-«дошкольники» и учителя школы 1 ступени должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.







Развитие мелкой моторики рук, как один из приёмов

коррекции речевых нарушений у дошкольников и профилактика

нарушений письма и чтения у младших школьников

Шубина Р.Д.,

учитель – логопед высшей

квалификационной категории

МДОУ црр д/с № 6 «Звёздочка»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным развитием, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка может привести к формированию минимальной мозговой дисфункции ( один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это в дальнейшем может привести к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Именно поэтому родителей и педагогов всегда волновал вопрос: Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Я хочу остановиться на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Один из выдающихся педагогов двадцатого столетия В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев ». Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень интеллектуального и речевого развития находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Не случайно при ранней диагностики уровня развития речи детей первых лет жизни логопеды применяют следующий тест: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три пальчика. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. В дальнейшем эти дети не будут испытывать трудностей, как в устной, так и в письменной речи. Если же движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то этим детям в дальнейшем, скорее всего, нужна будет помощь логопеда.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: « Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно- следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, не мало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: « Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервал не соблюдает, а бесформенные каракули даже буквами не назовешь.

Развитый мозг и недоразвитая рука – вполне закономерное, при совершенном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать. И хотя многие родители тренируют пальцы рук, но только единицы проводят подобную работу систематически в течении всего дошкольного возраста и в результате мы имеем то, что имеем.

В данном выступлении я хочу поделиться опытом работы по развитию мелкой моторики с детьми с нарушениями речи. Коррекционную работу с детьми – логопатами мы начинаем в возрасте 5 – 6 лет, т. е. со старшей группы. В нашу логопедическую группу направляются дети с диагнозом: ОНР II и III уровня, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, осложненное минимальным дизартрическим компонентом, дети со стертой формой дизартрии. То есть у всех детей – системное нарушение речи – нарушено звукопроизношения, лексико – грамматические формы, связная речь, что при отсутствии целенаправленной коррекционной работы может привести к нарушению письма и чтения в школьном возрасте. Учитывая это, при работе по развитию мелкой моторики мы подбираем тот комплекс упражнений, который оптимально способствует и развитию моторики артикуляционного аппарата.

Мы используем следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:



1. игры с пальчиками, сопровождающие стишками и потешками;

2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;

3. Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д.;

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц;

- игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.



4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной логопедом в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально),

а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Упражнения для пальчиковой гимнастики:

( выполняются сидя или стоя ).

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание ( по 20 раз );

- ладонями вверх ;

- ладонями вниз;

- обеих рук одновременно;

- правой и левой по очереди ( рис. 2)

2. Вращение кистями рук ( по 10 раз ):

- в правую, затем в левую сторону;

- вовнутрь ( обеими кистями) ;

- наружу ( обеими кистями ) ;



3.Чередование выгибания и прогибания кистей рук (по 10 – 15 раз);

- одновременно;

- правой, левой по очереди ( рис. 3а, 3б );

4. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»

( по 10 – 15 раз ):

- пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

- пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

- то же одновременно двумя руками;

- пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются (рис. 4).

5. « Щелчки » ( по 10 раз).

6. « Коготки » - сильное полусгибание и разгибание пальцев

(по 10 – 20 раз) ( рис. 5 ).



7. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди ( по 10 раз )

( рис. 6 );

- правой руки;

- левой руки;

- обеих рук одновременно, сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.

8.« Ножницы » - разведение пальцев в стороны ( по 10 раз ):

- правой, затем левой руки;

- обеих рук одновременно;

- соединив ладони вместе ( рис. 7 ).



9. Упражнение « Замок » ( рис. 8а ) – ладони вместе, пальцы переплетены ( по 10 – 20 раз):

- сдавливание ладоней с силой;

- вращение ( поворот вправо – влево );

- наклоны вправо – влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.

10. « Солнечные лучи » - руки в « Замке » подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь (рис. 8б).

11. Упражнение с сомкнутыми ладонями ( по 5 – 10 раз ) ( рис. 9а ):

- сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо – влево, преодолевая сопротивление;

- движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед – назад;

- сомкнутые ладони вытянуты вперед – разведение кистей в стороны, не размыкая запястий.



12. Сомкнутые ладони подняты вверх разведение кистей в стороны, не размыкая запястий – « Цветок » (рис. 9б ).

13. Потряхивание расслабленными кистями:

- руки вверх;

- руки в стороны;

- руки сомкнуты в локтях, кисти опущены вниз.




Дети также с охотой выполняют самомассаж пальцев рук.



Приведенные выше упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются в режимные моменты и на прогулке.

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, обычно включаются в структуру проводимых занятий:

Например, занятие по развитию речи по лексической теме

«Фрукты» начинается с пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Или же это можно использовать как физминутка:

Мы делили апельсин



Много нас , а он один ( покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец руки, остальные пальцы сжаты).

Эта долька для ежа ( левая рука сжата в кулачок, мизинец отогнут),

Эта долька для утят (отогнут средний палец),

Эта долька для котят ( отогнут указательный палец),

Эта долька для бобра (отогнут большой палей),

А для волка – кожура( ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру).

Он сердит на нас, беда! ( руки «разбегаются» по столу, стуча пальцами).

Воспитатель в этот период на своих занятиях дальше продолжает, работу по развитию мелкой моторики используя данную лексическую тему:



Например, на занятии по ФЭМП дети из счетных палочек выкладывают фигурку банки для варенья:

Очень я люблю варенье,

Мама варит – объеденье.

Используются 9 палочек. Выкладывается неполный квадрат – нижняя сторона квадрата – горизонтальные палочки, по две палочки вертикально – правая и левая стороны квадрата. Горлышко

Банки – по одной палочке чуть внаклонку внутрь и крышка банки 1 горизонтальная палочка.

На занятиях по лепке из пластилина лепят различные фрукты, по рисованию – выкладывание груши, из мелких кусочков разорванной бумаги (рисование методом обрывания).

На дом можно дать задание «Дорисуй узор». На тетрадном листке в клетку нарисованы контуры яблока и груши – ширина яблока 3 клетки, высота - 2 клетки, груша ширина – 3 клетки, высота – 3 клетки, между ними интервал в 1 клетку. Ребенок должен докончить строчку.


В течение учебного года мы изучаем 32 лексические темы по развитию речи, и все они насыщены упражнениями и видами работ, способствующими развитию мелкой моторики. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома – помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, мастерить различные поделки, принося радость себе и своим близким. Хорошо развитые пальцы – это развитая речь и мышление, это отсутствие проблемы обучения в первом и последующем классах.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования в формировании основ музыкально-эстетической культуры

Ханиева Д. Р.

музыкальный руководитель I квалификационной категории

МДОУ ЦРР д/с №14»Родничок» г. Азнакаево
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Ребенок открыт всему миру. Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Поэтому нам надо помнить: все что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, становиться личностью, способностью творить, творчески мыслить.

Более чем за 20лет работы музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить навыки и умения не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Целостное восприятие музыки – это главное, т.к. и исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. При решении этих задач я опираюсь на базисные программы:

«Истоки» - центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца;

М.А.Васильева – В.В.Гербова – Т.С.Комаровой под новой редакцией 2005 года.

Парциальные программы:

Формирование основ музыкальной культуры «Музыкальные шедевры» автора О.П.Радыновой;

«Здоровый дошкольник» автор Ю.Ф.Змановского;

«Здравствуй» автор М.Л.Лазарева.

Коррекционные программы:

«По обучению детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа)», автор Г.А.Каше, Т.Б.Филичева;

«Программа по обучению дошкольников с нарушением зрения», автор Л.И.Плаксиной

Региональная: «Балалар бакчасында татар теле ойрэну программасы», автор Р.А.Бурганова, Ф.Ф.Юсупов.

Целью выбранных программ является прежде всего создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.

Как построить занятие таким образом, чтобы детям было интересно, чтобы они жили музыкой и ее образами, могли выразить свои чувства в пении и движении? Многолетний опыт работы с детьми позволил продумать методы и приемы, которые помогают мне воплотить в жизнь эту важнейшую задачу делая ударение на личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Новые формы занятий стали более образно-игровой. Акцент делается не механическое воспроизведение песни или танца, а на творческое раскрытие характера, заложенного в них.

В основу конспектов занятий положены наглядный, словесный, практический методы…



Каждое занятие строится на ожидании чуда, волшебства, на удивлении и восхищении, что немаловажно и для нравственного воспитания детей. Между ними и нами взрослыми устанавливается теснейший контакт, взаимопонимание и любовь. Малыш – через любовь к педагогу, полное к нему доверие – полюбит и поймет то, что педагог предлагает ему…

С первых дней работы в этом детском саду я взяла за правило начинать работу по музыкальному воспитанию и обучению с первой младшей группы, с первых дней ее существования, т.е. адаптации детей, несмотря на такой ранний возраст малышей. Ребенок от 1,5-2 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоции он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Занятия провожу только в музыкально-игровой форме, они очень разнообразны и насыщены. Не боимся проводить и первые праздники и утренники. Они проходят красиво, торжественно в музыкальном зале вместе с родителями. Родители принимают самое активное участие в этих мероприятиях.

Чтобы закрепить полученные на музыкальных занятиях знания и усилить эмоциональные и чувственные впечатления, мы организовываем посещение концертов народных и духовных инструментов. В дни осенних, зимних, весенних каникул приглашаем воспитанников детской Школы искусств с концертами и беседами. Такие встречи способствуют приобщению детей к мировой и национальной музыкальной культуре. Со временем дети сами проявляют интерес и желание транслировать свои знания окружающим. Именно дети стали проводниками и способствовали проявлению интереса к нашим занятиям у родителей. В детском саду проходят музыкальные вечера с приглашением родителей, «Осенние балы» - с элементами арттерапии, «Волшебная страна ДОМИСОЛЬКА». А в конце года кульминационным событием стало «Семейное дефиле», посвященное Дню семьи. Выполнение домашнего творческого занятия, сольные выступления, демонстрация музыкально-танцевальных талантов семьи – все это не стало препятствием для легких на подъем родителей.

Так родилось сообщество больших и маленьких увлеченных людей. В лице родителей мы нашли активных исполнителей на всех праздниках, развлечениях и постановок, соведущих программ вечеров. И стало очевидным, что работа с родителями дала нам новые идеи и уверенность в том, что это направление деятельности остается востребованным и несет много положительных моментов и для детей, и для взрослых.

Важную роль в формировании личности играет построение единого (семьи и дошкольного учреждения) пространства развития ребенка.

С 2003 года разрабатываю методическую тему «Развитие чувств и воображений детей на основе взаимосвязи и интеграции музыкального и изобразительного искусств» (по технологии Н.Басиной и О.Сусловой «С кисточкой и музыкой в ладошке»). Эта тема раскрывает развитие музыкального восприятия дошкольников на основе взаимодействия основных видов искусств – музыки, изобразительного искусства и литературы. И здесь в работе с родителями мне очень помог интересный опыт преподавателя Александра Аркадьевича Иванова –Центра развития детей «Сообщество» - регионального общественного благотворительного движения «большая Медведица» г.Санкт-Петербург. Идеи, лежащие в основе его опыта, можно определить как обращение:

к природной интуиции, импульсивной способности ребенка воспринимать, чувствовать и эмоционально переживать произведения искусства;

к чудодейственной «магии» взаимодействия и сотрудничества ребенка и родителя, в идеале: ребенка – родителя – педагога.

Содружество и сотрудничество детей и взрослых благотворно сказывается на их эмоциональном и эстетическом развитии.

С целью осуществления преемственности между дошкольным образованием и начальной школы организовывается взаимодействие и сотрудничество учителей начальных классов, родителей с одной стороны и воспитателей, специалистов ДОУ с другой через совместное мероприятие – родительскую конференцию «Школьное завтра». Педагоги и родители информируют и дополняют друг друга в своих действиях, описывают достижения ребенка и результаты работы, намечают коррекционные мероприятия дома и в детском саду. Музыкальный руководитель же в этом пространстве, как специалист, берет на себя роль педагогического сопровождения в развитии музыкальных способностей ребенка.

Еще одним важным компонентом преемственности является творческое взаимодействие старших дошкольников и учащихся начальных классов гимназии. С этой целью организовываются совместные концерты, экскурсии, спектакли, праздники. В совместной творческой деятельности у детей проявляется самостоятельность, творчество, инициатива, активность. Дети получают необходимые навыки в том или ином виде художественно-творческой деятельности, обогащают их новыми представлениями, учатся сотрудничать, общаться и коллективно планировать.

В нашем дошкольном учреждении уже в течении многих лет используется Единая модель взаимодействия всех специалистов ДОУ. Здесь объединились все: учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель татарского языка и воспитатели. На каждый месяц имеется своя учебная тема и все специалисты и воспитатели раскрывают эту тему на своих занятиях и вне ей. Проектирование образовательного пространства осуществляется с учетом всех процессов образования. Этот принцип реализуется через совместную созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и сверстника, ребенка и продукта культуры.

На протяжении многих лет жизни нашего детского сада стало доброй традицией проводить праздники для детей, сотрудников, родителей по Единой модели взаимодействия всех специалистов ДОУ. Это такие праздники как: День рождения «Родничка» - «Звезды Родничка» - 29 ноября; «Карга боткасы»; «Наурузбикэ»; «Шаян шоу»; «День Здоровья»; «Сабантуй»; «Папа – ты мой самый лучший друг».

Проводим диагностику уровня развития детей по методу А.В.Запорожца «Светофорик»

3-х уровневый тест). Тесты проводим три раза в год (октябрь, январь, май). Результаты фиксируются в таблице. Все эти итоги обсуждаются на итоговом пед. совете и на работе методического объединения музыкальных руководителей города и района. Так же проводим мониторинг адаптации выпускников МДОУ ЦРР к школе, отслеживаем успеваемость в начальной школе включая по 3 класс и охват кружковой деятельностью.

Результатами всей работы, направленной на музыкальное воспитание дошкольников, являются достижения наших воспитанников на районных детских музыкальных конкурсах «Йолдызчык» и «Мисс Дюймовочка». Значительный процент детей с желанием продолжают музыкальное образование в детской Школе Искусств в хореографических и театральных студиях в Центре Детского Творчества, такие как Ахметзянова Миляуша, Хасаншина Азалия, Сальникова Анюта – солисты вокального ансамбля «Бэхет» - призеры республиканских и российских конкурсов; Мухаммадиевы Ришат и Ринат – лауреаты районных, республиканских танцевальных конкурсов; Капкаева Эльвира – лауреат и дипломант районного и республиканского конкурсов «Ансамбля скрипачей»; Ахметзянова Диляра, Махмутова Илина и многие, многие другие дети радуют нас своими творческими успехами.

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы, как связь и согласованность каждого компонента образования (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации), обеспечивающих художественно-эстетическое образование ребенка. При таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.
1,2,3,4,5 - в лес пошли мы погулять
(логоритмическое занятие в подготовительной к школе логопедической

группе№3 на РМО старших воспитателей)

Хамиева Л.Р. учитель-логопед I кв. категории

МДОУ ЦРР д/с№14 «Родничок»

Ханиева Д.Р. муз.руководителя I кв.категории

МДОУ ЦРР д/с№14 «Родничок»

Цель: профилактика и коррекция нарушений здоровья ребенка средствами музыкального искусства, развитие слухового внимания, чувства ритма, темпа, способности различать характер музыки, ориентироваться в пространстве, развитие пластики, гибкости, артистизма, упражнения в регуляции мышечного тонуса, для развития мелкой моторики и кисти рук, глаз, мимической мускулатуры, снятие напряжения и усталости.

Оборудование: игрушки ( волк, лиса, заяц, ежик, медведь, белка ), муз. композиции «Зима», « Здравствуй говори», «Весёлые пары», кн. М. Ю. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»

Ход занятия:

I Приветственная игра «Здравствуй говори»

- Вот и привели нас наши ножки в муз. зал. Здесь у нас будет необычное занятие. Ребята, а вы любите гулять? Давайте с вами погуляем, но не в городе, а за городом и отправимся в лес. Хотите?

II Вводное упражнение

Речевая игра « Едем на лошадке» ( см. книгу М. Ю. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» стр 96)

III Упр-е на развитие ритмодекламации

-В лесу стоит таинственная тишина, как будто все замерло в ожидании чуда. А снежинки, падая на землю, поют свою красивую песенку.

Песня «Зима» ( с движениями под ритм музыки )

IV Упражнение для развития внимания.

-Ребята, оглянитесь вокруг. Какая красота! Слышу, кто-то крадется. Кто же это? Догадайтесь! Под различную музыку изобразить животных( медведя, зайца, ежика, лису, волка, белку)

Выставляются игрушки.

V Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

- Давайте напугаем волка. На музыку в высоком регистре- марш, хлопки над головой, низком регистре- на пятках, руки за спиной.

VI Динамическое упражнение для стоп «Мишка»

Вылез мишка из берлоги,

Разминает мишка ноги ( на внешней стороне стопы

На носочках он пошел,

И на пяточках потом,

На качелях покачался

И к лисичке он подкрался

VII Пение песни «Почему медведь зимой спит»

(сл.А.Коваленкова, муз.Л.Книппера)

Ребята, а вы знаете почему зимой медведь спит? Об этом мы узнаем из шуточной песни.

VIII Пальчиковый игротренинг

Зайка серый скачет ловко

В лапке у него морковка.

* Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй , братец! Как живешь?»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке- сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

IХ Упражнение для развития чувства темпа

Коммуникативный танец « Веселые пары»

- Эй, зайчишки- шалунишки, длинноухие братишки,

Выбегайте, веселей, удивим гостей скорей.

X Гимнастика для глаз

Белка дятла поджидала гостя вкусно угощала: ( глазами вправо-влево)

-Ну-ка, дятел, посмотри - вот орехи:1, 2, 3(вверх-вниз)

Пообедал дятел с белкой (помигать)

И пошел играть в горелки(закрыть глаза и погладить веки)

XI Ритмическая игра «Следы»

Скачет зайка скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок(прохлопать в ладоши ритм)

А лисичка топа-топ, топа-топ, топа-топ(по коленкам)

Ну, а мишка топотун топ-туп, топ-туп(ногами по полу)

XII Подвижная игра « Замри»

Разбежались по лужайке мишки, лисоньки и зайки.

Стали весело кружиться, стали звери веселиться…

Раз-прыжок, два- прыжок ! Замирай скорей, дружок! (Вед: «Отомри»)

XIII Заключительное упр. на релаксацию «Звери и птицы спят»

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!...

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

XIV Подведение итогов

-Где мы сегодня побывали? Кого повстречали?

Дети уходят из зала под мелодию песни «Летка-енка»



Дәвамчанлык дәвамлы булсын
Гараева М.М. , Митрәй авылы муниципаль “Ләйсән”

балалар бакчасы тәрбиячесе
Без “Ләйсән” балалар бакчасы коллективы Митрәй башлангыч мәктәбе белән тыгыз элемтәдә эшлибез. Баланы мәктәпкә әзерләү эше укырга керәсе елны гына башланмый, билгеле. Ата-ана һәм б/бакчасы, баланы кече яшьтән үк укуга әзерләргә тиеш. Без үз чиратыбызда баланы психологик яктан әзерләүне күздә тотабыз. Психологик әзерләү – аңарда мәктәптә укырга теләк тәрбияләү дигән сүз. Мәктәпкә кергән бала инде бу юнәлештә билгеле бер ихтияр көченә ия булырга тиеш. Баланы укыту, тәрбияләү, һәрьяклап үстерү өчен балалар бакчасы, мәктәпнең башлангыч класслары эшендә дәвамчанлык булдыру бик мөһим . Мәктәпкәчә яшьтәге балаларда белемгә омтылыш тәрбияләү – максатларның берсе. Бу яшьтәге бала үзен кызыксындырган эшне генә теләп һәм нәтиҗәле итеп эшли. Шулай булгач , биш- алты яшьлек балада яңа информация белән кызыксыну, аны аңлау теләге тудыру кирәк. Баланы өстәл артына утыртып кына эш бармый, уен аша аңа кызыгырак һәм аңлаешлырак була. Шуңа күрә күбрәк хәрәкәт итү, комлыкта рәсем ясау, төзү, табигать белән аралашу – нәтиҗәле булырга тиеш.

Башта кызык булып тоелган эш тә кайчагында балаларны бик тиз ялыктыра. Һәрбер хезмәт, ягъни күзәтү, схема, рәсем. картина техник чаралар ярдәмендә иҗади эшләнсә яки күрсәтелсә, баланың күңеле күтәрелә. Ул үз көченә ышана башлый. Бу исә аның акыл үсешенә ярдәм итә. Балада укуга теләк булдыру җиңел эш түгел. Төп хезмәте уен гына булганда , аңардан җаваплылык таләп ителми. Укый башлагач, балага билгеле бер җаваплылык йөкләнә. Ул укыган әйберне онытмаска, хәтерендә тотарга, аны укытучыга сөйләп бирергә, моның өчен башын эшләтергә, зиһенен эшкә җигәргә тиеш була. Мәктәпкәчә яшьтәге балалар мавыктыргыч уеннар ярата. Алар мәктәптә укый башлагач та дидактик уеннар аша бирелгән күнегүләрне җиңелерәк эшли. Шуның белән бергә, тарату материаллары, музыкаль әсәрләр, рәсем сәнгәте, физик культура балага уңай тәэсир ясый, аның хезмәтен җиңеләйтә. Дидактик , өстәл , иҗади, коллектив уеннар аша балаларны тирә- юньне танып белергә өйрәтәбез, күзаллауларын үстерергә тырышабыз. Мәктәп тормышы белән дә таныштырып торабыз: дәресләргә керәбез, тәнәфесләрдә уеннар уйныбыз, бәйрәмнәрне бергә үткәрәбез. Ата-аналар белән дә эшлибез: ачык ишекләр көне, семинарлар, анкеталар, җыелышлар, әңгәмәләр үткәрәбез. Башлангыч класс укытучылары укырга керәчәк баланың тәрбияләнү шартлары, шәхси үзенчәлекләре, гомуми үсеше белән мәктәпкә әзерлек чорында ук таныша башлыйлар. Ел башында мәктәп белән берлектә эш планы төзибез. Ел ахырында эшкә анализ ясала.

Бер нәрсә ачык, баланы дәртләндерү, аңарда укуга кызыксыну тәрбияләү, аның башкалар төсле үк укый алуына ышаныч тудыру, тырышканда зур кыенлыкларны да җиңеп булачагын тормыштан алган мисаллар белән күрсәтеп бирү аеруча әһәмиятле дип саныйбыз. Югарыда саналган мәсьәләрнең уңышлы хәл ителүе, дәвамчалыкның дәвамлы булуы бик мөһим.

Дәвамчанлык планы, 2008-2009 уку елына.



Эш төре

җаваплы

вакыты

Пед. совет.

-Яңа уку елына әзерлек. Планны кабул итү, раслау.

- эшкә нәтиҗә ясау, балаларның мәктәпкә әзерлекләре.

Зав.МДОУ и МНОШ.


Елга 2 тапкыр:

Сентябрь

май


2. Белем бәйрәме.

МНОШ, Вагапова Г.

сентябрь

3. Берлектә (мәктәп белән) ата-аналар җыелышы “Опасность школьной дезадаптации».

МДОУ, Гараева М.

октябрь

4.Көзге бал.

МНОШ Абдуллина Л.

Октябрь

5.Өлкәннәр көнен үткәрү.

Вагапова Г., Гараева

Ноябрь

6.ПДД “Милиционер абыйда кунакта”.

Гараева М.

Ноябрь

7.Әниләр бәйрәме.

Вагапова Г.

Ноябрь

8.Новогодний праздник.

Ахмадишина, Абдуллина

декабрь

9.Әтиләр белән КВН.

Абдуллина

Февраль

10. Тау патшалыгында. Әтиләр б-н кышкы уеннар.

Гарева

Январь

11. Габдулла Тукай безнең йөрәкләрдә.

Абдуллина

Апрель

12. Яз бәйрәме. “Әниләрне котлый балалар”.

Гараева, Вагапова.

Март

13. Түгәрәк өстәл “Балаң укуга әзерме?”

Гараева.

Май

14. Ветераннарны котлыйбыз.

Вагапова

Май

15. Кече сабан туй.

16. Ачык ишекләр көне.



Гараева

Абдуллина, Гараева



Май

Кварталга 1 тапкыр.




следующая страница >>