Особая роль в формировании не только семейных, но и общенародных духовных ценностей принадлежит женщине - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий классного часа конкурса. «Наша дружная семья» 1 60.62kb.
Роль уроков литературы в формировании личности учащихся 1 40.17kb.
Классный час \"О той, кто дарует нам жизнь и тепло\" 1 98.45kb.
Проанализирована относительная роль демографического эхо и обстоятельств... 15 1981.16kb.
«Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» 1 133.55kb.
Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера) 10 3888.95kb.
Сопельцева Екатерина Анатольевна Красногорское городское поселение... 1 244.13kb.
Конференция «Роль и ответственность мужа в семье» Ефесянам 5 Проповедует... 1 288.8kb.
Православные старцы XX века содержание 24 3046.16kb.
Занятие №3 клеточная теория. Многообразие клеток элементы содержания... 1 122.16kb.
Древней мифологии, где действуют бессмертные боги и доблестные (за... 1 212.67kb.
Как алкоголь, табак и другие наркотики влияют на деторождение 1 346.61kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Особая роль в формировании не только семейных, но и общенародных духовных ценностей - страница №1/1




Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь



ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
5 (30)
МАТЕРИНСТВО – ОСНОВА СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
(2006 ГОД – ГОД МАТЕРИ)
(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2006



Введение


Особая роль в формировании не только семейных, но и общенародных духовных ценностей принадлежит женщине. Об этом убедительно сказано в восточной мудрости: «Если воспитываешь мальчика – воспитываешь мужчину, если воспитываешь девочку – воспитываешь нацию». Роль семьи и матери была велика во все времена, на всех этапах становления общества. Родить, вырастить, выучить, воспитать достойного человека и гражданина – далеко не простой труд.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2005 г. № 117 нынешний год объявлен в Беларуси Годом матери. Главная цель его проведения – привлечь внимание широкой общественности к проблемам матерей, совершающих каждодневный подвиг воспитания подрастающего поколения. Очень важно решить эти проблемы, поскольку будущее нации – в материнских руках.

Матери представляют собой огромную силу, ибо всех их объединяет любовь к детям. А материнская любовь – она особенная. И если будет крепкой связь между матерью и ребенком, если дети будут окружены заботой, лаской, сердечностью, то и матери получат от детей радость, понимание, доброту и поддержку. Сумев сохранить добрые семейные традиции, мы добьемся того, чтобы в каждом доме царили спокойствие и взаимопонимание, а в обществе – мир и согласие.

И здесь уместно вспомнить слова Расула Гамзатова: «Сколько бы хороших слов ни сказали мы о матерях, еще одно не будет лишним. А еще одно светлое имя, еще одна доброта, щедрость и жертвенность матери – я верю в это – прибавит доброты и щедрости нам».

Благополучие страны начинается с благополучия семьи. Будущее Беларуси закладывается сегодня в каждом доме. Необходимо объединить усилия государства и общества, с тем чтобы, начиная с этого года – Года матери, – в Беларуси не было забытых матерей, брошенных детей, несчастных семей.

Нет сомнения в том, что проведение Года матери будет способствовать решению проблем семьи и материнства, возрождению в обществе традиционных духовных и нравственных ценностей, укреплению института семьи, повышению авторитета и социальной роли женщины. Если каждый из нас внесет чуточку добра, тепла, света, всего того, что связано у нас с именем матери, в жизнь своих ближних, общество станет более стабильным, получит новый импульс к устойчивому развитию.

1. Государственная политика в области
семейных отношений
Государственная политика Республики Беларусь в отношении семьи и детей – главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьей ее основных функций.

Реализация данной политики осуществляется на основе действующих нормативно-правовых документов, в числе которых: Основные направления государственной семейной политики, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Трудовой кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг. и другие.

Следует отметить, что действующее законодательство постоянно совершенствуется. Так, в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье внесены изменения, направленные на усиление ответственности родителей за воспитание детей, на поддержку тех ребят, которые оказались в социально неблагополучном положении. Как неоднократно подчеркивал Глава государства, «ответственность родителей должна быть не только полной, но и подконтрольной закону и общественной морали».

В установленном порядке внесены два законопроекта, направленные на защиту детей, в том числе и детей-сирот. В данных законопроектах предусматривается ужесточение процедуры международного усыновления, создание правовой базы для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, развитие форм устройства детей-сирот на воспитание в семьи, создание системы профилактики социального сиротства.

2. Демографическая ситуация в Республике Беларусь
Как отметил Глава государства, выступая перед делегатами третьего Всебелорусского народного собрания, «у нас наиважнейшая проблема, связанная с безопасностью, – это проблема демографическая, проблема рождаемости... Население нашей страны сокращается, и очень быстро. Примерно 50 тысяч ежегодно. И если мы не ликвидируем эти «демографические ножницы», не обеспечим равенство, а лучше – превышение рождаемости над смертностью, Беларусь как самостоятельное государство потеряет историческую перспективу».

На 1 января 2006 г. численность населения республики составила 9,75 млн. человек. Несмотря на увеличение рождаемости (2002 г. – 8,9, 2005 г. – 9,3 родившихся на 1 тыс. населения), высоким остается показатель смертности населения (14,6 умерших на 1 тыс. населения). Среди причин смертности ведущее место занимают болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, травмы и отравления.

По данным переписи населения 1999 года, подавляющее большинство семей имеют одного ребенка, треть семей воспитывают двоих детей, и только 6% – троих и более. В то же время, по словам Президента Республики Беларусь, «наша земля может свободно прокормить не 10, а 30 миллионов населения. И, в принципе, к этому нужно стремиться. Тогда у нас будет стабильная страна, с хорошим потенциалом для развития. Для того чтобы на этой земле жили белорусы, надо, чтобы наши семьи стремились иметь побольше детей, минимум по трое». Среди важнейших задач социальной политики, обозначенных А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании, – повышение рождаемости, снижение смертности, укрепление семьи.

Другие, не менее важные направления в данной сфере – забота о здоровье населения, увеличение продолжительности жизни, укрепление нравственных основ семьи, контроль над миграционными процессами.

Беларусь первой среди стран СНГ приняла в 2002 году Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Это практический шаг, который государство сделало в направлении обеспечения безопасности и будущего страны.

Разработана Национальная программа демографической безопасности на 2006–2010 гг., которая направлена на снижение демографических угроз и создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в Беларуси.

3. Охрана материнства и детства
в Республике Беларусь
В основе государственной семейной политики лежит такое важное направление, как охрана материнства и детства. Как отмечено в Докладе Всемирной организации здравоохранения «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка» (2005 г.), «матери, новорожденные и дети представляют собой благополучие общества и его потенциал для будущего. Их потребности в отношении здоровья не могут оставаться неудовлетворенными без вреда для всего общества… Бессмысленно оказывать помощь ребенку, игнорируя при этом здоровье матери, или оказывать помощь роженице, не оказывая помощи новорожденному».

Сохранение здоровья женщин и детей гарантируется Законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «О здравоохранении», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Президентской программой «Дети Беларуси» и др.

Согласно статье 43 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», при амбулаторном лечении дети в возрасте до 3 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно. При стационарном лечении детей в возрасте до 3 лет одному из родителей предоставляется возможность находиться с ним. В случае необходимости данное право распространяется на детей в возрасте до 14 лет, а детей-инвалидов – до 18 лет. При лечении детей на дому одному из родителей оформляется лист временной нетрудоспособности по уходу за ними.

Медицинская помощь и родовспомогательные услуги женщинам оказываются в 19 родильных домах, 104 женских консультациях, 218 гинекологических кабинетах, 2 524 фельдшерско-акушерских пунктах.

Охрану здоровья детей обеспечивают 414 детских поликлиник, отделений и кабинетов, 24 детских больницы, 14 детских стоматологических поликлиник, 10 Домов ребенка (из них 8 – специализированных).

В Беларуси создана разноуровневая система оказания медицинской помощи роженицам и новорожденным, нуждающимся в интенсивной терапии и реанимации. В 2004 году создан Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Это главное учреждение страны в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики.

29 апреля в Беларуси прошел республиканский субботник. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г., в связи с объявлением 2006 года Годом матери половина заработанных средств будет направлена на приобретение медицинского оборудования для центра «Мать и дитя».

С целью улучшения репродуктивного здоровья женщин в республике открыто 6 областных эндоскопических центров и городской центр эндоскопической хирургии в г. Минске, причем все операции здесь проводятся бесплатно.

В республике совершенствуется система ранней диагностики различных ограничений жизненных и социальных функций у детей, создана и развивается сеть центров, отделений, кабинетов для реабилитации детей, в том числе раннего возраста. Во всех женских консультациях проводится ультразвуковая дородовая диагностика врожденных пороков развития плода.

Мерами по охране репродуктивного здоровья предусмотрена совместная подготовка будущих мам и пап к родам, присутствие отцов при родах. Все родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка, открываются семейные родильные залы.

Для лечения супружеских пар, страдающих бесплодием, в каждом областном центре и г. Минске созданы консультации «Брак и семья», вскоре планируется открыть отделение экстракорпорального оплодотворения.

Необходимое условие, позволяющее снизить долю наследственных и врожденных заболеваний в структуре детской заболеваемости, инвалидности и смертности, – проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на раннюю диагностику наследственной и врожденной патологии.

Медико-генетической службой республики ежегодно осуществляется 35–40 тыс. медико-генетических консультаций, проводятся ультразвуковые исследования около 90 тыс. беременных. Эти высокотехнологичные исследования позволяют ежегодно установить диагноз наследственной патологии плода у 600–700 беременных женщин, не допустить рождение детей с наследственной и врожденной патологией, что на 10–15% снижает детскую инвалидность и на 2–3% – младенческую смертность.

По поручению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в стране открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, где проводится хирургическая коррекция врожденных пороков сердца. На первом этапе планировалось выполнять до 600 операций в год, из них около 400 – на открытом сердце, однако уже в 2005 году в детском кардиоцентре выполнено 750 оперативных вмешательств, из них более половины – в условиях искусственного кровообращения.

В минувшем году проведены три акции «Детское сердце» с участием белорусских кардиохирургов и специалистов из США и Европы, в ходе которых были прооперированы 65 детей с наиболее тяжелыми пороками сердца, проконсультировано свыше 200. Такой обмен опытом позволяет улучшить качество оказания помощи детям с врожденными пороками развития.

В 1997 году начал работу Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии, где осуществляются диагностика и лечение онкогематологических заболеваний. В 2004 году была введена в строй 2-я детская клиническая больница г. Минска, оснащенная самым современным оборудованием.

Бережное отношение женщин к своему здоровью необходимо формировать с детского возраста. Сегодня свыше 70% беременных женщин имеют заболевания, которые непосредственно влияют на здоровье их будущих детей. Поэтому в охране репродуктивного здоровья особое место уделяется проблемам подросткового и юношеского возраста. Девочки-подростки более уязвимы в части репродуктивного здоровья. С этой точки зрения одной из наиболее актуальных проблем являются роды в подростковом возрасте. Беременность и роды до наступления биологической и социальной зрелости представляют огромный риск для здоровья. Кроме того, раннее материнство – серьезное препятствие, мешающее повышению уровня образования, экономического и социального статуса женщин.

В Беларуси, как и в других странах, более половины случаев заболеваний, передающихся половым путем, приходится на молодой возраст (15–24 года). Они выступают существенным фактором ухудшения репродуктивного здоровья и приводят к хроническим воспалительным заболеваниям органов мочеполовой системы, бесплодию, снижению общего иммунитета. Не прибавляют здоровья курение, употребление молодежью алкоголя и наркотиков.

Поэтому не случайно важнейшими направлениями формирования репродуктивного здоровья будущих матерей являются охрана здоровья беременных, совершенствование педиатрической помощи, консультирование будущих родителей перед вступлением в брак; создание гинекологической службы для детей и подростков; информационно-просветительская работа, проведение широкомасштабной кампании по формированию в обществе «культа» здорового образа жизни.

Работа по планированию семьи позволила снизить количество абортов за последние 15 лет в 5 раз. Показатель материнской смертности (15,5 на 100 000 живорожденных) соответствует уровню развитых стран. Младенческая смертность за последние 10 лет снизилась в 2 раза и остается наиболее низкой среди стран СНГ.



Каждая мать должна помнить, что именно в детском возрасте формируется тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который человек реализует всю свою последующую жизнь.

4. Государственная социальная защита


матери и ребенка
В Республике Беларусь осуществляется всемерная поддержка женщины-матери, воспитывающей будущее белорусской нации. Стратегическая задача государства в этом направлении – способствовать укреплению социально-экономиче-ского потенциала семьи.

В последние годы в Республике Беларусь сформировались позитивные тенденции в области усиления государственной защиты матери и ребенка. На основе соответствующих положений Конституции Республики Беларусь принимаются меры по реформированию национального законодательства в интересах семьи, женщин и детей. Ратифицирован ряд международных документов, по которым государство взяло на себя ключевые обязательства в области расширения прав женщины и ребенка, а также выразило готовность к конструктивному сотрудничеству в этой сфере с представителями других государств.

Действующее законодательство страны позволяет обеспечивать надежную и гибкую систему социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права и создает конкретные условия для их реализации.

Целенаправленная материальная поддержка матери осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Он предусматривает единовременные и ежемесячные государственные пособия на ребенка, которые корректируются в зависимости от изменения величины бюджета прожиточного минимума.

Ежемесячные пособия полагаются всем детям в возрасте до 3 лет безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет пособия начисляются с учетом совокупного дохода родителей. Системой государственных пособий в Беларуси охвачено около 560 тыс. детей. В течение 2005 года размеры детских пособий увеличились на 17%, а с 1 февраля 2006 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составляет 102 780 рублей, на детей старше 3 лет – 47 440 рублей. Утверждение Правительством Республики Беларусь нового бюджета прожиточного минимума позволило повысить с 1 мая 2006 г. размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, на 2,8%.

В течение 2007–2009 гг. размеры детских пособий будут приближены к бюджету прожиточного минимума, а в последующем достигнут уровня, позволяющего семье реально компенсировать недополученный доход в связи с уходом за малолетними детьми.

Национальным законодательством учтена и наиболее уязвимая категория детей, нуждающаяся в особой государственной защите, основанной на предоставлении конкретных медицинских услуг и помощи в социально-психологической адаптации. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

В 2005 году принят Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», впервые на законодательном уровне предусматривающий комплексное регулирование общественных отношений в сфере предоставления и реализации гарантий по социальной защите данной категории граждан.

Особую значимость в формировании эффективной социальной защиты матери и ребенка, способной своевременно реагировать на новые социально-экономические вызовы, имеют указы Президента Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей» с 1 января 2005 г. при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2005 г. № 117 начиная с 2006 года при награждении орденом Матери многодетным матерям выплачивается единовременная денежная выплата в размере 5 бюджетов прожиточного минимума.

В целях дальнейшего усиления государственной поддержки семей в самый ответственный период, связанный с воспитанием малолетнего ребенка, принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 95, предусматривающий установление единого размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий женщин-матерей, который составляет 65% бюджета прожиточного минимума (102 780 тыс. рублей). Такое нововведение позволит создать почти для 30 тыс. матерей, не успевших поработать до рождения ребенка, равные условия для воспитания детей.

В целях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактной форме найма подписан Указ Президента Республики Беларусь от 23 августа 2005 г. № 392 «О внесении дополнения и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180». Он направлен на усиление социальной защищенности отдельных категорий работников. В их числе – женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Увольнение указанных категорий работников в связи с окончанием срока действия контракта до окончания названных отпусков, перевод на контракт с трудового договора на неопределенный срок беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет (детей-инвалидов до 18 лет), без их согласия не допускается.

В целях содействия многодетным семьям в реализации права на жилье принят Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 124 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185», в котором предусматривается:



  • предоставление многодетным семьям права на внеочередное включение в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение льготного кредита и на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

  • предоставление льготных кредитов многодетным семьям в размере до 95% стоимости строительства жилья из расчета 20 кв. м на человека сроком на 40 лет под 3% годовых;

  • дифференцированный подход в оказании многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам при рождении третьего и последующих детей.

В соответствии с Указом «семьям предоставляется финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в следующих размерах:

  • при рождении третьего ребенка – 30% от суммы задолженности по выданным кредитам;

  • при рождении четвертого ребенка – 50% от суммы задолженности по выданным кредитам;

  • при рождении пятого ребенка и последующих детей – 100% от суммы задолженности по выданным кредитам».

Для усиления социальной защиты семьи при рождении близнецов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов», в соответствии с которым с 1 января 2005 г. на каждого из родившихся близнецов вместо комплекта детских вещей первой необходимости выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.

Система социальной защиты женщины-матери и ребенка включает также льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице и т.д.

В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся, студенты – право на 50-процентную скидку на проезд.

В главе 19 «Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности» Трудового кодекса Республики Беларусь регламентированы следующие гарантии женщинам в связи с материнством:



  • запрещение и ограничение ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

  • перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

  • предоставление отпуска женщинам в связи с беременностью и родами;

  • перерывы для кормления ребенка.

Непосредственно на охрану материнства направлены статьи Трудового кодекса, закрепляющие условия предоставления отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Согласно статье 184 Трудового кодекса женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется отпуск продолжительностью 90 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов.

Дородовый отпуск предоставляется с согласия женщины за пределами территории радиоактивного загрязнения с проведением оздоровительных мероприятий.

В соответствии со статьей 185 Трудового кодекса независимо от трудового стажа по желанию женщины ей предоставляется социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

Важное место в системе государственной защиты матери и ребенка занимает адресная социальная помощь, которая реализуется в Республике Беларусь с января 2001 года. Право на получение адресной социальной помощи имеют граждане (семьи) при условии, если среднедушевой доход гражданина (семьи) не превышает установленного законодательством критерия нуждаемости. Критерий нуждаемости установлен в размере 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия установлен в пределах от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

За истекший период (2001–2005 гг.) получателями государственной адресной социальной помощи стали более 420 тыс. человек, из них более 384 тысяч – представители неполных и многодетных семей с несовершеннолетними детьми, их удельный вес в общей численности получателей помощи составляет 59,7 и 24,6% соответственно. На выплату государственной адресной социальной помощи затрачено более 17 млрд. руб. из средств местного бюджета.

Особое внимание государство уделяет многодетным матерям. Им предоставляются дополнительные социальные льготы. В частности, дети первых двух лет жизни обеспечиваются бесплатными продуктами питания при условии, что совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек.

Для матерей, имеющих троих и более детей, наполовину снижается плата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и плата за пользование учебниками.

В целях улучшения условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Безработным, имеющим на иждивении 3 и более детей в возрасте до 14 лет (2 и более детей-инвалидов до 16 лет), размер пособия по безработице увеличивается на 20%.

Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.

Развитию комплексного подхода в решении проблем детства и семьи способствовала Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001–2005 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. № 281. Республиканский проект «Дети Беларуси» является продолжением аналогичных программ, действовавших с 1998 по 2000-й и с 2001 по 2005 год.

5. Итоги выполнения Президентской программы
«Дети Беларуси»
В Республике Беларусь проживает около 2 млн. детей в возрасте до 17 лет. Улучшение положения детей в обществе, их социальная защита были и остаются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Решение конкретных проблем в области охраны детства осуществляется в республике на основе комплексного подхода, целевого использования средств, координации действий всех заинтересованных министерств и ведомств. На это направлена Президентская программа «Дети Беларуси».

Недавно завершилась реализация Президентской программы «Дети Беларуси» на 2001–2005 гг. Она состояла из четырех подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование социальной защиты семьи и детей».

Приоритетное развитие в рамках подпрограммы «Дети Чернобыля» получили лечение, оздоровление, оказание социальной и психологической помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию, развитие системы оздоровления детей, проживающих на территориях, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, проведение научных исследований по проблемам реабилитации детей.

Проведена значительная работа по укомплектованию родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием и специальным автотранспортом. Это позволило сделать максимально доступной экстренную помощь детям в возрасте до года, проживающим в сельской местности.

Профилактическими прививками от всех инфекций, входящих в программы иммунизации, охвачено 99% детей, что превышает критерии Всемирной организации здравоохранения, установленные на уровне 95%. В результате проводимой иммунизации снизилась заболеваемость коклюшем, эпидемическим паротитом, краснухой, дифтерией.

Все дети, пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС, проходят ежегодную диспансеризацию. Постоянное специальное медицинское наблюдение позволило снизить у них первичную и общую заболеваемость.

В рамках выполнения подпрограммы «Дети-инвалиды» значительное внимание уделялось профилактике детской инвалидности (в том числе и устранению факторов риска в дородовом периоде), проблеме развития и реабилитации детей-инвалидов.

Получила развитие система специализированной помощи (дефектологической, коррекционно-реабилитационной, психолого-педагогической) детям с особенностями психофизического развития. В настоящее время в республике функционируют 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, из них 49 открыты в ходе реализации программы, 1 076 пунктов коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах (254 из них открыты в 2001–2005 гг.). С открытием центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации уменьшилось количество необучаемых детей-инвалидов школьного возраста с тяжелыми нарушениями развития.

В республике создаются условия для получения базового и профессионального образования детьми-инвалидами. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества классов интегрированного обучения, которые обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение образования по месту жительства. В текущем учебном году действует более 5 тыс. таких классов (свыше 1,4 тыс. из них открыты за время реализации программы).

Подпрограмма «Дети-сироты» была направлена на профилактику социального сиротства и устройство сирот на воспитание в семьи, что позволило не только сдержать рост социального сиротства (в 2005 году детей без попечения родителей осталось на 8% меньше, чем в 2004-м), но и ежегодно увеличивать число детей-сирот, передаваемых на воспитание в семьи. Так, в 2004 году на воспитание в семьи передано на 20% детей-сирот больше, чем в 2000-м.

Развивается сеть социально-педагогических учреждений. На начало 2006 года в стране функционировали 141 детский социальный приют и 84 социально-педагогических центра. В детских социальных приютах проходят реабилитацию тысячи детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

В рамках реализации программы создано 5 баз для оздоровления детей-сирот в 4 регионах страны (Витебская, Минская, Могилевская области и г. Минск). В Витебской, Гродненской и Гомельской областях оздоровление детей-сирот организовано на базе школ-интернатов, расположенных в сельской местности. Сформированная система оздоровления детей-сирот полностью покрывает потребности в оздоровлении воспитанников интернатов. Дети-сироты отдыхают в оздоровительных лагерях, в том числе организуемых на арендованных базах, в санаторно-курортных учреждениях независимо от ведомственного подчинения. Многих воспитанников интернатных учреждений приглашают к себе на каникулы граждане Республики Беларусь.

За 5 лет 111,3 тыс. детей-сирот прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение, в том числе в оздоровительных лагерях – 68,1 тыс., за рубежом – 43,2 тыс. человек.

В ходе реализации программы во всех детских домах и школах-интернатах появились новая мебель, уютные комнаты для занятий и отдыха. Это позволяет приблизить условия жизни детей-сирот к семейным.

В республике созданы банки данных о детях, лишенных родительской опеки, и кандидатах в усыновители, опекуны, приемные родители. По результатам их анализа ежегодно издаются информационные сборники «Проблемы социального сиротства в цифрах» и «Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь». Регулярно проводятся республиканские и региональные семинары, тренинги, конференции для директоров и специалистов детских домов, школ-интернатов, детских социальных приютов, социально-педагогических центров, кандидатов в приемные родители. Методической учебой было охвачено около 9 тыс. человек, что позволило улучшить работу по созданию замещающих семей и их социально-психоло-гическому и педагогическому сопровождению.

Большое внимание уделяется поддержке выпускников интернатных учреждений. В настоящее время на учете в территориальных центрах социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты состоят более 5 тыс. человек. Им оказывается психологическая, юридическая, материальная помощь, различные виды социальной поддержки, в том числе содействие в трудоустройстве, прописке, реализации права на жилье.

Детям-сиротам нужна семья: только тогда у них появится шанс вырасти полноценными гражданами, сохранить физическое и психическое здоровье, найти себя во взрослой жизни. Одна из действенных форм помощи таким детям – усыновление.

В Республике Беларусь усыновление считается наиболее предпочтительной формой устройства детей, лишившихся родительского попечения, и служит реализации права ребенка на семейное воспитание. В процессе усыновления он находит для себя именно семью, а не ее замену.

В настоящее время в Беларуси 11 500 детей, которых Национальный центр усыновления готов предложить для усыновления. Из них 8 570 имеют различного рода заболевания.

В 2004 году усыновлено около 1 000 детей, из которых граждане Беларуси приняли в свои семьи 365. Существенный рост числа усыновлений иностранцами имел место в период с 1999-го (140 детей) по 2003 год (714 детей). Однако в последние 2 года количество таких детей уменьшилось в связи с предъявлением более жестких требований к иностранным усыновителям. За 2005 год белорусскими гражданами усыновлено 368 детей, иностранцами – 2, в первом квартале 2006 года соответственно 83 и 3 ребенка.

Для исключения возможного ущемления прав детей-сирот государством принимаются меры по обеспечению полной прозрачности процедуры национального и международного усыновления. С этой целью в Беларуси создан Совет по международному усыновлению, вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов республики, что позволит отслеживать судьбу каждого ребенка не только в процессе оформления документов, но и на протяжении времени его проживания за рубежом до достижения совершеннолетия.

В подпрограмму «Совершенствование социальной защиты семьи и детей» были включены вопросы развития системы социального обслуживания семьи и детей, улучшения материального положения семьи (адресная социальная помощь, пособия), вопросы льготного обеспечения жильем отдельных категорий населения и др.

Создана разветвленная сеть учреждений, которые оказывают широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, медико-социальных услуг семьям и детям. В настоящее время в республике действуют 156 центров социального обслуживания населения.

Принят ряд стратегически важных нормативных и правовых документов по совершенствованию систем адресной социальной помощи, социального обслуживания, порядка назначения государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

В рамках развития системы подготовки молодежи к браку и планированию семьи расширяется сеть информационно-консультативных кабинетов по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. В настоящее время во всех регионах функционируют областные центры планирования семьи «Брак и семья», в г. Минске – Республиканский центр планирования семьи.

На производственно-трудовую, учебно-познавательную и досуговую деятельность человека благотворное влияние оказывает здоровый образ жизни (ЗОЖ), непосредственно связанный с социальной защитой различных категорий населения, особенно детей, подростков и молодежи.

В обществе наблюдается тревожная тенденция распространения нездоровых привычек среди молодежи. В результате социологического опроса установлено, что 49% девочек и 60% мальчиков уже в старшем школьном возрасте приобщаются к курению. Беспокоит также и общее состояние здоровья детей, особенно учащихся старших классов, которое нельзя назвать благополучным. Так, число здоровых школьников (1-я группа здоровья) при переводе их в «подростковый кабинет» составило в 2005 году 25% (дошкольников – 30,6%); хронические заболевания имели 19,6% подростков (дошкольники – 7,0%).

Воспитание потребности в ЗОЖ занимает значительное место в работе педагогов и врачей, школы, внешкольных учреждений, органов власти, трудовых коллективов, общественных организаций.

Движение за здоровый образ жизни стало частью национальной идеи – приоритетным направлением развития белорусского общества.

Реализация Президентской программы «Дети Беларуси» на 2001–2005 гг. позволила достигнуть улучшения положения детей в республике по многим параметрам. Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения. Это здоровье детей, уровень детской инвалидности, масштабы социального сиротства, распространенность асоциальных форм поведения подростков («трудные дети»).

Эти и другие проблемы охраны детства в Республике Беларусь легли в основу новой Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг., которая станет главным проводником стратегии государства в решении проблем детства в предстоящем пятилетии.

6. Гендерная политика (состояние и перспективы)


Гендер – термин для обозначения социального пола, совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Беларусь проводит политику, направленную на реализацию конституционного принципа равенства прав, свобод и возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной жизни. Такая политика называется гендерной.

Сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с особенностями социального поведения и статуса мужчин и женщин в современном мире. Рассмотрение этих вопросов предполагает шаги по достижению равенства полов в решении как семейных, так и общегосударственных проблем. В связи с этим проводится политика по улучшению положения женщин и расширению их участия во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, культурной, политической. С другой стороны, всемерно поощряется участие мужчин в семейно-бытовой сфере, воспитании детей.

В основе гендерной политики Республики Беларусь лежат общепризнанные международные нормы, закрепленные в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Декларации и Платформе действий Всемирной конференции по улучшению положения женщин; итоговых документах Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в ХХI веке», Декларации тысячелетия.

В Республике Беларусь принимаются правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов, поощрение равенства между мужчинами и женщинами. Выполнены Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996–2000 гг. и Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001–2005 гг.

Ведется работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами. Приняты законы Республики Беларусь о ратификации Конвенции Международной организации труда об охране материнства, Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В целях обеспечения трудоустройства и социальной защиты от безработицы в стране ежегодно разрабатываются программы занятости населения, включающие ряд мер по улучшению положения женщин на рынке труда, включая:


  • организацию проведения специализированных ярмарок вакантных мест с преимущественным использованием женского труда;

  • организацию профессионального обучения женщин по профессиям, востребованным на рынке труда;

  • актуализацию банков данных о наличии вакансий с гибким режимом работы для трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей;

  • обеспечение приоритетного выделения финансовой помощи из средств государственного фонда содействия занятости нанимателям, создающим места для трудоустройства женщин, в том числе в сфере надомного труда.

Политика государства направлена на привлечение женщин к участию в общественно-политической жизни и управлению государством.

Так, в Национальное собрание Республики Беларусь избрана 51 женщина (32 – в Палату представителей, 19 – в Совет Республики), что составляет 30,3% от общего количества депутатов. Свыше 10 тыс. женщин избрано в состав местных Советов депутатов всех уровней, что составляет 44,4% от численности депутатского корпуса. На должности министра осуществляет свою деятельность 1 женщина, а 11 занимают должности заместителей министров (12%). На международной арене Республику Беларусь в ранге посла представляют 4 женщины.

В стране женщины широко представлены в органах государственной власти и управления (заместители председателей обл-, гор-, райисполкомов), судебной системе, силовых министерствах и ведомствах, комитетах, департаментах, в местных Советах депутатов, возглавляют политические партии и общественные объединения.

Например, должность Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь занимает Н.Петкевич, министра по налогам и сборам – А.Дейко. Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов является Л.Ермошина, председателем правления ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председателем Белорусского союза женщин – Н.Ермакова. И это лишь наиболее яркие примеры представительства женщин во властных структурах.

Совершенствуется гендерная статистика, расширяются возможности сравнительного анализа положения женщин и мужчин. За последние 5 лет изданы три статистических сборника «Женщины и мужчины Республики Беларусь».

Проблемы статуса женщин стали шире освещаться в средствах массовой информации. Формируется система гендерного образования.

Таким образом, белорусские женщины являются мощной созидательной силой общества и вносят существенный вклад в развитие страны. Сегодня они достойно представлены во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни страны, принимают активное участие в работе органов государственной власти и общественных организаций, вносят существенный вклад в воспитание подрастающего поколения, охрану здоровья, торговое и бытовое обслуживание, развитие промышленности и сельского хозяйства, в повышение благосостояния народа.

7. Республиканская акция


«Женщины против пьянства женщин»
Алкоголизм – не просто заболевание, связанное с определенным образом жизни. Помимо ухудшения здоровья пьющего, он влечет за собой ряд социальных проблем, оказывает негативное влияние на окружающих людей как в быту, так и на производстве. Злоупотребление алкоголем вызывает обоснованное беспокойство общественности, т.к. ведет к ухудшению общественной безопасности, дисциплины, охраны труда и техники безопасности. В целях противодействия данным негативным тенденциям 11 марта 2004 г. была принята Директива Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Этот документ установил конкретные правовые нормы для нанимателя и работника, что позволило значительно сократить уровень производственного травматизма и улучшить условия труда белорусских граждан. Директива самым непосредственным образом коснулась работающих женщин, защитила их семьи и жизни.

Не случайно население с одобрением отнеслось к принятой Директиве. По результатам оперативного социологического опроса, проведенного в апреле 2004 г. Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь на тему: «Отношение населения к мерам по укреплению общественной безопасности и дисциплины», большинство респондентов (более 65%) поддержали ее принятие. В ходе опроса изучалось мнение жителей различных регионов о тех социальных проблемах, которые, на их взгляд, в наибольшей степени представляют угрозу общественной безопасности. Большинство опрошенных (68%) острейшей общественной проблемой, ведущей к чрезвычайным происшествиям, распаду семьи, искалеченности судеб и прогрессирующей дебилизации детей, считают пьянство.

Руководство республики заняло очень жесткую и принципиальную позицию в отношении борьбы с пьянством на рабочем месте. Так, на основании оперативных данных, полученных от республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, в 2005 году за распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических веществ в рабочее время или на рабочем месте расторгнуты контракты с 12 421 работником.

Приведенные ниже статистические данные наглядно свидетельствуют о том, что пьянство процветает там, где этому есть попустительство. Как видно из таблицы, пик травматизма с тяжелым исходом в состоянии алкогольного опьянения среди женщин приходится на 2003 год.
Информация о количестве женщин, получивших на производстве травмы с тяжелым и смертельным исходом, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения


Информация

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Количество женщин, получивших травмы с тяжелым исходом, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения

2

4

11

9

4

Количество женщин, получивших травмы со смертельным исходом, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения

4

1

3

5

2

С момента принятия Директивы Президента Республики Беларусь № 1 в стране отмечается снижение производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом.

Так, в 2005 году в состоянии алкогольного опьянения находилось около 35% работников, получивших травмы со смертельным исходом, и 12% – с тяжелым, что, соответственно, на 11 и 6% меньше, чем в 2004 году. В 2005 году по сравнению с 2004-м количество несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом снизилось соответственно на 4 и 6%. В результате проводимой работы и принимаемых мер число работников, погибших на производстве, в 2005 году по сравнению с 2000-м сократилось на 14 человек, уровень общего травматизма снизился в 1,5 раза.

В развитие Директивы № 1 по инициативе Министерства внутренних дел совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь разработан проект Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по предотвращению пьянства и алкоголизма», находящийся в настоящее время на согласовании у заинтересованных. Данный нормативный правовой акт предусматривает меры по совершенствованию деятельности государственных органов по противодействию алкоголизации населения, устанавливает ограничения по продаже слабоалкогольных напитков и пива, запрещает их реализацию несовершеннолетним. Вводятся некоторые ограничения по обороту пива и слабоалкогольных напитков в киосках.

Злоупотребление алкоголем несет в себе постоянную угрозу обществу, особенно же опасен женский алкоголизм. Алкоголь тесно связан с репродуктивной функцией, т.к. пьющая мать не может выносить и родить здорового ребенка.

Воздействие алкоголя на организм будущих матерей и женщин репродуктивного возраста обусловливает нарушения в центральной нервной, эндокринной, иммунной, кроветворной системах, в органах и тканях.

У женщин, страдающих алкоголизмом, беременность протекает с различными осложнениями и заканчивается патологическими родами. Дети рождаются с врожденными пороками, возникает алкогольный синдром плода, который сопровождается психическим и физическим недоразвитием детей.

Безразличное отношение женщины к собственному здоровью, злоупотребление ею алкоголем приводит к тому, что дети рождаются в лучшем случае значительно ослабленными, а в худшем – инвалидами.

Алкоголизм создает серьезную угрозу генетическому фонду нации, влияет на здоровье еще не родившихся поколений. Статистика свидетельствует: более 30% детей с нарушениями умственного развития родилось у матерей, употреблявших алкогольные напитки во время беременности. Исследования доказали, что в будущем мальчики подвержены алкоголизму более чем в два раза чаще, если этим заболеванием страдал отец, и в полтора раза – если мать.

Алкоголизация женской половины населения вызывает особое беспокойство. За последние 20 лет количество женщин, больных хроническим алкоголизмом, увеличилось более чем в 6 раз.

Общее количество женщин, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находившихся под наблюдением наркологической службы, в 2005 году составило 39 тыс. человек (на 12% больше, чем в 2004-м). Если в 2001 году на 100 тыс. населения приходилось около 200 женщин, страдающих алкоголизмом и наркоманией, то в 2005-м эта цифра возросла до 355.

В целях решения проблемы женского алкоголизма для изоляции женщин-алкоголиков была реорганизована исправительная колония-поселение в д. Староселье Горецкого района Могилевской области и на ее базе с ноября 2004 года создан лечебно-трудовой профилакторий для женщин на 300 человек. По состоянию на начало 2006 года в ней содержалось 220 женщин.

В большинстве семей, где родители ведут аморальный образ жизни, их несовершеннолетние дети также употребляют спиртные напитки. Родители, отказываясь лечиться от алкоголизма, не дают реабилитироваться и своим детям. В таких семьях происходит потеря взаимопонимания между родителями и детьми, не предпринимаются попытки организовать детский досуг. Деградация пьющих родителей приводит к жестокому обращению с детьми, пренебрежению их интересами и правами вплоть до полного вытеснения из семьи. Это сказывается на формировании у подростков отрицательного отношения к людям и обществу в целом и в конечном счете является одной из основных причин совершения ими преступлений.

Вероятность антиобщественных поступков детей, воспитывающихся в семьях, где кто-либо из родителей злоупотребляет спиртными напитками, выше, чем в иных семьях. Негативная обстановка в семье заставляет несовершеннолетнего проводить досуг вне дома, в среде таких же подростков. В итоге каждый четвертый из них совершает преступление в пьяном виде. Все особо опасные насильственные преступления (убийства, тяжкие телесные повреждения) совершаются подростками именно в состоянии алкогольного опьянения.

Факты, когда родители злоупотребляют спиртными напитками, не уделяют внимания воспитанию детей, бросают их на улице, заставляют бродяжничать и попрошайничать, жестоко обращаются с ними, становятся все более многочисленными. На учете в органах внутренних дел республики состоит более 8 тыс. семей, где «нормой» жизни являются пьянство, систематические скандалы, жестокость и насилие. Уклонение родителей от содержания детей квалифицируется в Республике Беларусь как преступление. В 2005 году его совершили свыше 8,8 тыс. человек, из которых более 1,6 тыс. – женщины.

Ежегодно в приемники-распределители для несовершеннолетних доставляется более тысячи подростков, самовольно ушедших из дома, зачастую по причине негативного отношения к ним со стороны родителей. К примеру, по г. Минску в 2003 году 184 несовершеннолетних уходили из дома, в 2004-м – 233, в 2005 году – 213.

Нередко семейное неблагополучие является причиной самоубийств среди детей и подростков. В основном суициды происходят из-за того, что родители, близкие родственники, а часто и педагоги в учебных заведениях не замечают подростка с его проблемами и не оказывают ему необходимой своевременной помощи, в которой он нуждается.

Сотрудниками милиции проводится активная и целенаправленная работа по профилактике семейного неблагополучия. Только в 2005 году 29,5 тыс. родителей было привлечено к административной ответственности за злостное уклонение от воспитания детей.

Не может не беспокоить и тот факт, что каждый восьмой преступник в республике – женщина (данные Министерства внутренних дел). В 2005 году среди лиц, совершивших преступления, было зарегистрировано 11,6 тыс. женщин, из них 641 – несовершеннолетние девушки, которые совершили 26 тяжких и 20 особо тяжких преступлений, 417 краж, принимали участие в грабежах и разбоях.

В настоящее время более 2,3 тыс. женщин отбывают наказание в исправительных колониях, причем 473 из них – за совершение убийства.

Общество не должно оставаться равнодушным к такой острой социальной проблеме, как женская преступность.

Значительную роль в борьбе с негативными социальными явлениями играют общественные организации. Вопросы, связанные с формированием культа здоровой семьи, поднятием престижа материнства, защитой прав детей, стали основными в деятельности Белорусского союза женщин. Белорусским союзом женщин объявлено движение «В Беларуси – ни одного брошенного ребенка», цель которого – достучаться до родителей-отказников, в первую очередь до сердец матерей, и убедить их изменить свою жизнь в лучшую сторону. Журнал женщин Беларуси «Алеся» начал широкомасштабную акцию «Женщины против пьянства женщин». Президиум Белорусского союза женщин поддержал проведение акции и призвал всех активно включиться в борьбу с этим страшным явлением – женским алкоголизмом.

Наряду с заботой о матерях общество вправе предъявить и требование к ним – нести личную моральную ответственность за то, чтобы родить здорового ребенка и воспитать его достойным гражданином своей Родины. Конечно, такая установка никак не может сочетаться с женским пьянством. Одно из направлений деятельности общественных женских организаций – объединение усилий с тем, чтобы начиная с этого года, Года матери, в Беларуси не было забытых матерей, несчастных семей, брошенных детей.

8. Пути решения социальных проблем семьи


в республике
Решение многих социальных проблем зависит от воспитания у молодежи чувства патриотизма, побуждающего человека к активной созидательной деятельности во имя и для блага народа, счастья семьи и своих ближних. В Республике Беларусь патриотизм отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, поскольку он помогает формированию у молодежи готовности к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности.

Патриотическое и идеологическое воспитание молодежи – одна из важнейших государственных задач, реализация которой позволяет повысить политическую активность и культуру юношей и девушек. Основной целью такой работы с молодыми гражданами республики является формирование у них жизненно важных для белорусского общества и государства идей, ценностей и убеждений.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что идеология белорусского государства «зиждется на любви к своей земле, уважении к людям и гордости за свое государство. Это – идеология патриотизма. Она конструктивна, потому что направлена на созидание, содержит мощнейшее мобилизующее начало».

В Республике Беларусь немалая работа проводится по воспитанию молодежи на трудовых и ратных подвигах старших поколений.

Наша страна отметила великий праздник – 61-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это событие имело важное идеологическое значение, особенно для молодого поколения, которое совместно с государственными органами приняло самое активное участие в подготовке и проведении торжеств.

Вооруженные Силы Республики Беларусь играют особую роль в патриотическом воспитании и гражданском становлении молодежи, что объективно обусловлено рядом факторов.

Во-первых, молодежь в возрасте до 30 лет составляет более 70% личного состава белорусской армии, и именно Вооруженные Силы формируют патриотическое сознание и активную гражданскую позицию армейской молодежи.

Во-вторых, Вооруженные Силы в современных условиях стали важнейшим фактором патриотического воспитания населения нашей страны в целом. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом, дает каждому огромный заряд моральной и психологической прочности, воспитывает чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества.

Военно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах Республики Беларусь направлено на дальнейшее формирование у белорусской молодежи любви к Родине, уважения к ее истории, бережного отношения к национальным традициям, верности воинскому долгу, боевым традициям Вооруженных Сил.

Активное участие белорусская армия принимает в реализации республиканских программ «Молодежь Беларуси», тесно сотрудничает со многими молодежными организациями: Белорусским республиканским союзом молодежи, Белорусской республиканской ассоциацией поиска и увековечения памяти защитников Отечества и жертв войны «Пошук», Белорусской республиканской пионерской организацией и др.

Новая система идеологической работы Вооруженных Сил предусматривает непосредственное участие органов военного управления в оказании помощи и содействия в организации военно-патриотического воспитания в школах (работа военно-патриотических классов).

В Вооруженных Силах создана эффективная система идейно-патриотического воспитания, благодаря чему сохраняется тенденция увеличения числа молодежи призывного возраста, положительно относящейся к службе в армии, что подтверждают данные соцопросов юношей, призванных в Вооруженные Силы.

Результаты социологических опросов показывают, что уровень национального самосознания молодежи и ее патриотизма постоянно повышается. Абсолютное большинство молодых людей отличается патриотичностью, испытывает любовь к малой родине, где прошло детство (88,9%); выступает за укрепление белорусской государственности (86,6%), уважительное отношение к государственным символам (гербу, флагу, гимну) Беларуси (78,6%), развитие белорусского спорта (80,1%), считает своим долгом труд на благо Отечества (73,1%).

Воспитание социально, морально и духовно зрелой, высококультурной личности, обладающей творческим потенциалом и лучшими человеческими качествами, способной к саморазвитию и саморегуляции, определяет духовную основу общества.

Важнейшим условием социально-экономического развития Республики Беларусь и достижения нравственного благополучия белорусского народа является гражданское воспитание молодежи. Цель национальной системы образования на современном этапе состоит в формировании свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности.

Развитие духовно-нравственных качеств в человеке – важнейшая задача учреждений образования, которые выступают как государственные институты, формирующие будущее страны.

Именно в учреждениях образования ведется большая работа по воспитанию у учащейся молодежи гражданских качеств, способных поддерживать общество и дух нации, развивать идею государственности.

Каждая учебная дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственных и гражданско-патриотических качеств. Это учитывается при создании новых учебных программ, учебников и учебных пособий, воспитательный потенциал которых значительно усилен. В школах введена практика двух расписаний: учебных занятий и проведения досуга. В выходные дни работает до 70% кружков учреждений внешкольного воспитания. Расширена совместная деятельность школ с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями.

Информационно-идеологическая, краеведческая, спортивно-оздоровительная, поисково-исследовательская, шефская работа школьников и студентов, их участие в школьном самоуправлении, сотрудничество с высокопрофессиональными педагогами осуществляются с учетом современных общественных отношений и основ идеологии белорусского государства.

Учебно-воспитательный процесс в современных учреждениях образования подчинен единой цели – не только подготовить образованного, эрудированного специалиста, но и воспитать высокоморального, преданного идеалам добра и справедливости гражданина, которому принадлежит будущее страны.

Приоритетными формами гражданско-патриотического воспитания в учреждениях образования являются: республиканские патриотические акции и конкурсы; разнообразная по содержанию клубная работа; углубленное изучение истории родного города или деревни, своей страны; создание краеведческих музеев, музеев боевой и трудовой славы (только в системе образования работает более 1 100 таких музеев), Вахты памяти у обелисков и памятников погибшим воинам; организация встреч с ветеранами войны и труда, современными политическими и общественными деятелями; создание уголков национальной символики. Этой цели служит введение в учебный процесс вузов основ идеологии белорусского государства, единых дней информирования, спецкурса «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны».

Отечество и семья – святые незыблемые понятия. Осознать величайшую ценность этих святынь, объединить усилия для сохранения их чистоты – глобальная задача современного общества.



***

В Республике Беларусь вопросы всемерной поддержки семьи, материнства и детства всегда были и останутся приоритетами государственной социальной политики. Рост благосостояния семей, повышение рождаемости, решение жилищной проблемы, забота о здоровье матери и ребенка, уменьшение масштабов социального сиротства – первоочередные задачи государства, которые находятся под пристальным вниманием Президента страны.

Не случайно 2006 год объявлен Годом матери – это позволит привлечь внимание общества к насущным проблемам семьи и поднять социальный статус женщины-матери на более высокий уровень почета и престижа.
Содержание


Введение 3

1. Государственная политика в области


семейных отношений 4

2. Демографическая ситуация в Республике Беларусь 5

3. Охрана материнства и детства
в Республике Беларусь 6

4. Государственная социальная защита


матери и ребенка 10

5. Итоги выполнения Президентской программы


«Дети Беларуси» 17

6. Гендерная политика (состояние и перспективы) 22

7. Республиканская акция
«Женщины против пьянства женщин» 25

8. Пути решения социальных проблем семьи


в республике 32

Содержание 37