Основные тенденции развития зарубежного медиасектора в 2011 году - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основные статистические данные за период работы с 01. 01. 2011 по 30. 1 52.27kb.
Информация к пресс-конференции 15 августа 2011 года в издании «Комсомольская... 1 182.7kb.
Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий... 1 229.43kb.
Анализ социально-экономического положения мо «Кяччинский наслег»... 4 1527.14kb.
I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и... 1 423.67kb.
При разработке программы учитывались мировые тенденции развития,... 7 1986.33kb.
Программа развития школы 2006 2011 учебные годы. История школы 3 843.56kb.
Отчет по результатам егэ-2011 Москва, юао, 2010 2011 учебный год... 11 3451.93kb.
В 2012-2013 учебном году мбоу краснооктябрьская сош работала совместно... 3 820.47kb.
Программа развития территории Акжарского района на 2011 2015 годы с. 14 3274.95kb.
Доклад «О состоянии и тенденциях демографического развития района... 2 589.61kb.
Один на один лодыря гонять 1 16.62kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Основные тенденции развития зарубежного медиасектора в 2011 году - страница №1/1


Основные тенденции развития зарубежного медиасектора в 2011 году
Рассмотрим три основных тенденции развития современного зарубежного медиасектора - монополизацию, финансиализацию и ужесточение медиаменеджмента сквозь призму событий 2011 года.

1. Монополизация. 2011 год не принес судьбоносных слияний-поглощений в медиасекторе. Пожалуй, крупнейшей сделкой именно в сфере информации можно считать приобретение консорциумом, состоящим из российской DST Global, американского частного инвестиционного фонда Silver Lake, китайского фонда Yunfeng Capital и сингапурского фонда Temasek, 5 % крупнейшего в Китае онлайн-ритейлера Alibaba Group (принадлежащего Yahoo и оцениваемого в 32 миллиона долларов) за 1,6 миллиарда долларов.1 Дальнейшим инвестициям консорциума в Alibaba могут воспрепятствовать антимонопольные регуляторы США. Топ-менеджеры Yahoo, которой принадлежат по разным данным от 39 до 43 процентов компании, обсуждают план сократить это количество до 15 %.2 Нетрудно догадаться, кто будет главным претендентом на продаваемые акции.



Как известно, сама Yahoo неоднократно была объектом интереса со стороны других компаний. В 2008 году компания отклонила предложение Microsoft о продаже за 47,5 миллиардов долларов. Затем была неудачная попытка организовать альянс с Google на рынке онлайновой рекламы.3 В конце 2010 года появилось предложение от AOL и двух крупнейших частных инвестиционных фондов США – Blackstone и Silver Lake, но сделка тоже не состоялась.4 Политику отказов Yahoo связывали, прежде всего, с именем основателя и генерального директора Джерри Янга. После его отставки в 2012 году, возможно, компания все-таки будет продана – частично или полностью.

В августе DST Global и Kleiner Perkins инвестировали $400 млн в Twitter. Крупное вложение (300 миллионов долларов) в микроблоговый сервис осуществил и саудовский принц Аль-Валид бин Талаль через свой фонд Kingdom Holding.5 Ранее в 2011 году российский фонд также вложился в китайского интернет-ретейлера 360buy. com и европейский музыкальный портал Spotify. В целом, DST Global, которому (совместно с Mail. ru Groupe)  принадлежит более 10% акций Facebook, около 8% привилегированных акций скидочного сервиса Groupon, 5,8% акций разработчика игр Zynga Inc, подтвердил репутацию самого активного игрока на мировом рынке Интернета. Покупка акций Alibaba Group подтверждает, что китайский рынок становится для DST одним из приоритетов.

Были на интернет-рынке и факторы демонополизации, к которым стоит отнести появление новой социальной сети Google+. Также демонополизацию (и деконвергенцию) иллюстрирует продажа корпорацией News Corp социальной сети MySpace. Сумма сделки по ее продаже компании Specific Media, занимающейся интернет-рекламой, составила 35 миллионов долларов – это в 16 раз меньше суммы, которую компания Мердока потратила на покупку в 2005 году. Главная причина продажи – убытки, которые приносила MySpace. Подразделение News Corp – Digital Media Group, куда входит социальная сеть, показало в Q2 2011 квартальный убыток в 156 миллионов долларов, что на 31 миллион больше, чем годом ранее. Из-за обесценивания активов и реструктуризации социальной сети News Corp потеряла 275 миллионов долларов.6

Провалом года, безусловно, можно считать несостоявшуюся «сделку века» в телеком-секторе, когда компания AT&T не смогла приобрести T-Mobile USA (структурное Deutsche Telekom) из-за возражений антимонопольных регуляторов США. Теперь рассматривается возможность приобретения T-Mobile USA другим американским телеком-гигантом Sprint Nextell. Непонятно, правда, почему вторая по величине в США телеком-компания не может осуществить приобретение, а третья может. В обоих случаях формального противоречия американскому антимонопольному законодательству нет.

Зато не сорвалась покупка американским интернет-монополистом Microsoft коммуникатора Skype за 8,5 млрд долларов, при этом сумма сделки в 425 раз превысила операционную прибыль Skype за 2010 год. Риск для Microsoft велик – эффективной бизнес-модели для коммуникаторов мгновенной связи в Интернете по-прежнему не найдено, в связи с чем, например, корпорация Time-Warner избавилась от сервиса ICQ, приобретенного DST, скорее в PR-целях, чем для получения прибыли. По этой же причине РБК ищет покупателя для QIP. Да и сама компания Skype в последние годы переходила из рук в руки, в частности, от нее отказался интернет-аукцион e-Bay – также из-за коммерческой неэффективности. Попытки создать совместные бизнес-проекты в сфере интернет-коммуникаторов с телеком-операторами провалились, так как финансово не заинтересовали последних.

В сфере традиционных масс-медиа крупных сделок практически не было. Интересной выглядит игра немецкого медиаконцерна WAZ на сербском рынке периодической печати. Немцы купили австрийский фонд Ardos Holding GMBH, который владел 24,9 процентами газеты Vecernje Novosti, и объявили о намерении купить еще 2 компании с холдингами в газете. С другой стороны, согласно сербскому антимонопольному законодательству, это означает, что WAZ должен продать свои доли – в 50 % в газете Politika и в 55 % в газете Dnevnik.7

В Великобритании в связи со скандалом с прослушиванием телефонных разговоров сотрудниками газеты News of the World News Corp вынуждена была отказаться от идеи выкупить оставшиеся акции спутниковой компании BSkyB (компания Мердока уже владеет 39 процентами). Вообще, последние полгода ознаменовались для News Corp целой чередой скандалов. В октябре выяснилось, что газета Wall Street Journal искусственно завышала свои тиражи, чтобы ввести в заблуждение рекламодателей и читателей. Европейские компании в обязательном порядке выкупали определенное количество экземпляров газеты, за что WSJ бесплатно размещала их рекламу.  При этом «компании-спонсоры» скупали тираж по дешевке, а затем бесплатно раздавали его студентам. Используя «сомнительные схемы», в 2010 году WSJ увеличила продажи на 31 000 экземпляров – 41% от официальной цифры европейского тиража в 75 000. А в январе 2012 года четыре сотрудника самой тиражной в Великобритании (после закрытия News of the World) газеты Sun были арестованы по подозрению в том, что платили за информацию офицеру полиции.8

2. Финансиализация. Как уже ранее было описано нами, финансиализация медиасектора – это перенос на него основных характеристик финансовой сферы, внедрение привычных для нее методов и схем, вплетенность медиасектора в финансовые рынки. 2011 год также не принес эпохальных сделок в этой сфере, таких как покупка Clear Channel в 2006 году консорциумом частных инвестиционных фондов или слияние Thomson и Reuters в 2008 году. Тем не менее, необходимо заметить, что финансовый капитал занимает все более важное место в медиасекторе, и это сейчас происходит не путем громких сделок, а, скорее, на более рутинном уровне.

Так или иначе, в медиасекторе, особенно в сфере «новых медиа» практически ни одна крупная сделка не обходится без участия финансового капитала (что, например, иллюстрирует вышеприведенный пример покупки Alibaba Groupe). Кроме того, финансовый капитал стремится не оставаться в стороне при проведении IPO медиа, не случайно в крупнейших из них практически повсеместно частные инвестиционные компании являются миноритарными акционерами. Например, акционерами Facebook являются частные инвестиционные фонды Accel Partners, Greylock Partners, Meritech Capital Partners и General Atlantic. Миноритарные акционеры оказывают значительное влияние на работу медиакомпаний. Например, инвестфонды, владеющие всего 5 % акций New York Times настояли на первом в истории массовом увольнении в компании (100 сотрудников в 2008 году). В сентябре 2011 года хедж-фонд Third Point LLC, которому принадлежит 5,2% Yahoo, призвал к отставке ряда членов совета директоров, обвиняя их в «серьезных управленческих ошибках» и «обесценивании» компании. Имелась в виду, главным образом, вышеупомянутая «политика отказов».

Не остается в стороне от процесса и Европа. Например, 12 процентов акций телевизионной группы ProSiebenSat. 1 принадлежит консорциуму инвестиционных фондов KKR и Permira. Голландский кабельный оператор Casema был куплен консорциумом, состоящим из Carlyle Group и Providence Equity Partners, а также GMT Communications Partners. Американские спекулятивные фонды покупают миноритарные пакеты акций европейских каналов, радиостанций, газет и особенно журналов. Однако в основном влияние финансового капитала на европейские медиа проявляется в более традиционных формах (владельцами СМИ являются банки). Банковская группа Barclays владеет газетой Daily Telegraph, инвестиционный банк Mediobanka является одним из крупнейших инвесторов итальянской RCS MediaGroup, во Франции банковская группа Ротшильда контролирует 38,87 % капитала газеты Liberation. Все активнее заявляет о себе финансовый капитал в страх Восточной Европы. Apax Partners Invests владеет 49,7 % акций CME (Central European Media Enterprises) – одного из крупнейших игроков на телерынке Восточной Европы. 42 % акций белградской телерадиокомпании B92 принадлежат финансовому капиталу – по 21 проценту – компании NCA Media, которой владеет белградская инвестиционная группа NCA DOO, и транснациональной финансовой компании East Capital, специализирующейся на рынках Восточной Европы (штаб-квартира в Стокгольме).

Обратимся теперь к основным сделкам 2011 года, отражающим процесс финансиализации медиасектора.

A. Сделки с участием финансово-информационных компаний

- финансово-информационное агентство Bloomberg приобрело компанию Bureau of National Affairs, предоставляющую информационные услуги в сфере права, прежде всего экономического и управленческого (992 миллиона долларов);



- Интернет-компания Web.com купила у частных инвестиционных фондов General Atlantic и Sonostar Capital Partners фирму Network Solutions – провайдера услуг по созданию вебсайтов, онлайн-маркетинга и регистрации доменных имен (755 миллионов долларов, включая долги);

- Компания Reed Elsevier приобрела у компании Investcorp - онлайн-провайдера финансовых услуг Accuity Holdings (532 миллиона долларов);

- Компания Pearson купила онлайн оператора для школ в 21 штате США Connections Education у частного инвестиционного фонда Apollo Management (400 миллионов долларов);

- Корпорация IBM приобрела информационно-аналитическую компанию Algorithmics, специализирующуюся в области финансового рискованного менеджмента, у Fitch Group (387 миллионов долларов);

- Компания ValueClick купила Dotomi, онлайн-провайдера, специализирующегося на рекламе для ритейлеров (295 миллионов долларов);

- Компания Ebay приобрела Zong – фирму, специализирующуюся на продаже виртуальных товаров в социальных сетях и онлайн-играх для мобильных телефонов;

- Glam Media купила платформу для создания социальных медиа Ning (150 миллионов долларов).

Б. Сделки с участием частных инвестиционных фондов

- покупка консорциумом фондов Kohlberg Kravis Roberts, Silver Lake и Technology Crossover Ventures акций интернет-компании GoDaddy, занимающейся вебхостингом и регистрацией доменов (на 2,25 миллиардов долларов);

- Фонд Exponent Private Equity приобрел BBC Worldwide, структуры BBC, занимающейся издательством журналов в Великобритании (198 миллионов долларов);

- Фонд Phoenix Equity Partners купил 50 % рекламного агентства Karmarama, зарегистрированного в Лондоне (сумма сделки не разглашается)

- Фонд Providence Equity Partners выкупил у Daily Mail & General Trust, ведущую американскую компанию в области организации торговых выставок - George Little Management (173 миллиона долларов)

В 2011 году IPO провели социальная сеть для делового общения LinkedIn, онлайн-радио Pandora, скидочный сервис Groupon и компания-разработчик онлайн-игр Zynga. При этом опыт Groupon и LinkedIn, по крайней мере, на данный момент оказался неудачным. С момента IPO в первом случае акции упали на 42 %, во втором – на 36 %. Почти сразу после проведения IPO Zynga в понедельник 9 января 2012 года акции компании упали почти на 9 %.

Наибольший интерес вызывает намеченное на начало 2012 года первичное публичное размещение акций на бирже Facebook. Аудитория Facebook насчитывает более 800 миллионов человек, 500 миллионов пользователей заходят в сеть ежедневно. Крупнейшая в мире социальная сеть может быть оценена в 100 миллиардов долларов и намерена привлечь порядка 10 миллиардов долларов. Хотя на практике стоимость Facebook пока меньше. После январской сделки 2011 года, когда компания сообщила о продаже пакета акций за $1,5 млрд ряду инвесторов, Facebook была оценена в 50 миллиардов долларов. Представители инвестфонда General Atlantic после покупки ими в марте 0,1% соцсети оценивали Facebook уже в 65 миллиардов долларов. А на одном из аукционов на альтернативной бирже SharesPost акции сети продавались по 34 доллара за штуку, что позволяет оценить всю компанию в 85 миллиардов долларов. Главными претендентами на то, чтобы скупить большую часть акций Facebook, являются Goldman Sachs и Morgan Stanley. Истории известны лишь 13 IPO, в ходе которых было привлечено более 10 миллиардов долларов. Из них три были проведены американскими компаниями: в 2000 году AT&T Wireless Services Inc. привлекла 10,6 миллиардов долларов, в 2008-м Visa Inc. получила 19,7 миллиардов, в 2010-м General Motors Co. привлекла 18,1 миллиардов.9

Financial Times оценивает доходы компании примерно в 2 миллиарда долларов в год. По сведениям Reuters, доход Facebook в первой половине 2011 года вырос с 800 миллионов долларов годом ранее до 1,6 миллиарда долларов, чистая прибыль составила 500 миллионов. Официально компания не разглашает свои финансовые показатели. Еще один крупный игрок рынка - сервис микроблогов Twitter - пока также не называет сроков IPO, однако, оно также может состояться в следующем году. Стоимость Twitter оценивается экспертами в 3,7 миллиарда долларов.



Интересно, что в начале 2012 года о намерении разместить акции на Шанхайской бирже заявила газета ЦК Компартии Китая Женьмин Жебао  (People's Daily). Цель – привлечь таким образом инвестиции для развития мобильных сервисов и привлечения в редакцию новых высокопрофессиональных сотрудников. Это, с одной стороны подчеркивает актуальность финансиализации глобального медиасектора; с другой – еще раз иллюстрирует неолиберальный характер совремнной китайской экономики. Еще одно значимое событие в Азии в этом контексте – покупка американским частным инвестиционным фондом Saban Capital Group Inc. 5 % акций ведущей индонезийской медиагруппы PT Media Nusantara Citra за 78 миллионов долларов c опционом выкупить еще 2,5 % акций в течение последующих 27 месяцев.10

В целом, прогнозы говорят о том, что в 2012 году финансиализация зарубежного медисектора будет продолжаться. В 2011 году было объявлено о 37 покупках в 2012 году той или иной части акций масс-медиа финансовыми компаниям – на общую сумму около миллиарда долларов. Цифра является приблизительной, так точную сумму сделки объявил только инвестфонд Trilantic Capital Partners, собирающийся купить часть акций португальской издательской компании Grupo LeYa за 66 миллионов долларов.11

3. Ужесточение медиаменеджмента. Политика ужесточения медиаменеджмента неразрывно связана с процессами монополизации и финансиализации, так как при слияниях и поглощениях неизбежно происходят сокращения дублирующихся рабочих мест, а финансиализация, предусматривающая максимализацию ориентации на прибыль, сопровождается «наведением финансового порядка», то есть интенсификацией репрессивного менеджмента. Хотя, разумеется, причинами увольнений, сокращений зарплат и производства могут быть и обычные экономические проблемы СМИ и ошибки в управлении.

Крупнейшие увольнения пришлись, как обычно, на телеком-сектор. В июле Cisco Systems, крупнейший в мире производитель сетевого оборудования, объявил о предстоящем увольнении 6 500 сотрудников или 9% всего персонала. Менеджмент корпорации (на уровне вице-президентов) был урезан на 15 %. Это сокращение позволит американской транснациональной компании сэкономить до 1 миллиарда долларов. В третьем финансовом квартале 2011 года, который завершился 30 апреля, чистая прибыль Cisco уменьшилась на 18% - до 1,8 миллиарда долларов, или 0,33 доллара в расчете на акцию. Год назад чистая прибыль компании составляла 2,2 миллиардов. В то же время, выручка корпорации за квартал повысилась до 10,9 миллиардов долларов по сравнению с 10,4 миллиардов в Q3 2010 года. За последние шесть месяцев стоимость акций Cisco снизилась на 22%. По количеству уволенных в 2011 году Cisco занял «третье место» в мире среди всех компаний во всех индустриях, уступив лишь Borders (10 тысяч уволенных) и Merc & Co (13 тысяч). Кроме того, Cisco продает свою крупнейшую фабрику по производству телевизионных приставок в мексиканском Хауресе китайской фирме Foxconn Technology Group. При этом не сообщается, что на заводе, где работают 5 000 человек, в ближайшее время планируются увольнения. 12

Работники крупнейшей в США телекоммуникационной компании Verzion Communications организовали крупные акции протеста по всей территории страны в августе 2011 года. Их недовольство вызвали планы менеджмента урезать соцпакет – заморозить пенсии и уменьшить гарантии для страховых случаев. 45 тысяч работников Verizon бастовали 13 дней, однако переговоры по новому контракту закончились безрезультатно. В декабре 40 работников корпорации были уволены за плохое поведение во время акций протеста, во время которых отмечались столкновения между рабочими и менеджерами и умышленные повреждения работниками кабельных сетей. Как заявила пресс-служба Verizon, причина увольнений «грубое поведение, акты насилия, угрозы и расистские высказывания». Увольнения спровоцировали новые акции протеста трудового коллектива. Отметим, что рабочие корпорации активно участвовали в акциях Occupy Wall Street осенью 2011 года.13



Постоянными увольнениями сопровождались мучения News Corp с MySpace. Сокращая расходы, News Corp. уволила 30% сотрудников в апреле 2010 года, затем в начале 2011 года еще 47%. До начала сокращений, в 2009 году, в компании работали 1400 человек. Сделка по продаже социальной сети компании Specific Media также предполагает сокращение половины штата сотрудников MySpace — порядка 400-500 человек. Это будет третий этап увольнений.14

В секторе традиционных медиа традиционно крупнейшие увольнения пришлись на газетную индустрию США, в которой в 2011 году было уволено 3 375 сотрудников. Для сравнения в 2010 году было уволено 2 920 работников, в 2009 – 14 825 сотрудников, в 2008 – 15 993, в 2007 – 2 293.15 Напомним, что в США два вида сокращения персонала: buy-out и lay-off. «Buy-out» предполагает выкуп контракта работника, ему выплачивается выходное пособие, зависящее от стажа его работы. Как правило, такой вариант предлагается опытным сотрудникам. Если работник не соглашается на buy-out, его могут просто уволить (lay-off). Впрочем, вариант обычного увольнения может иметь место и без предложения выкупа контракта. В теории – после выкупа контракта вернуться на то же место работы сотрудник уже не может, а после увольнения возвращение возможно. На практике же в обоих случаях оно не происходит никогда.

Как обычно, первенство здесь принадлежит компании Gannett, которая уволила 700 сотрудников (2% трудового коллектива).16 Самые масштабные увольнения были осуществлены в газетах Arizona Republic – около 70 человек, Indianapolis Star – 62, Times Herald – 53, Courier Journal – 50 человек (24 журналиста), Journal News - 47 сотрудников (7 журналистов), Tennessean - 34 работника (20 журналистов), Springfield News-Leader – 30, News Star – 27, Florida Today – 20-25 работников, Asheville Citizen Times – 24, Cincinnati Enquirer – 20, News Journal – 20, Lansing State Journal – 15, News-Press – 14, Montgomery Advertiser – 17, Daily Times – 17, De Moines Register – 13, Argus Leader – 12, Tallahassee Democrat – 12, Democrat and Chronicle – 12, USA Today – 11 сотрудников отдела маркетинга и рекламы, Florida Today – 11, Clarion-Ledger – 10, Greenville News – 10, Courier Post – 10. Также в Тулсе (штат Оклахома) был ликвидирован «Центр принятия решения», рабочие места потеряли 150 человек.

Это уже четвертый раунд массовых увольнений, начиная с 2008 года. Напомним, что только в 2009 году компания уволила 1400 работника, в 2008 – 1000 сотрудников. Общий штат компании по всему миру составляет 32 тысячи человек, 22 тысячи из них работают в американских газетах. Увольнения, как водится, были связаны и с неудачами на фондовой бирже. Доходы компании в первой четверти 2011 года упали на 3.7% по сравнению с Q1 2010 года до показателя в 1.25 миллиарда долларов, 7.3% составило снижение от печатной рекламы до 602 миллионов долларов.

Традиционно крупные увольнения осуществила компания McClatchy. К 3000 уволенным в 2008-2010 годах добавились 540 в 2011. Наибольшее количество сокращенных рабочих мест – 76 пришлось на Sacramento Bee, увольнения проходили в 2 раунда 32+44 человека, 18 уволенных - журналисты. В течение 3 лет газета планирует сократить около 360 сотрудников. В число уволенных также вошли - 56 сотрудников производственного отдела Ledger-Enquirer , 45 работников Star-Telegram, 24 - Kansas City Star, 22 - Star-Telegram, 20 работников Charlotte Observer (из них 5 журналистов), также по 20 сотрудников Merced Sun Star, News & Observer и Kansas City Star, 15 - Miami Herald, 11 - Lexington Herald Leader.

Во многом этому способствовали показатели первого финансового квартала 2011 года, когда доходы компании упали на 9.5% по сравнению с Q1 2010 до 304 миллионов долларов, а доходы от рекламы на 11% до 225 миллионов долларов.17

Неудачи на бирже потерпели и другие публичные американские пресс-монополии. Корпорация A.H. Bello потеряла 3.1% доходов в первой четверти 2011 года - 112.2 миллионов долларов против показателя в 115.8 миллионов долларов в Q1 2010 года. У New York Times Co. в первом финансовом квартале доходы упали на 3.6% до 566.5 миллионов, доходы от рекламы упали на 4.4% до показателя 298.9 миллионов за год до этого. 18

Соответственно A.H. Belo Corp. уволила 38 сотрудников редакции Dallas Morning News и 24 сотрудника Press-Enterprise (из них три журналиста и три сотрудника веб-службы). New York Times Co. объявила в октябре 2011 года об увольнении 20 сотрудников газеты New York Times, кроме того были уволены 35 работников - Telegram & Gazette.

Около 550 сотрудников (45 % персонала) увольняет мичиганская компания Booth Newspapers.19 Самые крупные сокращения персонала имели место – в Grand Rapids Press (146 сотрудников), во Flint Journal (91 сотрудник), в Kalamazoo Gazette (77 сотрудников), в Jackson Citizen Patriot (71 сотрудник), в Bay City Times (71 сотрудник), в Valley Publishing (20 сотрудников), в Saginaw News (10 сотрудников).



Компания Sun-Times, владелец газеты Chicago Sun-Times, в июле объявила об увольнении 456 ее сотрудников.

Компания Lee Enterprises (владелец Pulitzer Inc.), имеющая долг в миллиард долларов, в декабре объявила о банкротстве по статье 11 американского закона о банкротстве (защита от кредиторов, в данном случае - Goldman Sachs, Monarch Master Funding Ltd., and Franklin Templeton/Mutual Quest Fund).20 Это сопровождалось увольнением более 200 сотрудников. В Arizona Daily Star – 52 работников (включая 15 журналистов и 40 % отдела фотографии), в Portage Daily Register (принадлежит Capital Newspapers – партнерству Lee Enterprises и The Capital Times Co.) – 34 сотрудников, в St.Louis Post Dispatch– 28 сотрудников производственного, IT и маркетингового отделов, в Suburban Journals of St.Louis – 23 работника, в North County Times – 20 сотрудников, в Norh County Times – 15 сотрудников (разносчики газет), в Linkoln Journal Star (владелец Lee Enterprises) – 11 работников (7 журналистов, 2 сотрудника отдела рекламы).



Теперь о других случаях наиболее крупных увольнений в американской прессе в 2011 году.

- Herald (Сент-Луис, владелец Washington Post Co.) – 167 сотрудников, работавших по краткосрочным контрактам;

- Tampa Tribune вместе с афилиированными газетами (владелец Media General) – 165 сотрудников;

- The Blade (владелец Block Communications Inc.) – выкуплены контракты 67 сотрудников;



- Portland Press Herald (владелец MaineToday Media Inc.) – 61 сотрудник (около 25 % всего трудового коллектива);

- State Journal Register (владелец GateHouse Media Inc.) – 58 сотрудников (30 штатных и 28 внештатных, все журналисты);



- Virginian Pilot (владелец Landmark Media Enterprises LLC) – более 50 сотрудников;

- The Oklahoman (владелец Oklahoma Publishing Co.) – 46 сотрудников;

- Los-Angeles Times (владелец Tribune) – 43 сотрудника, из них 19 журналистов, 14 работников отдела распространения, 9 – отдела рекламы, 2 – отдела маркетинга.

- Erie Times-News (владелец Times Publishing Co.) – 40 сотрудников, в редакции и отделе корреспонденции;

- Florida Times-Union (владелец Morris Communications Inc.) – 39 сотрудников (около 10 % трудового коллектива);

- The Eagle-Tribune, Gloucester Daily Times, The Andover Townsman, The Haverhill Gazette, Derry News и Carriage Towne News – (владелец Community Newspaper Holdings Inc.) – в 6 газетах – 36 уволенных сотрудников, в 2008 году бостонская медиагруппа уже увольняла 52 сотрудника этих газет;

- The Oregonian (владелец Advance Publications) – 38 сотрудников коммерческого отдела;

- Las Vegas Review-Journal (владелец The Greenspun Corp.) – 36 работников (из них 21 сотрудник службы новостей и 15 – другие журналисты);

- Oneida Daily Dispatch (владелец Journal Register Co.) – 34 сотрудника – половина журналисты;

- Knoxville News Sentinel (владелец KNS Media Group) – 33 сотрудника;

- Austin American Statesman (владелец Cox Enterprises) – 33 сотрудника;

- Buffalo News (владелец Berkshire Hathaway Inc.) – 29 сотрудников;

- South Bend Tribune (штат Индиана, владелец Schurz Communications Inc.) – 27 сотрудников;

- Bangor Daily News (владелец Bangor Publishing Co.) – 22-30 сотрудников, при этом предложения о выкупе контрактов были направлены всем 230 членам трудового коллектива;

- Baltimor Sun (владелец Tribune Co.) – 20-25 сотрудников;

- New York Daily News (владелец Mortimer Zuckerman) – 26 журналистов и фотографов;

- Palm Beach Post (владелец Cox Newspapers) – 20 сотрудников;

- Peninsula Daily News (владелец Black Press Ltd.) – 20 работников – журналисты и сотрудники отдела корреспонденции;

- Richmond Times Dispatch (владелец Media General) – 20 работников (из них 2 внештатных)

- Johnson County Sun (владелец News-Press & Gazette Co.) – 20 сотрудников;

- Denver Post (владелец MediaNews Group) – около 20 работников;

- Chicago Tribune (владелец Tribune Co.) – около 20 сотрудников, большинство журналисты.

- Denver Daily News (владелец Jim Pavelich) – около 20 сотрудников;

- Rockford Register Star (владелец GateHouse Media Inc.) – 19 сотрудников, из них 13 журналисты.

- Tulsa World (владелец World Publishing Co.) – 18 сотрудников.

- Bar Harbor Times, Capital Weekly, Herald Gazette и Republican Journal (владелец Village NetMedia) – 17 работников;

- Press-Telegramm (владелец MediaNews Co.) – 16 сотрудников;

- Orange County Register (владелец Freedom Communications Inc.) – 15 сотрудников.

- AnnArbor News (не имеет печатной версии, владелец Advance Publications) – 14 сотрудников;

- St.Petersburg Times (владелец Times Publishing Co.) – 14 сотрудников;

- Orlando Seninel (владелец Tribune Co.) – 16 работников – дизайнеры и копирайтеры;

- Valdosta Daily Times (владелец Community Newspaper Holdings Inc.) – 16 работников;

- Record-Courier (Огайо, владелец Dix Communications) – 14 сотрудников;

- Las-Vegas Review Journal (владелец Stephens Media Group) – 12 сотрудников (весь отдел журналистских расследований);

- Las Vegas Sun (владелец The Greenspun Corp.) – 12 сотрудников;

-Waco Tribune-Herald (владелец Robinson Media Inc., купивший газету у Cox Enterprises) – 12 сотрудников, в том числе главный редактор;

- Daily Journal (владелец Small Newspaper Group) – 11 сотрудников приняли условия выкупа контрактов;21

Помимо увольнений применялись и другие формы ужесточения медиаменеджмента. Сотрудникам Florida Union-Tribune увеличили рабочее время без повышения зарплаты, работникам St.Petersburg Times урезали зарплату на 5%.22 Пересмотр контрактов в The Blade привел к урезанию зарплаты на 3 %, уменьшение медицинской страховки, замораживание выплат в пенсионный фонд. В газетах Miami Herald и Charlotte Observer сотрудники были отправлены в недельный неоплачиваемый отпуск.23 Компания Berkshire Hathaway Inc., помимо увольнений, объявила о сокращении бюджета на 1.8 миллиона долларов, что включает уменьшение оплачиваемых выходных, урезание командировочных расходов и плату за парковку сотрудников на своей территории.24 The McClatchy Co., владелец Kansas City Star, ликвидировала в ней 20 вакантных должностей, такие же процессы происходили и в других газетах компании. В Miami Herald были ликвидированы 35 вакантных должностей, во Florida Union-Tribune – 9, в Lexington Herald Leader – 4. Lee Enterprises также ликвидировала многочисленные вакантные позиции в своих газетах, однако точное число неизвестно.

Alaska Newspapers Inc., принадлежавшая корпорации Calista Corp., была ликвидирована. Соответственно были закрыты 6 еженедельных газет Tundra Drums, Arctic Sounder, Bristol Bay Times, Cordova Times, Dutch Harbor Fisherman и Seward Phoenix Log после неудачной попытки продать их.25 MediaNews Group объявила о закрытии газеты Humboldt Beacon, а также о том, что газета Times-Standart переходит с ежедневного формата на режим 6 дней в неделю. Принадлежащие компании газеты The Oakland Tribune, Alameda Times-Star, Hayward Daily Review, Fremont Argus и West County Times будут объединены в газету East Bay Tribune. The Contra Costa Times, San Ramon Valley Times, East County Times, Tri-Valley Herald и San Joaquin Herald будут объединены в The Times. При этом будут созданы две новые еженедельные газеты - Valley Journal и Times-Herald. Все это будет сопровождается увольнениями 120 сотрудников.26 Корпорация A.H.Bello закрыла еженедельную газету Business Press.

Газеты Arcadia News-Leder, Galesville Republican и Whitehall Times (все – штат Висконсин), купленные News Publishing Co в 2010 году, объединены в газету Trempealeau County Times.27 Редакции 4 газет Atlanta Journal-Constitution, Austin American Statesman, Dayton Daily News и Palm Beach Post были консолидированы в 2 - во Флориде и Огайо, финансовые функции всех газет переходят в единый центр в Остине.28 Village Soup переводит газету Herald Gazette (город Роклэнд) на еженедельный формат (с 2 раз в неделю), новое название газеты - Village Soup Gazette.29 Компания Ганнет реорганизовала работу газет Courier News, Daily Record и Home News Tribune таким образом, что большая часть местных новостей для них будет поступать от газеты Asbury Park Press в Нью-Джерси (это сопровождалось увольнением 46 человек).30 Заключались договоры о разделе функций (Las Vegas Sun и Las Vegas Review-Journal).

Менеджмент American Independent (уже без печатной версии) закрыл сайты в Мичигане, Нью-Мексико и Миннесоте. Газета Observer (владелец Coronado Beach Publishing LLC) потеряла печатную версию. New York Times Co. объявила о продаже 16 региональных газет.31

Компания Sun-Times объявила о закрытии собственной типографии, теперь их газеты будут печататься в типографии Chicago Tribune. Принадлежащая компании газета Pioneerss press уже печатается в типографии Milwaukee Journal-Sentinel. Washington Post Co. передает по аутсорсингу функции распространения газеты Herald газете Seattle Times. MediaNews Group по аутсорсингу делегировала спортивный, развлекательный и фото- отделы газете Daily Breeze (в Торренсе, Калифорния). New York Times Co. передала по аутсорсингу функции распространения газеты Telegram & Gazette по подписке компании Publishers Circulation Fulfillment Inc. в штате Мэриленд. Tribune Co. закрыла колл-центр газеты South Florida Sun-Sentinel и передала его функции по аутсорсингу в Орландо.

Times Publishing Co. перенесла по аутсорсингу типографские функции в Батлер-Игл – теперь там будет печататься газета Erie Times-News. The McClatchy Co теперь печатает газету Ledger-Enquirer не в Коламбусе, где находится редакция газета, а в типографии газеты Montgomery Advertiser в штате Алабама. Владелец газеты Cincinnati Enquirer компания Gannett по аутсорсингу передала печатные обязанности в типографию Columbus Dispatch, газеты News-Star – в типографию The Times в Шреверпорте. Газета Times Herald (Порт Херон) будет теперь печататься в 120 километрах – в Лэнсинге (штат Мичиган). Village NetMedia передала функции распечатывания газет Bar Harbor Times, Capital Weekly, Herald Gazette и Republican Journal в типографии Sun Journal Media Group.32 Journal Register Co. вывела по аутсорсингу не только типографские функции, но и функции распространения. Всего с 2009 года в США было закрыто около 50 собственных типографий газет.33

Что касается Европы, то здесь наиболее примечательный случай произошел во Франции. В конце декабря руководство увязшей в долгах французской газеты France Soir, которая принадлежит сыну бывшего президента Межпромбанка и экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева – Александру (ныне гражданину Франции), сообщило о массовом увольнении сотрудников.

Согласно решению, принятому в ходе экстренного заседания руководства издания, продолжавшегося пять часов, сокращения коснутся более 80 сотрудников. По сообщениям администрации, уволены будут 87 работников France Soir, по сведениям профсоюза – 131.

Кроме того, профсоюзы заявили, что корреспонденты и специальные корреспонденты будут понижены в должностях, а их зарплата также будет снижена. Из нынешних 43 ставок для журналистов в результате увольнений останется 32, кроме того, будут уволены почти все секретари, фотографы, корректоры и бильд-редакторы. Также газета поменяет свое местоположение – France Soir переезжает из офиса на Елисейских полях в Париже в город Исси-ле-Мулино (регион Иль-де-Франс).

Александр Пугачев приобрел France Soir, некогда престижное издание, у которого в настоящий момент накопилось много долгов, в 2009 году. К весне 2010 года Пугачев вложил в него €50 млн и отчасти вернул газете прежние формат и популярность. Однако вернуть рентабельность газете эти методы не помогли. В 2010 году продажи составили 17 миллионов евро, а эксплуатационные убытки – 31 миллион. В конце первого полугодия 2011 года продажи составили 6,1 миллионов евро, тогда как эксплуатационные убытки достигли 12,8 миллионов.

В октябре 2011 года Пугачев объявил о прекращении издания бумажной версии France Soir из-за финансовых проблем издания. Сотрудники типографии, печатающей France-Soir, ответили тем, что в декабре захватили редакцию газеты, чтобы помешать руководству выполнить это решение. В ноябре появилась информация о том, что газета ищет нового владельца, при этом сам Пугачев заявил, что готов продать ее за 1 евро, но покупатель должен будет принять на себя долги в 11 миллионов евро.34

Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. 2011 год не принес крупных и важных сделок в медиасекторе. Исключением можно считать поглощение корпорацией Microsoft сервиса мгновенной видеоконференцсвязи Skype, которое, впрочем, не имеет прямого отношения к распространению массовой информации. Проект крупного слияния в американском телеком-секторе между AT&T и T-Mobile сорвался по причине противодействия со стороны американских антимонопольных регуляторов. В основном, имели место продажи миноритарных пакетов акций. В сфере традиционных масс-медиа значимых слияний и поглощений не состоялось, прежде всего, из-за экономических проблем, которые испытывают медиаконцерны в условиях постоянной глобальной финансовой нестабильности последних лет. Негативные стороны монополизации глобального медиасектора особенно ярко выразились в гомогенном освещении крупнейшими западными СМИ (и примкнувшим к ним катарскому каналом Al-Jazeera) внутреннего конфликта в Ливии (когда ими была фактически инсценирована полномасштабная гражданская война),35 а затем и агрессии НАТО против этой страны.

2. Сделки по слияниям-поглощениям касаются, прежде всего, сектора IT и «новых медиа» в интернете. Как финансово-спекулятивный, так и медиакапитал видят именно в этой сфере с большим потенциалом добавленной стоимости перспективы для развития бизнеса и получения большей прибыли. Это касается, главным образом, интернет-рекламы, рынок которой постоянно растет, и электронной торговли, объемы которой также постоянно увеличиваются. Кроме того, для социальных сетей источником всевозрастающей прибыли являются он-лайн игры (их рынок в США в 2010 году составил миллиард долларов). В этой сфере также наблюдается тенденция активизации освоения восточного рынка западным (и российским) капиталом.

3. Финансиализация медиасектора по-прежнему набирает обороты. Без участия финансово-спекулятивного капитала не обходится практически ни одна крупная сделка в медиасекторе. Частные инвестиционные фонды в качестве миноритарных акционеров присутствуют практически во всех крупных медиаконцернах, и их доли постоянно увеличиваются, равно как увеличивается влияние на менеджмент и информационную политику медиа. Этому способствует и то, что банки и частные инвестиционные фонды являются крупнейшими кредиторами медиакомпаний.

4. В западных странах продолжается политика ужесточения медиаменеджмента, которая связана с процессами монополизации и финансиализации и выражается, большей частью, в увольнениях и сокращении социальных расходов (в том числе, сокращение зарплат, вынужденные неоплачиваемые отпуски и выходные, сокращение командировочных расходов, замораживание пенсий) и производства в медиакорпорациях (включая закрытие газет, переход только на он-лайн версии, уменьшение количества выпусков в неделю, объединение газет и функций различных газет, аутсорсинг – прежде всего закрытие собственных типографий и передача функций распространения).

В целом, надо отметить, что мировой медиасектор идет по пути все большей финансово-экономической и организационной интеграции и унификации. На содержание масс-медиа всевозрастающее влияние оказывают доминирующие политэкономические факторы. Новые каналы информации финансово-спекулятивный и медиакапитал также пытаются поставить под свой контроль, хотя здесь определенное разграничение обязанностей между традиционным медиакапиталом, телеком-сектором и сектором-интернета. Объединяющим фактором между ними является финансово-спекулятивный капитал, который пронизывает все эти сферы и общие экономические и идеологические ценности – максимализация прибыли, утверждение о естественности и неизбежности капиталистических отношений в обществе, «презумпция работодателя» в конфликте интересов и другое. Разумеется, «новые медиа» дают общественности шанс получать информацию из источников, альтернативных «мейнстриму», и именно в этом состоит потенциал демократизации медиасектора и развития плюрализма в нем. Но «мейнстрим» активно противостоит этим процессам, перенося в Интернет и «новые медиа» привычные для себя схемы – системность политических конструкций, социокультурные шаблоны демократизации только по либеральному сценарию, успеха, стиля жизни, потребления. Именно в дихотомии демократизации медиасектора «новыми медиа» и противостоянии этому «мейнстримом» видится развитие глобального медипространства в ближайшие годы.




1 DST, Silver Lake and Yunfeng Lead $1.6B Tender Offer Aimed at Alibaba Employees at $32B Valuation

(http://allthingsd.com/20110922/exclusive-dst-silver-lake-and-yunfeng-to-lead-1-6b-tender-offer-aimed-at-alibaba-employees-and-others/);



2 Yahoo Discussing Plan to Cut Alibaba Stake to 15%

(http://online.wsj.com/article/SB10001424052970204464404577112831114731306.html)



3 См. подробнее об этом Сапунов В.И. Мировые информационные агентства Рейтер и Ассошиэйтед Пресс в условиях финансиализации медиасектора и мультимедийной конвергенции (2007 – начало 2008 года) // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2008, № 1-2.- С. 39-47.

4 AOL, Firms Explore an Offer for Yahoo http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703673604575550661101743360.html

5 Twitter Wins $300 Million Alwaleed Investment Amid Site Revamp

(http://www.businessweek.com/news/2011-12-28/twitter-wins-300-million-alwaleed-investment-amid-site-revamp.html)



6 MySpace sold to Specific Media by Murdoch's News Corp (http://www.bbc.co.uk/news/business-13969338)

7 WAZ-Gruppe verlässt Serbien (http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5723003,00.html)

8 British government tries to halt Murdoch Sky bid (http://www.reuters.com/article/2011/07/12/us-newscorp-hacking-idUSTRE7641IO20110712)

News of the World to close as Rupert Murdoch acts to limit fallout

(http://www.guardian.co.uk/media/2011/jul/07/news-of-the-world-rupert-murdoch) Wall Street Journal circulation figures to be investigated

(http://www.guardian.co.uk/media/2011/oct/13/wall-street-journal-europe-circulation); UK police arrest Murdoch tabloid staff, raid offices

(http://www.reuters.com/article/2012/01/28/us-newscorp-arrests-idUSTRE80R0BH20120128)


9 Morgan Stanley Close to Winning Facebook Deal

(http://blogs.wsj.com/deals/2012/01/27/morgan-stanley-close-to-winning-facebook-deal/?mod=e2tw);

Critical Scrutiny Awaits Facebook’s IPO (http://www.ft.com/intl/cms/s/0/68da0002-4aa6-11e1-8110-00144feabdc0.html#axzz1kvkoS52v)


10 U.S private equity firm buys 5 pct in Media Nusantara

(http://uk.reuters.com/article/2011/10/17/indonesia-saban-mnc-idUKL3E7LH1BH20111017)



11 Private equity eyes ‘new media’ opportunities

(http://www.preqin.com/item/private-equity-eyes-new-media-opportunities/102/4039)



12 Cisco Cuts 6,500 Workers, Sends 5,000 More To Work For Foxconn

(http://www.forbes.com/sites/steveschaefer/2011/07/18/cisco-cuts-6500-workers-sends-5000-more-to-work-for-foxconn/)



13 Union to protest Verizon firings. Dismissed accused of making threats (http://www.bostonglobe.com/business/2011/12/10/union-protest-verizon-firings/gnR7TDP5iiitascfFJ8YaI/story.html)

14 MySpace sells to Specific Media for $35 million

(http://news.cnet.com/8301-17939_109-20075451-2/myspace-sells-to-specific-media-for-$35-million/)



15 См.подробнее об этом Сапунов В.И. Газетная индустрия США в условиях финансового кризиса: ускорение в плохом направлении // Акценты: новое в массовой коммуникации. № 3-4, 2009. – с. 44-64.

16 Gannett Plans More Layoffs (http://online.wsj.com/article/SB10001424052702304887904576399911880040854.html)

17 McClatchy Cuts More Jobs, 'Bee' Stings 44

(http://www.mediapost.com/publications/article/151128/mcclatchy-cuts-more-jobs-bee-stings-44.html)



18 More Newspaper Woes At A.H. Belo, McClatchy

http://www.mediapost.com/publications/article/149922/



19 Hundreds get layoff notices at Booth Newspapers, 45 percent of Michigan workers

(http://www.theoaklandpress.com/articles/2011/11/19/news/doc4ec7ad937cc61805946393.txt)



20 To Reorganize Debt, Publisher of Papers Files for Bankruptcy

(http://www.nytimes.com/2011/12/13/business/lee-enterprises-files-for-bankruptcy-protection.html?_r=1);Lee Enterprises files for bankruptcy

(http://www.stltoday.com/business/local/lee-enterprises-files-for-bankruptcy/article_560f5ca8-24bb-11e1-8150-001a4bcf6878.html#ixzz1kvvZzKgq)


21 Paper Cuts (http://newspaperlayoffs.com/category/papercuts/2011-layoffs/)

22 Pay for staffers at St. Petersburg Times cut five percent for five months under new cost-saving plan

(http://www.tampabay.com/blogs/media/content/pay-staffers-st-petersburg-times-cut-five-percent-five-months-under-new-cost-saving-plan)



23 Miami Herald Announces More Job Cuts, Furloughs

(http://miami.cbslocal.com/2011/08/29/miami-herald-announces-more-job-cuts-furloughs/); Charlotte Observer to Cut Jobs, Implement Furloughs

(http://www.mondotimes.com/3/news/17522)


24 Buffalo News Seeks to Cut 20 percent of Newsroom (http://www.mediabistro.com/mediajobsdaily/buffalo-news-seeks-to-cut-20-percent-of-newsroom_b7156)

25 Calista Corporation Shuts Down Alaska Newspapers, Inc.

(http://indiancountrytodaymedianetwork.com/2011/07/25/calista-corporation-shuts-down-alaska-newspapers-inc-44143)



26 Humboldt Beacon to cease publication; T-S to cut back to six days a week, publisher announces

(http://www.times-standard.com/localnews/ci_19431025); Bay Area News Group announces rebranding plan

(http://www.contracostatimes.com/news/ci_18740023)


27 Three weekly Trempealeau County newspapers merge

(http://www.leadertelegram.com/news/front_page/article_e73fcc86-1e12-11e0-b8e7-001cc4c03286.html)



28 Cox Media Group to relocate some American-Statesman jobs

(http://www.statesman.com/business/cox-media-group-to-relocate-some-american-statesman-1937707.html)



29 Midcoast paper shrinks to once-a-week

(http://bangordailynews.com/2011/11/28/business/midcoast-paper-shrinks-to-once-a-week/)



30 Gannett layoffs include 4 NJ newspapers

(http://www.businessweek.com/ap/financialnews/D9O13JAG1.htm)



31 New York Times Plans Staff Reductions

(http://mediadecoder.blogs.nytimes.com/2011/10/13/new-york-times-plans-staff-reductions/)



32 Village Soup lays off printing staff; papers to be printed in Lewiston

(http://bangordailynews.com/2011/07/05/news/midcoast/village-soup-lays-off-printing-staff-papers-to-be-printed-in-lewiston/)



33Erie Times-News press goes quiet (http://www.goerie.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20110822/NEWS02/308229958/-1/NEWSSITEMAP)

34 France Soir: premier licenciement et déménagement

(http://www.lexpress.fr/actualite/media-people/media/france-soir-premier-licenciement-et-demenagement_1063421.html)



35 См. подробнее об этом Сапунов В.И. Манипулятивные технологии зарубежных телеканалов в освещении конфликта в Ливии // Акценты: новое в массовой коммуникации. №3-4, 2011. – С. 40-49.