Похожие работы
|
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - страница №19/20
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно, в ходе освоения детьми всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, включая психологическое сопровождение.
При организации психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей педагоги ДОУ используют разнообразные формы и методы работы. В работе с детьми раннего возраста преимущественно используются игровые формы. Непосредственно образовательная деятельность происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Цели:
-организовывать предметную деятельность;
-обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
-формировать речь.
Физическое развитие
Образовательные области
|
Задачи
|
Физическая культура
|
Третий год жизни:
-способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности;
-содействовать улучшению координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения;
-приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.
|
Здоровье
|
Третий год жизни:
-продолжать осуществление мероприятий по охране и укреплению здоровья детей;
-обеспечивать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;
-создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление;
-обеспечить выполнение физиологически целесообразного единого для всей группы режима дня.
|
Безопасность
|
Третий год жизни:
- создавать условия, исключающие разные формы детского травматизма;
-учить элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья;
-формировать навыки поведения, позволяющие обратиться в нужный момент за помощью к воспитателю.
|
Программы, методические и дидактические пособия, используемые по направлению «Физическое развитие».
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А.Парамоновой.М., 2004г.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под редакцией Л.А. Парамоновой, М.2009г.
Соболева Л.А., Панина В.П. Двигаемся, играем, радуемся: Пособие для развития движений малышей. Пермь, 1993г.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1987.
Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., 2000г.
Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка». М. 1993 г.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
|
Социально-личностное развитие
|
Социализация
|
Третий год жизни:
-обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и воспитателей детского сада;
-помогать детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни;
-развивать и поддерживать потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы ;
- помогать вступать в контакт со сверстниками, побуждать к игре рядом и вместе друг с другом, создавать условия для совместной с воспитателем и сверстниками деятельности;
-побуждать пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен, поддерживать каждое проявление доброжелательности, поощрять общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей;
-учить элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком;
-способствовать тому, чтобы ребенок называл себя в первом лице («Я рисую», «Я иду гулят» по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени, различал свою половую принадлежность («Я мальчик!», «Я девочка!»);
-поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим;
-положительно оценивать те или иные действия и поступки ребенка;
-не допускать отрицательных оценок ребенка;
-поддерживать стремление действовать самому, развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»), уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я сильный!»).
|
Труд
|
Третий год жизни:
-воспитывать стремление к самостоятельности (при одевании, умывании, во время еды);
-формировать элементарные умения и навыки самообслуживания;
-побуждать бережно относиться к труду других людей: не бросать на пол мусор, аккуратно обращаться с вещами и предметами, не ломать, не рвать, не мять их, вытирать ноги перед входом в помещение;
- развивать интерес к поручениям взрослых, желание их выполнять.
|
Программы, методические и дидактические пособия, используемые по направлению «Социально-личностное развитие».
|
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А.Парамоновой.М., 2004г.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под редакцией Л.А. Парамоновой, М.2009г.
Самые маленькие в детском саду./ Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005 г.
|
Познавательно-речевое развитие
|
Познание
|
Третий год жизни:
-проводить игры-занятия с использованием предметов-орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т.д.;
-учить в процессе совместных дидактических игр, а также в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
-развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз — рука»;
-поощрять действия с предметами, при ориентации на 2—3 свойства одновременно;
-собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4—5 и более колец, располагая их по убывающей величине, из шаров и кубов одного размера;
-составлять башенки из трех одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
-учить составлять пирамидки разного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др.); из трех и более последовательно уменьшающихся деталей;
-закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-учить собирать пирамидки по принципу простого чередования двух свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и пр.), составлять различные по форме и цвету башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей;
-проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов);
-поощрять использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
- развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
- показывать первые способы работы с бумагой — сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т.д.);
-составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики (комочки), птички);
-знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.);
-продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
|
Коммуникация
|
Третий год жизни
Речевое общение:
- побуждать к общению на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных;
- подводить к внеситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас не находится в поле зрения);
-побуждать активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
-поощрять интерес ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия;
-вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.
Словарь:
- знакомить со свойствами и функциями предметов и игрушек в процессе действий с ними, наблюдений за происходящим в окружающем, рассматривания картинок;
-создавать условия для понимания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия, а одно и то же действие можно совершать с разными предметами;
-обогащать словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов и их частей (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины), предметов питания, одежды, мебели, а также названиями игрушек, домашних животных и их детенышей;
-обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек;
- инициировать непроизвольную речь, побуждать активно использовать названия предметов и игрушек, стремясь к их получению.
Грамматический строй речи:
- знакомить с пространственными и временными отношениями в окружающем и побуждать выражать их в речи («Я высоко», «Я буду спать», «Миша упал» и пр.);
- в звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает, уточка: «кря-кря-кря» — крякает, мышка: «пи-пи-пи» — пищит);
-помогать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.
Звуковая культура речи:
-учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;
- упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);
-поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
-учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);
- учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).
|
Программы, методические и дидактические пособия, используемые по направлению «Познавательно-речевое».
|
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А.Парамоновой.М., 2004г.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под редакцией Л.А. Парамоновой, М.2009г.
Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: Мозаика – Синтез, 152 с.
Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: Методическое пособие. –М.: Мозаика – Синтез, 2000г.
Детское творческое конструирование Л.А. Парамонова, М., 1999 г.
Давинчук А.Н., Ивашко И.Н. Планирование образовательной работы в ДОУ: Младший дошкольный возраст.-М.: Мозаика – Синтез, 2003 г.
Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 г. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 г.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада – М.: Просвещение, 1983 г.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985 г.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Чтение художествен
ной литературы
|
Третий год жизни:
-развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;
-вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;
-стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;
-учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него;
-побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций.
|
Художествен
ное творчество
|
Третий год жизни:
-знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, народными игрушками (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок);
-знакомить с иллюстрациями книжной графики художника Ю. Васнецова;
-учить узнавать образы объемных предметов в плоскостном изображении; предлагать детям рассматривать созданные ими рисунки, лепку, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями:
-знакомить с видами изобразительной деятельности рисованием, лепкой, аппликацией, вызывать и поддерживать интерес к ним:
- поддерживать создание ассоциативных образов в художественной деятельности;
-поддерживать желание сотворчества со взрослыми, использовать игровые приемы, помогающие вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ;
-интегрировать рисование, аппликацию и лепку с целью обогащения содержания и средств выразительности;
-поощрять желание экспериментировать с художественными материалами (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками), поддерживать самостоятельный выбор этих материалов, фона листа бумаги, помогать осваивать технические навыки: правильно держать кисточку (карандаш), аккуратно брать краску, промывать кисть, отряхивать ее о край баночки, рисовать на всем пространстве листа, учить ориентироваться на листе бумаги, обучать созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм, в сотворчестве с воспитателем дополнять готовые изображения ритмом мазков, цветовых пятен;
-познакомить с пластическими материалами (глина, пластилин, масса для моделирования) и их свойствами, помогать создавать и видоизменять простые формы, учить сравнивать их с реальными предметами;
-помогать осваивать приемы лепки, раскатывая комок глины в ладонях, видоизменять комок пальцами, соединять части;
-знакомить с бумагой разных цветов и фактуры, учить приемам наклеивания заранее вырезанных взрослым готовых форм выразительных аппликативных образов;
-проявлять интерес к работам детей, рассматривать и обсуждать их.
|
Музыка
|
Третий год жизни:
- развивать умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание;
- учить различать контрастные особенности ее звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высокий — низкий регистр);
- побуждать к подпеванию и пению;
-развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.
|
Программы, методические и дидактические пособия, используемые по направлению «Художественно-эстетическое развитие».
|
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А.Парамоновой.М., 2004г.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под редакцией Л.А. Парамоновой, М.2009г.
Лыкова И. А. Программа художественно воспитания и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки». М., 2007г.
Петрова В.А. Музыка-малышам. М.: Мозаика-синтез, 2001.
Суворова Т.И. Танцуй, малыш!-СПб.:Музыкальная палитра, 2006.
|
Мониторинг
Уровень развития детей раннего возраста по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ определяется при помощи «диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» К.Л. Печоры.
-
Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста
Цель: обеспечение равных стартовых возможностей в образовательных учреждениях.
Условия:
-Освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты МАДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми: прямые и косвенные образовательные ситуации, развлечения, детское экспериментирование и т. д..
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.
- Самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды.
- Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуально помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее время с 7.00 до 8.00, и с 17.00 до 17.30 – в вечернее время
Соотношение режимных процессов в течение дня у детей 5-7 лет
Возраст
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
5-6 лет
|
75 мин
|
184 мин.
|
225 мин
|
45 мин
|
6-7 лет
|
90 мин
|
224 мин.
|
225 мин
|
45 мин
|
Занятия (традиционные, интегрированные), игры-развлечения, наблюдения и экскурсии проводятся ежедневно с группой детей в 1-ю половину дня.
Коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей во 2-й половине дня. Подгруппа для занятий не более 7-9 человек.
В теплое время года максимальное число занятий и других мероприятий проводится на участке во время прогулки.
Физкультурные и музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой, 3-е физкультурное занятие проводится на улице.
Подготовка детей к школе
№№
п/п
|
Содержание работы
|
Результат
|
I.
1.
2.
3.
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
III.
1.
2.
3.
|
Работа с педагогами.
Знакомство с программами начального образования.
Консультации«Ребенок идет в школу». «Игры, способствующие формированию готовности к школьному обучению». «Оборудование уголка школьника в группе детского сада».
Оборудование в группе уголков школьника и библиотеки.
Работа с детьми.
Праздник «День знаний».
Посещение школы, организация занятий по знакомству со школьной жизнью, сюжетно-ролевых игр «Школа», «Библиотека» и т.п.
Работа по становлению интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Организация и проведение игр, направленных на отработку навыков ОБЖ, развитие психических процессов.
Совместное составление и изготовление альбомов «Правила поведения в группе», «Правила ученика».
Применение альбомов в работе с детьми в группе.
Организация посещений детьми краеведческого музея, галереи, детской библиотеки, клуба «Дружба».
Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению в школе.
Работа с родителями.
Собрание с участием учителя начальных классов.
Оформление папок-передвижек «Как подготовить ребенка к школе», «Такие разные школы», «Первые дни ребенка в школе».
Консультации по подготовке детей к школе.
|
Осуществление работы со школьной программой на уровне планирования воспитательно-образовательной работы.
Информирование педагогов и специалистов об возрастных и индивидуальных особенностях воспитанников,
рекомендации об организации работы по формированию у детей готовности к школе
Развитие коммуникативных навыков, снижение школьной тревожности, формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий, личностное развитие детей.
Определение уровня готовности к обучению в школе.
Повышение психологических знаний у родителей в вопросах подготовки детей к бучению в школе.
Рекомендации по развитию у детей:
необходимых психических функций;
-
снижению школьной тревожности;
-
преодолению проблем в личностном развитии.
| << предыдущая страница следующая страница >>
|