Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развити - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 21 5126.83kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 20 3378.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 14 5226.1kb.
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного... 3 586.63kb.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования... 43 5909.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 19 8829.15kb.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования... 11 2022.88kb.
Программа развития Государственного образовательного учреждения дополнительного... 1 463.92kb.
Учебная программа по самбо Бюджетное муниципального образовательного... 12 1585.72kb.
Подготовка ребёнка к детскому саду 1 29.83kb.
I квалификационная категория 1 240.89kb.
Лучший способ бросить курить – посоветоваться с врачом и разработать... 1 32.47kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного - страница №1/16




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 151»

города Магнитогорска
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Начальник отдела заведующий МДОУ

организации дошкольного «ЦРР -д/с № 151»

образования г. Магнитогорска

_________ Н. В. Дорогина _________ Л. И. Галиуллина


Основная

общеобразовательная программа

дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 151» города Магнитогорска

Принято на заседании

педагогического совета

МДОУ «ЦРР – д/с № 151»

г. Магнитогорска

Протокол № 1

от “03” сентября 2013 г.

Председатель педсовета


__________ Е.А. Усольцева

2013


Оглавление

1. Пояснительная записка




1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении




1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования




1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования




1.4. Особенности осуществления образовательного процесса




1.5. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования




2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении




2.1. Режим дня




2.2. Регламент непосредственно образовательной деятельности




2.3. Тематический план образовательной деятельности




3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей




3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса




3.2. Задачи психолого-педагогической работы по возрастам




4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования




4.1. Промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования




4.2. Итоговые результаты развития детей




5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования




6. Региональный компонент




7. Взаимодействие с семьями воспитанников




8.Требования к условиям реализации ООП ДО




9. Взаимодействие с социальными институтами детства




Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится в

постоянном движении!

Руссо Ж.-Ж.





  1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада № 151» города Магнитогорска (далее Программа) – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса. Программа представляет  собой модель организации образовательного процесса, направленного на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы  МДОУ «ЦРР -д/с № 151» г. Магнитогорска   является:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

- Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

- «Радуга» - программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, 2011г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №666 от 12.09.2008).

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 03-248 о переходном периоде для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детский сад № 151» города Магнитогорска.

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия А № 319882 до 25 марта 2015 года.


Программа  построена  на  теоретико - методологических подходах к проблеме развития психики ребенка:

- качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);

- генетический подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);

- возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже);    

- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).;

- личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов).

Программа определяет содержание и организацию образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, направлена на достижение трех основных целей:



    1. сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

    2. способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

    3. обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают всестороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

- физическому,

- социально-личностному,

- познавательно-речевому,

- художественно-эстетическому.


    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

В учреждении функционируют 10 групп, из них 1 группа – общей направленности (3-5 лет), 9 групп для детей с малыми и затухающими формами туберкулезной интоксикации (2 группы для детей раннего возраста и 7 - дошкольного возраста).

Общее количество детей в учреждении - 141.

Количество групп: 10.

Направленность групп:

9 – оздоровительная (для детей с малыми и затухающими формами туберкулезной интоксикации);

1- общеразвивающей направленности



Характеристика групп по наполняемости и возрастного состава на 2013-2014 учебный год:

Наименование групп

Возрастной диапазон

Количество групп

Количество детей

1 младшая группа

2-3 года

2




2 младшая группа

3-4 года

2




средняя группа

4-5 лет

2




старшая группа

5-6 лет

2




подготовительная группа

6-7 лет

1




Общей направленности группа

3-5 лет

1




ИТОГО:




10




Оздоровительные группы сформированы по одновозрастному принципу, что соответствует современным психолого-педагогическим рекомендациям комплектования.

Группа общеразвивающей направленности - разновозрастная, ее посещают дети в возрасте от 3 до 5лет.



Характеристика детей по видам заболеваний туберкулезной инфекцией





учебный год

2011-2012

2012-2013

Вираж труб. пробы

47,1

13,6

Туб. инфицирования

9,7

14,9

Пост вакцинальная аллергия

0,47

29

Туб. контакт семейный

11,2

36,8

Гипер туб. пробы

0,96

4,3

БЦЖИТ

-

0,7

Клинич. Изменения ПТК

-

-

ЧДБ

30,1

-

Туберкулёз ВГЛУ

0,47

0,7


Особенности развития детей с малыми и затухающими формами туберкулезной интоксикации. Детям свойственны нарушения полноценного протекания психических процессов, нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что обусловлено негативным влиянием применяемых детьми фармакологических препаратов, общей ослабленностью организма. Это осложняет формирование чувственно-практического опыта. Чувственное познание для ребенка дошкольного возраста особенно значимо, так как оно является пока единственным средством осмысления мира. Ограничение поступления количества ощущений, снижает полноту, точность и различение признаков внешнего облика человека, в той или иной степени сдерживает формирование целостного образа, что затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Задерживается формирование навыков самообслуживания и ориентировки в быту, включение в реальные трудовые связи со взрослыми, сверстниками, из-за излишней опеки, стремлении подменить детскую самостоятельность помощью взрослых, а в результате, у ребенка возникает потребительское отношение к окружающим, неуверенность в своих силах, снижению стремления доводить начатое дело до конца.

Физические упражнения способствуют повышению функции ретикуло-эндотелиальной системы, а также оказывают десенсибилизирующее влияние на организм, усиливают процессы дезинтоксикации организма. Развивают правильный механизм внешнего дыхания, осуществляют борьбу с нарушениями дыхательного акта, увеличивают жизненную емкость легких, способствуют утилизации кислорода, повышению ассимиляторной функции тканей, улучшение окислительно-восстановительных процессов.
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

Физическое развитие

Двигательная активность на третьем году основывается преимущественно при ходьбе. Новые при­обретения на этом возрастном этапе — попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность детей этого возра­ста характеризуется следующими особенностями: обогащени­ем содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивиду­альных различий в объеме движений (от 5,0 до 12,0 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивно­сти (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к их повы­шению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.

Детям второго и третьего года жизни свойственна час­тая смена движений и поз — от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц. В этом возрасте не отмечается су­щественных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно.

2 года - 2 года 6 месяцев — удержание равновесия при под­нимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасыва­ние мяча через препятствие. Бросание мяча двумя руками взрослому; попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками; бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Встава­ние в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.

2 года 6 месяцев - 3 года — подтягивание руками при сколь­жении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребен­ку способом. Бег в заданном направлении. Оформление фазы полета в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, поло­женную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10—15 см.

К трем годам ребенок вместе со взрослым начинает качать­ся на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. Ребе­нок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в вод­ной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.



Социально-личностное развитие

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ­екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную актив­ность ребенка.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заража­ются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начи­нает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор­дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан­ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлич­ного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровожда­ется рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нару­шением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Познавательно-речевое развитие

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершен­ствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребен­ку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваи­вают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ре­бенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, кото­рые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-за­местителями.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематичес­кий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Мышления становится наглядно-действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про­блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.



Художественно-эстетическое развитие

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

Физическое развитие

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).



Социально-личностное развитие

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обще­ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при­водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителя­ми. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничи­ваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжета­ми. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В резуль­тате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мо­тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управ­ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограни­чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словес­ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зна­чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе­ре выбираемых игрушек и сюжетов.



Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви­тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли­кации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Познавательно-речевое развитие

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц вос­приятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

Физическое развитие

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными измене­ниями мелкой и крупной моторики.

Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

Социально-личностное развитие

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля­ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимо­действий детей.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость пред­ставляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательнос­тью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его дета­лизации.



Художественно-эстетическое развитие

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изоб­ражение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сто­рона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные гео­метрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.



Познавательно-речевое развитие

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета­лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах про­стые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети спо­собны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величи­не, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны при­нять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способ­ными использовать простые схематизированные изображения для реше­ния несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особен­ности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими­тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер­сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаи­модействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок полу­чает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.



Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, мания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Физическое развитие

В старшем дошкольном возрасте изменения основ­ных показателей физического развития протекают менее со­гласованно и плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.

Совершенствуются основные нервные процессы, суще­ственно улучшается их подвижность, уравновешенность, ус­тойчивость. Однако еще остаются достаточно выраженными относительно быстрая функциональная истощаемость нерв­ных клеток и развитие охранительного торможения при пе­регрузках.

Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клет­ки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания.

В этом возрасте более развитыми оказываются те груп­пы мышц, которые активнее действуют в обыденной дея­тельности детей. Это, прежде всего, группы мышц, обеспе­чивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие, жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием свя­зочных отделов. Относительно малоразвиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Это создает предпосылки для возникновения при неблагоприятных условиях деформаций позвоночника.

Социально-личностное развитие

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонацион­но взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отлича­ется от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем дру­гие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.



Художественно-эстетическое развитие

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо­лее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстра­ции к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематич­ные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальнос­тью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, на­против, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.



Познавательно-речевое развитие

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют раз­личные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали построй­ки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз; (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художествен­ному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художест­венного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы­вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыва­нию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространст­венного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для до­школьников известные сложности, особенно если они должны одновре­менно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объ­екты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формиро­ваться операции логического сложения и умножения классов. Так, напри­мер, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причин­ные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять доста­точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольно­му вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют прак­тически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.



следующая страница >>