Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года (В редакции федеральных законов от 25. 06. 2012 г. N 89-фз; от 25. 06. 2012 г. N 93-фз - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
П. Светлый за 2011-2012 учебный год. Общие положения 1 69.74kb.
Анализ статистических данных о состоянии насилия в отношении женщин... 1 73.21kb.
Отчетный период с 26 ноября 2011 года по 30 июня 2012 года фио и... 1 67.21kb.
Семинар-совещание должностных лиц организационно- инспекторских подразделений... 1 248.95kb.
От шантажа президента Ельцина к «закону Димы Яковлева» в декабре... 1 119.3kb.
Обращаем ваше внимание на статью Кирилловой Л. и Сухорукова К. 1 17.81kb.
Отчет о деятельности Санкт-Петербургского союза ученых (апрель 2011... 3 680.84kb.
Анализ социально-экономического положения мо «Кяччинский наслег»... 4 1527.14kb.
Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 г. N 86-зс "Об утверждении... 6 2347.9kb.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за... 1 206.84kb.
Пф вавілон підготовка до євро – 2012 курс з англійської мови для... 4 284.53kb.
Анализ образовательной деятельности доу №14 г. Липецка за 2011-2012... 1 432.3kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года (В редакции федеральных законов от 25. - страница №1/5


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года
(В редакции федеральных законов от 25.06.2012 г. N 89-ФЗ;

от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего

Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие

в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в

сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны

здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп

населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти

Российской Федерации, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере

охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных

организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении

деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и

фармацевтических работников.
Статья 2. Основные понятия, используемые

в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются

следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и

социального благополучия человека, при котором отсутствуют

заболевания, а также расстройства функций органов и систем

организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система

мер политического, экономического, правового, социального,

научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического

(профилактического), характера, осуществляемых органами

государственной власти Российской Федерации, органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и

иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний,

сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого

человека, поддержания его долголетней активной жизни,

предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на

поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя

предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс

медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику

и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих

самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским

работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или

психическое состояние человека и имеющие профилактическую,

исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную

направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских

манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на

сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование

здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или)

распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин

и условий их возникновения и развития, а также направленных на

устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его

обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств,

направленных на распознавание состояний или установление факта

наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством

сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра,

проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и

иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий

по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих

мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по

назначению медицинского работника, целью которых является

устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний

либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья,

трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская

помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи

независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность

по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,

медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и

профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией

(пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и

(или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от

организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного

(уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании

лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона,

регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются

на иные юридические лица независимо от организационно-правовой

формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью

медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в

части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего

Федерального закона к медицинским организациям приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую

деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо

от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую

деятельность (организация оптовой торговли лекарственными

средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального

закона к фармацевтическим организациям приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую

деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет

медицинское или иное образование, работает в медицинской

организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит

осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо,

которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно

осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет

фармацевтическое образование, работает в фармацевтической

организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая

торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или)

розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского

применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление,

отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по

организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской

помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием

патогенных факторов нарушение деятельности организма,

работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся

условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении

защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и

механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с

воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и

требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе

или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость

оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой

работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности,

либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет

причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в

степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на

работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является

причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий

степень поражения органов и (или) систем организма человека либо

нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием

либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик,

отражающих своевременность оказания медицинской помощи,

правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и

реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения

запланированного результата.
Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на

Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего

Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других

федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных

законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации,

законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской

Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального

закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья,

содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных

правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных

правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего

Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального

закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции

имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы

об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом,

другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми

актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным

законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила

международного договора.
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и

обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской

помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов

местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение

прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны

здоровья и обеспечение связанных с этими

государственных гарантий
1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе

признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с

общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья

независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия

заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии,

убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других

обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм

дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании

медицинской помощи
1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской

помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также

уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских

работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его

физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и

религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом

рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению

медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических

норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в

медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения

пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации

с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического

режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в

медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента

при оказании медицинской помощи органы государственной власти

Российской Федерации, органы государственной власти субъектов

Российской Федерации, органы местного самоуправления,

осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские

организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с

общественными объединениями, иными некоммерческими организациями,

осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из

важнейших и необходимых условий физического и психического развития

детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия

подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую

правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права

при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные

организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере

охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации и органы

местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями

разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику,

раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и

младенческой смертности, формирование у детей и их родителей

мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие

меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами,

специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими

изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы

государственной власти субъектов Российской Федерации в

соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские

организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом

обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том

числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и

(или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру,

ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и

восстановление их здоровья.
Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае

утраты здоровья
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

обеспечивается путем установления и реализации правовых,

экономических, организационных, медико-социальных и других мер,

гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств

обязательного социального страхования, определения потребности

гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством

Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания

(состояния), установления временной нетрудоспособности,

инвалидности или в иных определенных законодательством Российской

Федерации случаях.
Статья 9. Ответственность органов государственной власти и

органов местного самоуправления, должностных

лиц организаций за обеспечение прав граждан в

сфере охраны здоровья
1. Органы государственной власти и органы местного

самоуправления, медицинские организации и иные организации

осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в

сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного

самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих

полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны

здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу

приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и

уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в

соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и

стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного

объема медицинской помощи в соответствии с программой

государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской

помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской

Федерации требований к размещению медицинских организаций

государственной системы здравоохранения и муниципальной системы

здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере

здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех

групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с

ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования

медицинским работником средств связи или транспортных средств для

перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях,

угрожающих его жизни и здоровью.
Статья 11. Недопустимость отказа в оказании

медицинской помощи
1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с

программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам

медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской

организацией, участвующей в реализации этой программы, и

медицинскими работниками такой медицинской организации не

допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается

медицинской организацией и медицинским работником гражданину

безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи

требований медицинские организации и медицинские работники несут

ответственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации.
Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается

путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового

образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и

табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением

наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему

выявлению заболеваний, в том числе предупреждению

социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров,

диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья

граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в

соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием

медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные

сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении,

составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную

тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали

известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных

и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями

3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного

представителя допускается разглашение сведений, составляющих

врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в

целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения

научных исследований, их опубликования в научных изданиях,

использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без

согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения

гражданина, который в результате своего состояния не способен

выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20

настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний,

массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с

проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу

органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением

уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением

условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание

наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в

соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального

закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста,

установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона,

для информирования одного из его родителей или иного законного

представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении

пациента, в отношении которого имеются достаточные основания

полагать, что вред его здоровью причинен в результате

противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам

военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных

(врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной

власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и

приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и

профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том

числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях

оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства

Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе

обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности

медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным

законом.
Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации и органов местного

самоуправления в сфере охраны здоровья
Статья 14. Полномочия федеральных органов

государственной власти в сфере охраны здоровья
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в

сфере охраны здоровья относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны

здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны

здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью,

используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской

Федерации;

5) организация, обеспечение и осуществление федерального

государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и

сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию

медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование

населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной

ситуации и о принимаемых мерах;

7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны

здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование

которых осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15

настоящего Федерального закона органами государственной власти

субъектов Российской Федерации;

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны

здоровья, в том числе за соблюдением требований технических

регламентов в сфере охраны здоровья;

9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз

данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение

конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление порядка осуществления медицинской

деятельности на принципах государственно-частного партнерства в

сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной

помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной,

медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной,

медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными

медицинскими организациями;

12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и

(или) ее компонентами, а также организация обеспечения

лекарственными препаратами, специализированными продуктами

лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для

дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской

помощи в соответствии с пунктами 6 и 11 настоящей части и пунктом

17 части 2 настоящей статьи;

13) организация медико-биологического и медицинского

обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской

Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью

первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими

организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация

побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских

изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда

жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских

изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных

исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере

охраны здоровья, включая заключение международных договоров

Российской Федерации.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти,

осуществляющего выработку государственной политики и нормативное

правовое регулирование в сфере здравоохранения (далее -

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере

здравоохранения, разработка и реализация программ формирования

здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья,

реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике

заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения,

оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению;

2) установление требований к размещению медицинских

организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной

системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере

здравоохранения исходя из потребностей населения;

3) координация деятельности в сфере охраны здоровья

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения,

муниципальной системы здравоохранения и частной системы

здравоохранения;

4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной

комиссии медицинской организации;

5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны

здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям

медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских

работников и фармацевтических работников, специальностей

специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

6) утверждение типовых положений об отдельных видах

медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских

организаций;

7) установление общих требований к структуре и штатному

расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и

муниципальную системы здравоохранения;

8) установление порядка организации и проведения медицинских

экспертиз;

9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы

качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;

10) утверждение правил и методик в области статистического

учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере

охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и

фармацевтическими организациями;

11) утверждение порядка организации системы документооборота в

сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской

документации, в том числе в электронном виде;

12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих

высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование

для присвоения им квалификационной категории;

13) утверждение порядка организации направления граждан

Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской

Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;

15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;

16) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных

препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на

лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления

этих бланков, их учета и хранения;

17) организация медицинской эвакуации граждан федеральными

государственными учреждениями.
Статья 15. Передача осуществления полномочий

Российской Федерации в сфере охраны здоровья

органам государственной власти субъектов

Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам государственной

власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих

полномочий:

1) лицензирование следующих видов деятельности:

а) медицинская деятельность медицинских организаций (за

исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным

органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности,

осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными

средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным

органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных

веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений

(в части деятельности по обороту наркотических средств и

психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением

деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли

лекарственными средствами и аптечными организациями,

подведомственными федеральным органам исполнительной власти,

государственным академиям наук);

2) организация обеспечения лиц, больных гемофилией,

муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,

злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и

родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после

трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по

перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с

частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде

субвенций из федерального бюджета (далее - субвенции).

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете

в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации,

определяется на основании следующих методик, утверждаемых

Правительством Российской Федерации:

1) на осуществление указанного в пункте 1 части 1 настоящей

статьи полномочия исходя из:

а) численности населения;

б) количества медицинских организаций, осуществление

полномочия по лицензированию медицинской деятельности которых

передано органам государственной власти субъекта Российской

Федерации; количества аптечных организаций, осуществляющих

реализацию населению лекарственных препаратов и медицинских

изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их

прекурсоров;

в) иных показателей;

2) на осуществление указанного в пункте 2 части 1 настоящей

статьи полномочия исходя из:

а) численности лиц, включенных в федеральный регистр,

предусмотренный частью 8 настоящей статьи;

б) ежегодно устанавливаемого Правительством Российской

Федерации норматива финансовых затрат в месяц на одно лицо,

включенное в федеральный регистр, предусмотренный частью 8

настоящей статьи;

в) иных показателей.

4. Субвенции предоставляются в соответствии с бюджетным

законодательством Российской Федерации.

5. Субвенции на осуществление указанных в части 1 настоящей

статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть

использованы на другие цели.

6. В случае использования субвенций не по целевому назначению

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по

контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти

средства в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

1) издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления

указанных в части 1 настоящей статьи полномочий, в том числе

административные регламенты предоставления государственных услуг и

исполнения государственных функций в части переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации методические указания и

инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий;

3) осуществляет в устанавливаемом им порядке согласование

назначения на должность (освобождения от должности) руководителей,

структуры органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности,

к порядку представления отчетности об осуществлении переданных

полномочий;

5) готовит и вносит в Правительство Российской Федерации в

случаях, установленных федеральными законами, предложения об

изъятии у органов государственной власти субъектов Российской

Федерации переданных полномочий.

8. Федеральный регистр лиц, больных гемофилией,

муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,

злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и

родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после

трансплантации органов и (или) тканей ведется уполномоченным

федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном

Правительством Российской Федерации, и содержит следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в

системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у

гражданина при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или

удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) дата включения в федеральный регистр;

8) диагноз заболевания (состояния);

9) иные сведения, определяемые Правительством Российской

Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти,

осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны

здоровья:

1) ведет единый реестр лицензий, в том числе лицензий,

выданных органами государственной власти субъектов Российской

Федерации в соответствии с полномочием, указанным в пункте 1 части

1 настоящей статьи, в порядке, установленном уполномоченным

федеральным органом исполнительной власти;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством

осуществления органами государственной власти субъектов Российской

Федерации полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, с

правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и

о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих

обязанности по осуществлению переданных полномочий.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти

субъекта Российской Федерации):

1) по согласованию с уполномоченным федеральным органом

исполнительной власти назначает на должность (освобождает от

должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;

2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным

органом исполнительной власти структуру органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им

полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных

полномочий в соответствии с федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными

правовыми актами и иными документами, предусмотренными частью 7

настоящей статьи;

4) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 1

части 7 настоящей статьи, утверждать административные регламенты

предоставления государственных услуг и исполнения государственных

функций в части переданных полномочий, которые не могут

противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации,

должны содержать только предусмотренные такими актами требования и

ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и

законных интересов организаций и которые разрабатываются с учетом

требований к регламентам предоставления федеральными органами

исполнительной власти государственных услуг и исполнения

государственных функций;

5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный

федеральный орган исполнительной власти в установленной форме

ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций,

сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными

полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае

их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых

органами государственной власти субъектов Российской Федерации по

вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной

нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа

исполнительной власти;

6) обеспечивает ведение регионального сегмента федерального

регистра, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и

своевременное представление содержащихся в нем сведений в

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

11. Контроль за расходованием субвенций, предоставленных на

осуществление переданных полномочий, осуществляется федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и

надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере

здравоохранения, и Счетной палатой Российской Федерации.

12. Правительство Российской Федерации вправе принимать

решение о включении в перечень заболеваний, указанных в пункте 2

части 1 настоящей статьи, дополнительных заболеваний, для лечения

которых обеспечение граждан лекарственными препаратами

осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в сфере охраны

здоровья
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

2) разработка, утверждение и реализация программ развития

здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения, профилактики заболеваний, организация

обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими

изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении

населения;

3) разработка, утверждение и реализация территориальной

программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам

медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу

обязательного медицинского страхования;

4) формирование структуры исполнительных органов

государственной власти субъекта Российской Федерации,

осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере

охраны здоровья, и установление порядка их организации и

деятельности;

5) организация оказания населению субъекта Российской

Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в

том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том

числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной

медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской

Федерации;

6) создание в пределах компетенции, определенной

законодательством Российской Федерации, условий для развития

медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

7) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и

(или) ее компонентами, а также организация обеспечения

лекарственными препаратами, специализированными продуктами

лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для

дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской

помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 настоящей части;

8) организация осуществления мероприятий по профилактике

заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан,

проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

9) организация осуществления мероприятий по проведению

дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами

для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и

хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,

приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или

инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего

Федерального закона;

11) координация деятельности исполнительных органов

государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны

здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем

здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;

12) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и

сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию

медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование

населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной

ситуации и о принимаемых мерах;

13) информирование населения субъекта Российской Федерации, в

том числе через средства массовой информации, о возможности

распространения социально значимых заболеваний и заболеваний,

представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта

Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных

статистических данных, а также информирование об угрозе

возникновения и о возникновении эпидемий;

14) установление мер социальной поддержки по организации

оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми

заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для

окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц

лекарственными препаратами;

15) обеспечение разработки и реализация региональных программ

научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

16) установление случаев и порядка организации оказания

первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской

помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких

медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.

2. Отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия

органов государственной власти субъектов Российской Федерации в

сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления

органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным

законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В

этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется

медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления

в сфере охраны здоровья
К полномочиям органов местного самоуправления городских

округов и муниципальных районов (за исключением территорий,

медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со

статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья

относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению

в соответствии с территориальной программой государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и

законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий,

установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации";

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в

медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в

случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью

2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) информирование населения муниципального образования, в том

числе через средства массовой информации, о возможности

распространения социально значимых заболеваний и заболеваний,

представляющих опасность для окружающих, на территории

муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных

статистических данных, а также информирование об угрозе

возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом

субъекта Российской Федерации;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и

пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального

образования мероприятий, направленных на спасение жизни и

сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях,

информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне

чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования

мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового

образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской

Федерации;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения

медицинских работников и фармацевтических работников для работы в

медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от

6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации".

следующая страница >>