Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться н - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств любовь к своей родине. «Патриотизм - страница №1/1



Патриотическое воспитание детей

в семье и школе

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.

Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык. Передовые люди России во все времена горячо любили свой народ и ненавидели его угнетателей. Они хотели видеть родину свободной и счастливой, идущей впереди всего просвещенного человечества.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Пожалуй, эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Вот отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах своей бригады, об интересных находках и рационализаторских предложениях. Вот мать листает семейный альбом и рассказывает детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за труд, вспоминает разные истории из жизни семьи, тетушек и дядюшек, сестер и братьев. Вот фотографии из различных турпоходов по родному краю, турпоездок по городам России. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России, уважительно относятся к искусству всех народов нашей родины – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на заводе, в сельском кооперативе, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому и т. д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей. Они не видят бедных людей в своей стране, не видят голодающих шахтеров, не видят больных пенсионеров и ветеранов войны. Они всеми силами откупаются от службы в армии, не хотят служить своей родине. У них 2 или 3 гражданства, у них есть запасные дома в других странах. Они как перекати-поле: бродят по свету, воруют в одном месте, тратят деньги в другом. Таких всегда презирали в России.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь истории. С момента образования Киевской Руси древнерусские города сражались за свою независимость против захватчиков. Откуда только ни приходили к нам непрошеные гости: печенеги и половцы, татары и монголы, чужеземные короли и императоры страстно стремились к захвату «жизненного пространства», с жадностью зарились на несметные богатства государства Российского. Но их мечтам не суждено было сбыться. Ключей от Москвы русские люди не отдавали, головы не склоняли, стояли насмерть.

Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выковывался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа. Уже в первом русском воинском уставе записано: «…Лучше умерети, нежели в бесчестии жити!».

Русские воины совершали подвиги не ради наград и славы, а во имя Отечества. Две отечественные войны пережила Россия: в 1812 году с Наполеоном и в 1941–1945 годах – с гитлеровской Германией. 60 лет назад российский народ ценою огромных жертв и невиданных разрушений принес свободу Европе и всему миру от коричневой чумы – фашизма. Весь народ поднялся против фашистского порабощения: и пожилые, и молодые граждане шли на призывные пункты, в военкоматы, становились в ряды ополчения, уходили в партизаны. Воевали не только юноши, но и девушки.

Летом 1941 года судьба России решалась на подступах к Москве. Все понимали, что надо остановить фашистов любой ценой, в том числе и ценой своей жизни. Именно здесь проявился массовый героизм наших воинов: воздушный таран летчиков Гастелло и Талалихина; грудью закрыл амбразуру вражеского дзота Александр Матросов, героически погибла партизанка Зоя Космодемьянская. 28 героев-панфиловцев стояли насмерть на Волоколамском шоссе, подтверждая слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».

1942 год. Танки Паулюса рвутся к Сталинграду. Город превращен в руины, не выдерживают камень и железо. Но люди – советские солдаты – дерутся за каждый дом, за этаж, за лестничную клетку, за каждую пядь земли. Здесь каждый был героем.

Легендарный дом Павлова так и не смогли взять немцы до конца сражения. Николай Паникаха бросился с бутылкой зажигательной смеси под вражеский танк и ценою жизни остановил его. Воины под командованием Чуйкова и Родимцева не допустили немцев к Волге, обороняя узкую полосу берега всего 200–300 м шириной.

Великое танковое сражение под Курском летом 1943 года уничтожило армию знаменитых немецких танков – «Тигров» и «Пантер». После этих сражений немцы уже не смогли опомниться, и Красная Армия погнала врага на запад, где и добила его в Берлине, в мае 1945 года.

На международном трибунале в Нюрнберге судили главарей Вермахта. Герингу, преемнику Гитлера, был задан вопрос: «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление?». Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советов. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

Во все времена люди почитали своих героев. О них складывались легенды и песни, передавались из поколения в поколение предания, они становились национальной гордостью народов. Вспомните: герои ополчения против поляков в 1612 году – князь Пожарский и мещанин Кузьма Минин; крестьянин Иван Сусанин, который сам погиб, но и польский отряд завел в лесные дебри, откуда не было выхода; герои войны 1812 года – Багратион, Кутузов, Денис Давыдов, генерал Раевский и сотни других имен.

В войне 1941–1945 годов тысячи воинов стали Героями Советского Союза. Вечно живут в наших сердцах герои-молодогвардейцы: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова и др. Тысячи имен вписаны в книгу Памяти, на стенах в Пантеоне славы на Мамаевом кургане в Волгограде; в память о них горит вечный огонь у могилы Неизвестного солдата.

Военный подвиг невозможен без ратного, трудового подвига в тылу. Миллионы женщин, подростков и старцев стояли в холодных цехах у станков, создавая самолеты и танки, снаряды и автоматы; выращивали хлеб, добывали уголь, валили лес.

Они отказывали себе в самом необходимом, все отдавали для фронта, для победы. Труженики тыла сейчас приравнены к участникам Великой Отечественной войны и пользуются льготами за свой тяжелый труд в период войны.

Все это должны знать наши дети. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их отцы и деды ради их мирной жизни.

Для этого в школе и семье надо вести целенаправленную военно-патриотическую работу. Прививать молодежи любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление к ее защите от внешних врагов.

Военно-патриотическое воспитание основывается на принципе преемственности поколений, передаче славных боевых и трудовых традиций. Каждый молодой человек стоит у истоков своего жизненного пути, но нельзя идти вперед, не оценивая прошлого, пережитого и выстраданного предыдущими поколениями. Каждый по-своему отвечает на вопрос «С кого делать жизнь?». Большинство подростков выбирают себе в качестве образца для подражания героев предшествующих поколений. Но для этого надо обогатить молодежь знанием примеров героизма, отваги и мужества, то есть надо помочь им найти тот образ героя, который может увлечь и повести за собой. В данное время это особенно актуально. Сейчас по ТВ на детей обрушивается град различных фильмов-боевиков, где герои – криминальные элементы, которые убивают, насилуют, грабят ради богатства, ради власти над людьми, ради мирового господства, или богатые олигархи, прожигающие жизнь за границей. Эти «герои» не имеют ничего общего с теми, кто жертвовал своей жизнью ради спасения и благополучия свой родины. Поэтому знание истории России, обращение к ее героям во все времена необходимо в каждой семье.

Детям надо рассказывать об их предках, которые воевали против фашизма и в «горячих» точках, отстаивали свободу мирных жителей. Надо показывать их фотографии, вещи, ходить с детьми в музеи боевой славы, устраивать экскурсии в города-герои, говорить о своих трудовых наградах – о том, за что отец или мать получили звание «Ветеран труда», «Заслуженный строитель», «Отличник народного образования», «Заслуженный доктор России», «Мастер спорта» и т. д.

Современная педагогика знает немало способов воспитания. Например, «воспитание личным примером», «воспитание словом», «воспитание делом». Именно чувство долга перед семьей, перед трудовым коллективом, перед страной заставляет человека не на словах, а на деле вооружаться мужеством и решимостью, чтобы претворить в жизнь требования времени.

Защита отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту.

Для этого надо с детских лет воспитывать в детях дисциплинированность, коллективизм, чувство товарищества, физически развивать и закаливать подростков.

В армии главное правило – уметь подчиняться приказу командира. Делать не то, что хочешь, а то, что надо. Родители должны ставить перед сыном определенные задачи и добиваться их выполнения и в учебе, и в спорте, и в быту. Это приучит его к дисциплине.

Коллективизм в армии – это «чувство локтя», это ситуация, когда идущий рядом с тобой в одной цепи не подведет, не спасует, а в критический момент придет к тебе на помощь, не бросит «на ничейной земле», прикроет от вражеского удара.

От чувства коллектива зависит сплоченность подразделения, сохранение жизней на поле брани.

Очень важна и психологическая закалка юноши, способность переносить тяготы и лишения солдатской службы. Если ребенок с детства заласкан в семье, огражден от физических дел, не умеет сам себя обслужить, не может ни сварить, ни помыть, ни постирать, то он боится жизни вдали от дома, без мамы и папы; он боится жизни в казарме и в походных условиях, ищет пути и способы «откосить» от армии. И вина здесь только родителей.

Для защиты отечества требуются люди крепкой физической закалки, которые умеют работать со сложной техникой, прыгать с парашютом, длительно находиться на кораблях и в подводных лодках. Задача родителей – определить сына в спортивную секцию или технический кружок, приучить к физзарядке и закаливанию.

Сейчас в школах нет такого предмета, как НВП (начальная военная подготовка). Знакомство старших подростков с азами военного дела происходит в рамках программы ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Здесь их учат, как поступать в разных экстремальных ситуациях, как оказывать первую помощь пострадавшему, как пользоваться противогазом и респиратором, как действовать при пожаре, урагане, наводнении.

В школах проводятся военно-спортивные игры, где подростки соревнуются в ориентировании на местности, в умении разбить лагерь, показать свое спортивное мастерство. Снова возрождаются игры «Зарница», «Орленок», а в них необходимы взаимная выручка, принцип «один за всех, все за одного».

В школах ведется поисковая работа и возрождаются музеи боевой и трудовой славы. Родители могут принять участие в сборе материала для этих музеев, передавать туда фотографии своих родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне, воевали в «горячих точках», рассказывать об их подвигах, наградах. Для своих детей они могут создать климат положительного отношения к службе в армии. «Вот погоди, пойдешь в армию, там тебя научат уму-разуму!», «Без воинской службы не стать настоящим мужчиной», «Армия – это порядок и дисциплина. Там особо не разгуляешься!».

Для многих родителей большая радость – получение из воинской части благодарности от командования за хорошее воспитание своего сына. Такие благодарности часто печатают в местных газетах, их надо читать и обсуждать в семье, обращать внимание младшего сына на то, за что именно хвалят солдата. Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе.

Наши сегодняшние ученики не застали тех учителей, которые пришли прямо с фронта в школьные классы. Они учили не только истории и математике, литературе или биологии; они рассказывали о том, как было на войне: о фронтовой дружбе, об искренности и неподкупности, о смерти и бессмертии тех, кто не вернулся с полей сражений.

Затем уроки этих учителей заменили встречи с ветеранами-фронтовиками. Их приглашали в школу на юбилейные даты, на день Победы, на уроки Мужества, которые проходили 23 февраля. Это были рассказы живых свидетелей, поэтому вызывали большой интерес у мальчишек и девчонок.

Но ветеранов становится все меньше, им трудно выходить из дома. Недостаток личного общения надо восполнять другими формами и методами патриотического воспитания. Это в первую очередь уроки Мира, которые каждый классный руководитель проводит 1 сентября. Здесь он говорит о стремлении нашего государства предотвратить термоядерную войну, о договорах по уничтожению различных ядерных вооружений, о стремлении России погасить военные конфликты в Сербии, Ираке, Иране, Афганистане, Чечне, о борьбе с терроризмом, с воинствующими религиозными течениями (вахаббиты, душманы, Аль-Каида).

Учитель доносит до детского разума мысль о том, что мир на земле надо защищать, что за нас этого никто не сделает, что каждый гражданин страны должен уметь защитить себя и своих близких. В школах также ведется работа по охране памятников героям войны, помощи престарелым ветеранам войны и труда. Ведь патриотизм проявляется не только в ратном деле, но и в мирном труде. И тут события «новой» России (то есть произошедшие с 1991 года) преподносят нам как положительные, так и отрицательные примеры. Многие «новые русские», сумевшие быстро разбогатеть в годы приватизации, направили свои капиталы на службу своей стране. Они создают новые фабрики и заводы, открывают новые лечебные и учебные центры, организуют сельскохозяйственные фермы и кооперативы. Они кормят, поят, одевают, учат и лечат граждан России, выкупают за границей наши исторические ценности: картины, иконы, книги, украшения – и передают их в дар государству.

Но есть немало «нуворишей», которые, напротив, вывозят ценности из страны, скупают за границей дворцы и виллы, спортивные клубы. Они спешат вложить свои деньги во что-нибудь вдали от Родины. Это люди, не помнящие родства. Они не видят бедности инвалидов и пенсионеров, не хотят знать о нуждах наших школ и больниц, о миллионах беспризорных нуждающихся детей. Этих людей нельзя назвать ни патриотами, ни просто людьми. Они как крысы на корабле, что бегут с него в минуты опасности, при какой-либо аварии или беде.

И крестьяне, и мещане, и рабочие, и князья, и графы, и члены императорской семьи России считали позором предать свою Родину. Они считали своим священным долгом защищать ее и работать на ее процветание. Вспомним, сколько меценатов было в России: купец Павел Третьяков основал картинную галерею, премьер Столыпин укреплял крестьянские хозяйства, ученый Циолковский прославил Россию, создав теорию космических полетов, хирург Пирогов на свои деньги оснастил больницу для бедных.

В последнее время стало меньше активных, деятельных форм воспитания; у детей не стало дел, необходимых для общества, которые надо делать не за деньги, а по велению души и сердца. Нужно искать новые формы работы.

Воспитанию любви к Родине способствует чтение книг таких писателей, как М. Алексеев, А. Ананьев, Ю. Бондарев, В. Быков, В. Бакланов, В. Богомолов, Б. Васильев, А. Иванов, И. Стаднюк, И. Шамякин и др., просмотр кинофильмов: «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия», «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «В бой идут одни старики», «Фронт без флангов» и других фильмов о ВОВ; фильмов о современной армии: «Прыжок на заре», «Офицеры», «В зоне особого внимания», «Океан».

Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Стиль жизни семьи, ее нравственные устои передаются детям, а они потом должны сделать свой выбор: либо тихая обитель мещанства, где все подчинено эгоизму накопительства, либо благородные дороги служения своему отечеству. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след.



Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.