Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах Минэкономразвития России май 2011 г - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах Минэкономразвития России - страница №35/35


6.7 Республика Таджикистан

В начале 2011 года руководство Республики Таджикистан приступило к созданию в стране первого промышленного кластера - Таджикской химико-металлургической корпорации. В тоже время, имеющимися программами развития в сфере науки и технологий создание инновационных кластеров в республике в ближайшие годы не предусмотрено.

Республика Таджикистан по уровню инновационной активности, удельному весу высокотехнологической продукции в структуре производства и экспорта, развитию инновационной инфраструктуры существенно отстает от экономически развитых стран мира.

Это объясняется тем, что научный потенциал институтов Академии наук Республики Таджикистан, отраслевых научных учреждений и высших учебных заведений пока еще не объединен в должной мере с целью консолидации усилий и ресурсов для подготовки высококвалифицированных кадров и совместного использования научно-экспериментальной базы академического, отраслевого и вузовского секторов науки. Научные разработки осуществляются не целенаправленно, без должного обеспечения научными кадрами и финансирования. Научный потенциал пока еще не сконцентрирован в должной мере на решении приоритетных проблем науки и социально-экономического развития страны. Отсутствует должная связь науки с производством. Научно-технические разработки и практические рекомендации не всегда отвечают требованиям уровня развития современных технологий. Слабо ведется поиск новых форм взаимодействия науки с производством. Низка востребованность результатов научных исследований со стороны производства, медленно происходит переход сферы науки и технологий на инновационный путь развития.

С учетом названных факторов, правительством страны разработана и утверждена «Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2011 г. № 114), которая предусматривает создание в стране высокоэффективной системы государственной поддержки и развития науки, которая позволит обеспечить концентрацию научного потенциала на приоритетных для страны направлениях научных исследований и социально-экономического развития, ускоренное формирование инновационной инфраструктуры и практическое применение инноваций, создание конкурентоспособных технологий, востребованность научных разработок со стороны производства, бизнеса, предпринимателей.

В указанной Стратегии предусмотрены меры по созданию необходимых условий, направленных на формирование инновационных инфраструктур в виде инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий.

Финансирование мероприятий по развитию науки и технологий в республике предусмотрено, в основном, за счет средств международных организаций и фондов, частных предприятий, фирм и собственных средств научных организаций.

В настоящее время в Республике Таджикистан отсутствуют организации, осуществляющие трансформацию научно-технических достижений от первоначальных разработок до внедрения технологий в массовое производство (такие, как, венчурные фонды, бизнес-ангелы, инвестиционно-инновационные компании, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.). Решение всего спектра научно-технических проблем возложено на Академию наук Республики Таджикистан.




6.8 Туркменистан

Институты развития и инструменты поощрения и поддержки инновационной деятельности в стране в настоящее время только формируются. В частности, в СМИ и экспертном сообществе обсуждается вопрос о подготовке проекта Закона Туркменистана «Об инновационной деятельности», который, как ожидается, будет способствовать ускорению процессов модернизации технологического развития страны. В рамках развернувшейся дискуссии экономистов по инновационной стратегии, в том числе рассматривается целесообразность создания в стране следующих структур:

- национального инновационного фонда, призванного стимулировать венчурное финансирование инновационных проектов;

- инвестиционного фонда Туркменистана, основной целью которого должно стать оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом сегменте экономики;

- лизинговых компаний для удовлетворения потребностей государственного и частного сектора в оборудовании, технике и технологиях;

- специальных экономических зон для реализации проектов индустриально-инновационного развития.

- технопарков, бизнес-инкубаторов.

По замыслу Института стратегического планирования и экономического развития Туркменистана – одного из разработчиков предложений по инновационной стратегии государства, в деятельности создаваемых структур новой инновационной модели развития страны важную роль должно играть государственно-частное партнерство.

Вместе с тем значимых шагов в направлении создания структур поддержки инновационной деятельности пока не предпринималось. В этой связи выявить в экономике Туркменистана функционирующие структуры, кластеры инновационной деятельности, представляющие практический интерес для решения задач модернизации российской экономики, затруднительно.

Наиболее продвинутой в решении задач инновационного развития страны в настоящее время является Академия наук Туркменистана и, в частности, входящий в её структуру Институт «Гюн» (Институт Солнца).

Институт «Гюн» является научно-производственным объединением, самофинансируемым предприятием, осуществляющим научно-технические исследования по практическому использованию нетрадиционных источников энергии (солнце, ветер), по проблемам физики, химии, теплотехники, химическим и теплотехническим технологиям и внедрения научных разработок в народное хозяйство. В институте ведется также разработка научных основ и создание технологических процессов переработки минерально-сырьевых ресурсов, получению новых импортозаменяющих продуктов и материалов на основе местного сырья, эффективного использования водных ресурсов, создания новых химических препаратов для сельского хозяйства. Результаты вышеперечисленных научных разработок служат источником финансирования Института «Гюн» при их реализации отечественным потребителям.

6.9 Республика Узбекистан
По оценкам экспертов национальная инновационная система Узбекистана в настоящее время находится в стадии своего формирования. Государство является основным заказчиком научно-технических разработок, а вовлечение частного сектора пока представлено фрагментарно.

Справочно: В 2010 году впервые была сделана попытка рассчитать удельный вес государственных и частных затрат на НИОКР в структуре ВВП по международной методике. Этот показатель для Узбекистана за 2009 год составил 0,18% от ВВП. Для сравнения у лидера - Израиля - 4,74%, России 1, 12%, Киргизия - 0,25%, Азербайджан - 0,18%.

Общую координацию государственного регулирования в данной сфере осуществляет Комитет по координации развития технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - ККРНТ).

ККРНТ обеспечивает проведение государственной научно-технической и инновационной политики, утверждает и координирует мероприятия по развитию инновационной деятельности, вырабатывает приоритетные направления развития науки и технологий, координирует деятельность НИИ и ВУЗов, Академии наук, министерств и ведомств по реализации и мониторингу приоритетных направлений.

С 2008 года при Министерстве экономики Республики Узбекистан действует Агентство по трансферу технологий (далее - АТТ).

Основной целью АТТ является содействие промышленному освоению научно-исследовательских разработок и технологий. Задачи АТТ: осуществление трансфера и коммерциализации научно-исследовательских технологий, оказание услуг по передаче технологий и разработок на лицензионной основе, создание совместных производств, создание малых инновационных производств и оказание других услуг в области реализации инновационных технологий.

Партнерами ассоциации являются: ККРНТ, Программа развития ООН в Узбекистане, ТПП Республики Узбекистан, российская сеть трансфера технологий (RTTN), инновационный центр «Oxford innovation».

В настоящее время ведется работа по созданию электронной базы данных инновационных проектов АТТ (www.tta.uz). Использование базы данных и портала позволит создать площадку для сотрудничества между разработчиками технологий и потенциальными потребителями. Кроме того, данный Интернет ресурс представляет возможности для получения необходимой информации, включая новости, аналитические материалы, публикации, форумы для обсуждения интересующих вопросов, он-лайн консультации и веб-семинары.

Отдельные вопросы, связанные с инновационным развитием отнесены к компетенции национальной Академии наук, Министерства высшего и средне-специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства народного образования. Этими ведомствами формируются инновационные технические программы, исходя из научно-технических проблем, существующих в соответствующих отраслях.

Финансирование программ министерств осуществляется за счет средств государственного бюджета и субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в инновационной деятельности.

Формирование и реализация единой государственной политики в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется Государственным патентным ведомством, а вопросами стандартизации и метрологии занимается Агентство «Узстандарт».

Узбекистан присоединился к ряду универсальных международных конвенций и договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности - Локарнскому соглашению об учреждении международной классификации промышленных образцов, Договору о патентном праве, Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, что способствует интеграции национальной системы охраны интеллектуальной собственности в мировые системы.

В настоящее время Министерством юстиции Узбекистана ведется разработка национального стандарта и методических указаний оценки интеллектуальной собственности, направленные на повышение степени коммерциализации инновационных разработок.

Внедрение инновационных разработок планируется осуществлять, в том

числе в рамках Свободной индустриально-экономической зоны (СИЭЗ) «Навои».

Справочно: СИЭЗ «Навои» была учреждена Указом Президента Узбекистана от 02.12.2008 г. №УП-4059 с целью создания благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций для организации высокотехнологичных производств и развития промышленного потенциала, производственной, транспортно-транзитной и социальной инфраструктуры. Территория производственного комплекса - 556 га. В рамках свободной зоны иностранным инвесторам установлен льготный таможенный и налоговый режим, включая проведение валютных операций, а также, беспрепятственное нахождение на территории зоны иностранных специалистов. Срок функционирования свободной зоны - 30 лет с возможностью последующего продления. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СИЭЗ "Навои" освобождаются от уплаты земельного налога, налога на развитие инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий) и обязательного налога в Республиканский дорожный фонд, фонд школьного образования при объеме внесенных прямых инвестиций от 3 млн. евро до 10 млн. евро - на 7 лет, от 10 млн. евро до 30 млн. евро - на 10 лет, со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль, свыше 30 млн. евро - на 15 лет. со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль.

СИЭЗ "Навои" предполагается развивать в пяти основных направлениях -это машиностроение и автомобилестроение, производство пластиковых и полимерных изделий, пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, электроника, а также фармацевтика и медицина. Сейчас в СИЭЗ «Навои» реализуются около двадцати проектов, общая стоимость которых составляет более 160 миллионов долларов.

В качестве инвесторов выступают компании таких стран, как Сингапур, Китай, Южная Корея, Индия, Оман и Объединенные Арабские Эмираты. Предприятия Российской Федерации до настоящего времени не представлены в списках инвесторов или производителей продукции.

Специализированные подразделения, отвечающие за инновационное развитие, действуют в ряде крупных государственных акционерных компаний («OZLITINEFGAS», «OZKIMYOSANOAT» и т.д.).

В интересах задач модернизации российской экономики представляется целесообразным осуществлять взаимодействие со следующими структурами Республики Узбекистан:



  • Комитет по координации развития технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

  • Агентство по трансферу технологий при Министерстве экономики Республики Узбекистан;

  • Дирекция Свободной индустриально-экономической зоны (СИЭЗ) «Навои»;

  • Академия наук Республики Узбекистан;

  • Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан.



6.10 Украина



Технопарки

Главной целью национальной стратегии модернизации Украины выделяют выход страны на траекторию устойчивого развития с ростом благосостояния и качества жизни для всех слоев населения. Основой для достижения поставленной цели является достижение макроэкономической стабильности и создание благоприятных рамочных условий для развития предпринимательства, а также снятие инфраструктурных ограничений и кардинальная модернизация экономики по уменьшению разрыва в конкурентоспособности предприятий с основными промышленными конкурентами.

На данный момент, возможно выделить следующие промышленные кластеры:


Название

Учредители

Услуги

Специализация технопарка

Институт электросварки им. Е.О. Патона

Научно-технологический комплекс «Институт электросварки им. Е.О. Патона» (НТК ИЭЗ), НАН Украины; "Титан", Центр сертификации "Сепроз", "Центр развития инноваций " и др.

Выполнение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам;

Изготовление конечной продукции (сварочные материалы и оборудование); Выполнение сварочных работ и изготовление сварных конструкций; Аттестация, сертификация и техническая экспертиза в сварочном производстве; Обучение и повышение квалификации персонала.



Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии, оборудование и конструкции; Электрометаллургия, технологии переработки металлолома, обогащение

металлургического сырья, повышение качества конечной металлургической продукции;



  • Современные машины, механизмы и средства новой техники в ракетно-космической, авиационной отраслях, в судостроении, железнодорожном и морском транспорте;

  • Грунтообрабатывающая и уборочная техника с увеличенным ресурсом за счет технологий сварки и упрочнения рабочих органов;

« Сварочные и родственные процессы при строительстве, эксплуатации и реконструкции дорог, мостов и транспортных систем, включая трубопроводы;

• Оздоровление окружающей среды и человека, в т. ч. за счет снижения техногенного влияния сварочного производства на аэро-, гидро-, геоэкологию, использование сварки и родственных технологий в медицине;




Научно-технический концерн «Институт монокристаллов» HAH Украины

Научно-технический концерн «Институт монокристаллов» HAH Украины; 27 предприятий из Харькова, Киева и Сум.

Сушка компонентов, применяемых для разработки лекарственных таблеток; Сушка биологических объектов (плоды ягод, грибы, лекарственные растения); Сыпучие органические и неорганические вещества (например крахмал различных сортов); Продукция фармацевтической промышленности.

Функциональные материалы, Медицина и биотехнологии, Машиностроение и приборостроение; Энергетика; Материалы, приборы, оснащение и технологии для мониторинга и защиты окружающей среды; Технические средства борьбы с преступностью

Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника

Институт физики полупроводников HAH Украины

Финансово-кредитные услуги; Организация деятельности предприятия;

Предоставление оборудования;

Консультационные услуги.


Получение и обработка исходного сырья, изготовление полупроводниковых,

диэлектрических, электропроводящих материалов и многослойных структур на их основе, изделий из них для электронной техники, используемой в промышленности и быту;



  • Сенсорнооснащенные устройства, оборудование, машины, а также энерго- и ресурсосберегающие системы контроля и управления технологическими процессами и производствами в машиностроении, металлургии, энергетике, транспорте, авиа- и ракетно-космической технике, нефтяной и газовой промышленности, агропромышленном комплексе;

  • Системы регистрации, обработки, сохранения и распространения информации, системы защиты информации, ценных бумаг, документов, товаров, услуг, а также технологии, материалы и элементы для их изготовления;

ф Элементы, приборы, системы и изделия на их основе для диагностики и распознавания биологических, химических, технологических сред с целью их использования биотехнологиях, медицине, фармацевтической, пищевой и перерабатывающей промышленности, экологическом мониторинге;

• Технологии, в том числе рулонные, изготовление покрытий, пленочных и упаковочных материалов, а также изделия из них для полиграфической, электронной, фармацевтической, пищевой и перерабатывающей промышленности;

• Изделия микро- и оптоэлектроники, в том числе осветительная и светосигнальная аппаратура, средства техники связи, компьютерной, радиоэлектронной и телевизионной техники, включая разработку и организацию производства конкурентоспособных моделей, телевизоров с использованием отечественных комплектующих элементов;

ф Новейшие телекоммуникационные технологии, информационно-аналитические системы, технические средства, в том числе цифровые, программные продукты, предоставление информационных и телекоммуникационных услуг, направленных на усовершенствование организации производства и улучшение жизни человека.


ЗАО Технологический парк «Углемаш» (Донецк)




Консультации, предоставление оборудования, предоставление площадей, организация деятельности предприятия, финансово-кредитные услуги

Создание и внедрение новых, модернизация существующих техники и технологий для развития топливно-энергетического комплекса, коксохимической, металлургической, горнорудной, химической отраслей, машиностроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса, технологического транспорта, профилактики и реабилитации здоровья населения, добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых;

Производство, использование и обработка новых функциональных и конструкционных материалов, сельхозпродукции (в том числе сои, рапса), вторичных энергоресурсов (шахтного метана, энергии шахтных вод и воздуха), отходов производства (в том числе углеобогащения и металлургических процессов), энерго- (альтернативные источники энергии, технологии с использованием водорода), ресурса- и материалосбережения; Экологически чистые условия производства, охраны труда и жизнедеятельности, в том числе в условиях работы при повышенной опасности;

Проведение научно-исследовательской и исследовательско-конструкторской работы по созданию новейших средств, систем и комплексов оборудования, технологий и материалов по направлениям деятельности технопарка.


Технологический парк «Институт технической теплофизики» (Киев)

Институт технической теплофизики Национальной академии наук Украины, Киевская государственная городская администрация

Организационное сопровождение и информационно-консультационное обеспечение инновационных проектов;

Патентная защита объектов интеллектуальной собственности; Защита интересов; Инновационный аудит; Инновационный маркетинг;

Оформление технологической и экономической частей инновационных проектов; Организация деятельности предприятия; Финансово-кредитные услуги.


Теплоэнергетика, нетрадиционная энергетика, энерго- и ресурсосберегающие теплотехнологии, промышленная экология

Технологический парк «УКРИНФОТЕХ» (Киев)




Защита интересов, консультационные услуги, финансово-кредитная деятельность

Научное обеспечение создания национальной телекоммуникационно-информационной инфраструктуры, новейшие технологии передачи информации, технологии для производства и эксплуатации телекоммуникационно-информационной инфраструктуры

Технологический парк «Интеллектуальные информационные технологии» (Киев)







Интеллектуальные информационные технологии для управления сложными процессами, в частности в сфере государственного управления;

Интеллектуальные информационные технологии и системы защиты окружающей среды и здоровья населения;

Системное и функциональное математическое обеспечение персональных компьютеров и других средств вычислительной техники, разработка и создание новых средств вычислительной техники, обработки и передачи данных;

Интеллектуальные информационные технологии и системы для энергетики и энергосбережения;

Информационные технологии для машино- и приборостроения; Транспортные системы: строительство и реконструкция;

Информационные технологии и системы для высокотехнологического развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

Интеллектуальные технологии формирования и использования национальной интегрированной системы информационных ресурсов; Информационные технологии и системы в науке, образовании и культуре.


Технологический парк «Киевская политехника» (Киев)

Национальный технический университет "Киевский политехнический институт"

Финансово-кредитная деятельность; рекламно-инфомационные услуги;

организация деятельности предприятия;

обучение;

консультации.




Компьютерные и телекоммуникационные технологии для обучения, научных исследований, микроэлектроники и нанотехнологий; новые и нетрадиционные технологии энерго- и ресурсосбережения, технологии эффективного использования низкосортных горючих; охрана окружающей среды, инженерные и биотехнические разработки экологических проблем; усовершенствование химических технологий промышленного назначения, получение материалов с новыми функциональными возможностями; современные технические комплексы и системы, в том числе специального назначения.

Технопарк «Яворив»

Львовская областная и Яворивская районная госадминистрация; Государственный западный научный центр HAH Украины; Фонд поддержки науки;

Государственный университет «Львовская политехника»; Инвестиционная компания Таличские инвестиции" и др.



Защита интересов;

Консультации;

Обучение;

Предоставление площадей; Организация деятельности предприятия; Финансово-кредитная деятельность.




Новые материалы;

Точное приборостроение;

Энергосберегающие технологии;

Компьютерные технологии и телекоммуникации;

Электроника, оптоэлектроника;

Биотехнологии в сельском хозяйстве и медицине;

Здравоохранение;

Защита окружающей среды.






1 документ обсуждался на 2-ом Международном симпозиуме по политике технологических инноваций, 21-22 сентября 2010 г., г. Чанша. КНР.


2 - корпоративный налог для резидентов со статусом «высокотехнологичного предприятия», в течение первых 3-х лет работы составляет 0%, в период 4 - 6 года - 7,5%, с 7 года- 15%.


3 1 доллар США = 3,0 мал. ринггита

4 Данное владение Нидерландов расположено в южной части Карибского моря, недалеко от побережья Венесуэлы.

5 Полное название: Curaçao Industrial & International Trade Development Co. N.V.

6Инновационные инкубаторы (инкубаторы инновационных предприятий) появились в соответствии с Законом об инновациях 1999 года. Инкубаторы действуют под эгидой министерства, отвечающего за научные исследования. См. досье по инкубаторам инновационных предприятий на портале Министерства высшего образования и науки: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid5739/les-incubateurs-d-entreprises-innovantes-lies-a-la-recherche-publique.html.

7В 2007 г. Министерство иностранных дел Франции уполномочило Ассоциацию Retis организовать и провести операцию под названием «Инициатива Инновационные Предприятия - Целевые страны», цель которой способствовать развитию технологического партнерства между инновационными малыми и средними предприятиями (РМЕ) Франции и иностранными РМЕ стран БРИК (Бразилии, России, Индии, Китая). Признанная успешной, программа была продлена на 2008 год.

Retis-innovation в содружестве со своими участниками подготовил белую книгу инноваций во Франции, которая официально была представлена в ходе предпринимательского салона в Лионе 18 июня 2008 года. Эта белая книга представляет успешный опыт, существующий в территориях, и предлагает конкретные меры, называемые «идеи-действия», для увеличения эффективности и для успешности политики инноваций во Франции.



8Бизнес-ангелы - группа инвесторов, подыскивающая объекты инвестирования и реализующая инвестиционные проекты.

9Под «полюсами конкурентоспособности» во Франции понимают крупные научно-производственные комплексы – своеобразные зоны, объединяющие деятельность высокотехнологичных предприятий и научных институтов в различных отраслях экономики.

10Ежегодный доклад Генеральной дирекции по конкуренции, промышленности и услугам (DGCIS – Direction Générale de la Compétitivité, de l’Industrie et des Services) Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, № 10, январь 2011 г.

11Groupement des écoles d'aéronautique (ISAE et ENAC).

12 В марте 2011 г. Премьер-министр Франции Франсуа Фийон представил список 100 победителей конкурса проектов «Превосходная лаборатория» (appel a projets "Laboratoires d'excellence"), отметив, что это важный этап реализации Программы инвестиций в будущее (programme d’investissements d’avenir). Цель конкурса – выделить значительные средства научно-исследовательским институтам Франции, уже получившим международную известность, которые позволят им реализовать проекты на уровне не ниже их зарубежных коллег. Всего была подана 241 заявка на участие в конкурсе.

На осуществление программы «Превосходная лаборатория» выделен 1 млрд. евро из 35 млрд, выделенных на реализацию Программы инвестиций в будущее. Победители конкурса получают право на финансирование своих проектов в течение 10 лет.



В числе победителей 26% - проекты в общественных и естественных науках, 23% - в биологии и здравоохранении, 17% - в области охраны окружающей среды и университетских наук, 10% - в энергетике и 9% - в области нанотехнологий.


13Портал поддержки полюсов конкурентоспособности Франции (www.competitivite.gouv.fr), Une nouvelle coopération franco-russe des pôles de compétitivité et technopôles français, 25 mars 2011.


<< предыдущая страница