Обучение решению задач является основным условием для формирования математического мышления - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для 9 11 класса 2015 общие рекомендации по решению... 5 522.49kb.
Методы защиты от коррозии металлов и сплавов 4 755.11kb.
Решение текстовых задач в школьном курсе математики 1 62.47kb.
Уважаемый Олег Иванович, в одном из своих интервью 1 38.02kb.
Учебно-опытный участок это лаборатория биологии под открытым небом... 1 77.84kb.
1 Электронным дневником называется Интернет-проект, целью которого... 1 53.82kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 302.58kb.
Возрастные особенности детей шестого года жизни 3 559.81kb.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента... 1 308.29kb.
Зима. Особенности детского питания 1 35.1kb.
Создание команды, отвечающей за работу школьного сайта, ресурсы для... 5 650.86kb.
Урок математики в 6 классе по теме: «Решение задач на нахождение... 1 49.65kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Обучение решению задач является основным условием для формирования математического - страница №1/1


Никитина Лариса Владимировна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Спас-Деменска



Нестандартные способы обучения

решению задач в третьем классе
Обучение решению задач является основным условием для формирования математического мышления. Я в своём третьем классе столкнулась с проблемой: из 16 учащихся класса на контрольной работе справлялись с решением задач только 50 % детей. Попытавшись понять причину, я выяснила, что дети не умеют читать задачу. Вернее они её не читают, а просматривают. Дети научены решать задачи определённого вида, заданные стандартным способом. Стоит в условии изменить некоторые формулировки, как задача становиться непосильной для большинства учащихся. Из бесед с родителями выяснилось, что дома решение задач контролируется взрослыми, которые, не зная методики работы, просто подсказывают ход рассуждений и подталкивают к решению. У взрослых же складывается иллюзия, что ребёнок решает задачу сам.

Я прекратила задавать задачи на дом. В классе потребовала читать задачу до тех пор, пока не будешь готов пересказать её близко к тексту. Уже на этом этапе многие дети стали легче разбираться в условии задачи и устанавливать зависимости между данными. Пересказ задачи осуществлялся в парах. Таким образом, каждый ребёнок проговаривал условие задачи вслух. Один-два человека рассказывали задачу у доски или с места. Теперь можно было переходить к краткой записи. Не секрет, что некоторым детям легче решить задачу, чем записать её кратко. Я стала давать на доске все возможные виды краткой записи к решаемой задаче: обычная краткая запись (разные варианты), запись в таблице, схематический рисунок, отрезки, комбинированная запись. Среди них давала одну-две записи, не относящиеся к условию решаемой задачи. Дети должны были выявить их и объяснить своё мнение. Разнообразные виды краткой записи задачи позволяют пересказывать условие, перефразируя его, объясняя по-разному зависимости между данными задачи.

Например, Задача №2 на стр. 26 учебника Математики – 3 класс.

Брат собрал 18 стаканов клюквы, а сестра 6. Чтобы сварить варенье из этой клюквы бабушка брала на каждый стакан ягод 2 стакана сахара. Сколько сахара ей потребовалось?

Эту задачу можно записать в таблицу:

К-во сахара на 1 ст. ягод


ст.

К-во. ягод


ст.

К-во сах. на все ягоды


ст.

2


брат – 18

сестра - 6 ?


?

Можно изобразить отрезком:
18 cт. 6 ст.

I I I


? ст. – по 2 ст. сах.
Можно нарисовать схематический рисунок:
18cт. 6 ст.


I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I



2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

? ст. сахара.

А можно записать кратко по условию задачи:
Брат – 18 ст. ягод

Сестра – 6 ст. ягод ?ст. ягод - ?ст. сахара

1 ст. ягод – 2 ст. сахара.
Или
18 и 6 ст. ягод - ? ст. сахара

1 ст. ягод – 2 ст. сахара.

Или

1 ст. ягод – 2 ст. сахара.



18 и 6 ст. ягод - ? ст. сахара
Перефразируя задачу, приходим к такому условию:
На 1 стакан ягод идёт 2 стакана сахара. Сколько стаканов сахара пойдёт на 18 и 6 стаканов ягод?
В этой формулировке взяты все главные данные задачи, всё лишнее убрано. Этому необходимо учить детей. Только тогда они научатся видеть в задаче её математическую основу, а сам сюжет будет только фоном.
Теперь можно переходить к работе над решением задачи. На доске открываются несколько равенств, составленных с числами, данными в условии.
Например:

  1. 18:2=9(раз.)

  2. 2•18=36(ст.)

  3. 6:2=3(раза)

  4. 2•6=12(ст.)

  5. 18+6=24(ст.)

  6. 18-6=12(ст.)

  7. 18:6=3(раза)

  8. 2•24=48(ст.)

  9. 36+12=48(ст.)

Дети находят равенства, имеющие смысл в свете условия решаемой задачи, дают им пояснения.

Объясняют равенства, не имеющие смысла: что мы могли бы узнать, выполнив, данное действие?

Определяют, какие равенства будут являться решением задачи.

Выясняют, сколько способов решения записано.

Определяют наиболее рациональный способ.

Называют способ, более понятный для себя.

Говорят, как можно записать решение выражением.



Наконец, перечитывают вопрос и говорят полный ответ.
Только после такой работы им предлагается выбрать краткую запись, способ решения и записать задачу в тетрадь с полным ответом.
На других уроках я предлагала детям самим составить всевозможные равенства с числами, данными в задаче, а я записывала их на доске. Далее работа строилась аналогично описанной выше.

Конечно, такая работа требует времени. Но если его не жалеть, то она даёт весьма ощутимые результаты. Так, в контрольной работе за третью четверть три работы в классе было выполнено на «2», но задача была решена в 100% работ. Причём 8 человек решили задачу и из 6-го задания.