Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040109 «Неврология» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 17 2325.88kb.
Основной образовательной программы Специальность 5 948.79kb.
Используя различные методы и средства спортивной подготовки в лыжном... 1 148.07kb.
Рекомендации по использованию икт в программе профессиональной подготовки... 1 328.65kb.
Системно деятельностный подход в обучении 2011-2012 Системно деятельностный... 1 498.53kb.
Методические рекомендации по внесению изменений в уставы образовательных... 1 49.34kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки... 6 763.1kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки... 4 763.03kb.
0. Вводная лекция. Предмет и задачи дисциплины Объект, предмет и... 12 1303.48kb.
Как помочь учителю войти в новый стандарт 1 70.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06. Информационные технологии... 1 363.95kb.
Утверждено 15 2093.44kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов - страница №1/14


Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ


Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

2 марта 2001 г.




27 февраля 2001 г.


Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов


Специальность:
№ 040109 «Неврология»

Москва - 2001

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «неврология» разработан сотрудниками кафедры неврологии факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Авторы:


  • Заведующий кафедрой, академик РАМН,
    академик РАЕН, заслуженный деятель
    науки, профессор Вейн А.М.

  • Профессор Вознесенская Т.Г.

  • Профессор Воробьева О.В.

  • Профессор Голубев В.Л.

  • Профессор Данилов А.Б

  • Профессор Дюкова Г.М.

  • Профессор Левин Я.И.

  • Профессор Орлова О.Р.

  • Профессор Табеева Г.Р.

  • Профессор Филатова Е.Г.

Рецензенты:



  • Член корреспондент, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом реабилитации ФПДО Московского государственного медико-стоматологического университета Карлов В.А.

  • Профессор кафедры неврологии и нейрохирургии № 1 с курсом ФУВ Московского государственного медицинского университета Гехт А.Б.

ВВЕДЕНИЕ


Подготовка стандарта по клинической неврологии является трудной и ответственной задачей. В нем должен быть отражен необходимый уровень знаний, позволяющий врачу-неврологу решать практические вопросы, возникающие в процессе диагностики и лечения заболеваний нервной системы. Требования к врачу-специалисту достаточно высокие вообще, к врачу-неврологу возрастают в связи с объективными сложностями высокой организации центрального и периферического отделов нервной системы и достаточно многообразными формами ее патологии и способами их исследования.

Основой последипломного образования является унифицированная программа, последняя редакция которой опубликована в 1999 году. Эксперты, подготовившие эту программу, справедливо подчеркивают, что она является перечнем тем, необходимых для составления различных программ, отражающих опыт учреждений, занимающихся последипломным образованием. Одиннадцатилетний опыт работы кафедры нервных болезней ФППО ММА им. И.М.Сеченова, позволил нам подготовить образовательный стандарт по неврологии. Для нас естественно, что в подготовленный нами стандарт могут быть внесены определенные коррективы в связи с дальнейшим развитием нейронаук и совершенствованием учебного процесса в учреждениях, занимающихся последипломным образованием.

В подготовленном нами стандарте имеются разделы, традиционно включаемые во все программы по неврологии и нашедшие отражения в унифицированной программе последипломного образования. К ним относятся такие разделы как топическая диагностика, раздел общая неврология (методы изучения деятельности нервной системы и общие неврологические синдромы), раздел частная неврология (основные неврологические заболевания). Есть нерешенные вопросы и в этих разделах. Так например, описание и перечень общих неврологических синдромов очень разнятся в различных зарубежных и отечественных изданиях. Вместе с тем общий план изложения этих разделов сложился и может различаться лишь по степени полноты изложения и группировке неврологических заболеваний. В тоже время программа по неврологии подготовленного нами стандарта отличается некоторыми особенностями, которые представляются нам чрезвычайно важными.

Прежде всего мы достаточно полно осветили вопросы фундаментальной неврологии (нейрофизиология, нейрохимия, нейрогенетика, нейропсихология). Необходимость этого лежит в представлении о нейронауках, развиваемых в последние годы, а также особой роли достижений фундаментальных наук в развитии клинической неврологии. Естественно встает вопрос о готовности кафедр нервных болезней к современному уровню изложения проблем фундаментальной неврологии. Однако, как ориентир, к которому следует стремиться, их включение в программу по неврологии является необходимым.

Во-вторых, в разделе частной неврологии наряду с основными неврологическими заболеваниями, мы достаточно подробно осветили частные неврологические синдромы, что выходит за пределы традиционного изложения программ по неврологии. Сейчас активно поднимается вопрос о необходимости трехлетнего обучения в клинической ординатуре. Трудности решения этого вопроса не принципиальные, а экономические, что дает основание думать о его решении в будущем. Клиническая неврология вышла из клиники внутренних болезней. Нам думается, что некоторые принципы обучения интернистов могут быть перенесены в неврологию. При трехлетнем обучении первый год может быть обозначен как «пропедевтический», где основной задачей является изучение методов оценки состояния нервной системы и топической диагностике, второй год может стать «факультетским» и быть посвящен изучению основных неврологических заболеваний. И, наконец, третий год – «госпитальный», во время которого глубокое изучение неврологических синдромов (клинических, функциональных, этиологических) позволит ординатору научиться стандартно и последовательно проводить диагностический поиск, «отвечая» на основные вопросы клинической неврологии: Что? (синдромы), Где? (топика – пораженный отдел нервной системы) и Почему? (нозология). В условиях двухлетнего обучения это заготовка на будущее, а также подчеркивание роли знания неврологических синдромов в образовательном стандарте. Для стажированных специалистов одной из форм послевузовской подготовки уже сейчас может и должен стать цикл усовершенствования, посвященный глубокому изучению неврологических синдромов. На нашей кафедре в течение последних пяти лет был апробирован цикл тематического усовершенствования «Неврологические синдромы», который показал высокую востребованность практической неврологией знаний о неврологических синдромах, поскольку только глубокое знание частных неврологических синдромов систематизирует клиническое мышление и существенно облегчает проведение дифференциальной диагностики неврологических заболеваний.

В принципе при подготовке стандарта можно ориентироваться на сегодняшний день развития российской неврологии, а можно (и скорее нужно) заглянуть в будущее. Очевидно, что современные технологии исследования нервной системы еще отсутствуют во многих клиниках и кафедрах нервных болезней. Это наша беда, но никак не повод для исключения мировых современных подходов исследования и диагностики из стандарта обучения клинической неврологии двадцать первого века.

Среди смежных дисциплин мы подчеркиваем роль психиатрии, как наиболее близкой к неврологии дисциплине, облигатно включаемой в план подготовки врача невролога во всем мире.

Прекрасно, что мы живем сейчас в условиях, когда всегда ограниченное по своей сущности единомыслие потихоньку заменяется плюрализмом. Нет необходимости по существу дискутировать по поводу исторически сложившихся достижений клинической неврологии, однако подчеркивание приоритетов, формы преподавания могут быть вариативными, что отражено в возможности внесения определенных изменений в региональный компонент представленного стандарта. Представленный стандарт отражает современное мировое видение неврологии и ее место в системе нейронаук.



следующая страница >>