Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Новые информационные технологии» 1 238.95kb.
Исследовательская работа в номинации «Традиции и обычаи родного края»... 1 106.48kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Лидеры... 1 260.53kb.
В. А. Будкевич 2012 Типовая программа 1 110.86kb.
Образовательная программа основного общего образования на 2013-2014... 14 2812.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 14 5226.1kb.
Букина Валентина Николаевна учитель начальных классов 1 306.92kb.
Дополнительного образования детей 1 244.49kb.
Конкурс «мадемуазель и месье альянс франсез» 1 78.09kb.
Образовательная программа для детей 3-7 лет ку «Детский дом 24 3727.32kb.
П. Биокомбинат щмр мо поташникова О. И 5 711.52kb.
Статья Сфера применения настоящего Федерального закона Статья Право... 1 151.5kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - страница №1/1




Федеральная научно-образовательная программа

творческого и научно-технического развития детей и молодежи

«Юность, Наука, Культура».

Всероссийский открытый конкурс

научно-исследовательских и творческих работ обучающихся.

Направление: Историческое краеведение.


Название работы.

«Земли родной минувшая судьба:

история одной приходской церкви и села Тихий Плес».
Автор работы:

Бочкова Анна

Место выполнения работы:



Тат. Бурнашевская средняя

общеобразовательная школа

10 класс

село Татарское Бурнашево

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан.

Научный руководитель:

Дадыкина Ирина Николаевна

учитель истории 1 категории.
2005 ГОД.
Оглавление.


  1. Введение…………….………………….…………………………………………3-4

  2. Основная часть

1.История Ризоположенской церкви ……………………………………………….5-7

2.История села Тихий Плес…………………..…………………………………..…8-13

3.История Тихоплесской начальной школы…………………………………….…..14


  1. Заключение …………………………………………………………………….15-16

  2. Библиографический список ……………………………………………………17

  3. Приложения …………………………………………………………………. 18-42

Введение.


К дням нынешним от дней минувших перебрасывают невидимые, но прочные мосты памятники архитектуры и культуры. Почему же так плохо охраняем мы их? Почему же мы так равнодушны к нашему прошлому?

Остов твой стоит посреди села,


Отовсюду ты, церковь, нам видна.

Величавою ты собой была


По округе шла о тебе молва.

И креститься шли, и венчалися.

В горькой памяти всё осталося.

Храм порушили, купол скинули.

Кто беду творил – все уж сгинули.

Только ты стоишь на семи ветрах,

В окнах- глазницах затаился страх.

Что придут вновь надругаются,

Ничего тогда не останется

На святом холме, на крутой горе.

След исчезнет твой на родной земле. [8]

Издалека видны купола красивой церкви. Впервые это здание (см. Приложение№1 с. 18) я увидела зимой 2008 года, когда краеведческий кружок нашей школы совершал поход по территории родного края. Здание одиноко стояло среди огромного поля. Кругом были снега, молчаливо и пусто. Создавалось впечатление, что это мираж. Но здание было реальное. Более того, я узнала, что когда-то на этом месте, было, село с чудесным названием Тихий Плёс!

Больно и обидно стало за тех людей, которые жили в этом селе и которые навсегда потеряли связь с ним, потому что этого села среди сёл Верхнеуслонского района просто нет. Мне захотелось найти информацию о селе и о церкви, которую увидела в этом походе.


Целью данной работы является комплексный сбор информации по истории Ризоположенской церкви, школы и села Тихий Плёс.

Задачи: 1) выявление и анализ источников, содержащих информацию об истории
церкви, школы и села;

  1. сбор биографических данных о жителях села Тихий Плёс и священнослужителях Ризоположенской церкви.

  2. составление карты-схемы расположения села Тихий плёс.

  3. сбор и накопление наглядного материала для экспозиции школьного краеведческого музея.

Чтобы достичь поставленной цели, работа велась по таким направлениям:

1. Подбор и изучение печатных источников, содержащих информацию о селе и церкви.

2.Анализ найденных материалов.

3.Опрос старожилов окрестных деревень.

4.Поиск бывших жителей села Тихий Плёс.

5.Переписка с Национальным архивом РТ.

6.Изучение архива местного совета самоуправления.

7.Беседа со священнослужителями «Православной старообрядческой церкви».

8.Сбор наглядных пособий по теме.

9. Поездки краеведческого кружка на объект исследования.

10. Геометрическое изучение здания церкви.

11. Восстановление списков мобилизованных и погибших воинов во время Великой Отечественной войны.

12. Работа в Национальном архиве РТ.

Проблема: сохранение и изучение истории исчезнувших сёл Верхнеуслонского района.

Объект исследования: исчезнувшее село Тихий Плес, начальная школа и Ризоположенская церковь, находившиеся на его территории.

Место исследования: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, территория Бурнашевского сельского совета.

Срок проведения исследовательской работы: 12 месяцев.

Объем: 40 страниц.

История Ризоположенской церкви.

Вначале своей работы я обратилась к книге «Православные памятники РТ издательства «Фест» Казань 1998г.». На страницах 125-127 нахожу такую информацию: «Трёхпрестольный каменный храм построен в 1877-1882г.г. Приделы освящены в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского. Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма. Храм построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова, откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой, деревянной церкви, построенной в 1779г.

Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Фёдор Тихонович Каменев. Главной святыней храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте. По преданию, она завещана храму иноком, скончавшимся в Тихом Плёсе, но время этого события неизвестно».[6]. Из этой книги удалось узнать дату построения церкви. Также на чьи средства был возведён храм, название храма и легенду, в честь которой церковь получила своё название.

В газете «Вечерняя Казань» за 1997год, №50 мною была найдена статья Ольги Юхновской «Их дорога ведёт к храму…». В статье автор ссылается на «Справочную книгу Казанской епархии» за 1904год. «Первым священнослужителем был Пётр Иванович Давыдов, получавший содержания в 160 руб. в год. Божий храм посещали прихожане из шести деревень: Тихий Плёс, Ломовка, Волково, Гордеево, Чухманка, Крутой Овраг. Всего 262 двора,791 мужчина и 911 женщин». [7]. Из статьи я узнала имя первого священнослужителя и количество прихожан.

В ходе работы обратилась к книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый…» издательства «По городам и весям » (Казань, 2001год). На странице 11 нашла такую информацию: «Деревня Тихий Плёс в 70-е г. XVI в. принадлежала свияжскому монастырю». На странице 39 такая информация: «В XVII в. на территории района в 11 сёлах имелись храмы: Верхний Услон, Майдан, Тихий Плёс и др. Первые храмы на территории района представляли собой достаточно скромные строения, чаще всего это были деревянные строения».[1]. На основании прочитанного можно сделать вывод, что в Тихом Плёсе до каменного храма существовал деревянный храм, который пришёл в упадок и был заменён новым каменным.

В ходе изучения этой темы в декабре 2008года краеведческий кружок совершил поездку к месту церкви (см. Приложение №2 с.19). Цель поездки - подробно осмотреть и изучить памятник архитектуры. Нам повезло. В зимнее время храм охраняет брат Александр – член старообрядческой православной общины. Из его рассказа мы узнали легенду о названии церкви. Церковь получила название в честь частицы святой Ризы ( одеяние Иисуса Христа), которая приплыла по реке Свияге, к тому месту, где сейчас находится храм.

Таким образом, мы уже узнали две легенды о названии церкви: первая из книги «Православные памятники РТ», а вторая легенда рассказана братом Александром.

Вместе с ним мы совершили осмотр церкви. Храм находится в аварийном состоянии. Православная старообрядческая община с разрешения Казанской епархии ведёт восстановительные работы в летний период. К сожалению, средств выделяется мало, в основном это деньги спонсоров. Летом 2004г. было сделано купольное перекрытие церкви (см. Приложение № 3 с.20). Утеплили два зимних престола.

Храм имеет три входа: западные, южные, и северные ворота (см. Приложение № 4 с. 21) В храме есть половые покрытия. Это были известковые плиты розового цвета, но их сохранилось очень мало. По ширине храм 22 метра, длина храма составляет 45 метров, а высота 5-8 метров, в зависимости от места нахождения. Фрески практически не сохранились, на центральном куполе просматривается лик апостола (см. Приложение № 5 с.22). Фрески были сделаны в голубоватых, серых, жёлтых, и красных тонах. Зимний престол отапливался воздухом, который проходил по дымоходу и был расположен в стенах храма. Нам удалось подняться на колокольню. Её высота составляет 25 метров. На колокольне открылась изумительной красоты панорама. Виден остров Свияжск, купола свияжский церквей и большое количество дачных домов.

Рядом с храмом мы обнаружили надгробный памятник с такой надписью (см. Приложение № 6 с.23) Кто был этот человек? Брат Александр на наш вопрос ответил, что, возможно, это был священник Ризоположенской церкви. В книге « Верхний Услон: Край родной, навек любимый…» на странице 39 я нашла такую информацию: «…в селе Тат.Бурнашево в1887г. был священник Фёдр Николаевич Самуилов, который обучал детей в церковно-приходской школе».[1]. По моим догадкам, это был отец священника, захоронённого рядом с Ризоположенской церковью. В национальном архиве РТ я нашла ревизские сказки (перепись податного населения конца XIX в.) с. Тат. Бурнашево, в которых пофамильно перечисляется всё население сёл Свияжского уезда. В них есть записи о семье Самуиловых: Фёдоре Николаевиче и сыне его Иренархе Фёдоровиче. Моя догадка подтвердилась.

Ещё об одном священнике Ризоположенской церкви я узнала из газеты « Волжская Новь» №76 от 19 июня 2004года (см. Приложение № 7 с.24)

В статье М. Фаткуллина «Во имя тайны исповеди священник принял смерть» я узнаю следующую информацию: «Хочу познакомить читателя с трагической судьбой иерея Дмитрия Шишокина, настоятеля казанской церкви. Доподлинно неизвестно, был ли Шишокин родом из наших мест. По документам Казанской епархии, приведённых в книге «Жизнеописание новых мучеников казанских, год 1918».[]

« Он родился в1880году, по окончании духовной семинарии, получив священнический сан, он с 1905 года по январь 1913 года был настоятелем церкви с.Тихий Плёс. Как известно, этот храм находится на территории нашего района. Здесь, на нашей земле, он получил первую практику священнослужителя. И вскоре умного собеседника и доброго пастыря, как о нём отзывались в народе, Казанская епархия отправила служить священником церкви при губернской тюрьме г. Казани. Но служба Дмитрия продолжалась недолго. 26 сентября 1918г., через 16 дней после взятия красными частями г. Казани, отец Дмитрий был арестован Штабом Внешней обороны ЧК с запиской, объясняющей причину ареста. По данному документу он значился как тюремный белогвардейский агитатор, призывающий расстреливать всех большевистских комиссаров. Дело было полностью сфабриковано. В ЧК от него требовали разглашения тайны исповеди некоторых заключённых, на что он ответил категорическим отказом. В Свияжске в 1917-1920 г.г. действовала скотобойня, где расстреливали политических заключенных из казанских тюрем. По документам известно, что 9 октября 1918 г. председатель ЧК Бабкевич утвердил постановление: « Дмитрия Шишокина, как ярого контрреволюционера, агитировавшего среди арестованных против советской власти, подвергнуть высшей мере наказания». 10 октября приговор был приведён в исполнение. После расстрела монахини окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство возле стен своих обителей. Возможно, на о. Свияжск, или даже на территории нашего района, теперь покоится прах невинно убиенного страстотерпца Дмитрия Шишокина».[8].

Печатных источников, которые содержали бы информацию о дальнейшей судьбе

Ризоположенской церкви, мне не удалось найти. Могу только предположить, что впервые дни Советской власти она разделила участь церквей, которые целенаправленно разрушались и уничтожались. В таком забвении церковь находилась до 30-х годов XX века, пока местные жители не нашли ей новое применение, превратив церковь в зернохранилище.

История села Тихий Плёс.

Ризоположенская церковь находилась на территории села Тихий Плёс. В настоящее время этого села не существует. Из опроса местных старожилов следует, что село исчезло в 70- е годы в ХХ в. Восстановить историю села было очень трудно. Жители села разъехались в разные районы республики, что затрудняло общение с ними.

Вновь обращаюсь к юбилейной книге « Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» . В книге на странице 13 есть такие сведения: « К 1565 г. в деревне Тихий плёс (Ягодная Слобода) 6 дворов, первым владельцем был Гавриил Игнатьевич Елизаров».[1]. По данным книги, получалось, что село возникло в XVI в. в период колонизации края правительством Ивана IV Грозного. Кем был первый владелец Гавриил Игнатьевич Елизаров?

В учебнике «История Татарстана и татарского народа» под редакцией К. Р. Синицыной содержится информация: «… в Казань и Свияжск переводились в основном представители небогатых и незнатных семей из сравнительно недалёких уездов – Нижегородского, Арзамасского, Муромского и т.д.. Действительно, с 1557 г. они стали получать поместья в Свияжском уезде. ( К ним и относилась территория с. Тихий Плёс.) Как правило, отводимые земли были совершенно пусты, на них не было ни крестьян, ни обрабатываемых земель - только старые татарские и мордовские селенья».[5]. Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что на месте села, возможно, было поселение в период Казанского ханства. Более точные сведения найти не удалось. Чтобы ответить на этот вопрос, я послала письмо в Национальный архив РТ. Ответа пока не получила (см. Приложение № 8 с.25).

В книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» меня заинтересовала такая информация: « В 1565- 1572г.г. Иван IV проводил известную политику - опричнину. Суть политики - это террор, направленный против высшей знати и близких к ним дворян. Одной из многочисленных форм террора для знати стала так называемая « Казанская ссылка».[1] На территорию Казанского ханства было сослано 200 служащих людей. Их обширные владения были конфискованы. Взамен этого они получали поместья в местах своего поселения. Разумеется, это была мизерная компенсация за отобранные наследственные вотчины. На территории Верхнеуслонского района поместья получили воевода, боярин, князь Андрей Иванович Катырёв-Ростовский в деревне Каинки и Тихий Плёс. Пребывание новых жителей в Свияжском уезде было недолгим. В 1567г. Иван IV простил половину опальных. Правда, для большинства из них прощение было недолгим. Воевода князь А. И. Катырёв – Ростовский был убит в Свияжске в 1568г».[1].

Таким образом, я узнала ещё одного владельца с. Тихий Плёс - А.И. Катырёва - Ростовского. Судьба, которого, была так трагична.

Судьба деревни дальше была такова. В 70-е г. XVI в. Свияжский Успенский монастырь получил село Тихий Плёс в своё распоряжение.

Историю села в XVII-XIX в. узнала из данных Национального архива РТ, в котором я работала летом 2009г.

«XVII в. Сёла и деревни Свияжского Успенского монастыря, включая село Тихий Плёс: в нём 21 крестьянский и 11 бобыльских дворов , 96 душ мужского пола».[10]. По моим данным, за 100 лет население увеличилось приблизительно втрое.

XVIII в.. 1780г. был составлен список всех сёл и деревень новой Казанской губернии (реформа Екатерины II). В списках есть с. Тихий Плёс. « Тихий плёс – 119 душ экономических крестьян».[10]. Передо мной встал вопрос, что означает слово «экономических»?

Снова обращаюсь к учебнику истории. В учебнике «Истории России XVIII – века» написано: «В 1764г. Екатерина II провела секуляризацию, т.е. все церковные и монастырские земли с крестьянами были конфискованы. Для управления ими был создан специальный орган управления – « Коллегия экономики». Поэтому бывших монастырских крестьян стали называть экономическими». [2].

По печатным данным узнаю в конце XVIII в. ещё одно изменение произошло в истории села и жизни людей, населявших берег Свияги. На этой территории стали селиться семьи старообрядцев. Об истории старообрядческой церкви мы знаем, что в XVII веке в результате реформ Никона церковь была поделена на старообрядцев и новообрядцев. Вплоть до Екатерины II их преследования были очень жестокими. На территории Татарстана старообрядцы поселились ещё в XVII в. В конце XVIII и XIX в.в. среди них произошёл раскол, в результате которого они поделились на поповцев и беспоповцев, последние, в свою очередь, делились ещё на более мелкие конфессии. Правый берег Волги заселили старообрядцы - поповцы. Сейчас эта старообрядческая конфессия официально называется « Русская старообрядческая церковь».

Об этой церкви мы узнали из беседы с отцом Геннадием Четверговым. « Он говорит, что изучать историю старообрядческого движения очень трудно, их деятельность была подпольной. Даже общую численность в тех или иных населениях установить трудно. Большинство из них всегда числилось принадлежавшими к господствующей церкви, они не крестили детей, не венчались и не отпевали покойников в православных храмах. Старообрядцы преподносили «подарки» священникам, и те делали соответствующие записи в метрических книгах. В 1905 г. в России был разрешён переход из господствующей церкви в старообрядческую. Была разрешена свобода вероисповедания».

Из беседы с отцом Геннадием: «В 70 –е. ХХ в. старообрядческая церковь была переименована в Православную старообрядческую церковь. Потомки старообрядцев жили в селе Тихий Плёс и в период Советской власти. В характере этих людей, в их поведении были замечены такие черты, как уважение к старшим, отсутствие сквернословия, дети росли в атмосфере доброты и трудолюбия. Именно такие черты и пропагандировались в старообрядческих общинах. Незримая духовная нить, заложенная старообрядцами, связывала поколения людей».

Развитие истории села в XIX в. удалось узнать из Архивных данных и из книги:

« Верхний Услон: Край родной навек любимый». «Бурлачество, как новый тип промысла, развивается в сёлах и деревнях, расположенных на берегах реи Волги и в устье реки Свияги».[1]. К таким сёлам и относится село Тихий Плёс. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожигова слово «плёс» имеет два значения: 1) широкое водное пространство между островами; 2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам. Само название села, говорит, что оно расположено на берегу реки, что давало возможность Тихоплёсским крестьянам заниматься разными видами деятельности. Многие крестьяне занимались торговлей.

В национальном архиве РТ нашла такие данные: « крестьяне Юматовской волости Свияжского уезда села Тихий Плёс занимались такого вида промыслами: мелочные лавки, владельцы Алексей Арефьевич Хватов (450 руб.), крестьянин Иван Васильевич Масленников (300 р.). Водяная мельница на реке Свияге, крестьянка Афимья Григорьева Спирина (4900 р.), 2 наёмных рабочих. Также была торговля строевым лесом: Михаил Миронович Караев (600р.), Максим Ларионов (450р.), Кирилл Никитин (450р.)». (Фонд 3 опись 1 дело № 13712). Из данных делаю вывод, что крестьяне села Тихий Плёс были состоятельными людьми. Добиваться цели, на мой взгляд, им помогала старообрядческая вера».[10].

О первой половине ХХ в. практически узнала очень мало. Больше вопросов, чем ответов. Например: как тихоплёсцы восприняли Советскую власть? Какие перемены произошли в селе? Какие события произошли в момент гражданской войны?

В районной книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый…» есть фотография белогвардейского офицера, родом из села Тихий Плёс (см. Приложение№ 9 с.26). Кто он? Как его имя? В журнале Казань за 1998г. №9-10 есть статья В. Бажанова о селе Каинки, деревня находится в непосредственной близи с Тихим Плёсом. Автор ссылается на воспоминания белогвардейского офицера, который был родом из этих мест. Офицер был по фамилии Гагарин. Это одно и то же лицо или нет? Вопрос, который так и остался невыясненным.

В 30-е г. в селе Тихий Плёс был создан колхоз «Спартак ». Шло раскулачивание. Сколько их было? Кто эти люди? Пока неизвестно.

Удалось узнать у местных старожилов имя Шашковой Дарьи - раскулаченной. По словам старожилов, пострадала она напрасно, из-за соседки Гогольковой Елизаветы, которая затаила на неё обиду.

Изучая историю села, я узнала имя одного из председателей сельского совета в 30-е г. Им был Дадыкин Семён Ефимович (см. Приложение№ 10 с.27). Нашла его фотографию, составила биографию со слов его сына Дадыкина Владимира Семёновича. Эта информация будет храниться в школьном краеведческом музее.

Собирая информацию об истории села Тихий Плёс, я не могла не вспомнить о великой дате 65 –летие Победы. Я поставила перед собой цель - восстановить списки мобилизованных и погибших на фронтах Великой Отечественной войны жителей села Тихий Плёс и близлежащих к нему сёл. В краеведческом музее школы села Татарское Бурнашево есть списки погибших воинов из близлежащих сёл. А жителей этого села нет.

Я взялась за восстановление этого списка. Обратилась в местный сельский совет, работала с книгой памяти, написала запрос в Верхнеуслонский районный военкомат (см. Приложение № 11 с.28). Итогом работы стал список погибших воинов (см. Приложение № 12 с.29)

О войне я также узнала из бесед с Матвеевой Александрой Георгиевной: «В 1957 г., когда по распределению я приехала работать в село Тихий Плёс, в нём жило 4 фронтовика. В селе рассказывали, что женщины работали на тракторах, а одна из женщин, Гудина Евдокия, во время работы на тракторе заснула, съехала в реку Свиягу и погибла».

Послевоенные годы 46-57г.г. узнаю из воспоминаний агронома Юматовской МТС Дуболазовой Екатерины Семёновны (см. Приложение№ 13 с.30): « Председателем колхоза « Спартак » в это время был Пашигин Иван, пожилой человек, который все важные документы носил в шапке. Счетоводом была Тарасова Лидия. Урожайность давали высокую, следили за качеством семян. Дисциплина жёсткая, работали за трудодни. Принимая на работу молодого агронома, председатель колхоза советовал, видимо, для большей сохранности колхозного имущества, говорить такую фразу: «Плачут, просят, реви - не давай!». Жизнь была трудной и голодной. В Тихом Плёсе не хватало дров, печки топили соломой. Но люди работали и из села не уезжали».

Вторая половина ХХ в. для села была драматична. Если быть точной, то в начале 70-х годов это село просто перестало существовать. За один год, с 1971 – 1972 г.г., люди разъехались из этих мест. Причина - укрупнение колхозов и совхозов, закрытие школы.


Историю села этого времени восстанавливала со слов учительницы начальных классов Матвеевой Александры Георгиевны. Их семья единственная, которая, переехала из села Тихий Плёс в наше село Тат. Бурнашево. Связь с другими пока не установлена. Конечно, её рассказ может быть субъективным, но я опиралась на факты в ее воспоминаниях.

В село она приехала в 1957г., работала рядом, в Чухманской начальной школе. В селе было две улицы. На первой улице находилась почта, сельский совет, магазин, медпункт (см. Приложение № 14 с.31). Занимались животноводством и земледелием. Недалеко от села были фермы, где содержались нетели, бычки, свиньи, овцы. Александра Георгиевна вспоминает, что она выполняла работу общественного агитатора и помнит, что на её избирательном участке было 236 избирателей. Председателем колхоза был Лаптев Фёдор Яковлевич 1918 г. рождения. Очень обязательный, если нужно, поднимал на работу людей в 4 часа утра. В 1972 г. его семья переехала на ст. Вязовые Зеленодольского района. Председателем сельского совета был Арефьев Александр Яковлевич родом из другого села. Сельский совет работал до 1963г., затем был переведён в село. Тат. Бурнашево. В медпункте работал Никандр Алексеевич, который лечил всю округу. Пожилой, но очень образованный. Про него говорили: «Образование он получил в столице». После его смерти медсестрой работала Бурукина (Олесова) Людмила Александровна, которая приехала из Прибалтики и работала до закрытия медпункта в селе. Её фотографию мне удалось найти (см. Приложение №15 с.32) В магазине работала Любавина Клавдия. Хлеб привозили из другого села – Введенская Слобода. Товар привозили из сельпо, которое находилось в селе Макулово. Все праздники встречали вместе, народ был добрый, весёлый, раньше всех колхозов района заканчивали уборку урожая. Почти всё население занималось рыбной ловлей. Река Свияга много значила для жизни села. Даже дети, узнав, что на реке «не рябит», бежали на речку. На её берегах были огороды, сады сельчан. По ней летом ходил пароход, на котором можно было добраться до Казани.

В Бурнашевском сельском совете сохранились хозяйственные книги №4, № 1и № 7 за 1967 г., 1968 г. и 1969 г. Из них узнала фамилии людей, живущих в эти годы на территории села Тихий Плёс. В Тихоплёсский сельский совет входили и другие населённые пункты: Волково, Крутой Овраг, Чухманка, Гордеево (см. Приложение № 16 с.33). Некоторые книги содержат информацию о них: «В книге №4 находим фамилии: Потаповой Екатерины Григорьевны 1918 г.р., Гоголькова Николая Сергеевича и его семьи 1927г.р., рядового колхозника Скворцова Егора Ивановича и его семьи 1929 г.р. из 3 человек. Вместе с ним проживает тёща Пашигина Мария Ивановна 1887 г.р. неграмотная, имеет баню, конюшню, яблоневый сад, Тюнегиной Прасковьи Ивановны 1913г.р. Всего 25 хозяйств».[11]. По хозяйственной книге получилось, что в селе Тихий Плёс проживало на то время - 72 человека. Это были последние годы существования села.

История Тихоплесской школы.

О школьном образовании в селе Тихий Плёс узнаю из книги «Верхний Услон: Край родной навек любимый…». На странице 58 написано: «В 1884 г. к делу народного просвещения подключается Русская православная церковь. По всей стране открываются церковно-приходские школы. На территории Верхнеуслонского района церковно-приходские школы открылись в Воробьёвке, Тихом Плёсе…».[1]. И далее «Церковно-приходские школы имели своё финансирование, собственные органы управления. Правда, в основном, уровень обеспечения школ и квалификация преподавателей был несколько ниже».[1].

На странице 63 читаю следующую информацию: «Церковно-приходская школа открыта в Тихом Плёсе в 1884г. по инициативе священника Ивана Михайловича Давыдова. К 1887г. помещается в доме, принадлежащем общине. Учителями были: священник с 1884г. Иван Михайлович Давыдов, который умер 29 января 1888г., и с 1 февраля 1888 г. Ефрем Сергеевич Голубев».[1].

Со слов местных старожилов, интересные факты узнали о здании, в котором находилась школа. Здание школы - это бывшее здание деревянной Ризоположенской церкви, оно во время строительства каменного здания этой же церкви было сделано помещением для школы (см. Приложение№17 с.34) (см. Приложение № 18 с.35). Здание получилось добротное и служило сельчанам до закрытия школы в 1970г. Но даже после закрытия его использовали так: здание вновь разобрали и перенесли в село Тат.Бурнашево, в нём разместился местный медпункт (см. Приложение №18 с.35).

Имя учительницы начальных классов в 20-е годы, при советской власти, выяснить не удалось. А в 30-е годы в школе работала Бабушкина Анастасия Ивановна. В 1949г.-1959г.- Фролова Валентина Андреевна. После ее отъезда, будучи на пенсии, вновь работала Бабушкина Анастасия Ивановна. В разное время количество детей было разное, в основном, доходило до 15 человек. Учились все в одном классе, проходили разную программу.

В местном Сельском совете мне удалось найти архив, где имелось дело № 6 Народного образования по Тат. Бурнашевскому сельскому совету, начатое в январе 1960 г. В нём имелись списки детей с. Тихий плёс на первое сентября 1963, 1964, 1965-х г.г. (см. Приложение № 19,20 с.36,37), а также сведения о школах района на 20 июля 1965г., где упоминалась Тихоплёсская школа (см. Приложение№ 21 с.38). Из этих документов следовало: « …детей в 1963 г. 13 человек, первоклассников на 1964 г. – двое, на 1965 г. – трое». А из сведений можно узнать следующую информацию: «Тихоплёсская школа, количество классных комнат – 1, площадь – 30 м 2, количество ученических мест – 25».[12].



Заключение.

В ходе своей работы:

1. Я начала комплексный сбор информации по исчезнувшему селу Тихий Плёс;

2. Изучила историю возникновения Ризоположенской церкви;

3. Узнала имена первых священнослужителей этой церкви;


  1. Выяснила современное состояние церкви;

  2. Создала схему-карту расположения села Тихий Плёс и близлежащих деревень;

  3. Попыталась установить точную дату возникновения села, имена первых владельцев этого села;

  4. Начала сбор биографических данных бывших жителей села;

  5. Изучила старообрядческое движение, которое существовало на территории села Тихий Плёс в разное историческое время;

  6. Восстановила списки погибших на фронтах Великой Отечественной войны;

  7. Совершила три поездки в Национальный архив РТ;

  8. Вела переписку с Верхнеуслонским районным военным комиссариатом и с Национальным архивом РТ;

  9. Опросила местных старожилов;

  10. Написала историю Тихоплёсской школы.

  11. Собрала наглядный материал для экспозиции школьного краеведческого музея.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».[4].

А в народе говорят, что ничто не страшно человеку, если он не утратил, не порвал связи с землёй, где родился, где всю жизнь трудились его отец и мать.

Россия начинается с деревни,

С пригорка уходящего в века,

Где песни, разговоры задушевные,

Как пришвинская тёплая строка.[4].

История деревень. Кто её напишет? А сколько их было?

Бывает горько и обидно, что у многих деревень нет написанной истории. Исчезла деревня с лица земли. Слезинкою высохла на её щеке. Не стало памяти о ней. Так случилось и с селом Тихий плёс (см. Приложение 22 с.39). Я ещё не краевед, я только учусь. Но я очень хочу, чтобы люди знали и помнили своё прошлое. Поэтому я взялась за эту работу. Ещё много предстоит мне сделать за то время, что я учусь в нашей школе. Вместе со своим руководителем Дадыкиной Ириной Николаевной наметили дальнейший план поиска:

1. Нужно найти информацию о купце заказчике Прибыткове, который финансировал строительство Ризоположенской церкви (см.Приложение №23 с.40). Этой информацией, со слов отца Геннадия Четвергова, располагает краевед Фролов Георгий Валентинович, проживающий в городе Казани.

2.Необходимо встретиться с краеведом Фроловым Георгием Валентиновичем.

3. Выяснить подробней период Гражданской войны, чтобы установить фамилию, имя личности белогвардейского офицера (см. Приложение№9 с.26).

4. Продолжить работу в Национальном архиве РТ.

5. Начать переписку с бывшими жителями села (адреса, которых мы нашли).

6. В школьном краеведческим музее создать экспозицию, посвящённую с.Тихий Плёс.

7. Летом 2005 г. встретиться с представителями старообрядческой общины, которые восстанавливают разрушенный храм.

Верю - вырвется из нитей

Русь - великая страна,

Коль останется на свете

Деревенька хоть одна.[4].

Библиографический список.




  1. Абрамов Л.Г. Верхний Услон: Край родной, навек люби мый…

Казань. По городам и весям, 2001, с. 11, 13, 39, 58, 63.

  1. Буганов В.И. История России XVII-XIX вв. М.:

Просвещение, 1997, с. 53 –58

3. Идиатуллин Р.Р. Книга Памяти Республики Татарстан.

Казань. 1995, с. 19-207.


  1. Самарин Н.А. Россия начинается с деревни.

Йошкар-Ола. 2000, с. 13, 24.

  1. Синицина К.Р. История Татарстана и татарского народа.

Казань. Магариф, 2000, с. 7-10.

  1. Православные памятники Республики Татарстан. Казань. Фест, 1998, с. 125 – 127.

  2. Газета «Вечерняя Казань». 1997 № 50 с.4.

  3. Газета «Волжская Новь». 2004, №76, 100. с.1, с.4.

  4. Журнал «Казань». 1998, № 9-10. с. 54 – 58.

10.Документы Национального архива РТ Ф3 опись 1 дело № 13712

11. Похозяйственные книги Бурнашевского сельского совета №1,4,7. 1967, 1968, 1969.

12 Дело № 6 «Народное образование» Бурнашевского сельского совета ТАССР. 1960.


Приложение №1

Ризоположенская церковь.

Снимок сделан с южной стороны. Зима 2003г.

Является изобразительным источником.


Приложение №2


Поездка краеведческого кружка на место церкви. Зима 2004 г.

Список использованной литературы.




  1. Абрамов, Л.Г Верхний Услон: край родной навек любимый//Л.ГАбрамов. - Казань: По

городам и весям. 2000- с. 11, 13, 39, 58, 63.

2. Бажанов В.А. Каинки. История одного поволжского села //Казань. 1998.-№ 9- 10.- с. 54-

58.

3.Буганов, В.И. История России XVII-XIX вв //В.И.Буганов. - М.: Просвещение, 1997, с. 53 –58.



4. Идиатуллин, Р.Р. Книга Памяти Республики Татарстан //Р. Р.Идиатуллин.- Казань:XETEР, 1995.- с. 19-207.

5. Самарин, Н.А. Россия начинается с деревни// Н.А. Самарин.-Йошкар-Ола: Самиздат,

2000, с. 13, 24.

6. Синицина, К.Р. История Татарстана и татарского народа//К.Р.Синицина.- Казань: Магариф, 2000, с. 7-10.

7. Православые памятники Республики Татарстан. Казань: Фест, 1998.- с. 125 – 127.

8.Фаткуллин, М.А. Во имя тайны исповеди священник принял смерть//Волжская Новь.

2004.- №76.- 100. с.1, с.4.

9.Юхновская,О.Ю. Их дорога ведёт к храму//Вечерняя Казань. 1997.- № 50.- с.4.


Источники

10. Документы Национального архива РТ Ф3 опись 1 дело № 13712

11. Похозяйственные книги Бурнашевского сельского совета №1,4,7. 1967, 1968, 1969.

12. Дело № 6 «Народное образование» Бурнашевского сельского совета ТАССР. 1960.



Приложение №4.


Северная сторона Ризоположенской церкви.

Снимок сделан зимой 2004 года.

Является изобразительным источником.

Приложение №5.

Сохранившаяся фреска внутри Ризоположенской церкви.

Снимок сделан зимой 2004 года.

Является изобразительным источником.


Приложение №6.

Надгробный камень служителя церкви –

Смуилова Иренарха Фёдоровича. Зима 2004г. Надгробный

камень находится на восточной стороне от церкви.

Фотография является изобразительным искусством.


Иренархъ Фёдорович

Самуиловъ


кон. 25 февраля 1914г.

52 лът

Мир праху твоему

Дорогой супругъ

И родителъ.


Приложение №7


Священник Дмитрий Шишокин, служивший в

Ризоположенской церкви с 1905 по 1913 г. Расстрелян

красноармейцами 9 октября 1918 года на о. Свияжск.

Копия фотографии является изобразительным источником. Хранится в фондах школьного краеведческого музея.

.

Приложение №8


Копия письма, написанная автором осенью 2004 года.

Является печатным источником.

Копия находиться в школьном краеведческом музее.

Приложение №9.


Белогвардейский офицер родом из Тихого Плеса. Снимок из книги «Верхний Услон: Край родной, навек любимый…».

Является изобразительным источником.

Будет храниться в фондах школьного краеведческого музея.

Приложение №10.


Председатель Тихоплёсского Сельского совета в 30-е годы

Дадыкин Семён Ефимович. Родился 1898 году.

Умер 7 января 1987 года. Фото из личного архива семьи

Дадыкина Владимира Семёновича проживающего в с.Татарское Бурнашево. Фотография является

изобразительным источником. Будет храниться в школьном краеведческом музее.

Приложение №11.


Копия письма, которое автор работы написала в

Верхнеуслонский районный военкомат, с целью восстановить имена мобилизованных погибших жителей села Тихий Плёс в годы Великой Отечественной Войны. Является печатным

источником. Будет храниться в фондах школьного краеведческого музея.

Приложение №12


Список погибших в период Великой Отечественной войны воинов, жителей села Тихий Плёс и близлежащих деревень.

Список составлен на основании книги памяти. Работа будет продолжаться. Является печатным источником.



Лаптев Александр Алексеевич с. Тихий Плёс;

Лаптев Иван Андреевич с. Чухманка;

Лаптев Михаил Филиппович с. Чухманка ;

Лаптев Никифор Андреевич с. Чухманка;

Лаптев Сергей Павлович с. Чухманка;

Лаптев Фёдор Петрович с. Чухманка;

Любин Михаил Александрович с. Тихий Плёс;

Любин Павел Васильевич с. Тихий Плёс;

Маврин Фёдор Андреевич с. Гордеево;

Маврин Фёдор Степанович с. Гордеево;

Матронин Алексей Михайлович с. Тихий Плёс;

Мюнин Пётр Фёдорович с. Тихий Плёс;

Назаров Иван Кузьмич с. Тихий Плёс;

Никитин Ананий Ермилович с. Тихий плёс;

Никитин Фёдор Филиппович с. Тихий Плёс;

Осипов Андрей Фёдорович с. Чухманка;

Осипов Иван Фёдорович с. Чухманка;

Тюнегин Мефодий Иванович с. Тихий Плёс;

Абрамов Иванович с. Чухманка;

Алексеев Михаил Кузьмич с. Чухманка;

Васильев Иван Григорьевич с. Тихий Плёс;


Приложение №13


Дуболазова Екатерина Семеновна агроном – семеновод колхоза «Спартак» в послевоенное время.

Родилась 18 января 1925 года. В настоящее время живёт в селе Русское Бурнашево Верхнеуслонского района РТ.

Фото из личного архива Дуболазовой Екатерины Семёновны. Фотография является изобразительным источником.

Будет храниться в фонде школьного краеведческого музея.




Приложение №14


План расположения деревень колхоза «Спартак» по рассказам старожила Матвеевой А.Г.

План-схему нарисовала автор работы. План является

изобразительным источником. Будет храниться в школьном краеведческом музее с. Татарское Бурнашево.

Приложение №15


Бурукина (Олесова)Людмила Александровна.

Медицинский работник села Тихий Плёс 50-60 годы.

Родилась в 1933 году. В настоящее время живёт в городе

Казани. Фотография из личного архива семьи Бурукиных. В школу передал её внук ученик 7 класса Бурукин Дмитрий Станиславович. Фотография является изобразительным

источником.

Будет храниться в фондах школьного краеведческого музея.



Приложение №16


Карта-схема расположения деревень на территории

Верхнеуслонского района, в который входило село Тихий Плёс 60-е годы XXвека. Карта-схема сделана автором работы.

Карта-схема будет храниться в школьном краеведческом

музее. Карта-схема является изобразительным источником.



Приложение №17


Тихоплесская начальная школа. Снимок 1950 года.

Снимок передала автору Матвеева Александра Георгиевна. Фотография является изобразительным источником. Будет храниться в школьном краеведческом музее.



Приложение №18


Здание Тат.Бурнашевского медицинского пункта.

Бывшее здание Тихоплесской школы, сделанное из

деревянного здания Ризоположенской церкви.

На фото здание в центре. Фотография сделана зимой

2004 года. Является изобразительным источником.

Будет храниться в фондах школьного краеведческого музея.



Приложение №19


Списки детей Тихоплёсской школы 1963 год.

Копию сделала автор из документов « Дело №6. Народное

образование» за 1960- 1965 годы по Тат.Бурнашевскому

сельскому совету ТАССР. Документы хранятся в архиве

Тат. Бурнашевского сельского совета. Копия будет находиться в школьном музее. Является печатным источником.

Приложение №20


Списки первоклассников Тихоплесской школы 1964/1965 год.

Копию сделал автор. Будет храниться в школьном

краеведческом музее. Является печатным источником.


Приложение №21


Сведения о состоянии школ Верхнеуслонского района

на 20 июля 1965 года.

Копию сделала автор из документов, которые хранятся в

архиве Тат. Бурнашевского сельского совета

(см. Приложение 14). Копия будет храниться в школьном краеведческом музее. Является печатным источником.

Приложение №22


Место, на котором ранее располагалось село Тихий Плёс.

Снимок сделан летом 2004 года.

Фотография из личного архива Дадыкиной Ирины

Николаевны. Является изобразительным источником.



Будет храниться в школьном краеведческом музее.

Приложение №23


Ризоположенская церковь. Рисунок автора, сделан во время работы над темой. Является изобразительным источником. Будет храниться в школьном краеведческом музее.