Образовательная программа дополнительного образования детей художественно эстетической направленности, модифицированная. В основу пр - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нормативное подушевое бюджетное финансирование определяет минимальную... 9 1408.3kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Лидеры... 1 260.53kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии» 1 238.95kb.
П. Биокомбинат щмр мо поташникова О. И 5 711.52kb.
В. А. Будкевич 2012 Типовая программа 1 110.86kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Семейные... 1 311.01kb.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного... 1 224.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 41 5204.43kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей 2 495.77kb.
Образовательная программа кружка по художественно-эстетическому творчеству 2 322.76kb.
Программа дополнительного образования 1 149.72kb.
Брюханова Н. Гл. 4 3); Волос Ю. Гл. 5 2); Дорофеева О. Гл. 4 2) 9 3565.1kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно эстетической - страница №1/1


Пояснительная записка

Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо.

Работа с бумагой и пластилином – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Она таит в себе большие возможности для формирования первых трудовых навыков и развития художественно – творческих способностей.

Изонить или нитяная графика – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне.

Изготовление поделок из цветной бумаги, картона и пластилина расширяет кругозор возможности ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Также такой труд влияет на развитие мышления, внимания, памяти.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на развитие, как мелкой моторики руки, так и на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Работа с данным материалом требует определённых волевых усилий: когда ребёнок изготавливает какое – либо изделие, он иногда встречается с трудностями, которые он пытается решить, при этом формируются такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить дело до конца.

В данном виде труда есть возможность формировать самоконтроль и оценку собственной деятельности. Также дети встречаются с необходимостью анализировать образец, планировать последовательность действий.

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно – эстетической направленности, модифицированная. В основу программы легли разработки: Гагарина Б.Т. «Конструирование из бумаги», «Оригами игрушки из бумаги» авт. Сост. Курицина С.П., «Детский дизайн. Пластилинография».
Цель – создание условий для раннего выявления и развития творческих способностей учащихся средствами изготовления поделок из цветной бумаги, картона и пластилина, а также изучения вида прикладного искусства «Изонить».
Задачи:

Обучающая: - познакомить с основными видами работы с бумагой;

познакомить с техникой пластилинографии;

освоение учащимися приёмов нитяной графики и её техники;

формировать эстетическое восприятие, художественный вкус и навыки культуры труда.



Развивающая: - развивать зрительную память, мелкую моторику руки, речь;

- развивать пространственные представления, конструкторские способности;

- способствовать развитию фантазии, познавательной и творческой активности детей.

Воспитывающая: - воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, желание доводить дело до конца.

Данная программа предназначена для обучения детей от 7 до 11 лет. Рассчитана на 4 года обучения: 1 - 74ч; 2 – 74ч; 3 - 74ч; 4 – 74ч. Занятия проходят 2раза по 1ч (за неделю 2 ч). В группе на первый год обучения – 15 чел., на второй – 10 – 12 чел.

В процессе обучения используются следующие формы обучения:

- коллективная (беседы, объяснения и т.д.);

- индивидуальная (самостоятельная работа, составления плана работы);

- групповая (изготовление изделия по разным группам и т.п.);

- игровая (путешествия, игры, сказки и др. Эта форма используется для передачи и элементов увлекательности материала в процессе обучения, поэтому на эту форму необходимо делать большой уклон.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- правило безопасности с колющими, режущими предметами;

- виды работы с бумагой, возможности её использования для поделок;

- историю возникновения оригами, аппликации; игрушки – куклы, как души русского народа;

- понимать значение терминов: «пластилинография», «модель» и «моделирование»;

- основные способы образования гофрированного рельефа;

- процесс изготовления простейших изделий, предусмотренных программой.

Учащиеся должны уметь:

- планировать, организовывать и контролировать свой труд;

- пользоваться инструментами при изготовлении изделия;

- подбирать правильно цветовую гамму материалу;

- выполнять работы, предусмотренные программой (изготовление поделок из цветной бумаги и картона; складывание из бумаги; аппликация; пластилинография; моделирование объёмных изделий; художественное конструирование).

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- приёмы ручной работы, правило пользования инструментами;

- современных оригамистов;

- общие приёмы построения рельефной композиции из ленты;

- художественные особенности гофрировок, как самостоятельную форму, и как вспомогательный отделочный материал;

- историю возникновения витражей;

- технологию изготовления более сложных изделий, предусмотренных программой;

Учащиеся должны уметь:

- планировать, организовывать и контролировать свой труд;

- различать техники изготовления изделий;

- совершенствовать выполнения работы, предусмотренные программой (изготовление поделок из цветной бумаги и картона; складывание из бумаги; аппликация; пластилинография моделирование объёмных изделий; художественное конструирование; витражи);

- проявлять творчество в создании изделия.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

-основные приёмы нитяной графики;

- технологию изготовления более сложных изделий, предусмотренных программой.

Учащиеся должны уметь:

-различать и заполнять по технологии геометрические фигуры;

-составлять простейшие фигуры из геометрических фигур;

- различать техники изготовления изделий;

- проявлять творчество в создании изделия.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны знать:

- правило безопасности с колющими, режущими предметами, при работе крючком.

- виды работы с бумагой, возможности её использования для поделок;

-основные приёмы нитяной графики, технологические приёмы вязания крючком.



Учащиеся должны уметь:

- технологию изготовления более сложных изделий, предусмотренных программой.

- проявлять творчество в создании изделия.

Методами отслеживания результата обучения являются:

- контроль каждого занятия;

- рефлексия своей деятельности ученика;

- проведение зачётных занятий;

- участие в конкурсах города и области.

Учебно – тематический план

1 год обучения – 74ч


№ п\п

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего




Вводное занятие

1

-

1

1.

Изготовление поделок из цветной бумаги и картона

2

12

14

2.

Складывание из бумаги – «Школа Оригами»

1

9

10

3.

Аппликация из бумаги:

- создание кукол и моделирование для них одежды;

- сюжетная аппликация

1
1

4
14


20



4.

Пластилинография

1

14

15

5.

Моделирование объёмных изделий из бумаги

4

10

14







11

63

74

Итого: 74ч

Содержание программы

1 год обучения – 74 ч



Наименования

раздела


Теоретические знания

Практические знания

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие

(1 ч)


- знакомство с инструментами, материалом, используемые на занятиях; - инструктаж по технике безопасности.




1

-

1. Изготовление поделок из цветной бумаги и картона

(14 ч)


- бумага, как художественный материал; - виды бумаг; анализ образцов; планирование этапов работы; - значимость и применение бумаги.

Игрушки из руки: осьминожки, дракон.

Цыплёнок.

Ваза с кленовыми листочками.

Котёнок.


Открытка.

2

12

2. Складывание из бумаги – «Школа Оригами»

(10 ч)


- беседа об возникновении искусства складывания из бумаги фигурок – оригами; знакомство с простейшими базовыми формами.

Попупай.

Божья коровка.

Зайчик.

Собачка.


Лисичка.

Ворона.


1

9

3. Аппликация из бумаги (20 ч):

- создание кукол и моделирование для них одежды

(5 ч);

- сюжетная аппликация (15 ч)



- знакомство с историей игрушки – кукла, как душа русского народа Р.К.; - русский национальный костюм, как неотъемлемая часть русской культуры Р.К.;

-комплексы русского национального костюма Р.К.; - головные уборы.
- история возникновения аппликации; - виды аппликаций; - планирование работы при выполнении сюжетной аппликации.


Кукла Алёнка, эскиз аппликации русского национального костюма, современный костюм.

Зоопарк, аппликация к сказке «Гуси лебеди», лягушонок, аппликация на противопожарную тему, аппликация «Зимний лес», «Цветочная поляна».


1

1



4

14



4. Пластилинография

(15ч)


- понятие «пластилинография»; - особенности используемого материала; - инструменты

Отработка технических приёмов работы с пластилином.

1

14

5. Моделирование объёмных изделий из бумаги

(14 ч)


- понятия «модель» и «моделирование»; - подготовка рабочих чертежей (планов) работы; подбор материала; роль моделирования.

Кубик, мебель (стул, стол, шкаф), лодка с парусом, подставка для карандашей, гараж.

4

10


Учебно – тематический план

2 год обучения – 74 ч



№ п\п

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего




Вводное занятие

1

-

1

1.

Изготовление поделок из цветной бумаги и картона

2

10

12

2.

Складывание из бумаги – «Театр Оригами»

2

12

14

3.

Аппликация из бумаги:

- создание кукол и моделирование для них одежды,

- объёмная аппликация.

2

1


8
10



21



4.

Пластилинография

1

10

11

5.

Моделирование объёмных изделий из бумаги

1

9

10

6.

Художественное конструирование из бумаги:

- гофрировки и декоративные формы из них;

- создание ленточных форм и элементов.


1


2

2



5









6

28

34

Итого: 74ч

Содержание программы

2 год обучения – 74 ч



Наименования

раздела


Теоретические знания

Практические знания

Количество часов




теория

практика




Вводное занятие

(1ч)


-беседа об инструментах, материале, используемых на занятиях;

-инструктаж по технике безопасности.






1

-




1. Изготовление поделок из цветной бумаги и картона

(12 ч)


- свойства бумаги;

-расположение волокон в листе;

-влияние увлажнения на прочность;

-виды картона, анализ образцов



Рамка для фотографий.

Закладка.

Блокнот.

Часики.


Гномик.

2

10




2. Складывание из бумаги – «Школа Оригами»

(14 ч)


- беседа о искусстве оригами;

-знакомство с современными оригамистами;

-знакомство с более сложными базовыми формами.


Изготовление кукол для домашнего театра и карнавальных масок

2

12




3. Аппликация из бумаги (21ч):

- создание кукол и моделирование для них одежды (10ч)


- объёмная аппликация (11ч)


- обрядовые куклы Р.К.- устный народный фольклор,

- тендеции современной моды.
- объёмная аппликация, как особый вид аппликации;

-планирование работы;

-особенности.

Кукла, эскиз аппликация русского национального костюма,

современный костюм.
Отработка технических приёмов

2


1


8


10



















































4. Пластилинография

(11ч)


-пластинография; анималистическая живопись.

Отработка технических приёмов работы с пластилином.

1

10

5. Моделирование объёмных изделий из бумаги

(10ч)


- основные рабочие операции при обработке бумаги;

-знакомство с технической деятельностью человека




Мебель (кресло, диван, кровать), дом для Барби, модели

1

9

6. Художественное конструирование из бумаги (5 ч):

- гофрировки и декоративные формы из них;

- создание ленточных форм и элементов; ленточные рельефные композиции.

использование пластики листа при создании гофрировок; - основные способы образования гофрированного рельефа;

- создание ребра жёсткости из плоской поверхности листа бумаги.

- ленточная рельефная композиция;

-пластичные свойства вытянутой бумажной полосы;

-особенности зрит. Восприятия ребра и грани ленточной формы;

-соединения ленты с плоскостью фона;

-создание декор. Элементов из ленты;

-взаимодействие ленточных элементов и их соединения в плоскостных комбинациях.

Отработка технических приёмов формовки рёбер жёсткости. Изготовление из бумажной полосы простых гофрированных форм: гармошки. Забор, солнце, цветик.

Отработка техники формовки ленты на изгиб, излом.

Взаимодействия ленточных элементов на плоскости и их соединения в комбинациях


1

2

2



Учебно – тематический план

3 год обучения – 74 ч



№п\п

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1




1



2.

История.

1

1

2

3.

Колер, цветовая гамма, сочетание цветов.

1

1

2

4.

Основные технологические приёмы изонити.

1

9

10

5.

Изготовление сувенирных и подарочных изделий.

Фантазия изотворчества.






59









4

63

74

Итого: 74ч

Содержание программы

3 год обучения – 74 ч



Наименования

раздела


Теоретические знания

Практические знания

Количество часов

теория

практика

1.Вводное занятие(1ч).


-правила техники безопасности с иглой, шилом и циркулем;

организация рабочего времени;

перечень необходимых

материалов для работы с изонитью;






1

-



2.История.

(2ч)


- возникновение изонити – кружева на картоне,

- образование геометрических фигур,

- нанесение геометрических фигур на картон.


- нанесение геометрических фигур на картон,

- разбивка сторон геометрических фигур на отрезки.



1

1

3. Колер, цветовая гамма, сочетание цветов(2ч).

- основной спектр красок;

- цветовой фон;

- сочетание цвета;

- ажурные рисунки на картоне(заполнение угла).



-ажур из воздушных петель

1

1

4. Основные технологические приёмы изонити(10).

- заполнение круга;

- размер,шаг.



- нанесение геометрических фигур на тыльную сторону поверхности картона при помощи циркуля, шаблона;

-заполнение геометрических фигур цветными нитями, учитывая шаг, размер геометрических фигур.



1

9

5. Изготовление сувенирных и подарочных изделий.

Фантазия изотворчества

(59ч).


- творческий замысел и фантазия рисунка;

- подбор нужного рисунка для изготовления сувенира.



- подбор нитей и колера разных цветов;

- расчёт рисунка и нанесение его на картон;

- нанесение размера шага;

- заполнение рисунка цветными нитями.





59


Учебно – тематический план

4 год обучения – 74 ч



№ п\п

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Изготовление поделок из цветной бумаги и картона. Аппликация.




12

12

3.

Складывание из бумаги – «Театр Оригами»




10

10

4.

Пластилинография

1

9

10

5.

Работа с различными материалами.




18

18

6.

Вязание крючком (15ч).

1



14


15



7.

Итоговые занятия. Изготовление сувенирных и подарочных изделий.





8

8







3

71

74

Итого: 74ч.

Содержание программы

4 год обучения – 74 ч



Наименования

раздела


Теоретические знания

Практические знания

Количество часов




теория

практика




1.Вводное занятие

(1ч)


-беседа об инструментах, материале, используемых на занятиях;

-инструктаж по технике безопасности.






1

-




2. Изготовление поделок из цветной бумаги и картона. Аппликация.

(12ч)





Коллективные работы.




12




3. Складывание из бумаги – «Школа Оригами»

(10ч)





Коллективные работы




10

































































4. Пластилино-графия

(10ч)

-пластинография;

-анималистическая живопись.


Отработка технических приёмов работы с пластилином.


1

9


5. Работа с различными материалами.

(18ч).





Коллективные работы.




18



6. Вязание крючком (15ч).


- правила техники безопасности при работе крючком,

- организация рабочего времени,

- знакомство с вязанием – одним из старинных и увлекательных видов рукоделия.



- вывязывание цепочки, которая является основой для выполнения различных видов вязки,

- вязание «цветочка»,

- изготовление салфетки,

- обвязывание платочков.



1

14


7. Итоговые занятия. Изготовление сувенирных и подарочных изделий.





Коллективные творческие работы.




8

Методическое обеспечение

Программа построена так, что учащиеся преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.

Важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.

Большую роль в успехе реализации программы объединения «Умелые руки» играет необходимое умение педагога создать на каждом занятие атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.

Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративные (рассказы, беседы, демонстрация некоторых изделий);

-репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);

-словесные (викторины, беседы, составления плана устно и т.д.)

-проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.)

-основной метод проведения занятий – практический.

На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнение начального этапа: надрезы, прорези, скручивание, сгибание. Тогда же говорится об областях применения данного приёма, даётся творческое задание. Дети использует его, додумывая детали.

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

-определение задачи;

-его обсуждение;

-воплощение в материале;

-анализ работы.

Так выполняется изготовление поделок.

При работе по методике проекта особенно важно обеспечить мотивацию, настрой на тему – заранее даётся идея, как бы невзначай, чтобы дети считали, что иниатива исходит от них. Дети должны хотеть воплотить эту идею.

Необходимые материалы и инструменты:

-цветная бумага и картон:

-бумага рисовальная или чертёжная;

-пластилин;

-клей ПВА, клей-карандаш;

-ножницы, линейка, стек;

-наглядные пособия: схемы, рисунки, таблицы, образцы изделий, коллекции бумаги и картона.

Список литературы для учителя



  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – СПб.: ООО « «СЗКЭО»Кристалл», 2006.-272с.,ил.;

  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластинография. – М.: «Скрипторий 2003», 2006. -80с.

  3. Давыдова Г.Н. Пластинография-2. – М.: «Скрипторий 2003», 2006. -96с.

  4. Давыдова Г.Н. Пластинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003»,2007. – 88с.

  5. Жилкина А.Д., Жилкин В.Р. Ручной труд в начальных классах. – М.: государственное учебно-педагогическое из-во министерства просвещения РСФСР, 1958. -231с.;

  6. Петрова И.М. Объёмная аппликация:Учебно-методическое пособие. – Спбю: «Детство-Пресс», 2007. -48с.

  7. Трифонов С.Ф. На уроках труда в 1-4 классах. – М.:»Просвещение», 1963. -87с.;

  8. Цейтлин Н.С., Демидова Л.Т. Справочник по тркдовому обучению: пособия для учителя. –М.:»Просвещение», 1983. – 288с.;

  9. Цейтлин Н.С., Рожиев Я.А. Наблюдение и опыты на уроке труда в начальных классах: пособия для учителя. – М.:»Просвещение», 1980. – 129с.

Список литературы для учителя и учащихся

  1. Оригами игрушки из бумаги/авт. Сост. Курицина С.П. – Дельта,2000. – 320с.;

  2. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.:из-во Эксмо; СПб: Валери СПД 2006/ - 224c.,ил.--(серия Академия «Умелые руки»);

  3. Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозайка. М.: из-во Эксмо; СПб:Валери СПД, 2006.-176с.,ил.-(серия Академия №Умелые руки»);

  4. Цветы оригами для любимой мамы/авт.сост. Иванова Л.В. –М.: АСТ; Донецк;Сталкер,2006.-78(2)с.: ил.,8л.ил.-(Подарок своими руками).