Образованных от глаголов - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Образованных от глаголов - страница №1/1

УРОК 28. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Я В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ

ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ

Цель урока: познакомить учащихся со способами разгра­ничения страдательных причастий прошедшего времени и прила­гательных, образованных от глаголов; формировать навыки напи­сания нн в причастиях и я в прилагательных, образованных от глаголов.

I. Проверка домашнего задания по вопросам задания. II. Тестовое задание. I. Какие из данных слов являются причастиями?

I вариант II вариант



  1. волнистые волосы 1) дремучий лес

  2. крикливый ребенок 2) старейшие друзья

  3. колючее растение 3) извилистая тропка

  4. колющийся кустарник 4) дремлющий дед

II. В каком причастии пишется суффикс -ащ-/-ящ-1

  1. пиш..щий человек

  2. се..щийся дождик




  1. бор..щиеся отряды

  2. шепч..щиеся соседки




  1. движущийся обоз 3) стро..щийся дом

  2. пен..щийся поток 4) скач..щие кони

III. В каком причастии пишется суффикс -ем-?

  1. колебл..мый

  2. слыш..мый

  3. множимый




  1. вид. .мый

  2. движимый

  3. читаемый



IV. В каком слове пишется ни?

  1. ветре, .ый

  2. построе. .о

  3. засея..ый




  1. ледя..ой

  2. отправлено

  3. оформле. .ый

V. В каком предложении есть причастный оборот, выделяе­мый запятыми?

I вариант



  1. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре. (В. Арсеньев.)

  2. ...Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. (М. Лер­монтов.)

3. ...Так прозрачно золотист играющий на солнце лист. (М. Лермон­тов.)
II вариант

1. Внизу, глубоко подо мной, поток усиленный грозой шумел.


(М. Лермонтов.)

  1. Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов. (М. Лермон­тов.)

  2. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассы­панный аул. (М. Лермонтов.)

III. Упр. 99 (4 варианта с фронтальной проверкой). (В это
время учитель успеет проверить тесты учащихся.)

  1. Вопрос классу: в каком случае в IV задании теста нужно
    вставить ни?

  2. Запись в столбик.

(Полное причастие.)

Причастие — нн

порванное платье (порвать

сов. в.)

замасленный комбинезон

поджаренное мясо

вскипяченное молоко



Прилагательное — н

несов. в


рваное (рвать)

открыть


масленый

жареное


кипяченое


— Почему в этих словах нн? (Полное причастие совершенно­го вида.)

— Чем отличаются слова, записанные во 2-м столбике?


Учитель обобщает наблюдения учащихся и говорит, что есть прилагательные, образованные от глаголов: долить*- соленый, мочить—*- моченый; они пишутся с я. От причастия отличаются тем, что 1) обозначают признак не временной, 2) образуются от глаголов несовершенного вида без приставки, 3) нет зависимого слова. Если уберем приставку в записанных на доске словах — надо убрать вторую букву я. Запишем глаголы, от которых они образованы. (См. выше.) Озаглавим столбики. Сделаем вывод по таблице.

Пишется н.

Пишется нн.

В отглагольных прилаг. пишется Н.

В отглагольных прилагательных пишется НН


Если прилагательное образовано от глаголов несовершенного вида:

Тушить-(несов. вид.)- тушеный, не красить- (несов. вид.)-некрашеный



Если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами -ова—ева-:

Мариновать -маринованный, лакировать- лакированный

Исключение: жёваный, кованый.


Запомните написание слов: раненый (боец), смышлёный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный. Нечаянный, желанный, медленный, деланный.

Н. И нн в причастиях, наречиях


Н. Пишется

Нн пишется

  1. в кратких причастиях: книга не прочитана; работа не проверена

  2. в наречиях, если они образованы от слова с одной буквой н. Читал прекрасно ( прекрасный)

  1. в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида:

просеянная мука, брошенный мяч

2) если причастие имеет зависимые слова: сеянная через сито мука

3) в наречиях, если они образованы от слова, где пишутся две нн:

вёл себя мужественно ( мужественный)


V. Тренировочные упражнения.

1. Запомните слова, записанные на доске.

Кованый, жеваный, смышленый (от смыслить — несов. в.), незваный (от звать — несов. в.), нежданный — негаданный (словарные), нечаян­ный (от устар. чаяти — ждать) (словарное), отчаянный {отчаяться от устар. чаяти), раненый (от ранить — сов. и несов. в.), желанный (от же­лать).

Учитель закрепляет слова, диктует их, затем учащиеся сверя­ют написанное со словами на доске.

2. Запишите.

Печеные яблоки, вязаный шарф, вареный картофель, квашеная ка­пуста, соленые огурцы, крашеные волосы, плетеный коврик, стриженый мальчик, глаженая рубашка, кованые кони, неезженые дороги, груже­ные повозки.



  • Объясните правописание я в записанных словах.

  • Что нужно сделать, чтобы в этих словах надо было писать нн?

1 вариант записывает, добавляя приставки;

II вариант зависимые слова. Учитель обращает внимание учащихся на произношение слов варёный картофель сваренный варенный в котелке; солёные огурцы — засоленные соленные в бочке; гружёные повозки — нагруженные груженные кирпичом,-мочёный моченный.



Домашнее з а д а н и е: § 25, таблица, упр. 102; с. 51—52 —