Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего города, района, села - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Главного управления внутренних дел по челябинской области рабочая... 6 1755.54kb.
Дефектнаяведомост ь 1 98.13kb.
В красноярском крае будет ликвидирован еще один детский дом. 1 258.51kb.
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, общственной безопасности... 1 207.95kb.
Обобщение арбитражного суда Орловской области судебной практики применения... 3 978.94kb.
Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных... 9 3417.36kb.
Управление Росздравнадзора по Томской области при выявлении нарушений... 1 26.21kb.
Эколого-социально-географическая характеристика города Давлеканово. 1 28.3kb.
Семинара "Биоразнообразие природных и антропогенных экосистем" 1 99.91kb.
«Пионерская дружина имени Семена Васильевича Лапшенкова» 1 100.4kb.
Порядок проведения инструктажа выпускников (поступающих) во время... 1 91kb.
Дизайн детской комнаты Интерьер детской комнаты 1 48.82kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и - страница №1/3


Практическая работа № 1.
Тема: Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего города, района, села.

Цель и задачи работы:

  1. Совершенствовать умения работать с контурными картами.

  2. Развитие познавательного интереса к географии своего края.

  3. Воспитание чувства гордости и уважения к своей малой Родине.

Средства обучения:

1.Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

2.Гитис М.С. Челябинская область. Контурные карты по географии. Челябинск, АБРИС, 2002.

3.Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс. Челябинск, АБРИС, 2008.

4.Краткий справочник. Челябинская область. Познай свой край. Челябинск. АБРИС, 2009.

5.Физическая карта области. Настенная. Омская картографическая фабрика Роскартографии. Москва, 2001.

6. Линейка.

7. Цветные карандаши.



Перед выполнением работы необходимо вспомнить:

1. На каком материке располагается Челябинская область.

2. В каких частях света?

3. Какие горы разделяют Европу и Азию.

4. Расположена ли ваша область, населённый пункт в Уральских горах?

Рекомендации. Практическую работу необходимо разделить на две части. Первую часть выполнить в течение данного урока, вторую - завершить после изучения темы: «Географические координаты» на уроках географии (смотри учебник: «География. Начальный курс» 6 класс. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова М., Дрофа, 2008).

Практическая работа выполняется с использованием контурной карты Челябинской области.

1. Используя карту атласа для 6 класса (издательства АСТ ПРЕСС стр.30-31), определите материк, на котором располагается Российская Федерация.

2. По физической карте Российской Федерации (издательства АСТ ПРЕСС стр. 14 - 15) определите местоположение города Челябинска.

3. Расположен ли город Челябинск на территории Уральских гор? (атлас для 6 класса АСТ ПРЕСС, стр. 30 – 31).

4.Пользуясь данными атласа Челябинской области (стр.5) определите и запишите, чему равна площадь нашей области?

5.Пользуясь атласом Челябинской области (стр. 5), на контурную карту нанесите названия областей, республик и государств, с которыми граничит наша область.

6.Определите, с каким иностранным государством граничит Челябинская область. Государственную границу выделить красным цветом.

Познавательная страничка:

Уральский перекресток - так можно кратко сказать о нашем крае. Перекресток географический и исторический, перекресток событий в природе и обществе. Примечательно географическое расположение нашей области - это граница между частями света Европой и Азией.

В основе современного разделения евразийского материка лежат обоснования, сделанные выдающимся ученым и государственным деятелем Василием Никитичем Татищевым. «…За наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы полагаю», писал он в 1736 году, будучи на Южном Урале.

Ныне там, где горный участок планетарной границы пересекают железнодорожные и автомобильные дороги, установлены памятные знаки. Первый из них обелиск «Европа-Азия», был возведен в 1892 году около железнодорожного полотна на самой высокой точке перевала через Уральский хребет. Позднее был установлен гранитный обелиск, расположенный недалеко от городской границы Златоуста, по инициативе и по проекту известного инженера и писателя Николая Григорьевича Гарина-Михайловского.

На юге нашей области попасть из одной части света в другую можно, пересекая пограничную реку Урал. Поэтому мосты двух южноуральских городов - Верхнеуральска и Магнитогорска стали географической достопримечательностью.

Изменение статуса области.




Дата

Изменение статуса.

1919 г.

Территория области включена в состав Челябинской губернии.

3 ноября 1923 г

Создана Уральская область в составе 15 округов (среди которых были Челябинский, Златоустовский и Троицкий) с центром в Екатеринбурге.

17 января 1934 г.

Образована Челябинская область.

6 февраля 1943 г.

Из состава Челябинской области была выведена территория современной Курганской области.

Географический центр области располагается в точке с координатами 54° 15' с.ш. и 60° 04' в.д.( на правом берегу реки Уй, в 3 км на юго-восток от села Нижнеусцелемово Уйского района).

На севере Челябинская область граничит со Свердловской-260 км, на востоке с Курганской-410 км, на юге с Оренбергской-200 км, на западе с Республикой Башкортостан-1150 км, юго-восточная часть границы области с государством Республикой Казахстан-750км.

Дополнительная информация.

Самый старый город в области - Верхнеуральск (1734г.), самый молодой - Южноуральск (1963 г.).

Академик А.Ферсман, изучавший уральские недра, сказал: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и речки - ведь из малого вырастает великое!»

Верблюд- «корабль пустыни» - сердцевина герба нашего города. Достался он Челябинску «по наследству» от Исетской провинции. В средневековье культ верблюда усвоили тюрки в Приуралье от ираноязычных племен, и для ханов он стал символом власти. Профиль верблюда красовался на монетах Хивы. Шея верблюда с головой и весь верблюд присутствует в вариантах герба Исетской провинции у В.Н. Татищева. С тех пор «корабль пустыни» неизменный символ Челябинска. Желтый верблюд занимает на гербе центральное положение, а золото или желтый цвет символизировали «знатство и богатство». Белый цвет или серебро, таков цвет поля щита, выражают спокойствие и доброту; зелень-изобилие или цвет жизни.

Таможенная граница, юридическое понятие, определяющее пределы таможенных территорий. Внешняя таможенная граница, как правило, совпадает с Государственной границей. На территории Челябинской области таможенная граница проходит по административным границам Брединского, Карталинского, Варненского, Чесменского, Троицкого, Октябрьского районов, а также установлена в аэропортах городов Челябинска и Магнитогорска, на железнодорожных станциях ЮУЖД: Карталы и Троицк. Троицкий таможенный пост один из самых крупных в регионе. В сфере его ответственности 2 пункта пропуска: «Бугристое» (автомобильный) и «Троицк» (железнодорожная станция Троицк). В среднем за сутки через автомобильный пункт перемещается около 1000 транспортных единиц, из них около 100 грузовых автомобилей, до 60 автобусов международного сообщения, а через железнодорожный пропускной пункт - 15 поездов.

Для вас, любознательные:

1.Название, какого города Челябинской области читается одинокого слева направо и справа налево?

2. Из какого города нашей области можно пить чай?

3. Загадочное путешествие. Будучи в походе, мы встретили туристов из г. Троицка. Оказалось, что путники выбрали следующий маршрут: Троицк- Варшава- Лейпциг- Берлин- Измаил – Шипка – Рымник - Варна- Троицк. Весь этот путь они решили пройти за 15 дней, чем очень нас удивили. Смогут ли туристы осуществить задуманное?

4.В каких городах нашей области люди живут в одной части света, а на работу отправляются в другую часть света?

5.Назовите реку, у которой один берег европейский, а другой – азиатский.

6.Какие реки нашей области играют роль пограничных рубежей?

ПОДУМАЙ! ОТВЕТЬ! От нашего населенного пункта:

Москва находится в __________ направлении на расстоянии _________ км., ближайшее море в ____________ направлении на расстоянии _________ км., экватор в ___________ направлении на расстоянии ____________ км, Северный полюс в ________ направлении на расстоянии ___________ км.

Наша область называется _____________________________.

Площадь области__________________кв. км.

Наш областной центр город________________________________.

Численность жителей моего населенного пункта ____________________________ чел


Прочти высказывание о нашем крае:





Г




Г




Е




Н




Р




У

А




Р




О




Н




Е




А







Я




О




Л




Ь




М




Л

Й




И




М




О




К




А







Ш




Б




А




К




И




Л

А




А




О




Д




-




Й







С




Я




Г




Н




Э




У

Р




Т




О




А




Е




Т







А




Ь




Б




Т




Й




О

А




Л




У




Л




Е




Ш



(Ответ: Урал не маленький уголок – это громаднейшая и богатейшая область Урала)



ТЕСТ.

  1. Из предложенных вариантов выбери правильный ответ:

Челябинская область расположена от Москвы:

А) в западном направлении;

Б) в юго-восточном направлении;

В) в южном направлении.

2. Челябинская область располагается:

А) на западном склоне Уральских гор;

Б) на восточном склоне Уральских гор;

В) на северном склоне Уральских гор.

3.Подчеркните названия областей, республик и государств, с которыми граничит Челябинская область: Пермский край, Свердловская область, Курганская область, Республика Татарстан, Башкортостан, Республика Казахстан, Оренбургская область, Тюменская область.

4. Напишите названия городов Челябинской области:

северного ………………

южного………………………..

восточного ……………………..

западного……………………….



Словарь.

Таможня - государственное учреждение, контролирующее провоз грузов ( в т.ч. багажа и почтовых отправлений) через таможенную границу

Источники:

  1. Андреева М.А. Маркова А.С. «География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы», Челябинск: ЮУКИ, 2002.

  2. Баранов С.М. «Колумбы шестого океана», Челябинск: ЮУКИ, 1987.

  3. Гитис М.С. «Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах», Челябинск: АБРИС, 2006.

  4. Кирин Ф.Я. География Челябинской области», Челябинск: ЮУКИ, 1981.

  5. Лысенко А.С. «Географическое краеведение», Челябинск: ЮУКИ, 1969.

  6. Моисеев А.П. и др. «Южноуральская панорама событий и достижений» Книга для чтения по краеведению: учебное пособие. Челябинск: АБРИС, 2006.

  7. Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.


Практическая работа № 2.
Тема: Определение протяжённости Челябинской области с севера на юг и с запада на восток. Определение расстояния до ближайшего моря.

Цель и задачи работы:

  1. Научить определять расстояние по карте с помощью масштаба.

  2. Формировать умения определять направления по карте.

  3. Овладеть географическими знаниями о положении своего населённого пункта и навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средства обучения:

  1. Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

  2. Дерягин В.В., Гитис М.С. «Краеведение. Челябинская область». 6 класс. Челябинск, АБРИС,2008.

  3. Гитис М.С. Челябинская область. Контурные карты по географии. Челябинск, АБРИС, 2002.

  4. Политико-административная карта РФ. Атлас для 6 класс. Издательство АСТ ПРЕСС, 2008, стр. 14 – 15.

  5. Физическая карта области. Настенная. Омская картографическая фабрика Роскартографии. Москва, 2001.

  6. Курвиметр.

  7. Линейки, цветные карандаши.

Перед выполнением необходимо вспомнить:

  1. Как измеряется расстояние на местности?

  2. Как измерить расстояние на карте?

  3. Масштаб, виды масштабов.

Рекомендации. Работу следует выполнять на уроке « Челябинская область – субъект Российской Федерации », после изучения на уроках географии темы «Масштаб». После выполнения работы контурные карты необходимо собрать для проверки и оценки.

Практическая работа выполняется на контурных картах Челябинской области и России.

  1. Найдите крайнюю северную точку области (атлас «Челябинская область» стр.5). На границе, с какой областью она расположена?

  2. Отметьте эту точку на контурной карте (стр. 8).

  3. Найдите самую южную точку области (атлас «Челябинская область» стр.5). На границе, с какой областью находится она?

  4. Отметьте эту точку на контурной карте (стр. 8).

  5. Соедините эти точки по линейке простым карандашом.

  6. Определите масштаб контурной карты. Переведите линейный масштаб в именованный.

  7. Измерьте расстояние между двумя крайними точками линейкой или курвиметром.

  8. Произведите расчёты и запишите протяжённость области с севера на юг по линии, которая соединяет крайние северную и южную точки.

  9. Подпишите это расстояние на линию, которая соединяет крайние северную и южную точки.

  10. Соедините простым карандашом с помощью линейки крайние восточную и западную точку области.

  11. Измерьте расстояние между ними и рассчитайте протяжённость области с запада на восток и запишите

  12. Подпишите это расстояние на линию, которая соединяет крайние западную и восточную точки.

  13. По физической карте России (Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. АСТ ПРЕСС ШКОЛА, 2008, стр. 14 – 15) определите, какое море ближе всего расположено к вашему населённому пункту.

  14. По физической картой России определите направление от вашего населённого пункта до ближайшего моря. Затем отметьте это направление на вашей контурной карте и подпишите его.

  15. ,Определите удалённость от этого моря вашего населённого пункта, измерив, расстояние, подпишите результаты измерения на контурную карту.

  16. Сделайте соответствующие выводы.

Дополнительная информация.

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини

И в синих отсветах металл.

Л. Татьяничева.

В настоящее время область занимает площадь 88,5 тыс.кв.км. Протяжённость области с севера на юг составляет 490 км, а с запада на восток – 400 км.

Самое северное поселение – деревня Подкорытово в Каслинском районе.

Самая южная точка области находится на границе с Казахстаном, недалеко от посёлка Синий Шихан в Брединском районе.

Самая восточная точка области находится на границе с Курганской областью, а самое восточное поселение – посёлок Крутоярский в Октябрьском районе.

Самая западная точка – на границе с Башкортостаном, рядом с посёлком Точильный в Ашинском районе.

Самой большой географической ошибкой можно считать поэтическую строчку « Мы живём в середине России, на уральской стороне». Расстояние от Челябинска до крайних западной и восточных точек России далеко не одинаковое. В сторону Калининграда – 2700 км, а до крайней восточной границы – 6500 км. Разве это середина России?

Для вас, любознательные:


  1. Подсчитайте, сколько времени понадобится туристу, чтобы добраться из Челябинска в Москву по железной дороге, Если поезд идёт со средней скоростью 70 км в час.

  2. Проследите путь его движения по карте. В каком направлении будет двигаться этот поезд?

  3. Какие горы он будет пересекать?

Словарь.

Курвиметр – (латинское слово - кривой) прибор для измерения длин отрезков кривых и извилистых линий на топографических планах, картах и графических документах. Основанием курвиметра служит колёсико, движущее по измеряемой кривой.

Источники:

  1. Гитис М.С «Познай свой край. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах». Челябинск, АБРИС, 2004.

  2. Дерягин В.В, М.С. Гитис «Краеведение» 6 класс, Челябинск, АБРИС, 2008.

  3. Куприн А.М.» Занимательная топография». М., Просвещение, 1997.

  4. Моисеев А.П. и др. «Южноуральская панорама событий и достижений». Книга для чтения по краеведению: выпуск 1.- Челябинск, АБРИС, 2006.

  5. Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.


Практическая работа №3.
Тема: Ориентирование по плану местности.

Рекомендации.

Данную практическую работу целесообразно выполнять на уроке «Родная улица моя». Работа может быть выполнена в нескольких вариантах, так как у каждого учебного заведения имеются особенности его местоположения. Кроме того на выполнение этой практической работы могут оказать влияние изменения погодных условий. Один из вариантов по желанию учащихся может выполняться в качестве домашнего задания.



Цели и задачи работы:

  1. Познакомить учащихся с планом своего населённого пункта.

  2. Закрепить и проверить сформированность умений приёмов изображения направлений, расстояний, изображения предметов условными знаками.

  3. Формировать умения ориентироваться с помощью плана и определения географических объектов на плане.

  4. Научить производить простейшую глазомерную съёмку местности, фиксировать результаты проведённой работы.

Средства обучения:

  1. План своего населённого пункта.

  2. Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Перед выполнением необходимо вспомнить:

  1. Основные топографические знаки.

  2. Масштаб, виды масштабов.

  3. Основные и промежуточные стороны горизонта.

Практическая работа.

Вариант 1.

Ориентирование по плану местности Определение географического положения своей улицы, дома, школы.

Человеку приходится ориентироваться на поверхности Земли, под землёй, на воде, под водой, в воздухе в любое время суток, в любое время года, при любой погоде. Поэтому большое значение для каждого человека имеет умение ориентироваться по плану местности, по плану своего населённого пункта. Ориентироваться по плану местности – это значит определять своё местоположение по отношению к сторонам горизонта, к каким-либо значимым ориентирам (памятникам, зданиям, храмам, вышкам, отдельно стоящему дереву и т.д.). В современном крупном городе, чтобы не плутать, крайне важно уметь ориентироваться. Для уверенного ориентирования внутри любого населённого пункта следует в первую очередь иметь план (или схему) и тщательно изучить его:



  1. Рассмотрите план города (например, Челябинска) или своего населённого пункта.

  2. Какая река протекает в этом городе или в вашем населённом пункте?

  3. В каком направлении она течёт?

  4. Найдите и покажите мосты через реку.

  5. Какие озёра расположены рядом с городом?

  6. Назовите озёра, расположенные к северу от города.

  7. Какой водоём примыкает к Челябинску на юго-западе?

  8. Как по отношению к городу расположено озеро Смолино?

  9. Назовите улицы города, которые расположены в широтном направлении.

  10. Какие улицы расположены в меридиональном направлении?

  11. Найдите на плане свою улицу. Расскажите, где она располагается.

  12. Найдите на плане улицу Тимирязева, где расположен лицей№11.

  13. В какой части города расположена ваша школа?

  14. Какие интересные объекты расположены недалеко от вашей школы?

  15. В каком направлении от школы расположен ваш дом?

  16. Какие интересные объекты расположены рядом с вашим домом?

  17. Как можно доехать от вашего дома до школы?

  18. Покажите на плане города Челябинска Парк Гагарина.

  19. Вы летом собираетесь отдыхать на пляже Шершнёвского водохранилища? Опишите маршрут своего движения к этому пляжу.

  20. Найдите на плане вокзал. В какой части города он расположен? В каком направлении от него идут железнодорожные пути?

  21. В какой части города расположено больше промышленных предприятий?

(Аналогичные задания можно составить по плану своего населённого пункта)

Вариант № 2

Полярная съемка местности.

Рекомендации.

1.В конце предыдущего урока (5-7 мин.) необходимо провести инструктаж по работе на местности.

2.Учащихся следует разделить на группы (бригады) по 4-5 человек. В каждой группе назначается главный (бригадир).

3.Учитель предварительно сам знакомится с рабочим участком, намечает точки стояния бригад (полюс), выбирает объекты, измеряет расстояния до них, определяет азимуты.

4.При работе на местности каждому бригадиру выдается лист с заданием.

План выполнения съемки.

1.Встанье в точку (полюс) из которой будет сделана съемка. Эта точка находится в центральной части участка.

2.Отметьте точку полюса в середине планшета. Поставьте здесь точку.

3.Выберите масштаб съемки в зависимости от величины участка.

4.По компасу определите стороны горизонта и обозначьте направление на север на планшете, затем сориентируйте план.

5.Положите на планшет визирную линейку. Своим краем она должна касаться точки полюса. Направьте линейку на предметы, которые нужно изобразить на плане. Если эти объекты крупные, то направьте линейку на их угловые точки.

6.Одновременно на планшете проведите линии по линейке визирования из точки полюса до заданных предметов.

7.Определите рулеткой и шагами расстояния до каждого предмета. Используя выбранный масштаб, отложите эти расстояния до каждого предмета на планшете. Используя выбранный масштаб, запишите эти расстояния на линиях визирования.

8.Определите азимут объектов.

9.Объекты изобразите с помощью условных знаков на планшете.

Данные занести в таблицу.



Наблюдаемый

объект


Расположение объекта по отношению к месту наблюдения

Азимут движения к объекту

Расстояние до объекта.













После заполнения таблицы ученики (бригады) чертят план и обозначают с помощью условных топографических знаков наблюдаемые объекты.

Вариант № 3

Маршрутная съемка.

Маршрутная съемка выполняется по дороге к своему дому.

Выберете участок движения расстоянием до 500 метров.

На поворотах дороги сориентируйте планшет (лист), обозначьте на нем место остановки и расстояние до него в шагах, метрах, а затем и в масштабе.

Не сбивая ориентированного листа, определите по компасу азимут (угол между направлением на север и направлением на объект, который измеряется в градусах) и продолжайте движение до следующей остановки. Пройденное расстояние измерьте шагами.

По ходу маршрута наносите на планшет условными знаками предметы, расположенные вблизи дороги. Расстояние до них определяйте на глаз.



Вариант № 4.

Работа выполняется по топографической карте.

Внимательно рассмотрите топографическую карту и ответьте на следующие вопросы:



  1. Какова высота холма, на вершине которого расположена ветряная мельница?

  2. В каком направлении от посёлка Берёзкино расположен посёлок Солнечный?

  3. Какое расстояние преодолеет велосипедист от станции до родника?

  4. Определите азимут от домика лесника на силосную башню.

  5. Какой из участков (А, Б или В) наиболее подходит для тренировок горнолыжной секции? Ответ поясните.

  6. Какой берег реки Тихой обрывистый?

  7. Какое расстояние необходимо преодолеть на пароме через реку Тихая?




Познавательная страничка.

Стороны горизонта можно определить по некоторым постройкам. В основном это сооружения религиозного культа: церкви, мечети, которые в соответствии с законами религии строились довольно строго ориентированными по сторонам горизонта. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольня – на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе обращён к югу, приподнятый – к северу.

Следует помнить, что нумерация домов идёт от центра, а в небольших населённых пунктах от реки, поскольку так шло заселение территории. Нечётные номера домов расположены на левой стороне, а чётные – на правой.

На улицах будьте особенно внимательными и старайтесь в пути всё замечать. Например, лежащие кучи снега по обочинам дорог, особенно в начале весны, могут ориентировать человека по сторонам горизонта. Южная часть будет покрыта выступами и впадинами и более загрязнена.



Подумай! ОТВЕТЬ!

И в тайге и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане

И ведёт нас за собой.

(компас)


В кармане моём замечательный друг!

Он знает, где север, и знает, где юг.

( компас)

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудится.

( компас)



Словарь.

Визирная линейка – трехгранный деревянный брусок, длиной 20-25 см, с нанесенными на боковых гранях делениями по 1 см, которые в свою очередь разделены на мм.

Источники:

  1. Клименко А.К. «Карта и компас - мои друзья». М., «Детская литература», 1975.

  2. Куприн А.М. «Занимательная топография». М., « Просвещение», 1977.

  3. Меньчуков А.Е. «В мире ориентиров». М., «Недра», 1986.


Практическая работа № 4.
Тема: «Лингвистический конструктор»

Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарём, дополнительной литературой)



Рекомендации. Данная практическая работа проводится на уроке « Как были открыты Уральские горы». Сложность выполнения этой работы заключается в том, что нет достаточного количества топонимических словарей по краеведению. Рекомендуется использовать материал книги Шувалова Н.И. «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» Ю-У, Челябинск, 1989 г., и книги Моисеева А.П. «Топонимическое краеведение». Челябинская область. - Ч; АБРИС, 2009.

Лучшая форма организации практической работы - групповая. Каждая группа может принести дополнительную литературу из домашней библиотеки.



Цели и задачи работы:

1.Научить учащихся работать с топонимическим словарём и дополнительной литературой.

2. Формировать умения фиксировать, оформлять и делать выводы на основе работы с различными источниками информации.

3. Развивать познавательный интерес учащихся к изучению своего края, вести самостоятельный поиск.



Средства обучения:

  1. Челябинская область. Атлас. Познай свой край. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

  2. Дерягин В.В., Гитис М.С. « Краеведение. Челябинская область». 6 класс. Челябинск, АБРИС, 2008.

  3. «Легенды Южного Урала» Аркаим, Челябинск, 2009.

  4. Матвеев А.К. « Вершины Каменного пояса». Ю-У, Челябинск,1990.

  5. Матвеев А.К. «Географические названия Урала» С-У, Свердловск,1987.

  6. Моисеев А.П. «Топонимическое краеведение». Челябинская область. - Челябинск; АБРИС, 2009.

  7. Физическая карта области. Настенная. Омская картографическая фабрика Роскартографии. Москва, 2001.

  8. Шувалов Н.И. «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области». Топонимический словарь. – 2-е изд. перераб. и доп. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989.

Перед выполнением работы необходимо вспомнить:

  1. Какие народы заселяли Южный Урал до прихода русских?

  2. Названия, каких хребтов и гор нашего края известны учащимся.

Практическая работа.

Удивительная земля Южный Урал! Она лежит как летопись, позволяя читать себя по одним названиям…

М.С. Шагинян «Южный Урал».

Класс работает группами. Каждая группа выполняет задание по предложенному плану и заполняет таблицу № 1, используя учебную и дополнительную литературу:

1.Работа с пособиями и атласом Челябинской области, которые находятся на партах: найди описание происхождения названий гор и хребтов области.

2.Информацию запиши в таблицу. «Происхождения названий гор и хребтов северной и западной части области»

3.Подумай и запиши, какие народы дали эти названия, почему?
Таблица № 1.

Происхождения названий гор и хребтов северной и западной части области.






Название

Значение названия

Язык
























Предполагаемый вывод: большинство названий гор и хребтов имеют тюркские (башкирские) корни, так как башкиры были наиболее многочисленным народом, проживающим в крае в течение многих поколений. Встречаются и финно-угорские корни. Названия - это памятники языка, истории и духовной культуры, которые надо беречь.



Дополнительная информация.

Если посмотреть на карту Челябинской области, каких только названий гор и хребтов нет! Они привлекают внимание своим разнообразием, заставляют задуматься необычностью звучания и какой-то загадочностью. Но это не просто отвлечённые и случайные понятия, каждое название имеет смысловую значимость. Географические названия рождались в определённой исторической обстановке. Каждое из них памятует о племенах и народах, которые некогда населяли и населяют наш край сегодня. Это один из элементов духовного творчества народа. В названия вложены мысли, знания и наблюдательность народа.

Интересно и поучительно проникать в тайны названий. Как и откуда они возникли? Что означают?

Например:




Тюркскоязычные


Финно-угорские

Русские

Таганай – от башкирских слов: таган – подставка, ай – луна.

Зигальга – древнее тюркское мужское имя – Джигал – оглу.




Названий в области сохранилось мало, их очень трудно расшифровать, так как они дошли до нас в значительно изменённой форме:

оз. Инышко,

оз. Силач, река Нязя, гора Лукаш


Александровская Сопка

(845 м., в 8 км на ю-в от Златоуста) названа в честь великого князя Александра Николаевича – будущего царя Александра II.

Пугачёва гора (к юз от озера Тургояк) названа в честь предводителя Крестьянской войны 1773-1775 г.



Словарь.

Топоним – всякое собственное географическое название (Еткуль, Урал).

Топонимика – учение о географических названиях.

Этнический – относящийся к какому-нибудь народу.

Тюркские языки – группа родственных языков: татарский, башкирский, казахский, чувашский, турецкий и др.

Финно-угорские языки – семья родственных языков (входящих в объединение уральских языков), делятся на саамские, волжско-финские, пермские, угорские и др.

Источники:

  1. Камалов А.А. «Народные географические термины» - Уфа: Китап, 1994.

  2. Матвеев А.К. «Вершины Каменного Пояса». Названия гор Урала.- 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

  3. Моисеев А.П. «Топонимическое краеведение». Челябинская область. - Челябинск, АБРИС, 2009.

  4. Мурзаев Э.М. «Словарь народных географических терминов».- М. Мысль 1984.

  5. Поздеев В.В. «Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь». - Челябинск: ЧГАКИ, 2008.

  6. Шувалов Н.И. «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области». Топонимический словарь. – 2-е изд. перераб. и доп. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1989.


Практическая работа № 5.

Тема: Обозначение на контурной карте местных форм рельефа.

Рекомендации.

Учителю необходимо заранее выбрать названия орографических элементов из программы по краеведению и учебника «Краеведение Челябинская область.6 класс» (Дерягин В.В., Гиттис М.С. - Челябинск: АБРИС, 2008), которые учащиеся нанесут на контурную карту.



Цели и задачи работы:

1. Формирование умений работать с контурной картой,

правильно и аккуратно наносить объекты, грамотно их подписывать.

2. Воспитание культуры труда (аккуратное оформление контурной карты).

3. Расширение географического кругозора учащихся.



Средства обучения:

1.Атласы Челябинской области. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

2.Гитис М.С. Челябинская область. Контурные карты по географии. Челябинск, АБРИС, 2002.

3.Физическая карта области. Настенная. Омская картографическая фабрика Роскартографии. Москва, 2001.

4.Цветные карандаши (коричневый, жёлтый, зелёный).

Перед выполнением работы необходимо вспомнить:


  1. Как обозначаются на карте формы поверхности?

  2. Какими цветами обозначают абсолютные высоты на физических картах?

  3. Как изображают на физических картах направления гор, хребтов?

  4. Как обозначают вершины гор?

Практическая работа:

« Немного найдётся таких уголков на Руси, где бы перед вашими глазами в такой величавой панораме развёртывались бы величайшие картины гор, равнин и скал, где всё преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии» Д.Н. Мамин - Сибиряк.

Вспомните, каким цветом обозначаются на карте горы, холмистые и плоские равнины.


  1. На контурной карте Челябинской области (стр. 9) проведите границу между горной, холмистой и низменной частью рельефа области (простым карандашом).

  2. В горной части покажите коричневым карандашом направления хребтов и подпишите их названия. (Зигальга, Нургуш, Уреньга, Таганай, Аджигардак, Сулея, Ильменский, Шелканды, Воробьёвы горы).

  3. На контурной карте (стр. 9) отметьте высшие точки (Юрма, Круглица, Поперечная, Б Нургуш), укажите их высоту (см учебник «Краеведение» 6 класс, стр. 55)

  4. Покажите жёлтым цветом возвышенные участки области на этой же контурной карте.

  5. Зелёным цветом на контурной карте (стр. 9) выделите низменную часть.

  6. В условных знаках покажите соотношение площадей, занятых различными формами рельефа.

Таблица № 1

Площади области, занятые различными формами рельефа.




высота

Горы (17 %)

Зауральский пенеплен (65%)

Западно-Сибирская низменность (18%)

800 м










600 м










400 м










200м











Познавательная страничка.

Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежестью полна,

С волнами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

И гордо устремляясь ввысь,

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Л. Татьяничева.

Шемахинская пещера.

Геоморфологический памятник природы областного значения. Расположен в долине реки Нижняя Шемаха недалеко от посёлка Бердяуш Нязепетровского района. Пещера является частью большой действующей гидрологической системы Шемахинского карстового поля. В пещере можно встретить кальцитовые натеки- сталактиты, известковое молоко. Общая длина ходов пещеры - 1660 метров.

Аракульский Шихан.

Это небольшой, но удивительный гребень, расположившийся на горе Аракуль в Каслинском районе. Его протяженность составляет более двух километров, а высота составляет 60 метров. Причудливые углубления в камнях, напоминающие корыта, древние стоянки человека, удивительный рельеф, образованный многолетней работой ветра и воды. Он сложен огромными гранитными плитами и глыбами, обтесанными веками стихией, что придает его виду старческий и величавый вид.

Гора Сугомак.

Гора - любимое место отдыха кыштымцев. Уникальность Сугомакской пещеры в том, что она расположена в толще мрамора. У нее три грота:

первый - холодный, ледяной,

второй - теплый, в нем всегда плюсовая температура, но сыро, мокро,

третий - водный, вроде колодца. Длина всех ходов-123 метра. На горе Сугомак (высота 600 метров) сохранилась реликтовая растительность. Силуэты горы Сугомак и соседней Егозы изображены на гербе города Кыштыма.

Гора Косотур.

Гора расположена в центре Златоуста. Максимальная высота её 586 метров над уровнем моря. Южный склон Косотура это - естественная плотина городского пруда. Западный склон Косотура, обращенный к центру города, круто обрывается в долину реки Ай. Гора сложена в основном кристаллическими породами и слюдянистыми сланцами. Склоны горы сплошь покрыты лесопосадками, но обрывы горы сохраняют естественный лес, в основном сосновый.

Александровская сопка.

Гора недалеко от города Златоуста высотой 844 метра, получившая свое название в честь визита Александра II. Царь якобы нашел на ней крупный самородок золота «Подкидыш», специально закопанный там к его визиту. Через вершину горы проходит граница между Европой и Азией. С сопки открывается прекрасный вид на Уральские горы.

Липовая гора.

Возвышается в Аше, на городской окраине. Южный склон почти перпендикулярен к горизонту, а северный – пологий, долгий. На Липовой горе растут не только липы. Кроме них – дубы, клены, вязы. Леса в окрестностях Аши тем отличны от других, что это – последний рубеж для широколиственных деревьев, которые подступают к Уральским горам с запада, но не смогут перевалить через них.

Сикияз–Тамак.

Этот удивительный комплекс Саткинского района представляет собой компактно расположенный пещерный ансамбль – город, вместивший в себя 43 различные по размерам и формам карстовые полости. Среди них – пещеры и гроты, скальные навесы, карстовые арки и мосты, погребенные и полупогребенные пещеры. В 14 пещерах и гротах этого комплекса уже обнаружены материальные следы всех этапов – эпох развития человеческой цивилизации.

Гора Карандаш.

Гора расположена в Кусинском районе. Эта сопка сложена породами, редкими не только для Урала. Они называются израндитами. Уникальность этих пород, темно-серого, почти черного цвета, плотных, тяжелых, в том, что они – самые древние не Урале и одни из древнейших на земле. Если возраст земли определяется 4, 5 – 5 млрд. лет, то израндитам – 4,2 млрд. лет. Израндиты близки к породам, которыми «выложены» бассейны океанов.

Пещера «Казачий стан».

Местоположение её в бассейне р. Увельки, недалеко от устья р. Сухарыш. В 1926 году краевед И.Г.Горохов вместе с несколькими другими любителями старины обследовали эту пещеру. В этой и других пещерах не раз находили предметы христианского культа. Вот еще одно свидетельство краеведа: «В 1910 году коелгский житель Я.Л.Хохряков у ямы близ входа построил часовню, разрушенную в 1920 году». И последнее: как говорят местные жители, пещеры тянутся на много верст.

***

По хребтам Уреньга и Зигальга в пределах нашей области можно совершить путешествие, покорив не менее 7 вершин высотой более 1000 м.

Живописный хребет Зюраткуль упоминается географами 18 века. В.Н.Татищев назвал его Ярак-Тау, отметив наличие рядом озера. Наиболее значительные вершины этого хребта Круглая Шишка (1184 м), гора Голая Сопка (1065 м).

Самая высокая точка области – одна из вершин хребта Нургуш – гора Большой Нургуш (1406,6 м).

Хребет Таганай – это семейка из трёх хребтов: Большой, Малый и Средний Таганай. Самая высокая гора в этой системе Большой Таганай – Круглица (1178 м).

Труднодоступный хребет Зигальга, малопосещаемый, но очень красивый.



Для вас, любознательные:

  1. Какую гору области можно назвать непоседа? (гора Егоза у города Кыштым)

  2. Какая гора нашей области самая короткая? (гора Коротыш на хр. Уреньга)

  3. Какие горы никогда не бывают мокрыми? (Сухие горы)

  4. На каком хребте спрятан Сундук, высотой 993 м? (На хребте Уреньга)

  5. В 2-3 км от Златоуста Курочка не кудахчет, а Лягушка не квакает. Почему? (Это название гор)

  6. Где расположена гора Карандаш? От какого минерала она получила своё имя? (Гора расположена в верховьях реки Кусы, где в 18-19 веке добывали «карандашный камень» - графит)

  7. Установите соответствие между объектами и их названиями:

Объекты: Названия:

1. Гора А) Александровская

2. Сопка Б) Игнатьевская

3. Гребень В) Чека

4. Пещера Г) Откликной

Это интересно знать…

Александровская Сопка находится близ железнодорожной станции Уржумка. Высота сопки – 845 метров. В 1909 году здесь была построена одна из первых континентальных радиостанций в России. Радиосооружения по тем временам были уникальны. Достаточно сказать, что высота мачты достигала 80 метров. При хорошей погоде с неё можно было видеть даже Екатеринбург. Радиостанция не смогла действовать нормально из-за поглощения электромагнитных волн железными рудами соседних гор. Сохранились остатки этого памятника истории российского радио.

Легенда о горе Шихан. Записана легенда со слов местных жителей:

«С незапамятных времён жил в Бакальских горах богатырь по прозвищу Шихан. Кротким с виду он был, да и по характеру своему добрым. Жил Шихан мирно и тихо. Но однажды объявился в этих краях ненавистный и злой дракон. Взбунтовался Шихан и вступил в единоборство с ним. Долгим и страшным был бой – не на жизнь, а на смерть. Гром гремел, и дым разносился по всей округе. Не хотелось ему оставлять Бакальские горы. Собрал дракон свои последние силы, кинулся стрелою на Шихана и вырвал у него огненное сердце. Закачался Шихан, будто травка подкошенная, и затих. Поглотила земля-матушка сердце сокола. Окаменел богатырь и превратился в скалу. И до сей поры называют люди эту скалу скалою Шихана. Высоко поднялась она над окрестностями Бакала и будто молит прохожего: « разыщи ты, путник, сердце сокола и он поведает тебе тайну гор своих…»

Сердце Шихана сейчас найдено, и тайна Бакальских гор разгадана – это богатейшие залежи железной руды.

***


Самая высокая точка области – одна из вершин хребта Нургуш – гора Большой Нургуш (1406,6 м). Самая низкая точка области – в долине реки Уй на границе с Курганской областью (102 м). Перепад высот 1304,6 м.

Откликной гребень. В нашем горном крае

Близ вершин Урала,

Есть – на Таганае –

Откликные скалы!

Гребни откликные –

С громовым успехом –

Голоса живые

Возвращают эхом!

М.Львов

Узнай по описанию…


  1. Этот живописный хребет упоминается географами 17 века. В.Н.Татищев назвал хребет Ярак-Тау, отметив наличие рядом озера. П.С.Паллас в своих путевых заметках обратил внимание на гору Юрак-Тау (Сердце-гора). Где находится этот хребет и как он сейчас называется?

( хр. Зюраткуль)

  1. Где находится самая высокая и самая низкая точки нашей области? Каков перепад высот между ними?

(самая высокая точка гора Большой Нургуш - высота 1406,6 м.; самая низкая точка области - в долине реки Уй на границе с Курганской областью (102м.); перепад высот 1304,6м.)

  1. Какая форма рельефа - одна из самых примечательных в нашем крае? Подсказка: эта форма рельефа звучит в названии города и трех поселков. Назовите эти населенные пункты.

(Трехгорный, Вишневогорск, Красногорский, Новогорный.)

Проверь себя…

Рельеф нашего края.

1.Подбери названия к приведенным определениям:

А) большие пространства с ровной поверхностью ____________________________________________________

Б) участки земной поверхности, высоко поднятые над окружающей местностью
2.Каким цветом на физической карте обозначаются:

плоские равнины __________________________________

холмистые равнины __________________________________

горы______________________________________________.

3.Подчеркни названия форм рельефа, на которых расположена Челябинская область: Западно-Сибирская низменность, Восточно-Европейская равнина, горы Среднего Урала, горы Северного Урала, горы Южного Урала, Зауральская холмистая равнина, Кавказские горы.

Словарь.

Пенеплен – (англ. – равнина) образовался на месте разрушенных гор. В пределах пенеплена образуются мощные коры выветривания.

Сталактит – (греч. – натекающий) висячие натечные известковые образования, нарастающие вниз с потолков карстовых пещер подобно ледяным сосулькам.

Шихан – (тюркс.) одинокий холм, сопка с правильными склонами и вершиной.

Источники:


  1. Гитис М.С. «Познай свой край. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах». Челябинск, «АБРИС», 2004.

  2. Матвеев А.К. «Вершины Каменного Пояса». Названия гор Урала - 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

  3. Матвеев А.К. «Названия гор Урала» - 2-е изд. перераб. и доп. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

  4. Стрельников С.М. «Златоуст. Словарь географических названий»

Златоуст «Трудовая честь» 1993.

  1. Что посмотреть на Южном Урале. (По версии «Челябинского рабочего») – Челябинск: ЗАО «ЧР-Менеджер», 2009.


Практическая работа № 6.


следующая страница >>